Микровзаимоотношения арбитра с футболистами в процессе матча



Дата27.06.2016
өлшемі209.33 Kb.
#161691
В.Н.Куцев
Микровзаимоотношения арбитра с футболистами

в процессе матча
Совершенствование судейского мастерства - процесс непрерывный, требующий постоянного анализа своих действий. Каждая проведенная игра дает пищу для размышлений, возможность глубже понять причины происходящего на поле. Способность воспринимать информацию, контролировать свои эмоции и чувства, делать соответствующие выводы, является непременным условием для профессионального роста.

В этой работе я попытаюсь проанализировать характер взаимоотношений между игроками и арбитрами. Эта тема не нова, но от этого актуальность ее не становится меньше. Я выделю наиболее важные, на мой взгляд, аспекты взаимоотношений; проблемы, возникающие в ходе игры возможные способы их решения.

Проблемы, возникающие в ходе взаимоотношений « игрок-арбитр» интересовали меня еще с тех пор, когда я был действующим футболистом команд мастеров. Не скрою, что взаимоотношения с арбитрами складывались не просто.

Тем более интересно взглянуть на эту проблему с позиции арбитра, а на данном этапе и с позиции делегата.

В последнее время в лексикон арбитров вошло такое понятие как искусство взаимоотношений. Все больше внимания обращается на те скрытые резервы, которые могут повысить качество судейства, предотвратить большинство конфликтных ситуаций на футбольном поле и помочь футболистам максимально раскрыть свои возможности.

Излишне, наверное, говорить, что одно из важнейших качеств футбольного арбитра – это его педагогическая и психологическая подготовка, поэтому насколько арбитр владеет искусством коммуникации, настолько ему будет легко управлять всем ходом матча.



Футбольный арбитр –это сложный элемент в механизме футбольного матча, т.к. очень многое зависит от его решений. Так случайный человек в судействе может не просто испортить праздник футбола, а перевернуть все с ног на голову. Мы прекрасно понимаем, что очень не просто подготовить и воспитать настоящего высококвалифицированного арбитра, развить в нем не только методически и физически подготовленного арбитра, но и прекрасного психолога и воспитателя. Без этих качеств он будет роботом, а в футболе играют живые люди, которые могут плакать и смеяться, радоваться и огорчаться, и каждому из них необходимо найти свой подход.

Если рассмотреть психолого-педагогические аспекты профессиональной деятельности арбитра, то видно, что судью можно рассматривать как:



  • Менеджера

  • Режиссера

  • Воспитателя и педагога

  • Психолога

  • Помощника


Менеджер - это специалист по управлению производством на футбольном поле. Арбитр должен уметь реализовать себя в полной мере. Необходимо уметь продать свои решения, внушить футболистам, что вы не мешаете им выполнять свою работу, а только пытаетесь в зависимости от обстоятельств, направлять их в нужное русло.

Режиссер - это лицо, руководящее постановкой спектакля, а мы знаем, что современный футбол - это спектакль, и без грамотного режиссера этот спектакль может просто не получиться.

Воспитатель – педагог - это человек, специальностью, которого является правильное поведение. Из этого мы получаем то, что мы прежде всего должны предъявлять к своему поведению самые строгие требования.

Дирижер - это лицо, которое управляет в данном случае, всем ходом матча, всеми участками.

Психолог – человек, который хорошо разбирается в людях, в их характерах и переживаниях, может предвидеть какие-то не простые моменты.

Помощник - это человек, который призван на футбольном поле для того, чтобы помогать футболистам играть в футбол. И если арбитр не заметен на поле, это не значит, что его нет, просто он не мешает футболистам.

В связи с возросшими скоростями в футболе, темп игры заметно увеличился, арбитр не всегда может находиться в оптимальной позиции, если он не читает намерения футболистов, не предвидит следующей фазы развития атаки, в какой бы отменно физической форме он не находился. Прогнозирование развития игры позволяет арбитру не просто следовать за ходом матча, быть статистом в принятии решений, а опережать игру, управлять ею. Способность арбитра «читать» намерения футболистов является чрезвычайно важной. Например, опытный арбитр, понимая, куда футболист намерен послать мяч и как может при этом развиваться атака, раньше принимает решение, быстрее начинает перемещаться в нужном направлении и займет правильную позицию.

