Время и парадоксы ньютона вместо эпиграфа



Дата11.07.2016
өлшемі163.13 Kb.
#190367
ВРЕМЯ И ПАРАДОКСЫ НЬЮТОНА
Вместо эпиграфа.

Два парадокса Ньютона из семи:

1 Дальнодействие – бесконечная скорость гравитационного взаимодействия.
3 Фотометрический (Шезо-Ольберса) – черное небо.
Является ли Вселенная единой и стройной системой, в которой действуют общие законы, или Вселенная это странное образование без фундаментальных констант и инвариантов, где все меняется со временем и при перемещении в пространстве. Любой человек, даже не ставя перед собой этот вопрос, непроизвольно мыслит исходя из условия системности Вселенной. Это вызвано тем обстоятельством, что повседневная практика постоянно свидетельствует о всеобщей взаимосвязи объектов окружающего мира и присущей этому миру гармонии. Последние достижения наблюдательной астрофизики не дают никаких поводов для сомнений в этой убежденности.

Но системное представление о Вселенной таит подвох для поверхностных исследователей. Многие из них, признавая Вселенную гармоничной системой, остаются уверенными в её бесконечности, а это оказывается невозможно. Если Вселенная – система с единым временем, то она конечна. Вскрывшийся парадокс легко преодолевается. Конечность Вселенной обосновывается существованием бесконечного количества иных вселенных. Одним из косвенных подтверждений конечности Вселенной является так называемый парадокс «черного неба» или парадокс Шезо-Ольберса. Теоретический расчет предсказывает, что в случае бесконечности Вселенной ночное небо не должно быть черным, а должно быть равномерно светящимся. Так как светимости не наблюдается, то возможны два варианта, либо расчеты ученых ошибочны, либо звездное вещество во Вселенной не бесконечно.

Признание конечности Вселенной снимает с обсуждения ряд сложнейших философских проблем, связанных с сущностью бесконечности, но ставит не менее сложные практические вопросы. Одним из них является вопрос о механизме формирования единого системного времени Вселенной.

Чтобы понять сложное явление, необходимо сначала разобраться в его простых проявлениях, например, в бытовом представлении.

Бытовое время естественно воспринимается как последовательность событий, взаимосвязанных между собой. Наиболее наглядно это происходит, если события происходят с одним объектом или малым количеством объектов, так называемые циклические процессы. Подсознательно эта последовательность соотносится с собственными физиологическими процессами человека, и формирует у него субъективное чувство хода времени и чувство временного интервала. Это наблюдение вряд ли кто будет оспаривать. Но кроме явно взаимосвязанных событий сплошь и рядом происходят события, взаимосвязь которых не очевидна. Как распределить во времени эти события. В этом случае нас выручает еще одно природное физиологическое чувство (и связанное с ним научное понятие) – это чувство и понятие событийной одновременности.
Научившись определять одновременность двух независимых событий, можно одно из событий взять из последовательности связанных событий, тем самым включив независимое событие во всеобщую временную последовательность.

Закройте глаза, а затем на мгновенье откройте их. Все, что вы увидите в этот момент, воспринимается нами как множество одновременных событий, время которых определяется по часам, которые вы видите в этот же момент - это одновременность на физиологическом, бытовом уровне. Одновременность в науке и технике, определяется несколько иначе. Специально разработанный датчик, при наличии исследуемого события, формирует некий признак; этот признак передается на запоминающее устройство, снабжённое синхронизированными требуемым образом часами, показание которых и регистрируется. Два метода по сути очень схожи, но существенно отличаются по техническому оснащению, от которого зависит погрешность измерения. Кроме того, описание второго метода не оставляет никаких сомнений в том, что точно измерить время события невозможно по принципиальным соображениям, дело в том, что момент регистрации неизбежно отделен от момента события временем реакции сенсора и временем доставки информации. Эти задержки можно компенсировать и уменьшать, но полностью избавиться от них невозможно, что и проявляется в неотвратимости ошибки измерений.

