Государственный центральный ордена Ленина ин-т физической культуры
имени И. В. СТАЛИНА
КОНСТАНТИН ГРАДОПОЛОВ
ТАКТИКА БОКСА
в приемах
ЗАРУБЕЖНЫХ МАСТЕРОВ РИНГА
ГОСУДАРСТВЕННОЕ ИЗДАТЕЛЬСТВО «ФИЗКУЛЬТУРА И СПОРТ»
Москва 1944 г.
Обломка и рисунки художника Л. Смехова.
ПРЕДИСЛОВИЕ
Тактика бокса — это боевое мышление боксёра, его способность быстро и точно воспринимать боевую обстановку на ринге, принимать правильные решения и умело осуществлять их.
Способность в бою мыслить тактически — ценнейшее качество боксёра. Оно придает организованность, действиям боксёра, осмысливает их и помогает боксёру преодолевать в бою трудности на пути, к победе.
Высоким спортивным достижениям выдающихся мастеров ринге, всегда сопутствовала вдумчивая тактика, которая в соединении с их физическими и волевыми качествами была основой их боевых успехов.
Спортивная деятельность мастеров ринга оставила много созданных ими тактических приёмов и положений, которые приносили им победу. Эти приёмы, рождаемые боевой индивидуальностью каждого выдающегося мастера, с каждым годом обогащают арсенал боевых средств бокса.
Тактику боя — один из важнейших разделов боксёрского мастерства — недостаточно изучать только теоретически. Финты, раскрывающие защиту противника, вызовы противника на атаку и другие тактические средства, побуждающие противника действовать сообразно своему желанию, должны быть освоены боксёром в боевой практике, и только тогда они будут реальными в применении.
Эти тактические действия, усвоенные боксёром в его собственной манере вести бой, приобретают в дальнейшем естественность и легкость, граничащую с автоматизмом. Усвоив их, боксёр получает возможность легко пользоваться ими в быстром темпе боя. Эти тактические положения и приёмы не стереотипны. Ориентируясь в быстрой смене боевых ситуаций, боксёр распоряжается своими средствами тактики в зависимости от складывающихся положений, легко оперируя арсеналом своих боевых средств.
Данная книга — это тактика в примерах. Она содержит описание приёмов, наблюдавшихся в боевой практике выдающихся зарубежных мастеров профессионального ринга. Широко пользуясь иностранной спортивной литературой, автор собрал наиболее интересные приёмы профессиональных мастеров, которые получили популярность и применение в современном боксе. Эти приёмы расположены в книге в хронологическом порядке их применения отдельным мастерами. Разнообразие этих приёмов исключает какую-либо систематизацию.
Автор рассчитывает, что ряд описанных в книге приемов, законченных в технико-тактическом оформлении, может быть целиком использован в боевой практике мастерами отечественного ринга. Некоторые приемы и положения, которые не могут быть использованы непосредственно в боевой практике, могут быть интересны для мастеров по своим тактическим идеям.
Желая ближе ознакомить читателя с мастерами, приемы которых описаны в данной книге, автор в каждом отдельном случае приводит их краткую боевую характеристику и некоторые биографические данные. Все эти мастера жили в разные времена, в различных странах и отразили в себе отдельные стилевые направления и школы, формировавшие их как боксеров.
ТОМ КРИББ
Чемпион Англии 1808—1820 гг. Родился 8 июля 1781 г. Умер 11 мая 1848 г. За свою боевую деятельность победил сильнейших боксёров того времени, в числе которых были Том Молино, Биль Ричмонд, Джем Бельчер, Том Блек и другие. В боях Крибб отличался большой храбростью и тактическим умением. С ринга ушел непобежденным.