Футбол многолик и непредсказуем. Он изобилует множеством возникающих в нем ситуаций.

Практически ни одна игра, проведенная арбитрами даже самого высокого класса, не обходится без трудных и даже конфликтных моментов, и как возможное следствие судейских ошибок. Опыт предвидения развития игры, прогнозирование возможных ситуаций на поле позволяет арбитру свести к минимуму количество ошибок и провести матч на достойном уровне.

Арбитру нужно быть готовым к тому, что если в ходе матча он допустит ошибку, пускай даже грубую или результативную, и осознав ее, то любой ценой надо заставить себя забыть о ней до конца матча. В противном случае эта ошибка может повлиять на арбитра в оставшееся время матча. Концентрация внимания арбитра снижается, что будет приводить к новым ошибкам.

По моему мнению, тактическая подготовка арбитра и тактика судейства футбольного матча, является одним из «китов», которые необходимы для успешного проведения матча.



Тактическая подготовка арбитра - это индивидуальный подход к каждому матчу, высокий уровень готовности вне зависимости от ранга соревнований. Основа, которая позволяет выбрать взаимосвязь между тактикой игры футбольных команд и тактикой судейства. Тактическая подготовка арбитра включает в себя несколько факторов, которые неразрывно связаны между собой:

  1. Значение стратегии игры, встречающихся команд.

  2. Знание расстановки встречающихся команд в чемпионате.

  3. Знание стиля игры команд, реферируемых арбитром.

  4. Знание современных тактических систем.

  5. Знание тактики игры команд в данном матче.

  6. Знание о тактике игры ведущих футболистов в мачте, например: футболист N может фолить (симулировать, спорить с арбитром и пр.), а вот футболист F, наоборот никогда просто так не станет падать в чужой штрафной площади и др.

Такая осведомленность позволяет более или менее успешно провести матч. Пути сбора такой информации многообразны: это пресса, Интернет, мнения коллег, СМИ.

Отсутствие необходимой информации никогда не сможет обеспечить надлежащего состояния психологической готовности к матчу.

Все эти обстоятельства должны настроить арбитра на выбор стиля управления игрой. Опытный арбитр должен иметь в своем арсенале несколько вариантов стилей судейской деятельности, в том числе, более авторитарный или более либеральный. Авторитарный стиль арбитража, как и панибратство с футболистами - две крайности, способные испортить любой матч. Неприятно наблюдать, как некоторые арбитры пытаются насладиться своим положением и выставляют себя на первый план. Непомерное честолюбие говорит о неадекватно самооценке, неверном понимании своей роли на футбольном поле. Другая крайность - попытаться повысить свой рейтинг в глазах игроков, опускаясь до их уровня, прощая им пренебрежительное отношение к себе.

Однако следует иметь в виду, что взаимоотношения между игроками и судьями имеют одну существенную особенность. Правила игры в футбол наделяют арбитра правом принимать решения, контролировать поведение футболистов и обстановку на стадионе, поэтому взаимоотношения с футболистами изначально не могут быть равными и предполагают наличие некоторой дистанции. Определение размеров этой дистанции очень важный и тонкий момент в судействе. Таким образом, некоторая либеральность в поведении арбитра приводит к тому, что рефери становится неспособным контролировать обстановку, т.е. не выполняет свои прямые обязанности. Могу с уверенностью сказать, что среди футболистов всегда найдутся люди, которые почувствуют возможность влиять на решение арбитра, и не преминут этим воспользоваться. Более того, в начале игры футболисты, так сказать, « прощупывают» судью. Выходя на футбольное поле игроки уже знают слабости того или иного арбитра ( многие команды и их тренеры на установке перед матчем обращают внимание на то, кто будет судить данную игру).

Проверка арбитра игроками:


  1. « Психологическая»

  • важно не показывать усталости;

  • менталитет;

  • самоуправление.

