История возникновения многонационального населения Приаралья



Дата15.06.2016
өлшемі128.87 Kb.
#136461
История возникновения многонационального населения Приаралья

Айтжан ОРАЗБАҚОВ

Қорқыт Ата атындағы Қызылорда мемлекеттік университеті

«Қорқыттану және өлке тарихы»

ғылыми-зерттеу институты директорының орынбасары,

тарих ғылымдарының кандидаты


Территория современной Кызылординской области издревле была плотно заселенной територией. Согласно древним и средневековым источникам, караваны проходившие по берегам Сырдарьи в течении дня проходили через несколько поселений и обязательно ночевали в караван-сараях. После перехода большинства казахов к кочевому образу жизни на берегах полноводной Сырдарьи сохранилось множество поселений и городищ, которые занимались земледением. Это очень хорошо видно из исследований археологов научно-исследовательского центра «Археологии и этнографии» Кызылординского Государственного Университета имени Коркыт Ата, которые сейчас проводят основные археологические исследования в Приаралье. Через земли Приаралья тысячелетиями проходили караваны с представителями разных этносов Азии, но коренное население этих земель сохранило свой приоритет.

В ХІХ веке с приходом на берега Сырдарьи русских, благодаря строительству крепостей, оборонных сооружений и поселений увеличилась численность представителей разных этносов в регионе. В первую очередь это были купцы из числа Бухарских евреев получивших Российские гражданство и татары из представителей купеческих фирм Казани. Крестьяне же многонациональной Российской империй не особенно торопились на берега Сырдарьи. Жестокий холод - зимой, изнуряющая жара - летом отпугивала потенциальных мигрантов от этого региона. Однако, ввиду того что большинство пригодных пахотных земель Казахстана уже было занято переселенцами в 60-е годы ХІХ века переселенцы начали заново осваивать земли по берегам Сырдарьи. Первое русское поселение на территории современной Кызылординской области появилось 1866 году рядом с фортом Жулек. В последствии с началом появления почтового тракта из Оренбурга в Ташкент вдоль этой дороги стали появлятся почтовые станции, которые заселялись из числа отставных солдат. Первое крупное поселение из числа европейских представителей Россиской империи на територии Приаралья появилось после бунта несогласных с царским указом уральских казаков, 1875 года. Две тысячи уральских казаков, которые были признаны бунтовшиками лишились казачьих привилегий и были сосланы в город Казалинск. А с приездом в следуюшем году к сосланным членов их семей город Казалинск, получивший этот статус в 1867 году стал своеобразным казачьим или русским городом, где проживало около пяти тысяч человек, говоривших на русском языке. Именно Казалинск стал тем центром откуда уральские казаки впоследствии распространились по всему Казахстану и даже по берегам Амударьи. С приходом казаков в Казалинск царское правительство подумывало организовать на их основе новое Туркестанское казачество, однако нехватка финансов, а главное недоверие и бунтовшикам переубедило царя от этой идеи.

Первые крупные диаспоры, которые появились на территории современной Кызылординской области на ряду с казаками были Бухарские евреи и татары.

Бухарские евреи издревли жили на территории Средней Азии, они заселяли не только Бухару но и Хивинскую и Коканские ханства. Благодаря своим ссудам и товарам они были вхожи и в ханские дворцы. Караваны Бухарских евреев в те времена можно было встретить на караванном пути из Бухары в Оренбург и в других направлениях. С появлением русских войск на юге Казахстана и в Средней Азий еврей приняли Российское подданство и оказали русским посильную помощь в завоевании Средней Азии. С приходом русских еврейские лавки появились во всех фортах и городах юга Казахстана и Средней Азий. По первой Всероссийской переписи 1897 года в городе Казалинск, этот город в то время был намного больше Перовска, проживало 120 евреев.

