«Восток и Запад в истории мировых цивилизаций»



бет1/3
Дата14.07.2016
өлшемі0.55 Mb.
#199539
түріПрограмма дисциплины
  1   2   3



Правительство Российской Федерации

Государственное образовательное бюджетное учреждение высшего профессионального образования

«Государственный университет - Высшая школа экономики»



Общеуниверситетский факультатив

Программа дисциплины


«Восток и Запад в истории мировых цивилизаций»

Автор: д. и. н., проф. Рябинин Алексей Леонидович




Рекомендована секцией УМС Одобрена на заседании кафедры


_____________________________ всеобщей и отечественной истории Председатель Зав. кафедрой

_____________________________ Васильев Л. С.

«_____» __________________ 200 г. «14» октября 2010 г.

Утверждена Первым проректором ГУ-ВШЭ

(Проректором ГУ-ВШЭ)

_________________________________

Ученый секретарь

_________________________________

« ____» ___________________200 г.

Москва


Пояснительная записка
Требования к студентам: изучая курс, студент должен:

1.знать, что такое цивилизация;

2.понимать разницу между цивилизацией и макро-социоэкономической структурой;

3. знать основные цивилизации;

4.иметь общие представления о периодизации истории;

5. быть готовым к восприятию кардинальных различий между Востоком и Западом, включая пересмотр устоявшейся традиционной периодизации истории Востока;

6. уметь работать со справочной и учебной литературой;

7. обладать навыками написания письменных работ, умением грамотно излагать собственные мысли.



АННОТАЦИЯ
Данный факультативный курс построен в расчете на фундаментальное дополнение обязательного курса «Политическая история 1», который читает проф. Васильев Л. С. В то же время данный курс не только расширяет тематику лекций проф. Васильева, но подходит к восприятию истории несколько в другом ключе. Основным в данном курсе является не изучение политической истории, а задача понять принципы существования индивидуумов и малых групп, социальных структур и этносов, принадлежащим к разным эпохам и цивилизациям, с точки зрения исследования их повседневной жизни, быта, нравов, обычаев, поведенческих стереотипов, которым они следуют, а также присущего им менталитета.

В отличие о традиционного подхода такой метод дает возможность понять специфику социальных групп и национального характера разных народов и объяснить те или иные с нашей точки зрения странности в поведенческих стереотипах многих этносов. А ведь именно с этим впоследствии придется столкнуться в своей практике политологам, специалистам по международному праву и, конечно же, журналистам, для которых и читается данный курс.

Курс охватывает широкий географический ареал (от Европы до Японии) и достаточно большие хронологические рамки – от верхнего палеолита до начала великих географических открытий.


Тематический план учебной дисциплины:
Курс читается на 1-ом курсе факультетов прикладной политологии, права, социологии и отделения журналистики и составляет 220 аудиторных часа. Он рассчитан на пять модулей (I, II, III, IV и V) и включает лекционные (144 час.) и семинарские занятия (76 часа). Самостоятельная работа студентов состоит из 320 часов самостоятельной подготовки и написания 1 реферата.





Название темы

Всего часов

Аудиторные

часы

Самостоят. Работа








Лекции


Сем. занят.




1.

Человек и его время.




4



8

2.

«Труды и дни» охотников на мамонтов в верхнем палеолите.

14

4

2

8

3.

Трудное время перемен: от собирателя, охотника рыболова к труженику земледельцу и скотоводу.

12

4




8

4.

Месопотамия: обитатели первых городов-

государств.



16

4

2

10

5.

Египет: творцы и строители пирамид.

14

4




10

6.

Хетты – первые индоевропейцы в Малой Азии.

14

4

2

8

7.

Ханаанцы – доизральское население Восточного Средиземноморья.


Микенцы - соперники критского царя Миноса

12

4




8

8.

Жизнь людей Библии библейская история.

16

4

2

10

9.

Ассирийцы – создатели первой мировой империи.

12

4



8


10

Сабейцы – древние обитатели Аравии Счастливой.

14

4

2

8

11.


Греки – создатели запад-ной цивилизации.

18

4

4

10

12.

Когда сошлись Восток и Запад: эллинистический человек на примере птолемеевского Египта и государства Селевкидов.

16

4

2

10

13.

Загадочные этруски.

12

4




8

14.

