Камень ночи и ночных тайн



Дата30.06.2016
өлшемі36 Kb.
#167687

Камень ночи и ночных тайн


Прошел почти целый век, с тех пор как в Астурии прекратили добывать промышленным способом гагат (черный янтарь). Судьба преследовала этот камень во всех странах, где когда-либо его добывали и использовали: периоды популярности сменялись периодами забвения. Однако черная полоса в истории минерала, похоже, наконец закончилась - отныне знаменитый гагат Астурии вновь становится популярным. Ассоциация по развитию традиции черного янтаря Астурии «Aсеbache» - возрождает добычу этого полудрагоценного магического камня в муниципальном округе Вильявисиоса (Villaviciosa). Впервые с момента принятия европейских нормативов, запрещающих шахтную добычу гагата, членам ассоциации удалось получить лицензию на возобновление деятельности такого рода.

Гагат (аzаbache – исп.) – вязкая непрозрачная разновидность каменного угля, отличается черным цветом и бархатистым блеском. Необычный, мягкий, податливый камень легко обрабатывается с помощью простейших инструментов. Существует несколько версий происхождения названия минерала. Некоторые связывают название камня с рекой Гагес в Юго-Западной Турции или городом Гаги (Gagae) в Малой Азии; другая версия гласит: название гагата "гишер" происходит от армянского слова "гишери", что означает "ночь". Согласно третьей версии – благодарить надо греков – ибо по-гречески gagátēs означает чёрный янтарь. Испанское название минерала – azabache происходит от арабского слова as-sabay, означающего разновидность лигнита (бурого угля).

Большинство специалистов считают, что тонкие прослойки и угольные пласты гагата образуются в результате углефикации хвойных деревьев типа араукарии. Иногда находят фрагменты и даже целые стволы деревьев, сохранившие свою исходную структуру, но при этом полностью превратившиеся в черный янтарь.

Вероятно, ни один другой ювелирный камень не испытал столько превратностей судьбы, сколько их выпало на долю гагата. Черный янтарь имеет очень давнюю, восходящую к глубокой древности, историю использования в качестве декоративного материала. За тысячелетия гагат снискал известность магического самоцвета, приносящего удачу и ограждающего от всякого зла. В Европе зенит его славы пришелся на XIX век, одновременно гагат начал терять свой магический ореол, а в англоязычных странах укрепилась его фатальная связь с траурным ритуалом, т.к. считалось, что он символизирует горе и печаль.

Самые древние находки поделок из гагата датируются каменным веком (периодом между XV и XVI тысячелетиями до н.э.). Они были обнаружены в верховьях реки Дунай (талисман в виде личинки жука) и долине реки Брудер, на территории современной Германии (женская фигурка и ежик). В Шотландии и Ирландии найдены выработки гагата, относящиеся к бронзовому веку. В Британии гагат обнаружен в захоронениях доримского периода. Древние мастера обращали внимание на красивый блестящий материал, из которого можно было изготавливать амулеты. Вначале применяли куски гагата незатейливого вида, просверливая их и нанизывая на тесьму. Впоследствии выяснилось, что внешний вид камня можно улучшить путем полирования. При этом обнаружилась способность гагата притягивать к себе труху или солому. Это электростатическое свойство, по-видимому, казалось настоящим волшебством и  придавало особую  ценность гагату как талисману и амулету, что положило начало его длительному успеху как магическому средству, приносящему удачу.

Согласно поверью, черный цвет камня связывают с ночью, с тайнами ночи, с оборотной стороной нашего существования, с победой над страхами, следовательно, гагат оберегает спящего человека от кошмаров. Людям, неуверенным, боящимся, но стремящимся к победе над своей трусостью, очень полезно носить гагат. В Средние века в Европе и на Востоке считалось, что порошок гагата, смешанный с травами, благоприятно влияет на зрение, более того достаточно посмотреть в течение нескольких минут на отполированный кусок минерала, и зрение тут же обостряется. Гагат помогает при подагре или судорогах и даже диагностицирует эпилепсию. Человеку с подозрением на эпилепсию достаточно дать понюхать черный янтарь и, если он болен, то непременно забьется в припадке. Этот способ часто использовали в Испании при покупке рабов на средневековых рынках. Дым сжигаемого гагата (уголь же, горит без проблем) помогает женщине восстановить месячный цикл. Говорят, что волшебный минерал даже в состоянии отогнать змей.

