Варашевъ камень и камень на Сердобольскомъ трактѣ



Дата27.06.2016
өлшемі43 Kb.
#160670
Иванов А., д. чл.-секретарь Ол. губ. ст. ком. Варашев камень и камень на Сердобольском тракте // Олонецкий сборник: Материалы для истории, географии, статистики и этнографии Олонецкого края. Вып. 2. Петрозаводск, 1886. С. 70 73.

С. 70
Варашевъ камень и камень на Сердобольскомъ трактѣ.

_____
На Ладожскомъ озерѣ, близь деревни Пограничныя-Кондуши, Олонецкаго уѣзда, около самой окраины берега и въ 10 аж. отъ небольшаго гранитнаго мыска, находится весьма замѣчательный, краснаго цвѣта, валунъ гранита, отдѣльно лежащiй въ водѣ и называемый Варашевъ Камень. Этотъ камень имѣетъ форму параллелопипеда, длинною 2 саж., въ ширину 1 саж.; высота камня отъ горизонта воды 2 арш. Углы камня остры, а стѣны довольно ровны.

Академикъ Озерецковскiй, объѣхавшiй Ладожское озеро въ 1785 году, описывая Варашевъ Камень, говоритъ: „Камень сей положенъ на ономъ мѣстѣ, безъ сумленiя, человѣческими руками, потому что онъ одинъ только тут находится и на великомъ отъ него разстоянiи камней не встрѣчается; сверхъ того, на поверхности сего камня высѣчены буквы, лѣто означающiя“. Рисунокъ Варашева Камня и снимокъ съ находящихся на немъ письменъ помѣщены въ „Путешествiи академика Озерецковскаго по озерамъ Ладожскому и Онежскому и вокругъ Ильменя“, изд. Имп. Акад. Наукъ въ 1812 году. По народнымъ разсказамъ, собраннымъ Озерецковскимъ, Варашевъ Камень былъ порубежнымъ знакомъ между Россiею и Швецiею, но почему названъ Варашевымъ – неизвѣстно.


С. 71

Во время путешествiя Озерецковскаго, Варашевъ Камень служилъ пограничною чертою между Сердобольскимъ и Олонецкимъ уѣздами.

Напротивъ, полковникъ А. П. Андреевъ, въ своемъ гидрографическомъ описанiи Ладожскаго озера (Спб. 1875 г. стр. 27 и 28), отвергая мнѣнiе академика Озерецковскаго, полагаетъ, что знаки, высѣченные на Варашевомъ камнѣ, ничто иное, какъ мѣтки или бирки мѣстныхъ жителей. „Въ настоящее время, – говоритъ г. Андреевъ, – на камнѣ мѣтокъ, описанныхъ г. Озерецковскимъ, уже мало; но на сѣверной сторонѣ камня ясно замѣтны высѣченныя цифры 1761, а въ другихъ мѣстахъ и по угламъ камня, безъ всякаго порядка, подѣланы разнаго рода мѣтки. Если предположить, что высѣченныя на камнѣ цифры 1761 означаютъ годъ ихъ высѣчки, то положительно можно сказать, что камень, пролежавъ въ водѣ слишкомъ 100 лѣтъ, не получилъ ни какого измѣненiя, ни отъ льда, ни отъ прибоя волнъ съ пескомъ, да и прочiя климатическiя явленiя разрушительно на него не дѣйствовали, хотя въ составѣ камня много кварца; только размѣръ камня, въ особенности въ высоту, значительно меньше того размѣра, который записанъ у Озерецковскаго, именно: длиною 2 с., шириною 1 с., высота надъ горизонтомъ воды 2 ар. (*). Строго говоря, Варашевъ камень лежитъ не на границѣ Финляндiи съ Олонецкою губернiею, – она къ востоку еще на полверсты. Вѣрнѣе сказать, этотъ камень есть рубежъ береговой гранитной фармацiи, такъ какъ далѣе по прибрежью озера, къ востоку отъ камня, нигдѣ не встрѣчается обнаженный гарнитъ и даже валуновъ большихъ размѣровъ нѣтъ: все пойдетъ около воды песчаная почва, усѣянная булыжнымъ камнемъ“.

Въ виду разнорѣчивости показанiй гг. Озерецковскаго и Андреева, о положенiи Варашева камня, по распоряженiю г. предсѣдателя Олонецкаго губернскаго статистическаго комитета – начальника Олонецкой губернiи Г. Г. Григорьева, въ минувшемъ году съ надписи на Варашевомъ камнѣ сдѣланъ точный снимокъ въ полную величину. При сличенiи этого снимка съ рисункомъ Озерецковскаго, въ послѣднемъ замѣтны не совсѣмъ точныя очертанiя


С. 72

буквъ верхней линiи надписи, означающихъ годъ. По новому снимку легко прочитать эту надпись:

Лѣта ЗPKS года.

