Экзаменационные ответы по предмету



бет1/10
Дата21.07.2016
өлшемі0.96 Mb.
#214290
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   10


Экзаменационные ОТВЕТЫ по предмету «Литургика»

II курс, 2006 / 2007 г.

1. Предмет Литургики. Тематическое деление науки о богослужении. Историография Литургики.

2. Литургическое время. Богослужебные круги.

3. Корпус богослужебных книг Православной Церкви.

4. Основные этапы истории развития богослужения грекоязычных Православных Церквей. Богослужение кафедральных храмов и монастырей Иерусалима и Константинополя.

5. Основные этапы истории развития богослужения Русской Православной Церкви.

6. Евхаристия и Таинства в системе богослужебных циклов. Система постов. 8, 32-36 главы Типикона. Общественное и «частное» богослужение.

7. Совершители богослужения. Священная иерархия. Служебное священство клириков и общее священство мирян. Богослужебные облачения.

8. Устройство храма. Богослужебная утварь. 22-25 главы Типикона. Литургическое почитание св. икон и св. мощей.

9. Богослужебный день. Службы суточного круга. Часослов.

10. Седмичный богослужебный круг. Литургические темы дней седмицы. 11 глава Типикона. Октоих. Система осмогласия. Подобны и самогласны.

11. Соотношение Месяцеслова и триодного циклов. Система праздников Месяцеслова. Знаки праздников Месяцеслова. 47 глава Типикона. Минеи служебные и Общая.

12. Типикон, его состав.

13. Пение библейских текстов за богослужением: псалмы, библейские песни, прокимен, антифон.

14. Жанры христианской гимнографии: отпустительный тропарь, седален, ипакои, ексапостиларий, стихира, кондак, канон.

15. Гимнографический канон: структура, связь библейских песен и песней канона. Употребление канонов за богослужением.

16. Ектении: их виды и место в богослужении. Священнические молитвы и возгласы вечерни, утрени и Литургии.

17. Общее начало и его место в богослужениях. Богослужебные отпусты.

18. Будничное богослужение. Служба с Аллилуиа и с Бог Господь. Будничные вечерня и повечерие. 9 глава Типикона.

19. Будничное богослужение. Служба с Аллилуиа и с Бог Господь. Будничные полунощница и утреня. 9 глава Типикона.

20. Часы: виды и чинопоследование.

21. Воскресное богослужение. Всенощное бдение. Особенности воскресной вечерни. 1-5 главы Типикона. Повечерие в субботу вечером (когда не совершается бдение). 7 глава Типикона.

22. Воскресное богослужение. Всенощное бдение. Особенности воскресной утрени. 1-5 главы Типикона. Воскресная полунощница (когда не совершается бдение). 7 глава Типикона.

23. Богослужение средних и великих праздников Месяцеслова. 6 и 49 главы Типикона.

24. Рождественский пост. Предпразднство Рождества и Богоявления. Рождественский и Крещенский сочельники.

25. Рождество Христово. Обрезание Господне и свт. Василий Великий. Богоявление.

26. Сретение Господне.

27. Постная Триодь. 49 глава Типикона. Система памятей великопостного и подготовительного к Посту циклов.

28. Приготовительный период к Великому посту.

29. Недели Великого Поста. Субботы Великого Поста. Особые дни Великого Поста.

30. Богослужение на Благовещение Пресвятой Богородицы (в том числе – на примере текущего церковного года).

31. Богослужение будних дней Великого Поста. 49 глава Типикона. Вечерня и повечерие.

32. Богослужение будних дней Великого Поста. 49 глава Типикона. Полунощница и утреня.

33. Совершение Литургии в период пения Постной Триоди.

34. Литургия Преждеосвященных Даров.

35. Лазарева суббота. Неделя ваий.

36. Великие Понедельник, Вторник и Среда. Утреня Великого Четвертка.

37. Вечерня и Литургия Великого Четвертка. Утреня Великого Пятка.

38. Часы, изобразительны и вечерня в Великий Пяток.

39. Великая Суббота.

40. Пасха Господня.

41. Светлая седмица. Сравнение служб первого дня Пасхи и других дней Светлой седмицы.

42. Антипасха и ее попразднство.

43. Система памятей цикла Пятидесятницы. Цветная Триодь. 50 глава Типикона.

44. Неделя Святой Пятидесятницы и ее попразднство. Понедельник Св. Духа.

