Вечное оружие национального духа



Дата19.07.2016
өлшемі246.16 Kb.
#208819
Вечное оружие национального духа

«Я спрашиваю, как никто еще не спрашивал – куда мы идем? Есть ли для нас место в истории?

Сознает ли кто-нибудь, что мы остались совершенно одни, что мы лишены настоящего?

Знает ли кто-нибудь, что если мы вдруг перестанем существовать ни один атом

во вселенной не сдвинется с места?»

Всякий представитель интеллигенции, несущий в себе чувство Родины, которому знаком глубинный смысл армянской истории, согласится, что Армения Мамиконянов1 – часто разделенная, полунезависимая, иногда разоренная – в большей степени являлась Арменией и Родиной, более обязывает нас к почитанию, чем Армения Тиграна Великого или Арташеса2.

В чем же причина этого?



С психологической точки зрения, причиной является то, что, во-первых многие из ценностей, созданных в Тароне3, имеют общеармянское значение, далее – они действительны и непреходящи, и в-третьих это обет Мамиконянов жить во имя бессмертия Армении и армян, бескорыстно действовать и мужественно умереть за них.

Да, почти все духовные инструменты, обеспечившие бессмертие нашего национального духа: светоносный алфавит4, беспримерное мужество, стремление к жертвованию преходящего во имя вечности, генетически закрепленные нравственные ценности, религиозное почитание Родины – все это или почти все дал нам Тарон.

В каком еще уголке армянской земли, армяне так почитали свою Родину, с такой львиной храбростью сражались в битвах, и умели так умирать за свою страну, как в Тароне?

Своим духовным наполнением, а также своей неизмеримой военной значимостью, эта наша историческая область представляет собой особый мир.

Правда, священна любая горсть родной земли, но правда и то, что у каждой страны есть свой самый заветный и самый важный с военной и исторической точки зрения край – там, где накоплено наибольшее количество культурных ценностей, где создавалась история и совершались героические деяния, край без которого родная страна, не только не может быть сильной и независимой, но и не может сохранить свое существование и осуществлять свою самооборону.

Значение Тарона в деле защиты нашей Родины и нашей нации судьбоносно.

Пока Тарон оторван от географического тела нашей страны – в опасности остается будущее нашей Родины.

У каждой страны есть свой Тарон

Спросите у народов и они со священным трепетом произнесут имя своего «Тарона».

Еще вчера министр внутренних дел кемалистской Турции Шукри Гайя, в речи, произнесенной во Франции, чтобы подчеркнуть значение Адрианополя для самообороны Турции, заявил – «каждый турок должен чувствовать себя адрианопольцем, прежде всего адрианопольцем». Почему? Потому что пока Адрианополь остается турецким, турок одной ногой остается в Европе, потому что потеряв Адрианополь Турция, может ослабнуть до гибельной степени.

«В первую очередь адрианопольцем» - всего три слова, которые дают безошибочную формулу самообороны родной страны.

Сколько психологической глубины, сколько военно-политической мудрости, и достойного зависти патриотизма есть в этом наставлении турецкого государственного деятеля.

«В первую очередь адрианопольцем» - это значит что туркам надо быть бдительными, ибо рано или поздно во Фракии могут столкнуться друг с другом две судьбы – судьба Турции и какого-либо иностранного государства. Это значит: если турок проиграет в этой точке, он потерпит поражение на всех остальных фронтах. Это значит, что каждый турок должен осознавать себя бойцом, каждое мгновение готовым превратить свою грудь в живой щит, на самом главном для Турции участке фронта.



Откликнувшись на заявление турецкого министра, турецкие студенты в Константинополе5, отвечая на вопросы французского журналиста сказали: «Мы все националисты, крайние националисты; национализм – наша духовная пища, подобная хлебу и воде».

То же по другому поводу: «Главнейшая наша обязанность – умереть ради имени, чести и независимости Турции».

Так мыслят, действуют и подготовляются турки. Так организуют они свою национальность перед лицом опасности.

А мы, армяне?

Кто будет отрицать, что Тарон значит для нас в сто раз больше, чем Фракия для Турции.

Не справедливо будет ли, чтобы сегодня армяне были бы больше озабочены Тароном, чем турки Адрианополем? Не ожидаемо ли, чтобы не только таронец, но и каждый армянин, независимо от политических взглядов и иных многообразных обстоятельств, имел бы сегодня самое горячее почитание осененных печатью национального духа ценностей, добродетелей и святынь созданных в Тароне.

Не пришло ли время, чтобы каждый армянин записался бойцом обета Мамиконянов, от которого мы отошли к сожалению, скорее по внутренним, чем по внешним причинам, и именно потому ослабли и были наказаны с нечеловеческой жестокостью.

