Литература и культура средних веков, Возрождения и XVII xviii веков



бет1/6
Дата14.07.2016
өлшемі0.71 Mb.
#197989
түріЛитература
  1   2   3   4   5   6


Департамент образования города Москвы

Государственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

города Москвы


«МОСКОВСКИЙ ГОРОДСКОЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»
Филологический факультет

Кафедра зарубежной литературы



Литература и культура средних веков, Возрождения и XVII – XVIII веков
(Учебно-методический

комплекс дисциплины)


ООП 050300.62 – Филологическое образование (бакалавриат)

Филологический факультет

Курс I, семестр II

Москва 2009

УДК 821.09 «17/18»

ББК 84.3(0) 4Я 73


Рекомендован к печати Научно-методическим советом ГОУ ВПО МГПУ

Автор-составитель:

доцент кафедры зарубежной литературы,

кандидат филологических наук Т. Г. Чеснокова

Зав. кафедрой:

профессор кафедры зарубежной литературы,

доктор филологических наук Б. А. Гиленсон

Рецензенты:

профессор кафедры зарубежной литературы,

доктор филологических наук Б. А. Гиленсон;

доцент кафедры зарубежной литературы,

кандидат филологических наук Я. С. Линкова
Литература и культура средних веков, Возрождения и XVII – XVIII веков: Учебно-методический комплекс дисциплины ООП 050300.62 – Филологическое образование (бакалавриат). Курс 1, семестр 2 / Сост. Т. Г. Чеснокова. – М.: МГПУ, 2009. – с.
Учебно-методический комплекс дисциплины обсужден и утвержден на заседании кафедры зарубежной литературы 29 апреля 2009 года протокол № 10 и утвержден на заседании ученого совета факультета 20 мая 2009 года протокол № 10

© Т. Г. Чеснокова, 2009

© ГОУ ВПО МГПУ, 2009

Часть 1. Программа дисциплины

Пояснительная записка
Настоящая программа соответствует требованиям ГОС ВПО для первой ступени обучения (стандарт 2005 г., общее количество часов – 62, из них 38 часов – в аудитории, 24 – на самостоятельную работу).

Цель дисциплины: формирование бакалавра-филолога, обладающего необходимым комплексом историко-литературных и историко-культурных знаний, умений, навыков в области литературы и культуры зарубежных стран от Средневековья до конца эпохи традиционализма (XVII – XVIII вв.).

Задачи:

- представить в наиболее полном и удобном для восприятия объеме историю литературы и культуры зарубежных стран от Средневековья до предромантизма с упором на историю западноевропейской цивилизации и культуры;

- сформировать у студентов углубленные теоретические представления о культурных основах и типах литературного сознания, соответствующих историко-литературным эпохам Средневековья, Возрождения, XVII века (классицизма и барокко) и XVIII века (эпохи Просвещения);

- передать необходимые знания о литературно-художественных системах названных эпох, особенностях функционирований категорий жанра, стиля, авторства; об эволюции жанровых и стилевых систем;

- сформировать необходимые представления о творческих индивидуальностях наиболее выдающихся и характерных для данной эпохи авторов, эволюции их творчества, значимых произведениях;

- научить грамотному литературоведческому анализу произведений указанных эпох в соответствии с общенаучными требованиями литературоведения и исходя из историко-культурных и эстетических особенностей материала.

Курс «Литература и культура средних веков, Возрождения и XVII–XVIII веков» входит в цикл дисциплин по литературе и культуре зарубежных стран от древности до современности и читается на I курсе (II семестр). Курс непосредственно связан с предшествующим ему по времени курсом литературы и культуры Древнего мира и с последующим курсом литературы и культуры XIX века. В рамках дисциплины осуществляются межпредметные связи с теорией (введением в теорию) литературы, историей и культурологией, историей философии и историей искусства.

Требования к первоначальному уровню подготовки учащегося:

Студент, приступающий к изучению литературы и культуры средних веков, Возрождения и XVII–XVIII веков, должен владеть теоретическими знаниями и навыками, усвоенными в курсе введения в литературоведение: знать основные термины и понятия студенческого курса литературной теории (введения) и уметь применять их к изучению конкретных произведений. Необходимым фоном обучения является также хорошее знание истории литературы и культуры Древнего мира (особенно античности), включая проблемы позднего (переходного) периода от античности к Средневековью.



