Гвинейские путчисты объявили о захвате власти 23 декабря 2008 года, через несколько часов после того, как стало известно о кончине в результате тяжелой болезни президента страны Лансаны Конте



Дата10.06.2016
өлшемі61.64 Kb.
#126860
@ЗАГОЛОВОК = Военный переворот в Гвинее

@АВТОР = /Павел Мыльцев, корр. ИТАР-ТАСС в Претории/

Под самый Новый год власть в Гвинее захватили военные. Таким образом Черный континент словно вспомнил свое недоброе прошлое. В 1970-1980-х годах в Африке почти ежегодно совершались путчи, причем нередко в канун или в первый день нового года. Казалось, те времена канули в Лету, поскольку Африканский союз жестко предупредил, что не будет признавать правителей той или иной страны, если они пришли к власти неконституционным путем.

Что касается Гвинеи, то АС незамедлительно осудил узурпацию власти армией, отменившей действие конституции и упразднившей правительственные институты. Однако озадаченность вызвало то, что в самой Гвинее никто не выступил с протестами, более того, крупнейшие партии оппозиции заявили, что приняли к сведению факт военного переворота. Новые военные правители заверили, что готовы передать власть гражданским представителям, как только организуют и проведут всеобщие демократические выборы.

Гвинейские путчисты объявили о захвате власти 23 декабря 2008 года, через несколько часов после того, как стало известно о кончине в результате тяжелой болезни президента страны Лансаны Конте. Этот бывший генерал правил Гвинеей с апреля 1984 года, придя к власти также в результате военного переворота.

В соответствии с гвинейской конституцией, временным преемником главы государства после его кончины становится спикер парламента, в данном случае Абубакар Сомпаре, который в течение 60 дней должен организовать выборы нового президента. Группа военных, завладевшая национальным радио, передала однако коммюнике о роспуске правительства и приостановке действия конституции. Выступив от имени армии капитан Муса Дади Камара сообщил о создании нового властного органа - Национального совета за демократию и развитие /НСДР/, в который вошли 26 военных и шесть гражданских лиц.

Бывшая колониальная метрополия Гвинеи - Франция сразу после этого заявила, что выступает против любого переворота в Гвинее. "Мы не согласимся с ситуацией, когда не соблюдается конституционный порядок", - сказал представитель МИД Франции. Президент Франции Николя Саркози выразил обеспокоенность развитием положения в Гвинее и потребовал проведения в кратчайшие сроки свободных и прозрачных выборов. Военный переворот осудили также США и ЕС. Африканский союз приостановил членство Гвинеи в этой организации до восстановления конституционного строя.

Неожиданно с призывом поддержать военных, совершивших переворот в Гвинее, выступил 25 декабря президент Сенегала Абдулай Вад. "Все, чего мы хотим, - чтобы там прошли выборы нового президента. Гвинейские военные заявляют, что организуют выборы, после чего вернутся в казармы", - сказал Вад.

В самой Гвинее власть учрежденного Национального совета за демократию и развитие, председателем которого стал капитан Муса Дади Камара, фактически никто не оспаривает. На первой пресс-конференции, состоявшейся

25 декабря, "самопровозглашенный" президент страны, ранее отвечавший в армии за ее снабжение, заявил, что "военный переворот произошел при поддержке всех слоев общества - от армии до президентского дворца".

Африканские СМИ называют Камару "ветераном" выступлений военных, недовольных своим денежным довольствием и бедственным положением. Он активно участвовал в беспорядках, устроенных военнослужащими в феврале

2007 года. Камара родился в крестьянской семье в деревне Куре в области Лесная Гвинея /северо-восток/. Он учился в Университете имени Гамаль Абдель Насера в Конакри. В 1990 году поступил на военную службу. Проходил стажировку в Германии сначала в интендантстве, а затем в десантных частях.

Сослуживцы отмечают его качества лидера и большие амбиции.

Согласно сообщениям СМИ, жители Конакри с энтузиазмом поддержали военный мятеж. Они надеются, что с концом режима Конте уйдут в прошлое казнокрадство и покровительство власти кучке высших военных в ущерб большинству населения. За весь период независимости с 1958 года в Гвинее правили всего два человека - первый президент страны Ахмед Секу Туре, а после его смерти в апреле 1984 года президент Лансана Конте. За эти годы страна пришла в крайнюю нищету и упадок, несмотря на обширные природные богатства, прежде всего, бокситы. Гвинейцы надеются, что молодые военные смогут после прихода к власти "выкорчевать коррупцию". "Система Конте", сложившаяся при генерале-президенте, фактически означает правление его "клана". Этот "клан" - Конте и вереница сменявших друг друга с 1984 года правительств - всячески задабривал армию, при этом не обращая внимания на бедственное положение населения. "Да здравствует новая Гвинея!" и "С ложью покончено" - самые популярные теперь лозунги.