Сегодня, когда человечество поставило нас перед фактом невозможности жить и творить по армянски, в эти опасные и зыбкие для мира дни, разве не было бы политической мудростью, чтобы армяне, как нация подверженная наибольшей опасности вновь положилась бы на Таронизм – вечное оружие национального духа.


* * *
Мы живем в революционное по преимуществу время - события наших дней судьбоносны.

Давно уже человечество чувствует себя сидящим на вулкане. Старый мир заминирован. Люди – как отдельные личности, так и группы, ощущают сегодня неуверенность и тревогу.

Невиданные до сих пор изменения происходят во всех сферах жизни. Государство, экономика, религия, философия переживают кризис.

Переоценке подвержены все основные жизненные проблемы. Народы, одержимые беспримерным революционным неистовством сокрушают скрижали ложных ценностей, идей, истин, и взамен их пишут новые.

Ход развития истории отныне переломлен и мы вначале крутого поворота.

Полагается новое начало. Начало нового этапа – нового мира и новой истории, создателем которой выступает обновленный человек – человек опасности, героики и судьбы. Повсюду – на Западе и на Востоке, в старом и новом мире, подстегиваемые страхом грядущего дня, духовно омолаживаются народы старые и активизируются молодые. Никогда еще народы так не почитали силу. Каждый старается извлечь свои внутренние скрытые силы, преодолеть внутренние недуги, обуздать и сковать центробежное «Я», зависть и злобу.

Все - победители и побежденные, большие и малые, встают на покорение своей внутренней пустыни, чтобы она исчезла не только с карты их страны, но и из их душ.

Всеобщая тревога еще более подогревается тройной опасностью большевизма, войны и национального вырождения, для борьбы с которой народы уповают на силу и непогрешимость своего национального инстинкта и наследственную систему ценностей.

Повсюду, личности и классы добровольно ограничивают свои индивидуальные права и интересы во имя Родины и нации. И подобное самоограничение, как акт наивысшей жертвенности, не только не унижает и не обезличивает индивидуума, а наоборот в еще большей степени усиливает, обогащает его духовный мир.

Для всех народов, и в частности для тех, кто потерпел поражение и с тяжелыми потерями вышли из войны – для всех, концентрация, организация и активизация собственных сил получает значение национального исповедания. Они предпринимают сверхчеловеческие усилия, чтобы исцелить раны, нанесенные жестокими международными договорами с одной стороны, а с другой готовятся к грядущей угрозе.



Пока Ратенау6 внушал немецкому народу, что его судьбой является «земляничная груша», потерпевшая поражение и униженная Германия выплачивала победителям по четыре миллиона в день. С того дня, однако, как вернувшийся с фронта раненый десятник, взял в свои руки руководство немецкой судьбой, когда народ отождествил собственную судьбу с Родиной и Нацией, с того дня международные отношения изменились – потерпевший поражение стал победителем без войны7.

Венгрия – трагическая жертва Триано8 – не запоздала с введением в школах ревизионизма9, как обязательного предмета, который требует пересмотра несправедливых договоров. Триано? - нет, никогда – это стало сегодня политической молитвой каждого венгра.

Далее, лишенная права держать армию родина Краля Марка – Болгария, по отношению к которой победители оказались безжалостно циничны – эта маленькая страна, опираясь на силу своего национального инстинкта, породила на свет трудовою армию – безоружное войско, которое сегодня становится ее боевой силой.

Так ведут себя проигравшие, но национально несломленные народы.

Что же победители?

Послушайте французскую интеллигенцию, представительницу победителей.

«Писатели, перед лицом нависшей над нашей страной опасностью, сожалея, что единение французов еще не стало свершившимся фактом, мы решили прекратить всякие раздоры, чтобы показать народу пример братского сплочения».

«Объединимся во имя возрождения Франции» - говорится в их втором манифесте. «Создадим новую Францию, которая окажется сильнее всех опасностей» - сказано в обращенном к народу третьем манифесте.

Вот пример патриотического образа действий представителей французской мысли – людей, представляющих самые разные идейные и политические течения.

Такова повсюду динамика и психология событий и народов.

Перевернутый до основания, расшатанный до самого фундамента – рушится и перестраивается целый мир – старый мир.

Очевидно, что в связи с проблемой преобладающего повсеместно кризиса – кризис, который так ощутимо затрагивает нашу коллективную судьбу, давно должен был быть поставлен и вопрос Армянского будущего – как должна действовать наша интеллигенция, сегодня и в будущем, для организации самообороны родной страны?

* * *
Перед сражением заранее можно считать проигравшим тот народ, который решительно посмотрев в глаза окружающему миру, не сможет сказать ему – я понимаю тебя.