Требования к уровню освоения дисциплины:

Студент должен:

- знать тексты художественных произведений, рекомендованных для обязательного чтения, уметь отвечать на вопросы по их содержанию;

- изучить корпус рекомендованной учебной и специальной литературы;

- разбираться в историческом контексте изучаемых литературных процессов;

- иметь представление о творческой эволюции каждого из авторов, чье творчество рассматривается в рамках курса монографически (Кретьен де Труа, Ф. Вийон, Данте Алигьери, Ф. Петрарка, Дж. Боккаччо, Ф. Рабле, П. Ронсар, У. Шекспир, М. де Сервантес);

- обладать навыками анализа художественных текстов, применяя усвоенные теоретические знания на практике (уметь охарактеризовать жанр произведения и обосновать его принадлежность к той или иной жанровой подсистеме средневековой, ренессансной и т. п. литературы; анализировать композицию, стиль, языковые и метрические особенности произведения (если есть), связь с направлениями и художественными системами эпохи, отражение мировоззренческих особенностей и т. п.);

- уметь самостоятельно определять межпредметные связи изучаемых произведений в рамках филологического и гуманитарного цикла;

- применять полученные знания в научно-исследовательской работе и практике, в дальнейшей профессиональной деятельности.

Программа рассчитана на один семестр и включает итоговую аттестацию в форме суммирования результатов выполненных работ в течение семестра (для успевающих) или в форме экзамена (для неуспевающих).


Основное содержание дисциплины
СРЕДНЕВЕКОВЬЕ

1. Средневековая литература и культура: общая характеристика
Теоретические проблемы изучения культур далекого прошлого. Понятие диалога культур (М. М. Бахтин). Возникновение термина «средние века». Современная трактовка понятий «средние века», «Средневековье». «Средиземноморская» и «варварская» модели формирования средневековых институтов. Средневековье и античность: преемственность и разрыв. Интерпретация средневековой культуры и словесности как риторической, понятие «рефлективного традиционализма». Особенности средневековой модели мира. Дуализм и иерархичность. Роль христианской церкви и земледельческих культов в формировании средневековых представлений о времени и пространстве. Своеобразие духовных ценностей христианской культуры Средневековья: отношение к жизни и смерти, категориям страха и надежды, концепция Бога и человека. Эстетические представления в средние века. Роль христианства и неоплатонизма в их формировании. Красота как проявление блага. Объем понятий «культура», «искусство», «литература» в период Средневековья. Этапы развития средневековой словесности: периоды раннего, зрелого и позднего Средневековья. Понятие «высокого Средневековья». Изменение жанрового состава средневековой литературы на протяжении ее существования. Соотношение категорий авторства, жанра и стиля в средневековой литературе. Концепция «долгого Средневековья» и ее значение для современной науки. Средние века и Ренессанс, Средние века и Новое время (проблема соотношения). Эпоха, приходящая на смену Средневековью.
2. Латинская литература: от античности к раннему Средневековью
Истоки христианской литературы в период античности. Новый завет как литературный памятник: состав, жанровые, языковые и стилевые традиции, «авторитет» как архаический аналог «авторства» в библейских текстах. Перевод Библии на латинский язык Иеронимом (Vulgata), значение Вульгаты для западноевропейского Средневековья. Понятие патристики. Основные этапы: апологеты, классическая, поздняя патристика. Синтез античных и христианских традиций в литературном творчестве Августина. Жанровое своеобразие и стиль «Исповеди»: черты греческой диатрибы и “confessiones”. Соотношение биографического, дидактического и догматического начал в книге; сплав античной риторики и библейского стиля. Переосмысление приемов античного красноречия (судебного, совещательного, торжественного). Психологизм Августина: диалектика личного и общего, человеческого и божественного. Августин у истоков «исповедальной» традиции в западноевропейской литературе.

Общее представление о клерикальной литературе. Агиография. Проповедь. Церковная лирика: гимны и секвенции.

Светская латинская литература раннего Средневековья, ее «школьный» характер. Судьбы античной традиции в периоды средневековых «ренессансов». Каролингское возрождение: важнейшие персоналии. Оттоновское возрождение и «драмы» Хротсвиты Гандерсгеймской.
3. Эпос раннего Средневековья
Стадиальные разновидности эпических памятников (по Е. М. Мелетинскому). Особенности поэтики архаического, классического и позднего эпоса. Прозаический кельтский эпос: ирландские скелы, своеобразие их жанровой формы, происхождение, исполнители. Соотношение героических и сказочно-мифологических элементов. Важнейшие циклы. Образ Кухулина. Женские образы в кельтском эпосе.