  1. «Профессиональная»

  • как относится к пропуску мелких фолов;

  • убедительность в принятии решений;

  • двигательная активность;

  • применение принципа « преимущества»;

  • последовательность судейских решений.

  1. « Административная»

  • последовательность в соблюдении положенного расстояния ( 9,15м);

  • вбрасывание мяча из-за боковой линии;

  • внимание к деталям матча.

Это своеобразное тестирование становиться своего рода контрольной проверкой опыта арбитра и успех его прохождения во многом определяет последующие отношения сторон в ходе мачта. Если арбитр добивается уважения и понимания, то игроки даже прощают ему незначительный ошибки. Иногда признание очевидной ошибки способно добавить авторитет арбитру. Но только если это не носит характера систематичности.

Для успешного управления матчем важно общение до матча. Например, на предматчевом совещании можно донести какие-то свои требования до представителей команд, что в игре допустимо, а с чем арбитр будет беспощадно бороться.

Большое значение имеет предматчевый инструктаж с ассистентами и четвертым арбитром. Четкий, грамотный инструктаж и расширение полномочий помощников, а также четкое взаимодействие с ними играют очень большую роль в контроле и управлении матчем. Это означает, что необходимо всеми средствами, способами поддерживать авторитет ассистентов арбитра, быстро реагировать на их сигналы, наладить с ними постоянный контакт. Идеальный арбитраж заключается в безошибочных действиях всей бригады в целом.

Общение арбитров и футболистов начинается до фактического с начала матча. От того, какое впечатление арбитр произведет на футболистов в первые минуты, зависит их отношение к нему как к личности. Спокойная уверенная манера общения с футболистами вызывает уважение и поднимает авторитет арбитра. Немаловажно также то, как внешне выглядит рефери. Сегодня большое значение уделяется имиджу. Поэтому такие моменты, как подбор экипировки, осанка, прическа, мимика, жестикуляция, манера двигаться требуют самого тщательного подхода. При правильном подходе арбитр может еще до матча вызвать к себе симпатию и доверие футболистов. И, наоборот, если арбитр показывает свою нервозность и неуверенность, футболисты обязательно это почувствуют. Завоевать авторитет и доверие в дальнейшем будет невероятно сложно.

Нельзя не сказать несколько слов и о разминке арбитров перед игрой. Сегодня рекомендовано арбитрам разминаться на поле вместе с футболистами. То есть арбитр, выходя на разминку, сразу попадает в поле внимания всех футболистов. Поэтому в разминку надо внести такие упражнения, которые бы не выглядели смешными для футболистов, дабы не стать объектом для шутки.

Перед началом каждого мачта арбитра обмениваются рукопожатиями с футболистами. Целью рукопожатия является приветствие - пожелание хорошей игры и удачи. Чтобы рукопожатие достойно выполняло свою функцию оно должно нести положительный заряд, быть дружелюбным и сердечным. Через рукопожатие передается один из нескольких типов начальных взаимоотношений:



  1. « Хозяин положения». Во время властного рукопожатия ваша рука захватывает руку другого человека, таким образом, что ваша ладонь развернута вниз. Совсем не обязательно, чтобы ваша рука была развернута горизонтально, но важно, чтобы она была повернута вниз относительно руки другого человека. Тем самым вы сообщаете ему, что хотите главенствовать в процессе общения с ним.

  2. « Равноправие». Когда рукопожатием обмениваются два властных человека, между ними происходит символическая борьба, во время которой каждый пытается подчинить себе руку другого. В результате получается рукопожатие, при котором обе руки остаются в вертикальном положении, а оба человека испытывают друг к другу чувство уважения и взаимопонимания.

  3. « Покорность». Это рукопожатие отличается от властного тем, что вы протягиваете руку развернув ее ладонью вверх. Это бывает в тех ситуациях, когда вы хотите отдать инициативу другому человеку или позволяете ему чувствовать себя хозяином положения.

Но вот дан свисток о начале матча.

Арбитр должен установить планку нарушений, т.е. допустимую погрешность в игре и уровень притязаний футболистов на нарушение правил.