Жизнь римской элиты в период расцвета Республики (II в. до х.э.)

18

4

4

10

15.

Китайцы в древности.

12

4




8

16.

Китайцы в средние века

14

4

2

8

17.

Самураи – военное сословие Японии.

12

4




8

18

Феодальные войны в Японии.

14

4

2

8

19

Арии – завоеватели Древней Индии, создав-шие в ней чудо-цивилизацию.

14

4




10

20.

Скифы – кочевники Европы и Азии.

14

4

2

8

21

Кельты: люди, друиды, мифы.

12

4




8

22

Первые христиане.

14

4

2

8

23.

Древние германцы и история вестготов.

12

4




8

24

Викинги: мировая экспансия.

14

4

2

8

25

Люди Британии: бритты, англосаксы, викинги, норманны.

12

4




8

26

Жизнь флорентийцев – современников Данте

14

4

2

8

27

Трубадуры и европейская элита в XII-XIII вв.

12

4




8

28

Крестовые походы и представления европейцев о мусульманах.

14

4

2

8

29

История рыцарей- тамплиеров

12

4




8

30

Немецкий орден - «движение на Восток».




4

2

8

31.

«Борьба за душу и тело поданных»- соперничество германских императоров и римских пап.

12

4




8

32

Жизнь французов во времена Жанны д”Арк

14

4

2

10

33

Жизнь монахов в средневековой Европе

12

4




8

34

Категории средневековой культуры и культура

безмолствующего большинства в Западной Европе.



16

4

2

10

35

Русский человек в XV в

12

4




8

36

Русский человек в XV в

28

4

2

22




Всего:

540

144

76

320

Формы контроля и структура итоговой оценки:



  • текущий контроль, помимо опросов на семинарских занятиях, включает написание одного реферата, подготовку докладов на семинарских занятиях,

  • итоговый контроль представляет собой сдачу зачета.

  • итоговая оценка складывается из своевременной сдачи студентом всех форм промежуточного контроля и ответа на зачете.

Оценка есть определение и выражение степени усвоения студентами знаний, умений и навыков, установленных программой. Оценка формируется из следующих показателей:

Реферат - 0,30

Выступления на сем. занятиях - 0,20

Посещаемость - 0,20

Зачет - 0,30

Оценка учитывает объём, глубину, осознанность усвоения и прочность знаний, умение анализировать и обобщать материал, выдвигать основные тезисы, располагать их в логической последовательности, подбирать необходимые и достаточные аргументы для их обоснования.



Содержание программы.
Тема №1.

Человек и его время.


Кардинальные различия между историческим развитием Востока и Запада.

Что такое «микроистория», история ментальности и история



повседневности ?

Основные сравнительные экономические, социальные, демографические и культурные показатели развития различных регионов Востока и Запада.

Линейное развитие Запада и циклическое развитие Востока. Роль государства на Востоке и Западе. Частная собственность, гражданское общество, самоуправление, различные формы демократии и политических структур на Западе и отсутствие таковых на Востоке. Появление «личности» на Западе и отсутствие таковой на Востоке.

Традиционная история, «живая история» и «микроистория». Дискуссия о «микроистории» в связи с публикацией в журнале «Казус» статьи М. А. Бойцова «Вперед, к Геродоту». Баткин, Уваров, Копосов, Бессмертный по поводу возможности и невозможности сочетания макроистории и микроистории.

Ф Арьес, Ж. Ле Гофф, Ю. Л. Бессмертный и А. Я. Гуревич об истории ментальности.

М. Блок и Лю Февр об истории повседневного поведения «простого человека».

Ф. Бродель – изобретатель термина «повседневная история».

Соотношение «повседневности» с другими сферами человеческого опыта: религией, сном, игрой, научным теоретизированием, художественным творчеством, миром душевной болезни - замкнутыми в себе, «конечными областями значений». Шесть конституирующих элементов повседневности Альфреда Шюца и их критика Л. Г. Иониным. Журнал «Анналы» – исследование длительных временных промежутков в противовес традиционной истории. История «изобретения повседневности» Мишеля де Серто.

Германское направление «истории повседневности»: Альф Людтке и Ханс Медик. Разделение «повседневности» на бытовую и производственную.
Основная литература.

1 Т..С. Георгиева. Частная жизнь и быт древних обществ. М, Высшая школа, 2005 г.

