Заговоры и слова, по рукописи ХѴііі вѣка



Дата21.07.2016
өлшемі397.86 Kb.
#213869


Малиновский Л., учитель Петр. дух. уч. Заговоры и слова, по рукописи XVIII века // Олонецкий сборник: Материалы для истории, географии, статистики и этнографии Олонецкого края. Вып.1. Петрозаводск, 1875-1876. С. 69 92.

С. 69
Заговоры и слова, по рукописи ХѴІІІ вѣка.

_____
I. Откуда ведутъ начало заговоры и слова, и почему они

держатся въ народѣ.
Язычество славянъ породило кудесниковъ, но христіанство, въ свою очередь, уничтожило ихъ. Между тѣмъ, эти же кудесники, только подъ именемъ вѣдуновъ, знахарей и колдуновъ, живутъ еще и до сихъ поръ въ народѣ. Различіе только въ томъ, что теперешніе вѣдуны не древніе кудесники — любимцы боговъ, а суевѣрные знахари, т. е. знающіе слова и заговоры, знающіе дать травки, которая излечиваетъ отъ болѣзни. Такое знаніе, можно полагать, унаслѣдовано ими или отъ предковъ посредствомъ преданія, или же есть пріобрѣтеніе ихъ собственнаго суевѣрія.

Въ здѣшнемъ краѣ Олонецкомъ, встарину, были кудесники въ лѣсахъ; они существовали здѣсь и съ введеніемъ христіанства, а со времени появленія здѣсь раскола явилось ихъ еще больше, потому что расколъ способствовалъ къ большему распространенію словъ и заговоровъ, составленныхъ въ духѣ раскольническомъ, какъ видно изъ ихъ содержанія, въ средѣ народа.

Заговоры упорно держатся въ народѣ такъ-называемыми колдунами, знахарями и ведунами, пріобрѣвшими надъ нимъ большое вліяніе. Случится ли какая-нибудь „притча“, „призоръ“, „пристрѣча“, „портежъ“, — нужно ли „приворожить“, кого-либо къ себѣ, или „отвести“ кого-либо отъ себя, т. е. заставить кого-либо полюбить или разлюбить, — нужно ли „свадьбу проводить“, — стряхнется ли бѣда надъ домашнимъ скотомъ, — народъ идетъ къ колдуну и проситъ у него словъ, чтобы избавиться отъ бѣды. Есть ли какая-либо спасительная сила, которой ищутъ суевѣрные люди у знахарей, въ ихъ словахъ и заговорахъ, судить не намъ; мы видимъ и знаемъ, что народъ вѣритъ въ нее и въ колдуновъ — знахарей. Есть много примѣровъ этому. Одинъ изъ подобныхъ


С. 70

примѣровъ слѣдуетъ дальше: въ прошлое лѣто, въ деревнѣ, при мнѣ случилось, что словами колдунъ лечилъ больную ревматизмомъ женщину, про которую онъ говорилъ, что она испорчена по злобѣ, и что на нее по вѣтру напущены стекла, дресва и конскій волосъ, и что всё это находится въ ея тѣлѣ. Родные больной вполнѣ повѣрили этому и даже постарались указать личность, которая будто-бы ее испортила. Вотъ какой рецептъ былъ прописанъ колдуномъ: „сходить больной съ матерью въ баню, вымыться тамъ, выпить ту воду, на которую имъ даны слова; и послѣ этого, говорилъ онъ, больная будетъ здорова“.1

„И что же, желанный ты мой — разсказывала мнѣ бабка больной, — какъ только выпила она это воды-то, такъ и сталъ тутъ же выходить изъ ней портежъ: выходила дресва, конскій волосъ, а стекла-то вотъ не выходятъ, такъ онъ, колдунъ, хочетъ еще заклинанья сдѣлать; а коль, говоритъ, не помогутъ онѣ, такъ значитъ портежъ сильнѣе меня, и ищите другаго, а нѣтъ такъ она помретъ“.

Если начать убѣждать народъ и говорить, что не слова и заговоры имѣютъ силу, которая, можетъ быть, иногда и обнаруживалась, въ какихъ-нибудь дѣйствіяхъ колдуна, а тѣ средства и опытность, которыми пользуется онъ, то эти убѣжденія ни къ чему не поведутъ; ибо сила вѣры въ знахарей у народа велика и она покоится на той религіозности и внѣшней набожности, съ какою совершаются всѣ заговоры и слова. Каждый заговоръ начинается съ благословенія Божія, совершается съ крестнымъ знаменіемъ; есть заговоры даже такіе, которые суть не что иное, какъ молитва къ святымъ угодникамъ Божіимъ, почитаемымъ преимущественно простымъ людомъ. Только этимъ духомъ внѣшней церковности и можно объяснить то, что заговоры и слова до сихъ поръ держатся въ народѣ. Противодѣйствіемъ имъ можетъ служить развѣ только школьное образованіе и пастырское слово.

Для сохраненія въ памяти, заговоры и слова записывались. Доказательствомъ этому служитъ рукопись прошлаго вѣка, изъ которой и заимствованы мною для настоящей статьи всѣ заговоры и слова. Эта рукопись достойна вниманія, какъ потому, что собраніе заговоровъ и словъ въ ней полно, такъ и потому, что любителямъ этнографіи даетъ возможность провѣрить, на сколько измѣнились


С. 71

по своему содержанію слова и заговоры, существующіе у народа и теперь, а также сличить ихъ съ тѣми, которые помѣщались въ Олонецкихъ губернскихъ вѣдомостяхъ за прежніе годы изданія. Сюда не вошли заговоры, содержащіеся въ рукописи на Корельскомъ языкѣ, Повѣнецкаго нарѣчія.
II. Дѣйствующія лица и предметы въ заговорахъ и словахъ.
Въ заговорахъ и словахъ изображаются и являются на сцену то умершіе, которымъ заговаривающій отдаетъ какого-нибудь человѣка для наказанія (слова портежныя); то какой-нибудь мужъ черный, обстрѣливающій призоръ, притчу, пристрѣчу, портежъ и др.; Иванъ Хороберъ — Марьинъ сынъ съ копьемъ булатнымъ (слова отъ портежу); то святъ мужъ, стрѣляющій въ вѣдуновъ, чародѣевъ (пристрѣчный заговоръ); красная дѣвица, именемъ Анастасія, зашивающая раны шелковой ниткой (слова жильныя); баба Соломонида, царь Парѳей съ своими сыновьями булатными, 39 братьевъ подъ однимъ колпакомъ, съ одной обувью, спаивающіе мѣдь и желѣзо; то само лице заговаривающее, которое имѣетъ силу исцѣлять отъ грыжи, какимъ-то чуднымъ образомъ надѣвать на себя красное солнце, опоясываться зарею, брать въ руки младъ мѣсяцъ, покланяться четыремъ вѣтрамъ и четыремъ вѣхорямъ (говоръ въ пятницу); то гумно желѣзное съ быкомъ желѣзнымъ, бодущимъ призоры (отъ призора младенца); то сказочный тынъ желѣзный отъ земли и до неба, защищающій отъ всякаго рода враговъ, — врагами въ заговорахъ представляются и колдуны и колдуньи, и вѣдуны и вѣдуньи, бѣльцы и бѣлицы, и чернецы и черницы; — то море-окіанъ, въ немъ бѣлъ камень алатыръ, щука желѣзная, прожорливая, съѣдающая чародѣевъ (слова отъ чародѣевъ); островъ золотой на морѣ-окіанѣ, золотое море съ золотымъ теремомъ, Волга рѣка съ мужемъ вѣдуномъ, заговаривающимъ всякіе уразы, т. е. порѣзы (слова уразныя); то какой-то грызъ, грызущій младенца и не могущій жить у ряпчея-камня (слова грызны); то, наконецъ, святые угодники Божіи: Николай Чудотворецъ, Козьма и Даміанъ, Флоръ и Лавръ, Георгій Побѣдоносецъ, Антипа, какъ цѣлитель зубной боли, небесныя силы, самъ Господь Іисусъ Христосъ и Матерь Божія.
III. Раздѣленіе словъ и заговоровъ.
Въ рукописи слова и заговоры записаны безъ всякаго порядка;


С. 72

въ настоящей же статьѣ они подобраны подъ однородные отдѣлы по содержанiю ихъ. Сообразно съ содержаніемъ, они раздѣлены на слѣдующіе отдѣлы:

I. Слова и заговоры отъ портежу.

II. Слова и заговоры отъ болѣзней младенца.

III. Слова и заговоры отъ болѣзней вообще. Сюда отнесенъ заговоръ: „святая такова, чтобы хмѣльнаго не пить“.

IV. Слова приворожныя. Сюда отнесенъ заговоръ свадьбы отпущать.

V. Слова ко власти идучи.

VI. Слова, говоримыя по утру.

VII. Слова отъ порчи ловушекъ.

VIII. Слова и заговоры, относящіеся къ домашнимъ животнымъ.

________
I. Слова и заговоры отъ портежу.


1) Слова портежныя. — Возьмешъ съ головы волосъ и положишь въ яйцо бѣлое невареное и запечатаешъ сѣрой; и возьмешъ 39 зернятъ житныхъ и смелешъ противъ солнца и сваришь 39 колобковъ въ коробочкѣ въ лѣсѣ въ ямкѣ; и коробочка была бы чиста; и самъ былъ бы чистъ; и все платье чисто; и пойдешъ въ лѣсъ къ осинѣ и ударишъ топоромъ, однимъ ударомъ выкулупишъ щепу осиновую; и пойдешъ въ лѣсъ отъ солнечнаго заката и станешъ возлѣ муравейника къ западу лицомъ; а колобки на щепу положишъ на осиновую, и положишъ на сучье надъ муравейникомъ; а яйцо положишъ въ муравейникъ и закопаешъ, а самъ говори: Лягу не благословясь, стану не перекрестясь, стану будить умершихъ: станьте умершіе, разбудите убитыхъ, станьте убитые, разбудите усопшихъ, станьте усопшіе, разбудите съ древа падшихъ, станьте съ древа падшіе, разбудите заблудящихъ, станьте заблудящіе, разбудите не крещеныхъ, станьте не крещеные, разбудите безъимянныхъ; да я къ вамъ пришелъ, русской человѣкъ, а принесъ


С. 73

я къ вамъ честной обѣдъ русской поминокъ бѣлую лебедь, а въ бѣлой лебеди знатьбу принесъ отъ раба (имя рѣкъ(*)); и вы по той знатьбѣ возьмите сего раба (м), отъ котораго я вамъ принесъ знатьбу и бѣлую лебедь, и вы того раба возьмите себѣ на сбереженіе и на свои руки, да возьмите себѣ умъ и память, и не дайте ему въ ночи спать, ни въ день дѣла дѣлать, ни съ людьми бесѣдовать, ни платья на себѣ носить, — держите вы его, докулева я къ вамъ не буду съ обѣдомъ и съ бѣлымъ лебедемъ; а отъ меня вамъ бѣлая лебедь за вашу службу, а сего раба другая бѣлая лебедь и честной обѣдъ, — русской поминокъ; и вы отъ него отступите прочь, отдайте вы мнѣ на руки раба (м) и нарядите вы его умна и памятна; по старому бы въ день дѣлать, въ ночь бы спать, и въ платьѣ ходить, и съ людьми бы бесѣдовать. Аминь.
2) Слова отъ портежу. Говори надъ рябиной въ веснѣ.

„Господи Боже, благослови, отче! Святый Козьма и Даміанъ, научите мена добрымъ словомъ говорить. Отъ чего начинаются добрыя слова, починаются добрыя слова отъ Козьмы и Даміана и отъ старыхъ стариковъ. Есть море черное и съ того моря чернаго выдетъ черный мужъ подъ заднее окно и подъ заднюю стѣну и ударитъ пятой въ стѣну, и окно отворится, а двери выпругнутъ вонъ. А ты, рябина, выпряни вонъ и вынеси надобье, чтобы меня не нялъ никакой портежъ, ни переполохъ, а чтобы ты было надобье самому и людямъ”. Говори трижды, а самъ води безъимяннымъ перстомъ; а какъ гдѣ пойдешъ и ты грызи рябины, да и за щекой оставь мало, и ты не бойся ничего.


3) Во имя Отца и Сына и Святаго Духа. Пристани, Господи пособи Господи; благослови мя, Господи, на добрыя дѣла. Ѣздитъ Иванъ Хороберъ Марьинъ сынъ, по Божію духу, и возитъ Иванъ Хороберъ Марьинъ сынъ копіе булатное и стрѣлы булатныя, колетъ и стрѣляетъ копіемъ булатнымъ и стрѣлами булатными съ раба Божія (м) приколъ и пристрѣчу и притчу всякую, урокъ и портежъ и не чистой приходъ и водяной приколъ и вѣтряной, и притчинную матерь ночную и полуночную, дневную и полудневную, зорную и полузорную, мѣсяца ветха и млада и перекроя, утра и


С. 74

вечера, во всякой день и во всякой часъ. И глотаетъ Иванъ Хороберъ Марьинъ сынъ со свята моря-окіана пѣну черную и бѣлую, и такъ бы онъ глоталъ съ раба Божія (м) приколъ и притчу всякую, и урокъ водяной и вѣтряной, и портежъ и нечистой приходъ, и причину мать ночную и полуночную, дневную и полудневную, зорную и полузорную, мѣсяца ветха и молода, утра и вечера, во всякой день и во всякой часъ и во всякую ночь. Милостивый Государь Спасъ и Пречистая Богородица, Николай Чудотворецъ, святые чудотворцы и безсребренники Козма и Даміанъ скорые пособники, святый государь Михаилъ Архангелъ и Гавріилъ Архангелъ, всѣ небесныя силы и воеводы, поставите, государи, мои слова въ слова, а слово по слову, а кое слово выронено и то бы было вставлено, а кое слово назади, то бы было слово на переди, отъ востоку и до западу, и отъ запада до востоку, отъ земли и до небеси, а отъ небеси и до земли; а боли бы у меня у раба Божія не было, а рабу Божію (м) на здравіе и на спасеніе, а тѣлу на исцѣленіе, а недугу на отгнаніе, а болѣзнямъ на устрашеніе, во вѣки вѣковъ, аминь.
4) Во имя Отца и Сына и Святаго Духа. Есть море окіанъ, въ томъ морѣ окіанѣ есть мужъ златъ, и лукъ златъ, и тятива злата, и стрѣла злата и стрѣляетъ отъ своего златаго плеча на всѣ на четыре стороны отъ сего раба Божія (м) притчу и порчу и пристрѣчу и всякой недугъ и болѣзнъ отъ раба Божія (м) на всѣ на четыре стороны.
5) Отъ чародѣевъ. Во имя Отца и Сына и Святаго Духа. Есть святое море-окіанъ, въ томъ святомъ морѣ-окіанѣ есть камень во глубинѣ морской; подъ тѣмъ каменемъ стоитъ щука желѣзная и зубы у ней желѣзные и съѣдаетъ на морѣ пѣну морскую, и такъ бы съѣдала щука вѣщихъ и вѣдуновъ, и чародѣевъ черныхъ и чермныхъ.
6) Пристрѣчной заговоръ. Господи, благослови отче. Во имя Отца и Сына и Святаго Духа. Пойдетъ святъ мужъ отъ Адама, возметъ лукъ отъ самаго Христа, стрѣлы отъ самаго грому, пострѣляетъ всякаго лихаго человѣка, вѣдуна и вѣдуницу и всякаго зломыслящаго на меня раба Божія (м) чародѣя и шимоволоса и простоволоса, и впредь идущаго и созади догонящаго. Пострѣлитъ