«Мельница»
«Мельница» — это манёвр, применяемый в тактике оборонительного боя. Свое образное название он сохранил ещё с далёких времён Тома Крибба, в действиях которого наблюдался впервые. Этот манёвр состоит из комбинированной работы ног и контрударов. Том Крибб, будучи бойцом эпохи бокса на голых кулаках, основывал свою защиту на быстрой работе ног. Легко передвигаясь по рингу, он создавал сложную игру уходов от ударов противника и одновременно встречал его одиночными и двойными ударами.
В современном боксе этот манёвр имеет большую популярность. Он часто наблюдается в тактике боксёров оборонительного типа против агрессивных противников, увлекающихся своими атаками. Манёвр «мельница» направлен на изнурение противника. Применяющий его боксёр, заставляя противника часто промахиваться, использует его промахи для нанесения ответных ударов.
ДЖЕМ МЕЙС
Чемпион английского призового бокса на голых кулаках 1862 г. Вес 63,5 кг. Национальность — цыган. Родился в мае 1831 г.
Мейс был одним из самых искусных боксёров в эпоху боёв на голых кулаках. Прежде чем стать профессиональным боксёром, он был владельцем странствующего балагана в котором выступал одновременно как актёр, скрипач и демонстратор бокса.
Во всех своих встречах по боксу он неизменно выходил победителем независимо от веса противника. Все его выступления были демонстрацией превосходства техники бокса над грубой силой. Мейс считается основателем английской школы бокса, в основу которой были положены тонкая техника, точная зашита и богатство комбинаций. Боксёры, представлявшие эту школу, вели бой исключительно на дальней дистанции.
Мнимое отступление
Джем Мейс ввел в тактику боя манёвр, получивший большую популярность в современном боксе. Отступая несколько раз подряд от противника, Мейс, подчёркивая свою робость, побуждал противника преследовать себя. Приучив противника к преследованию рядом таких отступлений, он вдруг неожиданно делал шаг вперёд и встречал его сильным прямым ударом левой рукой в голову. При этом отступательное движение Мейс делал обычным приставным шагом назад т е начиная его с правой ноги и подтягивая к ней левую. Когда увлеченный им противник терял осторожность, Мейс делал новый шаг назад, но начинал его уже с левой ноги, оставляя правую ногу на месте и, оттолкнувшись ею, наносил свой удар. Сила действия его удара увеличивалась самим движением противника, шедшего навстречу удару.
ДЖОН СУЛЛИВАН
Первый боксёр, получивший звание абсолютного чемпиона мира. Это звание было присуждено ему в 1882 г. за ряд побед над сильнейшими боксе рами Англии и Америки.
Родился 5 октября 1858 г. Умер, 2 февраля 1918 г. По национальности ирландо-американец. Вес 88,7 кг, рост 177 см.
Сулливан был боксёром переходной эпохи в истории бокса, проведя половину своих боёв на голых кулаках. По стилю боя был близок к старинным призовым боксёрам. Не отличаясь особой подвижностью, он всегда делал ставку на сильный удар. Ему приписывается открытие действия удара в челюсть и изобретение нокаутирующих ударов.
Правый свинг
Большинство нанесенных Джоном Сулливаном нокаутов отличалось большой простотой и сводилось к свингу правой в подбородок. Вес массивного тела, сила и быстрота в сочетании с горячим боевым темпераментом Сулливана создали ему в своё время господствующее положение на ринге.
Свинг правой, как боксёрский удар, был известен еще задолго до Сулливана и рассматривался среди бойцов как довольно грубый и неточный удар. Джон Сулливан доказал своими боями применимость свинга в современном бою.
Секрет необычайной эффективности свинга правой в исполнении Сулливана заключается в его тактической подготовке. У Сулливана этому удару неизменно предшествовал прямой удар левой, преднамеренно не доходивший до цели. За этой ложной атакой, служившей для отвлечения внимания противника, следовал сильный удар правой в голову.
Сулливан, как боксёр, не отличался в боях особым техническим разнообразием, но умел с поразительной точностью рассчитывать удар. Внезапную ложную атаку он проводил с быстротой вспышки молнии и защищался не менее точно, чем наносил удары.