Глава I. 1.Культура повседневности. Историко-теоретический аспект: человек, культура, цивилизация, стр..7-17; 2.Понятие обыденной культуры, или культуры повседневности, и ее составляющие, стр. 17-20;

Глава II.. Особенности частной жизни в различные культурно-исторические эпохи, стр. 21; 1. Природные, исторические, экономические, социальные факторы формирования и динамика повседневной культуры древних обществ, стр. 21-37; 2. Общие черты и характерные особенности жизни

древних обществ, формирование этнокультурных миров, стр. 37-55.

2..Бойм С. Общие места: Мифология повседневной жизни. М.: Новое литературное обозрение, 2002. С. 38 - 67.

3. Ионин Л. К. Антропологии повседневности; Ионин Л. К Свобода в СССР / Статьи и эссе. СПб.: Фонд "Университетская книга", 1997, с. 316-317, 323-325.

4. Хаттон, П История как искусство памяти, Санкт-Петербург, Издательство Владимир Даль, 2003,.
Дополнительная литература.
1.Зимммель Г. Проблемы философии истории. М., 1898.

2.Зимммель Г. Социальная дифференциация. М., 1909.

3.Зимммель Г. Конфликт современной культуры. Птг., 1923.

4.Зимммель Г. Избранное. Т.1. Философия культуры; Т.2. Созерцание жизни. М., 1996.

5. Хайдеггер М. Время и бытие. М., 1993.

6. Хайдеггер М. Работы и размышления разных лет. М., 1993.

7. Маркузе Г. Одномерный человек. Киев, 1995.

8. Неомарксизм и проблемы социологии культуры. М., 1980.

9. Ионин Л.Г. Социология культуры. М., 1996.

10. Ионин Л.Г. Понимающая социология. М., 1979.

11. Гуссерль Э. Философия как строгая наука. Новочеркасск, 1994.

12. Филмер П. Об этнометодологии Гарольда Гарфинкеля. // Новые направления в социологической теории. М., 1978.

13. Гуревич А.Я. Проблема средневековой народной культуры. М., 1981,

14. Гуревич А.Я. Средневековый мир: культура безмолвствующего большинства. М., 1990.

15. Бахтин М.М. Творчество Франсуа Рабле и народная культура средневековья и Ренессанса. М., 1994.

16. Лихачев Д.С., Панченко А.М., Понырко Н.В. Смех в Древней Руси. Л., 1984;

17.Рабинович М.Г. Очерки материальной культуры русского феодального города. М., 1988. и др

Тема №2.
«Труды и дни» охотников на мамонтов в верхнем палеолите.


Ареал обитания охотников на мамонтов – междуречье Днепра и Дона (к востоку от охотников на северных оленей и к северу от охотников на бизонов). Время обитания – конец верхнего палеолита (23-14 тыс. до х.э.). Последнее оледенение (24-10 тыс. лет до х.э.). Способы добычи огня: «огненный плуг», «огненная пила», «огненное сверло». Священный огонь – символ единства коллектива. Жилища и поселения охотников на мамонтов.

Орудия труда. Охота. Одежда и обувь. Украшения. Пища и питье. Передвижения. Восприятие мира. Была ли «личность» в позднем палеолите?

Представления о прекрасном. Палеолитические Венеры. Матрилокальность и матрилинейность вместо матриархата. Отношение к женщине. Колдуны и магия. Рождение и инициация. Свадьба. Смерть и погребение. Конфликты и войны. Отношение к детству и старости. Вождь, колдун и коллектив.
Основная литература.

Михаил Аникович «Повседневная жизнь охотников на мамонтов», Москва, Молодая гвардия, 2004.



Дополнительная литература.

1.А. И. Мартынов. Археология. М., Высшая школа, 2005, с. 79-88, 90-95.

2. А. Соломоник Семиотика и лингвистика, Москва, Молодая Гвардия 1995.

Тема №3.


