ПРАВОСЛАВНЫЙ СВЯТО-ТИХОНОВСКИЙ ГУМАНИТАРНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
ПУБЛИЙ ВЕРГИЛИЙ МАРОН
Отрывки из IV эклоги («Буколики»), I-й и II-й книг «Энеиды»
на латинском языке
с комментариями и словарем
(Учебное пособие)
Москва
2004 г.
Пособие подготовлено Н. И. Дужиной
При составлении пособия были использованы следующие материалы:
Текст произведений Вергилия на латинском языке:
Publii Virgilii Maronis ECLOGAE, GEORGICA et AENEIDOS LIBRI XII cum notis novis ac perfectuis ad modum Ioh. Minellii ad optimos codices emendati. – Editio septima. – Lipsiae. – A. C. CI I CCLV
Текст произведений Вергилия на русском языке:
Вергилий. Собрание сочинений. – Спб., 1994.
Биографическая справка о Вергилии:
Гаспаров М. Л. Вергилий, или поэт будущего. – Гаспаров М. Л. Избранные труды. Том 1. О поэтах. – М., 1997.
Справка о латинском стихосложении:
Основы слихосложения. – Боровский Я.М., Болдырев А.В. Учебник латинского языка. – М., 1975.
Правила латинской просодии и метрики. – Соболевский С. И. Грамматика латинского языка. – М., 1948.
Комментарии:
Мифы народов мира. – Энциклопедия в 2 тт. – М., 2000.
Словарь античности. Пер. с немецкого. – М., 1989.
Боровский Я.М., Болдырев А.В. Учебник латинского языка. – М., 1975.
Соболевский С. И. Грамматика латинского языка. – М., 1948.
Публий Вергилий Марон (P. Vergilius Maro) – величайший римский поэт. Известен как автор трех произведений: «Буколики», «Георгики» и «Энеида». Вергилий родился 15 октября 70 г., умер 21 сентября 19 г. до Р.Х., в семье мелкого землевладельца под Мантуей. После завершения риторического и философского образования Вергилий жил в Неаполе; увлекался науками, в том числе математикой и медициной, вел уединенную жизнь. Славой, которая у него была огромная, тяготился.
Знаменитым Вергилия сделало уже его первое большое произведение, сборник из десяти стихотворений (-«эклог») под названием «Буколики» (41–39 гг.), т. е. «пастушеские стихи». Сборник имеет строгую композицию и построен, как поэма. 4-я экога заключает в себе пророчество о рождении божественного младенца и близости золотого века. Христиане связывали это пророчество с рождением Христа, поэтому помещали изображения Вергилия в храмах вместе с иудейскими пророками, предсказавшими появление Спасителя. «Буколики» оценили не только знатоки поэзии. Вергилий стал центральной фигурой литературной жизни Рима.
Второе произведение Вергилия – поэма «Георгики» («земледельческие стихи»). Несмотря на название и основной предмет изображения, эта поэма философская. Ее главные темы – счастье, жизнь и смерть. Решение, к которому в результате наблюдения за природой и размышления о человеческой жизни приходит Вергилий, для античного мира неожиданно: настоящее счастье – в свободе от похоти, алчности, тщеславия и корысти, в отказе от страстей и того, что традиционно называется счастьем; смерти же просто нет, так как по ту сторону смерти неминуемо возрождение, подобно тому как это возрождение происходит в умирающей и возрождающейся природе.
«Энеида» – третье и самое знаменитое из произведений Вергилия. Основой сюжета стала судьба троянца Энея, с которым римляне связывали свое происхождение, поэтому и «Энеида» превратилась в их национальный эпос. Эта поэма о судьбе и необходимости самоотречения ради высших целей, чем прежде всего и руководствуется в своей жизни Эней. В композиции «Энеиды» Вергилий сознательно ориентируется на Гомера. Поэма состоит из 12 книг: первые шесть построены по аналогии с «Одиссеей», последние – симметричны «Илиаде». Решив, что для завершения поэмы ему необходимо увидеть троянские места, Вергилий отправился в путь, но вскоре захотел вернулся, в дороге заболел и скоропостижно умер. Его прах похоронили близ Неаполя, где Вергилий прожил большую часть своей жизни.
Краткие сведения о латинском стихосложении
Латинское стихосложение основано на чередовании д о л г и х и к р а т к и х слогов.
Сочетание в определенной последовательности долгих и кратких слогов образует группы, которые воспринимаются слухом как ритмические единицы, повторяющиеся в правильной последовательности. Такая ритмическая группа называется стопой (pes). Стопы могут быть двухсложные, трехсложные и четырехсложные. Единство стопе придает наличие в ней так называемого с и л ь н о г о в р е м е н и , т. е. такой части, которая звучит с большей силой (т. е. с ударением). Это ритмическое ударение (ictus – удар) может не совпадать с грамматическим (accentus – повышение голоса). При чтении латинских стихов соблюдается только ритмическое ударение (мы выделяем сильное время стопы экспираторным ударением), а грамматическое ударение accentus (которое в древности носило музыкальный характер) опускается вовсе, ибо мы не можем сохранять его так, чтобы оно не нарушало стихового ритма. Единицей стихотворной речи является строка, или стих (versus), состоящая из определенного количества стоп того или иного объема и места в стопе ритмического ударения (сильной части).
