ВСТРЕЧИ НА ВСЮ ЖИЗНЬ
И.С. Гущин
член-кор. РАМН, профессор, заведующий лабораторией
Института иммунологии Росздрава
Более чем вероятно, что встречи, запоминающиеся на всю жизнь, предопределены. И не так уж важно, чем они предопределены, объяснимым на сегодня для нас или чем-то необъяснимым, нашим ли собственным выбором, осознанным или подчас неосознанным, или же совсем иным, лежащим вне нашего «Я». Что поражает сознание, так это та череда встреч, происходящих на жизненном пути, которая постепенно выстраивается в цепь удивительно связанных между собою событий, определяющих каждое последующее и в конечном итоге оказывающихся важнейшими для формирования личности, воспитания собственных пристрастий и привязанностей для выбора своей дороги по жизни.
Случайна ли была, например, моя встреча с А.Д. Адо, ставшим моим учителем в научном мире? Случайно ли я узнал о нем в рассказе молодого научного работника, работавшего у В.А. Неговского? Случайно ли так оказалось, что учителем А.Д. Адо был Николай Николаевич Сиротинин? Это был человек, которого Андрей Дмитриевич не только глубоко почитал, но и сумел передать свое отношение своим ученикам, надеюсь, многим. Передать не наставлениями и нравоучениями, а своим, к сожалению не так уж часто встречающимся, трепетным и глубоко благодарным, иногда с оттенком юмора, отношением к учителю, Николаю Николае-вичу.
Уже за одно это знакомство можно быть бесконечно благодарным А.Д. Адо. В этом нет ни малейшего преувеличения. Николай Николаевич был очень привлекательным, честнейшим человеком, чуждым всякого снобизма и высокомерия, богатым своим внутренним миром, оттого и скромным, безраздельно связанным с наукой ненасытным интересом к узнаванию нового, глубоко правдивым, искренним. Знакомство с ним «дорогого стоит», это действительно удача. Неудивительно, что встреча с Николаем Николаевичем предопределила и другие встречи.
Когда мне было предложено подготовить материалы к 80-летию со дня рождения Н.Н. Сиротинина для помещения статьи о нем в журнал «Патологическая физиология и экспериментальная терапия», я просматривал не только статьи Николая Николаевича, но и труды, тематически связанные с его научными интересами. Среди этих трудов оказались работы Н.А. Агаджаняна, посвященные космической биологии и медицине. Интерес к этой проблеме, с которой я не был непосредственно связан, был оживлен и тем, что имя Николая Александровича Агаджаняна я встретил в числе ученых, которые были авторами издания «Проблемы реактивности в патологии» (1968), посвященного Н.Н. Сиротинину. Хотя тематика высокогорной, космической и экстремальной медицины была вне моих научных интересов, тем не менее я не мог не обратить внимания на то, что значение этих работ оказывается выходящим далеко за рамки частных вопросов и затрагивает фундаментальные проблемы медицины. Достаточно напомнить, что исследования Николая Александровича открыли практически неограниченные возможности для создания в условиях высокогорья системы адаптации к действию разнообразных экстремальных факторов.
Это своеобразное направление исследований было аргументировано результатами безукоризненно выполненных физиологических исследований, установивших, что высокогорная адаптация проявляется не только повышением устойчивости организма испытуемых к гипоксии, но и к широкому спектру разнообразных экстремальных факторов, а значит, обладает замечательным потенциалом, который может быть применен как для расширения физиологических возможностей организма, так и для создания специальных профилактических и терапевтических приемов. Такая универсальная потенциальная возможность высокогорной адаптации была затем с успехом использована в практике подготовки специалистов, работающих в экстремальных условиях. Этот потенциал далеко еще не исчерпан, поскольку открытыми остаются многие вопросы его направленного использования в патологии человека.
