Вопрос смысл понятия романтизм. Предпосылки. Романтизм



бет1/2
Дата12.06.2016
өлшемі175.5 Kb.
#129312
  1   2
Вопрос 1. смысл понятия романтизм. Предпосылки.

Романтизм (франц. romantisme), идейное и художественное направление в европейской и американской духовной культуре кон. 18 – 1-й пол. 19 вв. Это эстетическая революция, которая вместо науки и разума (высшей культурной инстанции для эпохи Просвещения) ставит художественное творчество индивидуума, которое становится образцом для всех видов культурной деятельности. После Французской революции вера в силу чистого разума (была подорвана, разум отождествляется с прагматизмом, противопоставлением ему становится культ чувств. Идеи носят всеобщий характер - чувства уникальны.
Поэтому основным героем романтиков становится человек, наделённый творческим даром (поэт, художник). Он возвышается над реальностью, недостойной художественного воплощения. Главный порыв устремлён внутрь себя, человек - микрокосмос, творец своей собственной вселенной. Довольно быстро романтизм выходит за рамки искусства и начинает определять стиль философии, поведения, одежды, а также и других аспектов жизни. Этим термином можно определить целую культуру, общее мироощущение исторической эпохи, начавшейся после Великой французской революции.

Хронологические рамки романтизма характеризуются относительной одновременностью начала (1790-е годы) и неопределенностью завершения (1820–1830-е – в Англии и Германии, 1870–1880-е – во Франции). Для США эти даты следует сдвинуть вперед на 20–30 лет. Итак, социально-политические предпосылки романтизма лежат в революционных потрясениях конца XVIII века: Война за независимость в Америке и, главное, Великая французская революция 1789–1794 гг. Ее эмоциональное переживание, а затем осмысление ее опыта, ее последствий сыграли решающую роль в возникновении и развитии романтического миросозерцания.



Эстетические истоки романтизма – это прежде всего сентиментализм, создавший апологию индивидуального чувства, и различные варианты предромантизма: пейзажная медитативная поэзия, готический роман и подражания средневековым поэтическим памятникам. Необходимо сказать отдельно о философских предпосылках. Отчасти это уже Руссо с его естественным человеком, культом природы и критикой цивилизации.

. Ф. В. Шеллинг создал свою систему диалектики природы уже на основании романтических идей. Один из основополагающих признаков романтизма – культ личности, т. е. героя, не просто сознающего свою самоценность, как у сентименталистов, но активного субъекта, определяющего и формирующего окружающую действительность. Проблема личности – центральная для романтиков. Мировидение личности характеризуется романтическим двоемирием – ощущением глубокого разрыва между совершенством идеала, представление о котором принципиально субъективно, и низкой прозаической действительностью, нивелирующей индивидуальность, сводящей понятие о счастье к обывательскому комфорту.



Вопрос 2. романтизм как метод и направление в литре.

Романтизм –одно из важнейших художественных направлений и стилей XIX века. Этим термином можно определить целую культуру, общее мироощущение исторической эпохи, начавшейся после Великой французской революции. Хронологические рамки романтизма характеризуются относительной одновременностью начала (1790-е годы) и неопределенностью завершения (1820–1830-е – в Англии и Германии, 1870–1880-е – во Франции). Для США эти даты следует сдвинуть вперед на 20–30 лет. Социально-политические предпосылки романтизма лежат в революционных потрясениях конца XVIII века: Война за независимость в Америке и, главное, Великая французская революция 1789–1794 гг. Ее эмоциональное переживание, а затем осмысление ее опыта, ее последствий сыграли решающую роль в возникновении и развитии романтического миросозерцания. На короткое время революция создала иллюзию всеобщего освобождения от многовекового рабства в плену внешних обстоятельств, человек почувствовал себя всесильным. Почти все ранние романтики в юности были сторонниками революции, однако скоро наступило отрезвление. Во-первых, многих отвратил от революции якобинский террор. Во-вторых, свободы, принесенные революцией, как оказалось, относились вовсе не к сфере духа, а скорее к повседневному бытию: они вовсе не мешали обществу становиться мещанским. В этой ситуации для многих романтиков разных поколений роль идейного заместителя революции сыграла личность Наполеона, своими военными победами добившегося славы своего рода Август и Фридрих Шлегели заложили основы лит. науки. Братья изложили основные требования к литературе романтического периода. Шлегелей поддержал Новалис, Тик и иные представители йенского университета. В 1798г. в журнале "Атенеум", издаваемом Шлегелями, публикуется работа Новалиса "Фрагменты". В них изложены основные положения романтической эстетики:- природа – храм, удивительное сочетание познаваемого и мистического;- поэзия - часть природы, её высшее творение.Эстетика романтизма подчеркнуто противопоставлена классицистической. Все нормы поэтики классицизма: представление об извечном универсальном идеале красоты, принцип иерархии жанров и стилей, несмешения трагического и комического, закон трех единств в драматургии – казались романтикам крайне условными, искусственными. Романтики требуют искусства естественного, свободного в той мере, в какой свободна природа и сама жизнь. Для этого художник должен опираться не на знание и разум, как классицист, а на прихотливую фантазию, творческое воображение. В романтических произведениях выразительность обычно доминирует над изображаемым, экспрессия и гротеск относятся к числу наиболее распространенных приемов. Все это не означает, что рациональное начало было совсем чуждо романтикам. Даже самые ранние энтузиасты были способны к трезвой критической оценке своих пристрастий и вполне сознавали, что их представления об идеале, о творческом потенциале личности, о безграничной свободе во всех важных для них сферах жизни не выдержат столкновения с реальной действительностью. Это противоречие они пытались смягчить с помощью романтической иронии, которой удостаивалась не только прозаическая обыденность, но и сами их протагонисты, стремящиеся к заведомо недостижимому идеалу. В отдельных случаях осознание неизбывности конфликта приводило к разочарованию и пессимизму (“болезнь века”).