Трудное время перемен:

от собирателя, охотника и рыболова

к труженику земледельцу и скотоводу.
Время и место переходи от присваивающего хозяйства к производящему. Миграции мезолитических и протонеолитических общин. Борьба за благоприятную среду обитания. Изобретение 4-х видов оружия: лука со стрелами, пращи, булавы и кинжала (короткого меча). «Военный горизонт» -то, что отличает войну от драки. Первая военная тактика: «цепь» и «колонна». «Дикие» животные на службе у человека: отнятие австралийскими аборигенами у волка затравленных им животных. Первый этап одомашнивания волка-собаки: использование для обогрева и подачи сигнала об опасности. Изменение физического облика одомашненных волков-собак. Попытки приручения других животных: медведей (проведение инициаций – шлифовка зубов), газелей и антилоп. Медведь – культовое животное. Первые одомашненные животные – собака и свинья. Кормление женской грудью малолетних медвежат, щенят и поросят. Начало неолитической революции Первые доместифицированные животные скотоводов: овцы и козы. Механизм доместификации. Первые селекционированные растения земледельцев: пшеница-однозернянка, пшеница-эммер, ячмень. Механизм селекции: искусственное создание прежних условий развития растений при ухудшении климатической и экологической ситуации. 3 центра зарождения цивилизации.

Мифологические представления древних людей о мире. Культ предков. Тотемизм, фетишизм, анимизм. Культ Богини-Матери. Функции первоначального Культурного героя: добыча и присвоение, а не работа и изобретение. Гильгамеш и Энкиду. Прометей и Гефест. Культурные пары: Гефест и Афина. Рабочие функции Гефеста: изготовление медных быков царю Ээту: устройство опочивальни матери Гере, создание венца Пандоре. Рабочие функции Афины: обучение людей различными ремеслам. Арес и Афродита (жена Гефеста). Прометей и Эпиметей. Мифы о запрете человеческих жертвоприношений: миф о Девкалионе, Тантале и Медее. Миф, закрепляющий «отрицательную» роль женщин: миф о Пандоре и Медее. Окончательно закрепление «неолитической революции»: изобретение гончарного круга и ткацкого станка.


Основная литература.

  1. Бурхард Брентьес. От Шанидара до Аккада. Издательство «Наука», Главная редакция восточной литературы. М., 1976.,с. 16-63

2. В. М. Масон. Поселение Джейтун. Л., 171, Глава - Пути неолитической революции - с. 106-159.


Дополнительная литература.


  1. В. М. Масон. Средняя Азия и Древний Восток. М.-Л., 1954.

  2. Мирче Элиаде Миф о вечном возвращении. Научно-исследовательский центр Ладомир, Москва, 2000 г.

Тема №4.


Месопотамия: обитатели первых в мировой истории городов-государств.
Физический тип жителей Двуречья. Среда обитания: городская планировка и жилище. Одежда. Домашняя обстановка. Семейные нравы и обычаи. Положение женщины. Брак. Организация культа. Похороны. Писцы, свободные и рабы. Воины и организация армии. Купцы, дельцы, торговцы, мореплаватели и мастера-ремесленники. Школа и наука. Служители храмов и учителя. Право: законы Ур-Намму, Эшнуну и Хаммурапи. Религиозные верования.

Основная литература.

1. Т..С. Георгиева. Частная жизнь и быт древних обществ. М., Высшая школа, 2005 г.- Глава II, 2.2. Месопотамия – Шумеры и Вавилон (Передняя Азия в древности), стр. 84-107.

2.И. М. Дьяконов. Люди города Ура. Главная редакция восточной литературы. М., 1990. С. 33-49, 97-126, 155-211.

3.История Древнего Востока. Зарождение древнейших классовых обществ и первые очаги рабовладельческой цивилизации. Часть первая. Месопотамия. Под редакцией И. М. Дьяконова. Главная редакция восточной литературы. М., 1983. С. 342-381.

4.Клочков И. С. Духовная культура Вавилонии. М., Издательство Наука, Главная редакция восточной литературы. М., 1984.



Дополнительная литература.

1. Вулли Л. Ур халдеев. М., 1961.



  1. Струве В. В. Государство Лагаш. Борьба за расширение гражданского прав в Лагаше XXV-XXIV вв. до нашей эры. М., 1961.

  2. Вайман А.А. Шумеро-вавилонская математика. М., 1961.

  3. Нейгебауэр О. Точные науки в древности. М., 1968.

  4. Тюменев А. И. Предназначение людей по мифам древнего Двуречья. - Вестник Древней Истории. 1948, №4.

  5. Афанасьева В. К. Зконы Ур-Намму. - Вестник Древней Истории.. 1960, №1-2.