ПИТЕР ДЖЕКСОН
Чемпион Австралии тяжёлого веса с 1886 г. по 1892 г. Негр, родом из Индии. Начал боксировать в возрасте 20 лет.
Джексон был выдающимся боксёрам своего времени и серьёзнейшим соперником чемпиону Джону Сулливану. Несмотря на все старания, встретиться с Сулливаном Джексону не удалось, так как Сулливан категорически отказался от боя с ним, мотивируя свой отказ нежеланием встречаться с негром. Только окраска кожи помешала Джексону стать абсолютным чемпионом мира. За всю свою боевую карьеру Джексон проиграл только два раза: первый раз в начале ее и второй раз в конце, когда он уже потерял свою боевую форму. За свою нечувствительность к ударам Джексон получил прозвище «железная наковальня».
Левер-понч
Левер-понч в переводе означает «удар ломом». Он состоит из двух быстро следующих друг за другом свингов левой рукой в голову. Свое название этот удар получил не за какую-то исключительную силу, а за внезапность. Вся тактическая подготовка этого удара направлена на то, чтобы нанести его противнику в тот момент, когда он меньше всего этого ожидает.
Питер Джексон проводил левер-понч следующим образом: твердо укрепившись на ногах, он вначале с намеренным промахом посылал свинг левой в голову и, когда противник, в ожидании удара с другой руки, раскрывал защиту правой стороны головы, Джексон немедленно повторял этот же удар, но уже направлял его точно и с полной силой. Ошеломленный им противник обычно терялся в защите и становился удобной мишенью для следующего сильного удара Джексона с правой руки.
* * *
По типу левер-понча наносятся в другие двойные удары, направляемые одной и той же рукой дважды в одну цель. Эффективность ударам такого типа придаёт их неожиданность для противника, ожидающего обычно повторного удара с другой руки и, в другую цель. Как правило, вес тела при первом ударе концентрируется на правой ноге, чтобы использовать её распрямление для усиления второго удара из удобного стартового положения.
ДЖОРДЖ ДИКСОН
Американский боксёр. Первый чемпион мира в весе «пера». Его конкурентом был англичанин Нунк Уоллес. Диксон нокаутировал его на 18 раунде в решающем матче 27 июня 1890 г. в Лондоне. Пробыв в звании, чемпиона 10 лет. Диксон потерял его в матче с Терри Мак-Говерном, который нокаутировал его на 8 раунде в Нью-Йорке 9 января 1900 г.
Удар клинчеру
Джордж Диксон в бою с противником, который любил злоупотреблять клинчами, применял следующий приём: после ряда клинчей, навязываемых ему противником, Диксон делал вид, будто бы он идет в клинч, затем неожиданно останавливался и наносил противнику сильный апперкот в подбородок.
ДЖЕМС КОРБЕТТ
Второй по счету абсолютный чемпион мира, выигравший это звание у Джона Сулливана 7 сентября 1892 г.
Родился 1 сентября 1866 г. в Сан-Франциско. Умер 18 февраля 1933 г. По национальности ирландо-американец. Рост 182 см. Вес 82,5 кг.
Боксёрскую деятельность Корбетт начал как любитель и первым его большим достижением был выигрыш любительского первенства Америки в тяжёлом весе. В истории бокса он занимает виднейшее место как мастер, внёсший много ценного в бокс со стороны культуры,техники и тактики боя Манерой боя Корбетт выгодно выделялся среди боксёров своего времени. Он был выдержанным в соблюдении правил и корректным в отношении к противникам, за что американцы прозвали его «джентльмен Джим», Корбетт считался лучшим демонстратором боксёрского искусства.
Левый хук
Излагаемый здесь удар Корбетта, получивший имя его изобретателя, интересен тактикой его проведения.
Каждый боксёр при применении той или иной защиты всегда старается уловить характер исходного положения и начала движения удара противника.