Это всего лишь один из фрагментов разносторонней научной деятельности Н.А. Агаджаняна, но он очень показателен, так как иллюстрирует широту взгляда на проблему, умение видеть дальше, чем другие. Такое умение заглянуть за грань частного не было ли подготовлено тем окружением гор и звездного неба, с которыми Николай Александрович был связан с самого детства, и теми впечатлениями, что возникали от этого вдохновляющего общения? Невольно приходят на память эмоциональные строки, написанные К.Э. Циолковским: «Я хочу привести вас в восторг от созерцания Вселенной, от ожидающих всех судьбы, от чудесной истории прошедшего и будущего каждого атома. Это увеличит ваше здоровье, удлинит жизнь и даст силу терпеть превратности судьбы…» А это, в свою очередь, перекликается с призывом П.А. Флоренского: «Почаще смотрите на звезды». Мир непознанного начинает открываться созерцанием величия бесконечности. Это, с одной стороны, а с другой – открывается и сама дорога, ведущая к освоению непознанного.
По И. Канту, есть две вещи, достойные подлинного восхищения: звездное небо над нами и нравственный закон внутри нас. Что касается первого, то с этим нельзя не согласиться, второе же (нравственный закон внутри нас) на сегодня остается пока еще в значительной степени «вещью в себе». Но что очевидно, так это то, что «нравственный закон внутри нас» определяет уровень «нравственного здоровья» индивида и всего человечества. Поистине глобальная физиологическая проблема. Так вот проблема эта, как проблема физиологии, впервые увидена и поставлена Н.А. Агаджаняном. не потому ли он смог это сделать, что его воспитателем была не суетность, а величие мира гор, звездного неба, «звездных» примеров из числа товарищей по миру науки? Одним из них был и Н.Н. Сиротинин, соединивший неразрывную цепь времен и поколений. Но чтобы все это принять, нужно было еще и уметь выбрать, а выбор-то и был предопределен «экологическим портретом» Николая Александровича. Кстати, такое удачно найденное определение («экологический портрет человека») предложено впервые Николаем Александровичем. Оно очень емкое, обладающее огромным потенциалом, коль скоро включает в себя и генетический запас, т.е. всю историю предшествующих времен, и те особенности индивида, сформированные на основе этого запаса, которые характеризуют его адаптацию к конкретным условиям обитания, а следовательно, и возможности выбора жизненного пути.
КРАТКОЕ ЭССЕ О НАШЕМ ПАТРИАРХЕ
А. Труханов
доктор биологических наук, президент Национальной Ассоциации
специалистов восстановительной медицины
Начиная с 1998 г. в городе Сочи на базе одной из лучших здравниц России – Центрального Клинического санатория им Ф.Э. Дзержинского (начальник – член-кор. РАМН, генерал-майор медицинской службы А.Т. Быков) вот уже 10 лет проходит Международная конференция «Современные технологии восстановительной медицины».
Это позволило нам все эти годы собирать ученых со всей территории России и из-за рубежа – Германии, Англии, Японии, США, Латвии, Казахстана, Украины и других стран, публиковать сборники научных трудов объемом 600-700 страниц, проводить интересную научную программу по 8 секциям в течение пяти дней – безусловно, это авторитет и огромное человеческое обаяние Николая Александровича Агаджаняна, который является бессменным руководителем Программного Комитета Конференции.
Его совет по каждому научному и практическому вопросу организации конференции позволяет нам поддерживать верный курс и с каждым годом поднимать авторитет нашего движения.
На пятой юбилейной конференции в 2002 г. были впервые учреждены научные номинации «Хрустальный дельфин» и первым лауреатом в номинации «Теоретик восстановительной медицины» стал наш дорогой Учитель. Когда было решено посадить аллею лауреатов, то первым взял в руки лопату Николай Александрович и открыл это прекрасное начинание.