«Наблюдай за окружающим миром и будь похожим на него» - говорит классическая истина.

Наблюдает армянин, смотрит на раскинувшийся перед ним мир, но, кажется, не видит, не понимает, то, что происходит вокруг него.

На протяжении многих лет, мы вместе с национально мыслящей частью интеллигенции повторяем, что человечество перегруппировывается на основе национального фактора. Народы возвращаются к истокам своего существования, ибо для них уже не вызывает сомнения, что «органическое в истории, представлено расой». Эту спасительную истину, к сожалению, не поняли лишь армяне. Идея нации придает смысл нашему народному существованию, также как и нашей обязанности умереть за родную страну. Этой моралью сильны современные народы. Мы же смертельно ослаблены, потому что нам не хватает этой высокой нравственности. Ужас нашего положения в том, что армяне в своем большинстве еще не понимают условий современного мира. Армянин не понимает, что для народа, имеющего такого соседа и врага, как турки, продолжение старой линии равносильно национальному самоубийству.

Армяне не обладают знанием своей национальной сущности. Стыдно – Франц Верфель10, чужестранец, должен был сказать, что «армяне – народ духа». Да, мы духовный народ, и именно потому, все те учения, которые являются порождением обезличенного духа – социализм, большевизм, космополитизм – остаются чуждыми и недоступными для армянского духа. Одухотворенным было христианство, и в этом причина того, что армяне первыми метнулись в его объятия. Надо понять, что самым могущественным орудием нашего народа всегда был дух.

Каждый истинный герой – в первую очередь является героем духа. Без могущества и силы духа, армянин может быть дерзким смельчаком, по случаю может стать и победителем, но никогда не будет героем. Героями духа были воины Мамиконяны, и в этом тайна того, что в их голосе слышалось тигриное рычание национальной воли и национальной силы, и того, что часто, подобно библейскому Давиду, они, выходя против врага лишь с «тремя камнями», опрокидывали его первым же ударом.

Одухотворен армянский воин и по этой причине он был и остается лучшим партизаном на Востоке, по этой причине он малыми силами, неоднократно противостоя громадным по численности армиям, вел бои в самых трудных условиях: полусытым-полуголодным, при отсутствии минимальных технических средств, без союзников, в одиночестве и часто совершенно отрезанным от мира.

В прошлые века вдохновенность наших воинов вызвала зависть Шапуха11, нашего врага: «Блажен тот, кто командует армянскими бойцами – верным и единодушным войском, от полков и знамен отличия которого исходит пламя».

Людьми духа были все полководцы из рода Мамиконянов, перед волей которых склонялись все трудности и опасности, для которых сама опасность была старым и близким знакомым. Это были люди одухотворенные, и потому они явились в свое время недремлющим инстинктом расы, ее оком, ее путем, ее пророками и законодателями, и, наконец, неповторимыми руководителями и вождями своего народа.

Быть человеком духа – значит быть посланником расы.

Такому и только такому можно доверить армянский народ и его страну.

Сколько потерь и сколько стыда можно было избежать, если бы армяне усвоили и с любовью исповедовали эту истину.

* * *
Армяне еще не имеют представления о том зле, которое называется лжеинтеллигенцией. Армяне неправильно употребляют слово интеллигенция, неправильно понимают его смысл. Для нас интеллигентом является каждый образованный человек. Именно в этом и заключается гибельная ошибка. Учеба, образование, научный багаж – все это необходимо, но не достаточно, чтобы сделать кого-то настоящим представителем интеллигенции. Человек может быть очень эрудированным, но это еще не дает ему право называться интеллигентом.

Истинным интеллигентом является тот, у кого к интеллектуальным способностям добавляется глубоко нравственный облик, высокая идейность, способность к созиданию новых идеалов, форм жизни, духовное мужество, безграничная способность к состраданию и любви к народу в его целостности.

По стечению обстоятельств такой человек может занять место в той или иной политической организации, но его преданность и его дело не могут нести классовый партийный характер. Для него существует нация как целостность, которой он бескорыстно служит. Истинная интеллектуальная элита, роль которой в жизни народа непрерывна, выступает в качестве той духовной силы, без которой невозможно создание национальности, а вместо народа существуют безродные толпы. Сменяющие друг друга поколения интеллигенции, не теряют органическую связь между собой, не отрицают друг друга, но взаимно обогащаются. С этой точки зрения творчество истинной интеллигенции носит непреходящий характер. Армянский народ не лишен истинных представителей интеллигенции, но лишен возможности пользоваться ею. Наша лжеинтеллигенция лучше приспособилась к условиям диаспоры и навязала себя.

