Занятие №1 Мифология Словарь: миф, политеизм, архетип, анимизм, антропоморфизм, фетишизм. План



Дата16.07.2016
өлшемі76.02 Kb.
#202029
түріЗанятие
История античной литературы
Практическое занятие №1

Мифология

Словарь: миф, политеизм, архетип, анимизм, антропоморфизм, фетишизм.

План


1. Мифология как форма сознания. Синкретизм древнего мифа.

2. Происхождение и природа мифа. Эволюция мифа (боги архаической эпохи и эпохи Гомера).

3. Отношение к мифу в философии, науке и литературоведении.

4. Миф как основа искусства. Жизнь мифа в языке и науке. Мифы как гибкая содержательная структура.

5.Эстетика мифа и философия мифа. Аполлиническое и дионисийное.

6. Греческая и римская мифология.

7. Основные циклы мифов (этимологические мифы, антропологические мифы и их циклы, теогонические, культовые и другие мифы).

8. Знаю ли я миф? (Тестирование)

Литература

Кун Н.А. Легенды и мифы Древней Греции (любое издание).

Тахо-Годи А.А., Лосев А.Ф. Греческая культура в мифах, символах и терминах. СПб., 1999.

Овидий Метаморфозы. М.,1977.

Мифологический словарь. / Под редакцией Е.Мелетинского М., 1990 (или других авторов).

Мифы в искусстве старом и новом. СПБ., 1993.

Мифы народов мира в 2-х томах. М.,1998, статья «Греческая мифология» Т.1., «Римская мифология» Т.2.

Немировский А.И. Мифы Древней Эллады. М., 1992.

Аверинцев С.С.Мифы народов мира. М., 1996.

Арский Ф. В стране мифов. М., 1968.

Беккер К.Ф. Мифы древнего мира. Ростов-н/Д., 1997.

Вересаев В.В. Аполлон и Дионис. / Вересаев В.В. Живая жизнь. М., 1978.

Грейвс Р. Мифы древней Греции. М.,1992.

Голосовкер Я.И. Греческая мифология. М., 1987.

Голосовкер Я. Н. Логика мифа. М.,1987.

Голосовкер Я. Сказания о титанах. М., 1993.

Иванов В.И. Дионисийство и прадионисийство. М., 1997.

Имя – сюжет – миф. Сб. статей. СПб., 1998.

Лосев А.Ф. Античная мифология в ее историческом развитии. М.,1957.

Лосев А.Ф.. Мифология греков и римлян. М., 1996.

Лифшиц М.М.. Мифология древняя и современная. М., 1980.

Мифология древнего мира. Сб. статей. / Пер. с англ. М., 1977.

Мелетинский Е.М. Поэтика мифа. 2-е изд. М., 1996.

Мелетинский Е.М. О литературных архетипах. М., 1974.

Мелетинский Е.М. Поэтика мифа. М., 1976.

От мифа к литературе. К 75-летию Е.М. Мелетинского. М., 1993.

Парандовский Я. Мифология. М., 1971.

Тахо-Годи А.А. Греческая мифология. М., 1989.

Тахо-Годи А.А. Греческая культура в мифах, символах и терминах. СПб.,1999.

Тренчени-Вальдапфель И. Мифология. Л., 1972.

Фрейденберг О.М. Миф и литература. М., 1978.

Шайтанов И.В. «Из мифа в историю», «Рождение эпоса». Газета «Литература» №№ 27- 28.

Практическое занятие № 2

Героический эпос: Гомер «Илиада», «Одиссея»; Вергилий «Энеида»

Словарь: гекзаметр, поэма, эпос, аэд, рапсод.

Задание 1. Наизусть 10 строчек из поэмы «Илиада» или «Одиссея» (по выбору).

Задание 2. Выпишите из текста эпитеты и перифразы войны, смерти, битвы, скорби, убийства, гибели, красоты, мужества.

План


        1. Героический эпос (специфика жанра).

        2. Сказания о Троянской войне (по эпическим поэмам).

        3. Содержание «Илиады» и ее композиция.

        4. Содержание «Одиссеи» и ее композиция.

        5. Сравнительная характеристика поэм.

        6. Идеал Гомера – красота и доблесть. Симпатии и антипатии автора. Основные образы поэм. Сравнительная характеристика Ахилла и Гектора, Елены и Пенелопы. Образ Одиссея.

        7. Гомеровское общество.

        8. Искусство Гомера. (Особенности и поэтическая техника эпического стиля, язык, народность, искусство лепки образов, реализм и др.). Место поэм в истории и литературе Греции, в мировой литературе.

        9. Традиции Гомера (Гесиод, Вергилий, А.Родосский, Данте, Тассо, Вольтер, Гоголь, Гончаров, Толстой).

        10. Гомеровский вопрос.

        11. Характеристика эпохи, которой принадлежит Вергилий. Вехи творческого пути Вергилия: «Буколики» — «Георгики» — «Энеида».

