З. Н. Нурлигенова казахское ханство в зеркале казахской государственности



Дата28.06.2016
өлшемі246.83 Kb.
#163245
Министерство образования и науки Республики Казахстан

Карагандинский государственный технический университет –

ВУЗ Первого Президента Республики Казахстан


З.Н. НУРЛИГЕНОВА

КАЗАХСКОЕ ХАНСТВО В ЗЕРКАЛЕ КАЗАХСКОЙ ГОСУДАРСТВЕННОСТИ

В помощь кураторам студенческих групп


Кпрямоугольник 3араганда 2015


2015 год знаменует собой одно из важнейших событий в истории Казахстана – 550-летний юбилей Казахского ханства. Президент Республики Казахстан Нурсултан Абишевич Назарбаев в октябре прошлого года на встрече с активом г. Астаны отметил: «Керей и Жанибек в 1465 году создали первое ханство, и государственность казахов ведет историю с тех времен. Возможно, оно не было государством в современном понимании этого термина, в нынешних границах, с такой известностью и авторитетом во всем мире. Но это можно сказать и про все другие государства той эпохи. Важно, что тогда была заложена основа, и мы – продолжатели великих дел наших предков. Сегодня наша страна сохраняет традиции многовековой дружбы и мирного соседства со всеми ближними государствами. Эти отношения нам следует всегда беречь» [1].

Как известно, в 1465 году султаны Керей и Жанибек основали первое казахское государство – Казахское ханство в междуречье рек Чу и Талас. Исторические события со времен создания Казахского ханства до современного этапа развития независимой Республики Казахстан представляет собой огромную социальную и культурную ценность. История нашего государства состоит из множества глав, посвященных жизни и деятельности выдающихся личностей казахской степи. Керей, Джанибек, Касым хан, Хакназар хан, Есим хан, Тауке хан, Абылай хан, хан Кенесары, Алихан Бокейханов, Ахмет Байтурсынов, Миржакип Дулатов… В различные исторические периоды все они внесли значительный вклад в становлении современного Казахстана. Они были связующими звеньями одной цепи – процесса формирования казахской государственности, который длился веками и включал в себя расширение территории, развитие института власти, формирование культурно-языковых традиций.

Для того чтобы осознать ценность и научиться уважать независимость современного Казахстана, крайне важно изучить каждую страницу его истории. Только так молодое поколение сможет понять, что наша страна – это результат ведения нашими предками кровопролитных войн с захватчиками родных степей и отстаивание своей веры в светлое будущее всего народа [2]. В связи с этим 31 декабря 2014 года было принято постановление Правительства Республики Казахстан «О подготовке и проведении в 2015 году 550-летнего юбилея Казахского ханства» за подписью Премьер-Министра Республики Казахстан К. Масимова.

Образование Казахского ханства явилось закономерным результатом внутренних социально-экономических и этнополитических процессов, протекающих на территории Казахстана в XIV–XV вв. Укрепление экономических, культурных, общественно-политических связей кочевого и оседлого населения способствовало этническому единению казахских родов и племен, завершению сложения народности. Эти обстоятельства явились объективными причинами и условиями формирования собственно казахской государственности.

По утверждению Мухамеда Хайдара Дулати, «… начало правления казахских султанов пошло с 870 года Хижры» [3, с. 108], что соответствует 1465/1466 гг. На территории Западного Могулистана в Чу-Илийской долине и прилегающих районах Джанибек и Керей основали Казахское ханство. Откочевка продолжалась в течение полутора десятилетий с середины 50-х гг. XV века и до конца 60-х гг. Процесс переселения особенно усилился после смерти Абулхаира в 1468 г. и распада его государства. Джанибек и Керей, создав свое государство в пределах территории Могулистана, обладая значительными военными силами и имея прочный тыл в Семиречье, вступили в борьбу с потомками Абулхаира за власть в Дешт-и-Кыпчаке, за объединение всей территории, населенной казахами. Возникновение нового ханства произошло по обычной для рассматриваемой эпохе формуле, согласно которой в средние века государства возникали и распадались вместе с той или другой династией [4, с. 35].



В последующие десятилетия XV в. Казахское ханство укрепилось экономически и расширилось территориально, включив значительную часть этнической территории казахов. Сошло с исторической сцены в Восточном Дешт-и Кыпчаке ханство Шайбанида Абулхаир хана. На исходе XV и в самом начале XVI вв. ушла в прошлое военная и политическая мощь государства Тимуридов, окончательно потерявших власть над Мавераннахром в борьбе с предводителем кочевых узбеков внуком Абулхаира Мухаммадом Шайбани. Фактически распался на несколько феодальных владений Могулистан. Согласно родословным, помещенным в ряде источников, Джанибек и Керей были близкими родственниками. Оба они были прямыми потомками Урус хана и имели право на власть, один как прямой потомок хана Барака (Джанибек – Барак хан – Куйручук оглан – Урус хан), другой – как старший по возрасту (Керей – Булат султан – Тохта Кыйа султан – Урус хан).