Таким образом, наш народ и его истинная интеллигенция остались оторванными друг от друга. Лжеинтеллигенция, против которой ведут борьбу не на жизнь, а на смерть национальные элиты, у нас смогла полностью подчинить себе течение жизни, господствуя единолично и безальтернативно.

Единственной причиной ужасной убогости, плоскости и безобразия сегодняшней армянской действительности является наша лжеинтеллигенция.

Злобное интриганство, борьба за кусок хлеба, паразитирование своим положением, извращение должностных обязанностей, патриотизм лишь на словах – во всем этом можно найти ее душевный отпечаток.

Лишенная национального духа, и потому душевно бесплодная – она бессильна подняться над суетой и мелочностью повседневности. Лишенная творческой способности, она устремляется за целями по большей части незначительными и деструктивными, оставаясь до отвратительного мелочной, злобной и раскольнической. Легче сегодня утолить голод семи шакалов, чем удовлетворить злость антинациональной армянской лжеинтеллигенции. Глубиной веков засвидетельствована жизнеспособность нашей расы, ее жизненный порыв, но при этом лжеинтеллигент остается постоянно унижающимся, раболепствующим перед всем иностранным, пораженцем. Будучи национальным руководителем, он подобен мытарю, увековеченному Библией - ленивый, неверный корыстолюбец. Будучи деятелем – он лишь «книжник», причетник. Будучи учителем – он «ремесленник», бессильный представить учащемуся поколению видения силы и могущества.

Если сегодня наши дети национально обезличиваются – в этом виновна национальная неодухотворенность этого элемента больше, чем чужеродная среда.

Страдая душевной желтухой, эта часть нашей интеллигенции не желает воспользоваться свежим примером нашей национально мыслящей интеллигенции в Америке – цегакронизмом12. «От цегакронизма пахнет гитлеризмом» - злословят они. Извращая, таким образом, явления, они при этом знают, что цегакронизм родился в дни нависшей над нашим нагорьем опасности, когда человечество еще не слышало про гитлеризм. В лице нашего Давидбековского обета13 действовал и побеждал цегакронизм. Они знают, что армянская интеллигенция, Дашнакцутюн14, Сюникский край15 – все обязаны своим спасением16 цегакронизму. Армянский лжеинтеллигент знает это, но все же продолжает злословить: «Цегакронизм подходит лишь для американских условий».

И это в наши дни, когда каждый армянин прекрасно знает, что подрастающее поколение одинаково подвержено опасности в Париже или Тебризе, в Сирии и на Балканах – по всей диаспоре, и чтобы избавиться от чувства своей униженности, оно нуждается в национальной «idee force», в национальном одухотворяющем средстве - в цегакронизме.

Лжеинтеллигенции удалось размазать все высокие представления нашего народа. Очень многое в нашей жизни ею убито и похоронено без погребения. Вот одна из ее жертв – Армянская Церковь, служители которой не настолько невежественны, чтобы не понимать, что церковь, занятая лишь мертвыми обрядами и похоронами, в конце концов должна будет похоронить также свой народ и своего Бога.

А наша школа? – откуда давно сбежали «соколы» - безликая, бескровная, лишенная национальности – армянская школа, где могли бы учиться дети любой национальности. Это учреждение может дать армянскому учащемуся все, кроме чувства Родины, мужества для защиты Родины, и ощущения сладостности смерти за родную страну.



Армянская лжеинтеллигенция остается нераскаянной; исполненные богатырского духа, национальные призывы Алишана и Раффи, Агароняна и Варужана17 прошли мимо нее, высоты героизма остались недоступными для нее. Ей чужда любовь к опасности, она бежит, от воспитывающего героев чувства благородной опасности, и своей трусостью она часто подвергает риску будущее народа. Вчера они были пораженцами – сегодня они еще и проповедники трусости. Для них герой является авантюристом, подлец – деловым человеком, идеалист – глупцом, а трус – благоразумным.

Как граждане они лишены мужества, лишены до крайней степени: их никогда, даже формально, не увидишь на стороне справедливости и чести. Именно потому в сегодняшней армянской действительности низость подстерегает на каждом шагу, лисицы душат львов, а подонки и люмпены распинают Иисуса.

Армянская лжеинтеллигенция лицемерна; ее представитель иногда пачкает бумагу, время от времени безвдохновенно разглагольствует о национальной дисциплине, забывая, однако, отметить, что эту высокую добродетель можно обнаружить лишь там, где присутствует высшая инстанция и высшая воля - воля расы. Якобы мечтая о духовно и физически здоровом поколении, он не хочет признавать, что по настоящему оздоровляет и придает силы всегда национальный дух.

Он еще лепечет о национальном согласии, но не хочет знать, что без высшего и совершенного примирителя, каковым является национальный дух, только могила может навязать согласие сегодняшнему обездуховленному армянству.