Корбетт при проведении своего левого хука сигнализировал противнику начало его движения как прямого удара. Он нарочито подчёркивал техническую точность прямого удара, вызывая этим у противника фронтальную защиту головы ладонью; но на полпути, т. е. в последний момент, он изменял этот удар на хук, точно попадая им в боковую часть подбородка. Этот удар Корбетт проводил с большой эффективностью, нанося его первыми суставами кулака, выворачивая кисть пальцами наружу.
* * *
На примере этого удара каждый атакующий удар может быть с успехом проводим при таком финте. Например, подметив, что противник часто повторяется в защите нырком, боксёр ставит своей задачей подловить его на апперкот с правой в голову. Для этого следует специально заставить его встать в это благоприятное положение для удара снизу сигнализированием прямого удара с правой, изменяя его по дороге на апперкот.
Маневрирование
Джемс Корбетт первый из современных боксёров внёс в бой на ринге элемент маневрирования. Обладая большой подвижностью, быстротой и изобретательностью в работе ног, он демонстрировал во всех своих матчах сложнейшую игру маневрирования, приводившую в замешательство его противников, для которых в то время это было новостью.
Излюбленным манёвром Корбетта была игра на изменении дистанции, то приближаясь к противнику, то быстро отходя назад. Эту игру он усложнял ложными атаками, дезориентировавшими защиту противника.
Результатом его маневрирования всегда был нокаутирующий удар, направлявшийся им неожиданно и точно в момент раскрытия защиты противника.
* * *
Применение Корбеттом быстрой и манёвренной работы ног вызвало у современных ему боксёров подражание, и в настоящее время маневрирование занимает важнейшее место в тактике боя. Искусство маневрирования заключается в умении пользоваться передвижениями по рингу с самыми различными тактическими целями. Им пользуются с целью запутывания внимания противника, изменения дистанция, отдыха, подготовки атаки и т. д, Быстрота, подвижность и хорошо развитое Чувство дистанции играют при маневрировании основную роль.
Непринужденности и лёгкости в маневрировании способствует выпрямленная и хорошо сбалансированная на ногах боевая стойка.
В маневрировании движения боксера должны быть всегда целенаправленными, обусловленными обстановкой боя.
РОБЕРТ ФИТЦСИМОНС
Фитцсимонс был боксер-уникум. В возрасте 37 лет и при весе 76 кг он завоевал звание абсолютного чемпиона мира.
Свою боевую карьеру Фитцсимонс начал со среднего веса. Он был вторым по счету чемпионом мира с момента введения этой весовой категории. Первый держатель звания чемпиона Джек Демпси «Несравненный» был им побежден 14 января 1891 г.
После этой победы, оставаясь средневесом, Фитцсимонс начал выступать по категории тяжеловесов. Победив лучших тяжеловесов мира, он постепенно дошёл до финала и 17 марта 1897 г. побил Корбетта нокаутом на 14 раунде.
Продержавшись в роли сильнейшего боксёра мира два года, Фитцсимонс вынужден был уступить первенство более молодому и сильному противнику, которым был Джеффрис.
После утверждения (категории полутяжеловесов Фитцсимонс получил звание чемпиона в ней за победу над Джорджем Гарднером (14 ноября 1903 г.), но спустя два года был побит Джеком О'Бриеном. Фитцсимонс удизительно долго сохранял свою боеспособность. Уже в возрасте 47 лет он продержался 13 раундов против чемпиона Австралии Биля Ланга.
До профессии боксёра Фитцсимонс был кузнецом. Это сказалось на силе его ударов.
Фитцсимонс имел очень своеобразную фигуру, которая в то время считалась идеальной для бокса. По меткому определению одного журналиста, у него были «ноги легковеса, торс средневеса и руки тяжеловеса».