Татары – же в ХІХ веке были известны тем, что занимались торговлей обходя казахские аулы. Кроме этого они вели религиозную пропаганду ислама на территории Казахстана, ярким свидетельством этого может служить то, что почти вся религиозная литература по исламу дореволюционного периода была напечатана в типографиях Казани. Купцы-татары на территории Казалинской и Перовского уездов вместе с евреями вели монопольную торговлю от торговой фирмы Хусайновых, центр которой располагался в Казани. По переписи 1897 года в Казалинске проживало 627 татаров. Свидетельством зажиточности татаров того времени служит то, что в женской школе Казалинска училось 40 татарских девочек.

С укреплением Российской администрации на берегу Сырдарьи здесь начали появляться представители других этносов, которые заселяли в то время Российскую империю в первую очередь это были украинцы и белорусы. После Польского восстания 1863 -1964 годов в Приаралье начали прибывать сосланные поляки, впоследствии и другие этносы, для которых Приаралье стало местом отбывания наказания. По переписи 1897 года на территории Средней Азии и юга Казахстана проживало 11 597 поляков. Многие поляки оставили после себя множество трудов о казахах. Так, художник Бронислав Залесский рисунки из серии «Жизнь киргизских степей», поэт Густав Зелинский написал поэмы «Киргиз» и «Степь», Северин Гросс издал «Сборник материалов для изучения быта киргизов».

Конец ХІХ века был периодом обширного, насильственного захвата казахских земель. Именно в это время на берегах Сырдарьи увеличивается численность разных этносов, это хорошо видно из данных первой Всероссийской переписи 1897 года.

По данным этой переписи видно, что 1897 году на территории Казахстана проживали представители 60 этносов и именно вторая половина ХІХ века стала периодом появления многонационального населения Казахстана.

В 1897 году в Перовском уезде проживало 133 663 человек, в Казалинском уезде 140 541 человек. В Перовске проживало 1084 русских, 117 украинцев, а в Казалинске 2821 русских и 95 украинцев. Численность других этносов по переписи 1897 года дается вкупе с другими этносами как по религиозному так и по языковой общности. По данным переписи, где указывалась родная речь, можно сделать заключение, что в Казалинске проживало 3357 казахов, 352 таджиков, 627 татар, 435 сартов, 42 узбека. Население Казалинска было больше чем в Перовске, 7585-5058 соответсвенно.

Начало Столыпинской аграрной реформы 1906 года стало годом начала нового витка захвата казахских земель. Если с 1871 по 1896 годы в Казахстан переселилось 327,8 тысяч человек, то 1897 по 1916 годы переселилось 1301,4 тысяч человек и если по переписи 1897 года русские составляли 20% населения то в 1917 году они составили уже 42%. Вместе с русскими в Казахстан переселились представители десятков других этносов. И если с 1893 по 1905 годы у казахов отобрали 4 млн десятин земель, то в период Столыпинской агарарной реформы отобрали 17 млн десятин земель.

Однако в начале ХХ века в сравнении с другими регионами Казахстана желаюших переселиться на берега Сырдарьи было немного. К примеру если в Семиречьи у казахов отобрали 4 млн. десятин земель то в Сырдаринской области отобрали 500 тысяч десятин. И если во второй период переселения численность переселенцев увеличилась в 4 раза, то численность переселенцев в Сырдаринскую область, куда входил Казалинский и Перовские уезды, составляющие современные границы Кызылординской области, увеличилась с 39,2 тысяч до 40 тысяч. Переселенцы лесистых, многоводных регионов Запада России, не особенно желали обосновываться в степных, жарких регионах Сырдаринской области, особенно в Перовском и Казалинских уездах. Это хорошо видно из данных 1908-1915 годов, когда из 162 вновь образованных поселков Сырдаринской области, 69 были образованы в Чимкентском, 86 в Аулиеатинских уездах. В Перовском и Казалинских уездах было образовано всего 7 поселков.

В 1917 годы в Перовском уезде проживало 184,8 тысяч человек из них 5,7 тысяч составляли русские, а в Казалинском уезде проживало 256, 3 тысяч человек из них 14,8 тысяч русские. В двух уездах проживало 441,1 тысячи человек из них 20,5 тысяч русских, это больше чем в настояший период, спустя 100 лет.

