Высота 1079. Неизвестные страницы трагедии на перевале Дятлова



Дата23.02.2016
өлшемі82.05 Kb.
#2748
Высота 1079. Неизвестные страницы трагедии на перевале Дятлова

Александр АРХИПОВ

Георгий Карпушин

НА ПРОТЯЖЕНИИ многих лет большинство людей, принимавших непосредственное участие в поиске группы Игоря Дятлова - студентов, погибших в 1959 году на горе Мертвецов, - упорно хранили молчание. Несколько лет назад его нарушил Владимир Коротаев, пер­вый следователь по делу о гибели туристов. Рас­сказ следователя стал поистине сенсационным. Но не дал разгадки на ос­новной вопрос: что же по­служило причиной страш­ной гибели туристов.

«МНЕ ВОСЕМЬДЕ­СЯТ один год. Теперь вы понимаете, почему я хочу рассказать то немногое, что знаю?» - спрашивает Геор­гий Карпушин. В 1959 году Карпушин был старшим штурманом 123-го летного отряда Уральского управ­ления гражданской авиа­ции. По его словам, именно он первым обнаружил па­латку погибших туристов.Рассказ Г.Карпушина вос­полняет неизвестную стра­ницу давней трагической истории, хотя во многом расходится с общеизвестны­ми версиями.

На связь не выходилис января...«ВО ВТОРОЙ половине февраля 1959 года к нам в авиаотряд пришел пред­ставитель УПИ по фами­лии Гордо и этак неохотно рассказал, что в районе Ивделя на связь не выхо­дит группа студентов, не мешало бы, дескать, орга­низовать поиски... Но мы же не частная лавочка! Го­ворим: надо искать - делай­те заявку. В итоге через не­которое время к нам дей­ствительно поступила заяв­ка. На самолете Як-12А на поиск группы вылетели ко­мандир самолета Иван Емельянович Спицын, я и двое представителей УПИ. Фамилию первого не по­мню, вторым был уже вы­шеупомянутый Гордо...

Лев Семенович Гордо -председатель спортивного клуба УПИ в 1959 году. Для поиска туристов Як-12А был выбран неслучайно: буква «А» в его названии означает, что запаса топ­лива хватит на 6 часов, что оправдано величиной района поисков. Здесь и да­лее курсивом - примечания редакции.

«Первую ночь после прибытия в аэропорт Ивде­ля мы стали изучать марш­рут движения группы Дят­лова и занялись изучением метеоусловий в горах се­верного Приполярного Урала. Таким образом, сравнив маршрут и сводку, я мог выяснить, где турис­тов могла застать метель или пурга. Странно, но, не­смотря на то, что те места довольно захолустны на первый взгляд, в аэропорту Ивделя была первокласс­ная авиаметеорологичес­кая станция - она работала по программе международ­ного геофизического года. Начальник станции, Рахи­мов, блестящий прогнозист, разложил нам ситуацию как по полочкам. По словам Гордо, ко­нечной целью группы Иго­ря Дятлова была гора Отортен. Затем студенты, пере­валив Уральский хребет, должны были двигаться на юг по западному склону Урала и верховьям реки Вишеры. Последняя инфор­мация о их передвижении была такова: доехав на ле­совозе до поселка Бурмантово, студенты отправи­лись дальше по зимнику. Сначала мы обследовали подножие хребта и реки, но даже следов лыж обнаруже­но не было».

Отортен - гора с от­меткой 1182 м над уровнем моря на водораздельном хребте в истоках реки Лозьвы. Восхождение на нее под силу произвести только опытным туристам. По­этому походу дятловцев должна была быть присво­ена III, высшая категория сложности.

«Кстати, в один из пер­вых дней нашей работы при­летел к нам рейсовый само­лет Ан-2. Прибыла группа из УПИ, двенадцать студентов. Подходят к нам, заяв­ляют категорически: «Завтра вы нас повезете туда». Мы смотрим на них, удивля­емся тихо. Что, мало тех де­вяти пропавших, что ли? Одеты легко, в штормовках, на ногах чуть ли не «бегун­ки» (кеды). Ребята, вы куда прибыли, в санаторий?»

«Поцелуй» Ойкс-Чакура

«ПЕРВЫЙ раз мы выле­тели по восточному склону до горы Отортен. Облач­ность - порядка 300-350 метров нижняя кромка. Сей­час уже можно сказать о том, что поисковые полеты выполнялись с грубейшими нарушениями всех мысли­мых правил. С такой облач­ностью; как была тогда, ле­тать вообще невозможно. Каждый такой полет мог окончиться трагедией. По­этому на смену Як-12 из Свердловска был вызван самолет Ан-2, как имеющий лучшую навигационную аппаратуру. На нем и реши­ли рискнуть «пробить» об­лака и пройти уже по запад­ному склону. Это чуть не стоило нам жизни».

Вылетев из Ивделя, лет­чики дошли до вершины Чистоп и перевалили в об­лаках Уральский хребет. Отлетев километров на со­рок, они спустились на вы­соту четыреста метров и вы­нырнули из облаков. Толь­ко благодаря такому хитро­умному маршруту им уда­лось исследовать западный склон.