Казахские ханы сразу же после смерти Абулхаира вмешались в борьбу за власть в степи. Главными их противниками были наследники Абулхаир хана – его сын Шайх-Хайдар и внуки Мухаммад Шайбани и Махмуд-султан. После гибели Шайх-Хайдара, внуки Абулхаира бежали в Туркестан, где получили помощь тимуридского наместника Мазид-тархана. Именно в этом регионе разыгрались основные события истории Казахского ханства последней трети XV в., определившие дальнейшие судьбы молодого государства. Район Присырдарьи и Каратау был ближайшим к владениям казахских ханов в Западном Семиречье. Ханы Джанибек и Керей стремились в первую очередь утвердить право на эти земли, являвшиеся для них наследными, в том числе на города Сузак, Сыгнак и др. Но главной причиной того, что борьба ханов-джучидов за власть над Восточным Дешт-и Кыпчаком развернулась не столько в степных районах, сколько в Туркестане, было экономическое и стратегическое значение данного региона. В 70-е гг. произошло несколько крупных сражений – под Саураном, Сузаком, у перевала Согунлук в горах Каратау, в других местах. Захватывали Ясы (Туркестан), Сыгнак то казахские ханы, то Мухаммад Шайбани. Одним из видных предводителей казахских войск в этот период был сын Керей хана – Бурундук. Об обстоятельствах и точном времени перехода ханской власти в руки Бурундука ничего не известно. Ибн Рузбихан, говоря о событиях начала 70-х годов XV в., замечает, что «в улусе казахов султаны претендовали на ханскую власть. После того как этот сан некоторое время принадлежал нескольким лицам, очередь ханствовать досталась Бурундук хану». В 80 – 90-е гг. XV в. борьба за сырдарьинские города и их оазисы продолжалась также с переменным успехом. Казахи, как и узбеки-шайбаниды, неоднократно осаждали Сыгнак и Ясы, Аркук и Сауран, и нередко осада длилась по нескольку месяцев.

Итогом борьбы к исходу XV века было включение в состав Казахского ханства городов Сузака, Сыгнака, Саурана. Мухаммед Шайбани удержал в своих руках Отрар, Ясы, Узгенд, Аркук. Присоединение к Казахскому ханству части присырдарьинских оазисов явилось ключом к успеху казахских ханов по объединению страны в целом. К концу XV века расширились первоначальные границы государства. В него вошли, помимо Западного Семиречья, отмеченные выше города в Южном Казахстане, район Каратау с прилегающими степными территориями, низовья Сырдарьи и Северного Приаралья, значительная часть Центрального Казахстана.

Наибольшего расцвета Казахское ханство достигло в первой четверти XVI века особенно при хане Касыме, который правил в 1511-1518 (1523) гг. Фактически он стал править еще при Бурундуке. Сын Джанибека Касым, как истинный сын степей, чтивший традиции, он подчинялся старшему и был покорен Бурундуку. О нем говорили как об одном из известных султанов и славных бахадуров и предводителе конницы Бурундук-хана. К началу XVI в. власть Касым-султана упрочилась, хотя Касым видел, что фактическая власть в ханстве и инициатива находятся в его руках, но как дальновидный политик он был осторожен, умел терпеливо выжидать.

В 1510 г. Мухаммад Шайбани потерпел сокрушительный удар под Сыгнаком от войск Касыма. Разбитые и рассеянные остатки узбеков бежали в Самарканд. В конце этого года Мухаммад Шайбани погиб в Хорасане под Мервом в битве с шахом Ирана. Соперничество двух влиятельных людей ханства закончилось победой энергичного султана и изгнанием потерявшего свой авторитет хана. Не ранее осени 1511 г. Бурундук-хан с группой приближенных удалился в Мавераннахр. Верховная власть в ханстве перешла к потомкам Джанибека, первым из которых стал Касым.

Народное предание гласит, что Касым создал первый свод законоположений «Қасым ханнын қасқа жолы», что означает «Столбовая дорога Касыма», в метафорическом значении – прямая, главная [5, с. 48]. Именно он сумел объединить казахов в единое ханство и упрочить его. В «Тарих-и Рашиди» отмечается: «Касым хан подчинил своей власти весь Дешт-и Кипчак так, как никто после Джучи-хана не смог этого сделать. Например, численность его войска превысила тысячу тысяч (миллион) человек. В конце концов, после 924 (1518) года он отошел в вечность» [3, с. 324]. Касым-хан утвердил свое господство над обширными степными пространствами казахской территории, укрепил власть в Семиречье, на западе под его власть откочевали группы из родов и племен Ногайской Орды. Границы ханства расширились по реке Яик на западе, на юге до Сырдарьи, включая Сайрамский вилайет, на севере и северо-востоке владения простирались далеко за Улытау и оз. Балхаш. Впервые после монгольского завоевания на территории Казахстана в одном государстве были объединены почти все рода и племена, в том числе Семиречье.