С. 75

тотъ святъ мужъ пристрѣчу изъ меня раба Божія (м) въ адъ преисподній, во вѣки вѣковъ, аминь.
7) Заговоръ пристрѣчной и прикольной. Господи Боже, благослови, отче! Есть рѣка Черная, на той на рѣкѣ на Черной есть Черной мужъ, и у того Чернаго мужа есть черный лукъ и выстрѣливаетъ изъ раба Божія (м) пристрѣчъ и присосы дневные и нощные, вѣтренные и дымные, и будь на здравіе сему рабу Божію (м), во вѣки вѣковъ. „Говори трижды, на что хошъ (хочешъ).“
II. Слова и заговоры отъ болѣзней младенца.
1. Слова роженицѣ, когда младенецъ не можетъ родиться. Господи Боже, благослови, отче! Есть море окіанъ, на морѣ окіанѣ есть золотой тростникъ, и въ золотомъ тростникѣ сидитъ бѣлая лебедь. Стань, бѣлая лебедь, полети, вырони свое золотое перо, лѣсу на возрастаніе, младенцу на прибыль. Милостивый государь, Спасъ и пречистая Богородица, Архангелъ Михаилъ и вся крестная сила, Николай Чудотворецъ, помогите сей рабѣ Божіей родить отрока или отроковицу. „Говори въ дверяхъ трижды, гдѣ роженица; проговори, двери затвори.“
2. Отъ пpизору младенца въ очи. „Говори на яйцо, на желтокъ, трижды, и тѣмъ мажь гляза“. Есть гумно желѣзное, есть на томъ гумнѣ желѣзномъ стоитъ быкъ желѣзный, и рога и ребра желѣзныя и копыта желѣзныя, бодетъ призоры и лихіе глаза на буйные вѣтры и на холодный сѣверъ; пусть онъ и щемитъ и болитъ и вопитъ отъ сего раба Божія (м).
3. Какъ найдетъ на младенца притча. Матери истопить баню, и въ баню матери итти безъ людей и робя (младенца) выхвостать и вымыть, да вымывши, матери сѣсть близко дверей баенныхъ и говорить: какъ на мори у ключа ни стоитъ, ни лежитъ ни хворость, ни пѣна, такъ бы на рабѣ Божіемъ (м) младенцѣ семъ ни стояла бы, ни лежала ни притча, ни порча, ни людскіе переговоры. Поди ты притча и порча на пустъ лѣсъ, на сухое пенье и на гнилое колодье. „Говори трижды и трижды плюнь черезъ порогъ баенной“.
4. Слова, когда младенецъ не спитъ. И ты возьми надъ пустой хороминой травы, а самъ говори: ты, матица, (потолочная перекладина)


С. 76

надъ сей храминой больше всѣхъ, а сія трава надъ тобою; и ты, трава, будь большая надъ симъ дѣтищемъ (м); и какъ въ сей избѣ или въ храминѣ гласу никакого, такъ бы въ сей зыбкѣ (колыбели) у раба Божія (м) не было-бы ни гласу, ни слезъ, ни вопу, ни писку; и какъ въ сей избѣ не говорятъ люди, такъ бы въ сей зыбкѣ сей рабъ (м) ни кричалъ бы и ни вопилъ бы. „Положи ту траву подъ голову ребенка“.
5. Отъ грыжи младенца. Господи, благослови! Есть святее море-окіанъ, на морѣ-окіанѣ есть лежитъ бѣлъ камень, на бѣломъ камени двѣ рябины — двѣ кудрявыя. Есть между двумя рябинами кудрявыми золотая колыбель; въ золотой колыбели лежитъ младенецъ, грызетъ его грызъ. И ты, грызъ, не грызи сего младенца раба Божія (м). Грызъ, грызи кобелей, кость да собаку; и поди ты, грызъ, отъ сего младенца (м) на темные лѣса, за мхи и за болота непроходимые. Милостивый Спасъ и Пречистая Мати Божія и Николай Чудотворецъ и всѣ святые, пристаньте, государи, къ симъ добрымъ словамъ и избавьте сего младенца отъ сея болѣзни, отъ грыжи. „Говори трижды на сѣмена, масло, и друг“.2
6. Слова грызны. „Говори на сѣменное масло.“ Какъ тебѣ грызъ у ряпчея камени ни жить, таковожъ тебѣ, грызъ, у того раба Божія младенца (м); какъ же тебѣ, грызъ, ряпчея камени не угрысть, такъ же бы тебѣ, грызъ, сего раба Божія младенца (м) не угрысть; подь (поди) же ты, грызъ, на ольховую красоту, опустися ты, грызъ, въ ольховое коренье, и тамъ тебѣ, грызъ, добро жить и прожиточно, и есть тебѣ тамъ, что ѣсть и пить. „Говори трижды, да то масло дай пить и мажь младенца, гдѣ грызетъ.“
7. Слова младенцу о уроцѣ и скотинѣ. Святый государь Илья пророкъ! поѣдешь, государь, на вѣтренномъ конѣ, разшибешь, государь, алатырь камень въ морѣ; такъ отшиби, государь, отъ сего раба Божія (м) младенца, или отъ сей животины всякіе уроки и всякую порчу и притчу и призоръ и всякую болѣзнь, отъ нынѣ и до вѣка.
8. Отъ младенца. Какъ баба придетъ младенца бабить, и какъ баба отрѣжетъ пупъ и помажетъ тѣмъ пупомъ чело, ноги и на ягодицахъ, и говори: буди младенецъ сей и красенъ и смысленъ, и отъ князей и отъ бояръ и отъ вельможъ и отъ всѣхъ людей честенъ и во вѣки вѣковъ, аминь.


С. 77



III. Слова и заговоры отъ болѣзней вообще.


  1.  Слова отъ грыжи. Во имя Отца и Сына и Святаго Духа. Есть море-окіанъ; на томъ морѣ-окіанѣ есть островъ золотой; и на томъ золотомъ островѣ мужъ золотой; ѣздитъ мужъ золотой на своемъ золотомъ конѣ отъ востока и до запада, отъ сѣвера и до лѣта; и поднимается на небо на воздухѣ; и страститъ подъ собою землю и воду и людей худыхъ, вѣдуна и вѣдуницу, колдуна и колдуниху. Се азъ рабъ Божій (м) избиваю и исцѣляю грыжу и щепоту и всякій недугъ и всякую болѣзнь изъ сего раба Божія (м) въ кряжины и сучье и въ берега глубокіе. И какъ на семъ свѣтѣ утихли буйные вѣтры на синемъ морѣ, такъ бы утихла грыжа и щепота и всякой недугъ и болѣзнь у раба Божія (м); и будь на рабѣ Божіемъ (м) милость Божія, во вѣки вѣковъ, аминь.


2) О томъ же. Сіи слова отъ самаго Iисуса Христа и отъ небесныя силы, отъ востоку и до западу, отъ лѣта и до сѣвера, отъ Адама и отъ Еввы. — Есть на семъ свѣтѣ златое море, а въ томъ златомъ морѣ златъ теремъ, а въ томъ златомъ терему златая лѣствица, по той златой лѣствицѣ златой мужъ ходитъ; въ томъ теремѣ златая кровать, на той златой кровати златая перина, на той златой перинѣ златое изголовье. И ставаетъ златой мужъ со златой кровати, со златой перины и со златаго изголовья, емлетъ 39 ключей, и отмыкаетъ 39 палатъ, и емлетъ 39 мечей и сѣчетъ грыжу напущенную и родимную и пристрѣчную. Есть въ морской глубинѣ кить-рыба и пріѣдаетъ грыжу и болѣзнь у раба Божія (м). Сіи слова наговариваю ни на часъ, ни на недѣлю, ни на мѣсяцъ, ни на годъ, а на вѣкъ человѣческой сему рабу Божіему (м) на здравіе, а морю на славу, а мнѣ рабу Божію (м) на память, во вѣки вѣковъ, аминь.
3) Господи, благослови, отче! Небо синее, море синее! Есть въ томъ морѣ трость; выму трость, — уговорю кость, уйму болѣзнь и щипоту всякую у раба Божія (м) изъ болящаго сердца, къ востоку и западу и къ сѣверу и къ лѣту, на всѣ на четыре стороны, на небесную ширину, отъ раба Божiя (м), нынѣ и присно и во вѣки вѣковъ, аминь.
4) Сдуй, сдуй, буйный вѣтеръ, — свѣй, свѣй медвяную росу съ лиственнаго дерева, и такъ сдуй съ раба Божія (м) изъ его костей


С. 78

и изъ его жилъ и изъ его суставовъ всю щепоту и всю болѣзнь.


  1.  Есть въ морѣ камень, въ томъ камени утица, въ той утицѣ яйцо, пригожается то яйцо ко всякому недугу человѣческому и къ уразу и щипотѣ, и пойдетъ отъ того яйца по всѣмъ суставамъ и по всѣмъ жиламъ человѣческимъ ceму рабу Божію (м) на здравіе, а морю на славу, а мнѣ на память.