3. Йенский период немецкого романтизма. Время появления и основные представители.
Реакция на буржуазное Просвещение и революцию получила в Германии широкое философское и теоретическое обоснование. Первый этап в развитии немецкого романтизма представлен так называемым йенским кружком. (1796–1802). В него входили теоретики искусства братья Шлегели — Август Вильгельм (1767—1845) и Фридрих (1772 — 1829), поэт и прозаик Новалис (псевдоним Фридриха фон Гарденберга, (1772 — 1801), драматург и новеллист Людвиг Тик (1773—1853). Крупнейший теоретик немецкого романтизма Фридрих Шлегель, как и другие представители его поколения, пережил крах демократического идеала своей молодости. Для того чтобы в какой-то степени сохранить этот идеал, Шлегель переносит свободу в чисто внутренний, субъективный мир человека. В таком решении вопроса сказалось влияние субъективно-идеалистической философии Фихте. С ней связана и «теория иронии», которую разрабатывает Шлегель. Ирония как основной метод искусства, с точки зрения Шлегеля, выражает субъективный произвол художника, не признающего объективных жизненных форы. Шлегель считал, что только искусство способно преодолеть противоречия действительности, ибо оно сливает «конечное и бесконечное», объединяет чувственное и духовное в едином «гармоническом синтезе». Важную роль в формировании политических идей йенского кружка сыграл трактат Новалиса «Христианство или Европа» (1799 г.), в котором он защищал феодальную иерархию и средневековую теократию(Форма правления, при которой глава государства - обычно монархического - одновременно является и его религиозной главой.) При всей реакционности своего общего направления деятельность йенских романтиков имела положительные стороны. Они дали в руки немецкого читателя превосходные переводы гениев мировой литературы; в их сочинениях по вопросам искусства. В 1798г. в журнале "Атенеум", издаваемом Шлегелями, публикуется работа Новалиса "Фрагменты". В них изложены основные положения романтической эстетики:
- природа - удивительное сочетание познаваемого и мистического;
- поэзия - часть природы, её высшее творение;
- поэт и жрец едины, а поэтическое чувство "имеет много общего с чувством мистического";
- предмет искусства - неповторимое, индивидуальное, сокровенное.

4. Философия и эстетика Новалиса. “Фрагметы”. «Ученики в Саисе»


Новалис –философ, теоретик романтизма и писатель-был создателем «магического идеализма». Абстрактное Я Фихте воспринимает как Я художника,способного изменять реальность.При этом Я мистифицируется.Поэзия Н.,его проза,суждения о мире, филос.и эстетическ.взгляды проникнуты мистич.чувством. Новалис считал недосказанность и символичность обязательной чертой искусства, открывающей простор для мысли читателя. Новалис особое внимание уделял символу, видя в нём исследовательскую возможность. "Фрагменты" - один из важнейших трудов в творчестве Новалиса. В нем в большой степени отражена культура романтизма. Здесь затронуты многие отрасли

знаний - естественные науки, религия, философия, искусство, эстетика. При

жизни Новалиса в журнале "Атенеум" в 1798 г. под названием "Цветочная пыль"

появилась лишь незначительная часть фрагментов, другие печатались в изданиях

Ф. Шлегеля и Л. Тика. Особое внимание уделяется музыке, поскольку музыка возникает в душе творца. Поэзия на деле есть абсолютно-реальное. Это средоточие моей философии.