Роль погрешности очень существенна, и для ее изучения существует специальная наука, которая называется метрологией. Оказывается, множество событий, увиденных наблюдателем в определенный момент, можно считать или одновременными, или неодновременными в зависимости от требуемой и реализуемой погрешности.
Фундаментальным положением метрологии является утверждение, что в реальном мире ничто нельзя измерить с абсолютной точностью, т.е. с погрешностью, равной нулю.

С тех пор как было установлено, что свету присущ удивительный набор свойств: предельно возможная скорость распространения, относительное ее постоянство, а также прямолинейность распространения в однородной среде,- эти свойства стали использовать для определения одновременности удаленных событий. По этому вопросу разногласий в научном сообществе практически не возникло. Принято соглашение, по которому при дальних измерениях, использующих оптическую связь или радиосвязь, для определения одновременности используется классический метод с учетом времени прохождения светового сигнала. Окончательное теоретическое обоснование метод синхронизации с помощью света получил в методике, которую разработал Эйнштейн.


Часы называются синхронизованными между собой, если в любой момент времени их показания совпадают. Методика Эйнштейна чуть-чуть с лукавинкой, она описывает установку показаний двух одинаковых часов в конкретный момент времени. Дальнейшая синхронность хода часов обеспечивается их предполагаемой идентичностью – это прописная истина. Но суть СТО в том, что темп времени зависит от относительной скорости часов, т.е. для синхронизации часов по методике Эйнштейна требуется еще одно условие: относительная неподвижность часов, а это не всегда желательно и выполнимо.
Природная обусловленность времени логически следует из диалектического принципа причинности. Суть принципа в том, что ни одно событие в мире не происходит само по себе, а неизбежно имеет причину, и само при этом является причиной для следующего события. Связанные события (причина и следствие) принципиально не могут произойти одновременно. В противном случае, можно было бы построить замкнутую цепочку событий, последнее из которых блокировало бы исходное событие, что приводит к логическому абсурду. Казалось бы, в определении времени через принцип причинности все ясно и просто, но это только кажется. В жестком требовании принципа: несовпадения времени реализации причины и следствия,- ничего не сказано об интервале между ними. Таким образом, принципом причинности определяется только существование стрелы времени и ее однонаправленность. Темп времени принципом причинности не определяется. При этом требование неодновременности сформулировано в абсолютных критериях (без указания погрешности), которые на практике нельзя ни реализовать, ни проверить.
Общая трудность в осознании природы времени происходит от неосознаваемого смешения стереотипа физиологического восприятия, с реальными проявлениями времени. Чтобы выявить и устранить влияние искажающего фактора, необходимо его осознать, а для этого надо сделать осознанное волевое усилие. Для облегчения понимания этой не простой для некоторых людей задачи, можно предложить следующий пример-упражнение.

В мире непрерывно происходящих реальных событий пространство заполнено различными субстанциями с распространяющейся (летучей) информацией: запах, звук, цвет и освещенность. Перечисленные параметры в природе, без человека, не существуют. Есть только ароматические молекулы, механические и электромагнитные колебания различных сред, а также дискретное множество фотонов с разной энергией. Самым емким из носителей информации для нас является свет. Весь мир пронизан фотонным излучением, которое принято считать электромагнитным, как и радиоволны. Радиоволны существуют в огромном диапазоне частот, но мы не видим это многообразие – и это привычно. Эта привычность позволяет осознать по аналогии, что и у фотонов нет ни цвета, ни света; есть только способность возбуждать реакцию живого организма на фотоны. Вне интеллекта – мир даже не бесцветный, он никакой. Цвет – это субъективное восприятие величины и направления импульса фотона, которое человек физиологически формирует в своем организме с помощью биологического прибора (глаза) и биологического анализатора (мозга). Нет способа убедиться, что красный цвет все видят одинаково, но можно продемонстрировать, что часть людей видит один и тот же цвет по-разному, это дальтоники. И все-таки, принято считать, что большинство людей воспринимают цвет одинаково. Это логично, т.к. подтверждается общечеловеческой практикой, а также находит обоснование в идентичной физиологии каждого здорового человека.