  1.  Есть море золотое, въ томъ золотомъ морѣ золотой камень, въ томъ золотомъ камнѣ сидитъ златъ человѣжъ, у того златаго человѣка златъ лукъ въ рукахъ, у того златаго лука златая стрѣла, и той златой стрѣлой пострѣлилъ златаго тура, и въ томъ златомъ турѣ доброе сало, пригожается то сало ко всякой притчи и къ мертвой и живой и къ водяному и къ лѣшему, и пойдетъ то доброе сало по всѣмъ суставамъ и по всѣмъ жиламъ человѣческимъ, — сему рабу Божію (м) на здравіе, а морю на славу, а мнѣ на память.




  1.  Господи, благослови, отче! Есть море окіанъ, въ томъ морѣ окіанѣ святая баба Соломонида сидитъ на золотомъ стулѣ и прядетъ шелковую кудель на золотое веретенцо, уговариваетъ человѣку рабу Божію (м) уразъ и щепоту и всякую болѣзнь и портежъ и всякой недугъ, и возьметъ тотъ недугъ, и всякую портежную болѣзнь и щепоту у раба Божія (м). И есть у той святой бабы Соломониды золотая кровать, и кладеть тотъ недугъ и всякую болѣзнь и портежъ на той на золотой кровати подъ одѣяло — до вѣка. Аминь.




  1.  Господи Боже, благослови, отче. Во имя Отца и Сына и Святаго Духа. Лежатъ кости мертвыя, лошадиныя и звѣриныя <и> человѣческія, не имѣютъ въ себѣ ни щепоты, никакой болѣзни, ни въ костяхъ, ни въ мозгахъ; такъ бы у меня у раба Божія (м) не было бы ни щепоты, ни болѣзни ни въ костяхъ и ни въ мозгахъ. Какъ лежатъ мѣдь и желѣзо и не имѣютъ въ себѣ ни щепоты, ни болѣзни ни въ суставахъ, ни въ мозгахъ, такъ бы азъ рабъ Божій (м) не имѣлъ въ себѣ ни болѣзни, ни щепоты ни въ костяхъ, ни въ мозгахъ, ни въ суставахъ. Какъ звѣри въ морѣ не имѣютъ въ себѣ ни щепоты, ни болѣзни, такъ бы азъ рабъ Божій (м) не имѣлъ бы въ себѣ ни болѣзни ни въ костяхъ, ни въ


С. 79

мозгахъ, ни въ суставахъ. Какъ не имѣетъ въ себѣ камень ни щепоты, ни болѣзни, ни въ костяхъ, ни въ мозгахъ, ни во всѣхъ суставахъ, такъ бы азъ рабъ Божій (м) не имѣлъ бы въ себѣ ни щепоты, ни болѣзни, ни въ костяхъ, ни въ мозгахъ, ни во всѣхъ суставахъ.




  1.  Отъ трясовицъ (лихорадки) — совѣтъ. Человѣкъ пей вино и клади въ вино пороху пищальнаго.


10) Если у кого зубы болятъ. — И ты поди въ лѣсъ и найди рябину на муровьищи, возьми у нее сердце и спрашивай у ней: болитъ ли у тебя, рябина, коренье и сердце; такъ бы у раба Божія (м) зубы не болѣли во вѣки.
11Заговоръ, у кого зубы болятъ. — Во имя Отца и Сына и Святаго Духа. Господи Боже, благослови, отче. Стану я рабъ Божій (м) благословясь, пойду перекрестясь и Богу помолясь, изъ избы дверьми, изъ воротъ воротами; пойду азъ рабъ Божiй (м) путемъ дорогою, и встрѣчу азъ рабъ Божій (м) мертвеца и спрошу у мертвеца, скажи ты мнѣ, мертвецъ, рабу Божію (м): „болятъ у тебя зубы и щеки?“ — и речетъ мертвецъ: „не болятъ у меня у мертвеца зубы, и у всѣхъ у мертвецовъ не болятъ ни зубы, ни щеки“. И такъ бы не болѣли ни зубы, ни щеки у меня у раба Божія отъ твоего гробу, а до моего вѣку. — Помози мнѣ, Пречистая Богородица, отъ сей болѣзни зубныя и щепотныя. Святые Архангелы Аристовы, Михаилъ и Гавріилъ, и всѣ силы небесныя, и святый священномученикъ Христовъ Антипа, и святый ангелъ хранитель мой, преданный мнѣ отъ Бога на сохраненіе отъ рожденія моего, сохраните меня отъ сей болѣзни зубныя и щипотныя и червя зубнаго, во вѣки вѣковъ. Аминь.
12) Слова отъ чирьевъ. Когда чирей народится на тѣлѣ, и ты нащупай его перстомъ безъимяннымъ, да возьми ножъ, да очерти кругомъ девять разъ, да трижды на крестъ остріемъ ножичнымъ окрести, да плюнь, и говори: злонравный чирей, отъиди отъ раба Божія (м), иди въ пустой лѣсъ. И другой разъ чирей станетъ, и ты учини такожъ, а самъ говори: Злонравный вередъ, изчезни отъ раба Божія (м), иди и на злаго моего супостата; а въ третій разъ тоже, а больше того не увидишъ и не скажешъ ничего.
13) Отъ чирьевъ (совѣтъ). Обдайся водою, и воду возьми на недвигомомъ камнѣ.


С. 80





  1.  Заговоръ отъ уразу. Во имя Отца и Сына и Святаго Духа. Есть святой окіанъ-море; за окіаномъ-моремъ есть синайская гора, на синайской же горѣ лютъ змѣй поѣдаетъ мерзлое дерево; какъ въ мерзломъ деревѣ нѣтъ ни руди, ни щепоты, ни болѣзни, такъ бы не было у раба Божія (м) ни руди, ни щепоты, ни болѣзни. И коли я рабъ Божій (м) говорю сей стихъ, толь бы скоро у сего раба Божія (м) сія болѣзнь прошла.




  1. О томъ же. Есть Волга рѣка; есть на Волгѣ на рѣкѣ мужъ вѣдунъ, и тотъ мужъ вѣдунъ заговариваетъ у раба Божія уразы древяные, уразы костяные, уразы желѣзные, уразы земляные. Да еще у мужа у вѣдуна есть баня парная; въ той въ банѣ въ парной шелковозеленымъ вѣникомъ захвастываетъ вѣдунъ мужъ уразы желѣзные, уразы древянные, уразы костяные и всякіе уразы и отравы и рану кровавую у раба Божія (м).



  1. О томъ же. Стоитъ ступа желѣзная; на той ступѣ желѣзной стоитъ стулъ желѣзный; на томъ стулѣ желѣзномъ сидитъ баба желѣзная; и прялица у ней желѣзная и веретено у ней желѣзное; и прядетъ она кудель желѣзную; и зубы и глаза у ней желѣзные; и вся она въ желѣзѣ. И подлѣ той ступы желѣзной стоитъ ступа золотая; и на той ступѣ золотой стоитъ стулъ золотой; на стулѣ золотомъ сидитъ дѣвица золотая, и глаза и зубы золотые, и вся въ золотѣ; и прялица золотая и веретена у ней золотые, прядетъ кудель золотую. Ой, еси, ты, дѣвица, дай ты мнѣ иголку золотую зашить и запечатать всякія раны кровавыя, всякія болѣзни и всякую язву отъ всякаго человѣка и отъ мужеска пола и отъ женска, отъ отрока и отъ отроковицы, отъ чернеца и отъ черницы.


17) Слова уразны. Есть въ морѣ-окіанѣ стоитъ бѣлъ камень, и выходитъ на тотъ бѣлъ камень старъ человѣкъ на исцѣленье и на избавленье болѣзни, прикладываетъ кость къ кости, снимаетъ щипоту и болѣзни и всякіе уразы у сего раба Божія (м) во вѣки вѣковъ, аминь.
18) О томъ же. Господи Боже, благослови. Сидитъ баба на золотой ступѣ, золото прядетъ, пришиваетъ золотой иглою и золотою нитью кровь у раба Божія (м) нутреннюю и сердечную и жильную и порѣзную и всякую недужную.
19) Слова щипотные и уразные. Во имя Отца и Сына и Святаго


С. 81



Духа. Есть море-окіанъ. Ѣдетъ изъ окіана моря человѣкъ мѣдянъ, и конь подъ нимъ мѣдянъ, и лукъ его мѣдянъ, и стрѣлы мѣдные, и тянеть крѣпокъ лукъ и стрѣляетъ мѣтко. На мху стоитъ сосна золотая, на соснѣ золотой бѣлка золотая; и подстрѣливаетъ мѣдный человѣкъ бѣлку золотую и вынимаетъ у ней сердце золотое, расколетъ на трое и наговариваетъ и заговариваетъ трои слова щипотные, во вѣки вѣковъ, аминь.