Чем больше поэзии, тем ближе к действительности.

Поэт и жрец были вначале одно, и лишь последующие времена разделили их.

Однако истинный поэт всегда оставался жрецом, так же как истинный жрец -

поэтом. Поэзия в строгом смысле слова кажется почти промежуточным искусством

между живописью и музыкой. Сказка есть как бы канон поэзии. Все поэтическое должно быть сказочным.Поэзия есть изображение души, настроенности внутреннего мира в его

совокупности«Ученики в Саисе» - философская повесть. Главные темы повести: природа, внутренние связи в природе, человек и природа, любовь, тайны мироздания. Повесть представляет собой диалоги и монологи учеников и учителя, направляющихся в Саис в храм Изиды. Все они странники. Тема странствия, характернейшая для романтизма, основывается на присущей философии ранних романтиков идее постоянного поиска истиныСтранничество можно расценивать и как перемещение в пространстве, так и движение мысли.

Первая глава «Ученик» раскрывает одну из важнейших романтических идей – связь всего сущего. Ученик, наблюдая природу, всюду находил знакомое, но только причудливо смешанное и соединённое, и таким образом в нём сами собой образовывались необыкновенные вещи, вскоре он стал замечать во всём связи, встречи, совпадения. Вторая глава «природа», включающая в себя сказку о Гиацинте и розочке, раскрывает разные типы отношений человека к природе. Здесь истина множится и ускользает одновременно, переходя из области любви в область науки, религии, мистики.



Изида и её покрывало приобретает роль символа, сущность которого всё более и более усложняется и выходит за рамки сюжета произведения. Символичность романтизма является одной из характерных его черт, сама повесть приобретает метафорическое значение.

Вопрос 5. роман Новалиса «Генрих фон Офтердинген».

«Генрих фон Офтердинген» (1801, не окончен). В основу произведения положена легенда об известном миннезингере XIII в. Генрихе фон Офтердингене. Жанр: роман, близкий к стихотворениям в прозе и к сказке. Материал: духовная жизнь европейцев. Герой: посредник м/у духовностью и земным миром,  он должен быть поэтом. Внешняя событийная канва — это лишь необходимая материальная оболочка для изображения глубинного внутреннего процесса становления поэта и постижения Генрихом жизненного идеала, аллегорически изображенного Новалисом в облике «голубого цветка». Основную смысловую нагрузку несут на себе сновидения Генриха, рассказанные ему притчи, сказки и мифы. Роман состоит из двух частей. Первая, завершенная, называется «Ожидание». Двадцатилетнему Генриху, ученику капеллана, снится сон о том, что он бредет по темному лесу, выходит к горам и в пещере находит непередаваемой красоты голубой цветок. Голубой цветок — это символ немецкой романтической поэзии, иными словами — чистой поэзии и совершенной жизни. Ему не удается досмотреть свой сон до конца, поскольку к нему в комнату заходит мать и будит его. Чуть позже Генрих покидает Турингию, дом своего отца, и вместе с матерью едет в Аугсбург, на ее родину. Они путешествуют в сопровождении купцов, тоже направляющихся в Южную Германию. Генрих, которому предначертано стать большим поэтом, с трепетом прислушивается к рассказам своих попутчиков о поэтах и об их власти над душами всех живых существ. Купцы знакомят его с двумя легендами. В одной из них говорится о том, как некогда, в далекие времена, одному прославленному поэту и певцу грозила гибель от руки жадных до его сокровищ владельцев корабля, на котором он плыл по морю. Однако его песни так потрясли морских животных, что они спасли ему жизнь и вернули отобранные у него сокровища. В другой легенде речь идет о дворе просвещенного, покровительствующего поэзии короля и его дочери, которая однажды покинула родительский дом и целый год скрывалась от отца, живя в лесу с любимым человеком. Через год ее возлюбленный своими песнями и игрой на лютне настолько овладел сердцем ее отца, что тот даровал им обоим прощение и принял в свои объятия их и своего новорожденного внука. Через несколько дней путники останавливаются в замке старого воина и становятся свидетелями подготовки к новому крестовому походу. В его же владениях Генрих знакомится с молодой, привезенной с Востока пленницей Зулеймой. Она томится вдали от родины и оплакивает свою безрадостную судьбу. Покинув замок, Генрих со своими попутчиками вскоре останавливается в предгорной деревне, где знакомится со старым рудокопом. Тот рассказывает им о своей жизни, о металлах и минералах, сокрытых в недрах земли. О посещают в горах целую галерею пещер, где находят останки доисторических животных и знакомятся с отшельником фон Гогенцолерном, который после славной и насыщенной военными подвигами молодости удалился от людей для познания внутренней жизни своей души и изучения истории. Отшельник показывает им свои книги. В одной из них Генрих видит пещеру, самого себя, а рядом с собой — отшельника и старика, однако все одеты в непривычную одежду и надписи сделаны на непонятном ему языке. Постепенно он находит на других страницах восточную женщину, своих родителей и многих других известных ему людей. Ознакомившись за время своего путешествия по стране с некоторыми тайнами истории и недр земли, Генрих фон Офтердинген наконец прибывает в Аугсбург, к своему деду старому Шванингу. В доме у деда Генрих знакомится с поэтом Клингсором, изображение которою он уже видел в книге отшельника, и его дочерью Матильдой. Между молодыми людьми с первого же взгляда зарождается любовь, а вскоре они становятся женихом и невестой. Генрих рассказывает Клингсору о своем путешествии, и вся его речь, ее строй и образность свидетельствуют о том, что молодой человек рожден быть поэтом. Вечером во время пира Клингсор по просьбе Генриха рассказывает гостям символическую сказку о победе поэзии над рассудочностью и другими ее врагами. Эта история предвосхищает то, о чем должна была пойти речь во второй части романа. В сказке говорится о королевстве Арктура и о прекрасной Фрее, его дочери, об Эросе и его молочной сестре Басне, а также об их крестной матери Софии. Вторая часть романа (ее Новалис не успел закончить) называется «Свершение». Начинается она с того, что Генрих в облике странника, в состоянии равнодушного отчаяния, в которое он впал после смерти Матильды, бредет по горам. Продолжение романа должно было превратиться в мифологическое и символическое повествование, в котором все: животные, растения и камни — должно было разговаривать и претерпевать волшебные превращения. Матильде, уже после своей смерти, в облике разных женщин предстояло часто встречать Генриха, который наконец наяву должен был сорвать «голубой цветок» из своего сна.