Методы управления матчем я разделил на 5 частей:


  1. Свисток

  2. Язык тела ( жесты)

  3. Устное общение

  4. Движение и выбор позиции

  5. Авторитет

Рассмотрим психологический механизм управления арбитром футболистами на футбольном поле. Этот механизм называется общение. Выделим три взаимосвязанных компонента в структуре общения, в частности: коммуникативный компонент, интерактивный компонент и перцептивный компонент. При этом коммуникативная сторона общения, в узком смысле слова, состоит в обмене информацией между участниками процесса общения. Так арбитр свистком, жестами и словами доводит до футболистов и зрителей обращение о нарушениях правил, месте принятия штрафного удара и т.п.



Интерактивная сторона общения заключается в организации взаимодействия между общающимися индивидуумами, т.е. футболистов должен выполнять указания арбитра, полученное им через любой из коммуникативных каналов.

Перцептивная сторона общения означает процесс восприятия социальной оценки и принятия полученной информации. Управление игрой с помощью общения означает то, что арбитр помимо коммуникативного влияния на футболистов обязан воздействовать на процессы взаимодействия системы: арбитр - футболистов в рамках исполнения футбольных правил, а также влиять на позитивную оценку своих действий со стороны футболистов и зрителей. Спецификой общения в деятельности футбольного арбитра является ярко выраженная форма невербального общения по сравнению с формой вербального общения. Другими словами язык специальных жестов, мимики, пантомимики, эмоционального заряда этих моментов общения зачастую преобладает над словесными коммуникациями.

Еще одной спецификой футбольного арбитра является речь, проговариваемая про себя. Другими словами мышление получает словесное оформление во внутренней речи в виде «немых», т.е. произносимых про себя слов. Содержание его в процессе игры относится к уяснению конкретной ситуации, к оценке состояний и действий как футболистов, так и собственных состояний и действий, а также их результатов. Особое место занимают идеи, выраженные в форме слов, само приказов. В них арбитр отдает себе приказ о том, что и как, нужно делать в данной момент. Тем самым он регулирует свои действия и состояние, вызывает необходимые двигательные реакции.

По статистике на долю вербального общения приходится всего около 7% действий арбитра. Язык тела занимает около 93%. Под этим видом контроля следует понимать следующее:


  • Внешность (имидж, демонстрация физической и психологической уверенности, силы, интеллектуального превосходства).

  • Поза ( положение тела должно наглядно изображать уверенность, открытость, энергичность; прямая, а не сгорбленная фигура!; идти навстречу футболисту, а не отступать от него).

  • Сочувствие ( демонстрация положения ( не путать с заискиванием), симпатии, внимания, протянуть руку после игры и проч.)

  • Выражение лица (нужно уметь «убивать» взглядом, лицо не должно выражать сомнения, равнодушия и отрешенность, а только правильную мысль).




  • Жесты - их нужно применять, когда при выполнении обязанностей арбитру необходимо проиллюстрировать принятые решения.

Поговорим о таких методах управления матчем как устное общение и свисток.



  1. Устное общение – контакты ( связи двух и более лиц)

  • восприятие друг друга;

  • взаимопонимания;

  • взаиморегуляция;

  • обмен:

  1. информацией

  2. переживания.

В современной психологии общение рассматривается как контакт между людьми, которые воспринимая друг друга обмениваются информацией и эмоциями с целью взаимопонимания и взаиморегуляции поведения.

Восприятие арбитром футболиста и наоборот является обычно началом общения. Воспринимаются и оцениваются как внешние так и психологические особенности личности общающихся. У каждого из них складывается образ партнера по контракту, который влияет на практику общения. В процессе общения обмениваются мыслями, настроениями, чувствами.

Взаимопонимание связано с истолкованием образа воспринимаемого партнера переданных сведений и чувств. Оно позволяет узнать намерения друг друга.

Взаиморегуляция дает возможность изменить поведения партнеров по общению. При отсутствии взаимопонимания регуляция действий, поступков, психических состояний, общающихся невозможна.