Через несколько лет пос­ле гибели студентов на горе Частоп была установлена радиолокационная станция, просуществовавшая до 1983 года. Внешне появление этого военного объекта было ничем не обусловлено, что дало дополнительный повод многим исследовате­лям говорить о «космичес­ком» следе трагедии.

В тот момент, когда поис­ковый самолет стал возвра­щаться в Ивдель, чуть было не произошла катастрофа, которой удалось избежать только чудом. Вспоминает штурман Георгий Карпу­шин: «По полетным картам, так называемым «миллионкам», по пути в аэропорт Ивдель, мы пролетали над вершиной Ойкс-Чакур. Вы­сота горы на карте обозна­чена 1282 метра. Облач­ность, ничего не видно, идем по приборам. Иван Емельяныч (Спицын, пилот самоле­та) устал, попросил подме­нить его. А я ведь по образо­ванию не только штурман, но и пилот, поэтому никакой трудности это для меня не составило. Он задремал, а я взял штурвал. По приборам расстояние до вершины 600 метров. И вдруг впереди что-то серое. Я пригляделся: батюшки, да ведь это скалы! Какие-то секунды все реши­ли. Слава богу, хватило времени, успел очень резко уйти правым креном.

Примерно 18-20 февраля Спицына отозвали в Сверд­ловск, а областное руковод­ство, поняв серьезность поло­жения, распорядилось уси­лить состав поисковых групп. По словам Георгия Карпушина, руководить штабом по по­иску группы Дятлова из Свер­дловска прибыл некто Шишмарев, генерал-лейтенант то ли МВД, то ли гэбэшник. Та­кая секретность была напу­щена, что мы даже имени его не знали...»

Надо заметить, что до сих пор эта фамилия ни разу не упоминалась ни в одном свидетельстве о трагедии на горе Мертвецов. Поэто­му мы склоняемся к тому, что упомянутый генерал скорее относился к ведом­ству «комитетчиков».

Тем временем в Ивдель трилетели еще три экипажа « 123-го отряда и три экитажа эскадрильи ПВО из Арамиля. Кроме того, в распоряжении поисковиков оказались несколько вертолетов, которые и раньше базировались в аэропорту. (Сейчас я прихожу к выводy, что эти машины пред­назначались для поиска беглых зеков из лагерей Вижая и Бурмантово», - говорит летчик.

«На вертолете Ми-4 мы : командиром вертолета Владимиром Пустобаевым высадили несколько поис­ковых групп: на уступе горы Отортен, около Ойко-Чакура и на Тульмском камне. В группах были ра­ботники Ивдельлага. мест­ные охотники-манси, ребя­та из числа туристов, хоро­шо снаряженные и подго­товленные».

25 февраля 1959 года. Утро

В ШТАБЕ поисков ре­шили сразу: как только бу­дет хорошая погода, взле­тать всеми семью самолета­ми. На утверждение гене­ралу Шишмареву был пере­дан план, согласно которому летчики 123-го отряда должны были идти по за­падному склону, летчики ПВО - по восточному. «Го­ловной» самолет, команди­ром которого был П. Гладарев со штурманом Карпушиным, ведет связь всех экипажей. Генерал план одобрил.



Гладарев Петр Василье­вич, пилот 123-го отряда управления гражданской авиации. Впоследствии по­гиб в том же районе, вы­полняя транспортные рабо­ты. Причина катастрофы -обрыв несущей юпасти вертолета.

25 февраля погода выда­лась просто чудесная. Горы на фоне чистого, ясного неба создавали спокойно, благо­стное настроение. С аэропор­та Ивдель в воздух почти одновременно взмыли семь самолетов. До поселка Бур­мантово шли клином. Там, на высоте 300 метров, разде­лились, как было условлено ранее. Холат-Сыхыл (гора Мертвецов), обозначенная на пилотных картах просто как «высота 1079», оказа­лась прямо по курсу ведуще­го самолета. «Примерно за 25-30 километров до горы, -вспоминает штурман Карпу­шин, - мы очень четко разгля­дели палатку, которая при­лепилась к восточному скло­ну горы...»

Секретная смерть

ИТАК, по словам штур­мана Карпушина, 25 фев­раля 1959 года самолеты поисковиков вылетели из аэропорта Ивдель и на­правились в сторону вер­шины Отортен - конечной точки маршрута группы Дятлова. Пролетая над бе­зымянной горой, обозна­ченной на полетных кар­тах как высота 1079, лет­чики заметили палатку студентов.

«Чтобы избежать скоп­ления самолетов, я дал ко­манду остальным бортам возвращаться в Ивдель, -вспоминает бывший штур­ман, находившийся в веду­щем самолете. - Помню, мы сделали много заходов над палаткой. Было отчетливо видно, что она разрезана с северной стороны. Прямо у палатки, головой к ней, ле­жал труп, судя по длинным волосам - женский. Чуть в отдалении лежало еще одно тело. По всему было видно, что студенты поки­нули палатку в панике. Кстати, мне уже тогда бро­силось в глаза, что палатка неправильно поставлена, на уклоне примерно в 30 градусов, открытая всем ветрам и камнепаду... Что заставило ребят так посту­пить - ума не приложу. Могу предположить, что, дойдя до вершины, они так устали, что решили не спускаться к подножию горы. Эта ошибка и стала для них роковой.