6.Эстетика и философия Ф.Шлегеля, повесть «Люцинда» как воплощение воззрений автора на любовь и творчество



Фри́дрих Шле́гель (1772- 1829) и его старший брат — Август  — были главными теоретиками йенского романтизма. В статьях 90-х гг видел в древнегреческой поэзии прообраз истинного искусства, воплощение «объективно-прекрасного», резко критиковал культуру и искусство нового времени, смешение жанров («Об изучении греческой поэзии», 1797). В 1796-1801 в Йене; издавал вместе с А. Шлегелем журнал «Атенеум»,сформулировал программные идеи йенского кружка романтиков. Утверждая теперь специфическую ценность современного, «романтического» искусства (в его отличии от «классического», античного), вершинами его считал Данте, Шекспира, Сервантеса, Гёте. В многочисленных фрагментах и афоризмах выдвинул утопический идеал новой, универсальной поэзии и культуры, эстетически преображающей мир.

В неоконченном и фрагментарном по форме романе Ш. «Люцинда» (1799), вызвавшем обвинения в «непристойности», содержалась романтическая теория любви и брака как духовно-телесного единства, гармонического взаимодополнения мужчины и женщины.



В романе он описывал свою молодость и свои отношения к Доротее Фейт (Шлегель), незадолго до того сделавшейся его возлюбленной, а позже ставшей его женой. Роман имеет очень важное значение в истории романтизма, так как является своего рода манифестом романтической школы. В нем с особенной яркостью отразились эстетические и этические воззрения школы. Прежде всего, здесь в точности соблюден принцип эстетики Шлегеля, что романтический поэт не стесняется никакими правилами. Совершенная путаница обнаруживается уже в том, что это заявление сделано не автором, а героем романа Юлием в письме к Люцинде. Юлий, говоря о своей любви Люцинде, говорит о сочинениях Шлегеля, обращаясь к ней, обращается и к публике. В изложении господствует та же путаница. Рассказ прерывается письмами, аллегориями, в которых появляются в качестве действующих лиц произведения Шлегеля, даже еще не написанные. В главе «Ученические годы возмужалости» находим большой отрывок из истории прежних увлечений Юлия, живописца, гениального юноши с бурными стремлениями, ведшего беспорядочную жизнь до встречи с Люциндой, также художницей, обладание которой объяснило ему истинную сущность любви и пролило новый свет на жизнь.Основная идея романа, по мнению одного критика, — это учение романтиков о тождестве жизни и поэзии. Как и следовало ожидать, «Люцинда» насквозь проникнута субъективизмом и «иронией» Шлегеля, состоящей в свободном обращении автора с сюжетом. Развитие своеобразной "религии любви", вызвал со стороны буржуазной публики обвинения в аморализме и безнравственности. Но на самом деле Шлегель трактовал сексуальную любовь как средство к очищению и духовности, придавая ей религиозное значение.