Первая мировая война по своему внесла изменения в этнодемографическое положение региона. Если в начале войны наблюдалось небольшое переселение из зон боевых действий, то с усилением боевых действий в Казахстан и Среднюю Азию начали прибывать военнопленные. В Казалинске и в Перовске были расположены лагеря для австрийских пленных. После войны большинство из них вернулось на родину, однако были и те кто предпочел остаться на территории Советов. Примером этого можеть служить то, что по данным архива в 1926 году в коммуне Умфельда, расположенной неподалеку от Кызылорды проживало 132 австрийца и в то время велись переговоры с правительстом Австрии о переселении в Казахстан семей этих колонистов и оказании им помощи со стороны правительста Австрии в обеспечении сельхозтехникой.

В период Советской власти территория Казахстана, как и в царский период оставалась местом ссылки идеологически неблагонадежного и криминального населения СССР. С началом коллективизации в Казахстан начали ссылать новую категорию лиц «кулаков» - из представителей разных этносов СССР. По данным на январь 1932 года на севере Казахстана, как на учете кулак состояло 139 039 человек, а на юге Казахстана 41669 человек, не малая часть которых находилась на территории современной Кызылордской обасти.

С середины тридцатых годов Советская власть усилила работу репрессивных органов, подняв его на новый уровень и начав репрессию целых этносов. Первую волну депортаций отдельных этносов советское правительство обьяснило чисткой приграничных районов СССР, где могут начаться боевые действия.

Главной причиной переселения этих людей в Казахстан на мой взгляд, стало то что в период голода в начале 30-х годов многие земли Казахстана остались без населения из-за высокой смертности и миграции за границы Казахстана, вследствии чего необработанными остались сотни тысяч гектаров земель. И эти земли Советская власть решила освоить за счет переселенцев.

По подсчетам Российского историка Павла Поля в Советском Союзе массово были депортированы представители десяти этносов, это: корейцы, немцы, финны-ингерманланды, карачаевцы, калмыки, чеченцы, ингуши, балкарцы, крымские татары и турки-месхитинцы. При этом у семи этносов были упразднены государственные органы субьектов, это: немцы, карачаевцы, калмыки, чеченцы, ингуши, балкарцы, крымские татары.

Первым народом изгнанником стали финны-ингерманланды, которые не спешили вступать в колхозы, и советская власть видимо боялась их как пятой колонны в случае войны с Финляндией и поэтому с 1929 по 1935 годы переселела их в Сибирь и в Казахстан в вагонах, где была сделана надпись «Добровольные переселенцы». Следующая очередь коснулась греков, причиной этого видимо стало то что в 1935 году в Греции к власти пришел ярый фашист Иоанис Метаксос. Депортация греков продолжалась вплоть до 1949 года, именно в этом году из Азербайджана, Грузии, Украины и Кубани были вывезены 36551 греков, большинство из которых были заселены в Казахстан, а 1168 семей или 4604 греков в 250 вагонах были размещены в Кызылординской области, из них 3219 человек размещены в колхозах, 1385 человек в промышленности, большинство из которых работало на стройке плотины.

Если по переписи 1926 года в Казахстане проживало 157 греков, то в 1939 году проживало уже 1374 грека, а по переписи 1959 года проживало 55 543 грека, большая диаспора которых проживала в Кызылординской области.

1936 году западные границы СССР были «очищены» от немцев и поляков. Из них 64 319 человек были устроены в Северном Казахстане, 4964 человек Южном Казахстане в том числе на територии современной Кызылординской области.

Этот поток переселенцев Казахстанцы встретили как своих братьев, это хорошо видно из докладной записки, где говорится что в этот день местный детский сад остался без молока, так-как все было отдано переселенцам.

С началом второй мировой войны еще 36725 поляков было перевезено в Казахстан. На этот раз немцев не тронули, так как по соглашению 23 августа, и по последующим соглашениям, Германия была признана другом СССР.