        12. Содержание и композиция «Энеиды». Идейная направленность поэмы (прославление могущества Рима). Способ сочетания мифологического и исторического материала. Соотнесенность с поэмой Гомера. Образная система и новаторский характер поэмы.

Литература:

Гомер «Илиада» (перевод Н.И Гнедича, Вересаева В.В.). Обязательное чтение: «Илиада» (гл. 1,2,4,6,12,18,22-24); «Одиссея» (гл. 5,9,19,23).

Вергилий. Энеида// Вергилий Публий Марон. Буколики. Георгики. Эне­ида. М., 1971.

Кун Легенды и мифы Древней Греции. Любое издание.

Гаспаров М.Л. Вергилий, или Поэт будущего. // Гаспаров М.Л. Избр. Статьи. М., 1995.

Егунов А. И. Гомер и русских переводах XVIII-- XIX веков. М.; Л., 1964.

Лосев А.Ф. Античная литература. М., 1997.

Лосев А.Ф. Гомер. М., 1960.

Маркиш С. П. Гомер и его герои. М., 1964.

Меерович М. Шлиман. М , 1966.

Полонская К.П. Поэмы Гомера. М., 1961.

Петрова Н.П. Гомеровские традиции в поэме Гоголя. ЛШ, 1987, № 3.

Радциг С. И. Гомер и Гоголь. Вестник МГУ. 1959. № 4.

Соколов Ф.Ф. Гомеровский вопрос. СПб., 1976.

Сахарный Н.Г. Гомеровский эпос. М.,1976.

Стоун И. Греческое сокровище (Романизированная био­графия Г. Шлимана.). М., 1980.

Толстой И.И. «Аэды». М., 1959.

Тудоровская Е.Н. «Приключения Одиссея». Л., 1952.

Тудоровская Е.Н. «Троянская война и ее черты». Л., 1964.

Тренчени –Вольдапфель. Гомер и Гесиод. М., 1956.

Флоренсов Н.А.Троянская война и поэмы Гомера. М., 1991.

Шталь И.В.«Гомеровский эпос. Опыт текстологического анализа «Илиады». М., 1975.

Шталь И.В.«Одиссея» - героическая поэма странствий». М., 1978.

Шталь И.В. Художественный мир гомеровского эпоса. М., 1983. Особенно с. 71-83.

Шталь И. В. Эпические предания Древней Греции. М., 19X9..

Штоль Г.Г. Генрих Шлиман. М., 1965.

Шопина Н.Р. Изображение любовного чувства в гомеровском эпо­се. // Вестник древней истории. 1975. № 1.

Ярхо В.Н. Греческая литература архаического периода.\\ История всемирной литературы. В 9 т. М., 1983 Т.1 С.316-324.

Практическое занятие № 3

Античная лирика

Задание 1. Проработать словарь: сольная лирика, хоровая лирика, ямб, марш, эпиникий, эпилий, ода, элегия, дистих, дифирамб, гекзаметр, дактиль, алкеева строфа, эпиталама, мелика, буколика, идиллия, элегический дистих, элегия, эпиграмма, сапфическая строфа, хорей, эклога, монодическая лирика, хоровая лирика, пентаметр, эпитафия, кифара, анакреонтика, гимн, пеан, александрийская поэзия, сколий, неотерики.

Задание 2. Выучить наизусть одно из стихотворений Солона, Архилоха, Алкея, Сапфо, Анакреонта, Пиндара, Феокрита, Овидия, Тибулла, Катулла, Горация (по выбору). Объяснить свой выбор и дать комментарий к прочитанному стихотворению.

Задание 3. Ответить на следующие вопросы:

а) чем привлекательна для вас античная лирика?

б) чем отличаются формы античной лирики от знакомых нам поэти­ческих форм?

в) два этапа античной лирики (греческая и римская лирика);

г) основные представители античной лирики.

д) подготовить сообщение об одном римском и одном греческом поэте.

Литература

Античная литература. Греция. Антология. М., 1989. Ч. 1.

Эллинские поэты. М., 1999.

Греческая эпиграмма. М., 1993.

Древнегреческая элегия. / Сост. комм. Н.А. Чистякова. СПб., 1996.

Парнас. Антология античной лирики. М., 1980.

Пиндар. Вакхилид. Оды. Фрагменты. М., 1980.

Учебники.

Дополнительная литература:

Античная лирика. БВЛ. М., 1968.

Борухович В.Г. Квинт Гораций Флакк. Поэзия и время. Саратов, 1993.

Гаспаров М.Л. Избранные статьи. М., 1995.

Гаспаров М.Л. Древнегреческая хоровая лирика. // Пиндар. Вакхилид. Оды. Фрагменты. М., 1987.

Гаспаров М.Л. Три подступа к поэзии Овидия. // Овидий. Элегии и малые поэмы. М., 1978.

Лосев А.Ф. Античная литература. М., 1997.

Полонская К.Р. Римские поэты эпохи принципата Августа. М., 1963.