7. Романтическая ирония в эстетике йенских романтиков.
Проблема иронии-основная в эстетике Фринриха Шлегеля. В «Критических фрагментах» 1897 г., обращаясь к греч.поэзиии, автор отмечает,что худшее в ней-отсутствие иронии. Словарь рус.яз.определяет иронию-как скрытую насмешку. Греческо-рус.словарь Вейсмана дает 2 основных определения:1)притворство2)ирония Сократа, который прикидывается незнающим, чтобы уличить собеседника в незнании. Шлегель неслучайно обращается к имени Сократа, т.к.считает родиной иронии-философию. Это умение встать над событиями, над идеями и увидеть их со стороны. В этом заключено новое представление об иронии романтической, или, как писал Шлегель, сократической. Такая ирония открывает нов. перспективы.Ирония-это не просто насмешка, а исследование самых глубин мироздания- бесконечный путь к поиску истины.Пародоксальность романтич.иронии в том, что найденная ею истина становится промежуточным этапом. Шлегель считал,что эта принципиальная незавершенность не должна приводить к отчаянию, а наоборот способствовать новому движению к поиску истины.Романтиче.ирония у романтиков становится законом композиции. Возникают открытые финалы, предполагающие появление новых мыслей, идей.

9. Тема музыки и музыканта в эстетике и прозе Вакенродера.
Вильгельм Вакенродер (1773-1798). Оставил яркий след в немецком искусстве и теории искусства. В единственное произведение, изданное при жизни, «Сердечные излияния монаха – любителя искусств» вошла новелла «Примечательная музыкальная жизнь композитора Иосифа Берглингера». Более всех искусств Вакенродер ценил музыку, ибо только она способна не подражать природе, а выражать человеческие чувства. Он признавал за музыкой способность описывать человеческие чувства нечеловеческим языком. Вакенродер одним из первых в конце 18 в.отметил особые сво-ва инструментальной музыки и первым создал трагиче.образ музыканта –Иосифа Берглингера. «Достопримечательная музыкальная жизнь композитора Иосифа Берглингера». Жизненный путь Иосифа не богат внешними событиями.Смысл новеллы-в передаче душевного состояния одаренного юноши и талантл.композитора.Музыка пробеждала в его душе тысячи ощущений.Таинственный язык музыки производил на Иосифа сильное воздействие.Основной принцип построения-гротеск.Музыкальные грезы Иосифа и прктицизм его отца.Необходимость изучать науку, когда душа рвется к беспредельным мирам музыки.Двойственность в положении музыканта в современном мире, где толпа далека от того,чтобы понимать прекрасные творения иск-ва.

10. Творчество Гёльдерлина



Иоганн Христиан Фридрих Гёльдерлин (1770— 1843) — выдающийся немецкий поэт. В его творчестве воплотилась связь с идеями Французской революции. Он восторженно славил ее в своих гимнах, уверенный, что она несет свободу всему человечеству.

Ещё студентом Тюбингенского университета Гёльдерлин начал писать стихи.

В студенческие годы его однокурсником и лучшим другом был Гегель. В 17941795 Гёльдерлин жил в Иене. В 1794 году посещал лекции Фихте в Йенском университете. Здесь, в центре романтического движения, он завязал личные отношения с представителями нового литературного направления; здесь же у Гёльдерлина обнаружились впервые зачатки ипохондрии. Болезненное настроение усилилось под влиянием безнадёжной и страстной любви к матери одного из его учеников; он видел в ней воплощение фантастического идеала женщины, который уже с самых юных лет был предметом мечтаний, и изобразил её под именем Диотимы в своем романе «Гиперион», а также в одноименном стихотворении. В 1798 году Гёльдерлин расстался со своей Диотимой, переезжал с места на место и в 1802 году вернулся на родину с явными признаками помешательства. Самое крупное из произведений Гёльдерлина — роман «Гиперион», представляющий как бы исповедь поэта. Характерная черта романа — чисто романтическое стремление связать философию с поэзией так, что границы между ними совершенно сглаживаются. Кроме «Гипериона», после Гёльдерлина остались ещё неоконченная трагедия «Смерть Эмпедокла» — лирическое стихотворение в драматической форме, служащее, как и «Гиперион», выражением личного настроения поэта; переводы из Софокла — «Антигона» и «Царь Эдип» — и ряд лирических стихотворений (Диотима, К Природе, Краткость, Непрощаемое и т.д.). Лирика Гёльдерлина проникнута пантеистическим (Религиозно-философское учение, отождествляющее Бога с природой)мировоззрением: христианские идеи просачиваются как бы случайно; в общем настроение Гёльдерлина — настроение язычника, благоговеющего перед величием божественной природы. Стихотворения Гёльдерлина богаты идеями и чувствами, иногда возвышенными, иногда нежными и меланхолическими; язык чрезвычайно музыкален и блещет яркими образами, особенно в многочисленных описаниях природы.
Вопрос 11. Гейдельбергский этап романтизма.