Осознав природу формирования цвето-световых ощущений, можно понять, что любое наше субъективное (физиологическое) ощущение только соответствует (не совпадает, а именно, всего лишь соответствует) конкретному реальному физическому воздействию. Нашему ощущению «темпа времени» соответствует физическое восприятие очередности событий, а не скорости их прохождения. Чувство относительного различия скорости двух и более процессов – это уже иное физиологическое чувство, формируемое опытом сравнения различных циклических процессов. Вот это совмещение двух, по-разному формируемых, ощущений и создает некоторую путаницу при анализе собственного восприятия временного интервала. Можно ли объективно установить темп следования событий, хотя определение темпа отсутствует в определении времени через принцип причинности? Оказывается можно, но только, как всегда, как и любую физическую величину, в сравнении с выбранным эталоном.

Напомним, что эталон - это некоторый природный, или искусственный, объект (или процесс), который позволяет производить относительное сравнение удаленных, или разнесенных во времени произвольных объектов и процессов, без совмещения сравниваемых объектов и процессов, а только методом сравнения их с переносимым эталоном.

В словах «позволяет производить» скрыт большой смысл, который означает, что параметр эталона, используемый для измерения, не должен зависеть от внешних условий, т.е. в идеальном случае он должен быть инвариантом.
Результаты исследований электромагнитного излучения свидетельствуют, что инвариантного и универсального эталона времени, обеспечивающего общий принцип относительности, не существует. В двух произвольных, взаимно перемещающихся системах, принципиально невозможно синхронизовать часы, действующие на основе линейного преобразования эталонного параметра. Лоренц нашел формулу реальных (не линейных) преобразований для взаимно перемещающихся систем, и тем самым фактически опроверг общий принцип линейной относительности. Однако, Эйнштейну удалось разработать систему формальных математических приемов, объединенных под названием «Специальная теория относительности», использование которых в рамках соответственно переформулированного принципа относительности в специальный принцип относительности, позволило производить практические расчеты релятивистских эффектов, обеспечивая, при практически используемых скоростях, ничтожную, не обнаруживаемую, погрешность.

Чем было вызвано объявление «последним словом в науке» этой успешной, но чрезвычайно сложной, мало понятной и весьма сомнительной теории Эйнштейна – вопрос к историкам. Но прецедент был создан: возникла официальная (диктуемая сверху) догма, поставленная выше опыта. Постановление Президиума АН от 1964 года, рекомендующее любую критику ТО не принимать к рассмотрению, наравне с заявками на изобретение вечного двигателя, фактически установило границу (заградительную стену) на пути развития науки в этом направлении, и уже возник призрак академической инквизиции. Теперь любой исследователь, столкнувшись с фактом не соответствующим ТО, должен решать нравственную проблему: удовлетворять свою любознательность и дальше, рискуя быть обвиненным в сумасшествии, или скрыть обнаруженный факт, а может, даже его фальсифицировать. Первый вариант ставит крест на карьерном росте, а второй – на принципиальности и нравственности ученого.

Безотносительно к справедливости или ошибочности специального принципа относительности, сформулированного Эйнштейном, интуиция исследователей постоянно подсказывает существование некоего, пусть не инвариантного, а функционально детерминированного, но все-таки единого для всех и вся, времени. Существование единого абсолютного времени, являющегося опорным для относительного времени Вселенной, допустимо только при возможности определения скорости движения произвольной системы относительно общего однородного пространства. Существование такого пространства признавал и Эйнштейн: "...Общая теория относительности наделяет пространство физическими свойствами; таким образом, в этом смысле эфир существует... Однако этот эфир нельзя представить себе состоящим из прослеживаемых во времени частей; таким свойством обладает только весомая материя; точно так же к нему нельзя применять понятие движения" ([1], т. 1, с.682). Таким образом, по смутно изложенному мнению автора ТО, эфир существует, и он неподвижен.