Поговорим об умении говорить. Если в процессе матча арбитр попадает в такую ситуацию, когда, совершает нарушение правил граничащее с нанесением травмы сопернику, то надо подсказать футболисту, извиниться перед оппонентом. И здесь вступает в силу умение говорить и умение убеждать. В этот момент ни в коем случае нельзя говорить с футболистами в приказном тоне, а также нельзя говорить просящим или умоляющим тоном. Важно найти « золотую середину». Это такой тон, который бы не принижал ваш авторитет и не унижал футболиста. Арбитру надо в спокойном убедительном тоне дать понять футболисту, что он не прав, что надо извиниться. Это всего лишь пример одного игрового эпизода, а в матче их происходит множество. И главное чтобы, в каждом эпизоде арбитр контролировал свой голос, тон, которым он говорит, не срываясь на крик и не оскорбляя футболиста. Говорил убедительно и четко доступными словами так, чтобы каждый футболист понял, что до него хотят донести.

В современном футболе арбитр часто делает футболистам устное внушение. Например, при подаче углового удара, когда в штрафной площади идет борьба за позицию, очень часто с применением различного рода захватов за руки, майку, и т.д. Для предотвращения развития конфликтных ситуаций арбитру следует показать бьющему футболисту, чтобы он не вводил мяч в игру. Выделить футболистов которые вели единоборство из толпы коротко и спокойно, объяснить им что, так делать нельзя и предупредить, что при повторении таких действий к ним будут применены более жесткие санкции.

При незначительном нарушении, в результате которого футболист не получил преимущества в игре, но которое по мнению арбитра нельзя оставить без внимания, можно сделать футболисту замечание, не останавливая игры. Часто такое замечание, сделанное в вежливой, но строгой форме оказывает большое воздействие. Конечно нужно при этом хорошо чувствовать футболиста, его психологические особенности и восприимчивость к замечаниям такого рода.

Это может принести успех в предотвращении возможных последующих нарушений, если в целом футболист дисциплинирован, психологически уравновешен и восприимчив к таким замечания.

В ходе матча проявляются несколько типов футболистов: помощники, грубияны, симулянты, обиженные футболисты и т.д. Футболисты - помощники поддерживают арбитра, положительно реагируют на его решения, подсказывают партнерам, что арбитр делает все правильно. Искусство арбитра в том, чтобы своими принятыми действиями, решениями на поле заставить поверить футболистов в то, что арбитр на поле для того, чтобы помочь им раскрыться, показать свои лучшие качества. Тем самым количество футболистов первого вида ( помощников) заметно увеличится, и обслуживать матч станет значительно проще. Таким образом, опытный арбитр, всегда найдет способ через контакт с футболистом в какой-то непринужденной форме вызвать у футболиста симпатии, и они уже будут партнерами на поле. Особенно важно установить такие отношения с лидерами команд.

Хотелось бы коснуться такой темы как нецензурное обращение. Мат настолько прочно вошел в наш обиход, что некоторые люди не могут без него связать несколько слов. Нецензурная лексика, наверное, является частью нашей культуры, фольклора, если хотите частью менталитета. Поэтому, на всякий случай, надо быть готовым к такой форме общения. Хотя я не призываю арбитров материть футболистов, на чем свет стоит, но иногда, крепкое словцо может привести в чувство некоторых футболистов. Делать надо это в полной уверенности, что сказанное не оскорбит и не унизит футболистов. Я думаю, что такое может себе позволить только тот арбитр, который твердо держит нити игры в своих руках, тонко чувствует обстановку на поле, владеет этим жанром в совершенстве и применяет его строго дозировано. Это очень рискованная мера может спровоцировать футболиста на агрессию и воспользоваться этим может далеко не каждый.

Таким образом, устное общение с футболистами происходит во всех матчах, меняется только манера разговора. Арбитру необходимо иметь словарный запас дежурных выражений и фраз, которые можно использовать в педагогических целях. Во время матча у арбитра к каждой команде и к каждому футболисту должен быть особый подход. Всегда нужно думать, что говоришь и когда очень важно для арбитра почувствовать в какой форме вести общение. В то же время арбитр должен уметь оказывать эмоционально - волевое воздействие на футболистов, предъявлять им требования и добиваться их исполнения.