Понятие гейдельбергского романтизма в истории литературы употребляется неоднородно. Наиболее распространено его узкое значение - деятельность Арнима и Брентано в области собирания и обработки народной поэзии (издание "Волшебного рога мальчика" в 1806-1808 гг., в трех томах). Существует, однако, и более широкое понимание гейдельбергского романтизма как основного центра его нового этапа, пришедшего на смену йенскому кружку, как младшего поколения романтиков, как периода расцвета романтизма.



Возникновение и становление гейдельбергского романтизма связано во многом с академическим движением в Гейдельбергском университете, испытавшем духовное возрождение с 1803 г., в первую очередь с деятельностью Ф.Кройцера и Й.Гёрреса. Центральная роль в формировании гейдельбергского кружка как культурного и эстетического единства принадлежит К.Брентано. Известно, что на раннем этапе (1804-1808) основная деятельность представителей романтической школы в Гейдельберге связана с идеями возрождения национальной старины (Арним и Брентано, Й.Гёррес, Савиньи, Якоб и Вильгельм Гриммы), В 1807 г. В Гейдельберг приезжает Й.фон Эйхендорф, который позже в части мемуаров "Галле и Гейдельберг" (1857) опишет свои впечатления от атмосферы, царившей в Гейдельберге того времени, называя среди важнейших фигур Гёрреса, Кройцера, Арнима и Брентано. В 1808 г. "Газета для отшельников", издаваемая А.фон Арнимом при участии Брентано, Гёрреса, Тика, братьев Гримм, Ф. и А.В.Шлегелей. В этом же году гейдельбергский кружок как локальное единство практически прекращает свое существование. Гейдельбергский кружок явился фундаментом, на котором строятся теории Гёрреса и Кройцера, и почвой, из которой вырастают художественные творения Арнима, Брентано и Эйхендорфа. Ранний и зрелый периоды гейдельбергского романтизма тесно взаимосвязаны. Несмотря на то, что на этапе 1808-1812 гг. локальное единство - концентрирование вокруг города Гейдельберг и гейдельбергского университета -практически утеряно, как эстетическое единство гейдельбергский романтизм выражает себя наиболее полно именно в эти годы. Понимание идей гейдельбергского романтизма как результата внутреннего развития романтизма, содержащееся в концепции Жирмунского, утверждается и в современном немецкоязычном литературоведении. Становление и отграничение гейдельбергского романтизма как понятия связано во многом с противостоянием классицистскому движению в университете, представленному в первую очередь Й.Г.Фоссом, приехавшим в Гейдельберг в 1805 г. и не прекращавшим полемику с романтиками вплоть до 20-х годов XIX века. Следы спора между гейдельбергским романтизмом и классицизмом отразились, в частности, в романе Арнима "Графиня Долорес". Представляется целесообразным, принимая во внимание наличие раннего этапа (1804-1808) с локализацией вокруг Гейдельбергского университета, говорить далее о 1808-1812 годах как об этапе зрелого гейдельбергского романтизма. Он вбирает в себя теорию и творчество представителей сформировавшегося на раннем этапе гейдельбергского кружка и находившегося в 1810-е годы под их влиянием Й.фон Эйхендорфа. Основными значимыми ориентирами являются: 1809 г. - "Философские исследования о сущности человеческой свободы и связанных с ней предметах" Ф.В.Й.Шеллинга; наиболее интенсивный период работы над "Романсами о Розарии" К.Брентано (-1812, неоконч.); сборник новелл Арнима "Зимний сад"; 1810 г.; роман А.фон Арнима "Бедность, богатство, прегрешение и покаяние графини Долорес".
13. «Изабелла Египетская» А. фон Арнима, специфика конфликта.
Действие повести «Изабелла Египетская» (1812) отнесено в XVI в.; подзаголовок сообщает об одном из основных героев и главной теме: «Первая любовь императора Карла Пятого». Автору более всего важна нравственная идея: предавший свою любовь ради славы и денег не может быть достойным правителем государства. В произведении параллельно раскрываются два типа восприятия жизни: будущего императора Карла и юной цыганки Изабеллы. На это ориентирована композиция повести, как бы «стягивающая» все события к двум полюсам, на одном из которых — погоня за успехом и удовольствиями, на другом — жертвенная самоотдача в любви. Композиция повести ориентирована на то, чтобы показать сущность характера Карла, причины его неудачного правления и противопоставить всем событиям высокий нравственный