(+)


Т. М. В. III.

Такимъ образомъ, высѣченный на камнѣ годъ оказывается 7126 – 1618, а не 1761, какъ прочиталъ г. Андреевъ.

Что же касается мнѣнiй гг. Озерецковскаго и Андреева о значенiи надписи, высѣченной на Варашевомъ камнѣ, то по историческимъ документамъ оказывается, что Варашевъ камень дѣйствительно представляетъ порубежный межевой знакъ, поставленный для разграниченiя Олонецкаго уѣзда и нынѣшней Финляндiи.

Для разграниченiя шведскихъ земель отъ русскихъ, по Столбовскому договору 1617 года, русскiе и шведскiе „полномочные межевальные послы“ съѣхались „межъ Новгородскаго уѣзда, Олонецкаго погоста, и Корельскаго уѣзда, Соломенскаго погоста, у Ладожскаго озера, у Варачева камени, у Варачина тожъ, лѣта 7126 октября въ 25 день“. Въ межевой записи18) межевальные послы говорятъ: „Межи и грани у насъ съ обѣихъ сторонъ праведно сысканы, смотрѣны и разлучены и кладеныя по старожильцевымъ сказкамъ вправду, какъ изстари бывало. А грани на тѣхъ мѣстахъ нынѣ кладены съ Великаго Государя нашего Его Царскаго Величества и Россiйскаго Государства со стороны дѣланы кресты а съ Велеможнаго Государя Его Королевскаго Величества и Свѣйскаго Государства стороны дѣланы короны, а въ оныхъ мѣстахъ копаны вообще ямы и насыпаны угольемъ. А сначала: пошла межа межъ Новгородскаго Олонецкаго погоста и Корельскаго Соломенскаго погоста отъ Ладожскаго озера, отъ Варачева камени, а Варачина тожъ, который у берега противъ наволока, а на немъ грань – крестъ въ кругу, да короны и годовое число“.

Такимъ образомъ, Варашевъ камень служилъ началомъ пограничной линiи, проведенной между Россiею и Швецiею по Столбовскому договору. Годъ и мѣсяцъ высѣчены на камнѣ тѣ самые,


С. 73

какiе упоминаются въ приведенной записи, но число на камнѣ другое – вмѣсто 25-го 26-е. Русскiй знакъ – крестъ въ кругу также сохранился, какъ видно изъ сдѣланнаго нынѣ снимка, а шведскiя короны, вѣроятно, стерлись.

Другой подобный камень находится у полотна дороги Сердобольскаго почтоваго тракта, между деревнею Пограничныя-Кондуши, Олонецкаго уѣзда, и домомъ Вирдильской таможенной заставы, въ Финляндiи. Безъ всякого сомнѣнiя, этотъ камень есть продолженiе пограничной черты, опредѣленной межевыми послами въ 1618 году. Въ высѣчкѣ на этомъ камнѣ находятся шведскiя короны и буквы не русскаго алфавита. Но встрѣчается сомнѣнiе въ означенiи года. По сдѣланному нынѣ снимку оказывается годъ 1761, тогда какъ Столбовскiй договоръ состоялся въ 1617 году и вскорѣ послѣ того производилось опредѣленiе пограничной линiи межевыми послами. Можно допустить, что при снятiи нынѣшняго снимка допущена случайная ошибка и годъ прочитанъ невѣрно: вмѣсто 1617, онъ въ снимкѣ изображенъ 1761.

Затѣмъ на послѣднемъ камнѣ нѣтъ русскаго знака – креста въ кругѣ. Не слѣдуетъ ли слова межевыхъ пословъ объ изображенiи на межевыхъ знакахъ русскихъ и шведскихъ знаковъ понимать такъ: на одномъ рубежѣ русскомъ (какъ Варашевъ камень) была сдѣлана и русская надпись съ русскими знаками; на другомъ же рубежѣ шведскомъ (какъ камень между Пограничными Кондушами и Вирдильскимъ заставнымъ домомъ) высѣчены были шведскiя буквы съ шведскими знаками. Такимъ образомъ, оба камня служатъ дополненiемъ одинъ другому.

Д. чл.-секретарь Ол. губ. ст. ком. А. Ивановъ.



_________

(*) У Озерецковскаго: вышиною четыре съ половиною ар., длиною восемь ар., шириною пять съ половиною арш.

18) Первое полное собранiе законовъ Россiйской Имперiи, т. I, № 19, стр. 203.


Достарыңызбен бөлісу:




©dereksiz.org 2024
әкімшілігінің қараңыз

    Басты бет