При нем узнали о Казахском государстве и в западных странах. Начались посольские контакты Казахского ханства с Московским государством. Австрийский дипломат Сигизмунд Герберштейн после встречи с казахскими послами при Московском дворе оставил свои записи о Казахском ханстве. Несмотря на значительное упрочение при хане Касыме, Казахское ханство, однако, не стало централизованным государством. Это обнаружилось после его смерти между 1518-1523 гг., стал проявляться сепаратизм султанов и других феодалов, начались усобицы, против казахских владетелей сложился союз могольских и узбекских ханов.

После смерти Касыма политический кризис длился 15 лет. Казахское ханство ослабело. Политику объединения казахских племен продолжил возглавивший Казахское государство сын Касыма хан Хакназар (1538-1580 гг.). Он сумел установить тесные связи с Ногайской Ордой, Сибирским ханством, ханством Шайбанидов. Внутренние междоусобицы привели в середине XV века к распаду Ногайской Орды, занимавшей огромные просторы между Волгой и Уралом. Хакназар присоединил к себе большинство племен Ногайской Орды (вошедшие в союз алшынов Младшего жуза). Он принудил ногаев, имевших намерение войти в состав Русского государства, перекочевать на запад, к Дону. Российское государство в 1552 году присоединило к себе Казанское ханство, в 1556 году Астраханское и Крымское ханства. Распад Ногайской Орды придвинул границы Русского государства к Казахскому ханству.

В 1569-1573 годах в Казахском ханстве побывали русские послы Семен Мальцев и Третьяк Чебуков. При хане Хакназаре были налажены торговые связи и политические отношения с Москвой. Направив к Хакназару послов. Иван Грозный поручил им заключить с Казахским ханством военный союз для борьбы с сибирским ханом Кучумом. Хан Могулистана Абд ар-Рашид в 1550-1560-е годы не раз воевал с Казахским ханством с целью захватить Жетысу и Иссык-Кульский регион. Неудачи в войне с Могулистаном, беспрерывные нашествия ойратов привели к постепенной потере ханом Хакназаром большей части Жетысу. В середине XVI века участились набеги Сибирского ханства и Могулистана на казахские земли. Было решено нормализовать отношения с давними противниками потомками хана Шайбани. Хан Бухары Абдаллах и хан Хакназар заключили «клятвенный союз» о мире, оживились торговые отношения между казахами и узбеками. В борьбе между ханом Бухары Абдаллахом и Баба-султаном, владевшим Ташкентом, Хакназар оказывал поддержку то одному, то другому, чтобы ослабить обоих. Абдаллах за помощь подарил Хакназару несколько владений в Туркестанском регионе, а Баба-султан Туркестан и Сауран. Узнав о намерении казахских султанов снова поддержать Абдаллаха, Баба-султан убил хана Хакназара и всех его родственников. 

После смерти Хакназара ханский трон занял внук хана Жаныбека восьмидесятилетний Шигай (1580-1582 гг.). Шигай объединил силы с Абдаллахом против Баба-султана. В 1582 г. войска сына Шитая султана Тауекела под Туркестаном разбили Баба-султана Хан Абдаллах подарил Тауекелу округ Африкент в Самаркандском регионе. Присырдарьинские города остались в руках Абдаллаха Тауекел правил Казахским ханством в 1582-1598 гг. Пользуясь молодостью Тауекела, бухарский хан Абдаллах держал его в зависимости от себя. В 1583 году Тауекел разорвал союзнические отношения с узбекским ханом, захватил Сауран, Туркестан, Отрар и Сайрам, однако под Ташкентом потерпел поражение. После смерти Абдаллаха в 1598 году Тауекел напал на Мавераннахр, захватил города Акши, Искандер, Мунши, Ташкент и Самарканд. В 1598 г. Тауекел умер от ранения, полученного при осаде Бухары.

Длительные войны казахских ханов с узбекскими завершились присоединением присырдарьинских городов и Ташкента к Казахскому ханству. В результате крупных побед в конце XVI века Казахское ханство превратилось в сильное государство в военном и экономическом отношениях, увеличилось его население и расширились границы. В 1582 году отряды русского воеводы Ермака совершили поход в Сибирь и разбив войска хана Кучума. Он в 1598 году бежал в Среднюю Азию, Сибирское ханство попало под власть Русского государства. Казахские племена Сибирского ханства вошли в состав Казахского ханства.