Желая, чтобы представители нового поколения оставались армянами, он и пальцем не пошевелит, чтобы армянской оставалась Армения, трусливо избегает того, чтобы задачу воспитания подрастающего поколения поставить в связь с самообороной родной страны, как это делается повсюду. Он знает, но не признает, что сила всякого народа в его молодежи, что единство, возможность сохранения армянства вне Армении, боевую силу, необходимую для самозащиты родной страны – все это и еще больше, нам может дать новое поколение, если конечно старшее поколение сможет превратить задачу самообороны Армении в духовную потребность для молодежи, если дух нации будет бдеть над обоими поколениями, если они будут уповать на него – на подобный Масису18, вечно подверженному внутренне напряженной работе грозных вулканических сил – национальный дух.

* * *
Кто представляет волю армянского народа (есть ли вообще нечто подобное?), кто является ее выразителем, кто направляет ее?

Неуместные вопросы. Гнилой либерализм армянской лжеинтеллигенции давно переродился в анархизм. В диаспоре давно начался процесс распада национальной духовности.

Армянство Диаспоры сегодня не представляет из себя ни общества, ни народа, в духовном измерении это человеческая пыль, а в политическом – лишь тень.



Там где духовные и идейные отношения уступили место повседневному материально-эгоистическому расчету, там с точки зрения науки об обществе не может быть ни общества, ни народа. Есть лишь армянская масса, беспризорная, лишенная идеала и цели – масса и не более. В сегодняшнем своем положении армянство диаспоры может по праву повторить вслед за Нарекаци19: «Мои амбары наполнены пустотой, а в складах ветер. Я похож на тень и мой облик смешон».

Единственной причиной смехотворности сегодняшнего облика лишенного Родины армянина является его лжеинтеллигенция, для которой мир не подвергается изменениям. Чуждый для Востока, фальшивый европеец, а точнее карикатура на глупости и ошибки Запада – таков яркий типаж национально обездуховленного армянского интеллигента. На протяжении многих лет он подделывался под европейца, но не стал западным человеком, не смог овладеть наследственной добродетелью европейца, и не понял, что свойственное европейским нациям чувство героического является не только результатом условий их существования, но и особого высокого философского мировосприятия. Он не понимает, что человеческое существо с радостью страдает, жертвует и умирает ради вечных ценностей, но не ради бумажных глупостей, резолюций и статей.

По своей психологии он остался одной ногой на Востоке, другой на Западе; он остается раздвоенным, и на самом деле не принадлежит ни тому, ни другому.

Еще и сегодня – в самые тревожные для планеты дни, они трусливо избегают всех задач, которые так близко соприкасаются с судьбами нашей Родины и нашего народа, от задач, в которых пульсирует сердце нашего времени.

Самокритика и раскаяние – две добродетели, которые присущи сильным – остаются им незнакомыми.

Она - армянская лжеинтеллигенция – и сегодня не имеет достаточно мужества и патриотизма, чтобы возненавидеть свое несовершенство.

Результат? Результатом стало то, что река армянской жизни скопила столько тины, что ее течение затруднено вплоть до потери русла.

Духовная катастрофа – вот на что обрекаются армяне диаспоры своей лжеинтеллигенцией.

В подобных ситуация гибнет дух народов.

Где же выход?

Кто спасет армянство от неминуемой гибели?

Кто наполнит озоном так давно не освежавшийся небосклон нашей жизни?

Раса и национальных дух – только они.

Наша истинная интеллигенция давно уже бьет в набат, возвещая об опасности. Мы слишком опоздали. Намного раньше надо было выявить ту составляющую нашего национального естества, которая обеспечивала победы сквозь грозы предыдущих столетий, которая сделала возможными периодические национальные возрождения и революцию; безотлагательно следует прояснить эту победоносную черту нашего национального духа и лишь на ней основывать впредь нашу национальную и патриотическую деятельность, вновь оперевшись на нее, только на нее, чтобы суметь удачно противостоять нынешним и грядущим опасностям.

* * *
Дух Тарона является победоносной составляющей нашего национального характера, высшей добродетелью нашей расы, непреходящей стихией армянского духа, его порывом к бессмертию, его тоской по великим свершениям; он определяет благородство его происхождения.

Таронизм есть следование путем Мамиконянов.

Таронизм – мы обращаемся к этому непреходящему оружию национального духа, потому что наученные опытом мировых событий, мы убедились, что в нынешних условиях Армению может сделать жизнеспособной лишь человек с чувством опасности, героического духа и смерти.

Таронизм это чувство вечности, предметом которого является национальный дух.

Это также чувство духовной собственности, объектом которого является Родина.

Культ ответственности, могущества и мужества – вот что означает таронизм.