Боксёр-левша
Боксёры, у которых левая рука сильнее, предпочитают держаться в бою в правосторонней стойке, т. е. повернувшись к противнику правой стороной своего тела и выставив правую ногу вперёд. В этой стойке левше удобнее находить исходные положения для сильных ударов с левой руки, так же как правше из левосторонней стойки для ударов справа. Но с тактической стороны боя левше выгоднее держаться по отношению к противнику в левосторонней стойке. Вытянутая вперёд сильнейшая левая рука с большой легкостью будет расчищать путь к цели посредством джебов и хуков, чем противопоставленная ей слабая рука противника. Повёрнутое вправо туловище, передняя часть которого отстранена от сильнейшей правой руки противника, надёжно защищено. При переходе на ближнюю дистанцию для развития атаки, левша путем перестановки ног может принимать более удобные исходные положения для эффективного использования своей левой руки. В инфайтинге левше можно с успехом вести бой как в прямой, так и в правосторонней стойке, так как здесь, в тесном соприкосновении с противником, необычность в силе ударов, идущих с левой руки, дезориентирует его защиту. Преимущество здесь всегда будет на стороне левши, привыкшего всегда иметь дело с противниками правшами.
Если же левша, в силу своей недостаточной способности к маневрированию, предпочитает держаться по отношению к противнику правой стороной тела, то этим самым он ограничивает свои возможности и возможности противника в маневрировании. При таком положении оба противника постоянно находятся под угрозой получения удара сильнейшей рукой, так как передние части головы и туловища у обоих противников остаются слабо защищенными. Преимущество в этом боевом противодействии всегда остаётся за противником, который более быстр и решителен в атаке.
При наличии достаточной способности к маневрированию боксёру-левше выгоднее боксировать в левосторонней стойке. На этот счёт в качестве авторитетного примера может служить Роберт Фитцсимонс — искуснейший боксёр-левша, который в своих боях всегда держался на дальней дистанции в левосторонней стойке. Перемену стойки он делал только при решительных действиях для лучшего использования в силе левой руки.
Шифт-понч
Шифт-понч служил Фитцсимонсу тактическим приёмом для перемены боевой стойки на правостороннюю в тех случаях, когда он намеревался нанести сильный удар левой рукой.
Излюбленным ударом Фитцсимонса был опперкот левой в солнечное сплетение. На нём и построено всё тактическое оформление шифт-понча. Для нанесения опперкота левой Фитцсимонсу как левше самому надо было притти в удобное исходное положение и в то же время раскрыть защиту туловища противника. Ставя перед собой эту задачу, Фитцсимонс осуществлял её следующим способом: вначале, чтобы отвлечь внимание противника, он применял фивты левой рукой, угрожая ею голове противника. Далее, внимательно следя за противником, он в удобный момент наносил как бы с полной силой ложный прямой удар правой в голову, заставляя этим противника поднять руки кверху для защиты головы. Одновременно е этим основным финтом он выставлял вперед правую ногу, оставляя вес тела на левой ноге. Таким образом, он приходил в исходное положение, удобное для нанесения удара с левой. Положение противника с открытым и отклоненным назад туловищем делало его удобной мишенью. В последний момент Фитцсимонс наносил сильный опперкот в расслабленные мышцы живота противника и дублировал его правым хуком в голову.
* * *
Этот приём, получивший имя его изобретателя, имеет большую популярность среди современных боксёров, а для левшей, боксирующих в левосторонней стойке, служит основным манёвром для перемены боевой стойки. Перемена стойки на правостороннюю необходима левше для того, чтобы притти в удобное исходное положение, из которого он с большей эффективностью может действовать сильнейшей левой рукой. Это условие для левши идентично условиям для правши, которому из левосторонней стойки удобнее вкладывать силу в удары правой рукой.