Другой вербальной формой общения арбитра с футболистами является свисток. Когда между собой разговаривают люди, они делают это при помощи языка. Иногда в разговорной речи бывают различные изъяны, и люди не всегда способны бороться с ними. А вот когда футбольный арбитр разговаривает с помощью свистка, этих самых изъянов не должно быть. Свисток - это главное орудие арбитра, а поэтому и сам свисток должен быть хорошего качества. Сейчас особой популярностью пользуются свистки фирмы « Boljila» и « Fox». Свисток должен быть с высокой тональностью звучания. Правильная работа со свистком это большое искусство. Арбитр должен отработать его звучание , длину, громкость. Уже по первому свистку арбитра для приглашения команд на поле, можно судить о том, как он настроен на игру. Уверенно ли он себя чувствует. Этот свисток должен быть уверенным и требовательным, футболисты должны сразу понять, кто на поле будет хозяин. Если же это ««вялый» и невыразительный сигнал, то арбитр, скорее всего, игру проведет не лучшим образом.

Во время же игры сильное влияние на футболистов оказывает, то как арбитр, общается с ними при помощи свистка. При несерьезном нарушении правил должна следовать короткая звучная трель и подбегать к месту нарушения не нужно. Когда же следует грубое, серьезное нарушение правил должна звучать звонкая трель большой продолжительности, чтобы показать свое возмущение нарушением. Как говорится, характер свистка, должен соответствовать характеру нарушения.

Во всех случаях арбитр, решив остановить игру, дает сигнал свистком. Однако при явных выходах мяча за пределы поля подавать свистки не рекомендуется, а на данном этапе развития игры и при взятии ворот. На возобновление же игры нужно давать сигнал без промедления. Если для производства штрафного или свободного удара соблюдены все правила, то арбитр не должен задерживать их производство. В такой ситуации можно выполнять удар без свистка, т.к. это способствует более быстрому темпу игры и сокращает потери времени на ее возобновление.

Таким образом, хорошее владение арбитра свистком дает ему дополнительное оружие в управлении матчем.

Язык тела (жесты). Жесты – это телодвижения, которыми мы сопровождаем свои решения, слова, поясняя и усиливая доходчивость от сказанного. В повседневной жизни мы пользуемся жестами подсознательно, порой не замечая их. В игре же все жесты должны быть продуманы, красивы, органично вливаться в общий облик арбитра. Эти жесты несут в себе информацию для футболистов и болельщиков, иллюстрируя принятые решения арбитра, следовательно эти жесты должны быть понятными для всех. Поэтому важно, чтобы арбитр учитывал как тот или иной жест смотрится со стороны, как его воспримут футболисты.

Во время матча арбитр жестами управляет футболистами, что надо сделать в тот или иной момент. Если мяч ушел за линию ворот, то арбитр укажет жестом на пробитие углового удара или удара от ворот, если мяч вышел за боковую линию, то какая команда будет его вбрасывать, т.е. арбитр жестами общается с футболистами. Когда арбитр жестом указывает футболисту, что ему надо сделать, он должен думать о том, как он это сделает, как воспримет футболист его жест. Ведь один и тот же жест можно показать по-разному. В любом жесте рукой, ладонь принимает непосредственное участие. И оказывается, что в языке жестов ладонь занимает очень важное место. Вот, что сказано в книге Аллана Пиза «Язык телодвижений»:

« Одним из наименее заметных и в тоже время наиболее значимых невербальных сигналов, является сигнал передаваемый ладонью человека. Если правильно использовать силу ладони, то она может придать человеку больше авторитета и возможности управлять другими».

Существует три основных командных жеста ладонью: положение ладонью вверх, положение ладонью вниз, и положение указывающего перста.



  1. Положение открытой ладони вверх есть доверительный, не угрожающий жест. При указании футболисту таким жестом что-либо сделать, футболист не почувствует никакого давления со стороны арбитра.

  2. Когда ладонь повернута вниз, тогда в жесте арбитра немедленно появиться оттенок начальственности. И у футболиста, которому адресуется эта просьба, появиться ощущение, что он получил приказ и может даже возникнуть чувство враждебности.