Таронизм это боевой союз истинного интеллигента и одухотворенного таронским духом воина во имя Родины и Нации.

Это значит, что отныне две вещи должны занимать мысль, сердце и усилие армянина: Армения и ее самооборона.

Такое национальное исповедание с необходимостью навязывается нам географическим положением Армении, малочисленностью нашего народа, нынешними и будущими угрозами угрожающими нам.

Его обязывает нам императив бескорыстного служения Родине, подобного одухотворенным Мамиконянам и необходимость воспитания нового поколения, готового погибать за нее.

Нам нужно новое поколение – поколение опасности, которому любо будет смотреть на мир и на явления мира глазами повелевающей собственной судьбой воли.

Вчера – давайте примем это – нас наказал не турок, а наше несовершенство руками турков.

Мы и завтра будем наказаны, если до этого не преодолеем нашу немощь посредством таронизма.

Завтра Родину смогут защитить лишь те, кто до этого духовно вооружится таронизмом, т.е. подобно нашим воинам из рода Мамиконянов, научатся жить и действовать только ради того, за что стоит умирать и умирать лишь за то, за что стоит жить.

Всегда нужно быть готовым с улыбкой на лице исполнить то, что требует Родина.

Стремление и умение умереть за Родину и народ, подобно Мамиконянам – вот, что мы называем таронизмом.



Сегодня все народы проповедуют «таронизм». Или мы с помощью таронизма – этого важнейшего оружия национального духа, должны пройти по останкам подпитывающих слабость армянства ветхих понятий, или Будущее, которое начинает свою сокрушительную атаку против старого мира, завтра пройдет по трупу нашего народа.
«Тарони Арцив20» ## 1,2 1938г.



1 Мамиконяны – армянский княжеский род. С 4 по 7-ой век в основном именно его представители занимали должность – спарапета – главнокомандующего армянским войском. Мамиконяны возглавляли освободительные движения 5- 7 вв. Многие представители рода отличились в армиях Ирана и Византии, особенно последней. Некоторые из них достигли даже императорского престола в Константинополе. В Армении с 7 века позиции Мамиконянов резко ослабляются. Лишь некоторые боковые линии рода продолжают свое существование. Мамиконяны возглавляли ту часть армянской аристократии, которая являлась сторонницей наиболее решительных действий против иранской, а затем арабской экспансии, с опорой на армяно-византийский союз.

2 Тигран Великий (95-55 до н.э.) – царь Великой Армении из рода Арташесянов (согласно современной академической научной версии) или Аршакуни (согласно средневековым историкам). При нем к Армении были присоединены области до этого входившие в состав Ирана, а также бывшие Селевкидские владения в Сирии и Палестине и т.о. Армения превратилась в мировую державу того времени, достигнув наибольшего территориального могущества. Тигран перенял у парфянских владык титул царя царей, которым титуловались он и его потомки до конца 1 в. до н.э. Цицерон называл его могущественнейшим из правителей. Во второй период своего царствования в союзе со своим зятем Митридатом Евпатором – царем Понта и Малой Армении вел войны с римлянами. После нескольких лет борьбы с переменным успехом, союзники потерпели поражение и Тигран вынужден был заключить мир с Помпеем, по которому Тигран терял все владения вне Армении.

Арташес 1 – (189-160) – основатель династии Арташесянов – дед Тиграна Великого. Правитель Великой Армении под сюзеренитетом Селевкидов. После поражения последних римлянам в битве при Магнесии в 189 г, провозгласил себя независимым царем Великой Армении. Объединил под своей властью большую часть Армянского Нагорья. При нем согласно Страбону все население нагорья говорило на едином языке.

3 Тарон область Западной Армении, с центром в городе Муше, совпадающая с плодородной долиной (Мушская долина) по среднему течению Арацани (Западный Евфрат, ныне Мурад-чай) в раннем средневековье вотчина Мамиконянов (с 4 века). В Тароне находились языческие и христианские святыни- храм бога грозы и воинов – Ваагна в Аштишате и храм св.Карапета, тоже покровителя воинов, а также и искусств. Тарон - родина М.Маштоца и М.Хоренаци. В новое время – главнейший центр партизанской войны с Османской Империей. Т.о. как в древности и средневековье, так и в новое время имя этой области ассоциируется с одной стороны с духовными центрами и святынями, а также культурными достижениями, а с другой с воинской доблестью. Ныне в составе Турции.

4 Армянский алфавит создан в 5 веке св. Месропом Маштоцем – выходцем из Тарона.

5 В современном литературном армянском языке нынешний Стамбул продолжает называться своим исконным именем – Константинополь. В разговорном языке чаще употребляется сокращенная форма Полис наравне с современным турецким названием города Стамбул.