Естественно, гагат использовался и в черной магии, поскольку колдуны полагали что, камень способствует постижению тайны скрытых основ кармы, рода, предков, традиций. Иногда минерал помогает найти астральную защиту в лице умерших предков. Его называли камнем Великой Матери и считали носителем древнего света. Черный янтарь отделяет мужское начало от женского, смягчает боль разлуки, рождает в женщинах чувство дружбы и облегчает роды. Впрочем, беременным его носить не рекомендуют, во избежание неадекватных реакций. Считается, что гагат предохраняет от опасных всплесков эмоций, от нанесения вреда окружающим.

Обычно черный янтарь используется в ювелирном деле для изготовления бус, подвесок, браслетов, сувенирных и траурных украшений. В Закавказье гагат применялся с давних времен, из него делали любимые украшения: обереги, кресты, сувениры; ожерелья из черного янтаря надевали на детей. На протяжении веков этот черный камень вдохновлял поэтов, олицетворяя темноту южной ночи. С ним сравнивали волосы, глаза и брови красавицы. В поэме Шота Руставели "Витязь в тигровой шкуре" гагат упомянут 30 раз.

В настоящее время месторождения гагата находятся в Англии (Уитби, Йоркшир), Испании (Астурия), Франции (в департаменте Од), ФРГ (Вюртемберг), США (штаты Юта, Колорадо), на Кавказе — в Гелатско-Ткибульском каменноугольном бассейне, а также в Крыму (Бешуйское месторождение).

Хотя золотой век гагата прошел, художественные сувениры из черного янтаря по-прежнему привлекают внимание туристов в Испании, Англии и Франции.

В Испании колыбелью черного янтаря считается Астурия. С 13 века астурийские добытчики гагата продавали минерал кустарям и мастерам художественных промыслов в соседние Галисию и Кастилию-и-Леон. Из гагата делали амулеты, четки, различные украшения, изображения Святого Иакова, символические предметы для паломников, идущих в Сантьяго-де-Компостела. Самый популярный амулет в Астурии – брелок, подвеска или кулон в виде сжатого кулака с большим пальцем, засунутым между средним и указательным, проще говоря, в виде фиги. В Астурии амулет называется «cigua», в Леоне и Галисии – “la higa”. Распространившийся в центральной Европе и Латинской Америке, «фигу» использовали для защиты от сглаза, зависти, ревности и некоторых болезней, к примеру, эпилепсии или бешенства. Часто во время крещения крестные матери подвешивали амулет на шею или запястье новорожденных, чтобы волшебным образом продлевать материнскую заботу о младенце в те моменты, когда мать по каким-то причинам рядом отсутствовала.

Наиболее значительным месторождением гагата в Испании всегда считался муниципальный округ Вильявисиоса, где добыча черного янтаря являлась основой развития индустрии народных промыслов. По мнению эксперта Валентина Монте Кареньо, местный черный янтарь по своему качеству значительно превосходит гагат, добываемый в других странах мира.

Лицензия, выданная Советом Промышленности, разрешает добычу минерала исключительно членам ассоциации Acebache и только из шахтных отвалов Parea los Molinos в Олесе (Oles). Президент ассоциации Самуэль Гонсалес заметил, что «впервые за последние 80 лет возобновляется добыча гагата в зоне, где расположены самые лучшие в Европе шахты черного янтаря». По его оценке ассоциация сможет добыть около тонны минерала.



Гонсалес напомнил, что добыча черного янтаря в Астурии пришла в упадок в двадцатые годы прошлого века, и лишь в пятидесятые годы добыча пережила небольшой кратковременный подъем. Когда ЕС ввело нормативы для угольных шахт, разработчики почему-то решили включить в перечень и шахты гагата, хотя по-большому счету гагат в плане использования не имеет ничего общего с углем. Добычу гагата шахтным способом запретили, разрешив лишь добычу из шахтных отходов. В последние годы правом добычи черного янтаря из отходов, обладал один-единственный человек – Томас Новаль, 82-летний житель Олеса. И то только потому, что шахтные отходы расположены на его собственной земле. Профессионал, посвятивший черному янтарю всю свою жизнь, Новаль получил лицензию еще в молодые годы, а его связь с минералом в течение десятилетий превратила Томаса в единственного поставщика черного янтаря для ювелиров и кустарей Астурии, Галисии и Леона.

Ассоциация Aсеbache не теряет надежды на возрождение золотого века черного янтаря, а поэтому следующим шагом станет прошение лицензии на восстановление полноценной шахтной добычи гагата.

Достарыңызбен бөлісу:




©dereksiz.org 2024
әкімшілігінің қараңыз

    Басты бет