Это и есть необходимое условие существования единого времени. Все философии, признающие материальность пространства, такую возможность допускают. Единое время является необходимым атрибутом существования Вселенной, если мы ее понимаем как единую, устойчивую, гармоничную систему.


Практический поиск эталонных образцов временного интервала, обладающих максимальной инвариантностью, однозначно определяет тенденцию на уменьшение размеров эталона. Экстраполяция этой тенденции приводит к выводу, что самый универсальный эталон может быть реализован природой на квантовом уровне, и это предположение очень естественное. Действительно, все разнообразие вещественного мира реализовано на всевозможных комбинациях всего двух элементарных частиц: протона и электрона (если нейтрон считать составной частицей). В этом случае, если два квантовых структурных элемента, протон и электрон, инвариантны по своим параметрам в пространстве и времени, то это и будет означать существование единого времени Вселенной.

Но остается сакраментальный вопрос: что за механизм определяет объективный темп хода времени? Ответить на этот вопрос позволяет квантовая модель мира. В этой модели всё состоит из квантов, имеющих конечный размер, и все процессы реализуются квантовыми энергетическими порциями, обмен которыми осуществляется в течение кванта времени. Скрытые (не выявленные) особенности квантового мира и делают проблему времени такой загадочной. Анализ квантовых взаимодействий, которые в множественном, статистическом проявлении определяют и все макро взаимодействия, нельзя без оглядки вести привычными методами, разработанными для макро мира. В микромире величина ни одного реального объекта не может быть выражена дробным количеством мер фундаментального квантового эталона. Размер квантового эталона является наименьшим из всех возможных и всегда равен единице в квантовой системе единиц.

Квантовый принцип достаточно легко воспринимается в отношении почти всех реальных параметров материи. Однако, применение квантового подхода ко времени, вызывает известные трудности.
Как представить квант времени или как представить физическую модель времени, реализующую все его известные свойства? Как это ни странно, но инженерная практика уже ответила на этот вопрос. Дело в том, что пока ученые-теоретики пытались понять суть времени на философском уровне, квантовые временные принципы ворвались в быт и были реализованы на практике в современных вычислительных машинах (компьютерах). Аналогом кванта времени в этих машинах является продолжительность цикла, который задается программно, и который является параметром (стандартом) так называемого режима «реального времени» (on-lain). Данное утверждение требует разъяснения.

Суть режима on-lain в данном контексте и проста, и сложна одновременно. Проста, потому что уже реализована практически и доступна для изучения по учебникам, а сложна – в глубинном значении реализованного для модели мира. В режиме on-lain события рассматриваются как одновременные, если они произошли в интервале заданного временного цикла. При этом необходимо выполнить два жестких условия, первое: все события, которые могут (и должны) произойти одновременно, должны быть непременно реализованы в течение этого цикла (последовательность реализации несущественна); и второе: все моделируемые события должны представлять одну ступень принципа причинности, т.е. элементарное действие. Если эти условия не выполняются, то вычислительная система (компьютер плюс моделирующая программа) становится конфликтной (неустойчивой), что приводит к «зависанию» (остановке) программы или к получению ложных, непредсказуемых результатов.

Реализация этих двух условий, выполнение которых осуществлено во всех вычислительных системах реального времени, и есть решение, являющееся ключом для понимания природы всеобщего времени Вселенной. Оказывается, проблема времени не может быть решена в рамках только временных представлений, т.к. затрагивает механизм реализации временного интервала конкретными и повсеместными пространственными взаимодействиями материи Вселенной. Но естественное вовлечение в решение проблемы всеобъемлющих физических взаимодействий вновь приводит к революционному выводу: Вселенная должна быть конечной, а взаимодействие, которое формирует временной квант, должно распространяться по всей Вселенной, и должно завершиться за конечное, но ни чем неограниченное время формируемого квантового цикла. Это значит, что в каждой точке Вселенной за это время произойдет только по одному элементарному (квантовому) действию, что для внутреннего наблюдателя, т.е. нас с вами, равнозначно мгновению.

В этом утверждении нет ничего фантастического, из него следует лишь, что вселенные очень велики, и что их, видимо, бесконечное множество.