  3. Перстоуказующий жест: пальцы руки сжаты в кулак и вместе с выставленным указательным пальцем, конфигурация становится похожей на своеобразную дубинку, с помощью которой человека принуждают к подчинению. Жесты указывающего перста, являются одним из наиболее раздражающих жестов. Если у арбитра есть привычка указывать пальцем, то надо постараться заменить этот жест положением ладони вверх или вниз. Это поможет наладить более хорошее отношение арбитра с футболистами в процессе управления игрой.

Обязательный судейский жест – поднятие руки вверх при назначении свободного удара. Произошло нарушение правил, арбитр дает свисток и поднимает руку вверх, тем самым обозначая пробитие свободного удара. Если ему необходимо занять позицию на отдаленном расстоянии от места нарушения правил, перемещение по полю с поднятой вверх рукой будет смотреться некрасиво. Поэтому арбитр может опустить руку и, держа под контролем мяч и бьющего футболиста, занять нужное ему место и там вновь поднять руку и не опускать ее до тех пор, пока мяч после передачи или удара не коснется любого футболиста или не покинет пределы футбольного поля.

Особое внимание нужно уделить жесту, который означает принцип «преимущества». Это должен быть четкий продолжительный показ, чтобы футболистам было понятно , почему арбитр не останавливает матч.

Из всех методов воздействия на футболистов, самым радикальным является вынесение дисциплинарных санкций. Этим инструментом следует пользоваться наиболее аккуратно. Применять вовремя и безошибочно, показав тому или иному футболисту карточку - арбитр, тем самым показывает всем свое отношение к этому нарушению правил. Это обязывает его быть последовательным в своих дальнейших шагах. К следующему не менее грубому нарушению он должен применить такие же меры наказания. С помощью этих действий он ставит ограничения футболистам и дает понять, что контролирует игру.

Общеизвестно, что в футболе не бывает мелочей. И на первый взгляд небольшая деталь, как например, само действие показа карточки, казалось бы не может глобально повлиять на ход матча. Некорректный жест, движение - все это может спровоцировать игроков на агрессивные действия в отношении арбитра.

Чтобы избежать неприятных инцидентов, существуют методические рекомендации по показу карточек:

Понятный показ. Должно быть очевидно кому из футболистов предъявляется карточка.

Спокойный подход. Арбитр не должен изображать излишней эмоциональности, гнев, принимая и реализуя решения о дисциплинарных санкциях; необходим взвешенный, сбалансированный по характеру, темпу, выражению, мимике лица, жестикуляции подход.

Показ карточки в лицо футболисту - не допустима демонстрация карточки в спину футболисту на значительном удалению от него; следует помнить, что дисциплинарное наказание - это одна сторона карточки, другая - воспитательное, профилактическое воздействие на остальных игроков, охлаждение эмоций и страстей на поле, пресечение, предупреждение, профилактика серьезных нарушений и инцидентов.

Уверенная манера показа карточки - карточка должна быть эффектно, значимо, весомо показана, выражая абсолютную уверенность арбитра в правильности принятого им решения.

Использование карточек должно быть действительно последним аргументом, т.к. поспешные наказания в дальнейшем приведут к тому, что футболисты перестанут реагировать должным образом. Неуместное размахивание карточками говорит о том, что арбитр не может наладить контакт с футболистами, неверно трактует правила игры и, вообще, психологически не готов к обслуживанию матча на должном уровне. По своему опыту игрока могу сказать, что футболисты, как правило, чувствуют меру ответственности за свои действия (даже если показывают несогласие) и морально готовы получить то, что заслужили. Вовремя и по делу показанная карточка может разрядить накаленную обстановку. И, наоборот, серьезные поступки футболистов, не получившие должной оценки, приводят в дальнейшем к обострению обстановки на поле. Игрок, против которого был применен грубый прием, попытается наказать обидчика самостоятельно, что приводит к травмам, дракам, удалением и т.д.