"В нашем квартале вода в кране появляется только раз в неделю, чаще всего в воскресенье в три часа утра, - говорит один из жителей Конакри. - Среди молодежи 99 проц. лишены работы". Однако, в то время как одни смотрят в будущее с энтузиазмом, другие настроены пессимистично. "Мы не очень-то воодушевлены, скорее обеспокоены. После прихода к власти в 1984 году Лансаны Конте мы слышали те же обещания, что и теперь. Конте поначалу считали мессией, но очень скоро он превратился в диктатора, который активно грабил казну", - заявляют недовольные.

Правительство во главе с премьер-министром Гвинеи Ахмедом Тидианом Суаре первоначально выступило против путчистов, но вскоре принесло им присягу, явившись в их штаб - главный армейский лагерь имени Альфы Яя Диалло. Министры заявили, что признают лидера М. Камару в качестве нового президента страны. "Мы - лишь технические специалисты, мы находимся в вашем полном распоряжении, господин президент", - сказал премьер лидеру путчистов.

Камара, в свою очередь, признал правительство Суаре и выразил готовность сотрудничать с ним. "Вчера правили вы, сегодня мы, вчера мы вам помогали, сегодня вы должны нам помочь. Вы можете вернуться к исполнению своих обязанностей, надо избежать вооруженного противостояния и братоубийственной гражданской войны", - заявил он. По словам Мусы Камара, армия взяла власть, "чтобы перейти к свободным и прозрачным выборам, после которых мы вернемся в казармы. Мы не амбициозны, мы постараемся избежать несправедливости, трайбализма, коррупции".

Однако после церемонии похорон бывшего главы государства НСДР объявил о назначении нового гражданского премьер-министра. Им стал Кабине Комара, который ранее работал представителем Гвинеи в Африканском экспортно- импортном банке /Египет/. Его кандидатуру на пост главы правительства выдвигали профсоюзы во время массовых выступлений протеста против режима Лансаны Конте в январе-феврале 2007 года.

Говоря о программе нового режима, лидер путчистов Камара заявил о решимости бороться с коррупцией и пересмотреть лицензии на добычу полезных ископаемых - бокситов, железной руды, золота и алмазов. По его словам, "любое лицо, виновное в расхищении" казны, будет теперь "наказываться."

Камара сказал, что к нему уже идут "с мешками денег", но для него и его коллег "деньги не играют никакой роли". Он огласил "программу действий по борьбе с несправедливостью и криминалом и подготовки свободных и прозрачных выборов", осудив "бездеятельность Национальной ассамблеи и коррупцию в правительстве".

Муса Дади Камара объявил об увольнении из армии 23 генералов -- соратников скончавшегося президента, а также поспешил издать указ о повышении в званиях своих молодых сподвижников. В то же время на службе оставлен пока единственный в армии генерал Мамадуба Тото Камара, ставший первым вице-президентом НСДР и одновременно временным министром безопасности и гражданской защиты.

Новый президент Гвинеи пообещал провести аудит госфинансов и пересмотреть контракты на добычу полезных ископаемых. В частности, добыча золота прекращается немедленно "вплоть до дальнейших распоряжений".

На состоявшейся в Конакри встрече с дипкорпусом путчисты призвали мировое сообщество к "пониманию и сотрудничеству". По их мнению, только таким путем можно прийти к "подлинно демократичным выборам". "Без вашего понимания и помощи нельзя осуществить переход к подлинно демократичным выборам, - заявил Камара. - Международные санкции или какая-либо изоляция не будут решением нынешних проблем Гвинеи. Вместо санкций лучше будет обеспечить восстановление демократии. Поддержите нас, чтобы наша страна была стабильной".

На континенте военный переворот в Гвинее воспринят неоднозначно.

Африканский союз, который придерживается курса непризнания военных переворотов, ЮАР, а также часть других африканских стран осудили путчистов. Президент ЮАР Кгалема Мотланте вслед за многими мировыми лидерами осудил переворот в Гвинее и призвал военных "передать власть председателю Национальной ассамблеи, чтобы заложить основы для проведения демократических выборов."

В то же время соседи Гвинеи по Западной Африке поддержали действия армии. Влиятельный на западе Африки президент Сенегала Абдулай Вад предостерег АС от возможности силового вмешательства в Гвинее. По его словам, ЕС, Франция и Всемирный банк должны поддержать гвинейских военных, которые попросили его заверить мировое сообщество в их добрых намерениях.

Председатель региональной организации Экономическое сообщество стран Западной Африки /ЭКОВАС/ Мохаммед ибн Чамбас заявил, что ЭКОВАС "будет работать с хунтой и другими политическими силами ради скорейшего продвижения к выборам без применения санкций".

Посольство Франции в Конакри обнародовало коммюнике от имени ЕС, в котором говорится, что "Европейский союз желает помочь Гвинее реконструироваться и внимательно следит за нынешним переходным процессом, но напоминает о своем осуждении принципа любого силового захвата власти".



--0--

КЦ.ПВ.

Достарыңызбен бөлісу:




©dereksiz.org 2024
әкімшілігінің қараңыз

    Басты бет