45. Апостольский пост. 51 глава Типикона. Праздники Месяцеслова, приуроченные к воскресным дням. (В том числе – Неделя Всех святых, в земле Российстей просиявших.)

46. Суббота в седмичном и годовом богослужебном круге.

47. Поминовение усопших по Уставу Православной Церкви. Заупокойные субботы. Чины отпеваний.

48. Великое и малое освящение воды. Воздвижение Креста. Освящение храма. Освящение мира.

49. Система библейских богослужебных чтений. Богослужебные Евангелие, Апостол, Псалтирь.

50. Устав чтения Псалтири. 17-я глава Типикона.

51. Чтение книг Нового Завета. Рядовые и праздничные чтения. Таблицы рядовых («Сказание») и праздничных («Соборник») чтений в Апостоле и Евангелии. Песнопения, сопровождающие чтения (прокимен, аллилуиарий).

52. Византийский чин Божественной Литургии. Изменяемые части Литургии.




1. Предмет Литургики. Тематическое деление науки о богослужении. Историография Литургики.

Литургикой называется наука о богослужении в христианской Православной Церкви. Свое название эта наука получила от слова ЛИТУРГИЯ, что в переводе с греческого языка означает общественное дело, общественная служба. В древние времена слово ЛИТУРГИЯ употреблялось для обозначения совокупности богослужебных действий, обрядов и форм, т.е. всего богослужения или отдельных его видов.

Собственно литургией называется церковная служба, во время которой совершается таинство Евхаристии, а святая Евхаристия есть сердцевина всего христианского богослужения. Отсюда литургика есть наука о богослужении как деле общественном, церковном.

Предметом изучения православной литургики являются содержание и формы богослужения в том виде и смысле, как их понимает и совершает Православная Церковь.



Задача (разделы) литургики состоит в том, чтобы:

1) показать историю христианского богослужения в целом и в отдельных частях, его эволюцию и существующие формы, в которых твердо сохранены дух и цели древней Православной Церкви (история богослужения);

2) раскрыть значение, содержание и цель праздников, богослужебных обрядов и чинопоследований, их сущность и истинный смысл; объяснить этимологию и назначение священных мест, в частности храма, а также предметов и принадлежностей христианского богослужения, каковыми являются: церковные вещи, утварь, богослужебные книги и прочее (литургика как часть догматического богословия).

3) практическая литургика – богослужебный устав.

Литургика по своему предмету принадлежит к области практического богослужения и находится в тесной связи с такими науками, как гомилетика, пастырское богословие, каноническое право. Литургика находится в теснейшей связи: и с областью теоретического богословия, раскрывающего веро- и нравоучение (догматическое и нравственное богословие), поскольку христианское веро- и нравоучение составляют корень и содержание всего православного богослужения.

По содержанию литургика разделяется на общую и частную. В общей литургике рассматриваются основные понятия о храме и его устройстве, о христианском богослужении, священных действиях при его совершении, о лицах, его совершающих, и принадлежностях, необходимых для его совершения (облачениях, священных сосудах и т.д.).

В частной литургике рассматриваются различные виды общественного и частного богослужения (круг суточного богослужения, седмичные и годовые службы, частные требы и молитвословия и др.).

Пpавославное богослyжение является важнейшей составной частью Священного Пpедания Цеpкви. «Литургика» – «Устав» отвечает на вопрос «как?». На вопрос «Что совершается за богослужением?» может ответить только литургическое богословие, т.е. осмысление содержания и значения всех предписаний Устава.

«Толковый Типикон» М. Скабалланович. Розанов Богослужебный устав РПЦ, Шмеман, Тафт Р.Ф. Византийский церковный обряд.

2. Литургическое время. Богослужебные круги.

Центр богослужения - Евхаристии. С Евхаристией связаны два таинства: Крещение и Миропомазание, которые делают возможным участие в евхаристической жизни, и остальные четыре из главных таинств. Таинство Евхаристии нельзя включить в этот круг, по­тому что природа его иная, не связанная по сути своей с «временами и сроками» – суть таинства Ев­харистии не временная, а вечная. Сопряжение Евхаристии и богослужения времени – это общая и основная форма Устава.



1. Суточный или дневной круг составляет основу богослужения, оно составляет как бы некую рамку в которую вставляется все остальное. Неизменяемые, повторяющийся части суточного богослужения находятся в Часослове. Содержание часослова в основном библейское, он содержит тексты из Ветхого и Нового Завета.