После Тауекела ханский титул перешел к его младшему брату Есиму, который правил в 1598-1628 гг. Главной его целью было преобразование Казахской ханства в единое централизованное государство. Особое внимание хан Есим уделял укреплению военной мощи, наделив широкими военно-политическими полномочиями султанов и представителей знати. С именем Есима связано создание Уложения законов «Исконный путь хана Есима». Город Ташкент вошел в состав Казахского ханства период правления Есима. В начале XVII века усилились феодальные междоусобицы. На юге одновременно правили два хана: хан Есим сделал столицей Туркестан, а Турсун объявил себя ханом со ставкой в Ташкенте. Воспользовавшись внутренними распрями казахов, хан Бухары вторгся на земли Казахского ханства с целью вернуть города Ташкент, Сайрам и Андижан, изгнать казахов за Сырдарью. Казахско-бухарская война длилась более 20 лет (16031624 гг.). В результате этой кровопролитной войны Бухарский хан признал свое поражение. Могулистан в XVI веке окончательно распался. Есим оказывал поддержку правителю Чалыша и Турфана хану Абд ар-Рахиму в его борьбе с находящимся у власти в Жаркенте и Кашгаре ханом Абаком, чтобы ослабить обоих. К активным военным действиям в Восточном Туркестане приступил младший брат Есима султан Кошек. 

Политика хана Есима в отношении Восточного Туркестана была естественным продолжением политики хана Касыма. Султан Турсун – сын султана Джалима став популярным после победоносных войн против Узбекского ханства, Турсун провозгласил себя ханом и начал чеканить монетам он дважды давал клятву верности хану Есиму, но оба раза нарушал ее. Его главной опорой был род катаган. Чтобы не давать повода к кровопролитию среди единого народа, хан Есим признал самозванного хана Турсуна равноправным с собою правителем. В 1627 году Есим выступил в поход против калмыков (джунгар). В это время Турсун поднял мятеж, разграбил ставку хана Есима Туркестан. В окрестностях Ташкенте состоялось сражение, Турсун был разгромлен. Хан Есим весь род катаган приговорил к уничтожению, этот род спасся среди уйгуров в Восточном Туркестане. Мятеж хана Турсуна в истории сохранился под названием «Катаганское побоище».

Международная ситуация при правлении хана Есима также была очень сложной. Так, после смерти Абдаллах хана в 1598 г. фактически прекратилось господство династии Шайбанидов в Бухаре. К власти пришла новая династия Аштарханиды, возводившая свое происхождение к астраханским ханам – потомкам Тукай-Тимура (сына Джучи). Отношения с калмыками, продвинувшимися еще в конце XVI в. значительно на запад, стали занимать в XVII в. важное место во внешней политике казахских владетелей. Отсутствие естественных границ между их владениями и постоянное соперничество из-за обладания кочевьями служили причиной частых столкновений и войн. В китайских источниках западные монголы называются элютами. Слова калмаки, ойраты, элюты, а также термин джунгары (люди «левой стороны», «левого крыла») – это разные названия западномонгольских племен чорос, хошоут, торгоут, дэрбэт. Они во второй половине XIV в. составили «ойратский союз» племен, вышли из-под власти всемонгольского хана и стали управляться своими предводителями (тайши).

В конце первой половины XV в. калмаков возглавил Эсен-тайши. Он сумел объединить все ойратские племена и поколения в один союз и даже распространить свою власть на Восточную Монголию. Однако со смертью Эсен-тайши (1455 г.) фактически на время закончилось и политическое могущество калмаков. Лишь в начале XVII в. среди ойратов вновь появились энергичные и воинственные вожди. Первым из таких вождей был чоросский Хара-Хула-тайши, который сумел объединить основную часть ойратов. Он возглавил общеойратскую кампанию против казахов, именно его энергичные действия привели в конечном счете к становлению государства, получившего название Джунгарского ханства. Хара-Хула-тайши умер в 1634 г., тогда же власть над ойратскими владениями перешла в руки его сына Батур-хунтайши, а 1635 г. признан в науке годом образования Джунгарского ханства. С первых десятилетий XVII в. соотношение сил Казахского ханства, раздираемого междоусобными распрями, и ойратской группировкой, объединенной в единый союз, изменилось и стало неблагоприятным для казахов.

После смерти Есим хана в Казахском ханстве вновь начались усобицы и продолжались несколько лет. В конце концов, ханом был провозглашен сын Есим хана – Джангир (Джахангир, Янгир, Янгар). Вся его жизнь прошла в борьбе с калмаками из-за обладания кочевьями Семиречья. В этой войне предводитель казахов Джангир попал в плен к калмакам, и только какая-то счастливая случайность возвратила ему свободу. Освободившись от плена, он остался на всю жизнь непримиримым врагом ойратов и не переставал беспокоить их частичными набегами. Со своей стороны Батур-хунтайши, желая усмирить беспокойного соседа, собрал 50-тысячное войско и вторгся в 1643 г. в кочевья казахов. Удачный вначале поход окончился поражением хунтайши и отступлением калмаков с большим уроном. В этой войне на стороне казахов выступили ополчения кыргызов и отряд эмира Бухарского ханства Ялангтуш-бия. Джангир хан погиб в одном из сражений с калмыками. Он похоронен в г. Туркестане, возле мечети Ходжа Ахмада Ясави.