Притворная слабость
Манёвр притворной слабости нередко наблюдался в тактике Фнтцсимонса. Изображая себя уставшим в то время, когда на самом деле он был в хорошем состоянии, Фитцсимонс старался ослабить бдительность противника и вызвать его на атаку. После хорошей схватки, в которой противник нанёс несколько сильных ударов, но не был уверен в их действенности, Фитцсимонс, изображая «грогги» качался или падал, соблазняя противника развить успех своей атаки. Когда, увлечённый своим мнимым преимуществом, противник шел на его приманку, он, зорко следивший за его защитой, улучив момент, наносил удар, приводивший противника к нокауту.
* * *
В практике матчей нередко встречаются противники, которые своей излишней осторожностью способны испортить активному боксёру весь ход боя. При малейшей попытке боксёра нанести удар, такие противники принимают глухую стойку или отскакивают на дальнюю дистанцию. В целях активизации боя, которая всегда выгоднее боксёру, стремящемуся к решительным действиям, следует применять с осторожным противником тактику выказывания себя более слабым боксёром в соотношении сил с ним. Демонстрация своей слабости, в которой подчеркивается слабая защита, медленная реакция, промахи, всегда вызовет противника на активность.
КИД МАК-КОЙ
Американский средневес. Считался чемпионом мира после ухода Фитцсимонса в тяжёлый вес в 1891 г. В сэоё время Кид Мак-Кой считался одним из искуснейших боксёров мира. Его бои всегда отличались высоким мастерством по технике и тактической изобретательностью.
«Брейк-граунд»
В числе защитных средств Кида Мак-Коя был приём, известный под названием «брейк граунд» (аагл. «переменить позицию»). Этим приёмом он пользовался, уходя от стремительной атаки противника, когда ему требовалось быстро выйти из сферы досягаемости ударов своего партнера.
«Брейк граунд» представляет собой быстрый скачок назад. Кид Мак-Кой выполнял его следующим образом: отступя немного назад правой ногой, он переносил на неё тяжесть тела и, оттолкнувшись ею, отпрыгивал назад. При этом его левая нога касалась пола первой как раз ка том месте, где до этого находилась правая. После прыжка его правая нога занимала свое обычное положение в боевой стойке.
* * *
«Брейк граунд» является типичной защитой аутфайтера, стремящегося постоянно сохранять дальнюю дистанцию. Этой защитой он обычно пользуется в тех случаях, когда противник атакует слишком решительно и требуется быстро устраниться от нежелательного столкновения с ним. Отскакивая назад, боксёр рассчитывает дистанцию сообразно длине атакующего удара противника.
В практике современного бокса очень популярен приём, представляющий собою комбинацию сайд-степа и «брейк граунда». Начинается этот приём как обычный «брейк граунд», но последний шаг правой ногой делается не назад, а выпадом вправо. Все эти движения боксёр проводит слитно, приходя в конце приёма в положение чистого сайд-стела.
Вариантам этого приёма является такой же выпад вправо, но, производя его, боксёр выпрямляет правую ногу и ставит левую впереди правой, быстро переходи, таким образом, в обычное положение боевой стойки и получая -возможность маневрировать и контратаковать.
Возвратный удар
Кид Мак-Кой в своей тактике применял остроумный прием, построенный на внезапное ги. Делая вид, что атакует противника прямым ударом левой в голову, Мак-Кой, не доводя удара до конца, делал вдруг шаг назад. Противник, думая, что Мак-Кой отказался от попытки атаковать его, ослаблял свою защиту, но в этот момент получал сильный удар с правой руки в голову.
* * *
Успех возвратного удара зависит от умения провести его быстро, чтобы успеть застать противника врасплох, т. е. в момент, когда противник думает, что боксёр решил отойти на дальнюю дистанцию. Для придания возвратному удару быстроты необходимо проводить его слитно с движением назад, не останавливаясь после отхода от противника. Для этого при шаге назад следует привести тело в стартовое положение, из которого оно, будучи переданным на правую ногу, переходит в положение падения вперёд. Это падение боксёр использует для стремительного обратного движения к противнику с ударом, усиливая его толчком правой ноги от пола.
Достарыңызбен бөлісу: |