Хотелось бы сказать еще об одном из аспектов языка тела - мимике. Мимика - искусство как выражать, так и скрывать личные чувства, отношения при помощи движения мышц лица ( наиболее выразительные –губы, брови).

Глаза являются одним из мощнейших средств самовыражения после слова ( порой взглядом можно объяснить лучше всяких слов). Лицо арбитра является мощным средством невербального общения. Арбитр активно используют это средство коммуникаций (футболисты следят за ним как за верным индикатором).

Улыбка самое универсальное выражение лица человека. Оно способно разрядить ситуацию и сделать малоприятное обстоятельство более терпимым. Радость на лице имеет свойство вызывать у других людей ответную реакцию, снижая тем самым напряжение в отношениях. Улыбка может быть примиряющей и отвести опасность агрессии со стороны футболистов. Не всякий считает свое лицо подарком судьбы, но оно бесспорно является той яркой палитрой, на которой рождаются наиболее эффективные невербальные сигналы.

При взаимоотношениях «арбитр-футболист» огромную значимость имеет физическая готовность арбитра. Современный футбол с большим количеством выполняемых технико-тактических действий, единоборств, протекающий на высоких скоростях, требует от арбитров хорошей физической подготовки. При этом арбитру необходимо быть близко к игровому моменту, что повысит авторитетность принятых им решений. Футболисты, услышав свисток, мгновенно обращают внимание на местоположение арбитра. Если арбитр находится рядом с эпизодом, то футболисты фактически никогда не оспаривают принятое им решение. На практике, когда два футболиста борются за мяч, и арбитр находится рядом, то от других футболистов можно услышать реплики, как – « не фолить, арбитр рядом»,то есть футболисты понимают, что если арбитр находится рядом с эпизодом, то он наверняка увидит совершаемое нарушение правил, а это уже доверие и уважение к арбитру. Физическая подготовка опытного арбитра, который, почувствовал, что между двумя футболистами возможен конфликт, или же в одном футболисте зреет внутреннее недовольство, должна позволить ему проследить и по возможности находиться ближе к этим футболистам или футболисту в течении некоторого времени, чтобы вернуть настрой футболистов в нормальное спортивное русло. В зависимости от применяемой тактики игры командами, арбитр должен подготовить себя к конкретному матчу. Например, требуется уделить повышенное внимание длинным рывкам, при игре команд с дальними передачами и переводами мяча; или коротким ускорениям, при игре команд в « стенку».

И последнее чего бы хотелось коснуться в плане взаимодействия арбитр - футболист, это авторитет арбитра.

Деятельность футбольного арбитра оценивается на футбольном поле, именно здесь важно реализовать себя, управлять игрой, делая свою работу так, чтобы оставаясь в тени не потерять нити игры и заслужить непререкаемый авторитет. Под этим термином понимают явление, связанное с возможностью человека оказывать влияние на других людей. Различают формальный, моральный и функциональный авторитет.



Формальный авторитет обусловлен набором властных полномочий и прав, которые возложены на футбольного арбитра.

Функциональный авторитет зарабатывается во время игры и зависит от компетенции арбитра.

Моральный же авторитет завоевывается в футбольном сообществе на основе нравственных качеств и их проявлении не только на футбольном поле, но и за его пределами.

Арбитр на футбольном поле играет определенную социальную роль. Успешность любой роли определяется ее ценностью и принятием этой роли другими исполнителями, футбольного действия. Надо помнить, что арбитр управляя игрой может применять не только меру наказания, но влиять на ход матча, применяя меры поощрения. Например, футболист, признавший свою ошибку или совершивших поступок, руководствуясь принципами fair play, заслуживает одобрения арбитра. Таким образом, мы выделили основные формы общения: устная (вербальная) и невербальная (язык тела). Наибольшую степень воздействия оказывает умелое сочетание обоих форм. Они как бы взаимно дополняют друг друга. Овладение такой формой общения дает большие возможности для арбитра, в выражении своего отношения к происходящему на поле и позволяет с большей уверенностью рассчитывать, что эта информация будет правильно воспринята футболистами.

Достарыңызбен бөлісу:




©dereksiz.org 2024
әкімшілігінің қараңыз

    Басты бет