Внук знаменитого казахского хана Есима, сын и преемник хана Жангира Тауке около 35 лет находился во главе Казахского ханства, а эпоха его правления навсегда запечатлелась в исторической памяти кочевого населения региона как «золотой век» истории казахского народа. Подобно легендарному спартанскому законодателю Ликургу (IX–VIII вв. до н.э.), которому греческие авторы приписывают создание институтов спартанского общества и государственного устройства (герусии, апеллы, раздел земли между спартиатами и др.), – А.И. Левшин называет Тауке «Ликургом орд казачьих». «При имени сем сердце всякого киргиз-казаха, несколько возвыщающегося духом над толпами буйных соотечественников своих, наполняется благоговением и признательностью, – отмечает А.И. Левшин, –это Ликург, это дракон орд казачьих. Он успокоил их после гибельных междоусобиц, он остановил кровопролития, продолжавшиеся несколько лет от распрей одних племен с другими, он убедил всех умом и справедливостью повиноваться себе… и дал всем вообще законы, по которым судил их» [6, с.163].

Согласно личной печати Аз-Тауке, его полное имя Таввакул-Мухаммад батыр-хан. Существуют две версии составления «Жеті Жарғы». По первой, будто бы собрал Тауке биев-представителей трех жузов (старшего – Төле бия, среднего – Қаздаусты Қазыбек бия, младшего – Айтеке бия), обсудил с ними частые споры, которые были между казахами и составил некоторые законоположения. Суть второй версии состоит в том, что Тауке собрал в урочище Куль-Тобе семь биев, и эти бии соединили старые обычаи ханов Касыма и Есима в новые обычаи «Жеті Жарғы» [7, с. 315].

В научной литературе этот юридический документ именуется «Уложением хана Тауке», или «Законами хана Тауке». Основной целью составления «Жеті Жарғы» явилось стремление законодательно урегулировать пошатнувшиеся общественные устои, чтобы сконцентрировать все внутренние ресурсы для отпора от нависшей внешней угрозы – джунгаров, война с которыми была неизбежной. Стабилизация внутриполитической ситуации, также, была продиктована необходимостью лоббирования экономических интересов феодальной верхушки. Во внутренней политике хан Тауке сделал попытку разрешить ряд крупных общественных и политических вопросов в жизни казахского общества. Он предпринял ряд мер для поднятия авторитета ханской власти, преодоления сепаратизма знати, консолидации народа. Для укрепления государственной власти необходимо было усилить роль государства в суде.

По мнению крупных ученых из института востоковедения Санкт-Петербурга С.Г. Кляшторного и Т.И. Султанова: «Анализ «Уложения» Хана Тауке затруднен следующими обстоятельствами. Во-первых, оно известно нам не целиком, а лишь в отрывочных записях-пересказах. Во-вторых, дошедшие до нас тексты представляют собой результат языковой транспозиции: известные ныне варианты «Жеты Жаргы» зафиксированы на русском языке, а не на языке авторов этого свода законов. Это имеет свои отрицательные стороны: социальная, правовая и иная терминология источника не отражает точно понятий, бытовавших в казахском обществе XVII в.» [7, с. 317].

Время составления «Жеті Жарғы» вероятнее всего относится к 70-м годам XVII века. Это было сложное время в истории Казахского ханства. Изменения политической структуры вызвали настоятельную необходимость переработки и правовой базы организации казахского общества. Эта работа проводилась весь XVII век и при хане Тауке нашла свое закрепление в своде законов «Жеті Жарғы». Следует также отметить, что хан Тауке, усовершенствовав «Қасым ханның қасқа жолы» («Прямая дорога Касым хана») и «Есім ханның ескі жолы» («Древний путь Есим хана»), создал свой свод законов «Жеті жарғы». Свод был порожден требованием того времени. Так, в ХVІІ веке угроза для Казахского ханства исходила с разных сторон, да и единство внутри государства стало ослабевать. Тауке хан направил все свои усилия, чтобы укрепить ханство. Для этого была нужна система новых законов, которая бы укрепила власть и обеспечила единство.

Тауке хан, опираясь на «Қасым ханның қасқа жолы» («Прямая дорога Касым хана») и «Есім ханның ескі жолы» («Древний путь Есим хана»), принятые при прежних ханах, и руководствуясь древними обычаями и традициями Казахского ханства, создал систему новых законов. Хан, собрав на вершине Культобе Толе бия, Казыбек бия, Айтеке бия, утвердил свод законов «Тәуке ханның Жеті жарғысы» («Семь уставов Тауке хана»).