  1.  Господи Боже, благослови. Есть море золотое. И въ томъ морѣ золотомъ есть кровать золотая, и на той на кровати на золотой сидитъ золотая швейка и держитъ въ золотыхъ рукахъ золотую иголку и шелковую нитку и сшиваетъ у сего у раба Божія (м) тѣло съ тѣломъ, кровь съ кровью, уразъ и щипоту.


21) Кровь заговаривать. Какъ Іуда удавился у горька древа осины, такъ бы унялась кровь у раба Божія (м) нутренняя и сердечная.
22) О томъ же. Во имя Отца и Сына и Святаго Духа. Есть море-окіанъ, есть среди моря-окіана бѣлъ островъ; на бѣломъ островѣ бѣлъ мужъ; у бѣлаго мужа золотая иголка и нитка шелковая; приходитъ къ рабу Божію (м), зашиваетъ рану съ краю на край, съ конца на конецъ, самъ говорить такъ: стой руда въ paнѣ, во вѣки вѣковъ.
23) Слова жильные и кровавые. Во имя Отца и Сына и Святаго Духа. Есть Святое море-окіанъ, есть средь моря-окіана бѣлъ камень алатырь, и сидитъ на бѣломъ камени красная дѣвица, именемъ Анастасія; есть у ней три иглы златые красные и три нитки шолковыя красныя и приходить къ рабу Божію (м), зашиваеть рану сію кровавую безъ отрыжки, чтобы не было ни щепоты, ни болѣло, ни запухло во вѣки вѣковъ. Изъ за сорочинскихь горъ вылетаетъ воронъ двоеглавой, одноглазый, однокрылой, и одноногой и прилетѣлъ къ дѣвицѣ красной къ Анастасіи, ухватилъ три иглы златыя красныя и три нитки шелковыя красныя и понесъ за синее море, уронилъ средь моря на дно. И какъ со дна моря не бывать ни игламъ, ни ниткамъ, такъ бы не бывать руды изъ раны кровавой у раба Божія (м).


  1.  Кровь заговаривать. Господи Боже, благослови, Отче! „Молви трижды“. При царѣ было Ахавѣ; небо было мѣдяно; земля была


С. 82

желѣзна, небо не дало росы, земля не дала плодовъ; такъ бы кровяные раны руда стала посейчасъ у раба Божія (м), чтобы не было въ ранѣ нн щепоты, ни болѣзни и ни крови, сего нова мѣсяца и ветха, на всякой день и на всякой часъ, отъ нынѣ и до вѣка; за молитвъ пречистыя твоея матери, Господи Іисусе Христе Сынѣ Божій, помилуй мя грѣшнаго. Аминь.


25) Отъ порѣзу (совѣтъ). Возми въ лѣтѣ траву, на которой травы живетъ пѣна бѣлая, что слюна, и ту траву возьми да изсуши, да клади на порѣзъ.
26) Слова отъ зябели (озноба). Во имя Отца и Сына и Святаго Духа. Истинный Господъ нашъ Іисусъ Христосъ, создалъ ты небо и землю и по всей твари уставилъ на земли четыре вѣтра: востокъ, западъ, югъ и сѣверъ, и море и рѣки и мразы лютые; и по твоему повелѣнію мержетъ море. И сей твой рабъ (м) озяблъ отъ мороза; и уставилъ Ты Господи, праведное солнце на небеси таятъ и согрѣвать море и рѣки и озера и всю землю; такъ и у сего раба Божія (м) согрѣй зябель праведнымъ солнцемъ и ту исцѣли у него и возьми щипоту и болѣзнь.
27) Святая такова, чтобы хмѣльнаго не пить во вѣки. Могила выкопать, гдѣ не знаемо; мертвеца не вынять вонъ; да верхняя доска снять; и саванъ оправить, и пронять сквозь саванъ трижды игла, и взять воды съ берега, и сквозь саванъ и сквозь иглу та вода процѣдить трижды, а самъ говори: Земля-мать, ты меня поишь и кормишь и въ землю тужъ и пойти; и отъ тебя, мать-земля, всякiе плоды исходятъ и добрые и злые и хмѣль, и чтобъ мнѣ рабу Божію (м) того хмѣльнаго питія ни пить, ни зрѣти, ни хотѣти, ни помыслити. Адамъ отецъ мой, а я сынъ твой, избави меня сына своего раба Божія (м) отъ хмѣльнаго питія, чтобы мнѣ ни пить и ни жаждать, ни хотѣть, ни зрѣти, ни слышати; а сказалося бы мнѣ питіе хмѣльное паче всякой горести и смрада. А ты, усопшій, сколько времени лежишь, нисколько хмѣльнаго не пьешь, ни ѣшъ хлѣба, такъ бы мнѣ рабу Божіему (м) хмѣльнаго питія ни пить, ни хотѣть, ни зрѣть, ни слышать, ни подумать до гробной доски. А тебѣ, усопшему, вѣчная память, во вѣки. Аминь. „И надъ водой той говори трижды сіи слова и дай пить; и отъ могилы пошедъ, назадъ пяты ни мало отступи, и загреби того мертваго отъ пятъ“.


С. 83



IV. Слова приворожныя.
1) Слова приворотныя. Стану благословясь, пойду перекрестясь, въ чистое поле, въ подсолнечную страну. Тамъ стоитъ сыръ дубъ криковистъ. Стану я рабъ Божій (м) поклонятися и покорятися четыремъ вѣтрамъ и четыремъ вѣхорямъ: станьте вы, четыре вѣтра и четыре вѣхоря, понесите вы тоску, кручину и печали необычные со всѣхъ четырехъ сторонъ, отъ востока до запада, отъ юга и до сѣвера, со всякаго человѣка, съ царя и царицы, съ чернеца и черницы, съ бѣльца или бѣлицы, съ стара или млада ко мнѣ къ рабу Божіему (м) во едино мѣсто. Стану я рабъ Божій (м) покланятися и покорятися четыремъ вѣтрамъ и четыремъ вѣхорямъ: станьте вы, четыре вѣтра и четыре вѣхоря, понесите вы меня раба Божія (м), понесите по солнцу и по мѣсяцу, по звѣздамъ, по лунамъ и по всѣмъ сторонамъ. Гдѣ ее ни увидите, тутъ вложите въ нее тоску, кручину и печаль не обычную; тужила бы та раба Божія (м) по мнѣ по рабѣ Божіемъ (м) въ день при солнцѣ, въ ночь при мѣсяцѣ, во всякой день, во всякую ночь, во всякое время мѣсяца ветха и полна и перекроя. Тоей бы тоски и великія печали сахаромъ не заѣсть и питьемъ не запить, ни съ отцомъ, ни съ матерью не отсидѣться, ни съ братьями, ни съ сестрами, ни съ сусѣдями, ни на вѣтрѣ не проходиться, ни дѣломъ не отдѣлаться, во вѣки вѣковъ, аминь. Хожу я рабъ Божій (м) подлѣ синяго моря, прошу Божія милости. Стану я рабъ Божій (м) поклонятися и покорятися четыремъ вѣтрамъ, четыремъ вѣхорямъ: станьте вы, четыре вѣтра и четыре вѣхоря; сколыблите вы сіе мнѣ синее море, выколыблите вы мнѣ изъ синяго моря бѣль латырь камень. Вынимаю я рабъ Божій (м) изъ подъ латыря бѣла каменя 39 златыхъ ларцовъ, вынимаю огонь палящiй негасимый, мечу на землю. Стану я рабъ Божій (м) покланятися и покорятися четыремъ вѣтрамъ, четыремъ вѣхорямъ: станьте вы, четыре вѣтра, четыре вѣхоря, понесите вы отъ меня отъ раба Божія огнь палящій неугасимый къ рабѣ Божіей (м) по мѣсяцу и по солнцу и по зорямъ и по лунамъ и по звѣздамъ и по всѣмъ сторонамъ; гдѣ ее ни увидите, тутъ вложите въ нее огнь палящій, горѣло бы у рабы Божіей (м) ретивое сердце по мнѣ рабѣ Божіемъ (м) въ день при солнцѣ, въ ночь при мѣсяцѣ; замыкаю золотые ларцы, опущаю златые ларцы подъ бѣлъ латырь камень; мечу златые ключи въ синее море. Какъ не бывать бѣлу латырю каменю изъ синя


С. 84

моря, такъ не бывать отъ меня рабѣ Божіей (м). Не прилипайте, мои добрыя слова, ни къ сухому дереву, ни къ смоливому, ни къ скотинѣ, ни къ каменю, — прилипитесь же мои добрыя слова къ рабѣ Божіей (м) въ ея очи, въ сахарныя уста; не падите же, мои добрыя слова, ни на землю, ни на воду, ни на мхи, ни на болота, ни на глубокія ржавчины; падите же, мои добрыя слова, на рабу Божію (м) въ ея ясныя очи, въ сахарныя уста, въ ретивое сердце; будьте же мои добрыя слова, быстрѣе быстрой рѣки, вострѣе востраго ножа. Ключъ и замокъ моимъ словамъ, во вѣки вѣковъ. Аминь.