Эпос германских народов. Англосаксонская поэма «Беовульф». Происхождение и время создания. Сюжет и композиция. Соотношение мифа/сказки и истории, язычества и христианства, своеобразие героического идеала. Смысл финала. «Старшая Эдда»: история рукописи, происхождение сюжетов, состав памятника. Мифологическая модель мира в песнях о богах. Образы богов-асов: своеобразие интерпретации божественного начала, антропоморфизм. Эсхатологические мотивы. Дидактика («Речи Высокого»). Героические песни «Эдды»: циклы о Сигурде и Гьюкунгах. Тема судьбы и мотив родовой мести. Образ Гудрун как «воплощенной преданности роду» (А. Гуревич). Соотношение героя и эпической «среды». Общая характеристика раннего стихотворного эпоса германских народов: разнообразие жанровых форм, универсализм содержания, поэтический язык (кеннинги). Понятие об аллитерационном стихе. Архаические приемы в «Старшей Эдде» (тулы).


4. Эпос зрелого Средневековья.
«Историзация» эпоса на романской почве. Исполнители эпических песен во Франции и Испании. Циклы французских «песен о деяниях», их тематика, художественное строение. Эпическая картина мира: деление мира на «своих» и «чужих». «Песнь о Роланде» – вершина французского героического эпоса. Историческая основа, сюжет, конфликт, образы. Мотив героической «безмерности» в образе Роланда. Поэтика и стилистика «Песни». Испанский героический эпос: этапы формирования и развития. «Песнь о моем Сиде»: соотношение исторической «правды» и вымысла, близость героической эпохи эпохе создания эпоса. «Демократизация» центрального образа и образы антагонистов, ослабление эпической гиперболизации. Немецкий эпос зрелого Средневековья: «Песнь о Нибелунгах». Источники сюжета и теории происхождения поэмы. Композиция поэмы: художественно-стилевое своеобразие ее частей, понятие «авентюры». Хронотоп (время и пространство). Образы: соотношение стабильности и изменчивости, «статусная» характеристика персонажей. Сопоставление с героическими песнями «Старшей Эдды». Отношение к героическому идеалу в зрелом немецком эпосе. Эпос и роман. Метрическая организация поэмы (использование рифмы, кюренбергова строфа).
5. Рыцарская литература Средневековья.
Соотношение понятий «куртуазный» и «рыцарский». Куртуазная лирика: происхождение, устойчивая модель мира («куртуазный универсум»). Жанровый принцип в поэзии трубадуров. Происхождение и структурные особенности жанра трубадурской песни (кансоны). Прочие жанры (тенсона, партимен, альба, серена, пасторела/пастурель, сирвента, плач, дескорт и др.). Языковая и художественная специфика лирики трубадуров, труверов, миннезингеров. Соотношение жанровых систем. Причины угасания традиций куртуазной лирики в Провансе. Куртуазные традиции в творчестве поэтов Предвозрождения, Возрождения, романтизма и символизма.

Происхождение средневекового романа. Эпос, роман, сказка: соотношение и взаимодействие жанров. Роль лирики в становлении рыцарского романа. Циклы средневековых романов: античный, бретонский, византийский. Легенда и роман о Тристане и Изольде. Происхождение сюжета, древнейшие версии, своеобразие конфликта, концепция любви. Система персонажей, пространство и время. Классическая модель артуровского романа в творчестве Кретьена де Труа («Ивейн», «Эрек и Энида» и др.). Сюжетно-композиционная структура романов Кретьена: конфликт куртуазных и рыцарских ценностей, способы его гармонизации. Понятие авантюры. Хронотоп. Выход за рамки классической артуровской модели в «Персевале» Кретьена. Философская насыщенность сюжета о Граале в романе Вольфрама фон Эшенбаха «Парцифаль».


6. Латинская литература зрелого Средневековья
Расцвет философской схоластики и философско-исповедальная проза: «История моих бедствий» Петра Абеляра в развитии европейской исповедальной традиции.

Светская лирика вагантов. Значение слов «ваганты», «голиарды», эволюция понятия «бродячего клира» в связи с культурным переворотом XII в. «Низовой» характер вагантской лирики. Отношение к авторству. Сборники («Буранская рукопись») и крупнейшие творцы вагантской поэзии (Гуго Примас Орлеанский, Архипиита Кельнский, Вальтер Шатильонский). Основные темы (любовная, сатирическая) и жанры вагантской лирики. Особенности стиля и метрики: смешение античных и церковно-библейских традиций. Своеобразие средневековой пародии на материале литературного творчества вагантов. Мотивы церковно-богослужебного «карнавала» в поэзии вагантов.