Пронин В.А. Катулл. / ЖЗЛ. М., 1994.

Поэтика древнеримской литературы. М., 1989. С.22-67.

Фрейденберг О.М. Происхождение греческой лирики. // Вопросы философии. 1973, № 11.

Толстой И.И. Сафо и тематика ее песен. // Толстой И.И. Статьи о фольклоре. М., Л., 1966.

Чистякова Н.А. Греческая эпиграмма 8 – 7 веков до н.э. Л., 1973.

Чистякова Н.А. Эллинистическая поэзия. Л., 1988.

Шталь И.В. Поэзия Гая Валерия Катулла. М., 1977.

Ярхо В.Н., Полонская К.П. Античная лирика. М., 1967.


Практическое занятие №4

Этические идеалы античности (на материале греческой трагедии).

Словарь: хорег, агон, катарсис, Великие Дионисии, корифей, трагедия, комедия, катарсис, дифирамб, орхестра, скена, эккиклема, эписодии, стасимы, парод, Феспид, перипетия, протагонист, котурны, «бог из машины», тетралогия.

План


1. Возникновение театра. Устройство греческого театра. Истоки греческой трагедии. Аристотель о ее происхождении. Своеобра­зие ее структуры. Место трагедии в античной литературе и в новой литературе. Понятие катарсиса. Ступени развития греческой драмы. Драма как венец искусства античности. Ее воспитательная функция. Понятие о катарсисе. Драма положения и характера. Греческая трагедия как трагедия вины. Вопрос о судьбе и личности в античной драме рока. Классический триумвират античной драмы: Эсхил, Софокл, Еврипид.

2. Эсхил как «отец трагедии». Трагедия Эсхила «Прометей прикованный». Миф о Прометее и характер его обработки Эсхилом (сравнительно с Гесиодом). Образ человеколюбца Прометея в трагедии. Вина Прометея. Своеобразие художественной структуры трагедии. Стилевые особенности трагедии и ее жанровая специфика. Образ Прометея в европейской литературе нового и новейшего времени. Альтернативные трактовки образа Прометея

3. Трагедия Софокла «Антигона». Основной конфликт трагедии. Государственное и частное в трагедии. Проблема власти. Нравственная позиция и нравственная оценка основных персона­жей — Антигоны и Креонта. Гуманистический и героический пафос трагедии. Художественные особенности трагедии: соотношение хоровых и актерских партий; способ изображения характеров и смысл введения парных персонажей (Антигона — Исмена). Поэтическое звучание и идейный смысл стасимов (особенно 1-го 3-го) и их отзвуки в русской поэзии (стихотворение В.Я. Брюсова «Хвала человеку»). Образ Антигоны в литературе 20 века.

4. Еврипид и новая психологическая драма. «Медея» как драма страсти. Психологизм пьесы. Сложные оценки героини. Новаторство Еврипида. Медея в одноименной пьесе Сенеки. Образ Медеи в новой литературе и в новом театре.

5. Античная комедия. Классическая (Аристофан) и новоаттическая комедия (Менандр). Новаторство римской комедии (Плавт, Теренций). Характеристика одной из комедий по выбору.

5. Спецвопрос: «Орестея», «Семеро против Фив» Эсхила, или «Царь Эдип», «Электра» Софокла, или «Ипполит», «Ифигения в Авлиде», «Электра» Еврипида.

Литература

Учебники


Ярхо В.Н. Драматургия Эсхила и некоторые проблемы древнегреческой трагедии. М., 1978 (часть 2, особенно глава 5).

Ярхо В.Н. Трагедия Софокла «Антигона». М., 1986.

Дополнительная литература

Анненский И.Ф. История античной драмы. СПб., 2003.

Аверинцев С.С. К истолкованию символики мифа об Эдипе. // Античность и современность. М., 1972.

Античность и современность сквозь призму мифа об Атридах. Сост., автор вступ. ст. С.М.Пинаев. М., 1996.

Гусейнов Г.Ч. «Орестейя» Эсхила: образное моделирование действия. М., 1995.

Головня В.В. История античного театра. М., 1972.

Лосев А.Ф. Проблема символа и реалистическое искусство. М., 1976. Гл. 7. Историческая конкретность символа. Мировой образ Прометея. С. 226-306, 292-297.

Лосев А.Ф. О мироощущении Эсхила. / Лосев А.Ф. Форма. Стиль. Выражение. М., 1995.

Тахо-Годи А.А. А.Ф.Лосев об Эсхиле. Вестник Московского Ун-та. Сер. 9. Филология. 1996. № 3.

Чистякова Н.А. К вопросу об образах трагических героев в драмах Софокла. // Классическая философия. М., 1959.



Ярхо В.Н. Драматургия Еврипида и конец античной героической трагедии. // Еврипид. Трагедии. М., 1969.

Ярхо В.Н. Античная драма. Технология мастерства. М., 1990.

Достарыңызбен бөлісу:




©dereksiz.org 2024
әкімшілігінің қараңыз

    Басты бет