Под суточным богослужебным кругом подразумеваются те богослужения, которые совершаются ежедневно, ежесуточно. Их формально 9:

Вечерня – тема: ожидание Спасителя, Миссии.

Повечерие (после вечери, после ужина) содержит тексты, в основном, покаянные и просительные.

Полунощница - связана с воспоминанием о втором пришествии Спасителя («Се Жених грядет в полунощи, и блажен раб, егоже обрящет бдяща…»). Его можно услышать и на богослужениях первых дней Страстной седмицы.

Утреня – осуществление чаяний Израиля. Утреня – пе­реживание пришествия Мессии, Спасителя. В начале утрени звучит песнопение «Бог Господь, и явися (явился) нам, благословен Грядый во Имя Господне». В каноне – центральном тексте утрени – прохо­дит тема ожидания и встречи Христа.

1 час – возник позже других и является продолжением утрени, его тема – начало дня.

Третий, шестой, девятый часы с древнейших времен соотносились с событиями из жизни Христа и апостолов:

3 час – это час ниспослания Св. Духа Апостолам.

6 час – в шестой час Господь был пригвожден ко Кресту.

Изобразительны

9 час – вре­мя крестной смерти Спасителя.

Каждая из служб суточного круга имеет несколько видов: вечерня может быть малая, вседневная, великая; повечерие бывает малое, великое (до реформы Патриарха Никона существовало также сред­нее повечерие); полунощница – вседневная, субботняя, воскресная. Утреня – вседневная, с празд­ничным окончанием и полиелейная, причем последняя может быть частью всенощного бдения или со­вершаться отдельноЕвхаристия не является службой суточного круга, она является ее центром, вершиной и даже целью

Вечернее богослужение: 9-час, вечерня, повечерие. Утреннее: полунощница, утреня, 1-час. Дневное: 3-час, 6-час, чин изобразительных.

2. Седмичный круг. Литургические темы дней седмицы:


  • Воскресенье (неделя, «День Господень») – малая Пасха

  • Понедельник – служба Бесплотным силам

  • Вторник – пророку и Предтечи Иоанну

  • Среда и Пятница – Животворящему Кресту

  • Четверг – свв. Апостолам и свт. Николаю

  • Суббота – всех святых; поминовение усопших

6. Годовой.

Внутри годичного круга существуют два цикла праздников: подвижный и неподвижный. Центром подвижного цикла является Пасха. Центром неподвижного – Рождество и Богоявление.

Первая часть годового круга – это богослужения месяцеслова. Это система непереходящих, связанных с определенной календарной датой (число и месяц) празд­ников. Богослу­жение месяцеслова: не только из отдельных праздников, а и некие циклы, некие части года, например, Рождественский пост: это период года, имеющий свои богослужебные законы. Для этого круга - Минея месячная, разделенной по числу месяцев на 12 книг

Следующая составляющая годового круга – это богослужения великопостного цикла. Итак, великопостный период: три подготовительные седмицы, шесть седмиц Поста и Страстная седмица. Материал этой части годового богослужебного круга находится в книге Триодь Постная.

Следующая часть годового круга – богослужения пасхального цикла: опять цикл, целый проме­жуток времени. В него входит богослужение Пасхи, пасхальной седмицы и всего периода до Недели Всех святых. богослужебная книга пасхального периода – Триодь Цвет­ная как раз содержит изменяемые части богослужения от первого дня Пас­хи до Недели Всех святых.
3. Корпус богослужебных книг Православной Церкви.

Книги Священного Писания, которые употребляются за богослужением: Евангелие, Апостол, Псалтирь.

Богослужебное Евангелие (Апрокос) имеет свои отличия в организации текста от того Евангелия, которое мы читаем дома. В богослужебном Евангелии текст разделен на «зачала», указаны начала фраз, которые мы слышим за богослужением, но никогда не находим в тексте Евангелия: «Во время оно...» или «Рече Господь...» и т. д. В конце богослужебного Евангелия помещен указатель чтений на каждый день года.

Апостол содержит Деяния апостольские и послания. Эта книга заключает в себе также прокимны и аллилуиарии. Есть в Апостоле праздничные и вседневные антифоны, а также указатель чтений по дням года.

Псалтирь богослужебная разделена на 20 кафизм, каждая из которых делится на три «славы» или три антифона. Псалтирь следованная или, Псалтирь с восследованием. По своему содержанию это не монолитная книга, а некий богослужебный сборник. Следованная Псалтирь включает псалмы, некоторые главы Типикона и чинопоследования, которые составляют содержание Часослова, в ней находятся каноны и последования, обычно вхо­дящие в молитвослов. Есть и месяцеслов: в полном виде он является частью Типикона, а в Псалтири следованной существует в очень урезанном виде: на каждый день указан тропарь и кондак, а также знак праздника.