7. Городская литература Средневековья

Средневековый город как перекресток культур. Малые повествовательные жанры: фаблио и шванк. Теории их происхождения. Модель мира в фаблио. Элементы сатиры и пародии, их важнейшие объекты. «Роман о Лисе» как образец животного эпоса. Связь с античной басней и восточной повестью. Многослойность и «многоформность» жанра (Г.К. Косиков). Пародирование героического эпоса и куртуазного романа в «Романе о Лисе». Городская аллегорическая поэма: «Роман о Розе» Гийома де Лорриса и Жана де Мёна. Метод сплошной аллегоризации и форма видения, концепция любви (в 1 и 2 части). Элементы сатиры (образ Лжевида). Синтез поэтических размеров и жанров. Использование формы городской аллегорической поэмы в «Видении о Петре Пахаре» Уильяма Ленгленда.

Карнавал в жизни средневекового города. Язык телесных символов в карнавальной культуре. Понятие карнавального смеха: его «всеобщность», «универсальность» и «амбивалентность» (по М. М. Бахтину). Вклад карнавальной культуры в литературу и искусство Средневековья и Возрождения.

Происхождение и развитие городской драмы. Жанровый состав (мистерии, моралите, миракли, фарсы, соти, интермедии, фастнахтшпили), соотношение серьезных и комических жанров в драме позднего Средневековья.


8. Литература и культура позднего Средневековья.

Творчество Данте Алигьери
Общая характеристика позднесредневековой культуры. «Осень Средневековья» в интерпретации Й. Хейзинги. Тенденция к фиксации лирических форм. Тенденции к обобщению, систематизации, классифицированию в литературе и культуре. Понятие Предвозрождения. Позднее Средневековье и Ренессанс.

Ученая поэзия позднего Средневековья: основные направления и школы, их национальное своеобразие. Поэзия «нового сладостного стиля» в Италии: философская основа лирики, своеобразие поэтического языка. Ранний, зрелый и поздний стильновизм. Стильновизм и лирика Возрождения.

Данте. Основные этапы жизни и творчества. «Новая жизнь»: жанровое своеобразие, художественная организация и состав книги, связь с предшествующей традицией, концепция любви. Проблематика трактатов Данте («О народном красноречии», «Пир», «О монархии»). «Божественная комедия» – итог развития средневековой духовной культуры и художественной словесности. Жанровая уникальность «Божественной комедии». Космография и космология «Божественной комедии», способы художественной организации времени и пространства. «Магистральные темы» «Комедии» (М. Л. Андреев) и их пересечение в образе Данте – поэта и «человека». Тема человеческого пути. Тема Флоренции и Италии. Концепция поэтического творчества. Поэтика и стиль «Комедии». Аллегоризм и многоуровневая система смысловой организации произведения. Данте о содержании и стиле «Комедии» (письмо к Кан Гранде делла Скала). Данте и мировая культура. Русские поэты и писатели о Данте.

Своеобразие места Франсуа Вийона на фоне «риторических» тенденций в поэзии эпохи (от школы Машо – Дешана к школе «великих риториков»). Жанровый состав поэзии Вийона. Лицо и маска. Своеобразие авторского «голоса». Средневековая поэтическая система как объект пародии. Черты готического стиля в творчестве поэта. Средневековые и ренессансные тенденции в поэзии школы маркиза де Сантильяны (Испания). Мастера «низкого» (комического) стиля в литературе позднего Средневековья. Формирование малых лиро-эпических жанров в испанской и английской поэзии (романсы, баллады).

Развитие малых повествовательных жанров. «Предновеллистические» сборники позднего Средневековья («Новеллино», «Пятнадцать радостей брака», «Граф Луканор» Хуана Мануэля). Творчество Джеффри Чосера: жанровый состав, метрическое новаторство. «Кентерберийские рассказы» Чосера как энциклопедия средневековых жанров и стилей. Связь между рассказами и обрамлением. Своеобразие концепции жанра и стиля в сопоставлении с «Декамероном» Боккаччо.

Рыцарский роман в литературе позднего Средневековья. Тенденции к прозаизации и циклизации романов. «Смерть Артура» Томаса Мэлори как итог средневековой артуровской традиции. «Амадис Гальский» Васку де Лобейра (Португалия) как источник испанского рыцарского романа эпохи Возрождения.





Достарыңызбен бөлісу:
  1   2   3   4   5   6




©dereksiz.org 2024
әкімшілігінің қараңыз

    Басты бет