  1. Христе свѣте истинный, да и возбранный воевода! Царь Соломонъ ставаетъ съ окіана-моря, своею мудростію царь Соломонъ владѣетъ сорока сатанами, а у тѣхъ сорока сатанахъ, въ устахъ огонь горитъ, такъ бы горѣло сердце у сего раба Божія (м) властелина (м) ко мнѣ къ рабѣ Божіей (м). И какъ царь Соломонъ владѣетъ тѣми 40 сатанами, такъ бы я владѣла симъ рабомъ Божіимъ.




  1.  Слова отводныя. Придти къ рѣкѣ, да взять воды въ судно и говорить: Какъ сія вода верхняя съ нижнею не сходится, такъ-бы не сходиться сему рабу Божію (м) съ той рабой Божіей (м) въ утрѣ рано и ввечеру поздно, мѣсяца ветха и полна и перекроя и намежные дни. Какъ сіи крутые берега въ мѣсто не сходятся, такъ-бы не сходиться рабу Божію (м) съ тою рабою Божіею въ утрѣ рано и ввечеру поздно, во вѣки вѣковъ. Аминь.




  1.  Заговоръ приручать. Ударь челомъ трижды къ западу, не перекрестясь, и трижды говори: Есть оболоко синее; подъ синимъ оболокомъ есть море синее; на морѣ на синемъ есть островъ золотой; на золотомъ островѣ есть камень золотой. И подздынется золотой камень и выдетъ изъ подъ камени 39 братовъ, одну обувь топчутъ, однимъ поясомъ опоясаны, подъ однимъ колпакомъ, вынесутъ 39 топоровъ и 39 сѣкиръ, пойдутъ по острову ступать и найдутъ 39 дубовъ золотыхъ, коренье у дубовъ золотое, и верхи у дубовъ золотые, и вичье золотое, и все то дубье золотое; и начнутъ сѣчь 39 братовъ 39 топорами, 39 сѣкирами, съ 39 сторонъ, 39 дубовъ. И выдетъ изъ моря старъ матеръ (сильный) человѣкъ и спроситъ у 39 братовъ: „на што то дубье сѣчете?“ — и отвѣтъ держатъ 39 братовъ: „надобно кузница золотая соружать,


С. 85

и надобно горно золотое соружать, и надобно въ семъ горнѣ золотомъ уголье дубовое роздымить, надобно, чтобы сливалась и слипалась мѣдь и желѣзо во единое мѣсто“. Такъ бы сливалось и слипалось сердце у сей вомры рабы (м) съ тѣмъ рабомъ (м) во единое мѣсто, юность и ярость и похоть, межручныя и ножныя кости въ прелюбодѣйномъ дѣлѣ у вомры рабы (м). „И надобно ковать въ семъ горнѣ золотомъ замки и ключи, надобно замыкать у вомры рабы (м) сердце съ тѣмъ вомромъ рабомъ (м) во единое мѣсто, юность и ярость и похоть, межручныя и ножныя кости и суставы и кровь въ прелюбодѣйномъ дѣлѣ“. Коль жарко въ семъ горнѣ золотомъ уголье дубовое, толь бы жарко шаяло сердце у вомры рабы (м) по мнѣ рабѣ (м), юность и ярость и похоть, межручныя и ножныя кости и суставы и кровь. — „Замкните сердце 39 братовъ!“ — Замыкали сердце 39 братовъ 39 замками, 39 ключами у вомры рабы (м) во единое мѣсто съ тѣмъ рабомъ (м), юность и ярость и похоть, межручныя и межножныя кости и составы и кровь, мѣсяца млада и ветха и перекроя и по всякъ часъ; и замкнули сердце у вомры рабы (м) съ тѣмъ рабомъ (м) во единое мѣсто; и поднялись 39 братовъ на воздухъ и слетѣли за 39 горъ, и не можно тѣхъ 39 братовъ добыть ни старому старцу, ни молодому молодцу, во вѣки вѣковъ. Аминь.


5) Свадьбы отпущать. И ты стань со всѣмъ поѣздомъ предъ образомъ Пречистой Богородицы, да положи десять пироговъ сырныхъ на блюдо, а самъ говори такъ: Святая Госпожа Богородица, родила еси Христа Царя Небеснаго; будь, Государыня, помощница и заступница на всякомъ мѣстѣ, на воды и на земли; князя новобрачнаго стереги со всѣмъ поѣздомъ. И родители-государи, станьте вы, дѣды и бабы и весь родъ мой, и князя новобрачнаго постерегите и поберегите на воды и на земли и на всякомъ мѣстѣ со всѣмъ поѣздомъ. А вамъ, государи, шесть пироговъ, и вы стерегите и берегите отъ ведуна и отъ ведуницы и отъ колдуна и отъ колдуньи и отъ водянаго и отъ лѣшаго и отъ усопшаго и отъ бѣса. „Да пироги платкомъ покрой; пріѣхавъ домой, клади на двери четыре пирога, да пироги опосля съѣшь, да родителей помяни“.
V. Слова ко власти идучи.
1) Говоръ ко власти приходящимъ. Господи Боже, благослови.


С. 86

О, Господи Боже! Во имя отца и сына и святаго духа и нынѣ и присно — кротостію и мудростію царя Давида! Какъ царь Давидъ укротилъ и усмирилъ царей и князей еврейскихъ, такъ бы укротилось сердце сего раба Божія (м), ко мнѣ рабу Божіему.


  1. Говоръ ко власти идучи. Во имя отца и сына и святаго духа. Обуздай, Господи, враговъ моихъ и супостатовъ, укроти ихъ предомной, аки овецъ, и меня раба Божія (м) уготови на нихъ, аки льва и волка. И какъ обрадуется зоря свѣту и свѣтъ солнцу, и такъ бы обрадовались всѣ православные крестьяне мнѣ рабу Божію (м). И какъ не можетъ никто помыслить зла на красное солнце и на свѣтлой мѣсяцъ и на утреннюю зорю, и такъ бы никто не могъ помыслить на меня раба Божія (м) никакого зла. И сколь есть сладокъ медъ, и столь бы честенъ былъ я рабъ Божій (м) своими пріѣздами и своими приходами, отъ нынѣ и до вѣка. Аминь.

3) Во имя отца и сына и святаго духа. Стану благословясь, пойду перекрестясь въ чистое поле и подпояшусь красною зорею, взойду на небо свѣтлымъ мѣсяцомъ и обтычусь частыми звѣздами. — И какъ частые звѣзды возрадуются свѣтлому мѣсяцу, свѣтлый мѣсяцъ возрадуется красной зори, а красная зоря возрадуется свѣтлому дню, а бѣлой день возрадуется красному солнцу; такъ бы возрадовались мнѣ рабу Божіему (м) князи и бояре и княгини и боярыни и гости и гостиныя жены, христіане и христіанскія жены, отроки и отроковицы. И какъ жить и быть не могутъ безъ хлѣба и безъ соли, и безъ воды и безъ вина, и безъ пива и безъ меду и безъ всякой овощи, такъ бы безъ меня не могли жить по всякой день и по всякой часъ. И какъ и князи и бояре и княгини и боярыни и гости и гостиныя жены, иноки и инокини не могутъ... (Окончанія этого заговора въ рукописи нѣтъ).