Летчики зафиксирова­ли точку положения палатки на карте и связались с Ивделем, откуда они полу­чили команду возвращать­ся на аэродром. Через не­которое время на место ги­бели студентов вылетел вертолет МИ-4 со следо­вателями на борту. Высадка группы дознавателей происходила на грани фола. Облачность была настолько велика, что не­сущий винт было не видно. Приземлиться на горе не удалось, поэтому пассажи­рам вертолета пришлось выпрыгивать из него с вы­соты несколько метров. Параллельно вертолетчи­ки эвакуировали другие поисковые группы. Тогда, по окончании поисков, на­добность в нас отпала, и в марте летчики гражданс­кой авиации отбыли об­ратно в Свердловск».

Со временем штурман разработал собственную версию гибели студентов, а к большинству существую­щих предположений он от­носится скептически.

«Примерно в то же вре­мя, когда нашли тела тури­стов, - говорит Георгий Александрович, - кто-то ляпнул, что они стали жер­твой обломков отработан­ной части ракеты, но у меня эта версия вызывает только недоумение. Во-первых, мы практически первые проле­тели над местом трагедии, и я могу утверждать, что никаких обломков или сле­дов зачистки не было. Во-вторых, запуски всегда производились в восточном направлении, с учетом уг­лового перемещения плане­ты. Чудес не бывает: все было рассчитано так, что отработанные части ракет падали в глухие районы Ал­тая». Версия о нападении зе­ков тоже не выдерживает, по мнению Георгия Карпу­шина, проверки на проч­ность. «Когда мы только начали поиски, - утвержда­ет летчик, - руководством штаба поисков сразу же были сделаны запросы в ближайшие лагеря, их там два было - Вижай и Бурмантово, не было ли побегов заключенных. Ответ был отрицательный. Да даже если предположить, что кто-то сбежал, как бы такие зак­люченные, в одних тело­грейках, преодолели такое громадное расстояние до места, где обнаружили па­латку?» По мнению летчи­ка, появление подобных предположений связано с тем, что поиски, по крайней мере, та их часть, которая была связана с участием во­енных и авиации, велись в обстановке строжайшей секретности. Впрочем, и похоронили жертв перева­ла тайно.



Идолы мстят?

«ПРОСТО время было та­кое. Секретность была везде и во всем. Отвлекусь, вспом­ню одно из тогдашних засе­даний в Свердловске, на ко­тором я присутствовал по долгу службы, - говорит бывший летчик. - Обсужда­лись различные меры по уси­лению бдительности. Так там присутствовавшие на заседании топографы на полном серьезе предложили сдвинуть координаты горо­дов области на географичес­ких картах, чтобы запутать «врага». Вот до такого ма­разма доходило. И в ситуа­ции с гибелью студентов, мне кажется, сыграла свою роль именно чрезмерная секрет­ность. Отсюда и появился ореол мистики. Впрочем, я не могу дать ответы на все вопросы. На пример, я могу утверждать, так как видел тела погиб­ших, что они были естествен­ного цвета, а никакого не оранжевого, как стали ут­верждать позже. Но не могу сказать точно, излучали тру­пы радиоактивный фон или нет. В то время просто ради­ацией особо никто не интере­совался».



В противовес «космичес­ким» и другим версиям штур­ман разработал свою гипоте­зу гибели студентов группы Дятлова. «Я и раньше летал в тех местах, - рассказал он корреспонденту «АиФ- Урал», - на основании этого и сложилась моя версия . Дело в том, что от местных охотнике я неоднократно слышал о существовании в этих местах идолов. Слышал, что в лесу, в потайных месте, стояли деревянные фигуры, которым поклонялись вогу­лы (манси. - Прим ред.), де­лали подношения в вид пушнины, денег, мазали губы медвежьим жиром. Разорение этих капищ влекло за собой смерть. До сих nор мне памятен случай, который произошел в районе горы Народной - географи­чески это близко к тем мес­там. Там геологи занимались разработкой горного хруста­ля. Помогали им в этом ра­бочие - расконвоированньк зеки. Однажды четверо этих зеков разграбили один из та­ких идолов. Всех их постре­ляли вогулы.

А в районе перевала Дят­лова есть небольшая гора-вулкан Хой-Эква. Там в ав­густе 1949 года, производя съемку местности с воздуха, мы заметили просто огром­ное число манси на оленьих упряжках, которые съеха­лись сюда из окрестных по­селков. Вспомнив рассказы, . которые я слышал ранее, предполагаю, что именно здесь расположено расположено язычес­кое капище. По-видимому, манси, увидев, что туристы забра­лись достаточно близко к священным местам, решили испугать их. После того как студенты в панике покинули палатку, остальное сделали холод и переломы, получен­ные ребятами, в то время ког­да они в панике сбегали с горы...»

Достарыңызбен бөлісу:




©dereksiz.org 2025
әкімшілігінің қараңыз

    Басты бет