Представителеми второй волны этнических переселенцев в Казахстан была корейцы. Согласно постановления СНК СССР и ЦК ВКП (б) от 1937 года зa номером №1428-326 сс корейцы Дальнего Востока переселились на территорию Южного Казахстан, куда в то время входила современная Кызылординская область и в Узбекистан. Большинство из 98 454 корейцев оказались на территории Кызылординской области. Из-за нехватки жилья их селили в зданиях мечетей, складах, сараях. Из 6000 корейцев которые должны были быть размещены в Казалинске 250 человек были размещены в здании бывшей тюрьмы, 750-на складах, 100 человек в мечети Ново-Казалинска, остальные в порядке уплотнения по квартирам, где на одного человека приходилось по 0,5-2 квадратных метра жилья.

Положение 2000 корейцев, которые были устроены в городе Кызылорде, можно сказать было «лучшим» чем положение корейцев из Казалинска. Отсутствие дров и керосина и естественно отсутствие тепла сказывалось на здоровье корейцев, особенно их детей. В таких условиях корейцы пережили зиму 1937-1938 годов.

На основе Корейского педагогического института был образован педагогический институт имени Н.В.Гоголя, впоследствии Кызылординский Государственный университет имени Коркыт-Ата, где обучение велось на казахском и русском языках. И если по переписи 1926 года в Казахстане проживало 42 корейца, то по переписи 1939 года их было – уже 96 457 человек.

Чистка приграничных районов СССР понравилась советскому правительству и подобную операцию провели в приграничных районах Закавказья. На этот раз в Казахстан было депортировано 1325 курдов, 6000 иранцев много турецких и армянских семей. После этой операции, согласно переписи 1939 года в Казахстане проживало 2387 курдов и 523 турок.

С началом Великой Отечественной войны, под предлогом укрепления обороноспособности страны Советское правительство продолжило депортацию целых народов.

В первую очередь это коснулось немцев. Если до войны в Казахстане проживало 92 тысячи немцев из 1427222 немцев СССР, то 1941 году в Казахстан было депортировано 467 тысяч немцев, 1291 из которых поселили в Аральском, 1854 – в Казалинском районе Кызылординской области. Вместе с немцами из Краснодарского края вывезли 4 тысячи греков, часть из которых поселили в Казалинском районе.

Некоторые советские историки депортацию немцев сочли как историческую необходимость проведя паралель с заключением японцев США в лагеря во время войны. Однако нельзя ничем оправдать тысячи загубленных жизней, лишения, голод, холод того времени.

Поражение и отступление 1941-1942 годов показали несостоятельность национальной и межэтнической политики Советского правительства. Правительство во главе со Сталиным решило, что перемены в войне можно достигнуть путем угрозы смерти и укреплением порядка и ответственности среди отдельных этносов, за счет показательных мер экзекуций.

На этой войне 28 июля 1942 года принято постановление СНК СССР за номером №227, более известное в народе как приказ «ни шагу назад». Этим постановлением в Советской армии был установлен жесткий порядок, за неисполнение, которого предусматривался только штрафбат или расстрел. Расстрел перед строем паникеров, трусов, невыполнивших приказы способствовал укреплению порядка и стабилизации фронта. Увидев это Советское правительство решило испытать этот метод на отдельных, малых этносах, чтобы это было уроком для других народов СССР, и в число этих малых этносав попали карачаевцы, балкарцы, ингуши, чеченцы, калмыки, турки-месхетинцы и крымские татары. Чем другим можно обьяснить почему в жернова депортации попали именно эти народы. Да, среди них были люди, которые сотрудничали с немцами, встречали их с хлебом и солью. Но, ведь такие люди были и у других народов, даже в большем количестве. К примеру, «Русская освободительная армия» Власова, где воинскими соединениями и родами воиск командовали Герои Советского Союза, те-же украинские националистические формирования, прибалтийские части СС и другие. Если бы в назидание другим депортировали бы эти народы, то пришлось бы весь Советский Союз ставить с ног на голову. Видимо по этому Сталин и его приближение в назидание другим пожертвовали этими малыми народами. Из числа этих малых народов в Казахстан, в том числе в Кызылординскую область, депортировали 45 529 карачаевцев; 420 тясяч чеченцев и ингушей – 26 924 из которых переселили в Кызылординскую область; 40 900 - балкарцев, 4501 - крымских татар; 27833 месхетинских турок – 1857 из них в Кызылординскую область, 2 268 калмыков полностью поселили в Кызылординской области, остальных переселили в Сибирь и Узбекистан и там их ожидали лишения и трудности, как в Казахстане.