От прежних степных законов «Жеті жарғы» отличался семью новыми пунктами: полный вариант «Жеті жарғы» не сохранился, но его отрывки можно прочесть в записях К. Шукиралиева (1804 г.), Я. Гавердовского (1806 г.), А. Левшина (1832 г.). Из этих отрывков видно, что Тауке хан дополнил прежние степные законы семью новыми пунктами и назвал свод законов «Жеті жарғы». Явно прослеживалось, что принятые изменения преследовали цель – укрепление власти посредством предоставления особых прав для родов торе и ходжа. Так, в исследуемом своде законов отмечается обязанность приходить на выборы с оружием. Согласно своду законов «Жеті жарғы» главы казахских племен и родов собирались один раз в год. На таких собраниях методом голосования решались проблемы, связанные с внутренним и внешним положением государства. Только граждане, явившиеся на выборы с оружием, имели право голоса. Вместе с тем, те, кто носил оружие, в год платили одну двадцатую часть своего имущества в виде налога государству. Каждый род, участвовавший в собрании, имел свою тамгу. Данные родовые знаки на курултае имели степень государственного символа.

Кун выплачивался четырьмя видами домашнего скота. Самый распространенный вид наказания – это выплата куна. В зависимости от социального положения преступника и погибшего человека размер выплачиваемого куна мог меняться. Например, за каждого убитого мужчину выплачивалось 1000 баранов, а за каждую женщину – 500 баранов. Также во внимание принимался и социальный статус погибшего человека, если он был аристократом, то сумма выплачиваемого куна возрастала в семь раз, т.е. если кто убьет султана или ходжу, тот платит родственникам убитого кун за семь человек. Если кто оскорбит султана или ходжу, то за это должен выплатить 9 голов скота, а за побои – 27. Цена куна, выплачиваемого за раба, приравнивалась к беркуту или гончей. Преступник, нанесший телесные повреждения, также выплачивал кун. Большой палец стоил 100 баранов, а мизинец – 20. Изобличенный в воровстве возвращает трижды девять (27) раз украденное. Например, 100 верблюдов приравнивались к 300 лошадям или 1000 овцам. Из этих статей «Жеті жарғы» мы видим, что права каждого социального слоя были узаконены.

Следующим фактом свода законов Тауке хана является то, что человек, совершивший тяжкое преступление, приговаривался к смерти. В «Жеті жарғы» большое место отводилось уголовно-правовым нормам. В качестве преступлений рассматривались: убийство, причинение увечий, изнасилование женщины, нанесение побоев, оскорбление, воровство и др.. Виновные подвергались наказанию соответственно степени тяжести преступления. В этом своде законов сохранился принцип «кровью за кровь». Было два смертной казни: смерть через повешание и забивание камнями насмерть. Мятежники и предатели внутри страны также подлежали смертной казни.

Уголовные преступления рассматривал суд биев. Суд биев по соглашению двух сторон мог заменить смертную казнь на выплату куна. Выплата куна рассматривалась в четырех случаях:

1. Если женщина убила своего мужа и родственники мужа ее не простили.

2. Если женщина убила своего младенца, рожденного вне брака.

3. Если факт супружеской измены был доказан.

4. Если имел место факт богохульства.

А того, кто осмелился поднять руку на своего отца, позорили: сажали на черную корову, лицом к хвосту. Наказание дочери, осмелившейся повысить голос на родителей, определяла мать.

«Жеті жарғы» применялся до середины ХІХ века. А некоторые из его законов применялись вплоть до Октябрьской революции. Как мы и говорили выше, оригинал «Жеті жарғы» не сохранился до наших дней.

Одиннадцать фрагментов «Жеті жарғы», записанные на основе сведений «старшины яппасского рода» Кубека Шукиралиева, были опубликованы в 1820 году на страницах «Сибирского вестника».

Текст второй редакции «Жеті жарғы» приводится в исследованиях А. Левшина. Спустя более 100 лет после составления «Жеті жарғы» эти варианты были опубликованы в жанре народного устного творчества [8].