6 Вальтер Ратенау (1867-1922)– министр иностранных дел Германии в 1922 г, автор множества философских, эстетических и социально-утопических трудов.

7 Под десятником конечно имеется ввиду Гитлер, бывший ефрейтором в Первую Мировою Войну. Позитивные пассажи, относящиеся к Гитлеру в текстах Нждэ надо принимать не только критически, но и непременно учитывать время, в которое они написаны. В 30-еы годы еще никто не знал ни об Освенциме, ни о других преступления против человечества. Симпатии к немецкому нацизму, либо, к примеру, к итальянскому фашизму могли проявлять деятели разной направленности, в т.ч. скажем право-консервативные. Слова с позитивной характеристикой Гитлера, Муссолини и т.п. можно найти у таких политиков как Черчилль. Не стоит упоминать и о многочисленных интеллектуалах, так или иначе позитивно упоминавших, либо прямо сотрудничавших с указанными движениями: М.Хайдеггера, К. Гамсуна, Г. Бенна, К. Юнга (на определенном этапе) и т.д. Все это отнюдь не означает оправдание нацизма, но было бы нелепой ошибкой осуждать всех этих людей, абстрагируясь от конкретики временного периода и контекста, в котором они действовали и выражали свое мнение. Судить их с позиции современности является, конечно, грубым, если не сказать почти «детским» анахронизмом.

8 Трианонский мирный договор (4.06.1920) между державами Антанты и Венгрией, как частью побежденной бывшей Австро-Венгрии. Согласно этому договору был сделан ряд территориальных уступок Румынии, Чехословакии и Югославии и определена предельная численность венгерской армии. В 1938 г. Венгрия добилась пересмотра ряда статей этого договора.

9 В данном случае имеется в виду распространившееся в Венгрии в период между двумя мировыми войнами течение, требовавшее пересмотра (ревизии) Трианонского мирного договора и в частности границ Венгрии, определенных этим договором.

10 Франц Верфель (1890-1940) – австрийский писатель еврейского происхождения, один из видных представителей экспрессионизма в немецкоязычной литературе. Автор романа «40 дней Муса Дага», где описана самооборона 6 армянских сел района вокруг горы Муса Даг на северо-восточном побережье Сирии в период осуществляемого Османским правительством геноцида армян в Первую мировую войну.

11 Вольная цитата из «Истории Армении» Павстоса Бюзанда.

Шапур 2-ой (в армянской традиционной транскрипции Shapuh (Шапух)) иранский шах (309-379) из династии Сасанидов. В период его царствования развернулся рад римско-персидских и армяно-персидских войн. Армянский историк Павстос Бюзанд вкладывает в уста Шапуха следующие слова, сказанные им после одной из очередных битв с армянским войском: «С самого раннего возраста я всегда был в битвах и войнах... но по настоящему горячей была эта битва, в которой мы бились в этот раз. Потому что когда армянские копейщики выдвигались вперед, то нападали как высокая гора или как сильная и неподвижная башня.... И еще я удивлен единосердечной верности армянского войска и преданности своему государю: потому что столько лет как их повелитель– Аршак потерян для них, но они воодушевляются его именем во время войны. ...Или разъяренный полк Мушела – мне казалось что от этого полка изливаются пламя и огонь, и знамена их - как пламя пожара проходящее сквозь тростники. Столько времени как их государь Аршак потерян для них...., но они из любви к нему считают, так будто он стоит во главе их как царь, или находится среди них, предводительствуя в войне и они служат ему в его присутствии. Да -, говорил он, - блажен предводитель армянского полка–единого и верного войска, так преданного своему государю».

12 Цегакронизм – название для идейного течения и организации (Цегакрон ухт – «Обет Цегакрон»), созданного и Нждэ в начале 30-ых гг., во время его пребывания в Америке по поручению руководства Дашнакцутюн. Для противодействия ассимиляционным процессам среди молодого поколения армян в Америке и были созданы Цегакрон Ухт. Позднее переименованы в Армянский Молодежный Дашнакцутюн (Союз) и под этим названием существуют по сей день. Идеологические основы движения изложены в статьях Нждэ «Цегакронизм как победоносная сила», «Национальное пробуждение». Истории организации движения посвящены главы книги «Армянство Америки». Цегакрон – буквально – носитель рода, нации, расы. «Крон» - также религия – отсюда поздние попытки интерпретировать цегакронизм как попытку создания своего рода неоязыческой религии – интерпретация, которой грешили как некоторые последователи Нждэ, так и его противники.

13 Давидбековский обет. Давид бек (ум. 1727) - лидер армянского восстания в Сюнике в 20-ых гг. 18 века. Действовал против местных мусульманских сил, а затем в союзе с ними и с персидским шахом, против вторгшихся в регион османцев.

