Выступление Александрова Владимира Леонидовича
По вопросу предстоящего юбилея – 150-летия со дня рождения академика А. Н. Крылова проводится большая работа и нам очень приятно, что вся широкая научно-техническая общественность судостроения, моряки откликнулись. Несколько мы удивлены позицией академии наук России и нашим Санкт-Петербургским её отделением. Но, тем не менее, работа подготовительная проводится. Николай Владимирович сказал о том, что будет издан оригинал книги Крылова «Мои воспоминания». Это, пожалуй, лучшая книга из всех воспоминаний великих людей академиков, которых читаешь. Я думаю, что характеристику такому человеку может дать и природа места, где он родился. Несколько лет назад наша делегация была на родине Крылова в селе Крылово в Чувашии. Это Поречинский район. Изумительные места. Только побывав там, можно понять, откуда величие Алексея Николаевича Крылова. То есть сама природа, родители дали ему это величие. Всё начинается с родителей, потом сама природа, потом учителя, потом сам человек. Вот в этом плане сам Алексей Николаевич был богато одарён. Мы в Чувашии встретились с рядом людей, прошла конференция, и сегодня в период с 18 по 23 июня большая делегация судостроителей-моряков примут участие в конференции в Чебоксарах, побывают на родине Крылова. Мы побываем в музее, где попытаемся ещё раз понять, каковы истоки, где родился вот такой человек, хотя, казалось бы, исконно российская глубинка. Биография Крылова Алексея Николаевича достаточно широко известна, но поражает то, что хотя он жизнелюб по натуре, не какой-то педант, который день и ночь сидел, зубрил науку, ему всё были свойственны и шалости, и умение вести себя в обществе, и мальчишеские выходки. Читаешь воспоминания, читаешь литературу, и то, что природа дала ему такой аналитический склад ума, умение постичь законы физики, поражает. Можно, конечно, владеть математическим аппаратом, можно многое знать и вместе с тем оставаться далеко не подготовленным человеком. Он глубоко чувствовал природу и сама природа, подтверждённая определёнными знаниями, привела к таким результатам.
Нам надо понять, как связано сегодняшнее время с его деятельностью. Алексей Николаевич Крылов предвидел русско-японскую войну не как крупный политик, а как моряк и человек. Уже тогда появились известные его выступления, мотивы, тревога за боль о неготовности российского флота к большим событиям в русско-японской войне, к которой нас подталкивали ряд иностранных государств. Безусловно, и царь и правительство российское тоже не хотели этой войны.
Но так сложилась обстановка и должен быть сделан главный вывод, что флот надо строить в мирное время. Это мы должны чётко понимать и об этом мы должны помнить. Отрадно, что у нас на сегодняшний день есть четкая кораблестроительная программа до 2020 года, есть ряд целевых программ, направленных на резкое повышение технического и организационного уровня, но, тем не менее, мы не можем сегодня похвастать тем, что судостроители и объединённая судостроительная корпорация и ряд концернов, которые участвуют, действительно извлекли уроки из такого серьёзного момента.
Мы видим, как резко нарастают политические события в мире, видим примеры, как обошлись с Ираком, как обошлись с Югославией, на очереди ряд других стран и в основе лежит военно-морской флот. Не будет военно-морского флота, ясно, что ни одна из стран не сможет удержать свою территорию, не сможет удержать свои завоёванные позиции и в этом, пожалуй, один из главных уроков, который мы получили от Алексея Николаевича Крылова.
Второй момент – сегодня идет большая полемика, пришли новые руководители в области науки техники и образования и сегодня мы видим с ужасом как рушатся научные школы. Как рушится академическая школа, как рушится отраслевая школа, что представляло из себя министерство судостроительной промышленности – этот действительно большой и серьёзный научно-технический комплекс, который был подкреплён созданием определённых разработок. В этих разработках принимали участие ученые — специалисты не только отрасли, но и коллеги в университетах (морском техническом университете (тогдашней корабелке)) и действительно была подготовлена уникальная научно-техническая база для строительства уникальных кораблей. Это и атомные подводные лодки. Вот пример: сколько лет занимаются постройкой подводных лодок в Китае, сколько лет этим занимаются в Индии, в других странах. А где результаты? Где результаты? Результатов практических нет. Есть какие то отдельные наработки, но сказать что их лодки патрулируют в мировом океане, занимаются серьёзными делами — их просто нет.
Каковы крупные достижения в освоении мирового океана, в создании глубоководных технических средств, в этом плане мы признательны нашей науке. А ведь многие вещи, связанные с морской техникой, истоки, идут как раз от Алексея Николаевича Крылова, от Бубнова, от других выдающихся людей, которые действительно создали определённую научную платформу. Почему мы сегодня так легко и спокойно смотрим, как всё это разрушается, почему у нас нет стройной системы подготовки кадров? Почему мы не можем привлечь внимание молодёжи к обучению в соответствующих вузах, обучению специальности? Более того, ребята, заканчивающие морской технический вуз и другие ВУЗЫ, в среднем 20-40% идут работать по специальности, остальные ищут себя где-то на стороне, ставя во главу не престиж кораблестроения, а заработную плату и прочее. Не такие уж они бедные.
Алексей Николаевич Крылов является для нас хорошим примером, наряду с тем, что он крупный ученый, он еще огромный деятель, предприниматель в хорошем смысле слова. Он стоял у истоков создания новых судостроительных заводов. Это же он написал доклад морскому министру Григоровичу, что надо говорить в Думе, какими словами и Григорович блестяще выступил, никто и не ждал таких результатов голосования, когда получена огромнейшая по тем временам сумма денег на строительство новых судостроительных заводов.
Флот строился, и если бы не известные события 1914 года, когда Россия вступила в ненужную войну с Германией, Россия совсем по-другому выглядела бы. Алексей Николаевич был одним из активных участников военного инженерного образования, но он понял, что этого недостаточно, и вот тогда появились первые наработки и он был в числе первых людей, кто говорил об этом, кто писал записки и в результате этого появился Политехнический институт, и Морской технический университет, и наша тоже задача не шельмовать, будем говорить, а действительно осмотреться. К стыду сказать, до сих пор ещё нет ни одной заявки, ни от министерства ни от объединённой судостроительной корпорации в морской технический университет, а кого и как будем готовить? Сегодня нет заявки на подготовку инженеров-кораблестроителей в области подводных лодок и глубоководной техники. Это разве правильный подход?
Надо отметить, что Алексей Николаевич первый президент научно-технического общества с 1932 по 1945 г. В НТО работает больше 20 секций и наша главная забота это 2 направления: вовлечение молодёжи в наши научные дела, оказание им определённой поддержки. Мы признательны Алексею Николаевичу Крылову, что он создал основы работы научно-технических обществ. В России работает около 30 научно-технических обществ.
Алексей Николаевич Крылов был представителем русской школы управления. Он был не только теоретиком и ученым, но и крупным руководителем. Алексей Николаевич является примером того, как нужно не только подумать, нарисовать и написать, что нужно сделать, но и как это сделать. Это самый важный такой момент. Впереди у нас ряд конференций по данному вопросу юбилея с участием нашей студенческой молодёжи.
Достарыңызбен бөлісу: |