Дорогой
Всеволод Васильевич!
Сердечно поздравляем Вас с тем, что Вы покорили еще одну вершину чисел делящихся на пять. Надеемся, что метод математической индукции не подведет, и мы сможем поздравить Вас с покорением чисел, делящихся на 102.
В нашем институте и далеко за его пределами хорошо известна Ваша любовь не только к покорению вершин рекомбинационной люминесценции, но и любовь к горным вершинам и вершине теории чисел – теореме Ферма.
Мы ценим Ваше ехидно – доброжелательное отношение к людям, которое никого не оставляет равнодушным. Поэтому Ваши воспоминания обещают быть Интересными, надеемся прочесть значительную их часть к следующей Вашей круглой дате.
От всей души желаем Вам доброго здоровья, сердечного общения с людьми и счастливого покорения «n» следующих дат!
ФИАНОВЦЫ
Содержание
1 Предисловие 4
2 Краткая научная биография 8
3 Список трудов 11
4 Документы 18
4.1 В.В. Антонов-Романовский. Автобиография 18
4.2 Письмо академика С.И. Вавилова председателю Комитета кадров АН СССР академику Н.П. Горбунову. (5.06.1936 г.) 20
4.3 С.И. Вавилов. Отзыв о работе докторанта. 21
4.4 Из доклада ак. С.И. Вавилова о работе Физического Института им. Лебедева 23
4.5 Характеристика 1944 года 25
4.6 Характеристика 1961 года 26
4.7 Сведения о результатах коллоквиума 27
5 Об Антонове-Романовском 28
5.1 В.М. Березанская. Сведения о родственниках Всеволода Васильевича Антонова-Романовского 28
5.2 Б.М. Болотовский. Всеволод Васильевич Антонов-Романовский – человек с двойной фамилией. 32
5.3 А.Н. Горбунов. На Памире. 40
5.4 А.М. Леонтович. Несколько слов о Всеволоде Васильевиче 41
5.5 В.Я. Файнберг. Теория нерегулярности и Антонов-Романовский. 43
5.6 М.В. Фок. Об Антонове-Романовском 44
5.7 З.А. Чижикова. Путешествие по Байкалу 47
6 Воспоминания В.В. Антонова-Романовского 51
6.1 Устные рассказы Всеволода Васильевича 51
6.2 Президент Академии наук Сергей Иванович Вавилов 62
6.3 Академик Френкель 69
6.4 Работы Лаборатории люминесценции в области ИК-техники в годы Великой Отечественной войны. 71
6.5 Некоторые малоизвестные моменты из истории открытия эффекта Вавилова-Черенкова 74
6.6 Самуил Аронович Фридман 77
7 Краткие сведения об авторах 79
1Предисловие
25 февраля 2003 года исполнилось 95 лет старейшему сотруднику ФИАН Всеволоду Васильевичу Антонову-Романовскому, ученому с мировым именем и замечательному человеку.
В этом сборнике помещены сведения об его жизни и научной деятельности, рассказы сотрудников о нем и его собственные воспоминания. Использованы материалы из Архива РАН, из личного дела Всеволода Васильевича (В.В.), из личного архива Антоновых-Романовских, из аудиозаписей разговоров с ним, воспоминания и фотографии сотрудников. Для создания научной биографии и восстановления списка трудов В.В. очень ценной была помощь М.В. Фока. Важные замечания к сборнику сделали Б.М. Болотовский и В.А. Исаков.
Многие события в жизни Всеволода Васильевича поражают своей необычайностью и вызывают глубокую симпатию к этому человеку.
Необычно уже его детство. Он родился в г. Льеже в Бельгии в семье профессиональных революционеров, находившихся в то время там в эмиграции. Отец Всеволода Васильевича – Василий Григорьевич Антонов был членом РСДРП с 1903 г., арестовывался и ссылался за революционную деятельность. В.В. так объясняет эмиграцию родителей: « <…>отца выслали в Сибирь, в Тобольскую губернию. Мама поехала вместе с ним. И они оттуда бежали. Не хотели, чтобы я родился в тюрьме. Это был 1907 г.»1. Через брата, который в это время тоже находился в Льеже, Василий Григорьевич познакомился с Н.К. Крупской и В.И. Лениным, бывал на выступлениях Ленина. Вскоре по совету Луначарского семья переехала в Италию и жила с 1908 г. по 1917 г. во Флоренции, Пизе, Риме, Неаполе, Бари. В Италии Василий Григорьевич работал в качестве корреспондента «Правды» и пересылал информацию непосредственно Крупской.
Благодаря детству, проведенному в Италии, В.В. прекрасно знает итальянский язык.
Осенью 1917 г. семья возвратилась в Россию. «Революция в 17-ом году. Все зашевелилось. И тогда все эмигранты потянулись в Россию. Ну, и мы тоже потянулись». В 1920-1922 гг. Василий Григорьевич Антонов был одним из руководителей Дальневосточной республики (ДВР) и семья жила в Чите и Владивостоке. В 1922 г. В.Г. Антонов едет в Японию неофициальным представителем министерства иностранных дел ДВР, а официально – заведующим токийским отделением Дальневосточного телеграфного агентства (ДАЛЬТА). Затем его посылают дипломатическим представителем в Рим и Париж, в заграничные отделения ТАСС. С родителями Всеволод Васильевич был в Риме до лета 1924 г. С осени 1924 г. – в г. Щиграх Курской области у родственников, где летом 1925 г. окончил школу. С 1925 года работал учеником радиолаборатории ТАСС в Москве.