Книги, которыми пользуются свя­щеннослужители.

Служебник – «литургиарий»; содержит неизменяемые части суточного круга богослужений: вечерня, утреня, литургия Василия Великого и Иоанна Златоустого, литургия Преждеосвященных Даров, отпусты, месяцеслов. Модификация Служебника – Архиерейский чиновник. В целом он совпа­дает со Служебником, но содержит: таинства Рукоположения или хиротонии, таинства Священства.

Основные книги для клиросного употребления:

Часослов – нахо­дится чинопоследование часов: это одна из служб, вернее, четыре службы дневного круга богослуже­ния. Входит: неизменяемые молитвословия служб дневного круга. Приложения, первое из которых – 17-я кафиз­ма – употребляется за богослужением ежедневно: в неделю и субботу на утрени и на вседневной полунощнице, отпустительны воскресные (8-ми гласов), богородичны отпустительные, послед. Общ. Молебна, тропари воскресные по непорочных, тропари по непорочных в субботу, тропари на молебнах, наставления как вести в храме.

Октоих – «Осьмогласник». Октоих содержит изменяемые молитвословия служб седмичного круга. Седмица начинается с недели (воскресения), а неделя с вечера субботы. каждый глас «в субботу вечера», а кончается - службой «в субботу утра». в субботу вечером, на воскресной всенощной смена гласа. Приложения: столпы евангелия, ексапостиларии воскр. и еванг. стихиры, Евангелия воскресные, троичны седмичные, светильны седмичн., светильны седм., ексапостиларии седм., троичны на полуночнице, тропари воскресны по непорочных, апостолы и еванг. по дням седмицы, указ о службе седмичной, о светильнах в седмицу, указ о службе субботней, канон молебный Богородице «Скорбных наведения» . Время действия Октоиха. время от Недели Всех святых до Недели о мытаре и фарисее Ок­тоих взаимодействует только с системой Миней - период пения Октоиха. В седмичные и субботние дни – значительней больше праздник по Минее, тем сильнее оттесняется Октоих. В будние дни Великого поста (Постная триодь) Октоих используется только в отдельные моменты служ­бы, а в воскресные дни стоит на первом месте. С Лазаревой Субботы до Великой Субботы Октоих не используют (Триодь Цвет­ная).

Минея – от греч. «месяц». Минея месячная. Минея месячная содержит изменяемые песнопения неподвиж­ных праздников. Минея содержит только одно приложение, которым мы будем пользоваться, это Бо­городичны. Естественно, Минея месячная состоит из 12 книг по числу месяцев в году.



Минея праздничная не является необходимой книгой для совершения богослужения. Это удобный богослужебный сборник, некая выборка из Минеи месячной в масштабе всего года.

Минея общая Основное содержание Минеи об­щей – это изменяемые молитвословия, которые Церковь назначила святым того или иного лика, в большинстве песнопений оставлены пробелы: имярек вставляется имя того святого, которому мы служим.

Триодь – в переводе на церковнославянский означает «трипеснец». Она называется так потому, что в системе Триоди есть особые, неполные каноны, состоящие из трех песней. Правда, там есть и двупеснцы и четверопеснцы.

Триодь Постная содержит изменяемые молитвословия служб великопостного цикла.

Триоди Цветной, которая содержит изменяе­мые молитвословия служб пасхального периода. Начинаем в пасхальную ночь.ч инаем тым того или иного лика.дмичной, о светильнах в седмицу, указ о службе субботней, канон молебный богородице "е.



Ирмологий – певческая книга, содержит: ирмосы, антифоны, песни Священного Писания, великое славословие, праздничные величания, избранные псалмы, Богородичны.

Типикон – содержит дисциплинарную и богослужебную части. Богослужебная часть содержит указание на то, в какие дни и часы, в каком порядке и каким образом соединяются и вычитываются все те тексты, все те последования, которые находятся в выше­перечисленных богослужебных книгах. Т.о., Типикон является регулятором богослужения, и без его указаний невозможно составить службу, даже имея все остальные богослужебные книги.



Книги, относящиеся к «частным» богослужениям:


Достарыңызбен бөлісу:
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   10




©dereksiz.org 2024
әкімшілігінің қараңыз

    Басты бет