Следует отметить, что хану Тауке на время удалось преодолеть внутренние междоусобицы, восстановить спокойствие в жузах, тем самым обезопасить кочевья казахских родов от внешних вторжений. Однако борьба за власть и сепаратизм султанов вскоре нарушили единство, чем незамедлительно воспользовались соседи. Ч.Ч. Валиханов писал: «Первое десятилетие XVIII века было ужасным временем в жизни киргизского (казахского) народа. Джунгары, волжские калмыки, яицкие казаки и башкиры с разных сторон громили их улусы, отгоняли скот и уводили в плен киргизов целыми семействами. Холодные зимы, гололедицы и голод, как небесное испытание, увеличивали их бедствия». Тауке хану приходилось вести войну на два фронта – с Аштарханидами за присырдарьинские города и на юго-востоке с джунгарами. В 1687 г. джунгары совершили новый военный поход против казахов, разграбив немало кочевий, и осадили Туркестан, взять который не удалось. В следующем году казахи под командованием Тауке-хана совершили ответное нападение и нанесли тяжелое поражение ойратам. Однако уже в 1698 г. с приходом к власти в Джунгарии Цеван-Рабдана инициатива полностью переходит на сторону джунгаров. Калмакско-казахские воины следовали одна за другой. Наиболее значительные из них имели место в 1711–1712, 1714, 1717–1718, 1723, 1725 годах [7, с. 311].

В Казахском ханстве не прекращались междоусобицы. Для укрепления внутриполитических отношений и были приняты эти законоположения. Уложения содержали нормы административного, уголовного, гражданского права, затрагивали разные стороны экономической, культурной, социальной жизни общества. Имелись положения о налогах, религии, регламентированных порядках в патриархальной семье. Документ носит название «Жеті Жарғы» (Семь установлений), потому что в нем охвачены семь сфер деятельности общества.

Учитывая то обстоятельство, что при создании уложений участие принимали представители трех жузов, можно прийти к выводу – настоящий юридический документ функционировал во всем государстве. Видный казахский ученый Е.Б. Бекмаханов отмечал: «Вводя новые элементы в обычное право казахов, Тауке сосредоточил всю полноту судебной власти в своих руках. Впервые законом Тауке было установлено, что право суда принадлежит органам государственной власти. Этим самым был нанесен серьезный удар раскольническим тенденциям рядовых биев, султанов, не заинтересованных в укреплении централизованного государства» [4, с. 39].



Тауке-хан стал первым, кто смог упорядочить племенные и родовые отношения. Главным принципом был провозглашен консенсус, что в переводе с латинского означает единодушие, общее согласие по спорным вопросам, к которому приходят участники переговоров. «Жеті Жарғы» в течение долгого времени являлся основным актом правового регулирования общественно-политических отношений в казахском обществе. Тауке-хан считается основоположником обычного права казахов, поскольку именно при нем произошло окончательное оформление юридической системы казахского общества. В народе до сегодняшних дней сохранилось особое уважение к личности Тауке-хана, как к человеку, сумевшему объединить казахов, обезопасить государство и установить господство закона и порядка.

Таким образом, со времени своего появления государство являлось социальным образованием и выполняло определенные общесоциальные функции. Одной из важных функций было спасение человечества от самоуничтожения в результате внутренних противоречий, раздоров, кровавой борьбы и междоусобицы. Борьба за землю, недвижимость, другие материальные ценности между группами людей, клана­ми была жестокой и бескомпромиссной. Следующая функция обеспечение его внешней безопасности. Она включала в себя не только охрану внешних гра­ниц, но и борьбу с проникновением иностранных лазутчиков, террором, подкупом государственных служащих со стороны других стран. Для ее выполнения государство создавало армию, другие специальные вооруженные подразделения и органы. Третья функция экономическая. Первоначально государство обеспечивало безопасность торговой и другой предпринимательской деятельностью, выдавало охранные грамоты. В последующем с помощью права государство регулировало экономические отношения, запрещало производство вредной и опасной для общества продукции, наказывало виновных и таким образом обеспечивало безопасность в сфере экономики.

В настоящее время сложилось представление о социальном государстве как об определенном виде государства, имеющем свои специфические черты. Оно характеризуется как демократи­ческое государство с устойчивой развитой экономикой, позволяющей ему решать основные социальные вопросы жизни общества: создать систему здравоохранения, в том числе бесплатную, систему образования, нормальные материальные условия жизни пенсионеров, нетрудоспособных, безработных, многодетных се­мей, малоимущих, вести борьбу с преступностью и т.д.

Конечными целями социальной политики являются достижение равновесия, стабильности и безопасности жизни в обществе, целостности и динамизма его развития, обеспечение достаточными материальными организационными и иными ресурсами для прогресса и совершенствования, а в конечном счете, создание условий для спокойной жизни граждан, уверенности их в завтрашнем дне.

Такая позиция характерна и для нашей республики. Так, глобальным событием в общественно-политической жизни казахстанского общества стало Послание Президента страны Н.А. Назарбаева народу Казахстана «Казахстанский путь – 2050»: Единая цель, единые интересы, единое будущее», в котором Глава государства обозначил приоритетные направления развития нашей страны, а также определил программу реализации досрочной Стратегии «Казахстан – 2050» [9].