Осенью 1926 г. В.В. поступил на физико-математический факультет Московского Государственного Университета, который окончил в ноябре 1930 г. по специальности «теоретическая физика». «В 1926 году я стал студентом МГУ, где Сергей Иванович Вавилов читал лекции. Познакомился с ним ближе в 1929 году, когда сдавал практикум по физике, которым вместе с другими профессорами ведал Сергей Иванович».
«По окончании университета в порядке распределения на работу я попал в светотехническую лабораторию Московского электротехнического института (ВЭИ). Туда же попали мои сокурсники Владимир Морозов, Валентин Фабрикант, Виктор Гинзбург и Валентин Пульвер. Однако связь с МГУ не была потеряна. Нас навещали Ландсберг и Вавилов».
Собственно с этого времени началась научная деятельность В.В. Свою первую научную работу он опубликовал в 1930 году. Фактически он работает в ФИАНе с 1935 года, а старшим научным сотрудником ФИАНа стал в 1940 г.
Научные интересы В.В. Антонова-Романовского неизменны вот уже в течение 70 лет и посвящены люминесценции. Он является основателем теории кинетики излучения кристаллофосфоров. Большое значение имеют его работы по доказательству рекомбинационного характера свечения кристаллофосфоров, по разработке и исследованию светящихся составов со вспышечными свойствами, по изучению высвечивающего действия возбуждающего света. Он - автор ряда работ, имеющих важное практическое значение. В частности, является разработчиком гамма-дозиметров, которые использовались при первых космических полетах.
Уже первые работы В.В. Антонова-Романовского возбудили всеобщее внимание и пользовались широкой известностью и признанием не только у нас в стране, но и за рубежом.
Его работу очень ценил Сергей Иванович Вавилов. Уже в 1936 г. в письме председателю Комитета кадров АН СССР академику Н.П. Горбунову он писал:
« <…> Я имел возможность следить за работой и развитием Антонова в течение 6 лет и могу констатировать, что из него выработался хороший физик экспериментатор с самостоятельной теоретической мыслью и инициативой и умением рационально экспериментировать. Такой физик очень нужен Лаборатории фосфоресценции Физического института АН, являющейся единственной лабораторией по этому вопросу в СССР <…>».
В течение многих лет Всеволод Васильевич был ответственным за работу семинара Лаборатории люминесценции. Под его руководством они проводились настолько регулярно, что если «срывалось» запланированное выступление, В.В. делал обзорный доклад сам.
Ярко проявляющимися чертами характера В.В. являются его юмор, прямота, смелость, упрямство, целеустремленность и какая-то активно-любознательная позиция в жизни. Об этом свидетельствуют эпизоды в рассказах А.Н. Горбунова, Б.М. Болотовского, З.А. Чижиковой, А.М. Леонтовича, М.В. Фока и в его собственных воспоминаниях.
О незаурядности личности Всеволода Васильевича достаточно говорят такие факты: будучи студентом, спустился в кратер Везувия во время извержения; после сильного сердечного приступа (сначала принятого за инфаркт) начал заниматься бегом и к настоящему времени в общей сложности пробежал 100 тыс. км; в 70 лет пошел на Памир с рюкзаком 35 кг; в качестве хобби до сих пор пытается найти элементарное доказательство большой теоремы Ферма пока что, к сожалению, без успеха. В случае удачи он намерен посвятить доказательство памяти своего друга и сокурсника Бориса Вениаминовича Кутузова, верившего, что В.В. может доказать эту теорему.
В.В. свои симпатии и антипатии выражает прямо и, судя по воспоминаниям, довольно категорично. С.И. Вавилова он трепетно обожал. В.Л. Левшина не принимал и воевал с ним. Любил и ценил своего друга Б.В. Кутузова, М.Н. Аленцева. Сейчас с особой теплотой относится к М.В. Фоку, Б.М. Болотовскому.
В настоящее время, несмотря на почтенный возраст, В.В. регулярно посещает семинары отдела люминесценции, не пропускает ни одного интересного с его точки зрения события в ФИАНе. В его голосе, глазах и поступках до сих пор чувствуются задор, любопытство и внутренняя сила, благодаря которым он не сдается перед беспощадным временем.
В данный сборник, посвященной юбилею Всеволода Васильевича, помещена его краткая научная биография, список трудов, некоторые архивные документы, аудиозаписи разговоров с ним, а также воспоминания сотрудников. Приведены иллюстративные материалы – копии архивных документов (из Архива РАН и Архива ФИАН) и фотографии (из личных архивов В.В. Антонова-Романовского, Т.И. Вознесенской, З.А. Чижиковой).
Сам Всеволод Васильевич в настоящее время пишет воспоминания. Некоторые из них с любезного согласия автора помещены в сборнике.
Достарыңызбен бөлісу: |