За Бозщаколь взялся



Дата14.07.2016
өлшемі34.23 Kb.
#197816
За Бозщаколь взялся «Казахмыс»

Еще по теплому осеннему времени побывал в Бозщаколе (для широкой публики более привычное название — Бощекуль). Это то самое медно-молибденовое месторождение, на котором в не столь давние времена действовал рудник. Правда, добывали здесь не медь, а золото, серебро и другие ценные металлы, руду возили для переработки на обогатительную фабрику в Майкаин.

До недавнего времени здесь было пусто, от рудника остались только развалины. А теперь по всей местности вокруг старого рудного карьера пылили автомашины, стояли около десятка мощных буровых станков — шла подготовка к большому строительству. Хозяином месторождения стала корпорация «Казахмыс». Будет здесь карьер по добыче руды открытым способом, поселок горняков и все необходимое для работы и жизни.

Пришли новые хозяева не на пустое место. У Бозщаколя давняя и весьма интересная история.

Открыл это крупное месторождение в 1930 году молодой тогда геолог Рамазан Асланбекович Борукаев. Можно, впрочем, сказать так: открыл заново. Потому что еще в незапамятные времена, в бронзовом веке, за три с лишним тысячи лет до наших дней, здесь уже жили люди, добывали руду и плавили медь, из которой с добавкой в нее олова получали бронзу, из которой изготовляли оружие и орудия труда. Борукаев обнаружил здесь такие выработки — копанки с кусками руды, и это позволило ему сделать крупное открытие. Руда здесь залегает близко от поверхности. Кстати будет сказать, что этой же осенью я встретил здесь археологов, которые как раз и работали на месте обнаруженных Борукаевым шурфов, а также вели раскопки поселения древних рудокопов.

О замечательном геологе Борукаеве надо сказать еще несколько слов. Родом он из Осетии. После окончания Ленинградского горного института приехал в Казахстан и всю жизнь здесь работал. Он воспитанник знаменитого геолога Николая Григорьевича Кассина, который разведывал Карагандинский, Экибастузский, Майкубенский угольные бассейны, рудные зоны Майкаина, Торткудука, Бозщаколя, Бестюбе и многие другие на территории Казахстана. Сам Рамазан Борукаев впоследствии стал доктором геолого-минералогических наук, профессором, академиком АН Каз. ССР, в 1958 году ему присуждена Ленинская премия.

Еще в те же тридцатые годы много поработал на разведке Бозщакольского месторождения другой известный геолог, В.Г.Ли, ставший заместителем директора Геологического института Академии наук Казахстана. Было установлено, что кроме меди руды Бозщаколя содержат золото и серебро, молибден, рений, кобальт, мышьяк и другие полезные ископаемые.

Завершили исследование этого крупнейшего в стране полиметаллического месторождения в 1976 году специалисты Майкаинской геологоразведочной экспедиции. Ряд лет геологическая партия под руководством старшего геолога Ф.П.Седача вела здесь работу по оконтуриванию и полной оценке запасов. В те годы я встречался на Бозщаколе с Федором Петровичем, он был человеком увлеченным своим делом, настоящим геологом, о которых в известной песне поется: «Ты солнцу и ветру брат». От него узнал много интересного. Федора Петровича уже нет в живых, но труды его не пропали даром. Судя по результатам работы геологов, промышленные запасы руд имеются даже на глубине 500 — 600 метров. Причем, была не только произведена разведка, но и сделан подсчет запасов хранящихся здесь полезных ископаемых. Они впечатляют. Месторождение может дать около двух миллионов тонн меди, более 50 тонн золота, свыше 40 тысяч тонн молибдена, около двух тысяч тонн серебра. И это только на уже разведанных участках. Можно добавить, что совсем рядом геологи обнаружили месторождение каолинизированных руд, которые являются весьма ценным сырьем. По Бозщаколю уже тогда была подготовлена вся необходимая документация, которая позволяла начать строительство горного комбината.

И строить новое предприятие начали. Тогда же, в конце семидесятых. Проложили автомобильную дорогу протяженностью более 16 километров от автотрассы на Павлодар. Вскоре была готова и железнодорожная ветка почти такой же длины. Был подготовлен полигон для добычи медной руды открытым способом. Комбинат «Экибастузшахтострой» начал сооружение поселка на 16 тысяч жителей с Домом культуры, кинотеатром, школой и детсадом, больницей, столовой и гостиницей. От шидертинского водохранилища прорубили траншею для прокладки водопровода — она и сейчас пересекает степь и скальные выступы на десятки километров. Тогдашний директор дирекции строительства Бозщакольского комбината Т.А.Ахметов рассказывал мне, запись его рассказа сохранилась у меня, что в составе комбината строится карьер для добычи руды с породными отвалами, обогатительная фабрика, ремонтно-экипировочное хозяйство, водозаборные сооружения и многое другое.

Потом был развал Союза, и стройку законсервировали. Правда в 1994 году объединение «Балшахмедь» при участии ряда фирм из Германии сделало попытку реанимировать стройку, но дело по ряду причин не пошло. К тому времени все, что было построено, растащили, что называется, «по бревнышку». Сняли даже рельсы, разобрали уже готовый поселок…

И вот сейчас «Казахмыс» берется за освоение Бозщаколя. Все приходится начинать сначала. Будем все же надеяться, что спустя несколько лет у нас появится новое мощное горное предприятие.

На снимке: один из первооткрывателей Бозщаколя геолог Федор Петрович Седач (третий слева) с дочерью Катей и родственниками на свадьбе своего сына Володи.



Фото из архива автора.

Достарыңызбен бөлісу:




©dereksiz.org 2024
әкімшілігінің қараңыз

    Басты бет