VI. Слова, говоримыя по утру.


  1.  Слова по утру, ставая съ постели. Стану благословясь, пойду перекрестясь изъ избы дверьми, изъ воротъ воротами, отъ отца своего прощенъ, а отъ матери благословенъ. Пойду азъ рабъ Божiй (м) въ чистое поле, пойду на край синя моря-окіана. Есть на томъ синемъ морѣ-окіанѣ синь камень, на томъ синемъ камени сидитъ Пречистая Богородица со ангелы и архангелы. Пречистая


С. 87

Богородица! укрой меня раба Божія (м) своею честною ризою и святою отъ всякаго древа, отъ кедра, отъ певга, отъ кипариса, отъ вересу, отъ дуба, отъ вязу, отъ березы, отъ рябины, отъ сосны, отъ черемхи, отъ желомустины, отъ ели, отъ ольхи, отъ орѣховаго дерева, отъ осины, отъ щипичника, отъ крушины, отъ рощепа и отъ нащепа, и отъ клену и отъ липы, и отъ ивы и отъ тополя, отъ ильмового, отъ товолги, и отъ всякаго древа и отъ земнаго плода, отъ каменя и отъ меча и отъ копья и отъ всякаго желѣза и отъ всякой кости звѣриной и скотской и отъ огненнаго оружія; и рѣчетъ Пречистая Богородица: востани, востани, рабъ Божій (м), не плачи, укрою азъ святою своею ризою тебя раба Божія (м) отъ всякаго древа и отъ земнаго плода, камени и желѣза, и молю сына своего и Бога нашего и буди покровенъ десницею вышняго Бога, во вѣки. „Говори трижды на постели, ставая по утру“.




  1.  Есть на семъ свѣтѣ царь Парфей; и есть у царя Парфея два сына булатны; оба сохраняютъ и укрываютъ мена раба Божія (м) отъ всякаго древа, отъ черемхи, и отъ ивы, отъ ели и отъ сосны, отъ дуба и отъ березы, и отъ вереса и отъ всякаго древа, чтобы азъ рабъ Божій (м) былъ жесточае злата и булата и камени, чтобы всякое древо было мягче земли, сыпчае глины, во вѣки, аминь. „Говори трижды“.




  1.  Говоръ, умываючись, на воду. Господи, благослови, отче. Есть іордань рѣка, посреди іордани рѣки бѣлъ камень, — на томъ бѣломъ камени стою азъ рабъ Божій (м) и смываю съ себя худость и умываю на себя хорошество и лѣпоту. И какъ обрадуется міръ крещеной Христовы Пасхи и великому дни, такъ бы обрадовались мнѣ рабу Божію (м) старъ и малъ и великъ и рабы Божіи и рабыни. И не было бы меня раба Божія (м) ни краше, ни хорошѣе и честнѣе по всей вселенной и подсолнечной во вѣки вѣковъ. Аминь, аминь, аминь.




  1.  Господи Боже, благослови, отче! Во имя отца и сына и святаго духа, аминь. — Святый государь Евѳимьянъ ангелъ; возгляни, Господи, на меня раба Божія (м) на всякомъ мѣстѣ, во всякой день и часъ. И сколь честны хлѣбъ и соль и драгоцѣнный жемчугъ и самоцвѣтный камень по княземъ и по боярамъ и по патріархамъ и по митрополитамъ и по владыкамъ и по всему православному


С. 88

крестьянству; и столь бы я честенъ былъ рабъ Божій (м) предъ всѣми властями по всякой день и часъ. И какъ не могутъ жить цари и князи и бояре и патріархи и митрополиты и всѣ православные крестьяне безъ хлѣба и безъ соли и безъ питія, такъ бы не могли безъ меня раба Божія (м) быть на всякомъ мѣстѣ, во всякой день и во всякой часъ. Какъ возрадуются цари и князи и бояре, патріархи и митрополиты и всѣ православные крестьяне свѣтлому Христову Воскресенію, такъ бы возрадовались меня раба Божія (м) на сей день и часъ. А той молитвѣ ключъ и замокъ, аминь, аминь, аминь. „Говори трижды съ утра“.




  1.  Господи, благослови, отче! Во имя отда и сына и святаго духа, аминь. Прикрылся небесами, преодѣялся облаками и защитился честнымъ крестомъ и помолился святому Георгію: святый Георгій, обуздай супостатовъ моихъ, востающихъ на меня на раба твоего (м) и укроти ихъ, аки овцы предъ волкомъ, и меня укрѣпи на нихъ, во вѣки вѣковъ. Аминь. А той молитвѣ ключъ и замокъ; и всѣхъ завяжу въ узелъ, и не могли бы рѣщи на меня и противъ меня раба Божія (м) никакого слова со дерзновеніемъ, хотя были бы онѣ тьма темная, былъ бы у нихъ воловій языкъ, умъ сѣра заяца, и бѣгали бы отъ меня, аки сѣрые заяцы и овцы, а я бы гонялся за ними, аки сѣрой волкъ и угрызъ бы ихъ за заднюю ногу.




  1.  Говоръ въ Иванскую пятницу по утру на замокъ. Господи, благослови! Во имя отца и сына и святаго духа. Се азъ рабъ Божій (м), стану благословясь, пойду перекрестясь, оболоку на себя красное солнце, опояшу себя зорею, возьму въ руки младъ свѣтелъ мѣсяцъ и пойду въ чистое поле и встрѣчу своего ангела хранителя и Пречистую Матерь Богородицу и помолюсь и всплачусь: покрой меня покровомъ своимъ и огради меня ризою своею отъ колдуна и отъ колдуньи, отъ ведуна и отъ ведуньи и отъ всякаго злаго человѣка и отъ всякой злой притчи на воды и на земли. Есть святое море-окіанъ, на окіанѣ-море есть черной островъ, на черномъ островѣ бѣлой камень, на бѣломъ камени 39 храмовъ Царицы Господни; у тѣхъ ли 39 храмовъ есть 39 замковъ, у 39 замковъ есть 39 ключей, у 39 ключей есть 39 апостоловъ Господнихъ. И отъ тѣхъ 39 храмовъ есть къ высотѣ небесной златая лѣствица; и по той по златой лѣствицѣ съ высоты


С. 89

и красоты небесной спущаются на меня раба Божія (м) ангелъ хранитель и матерь Пречистая Богородица. И приходятъ ко тремъ девяти апостоламъ и емлютъ у трехъ девяти апостоловъ 39 ключей и отмыкаютъ 39 храмовъ, отворяютъ 39 храмовъ и пущаютъ меня раба Божія (м) въ 39 храмовъ; и одѣваетъ меня раба Божія (м) ризою своею Пречистая Богородица отъ всякаго врага и супостата, и отъ колдуна и отъ колдуньи, и отъ ведуна и отъ ведуньи, и отъ злаго чародѣя, и никого не спущаетъ въ 39 храмовъ и затворяетъ 39 храмовъ и замыкаетъ 39 замковъ, и емлетъ Пречистая Богородица 39 ключей и отдаетъ 39 апостоламъ и наказываетъ ангелу хранителю моему, велитъ хранить отъ всякаго врага и супостата и отъ злой притчи, отъ водяной и отъ земной и отъ подземной и отъ лѣшей и отъ вѣтренной и отъ посланной; вынетъ ангелъ мой хранитель 39 ключей и пущаетъ въ окіанъ море. Симъ словамъ ключъ и замокъ.