Человечеству пока не известен подлинный механизм реализации квантового временного интервала Вселенной. Но претендент на исполнителя уже известен. Исполнителем квантового временного принципа является гравитация. Экспериментально установлено, что нижняя скорость (это значит, что истинная может быть только больше) распространения гравитации в раз превышает скорость света. Числовое значение этой величины все время увеличивается по мере совершенствования гравитационных измерений, и видимо, должна быть окончательно признанной как мгновенная скорость, в квантовом смысле.

Пояснить феномен моментального распространения гравитации, т.е. самый загадочный парадокс Ньютона, можно исходя из особенностей реализации «режима реального времени» в квантовых структурах. Предположим, что в компьютере для реализации второго условия (полного выполнения всех единичных действий), необходимого для реализации «режима реального времени», требуется один час времени. Вычислительная машина с таким значением параметра «реального времени» будет работать чрезвычайно медленно. Но эта неимоверная медлительность будет фиксироваться только внешним наблюдателем, пользующимся привычным, и общим для всех, эталоном реального времени, т.е. чувством времени, с которым мы живем. Если же наблюдателя внедрить в систему, реализуемую медленной машиной, то такой наблюдатель, если он сам будет выполнять второе условие, т.е. будет абсолютно неподвижен в течение одночасового квантового цикла, то он будет субъективно ощущать себя в привычном реальном времени. Этот эффект связан с тем, что пока процессор за время цикла (несколько микросекунд или несколько часов) поочередно выполняет миллионы операций, в каждый конкретный момент времени выполняется только одна операция, все остальные находятся в фиксированном состоянии, «стоп-кадре».

Таким образом, приходим к выводу, что ход времени заданной системы может быть количественно выражен только сравнительной характеристикой относительно другой (внешней) последовательности событий. Загадка (и разгадка) парадокса в том, что, как и в примере с вычислительной машиной, природный цикл (n*δt), являясь субъективно первичным эталоном, не является истинно первичным природным эталоном δt, и может длиться вне времени очень долго. Мы, в качестве внутренних наблюдателей, никогда этого ни заметить, ни измерить не сможем. Это означает, что гравитационные взаимодействия физически могут иметь любой конечный цикл исполнения, но он для нас никогда не будет иметь прикладного значения, т.к. любое гравитационное взаимодействие (при любой его скорости, условно измеренной первичным эталоном) будет субъективно восприниматься нами как мгновенное. Этот эффект и есть решение знаменитого первого парадокса Ньютона. Это не очень просто понять. Но если бы было просто, то не было бы парадокса.

Вывод. Если Вселенная представляет собой единую систему, а к этому постепенно все склоняются, то в рамках такой системы допустимо мгновенное распространение информации, относящейся исключительно к системному параметру – гравитации. Вся остальная информация и все взаимодействия принципиально не могут превысить допустимую квантовую скорость для заданной системы. Величина этой скорости следует из определения квантовых принципов: за время единого кванта Δt=(n*δt) объект максимально может сместиться на расстояние Δx, равное квантовой единице. Таким образом, максимально допустимая скорость любого объекта Вселенной определяется квантовым соотношением Δx /Δt ≡1, в принятых на практике масштабах эта скорость воспринимается нами как скорость света ≈3*10^10 см/с.