идеал. Большая часть произведения посвящена первой любви будущего императора и только финал конспективно передает конец его жизни, в которой не было высоких целей и больших свершений, ибо он отрекся от высоких нравственных ценностей. Параллельно жизни Карла изображается жизнь юной полуцыганки-полунемки Изабеллы, наивной девушки, с которой цыгане, желающие вернуться на свою родину, связывают надежды на спасение своего народа. Белла духовно благородна, бескорыстна, живет любовью к Карлу и заботой о спасении своего народа. Конец ее жизни символически противопоставлен концу жизни Карла: она привела свой народ на землю отцов, сняла с него проклятие. Свершение высокой миссии сделало ее уход из жизни тихим и прекрасным. Арним использует библейские ассоциации: Белла должна была стать матерью сына от великого властителя, ее сыну было предназначено освободить свой народ. Главные вехи сюжета часто связаны между собой фантастическими событиями или персонажами. Фантастика используется Арнимом для воплощения отрицательных свойств современности. Концентрируется это неприятие в образе-символе альрауна — висельного человечка. Одним он кажется похожим на таксу, одетую в платье, другие уподобляют его слишком засушенному и перепеченному хлебу. Он почти всесилен, как золото и драгоценности, которые люди находят с его помощью, и при этом столь же отвратителен, как всесилие золота. Автор иронизирует над этим подобием человека, которое хочет, чтобы его сделали фельдмаршалом и называли именем римского историка. Но это не романтическая ирония: Арним использует несовпадение формы и содержания, расхождение факта и его восприятия. Значение образа переходит из области комического в область философскую и в область нравственную.Комическое начало переходит в трагическое: способность альрауна находить клады становится причиной унизительного для Беллы бракосочетания с ним, при дворе короля Карла его называют «государственным альрауном», что подчеркивает роль золота в современном Арниму обществе.Этот символический образ создается по законам романтического гротеска: в нем сочетаются, создавая единство, противоположности. Однако Интересен предметный мир повести. Вещи у Арнима приобретают связь с персонажем, который представлен теперь как вполне реальная личность, живущая не только в мечте или в сонных видениях, как на йенском этапе. В духе тенденций гейдельбергского этапа автор обращает внимание на народные обычаи. Ярмарка в Бейке особенно показательна. Арним пишет о залежавшихся платьях, вытащенных по этому поводу из сундуков, об огромных толпах людей, которые идут по полям к городу, минуя проезжую дорогу, чтобы не захлебнуться в пыли. Не забывает автор и о театре, где разыгрывается история о человеке, превращенном женой в собаку.Изменяются способы передачи душевных движений, но это касается только главной героини. Жизнь вдали от людей приучила Беллу прислушиваться к своим душевным движениям: она не привыкла делиться своими чувствами с окружающими. Во время оскорбительной для нее свадьбы с альрауном она объясняет свои слезы тем, что ей вспомнился погибший по ее вине котеночек. Писатель оставляет читателю возможность самому понять истинную причину ее горя.
17. Кольцевая композиция в поэзии и новелле К.Брентано «История о честном Касперле и прекрасной Аннерль».

Стихотв. «Лорелей» относится к числу шедевров.Это плод творческого воображения и одно из воплощений его лирического Я.На стиль произв.повлияло нар.творч.Имя героини связано со скалой на Рейне. Lur-древнее название эльфов, лэйя-скала.Сюжет прост:неподалеку от Рейна жила девушка, автор называет ее волшебницей.Она одинока,ее бросил возлюбленный.Она необычайно красива.Она хочет уйти в монастырь, но по дороге ее преследуют 3 рыцаря.Она выбирает единственный выход-сброситься со скалы в Рейн,уверяя рыцарей,что в челноке видит любимого.Одно из самых известных стихотворений «Сгину одиноко я».Описываются страдания и одиночество лирич.героя.В первых строфах он странник в пустыне, нищий в поле.Далее напряжение нарастает:раб на цепи,корабль в море. Как поэзии, так и прозе Брентано свойственно волнообразное движение. Которое достигается повторами четных и нечетных строф.Источник повторов-народная поэзия.В каждой строфе повторяется с изменением порядка слов словосочетание:»одиноким хочу я погибнуть».ейнаРейна жила девушка