  6. Дандамаев М. А. Вавилонские писцы. М., Издательство Наука, Главная редакция восточной литературы. М., 1983.

  7. Сетон Ллойд. Археология Месопотамии. Издательство Наука, Главная редакция Восточной литературы, М., 1984.

Тема №5.

Творцы и строители пирамид.

Египет и пустыня - «Черная земля» и «Красная земля». Люди двух «стран» - Нижнего и Верхнего Египта. Физический облик древних египтян.

Семья: дети, подростки, египетская женщина. Одежда и прически. Города и дома. Мебель и хозяйственное оборудование. Еда и развлечения. Образование. Писец и бюрократия. Армия. Крепости. Живопись и скульптура. Художники и архитекторы. Магия, наука и религия. Религиозные тексты.


Основная литература.

1. Т..С. Георгиева. Частная жизнь и быт древних обществ.. М, Высшая школа, 2005 г.- Глава II. 2. 1. Древний Египет, стр. 56-84.

2.. Барбара Мертц. Красная и Черная земля. Древний Египет: легенды и факты». М, Центрполиграф, 2004,с. 38 – 62, 34-37, 63-67, 73-81, 82-98,99 – 124, 125-133, 133-140, 140-158, 159–167, 174-177, 178-193, 193-195, 196-213, 222-238, 239- 261.

3.. Д. Брестед, Б. Тураев. История Древнего Египта. М.: Харверст, 2003, с. 600-626.

4..Вассоевич, А. Л. Духовный мир народов классического Востока, Алтейя, Санкт-Петербург, 1998. – Глава II. Психофизические основы древнейших представлений о душе – открытия Ю. Я. Перепелкина, с. 162-189.

5.. Ливрага, Хорхе Анхель. Фивы, Москва, Культурный центр «Новый Акрополь», 2002, стр.109-122..
Дополнительная литература.


  1. Белова Г. А. Египтяне в Нубии.. М., 1988.

  2. Берлев О. Д. Трудовое население Египта эпохи Среднего царства. М,, 1978.

  3. Богословский Е. С. Слуги фараона, богов и частных лиц (к социальной истории Египта XVI-XIV вв. до н.э.). М., 1979.

  4. Богословский Е. С. Древнеегипетские мастера: По материалам из Дер эль-Медина. М., 1983.

  5. Вильгельм Вегнер. Начало, распространение и падение всемирной империи, т.I-II, Москва, Харвест, 2002.

  6. Жак К. Египет великих фараонов: История и легенда. М., 1992.

  7. Картер Г. Гробница Тутанхамона.. М., 1959.

  8. Кинк Х.А. Древнеегипетский храм. М., 1979.

  9. Кормышева Э. Е. «Религия Куша». М., 1984.

  10. Коростовцев М. А. Писцы древнего Египта. М., 1962.

  11. Лурье И. М. Очерки египетского права XVI – X вв. до н. э. Л., 1960.

  12. Матье М. Э. Искусство древнего Египта. М.-Л., 1961.

  13. Павлова О. Амон Фиванский. М., 1984.

  14. Перепелкин Ю. Я. Тайна золотого гроба. М. 1968.

  15. Стучевский И. А. Рамзес II и Херихор. М. 1984.

  16. Шампольон Ж.Ф. О египетском иероглифическом алфавите. М., 1950.

17. П. Брантон Путешествие в сакральный Египет, Москва, Сфера, 1997 г.

Тема №6.
Хетты – первые индоевропейцы в Малой Азии.


Кто такие хетты? Хетты их предшественники хатты (протохетты). Секреты производства железа. Хеттское общество и администрация. Война и оборона. Повседневная жизнь в конце бронзового века: городская планировка, дренажные каналы и канализация, устройство домов, одежда, обувь, посуда. Литература и религия. Погребальный обряд.
Основная литература.
1.Дж. Г. Маккуин. Хетты и их современники в Малой Азии. М, Наука, 1983, с. 61-119.

2. История Востока в шести томах. Т. I. Восток в древности. М., 1997, с. 144-146.
Дополнительная литература.
История Древнего мира. Ранняя Древность. Под редакцией И. М. Дьяконова М., «Главная редакция восточной литературы», Лекция 11. Хеттское царство.

Тема №7.




Достарыңызбен бөлісу:
  1   2   3




©dereksiz.org 2024
әкімшілігінің қараңыз

    Басты бет