ѴII. Слова отъ порчи ловушекъ.
1) Господи Боже, благослови! Стану я рабъ Божій (м), перекрестясь, пойду благословясь, на добрыя дѣла; помолюсь я рабъ Божій (м) святымъ чудотворцамъ Козмѣ и Даміану: поставьте вокругъ меня раба Божія (м) и кругъ моихъ ловушекъ тынъ желѣзный отъ небеси и до земли, и отъ земли до небеси, и защитите меня раба Божія (м) и закройте мои ловушки отъ волхва и отъ волшебницы, отъ кудесника и отъ кудесницы и отъ всякаго лихаго человѣка, отъ стара и до велика, оть велика и до мала, отъ мужеска полу и женска, всегда, нынѣ и присно.
2) О томъ же. Ставя ловушки, говори: Господи Боже, благослови! Пошелъ рабъ Божій (м) на промыселъ. Стань около меня раба Божія (м) тынъ желѣзный, отъ земли и до небеси, отъ небеси и до земли, отъ ведуна и отъ ведуницы, отъ колдуна и отъ колдуницы, отъ отрока и отъ отроковицы, отъ бѣльца и отъ бѣлицы, отъ чернеца и отъ черницы.
VIII. Слова и заговоры, относящіеся къ домашнимъ животнымъ.
1) Молитва надо всякимъ стадомъ. Ставлю я рабъ Божій (м) около сего стада, которому имя животъ, каменную стѣну, булатенъ


С. 90

тынъ огь всякой притчи и порчи и отъ всякаго злаго человѣка и отъ всякой злой крамолы и отъ всякаго діаволя сумнѣнія и отъ всякаго звѣря чернаго и сѣраго, и отъ толвы, во вѣки вѣковъ. Аминь. — Глаголи трижды: Господи Іисусе Христе, Сыне Божій, Спасъ и Пречистая Богородица, Мати Христа Бога нашего, и святый Иванъ Предтеча, креститель Господа, сѣдяй на престолѣ высоцѣ Господь нашъ Іисусъ Христосъ и обдержай всю небесную область, и земную тварь соблюдаяй, спасая всякое свое созданіе животное на землѣ отъ всякаго сумнѣнія и отъ крамольна дня, и постави господиномъ, единаго отъ рабовъ своихъ раба своего (м) пасти всякое животное стадо на земли и лошадиное и коровье и овечье и козліе и всякое безсловесное, и постави, Господи, около сего стада лошадинаго и коровьяго и овечьяго тынъ желѣзный и каменную стѣну; и утверди, Господи, всякою твердостію; и обдержи своею милосердою десницею отъ всякаго лютаго и злаго звѣря, отъ льва и оть волка, и отъ медвѣдя и отъ всякаго крамольника и отъ татя (вора). Спаси, Господи, и соблюди раба Божія (м) отъ татя и отъ разбойника и отъ ведуна и отъ ведунихи; завяжи, Господи, гортани и уста у безсловеснаго скота и заткни уши, аки аспида глуха; и сотвори, Господи, мысль его, аки у заеца, и завяжи, Господи, путмы супостата, дабы ему бѣшену псу ни ступить ни назадъ, ни впередъ, ни единыя ступени и ни единыя черты. И сотвори, Господи, около моего стада раба Божія (м) со всѣхъ странъ огненную рѣку и огненное пламя, чтобы ни звѣрю, ни человѣку, ни которымъ моимъ супостатамъ не возможно зрѣть, ни подумать, ни помысломъ злымъ помысломъ на раба Божія (м) и на его стадо и на его паству. Святые государи безсребренницы, Козма и Даміанъ, учители и наказатели и наставники и заступники и сохранители, помолитеся о мнѣ рабѣ Божіемъ (м) Господу Богу и Пречистой Богородицѣ о моемъ всякомъ стадѣ животнѣмъ. Святые государи, великомученицы Флоръ и Лаверъ, молю васъ и ко себѣ на помощь призываю, — о, помогите. Святый апостолъ Лука, облучай и солучай всякое животное и всякое стадо во единое мѣсто и во единое стадо. Святый Георгій храбрый, клади на сѣрыхъ и черныхъ псовъ желѣзные жезлы и утверди ихъ и заповѣдай своими крѣпкими словесы. И симъ словамъ замокъ.
2) Какъ отпущать въ веснѣ въ Егорьевъ день первое стадо. По


С. 91

утру до зори взять рогатина, которая въ звѣрѣ бывала, да кругомъ трижды чертить, а самъ по вонную сторону двора ходи и говори: „стань тынъ желѣзный кругомъ двора и скота“; да рогатину положи по вонную сторону воротъ и, ходячи, говори: покажися мой скотъ всякому звѣрю черному и сѣрому и рыскуну, пнямъ, да колодамъ, да каменьямъ, отъ сего дни и во все лѣто до бѣлого снѣгу. Да самъ поставь свѣщу святому Георгію и помолись изображенiю св. Георгія и оставь угарчикъ одной свѣчи. Да обѣдъ смысли, а на тотъ день припаси свѣжую щуку; а костей въ тотъ день собакамъ не мечи. Да какъ отобѣдаешь, столъ отодвинь и не тронь на столѣ ничего; да угарчикъ свѣчной затопи; да помолись святому Георгію; да выйди на дворъ со всею семьею; да скотъ весь благословя, выпусти вонъ изъ двора; а самъ стань противо рогатины, да возьми рогатину, да положи въ таково мѣсто во указное, чтобы никто не тронулъ, покамѣстъ животъ (скотъ) на лѣсу ходитъ до бѣлаго снѣгу. Да пришедъ въ избу, по подобнѣ спрячъ столъ; а костей собакамъ того дни не давай, и никому ничего не давай.
3) Лошадь отъ потникъ. Есть чистое поле, и есть въ чистомъ полѣ стоитъ егорь-дубь; и подъ дубомъ-егорьемъ сидитъ Пречистая Мати Божія со своима съ тремя тридцати апостолами, съ Михаиломъ архангеломъ и Гавріиломъ архангеломъ и съ Петромъ и съ Павломъ и съ Иваномъ предтечей и съ Иваномъ богословомъ и съ Иваномъ Златоустымъ и со всѣми ангелы и архангелы и херувимы и серафимы и со всѣми апостолы; и посмотритъ Пречистая Богородица на поле на чистое и на море на синее; — и по морю идутъ бредущіе и по полю идутъ мятущіе простовласые; и сговоритъ Пречистая Богородица со своими ангелами и архангелами и съ тремя тридцати апостолами: „ой же вы, по морю бредущіе и по полю мятущіе и простовласые, куда вы пошли? Мы, вѣдь, куемъ отъ раба Божія (м) крюки желѣзные и палицы желѣзные, — крюками насъ закрючимъ, палицами убьемъ“. — И сговорятъ по морю бредущіе и по полю мятущіе простовласые: „мы живемъ отъ раба Божiя (м) за триста верстъ, ни близко къ нему ни подойдемъ ни ко двору его, ни къ лошади его“. — Говори трижды на воду, да лошадь обдай; воды почерпни, благословясь. — Эти же слова отъ трясавицъ говори на корень или на рябину, да положи на постель подлѣ человѣка, а говори трижды.


С. 92

4) Какъ лошадь не имается. Въ великой четвергъ вываляй тѣсто, да то тѣсто положь въ печь чрезъ загнету, да испечешь; взять чрезъ загнету, да съ тѣмъ поскребомъ сѣсть на камени, да кормить хлѣбомъ лошадь, а самому говорить: какъ сей камень не двигается съ мѣста, такъ бы лошадь прочь не отходила отъ меня во вѣкъ.
5) Какъ лошадь чрезь изгороду скачетъ. На Рождество Христово той лошади не давай ѣсть и пить цѣлые сутки отъ пѣтуна до пѣтуна. Корми лошадь въ великій четвергъ подъ исподнею жердью огороднею. А которая лошадь или корова бѣгаетъ, и ты ее обведи около столба трижды на посолонь и говори: какъ сей столбъ стоитъ во вѣки не движимъ, такъ и ты (назови лошадь именемъ, или корову ту) во вѣки не думай бѣгать.

учитель Петр. дух. уч. Левъ Малиновскій.


___________



(*)«Имя рекъ» въ слѣдующiй разъ будетъ замѣняться такъ (м), какъ въ рукописи.

1 Исправленная опечатка. Было: «Вотъ какой рецептъ былъ прописанъ колдуномъ: „сходить больной съ матерью въ баню, вымыться тамъ, выпить ту воду, на которую имъ даны слова; и послѣ этого, говорилъ онъ, больная будетъ здорова.» Исправлено на: «Вотъ какой рецептъ былъ прописанъ колдуномъ: „сходить больной съ матерью въ баню, вымыться тамъ, выпить ту воду, на которую имъ даны слова; и послѣ этого, говорилъ онъ, больная будетъ здорова.»   ред.

2 Исправленная опечатка. Было: ««Говори трижды на сѣмена, масло, и друг“.» Исправлено на: «Говори трижды на сѣмена, масло, и друг“.»   ред.


Достарыңызбен бөлісу:




©dereksiz.org 2024
әкімшілігінің қараңыз

    Басты бет