Продолжительность кванта «единого времени» не имеет физического смысла, т.к. в физиологическом аспекте является первичным универсальным эталоном времени. Однако, физические процессы, формируемые вселенскими временными циклами, в свою очередь формируют в нас субъективное физиологическое чувство интервала времени, величина которого поддается измерению. Выбрав эталонный образец для практических нужд, его величину можно выразить в представлении первичного квантового эталона. Рассмотрим пример, создадим новую условную единицу длины «новый метр» и обозначим его «нм». Определим, что 1нм=3Δx, т.е. один «новый метр» равен трем пространственным квантам. В этом случае допустимо обратное определение, 1 квант =1/3 нм, т.е. можно выразить размер первичного кванта в принятых и привычных бытовых единицах. Однако, в общем случае, это преобразование не будет удовлетворять условиям ковариантности. В нашем примере допустимо поинтересоваться: сколько квантов в половине «нм», ответ - 1,5 кванта будет некорректным, т.к. не имеет физического смысла. Реально может быть реализовано или 1/3, или 2/3 нм. В практике теоретических расчетов аналогичные преобразования и сопутствующие операции вполне допустимы, необходимо только не забывать учитывать и анализировать эту ситуацию, и корректно ее интерпретировать. Для макро операций влияние такой некорректности в конечных результатах приводит к возникновению дополнительных погрешностей. Эти погрешности обычно ничтожны, но не в особых точках сингулярностей, где кривизна эйнштейновского пространства стремится к бесконечности.

На основании выше сказанного и из имеющихся значений мировых констант можно определить величину субъективного квантового интервала времени, он равен Δt≈1,351*10^(-44) с, это и есть количественное выражение нашего субъективного чувства кванта времени, выраженного в секундах. Однако, в природе при отсутствии человека назначенных нами масштабов не существует, есть единый универсальный эталон интервала времени – это последовательность единичных квантовых событий. Каждое следующее событие в любой точке Вселенной не может произойти, пока не произойдут все единичные события первого цикла во всех точках Вселенной. Все процессы Вселенной синхронизированы этим эталонным циклом. Если бы это было не так, то мир не был бы таким гармоничным. Вряд ли в таком мире можно было реализовать законы физики, в мире царил бы хаос.

Если все природные параметры представить в относительных квантовых масштабах, то все относительные размеры будут совершенно объективными, вне зависимости от присутствия или, вообще, от существования человека.

Вне квантовых представлений объяснить первый парадокс Ньютона невозможно. Но и в рамках квантовых представлений восприятие эффекта (парадокса, теперь уже бывшего) требует времени и привычки. У людей, не имеющих достаточных знаний и, главное, навыков в области компьютерной информатики, могут возникнуть некоторые затруднения при интерпретации модели, реализующей субъективно мгновенное распространение гравитационного взаимодействия. Более подробно о механизме гравитации и эффекте ее моментального распространения можно прочесть в авторской статье [6], адрес в Интернете: http://www.sciteclibrary.ru/rus/catalog/pages/10168.html.


Найденное числовое значение субъективного квантового интервала нельзя считать реальным интервалом, т.к. в природе нет определения секунды. В природе нет интервалов в человеческом понимании, как нет цвета электромагнитного излучения. Но есть выделенная последовательность взаимосвязанных событий (тактов), которая жестко связана абсолютно со всеми остальными последовательностями, существующими во Вселенной, единым темпом квантовых реализаций. Каждая реальная последовательность событий происходит с меньшей частотой, по сравнению с квантовым тактом Вселенной. Исключением является совпадение тактов. Количество квантовых тактов между любой причиной и следствием является реальной характеристикой процесса, действующей во Вселенной вне зависимости от наличия в ней интеллекта.

Заключение. Как видно из материала статьи, в квантовой интерпретации, все мистические свойства времени исчезают, и все становится достаточно просто и естественно, даже «бесконечная» (правильнее - моментальная) скорость распространения гравитации.

Нижний Новгород, апрель 2010г.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ




  1. А. Эйнштейн. Собрание научных трудов (СНТ), М. Наука 1965г.

  2. А.М. Прохоров. Большая Советская Энциклопедия (3 редакция).

  3. В.А. Уваров. Специальная теория относительности, М.: Наука, 1977.

  4. Физический энциклопедический словарь. М. Советская энциклопедия, 1983.

  5. В. Леонович. Красное смещение, закон Хаббла и расширяющаяся Вселенная. Интернет, сайт Проза.ру.

  6. В. Леонович. Концепция физической модели квантовой гравитации. Интернет, сайт: SciTecLibrary - Новости Науки и Техники.





Достарыңызбен бөлісу:




©dereksiz.org 2024
әкімшілігінің қараңыз

    Басты бет