История Красперля и Аннерль, воспоминания 88летней крестьянки переносят в стихию жизни народа с его глубокой верой в предзнаменования, с его песнями и молитвами.В произведении воплотьилось представление о естественной нравственносттии простой крестьянки,основанной на родовых связях,гнарушение кот.грозит чел.гибелью.В сюжете ощущается то же волнообразное движение, кот.присуще стихам:удваиваются события-отношения Гроссингераи Аннерль повтояются в отношениях герцога и сестры Гроссингера.вслед за самоубийством Касперля следует самоубийство Гроссингера.Однако каждый раз в повторение вносится нов.моттив:Касперль убивает себя,основываясь на предположении, что он обесчещен преступлением отца и брата, а Гроссингер приговаривает себя к смерти потому,что он реально совершил преступление, отказавшись от Аннерль и толкнув ее на убийство ребенка.

Крестьянка случайно встретившись в рассказчиком сообщает ему о ее внуке Касперле,кот.выше всего ценил честь.

22. Цикл «Ночные рассказы» Гофмана. Романтический гротеск в новелле «Крошка Цахес».Рассказ «Песочный человек» был впервые напечатан в 1-й части сборника «Ночные рассказы», в котором объединены произведения, отражающие интерес Гофмана к «ночной стороне души», к подсознательному, иррациональному в человеческой психике, насыщенные «кошмарами и ужасами». Гофмана привлекает тема безумия, преступления, таинственные, патологические душевные состояния. Образ Песочного человека, которым пугают детей и который по вечерам сыплет им в глаза песок, чтобы они быстрее засыпали, заимствован из народных сказок. Из немецкого фольклора заимствован также мотив продажи глаз. В рассказе использованы реальные факты и лица. Описанные Гофманом алхимические опыты действительно производились в Германии в начале XIX века. Прототипом адвоката Коппелиуса было реальное лицо – военный советник И.-Г. Шефнер.Сказка «Крошка Цахес по прозванию Циннобер». В ней гротеск является основой композиции и создания образа главного героя.Основа конфликта и образа главного героя основывается в противостоянии сущности и видимости, причем внешнее-видимость-оказывается сильнее сущности.Крошка Цахес,сын беной крестьянки, родился на редкость уродливым:его уподобляют то яблоку, насаженному на вилку, то мужичку с ноготок. Фея Розабедьверде, пожалев ребенка. и мать, наделила уродца 3 огенными волосками, благодаря кот.ему стали приписывать все прекрасные сво-ва,кот.были одарены те, кто находился рядом с ним.На концерте скрипача публика аплодировала Цахесу,рядом с монетным двором его считали богачом.Автор усиливает впечатление, нагромождая нелепости:маленькое чудовище становится министром. Погибает Цахес в финале,утонув в роскошном серебряном ночном горшке,подаренном ему самим князем.Такая гиперболизация усиливает эмоциональное восприятие контрастов реального мира.


25. Тема двойничества в романе «Эликсиры Сатаны» Гофмана.
Э.С.1816г.На первый взгляд кажется,что роман носит явный отпечаток влияние англ.готич.романа.произведение перегружено невероятными событиями, соеди кот.преступления занимают немалое мето.События осложняются темой двойничества,когда читатель с трудом понимает, с кем из героев он встречается в дан.момент.Капуцин Медард и граф Викторин – братья-двойники.Они не знают о своих родственных связях.Усложняет ситуацию то, что оба они пили из бутылки,кот.оставил у Святого Августина дьявол, что сообщает их действиям непредсказуемую силу и агрессивность.Они способны взаимозаменять друг друга.Капуцин Медард был послан в Италию с поручениемот монастыря.По дороге он видит спавшего графа Вкторина и случано напугал его.Тот свалился в пропасть, но остался жив. Медарда принимают за Викторина.Раздваивается и образ любимой им Аврелии, кот.порой ассоциируется со святой Розалией.Сложность самоидентификации персонажей связана со спецификой романтического психологизма,при кот.трагическое раздвоение личности ясно осознается автором.

Достарыңызбен бөлісу:
  1   2




©dereksiz.org 2024
әкімшілігінің қараңыз

    Басты бет