Вклад этих народов в копилку победы в сравнении с другими народами СССР была не меньше, если не больше. К примеру, 8000 калмыков в годы войны награждены орденами и медалями, а 21 калмык удостоен звания Героя Советского Союза. На пять тысяч калмыков, включая женшин, детей и стариков приходится один Герой Советского Союза. У какого народа СССР времен войны есть такие показатели?

Казахстан во время войны согласно конституции был суверенным государством, однако это было только на бумаге и , поэтому правительство СССР не спрашивая согласия Казахстана, отправляла сотни составов с депортированными людми и давало команду их обустроить. Эту политику, политику депортации по этническому признаку Советское правительство использовало до 1949 года, когда в Кызылорду на строительство плотины привезли греков. Когда-то греческий царь Александр во главе своего войска покорив многие народы прибыл к берегам Сырдарьи и парадокс истории, после войны их потомки прибыли на берега той-же Сырдарьи, но уже как рабочая сила, потеряв вторую после Греции родину.

Переселение в Казахстан на этом не закончилось, с принятием в начале 50-х программы Н.С.Хрушева «О освоении целинных земель» в Казахстан было отправлено более двух миллионов идеологически принужденных жителей европейской части СССР. А когда и этих людей стало нехватать то из тюрем начали освобождать тех, чей срок был близок к освобождению, с непременным условием поехать на целину. Эта политика государства схожа с политикой 1941 года, когда из тюрем отправляли в штрафные батальоны и амнистией 1953 года, более известная как амнистия Берии, которая привела к всплеску насилия и преступности в Казахстане и ставшая по принуждению многонациональной. Казахстан стал одним из центров преступности в СССР. А коренное население, которое в предвоенные годы составляло 38 %, к концу пятидесятых составляло только 30% населения Республики.

В 60-80-е годы ХХ века на комсомольские строительные плошадки Казахстана продолжали прибывать представители других этносов. Казахские же парни и девушки, чтобы продвинутся по кадровой лестнице, у себя на Родине должны были знать русский язык. Национальные ценности казахов, культура, искусство, обычаи, которые веками способствовали выживанию казахов, стали утрачиваться, и выходить из обихода.

Политика Советского государства, которая велась в течении семидесяти лет, была направлена на искоренение национальных и этнических ценностей и принятию национальных ценностей «старшего брата» в советском доме и на подобии «Гражданина Римской империи» должен был быт Советский Гражданин».

События 1991 года смешали все карты советских руководителей и Казахстану досталось многонациональное государство, в создании которой участвовала царская и советская власть. В настояшее время во многих государствах идет процесс межэтнических, межрегиональных столкновений. На этом плане, в основном благодаря руководству страны, в Казахстане все спокойно. Имевшие место небольшие межэтические столновения были быстро урегулированы благодаря вмешательству государственного аппарата и представителей этнических общин, которые долгое время проживают вместе с казахами и в определенный исторический период вместе с казахами выступали в защиту своей Родины – на полях Великой Отечественной войны, в Афганистане и на Чернобыльской АЭС. И сейчас представители разных этносов Казахстана вносят свою посильную ленту в социально-экономическое, духовное развитие Казахстана. И отрадно что во главе этой большой работы стоит Ассамблея народов Казахстана, созданная по инициативе президента Республики Казахстан Нурсултана Абишевича Назарбаева. И если учесть, что в своем развитии и интеграции с другими государствами мира Казахстан и впредь будет оставаться многонациональным государством – то в обозримом будущем видна большая роль Ассамблеи народов Казахстана не только в сохранении стабильности внутри Казахстана но и налаживании диалога Казахстана с другими государствами мира.

Оразбақов Айтжан Жұмабайұлы



Атеева Зинеш Омаровна

Достарыңызбен бөлісу:




©dereksiz.org 2024
әкімшілігінің қараңыз

    Басты бет