Наиболее употребительный латинский стих – дактилический гексаметр: строка состоит из шести стоп, в каждой из которых длительность сильной части (на которую падает ритмическое ударение ictus) и слабой (на которой нет ритмического ударения) равны. Та часть стопы, на которой делается ритмическое ударение (ictus), всегда состоит из долгого слога. Время, необходимое для произнесения одного краткого слога, называется м о р о й (mora – промедление). Долгий слог содержит в себе две моры. Таким образом, время произнесения стопы в гексаметре всегда равно четырем морам. Дактилем называется сочетание одного долгого слога с двумя краткими (схема ); в дактиле сильное время всегда приходится на начальный долгий слог. В первых четырех стопах дактиль может быть заменен спондеем, т. е. стопой, состоящей из двух долгих слогов (длительность стопы при этом остается прежней – 4 моры), в которой сильное время по-прежнему приходится на начальный слог. 5-й дактиль очень редко заменяется спондеем. Последняя стопа гексаметра является усеченной, т. е. всегда двусложна; кроме того, последний слог этой стопы безразличен к длительности (может быть как долгим, так и кратким). Таким образом, общая схема гексаметра имеет следующий вид:
Длинные стихи (каковым является и гексаметр) при произношении делятся на две части: на определенном месте стиха, которое совпадает с концом слова, делается небольшая пауза, разрезающая стих на более или менее равные половинки. Эта пауза называется цезурой (caesura – разрез). Цезура (на схемах отмечаемая ||) в гексаметре может быть в разных местах. Наиболее употребительна цезура после долгого слога 3-й стопы, на который падает ритмическое ударение, например:
Часто встречается также цезура после долгого слога четвертой стопы, обычно в сочетании с цезурой после долгого слога второй стопы.
Итак, опорой при расстановке ударения в латинском стихе может служить правило: ударными являются первый и предпоследний слоги строки; ударный слог третьей стопы часто совпадает с концом слова, после которого и делается пауза; пятая стопа, как правило, дактиль, т.е. состоит из трех слогов – долгого ударного и двух кратких безударных.
Простейшие правила о долготе и краткости гласного следующие:
-
дифтонги всегда д о л г и е;
-
гласный перед другим гласным или h к р а т о к, за исключением: e в окончании ei; i в окончании -ius (родительном падеже местоименного склонения), i в формах глагола fio (кроме fit);
-
гласный перед группой согласных является д о л г и м, за исключением тех случаев, когда эту группу составляют сочетания немого (p, b; t, d; c, g) с плавным l или r (muta cum liquida), например: replico, fabrica;
-
если конечный слог одного слова оканчивается на согласную, а в начале следующего слова находится две или нескольких согласных (кроме z, а также сочетания s с согласной: sp, sm), то такой конечный слог тоже становится д о л г и м;
-
окончания a, i, o, u обычно бывают д о л г и м и (исключения: а обычно кратко в им. п. ед. ж. р. и мн. ч. ср. р.: rosa, corpora);
–окончание e по большей части бывает к р а т к и м (исключения: е бывает долгим в abl. sing. 5 скл.: re; во 2-м л. ед. ч. повел. накл.:dele; в наречиях: longe; в односложных словах: me, ne)
При чтении латинских стихов нужно учитывать также следующие обстоятельства:
1. Если за словом, оканчивающимся на гласную или двугласную, следует слово, начинающееся с гласной или двугласной, то такое явление производит неприятное для слуха сочетание звуков, которое называется зиянием. Чтобы этого не было, гласный звук в конце первого слова подвергается так называемой элизии («выталкиванию»), т. е. не читается, например: saper(e) aude (читать надо saper’aude).
2. Если слово оканчивается на гл.+ m, а за ним следует слово, начинающееся на гласную, то элизии подвергается слог (гл.+ m), например: mult(um) ille (читается mult’ille).
3. То же самое относится к ситуации, когда за словом, оканчивающимся на гласную, двугласную или m, следует слово, начинающееся на h (которая в этом случае не читается), например: toller(e) (h)umo (читается toller’umo).
4. Если за словом, оканчивающимся на гласную или m, следует es или est (формы глагола быть), то, наоборот, не произносится e, например: bona (e)st, bonum (e)st (читается bona’st, bonum’st).
5. Если встреча гласных происходит не в разных словах, а внутри одного и того же слова, то иногда они сливаются в произношении в один долгий звук, например, alveo произносится как [альво]; dehinc – как [динк]; deesse как [дессе]. Такое слияние двух гласных звуков в один называется синезесис.
Достарыңызбен бөлісу: |