Договариваемся утром перед заседанием встретиться на берегу моря (средняя температура – 15 ºС) на зарядке – он одним из первых выходит на маршрут, вечером торжественный прием, парад, церемония поднятия флага конференции – Николай Александрович один из самых элегантных кавалеров и тост «за здравие прекрасных дам» доверяется только ему.
Его интересует не только любимая адаптология, но и спортивная медицина, косметология, психотерапия, методы ранней диагностики заболеваний и со всеми докладчиками, которые его заинтересовали своими выступлениями, он старается поговорить лично и предложить опубликовать статью в журнале «Вестник восстановительной медицины» (где он является председателем Редакционного совета), а если докладчик ему очень понравился, то может и посчастливиться, и вам предложат сделать диссертационную работу под руководством Академика.
Только благодаря авторитету Николая Александровича и по его личному приглашению в наших форумах участвуют такие маститые академики, как В.Г. Зилов, А.Н. Разумов, Ю.А. Рахманин, М.Б. Штарк, И.Б. Ушаков, Г.И. Ступаков, член-кор. А.А. Буганов, А.Т. Быков.
Большим другом Николая Александровича стал один из ведущих специалистов Германии в области реабилитации, президент компании Бернд Крафт.
Как легко делать любое дело с этим замечательным человеком – он основательно вникает в каждый вопрос, если что-то не нравится, открыто скажет об этом, никогда не опускает планку научной требовательности и чистоплотности, никогда не поставит себя выше своего собеседника.
Наш Патриарх твердо держит в своих руках научные знания АСВОМЕД.
С ЛЮБОВЬЮ К УЧИТЕЛЮ
В.Л. Сусликов
академик РЭА, доктор медицинских наук, профессор,
декан медицинского факультета Чувашского государственного
университета
С Николаем Александровичем я познакомился в 1978 г. в период моей работы доцентом курса гигиены медицинского факультета Чувашского госуниверситета. Осенью 1978 г. в университете проходило заседание секции здравоохранения Минвуза СССР в связи с 10-летием медицинского факультета. Первое выступление на пленарном заседании академика РАМН Н.А. Агаджаняна восхитило меня глубиной и содержательностью познания проблем биосферы, ноосферы и закономерностей адаптации человека в новых условиях жизни.
В тот период я занимался большой научно-исследо-вательской работой по биогеохимическому районированию Чувашской республики под руководством профессора Виктора Владиславовича Ковальского. Я обратился с вопросом к Николаю Александровичу: «Как объективизировать закономерности адаптации населения к различным биогеохимическим условиям проживания?» Получив четкий, однозначный и полный ответ, что только эколого-физиологический подход способен объективно оценить степень влияния биогеохимических факторов на организм практически здоровых жителей, я немедленно включил в программу работ по районированию физиолого-гигиенические критерии.
При следующей нашей встрече в 1984 г. после защиты докторской диссертации я был приятно удивлен тем, что Николай Александрович уже знал о моей защите, что эта работа развивает идеи В.И. Вернадского, что оппонировал академик РАМН Александр Павлович Авцын. Мы договорились о совместных научных исследованиях, о подготовке научно-педагогических кадров для Чувашского госуниверситета, в тот период я был избран деканом лечебного факультета.
В диссертационном совете по физиологии Российского университета дружбы народов, где председателем является Н.А. Агаджанян, были защищены 2 кандидатские и одна докторская диссертации из числа преподавателей Чувашского университета (А. Капланова, Г. Тарасов, С.П. Сапожников), а по докторской диссертации С.П. Сапожникова Николай Александрович был научным консультантом.
В 2001 г. Николай Александрович выступил с докладом и прочитал лекцию на первом Международном симпозиуме по современным проблемам геохимической экологии болезней в Чувашском университете.
В день его 80-летнего юбилея хочется тепло и сердечно поздравить Николая Александровича, а также пожелать ему долго оставаться таким же молодым душой и телом, стремительным, ярким и решительным, отзывчивым и доброжелательным.
Достарыңызбен бөлісу: |