Особенностью очередного Послания стало то, что в нем Президентом страны была сформулирована и обоснована национальная идея – «Мәңгілік Ел», которая призвана укрепить государственную идентичность Казахстана и единство его народа, а также стать фактором, мобилизующим казахстанцев на реализацию амбициозных, прорывных проектов развития страны.

Следующим шагом стало принятие пяти институциональных реформ для укрепления государственности, которые выдвинул Глава государства, выступая на очередном XVI съезде партии «Нұр Отан»: «Для укрепления нашей государственности я выдвигаю пять институциональных реформ. Важная задача сделать корпус государственных служащих профессиональным и автономным», сказал Н. Назарбаев [10].


Итак, для укрепления казахстанской государственности необходимо:

1. Формирование современного, профессионального и автономного государственного аппарата, обеспечивающего качественную реализацию экономических программ и предоставление государственных услуг.

2. Обеспечение верховенства закона, гарантирующего права собственности, создающего условия для предпринимательской деятельности, охраны договорных обязательств, который в конечном итоге станет основой для экономического роста.

3. Индустриализация и экономический рост, основанный на диверсификации.

4. Нация единого будущего.

5. Транспарентное и подотчетное государство.

В совокупности эти пять реформ создают условия для укрепления казахстанской государственности и вхождения в 30 развитых стран мира. Это путь к выполнению «Стратегии 2050». Каждая из пяти институциональных реформ это огромный вызов и большая работа для страны. Успех таких реформ может быть обеспечен только при твёрдой воле власти и народа. Как подсказывает мировой опыт, для становления сильного государства, развитого и либерального общества необходимо 40-50 лет стабильного движения страны вперед.

Предлагаемые меры кардинально изменят систему общественных отношений. Для их проведения я предлагаю создать Национальную комиссию по модернизации при Президенте. Она будет координировать реализацию всего комплекса реформ. Таким образом, наша центральная задача в предстоящие годы – это запустить и поэтапно осуществлять эти пять институциональных реформ [10].

Пять институциональных реформ – это основа дальнейшего созидания и процветания Казахстана, консолидации всех общественных сил вокруг исторической миссии по вхождению в 30 конкурентоспособных стран мира. Для осуществления этих реформ была разработана модель поэтапного их выполнения. Программа «100 шагов» – это путь, раскрывающий главные ценности общенациональной идеи «Мәңгілік Ел», и направляющий к выполнению «Стратегии – 2050».

Следовательно, на современном этапе суверенного независимого развития Казахстана, в условиях строительства нового государства многократно возрастает интерес общества, его представителей к отечественной истории. Зримые достижения независимого Казахстана в области социально-экономического и политического развития, процесс формирования нового общества основываются на историческом прошлом страны. Изучение истории государственности Казахстана является одной из актуальных проблем как отечественной исторической науки, так и международных экспертов и имеет большую общественную значимость. Все это свидетельствует об исторической преемственности и станет серьезной опорой новому независимому государству Республики Казахстан. И это показатель того, что у нас есть свой Мәңгілік Ел. Новое прочтение истории Казахского ханства будет способствовать более глубокому осмыслению истории подрастающим поколением, формированию исторического самосознания в современном обществе, укреплению казахстанской государственности и патриотизма.



Список литературы


1. Нурсултан Назарбаев: «Всем нам следует ценить нашу независимость. http://www.oksh.kz

2. Тропа государственности. http://550kazakhan.kz.

3. Мухаммед Хайдар Дулати. Тарих-и Рашиди. – Алматы: Санат, 1999.

4. Даниярова А.Е. Роль и место ханов Касыма, Хакк-Назара, Есима и Тауке в укреплении Казахского ханства // Великие личности в потоке национальной истории. В помощь кураторам студенческих групп. Сборник 2 / Под ред. акад. НАН РК А.М. Газалиева. – Караганда: Изд-во КарГТУ, 2014.

5. Шакарим Кудайберды-улы. Родословная тюрков, казахов, киргизов. Династии ханов. – Алма-Ата: СП Дастан, 1990.

6. Левшин А.И. Описание киргиз- казачьих или киргиз-кайсацких орд и степей / Под общ. Ред. Акад. М.К. Козыбаева. – Алматы: Санат,1996.

7. Кляшторный С.Г., Султанов Т.И. Казахстан. Летопись трех тысячелетий. – Алма-Ата: Рауан, 1992.

8. Абдимомынова Г. Семь фактов о «Жеті жарғы». http: // 550 kazakhan.kz.


9. Послание Главы государства Н.А. Назарбаева народу Казахстана «Казахстанский путь – 2050: Единая цель, единые интересы, единое будущее» // Казахстанская правда, 2014, 18 января.


10. Современное государство для всех: Пять институциональных реформ // Казахстанская правда, 2015, 12 марта.



Достарыңызбен бөлісу:




©dereksiz.org 2024
әкімшілігінің қараңыз

    Басты бет