Вот, что пишет о «давидбековском обете» сам Нждэ.

«За несколько недель до падения Капана, я побуждаемый угрозой нависшей над краем, дал начало подпольной организации, которая распространяясь и усиливаясь, должна была обессилить тюркские и большевистские орды..., освободить Капан...

Организация, главная сила которой была в пламенном революционном духе, называлась «давидбековском» или «гехвадзорской». Ее боевые силы состояли из мобильных отрядов, которые назывались – «гайлахэмбер» (волчьи отряды). ...Новые члены принимались только по поручительству старых. ...При встрече члены отрядов приветствовали друг друга следующими словами:



  • Помни Гехвадзор

  • А также Давид бека, звучало в ответ

  • Для нас нет смерти, говорили при расставании

  • Смерть нашим врагам, звучал ответ.»

14 Дашнакцутюн – Армянский Революционный Союз (союз по армянски – «дашнакцутюн», откуда сокращенное название партии) – одна из трех традиционных армянских партий. Образована в Тифлисе в 1890 г. Армянскими студентами, вышедшими из круга русских народников. Основной целью было освобождение Западной Армении от османского владычества. С середины 1890-ых гг. становится ведущей армянской партией, ведущей силой партизанкой борьбы на территории Западной Армении. С 1903 г. Также в активной борьбе против царского правительства. В основе идеологии социализм, национально-освободительная борьба и революционность. Подвергались преследованиям русского и османского правительств. В 1918-20/21 гг. – правящая партия в независимой Армении. С 1921 г. Действует в диаспоре. С 1990 вновь возвращается в Армению. Нждэ был членом Дашнакцутюн со студенческих лет и до 1938 г., когда из-за растущих расхождений с руководством партии вышел из нее.

15 Сюник – преимущественно горная область на северо-востоке исторической Армении, ныне южная часть Республики Армении известная также под именем Зангезур. В 1918-21 годах область вела круговую оборону против мусульманских, а затем мусульмано-большевистских формирований. С 1919 года оборону Сюника по поручению армянского правительства и партии «Дашнакцутюн» возглавлял Г. Нждэ, достигший здесь выдающихся успехов. После советизации Армении (в ноябре 1920 и повторно в апреле 1921) Сюник продержался до июля 1921 года и был очищен армянскими формированиями на условии вхождения края в состав Советской Армении, а не Азербайджана, как ранее планировали большевики.

16 Имеется ввиду, что в 1921 г. после окончательной советизации Армении, Сюник, находившийся под контролем Нждэ, стал тем путем, через которой члены армянского правительства, партий, офицеры, интеллигенция и др., смогли перебраться в Иран, избегнув большевистских репрессий.

17 Гевонд Алишан (1820-1901) крупный армяновед и религиозный деятель, также автор художественных произведений. Раффи (1835-88) – армянский писатель, чье влияние на становление армянского национального движения огромно. Автор романов: «Искры», «Безумец», «Давид Бек», «Самвел». Аветис Агаронян (1866-1948), - армянский писатель и общественно-политический деятель. Учился в Лозанне и Сорбонне. Как писатель находился под влиянием символизма. Член «Дашнакцутюн». Председатель парламента Первой Республики в 1919г. Возглавлял несколько армянских делегаций на мирных конференциях после Первой мировой войны. Подписал Севрский мирный договор (1920) с армянской стороны. Даниэль Варужан (1884-1915) – западноармянский поэт. Учился в Венеции затем в Генте. Автор циклов: «Содрогания», «Сердце нации», «Языческие песни», «Песнь хлеба»). Убит во время геноцида 1915 г.

18 Масис – одно из принятых среди армян названий горы Большой Арарат.

19 Св. Григор Нарекаци – (10-11 вв.) – виднейший армянский богослов-мистик, представитель Нарекской богословской школы, ученик Анании Нарекаци. Автор богословских трудов, духовных стихов и т.д. Наиболее известна его «Книга скорбных песнопений» (в народе - «Нарек»)- самый важный памятник армянского мистического богословия и одновременно одна из вершин армянской средневековой поэзии. В народе «Нарек» известен своими целительными свойствами и как сборник наиболее действенных молитв – являясь второй по популярности книгой в средневековой Армении после Евангелия и наряду с «Историей Армении» Мовсеса Хоренаци. Поэзия Нарекаци – также одна из вершин развития древнеармянского языка.

20 «Тарони Арцив» - («Таронский Орел») – газета, издаваемая в Болгарии - официальный орган движения таронизма в 1938-39 гг.


Достарыңызбен бөлісу:




©dereksiz.org 2024
әкімшілігінің қараңыз

    Басты бет