Направление : Спор поколений: вместе и врозь Перечень тем, которые подходят направлению "Спор поколений: вместе и врозь". • «Любовь и уважение к родителям без всякого сомнения есть чувство святое»



жүктеу 231.48 Kb.
Дата04.07.2016
өлшемі231.48 Kb.
Направление :

Спор поколений: вместе и врозь
Перечень тем, которые подходят направлению

"Спор поколений: вместе и врозь".

• «Любовь и уважение к родителям без всякого сомнения есть чувство святое» (В.Г.Белинский).

• «Любовь к родителям – основа всех добродетелей» (Цицерон).

• Три бедствия есть у человека: смерть, старость и плохие дети. От старости и смерти никто не может закрыть двери своего дома, но от плохих детей дом могут уберечь сами дети»(В.А.Сухомлинский).

• «Неблагодарный сын хуже чужого: это преступник, так как сын не имеет права быть равнодушным к матери» (Г.Мопассан).

• Вечный конфликт родителей и детей: в поисках компромисса

• Кто такие дети в романе И.С. Тургенева "Отцы и дети"?

• Смысл названия романа "Отцы и дети"

• «Неуважение к предкам есть первый признак безнравственности» (А.С.Пушкин).

• Дети и детство в русской литературе

• Современные проблемы детей

• Любовь и дети

• Роль семьи в жизни человека

• «Острее жалит боль, когда ее причиняет кто-нибудь из близких» (Бабрий).

• «Ничто не бывает так редко на свете, как полная откровенность между родителями и детьми» (Р.Роллан).
Обращаясь к размышлениям над темами данного направления, прежде всего вспомните все уроки, на которых рассуждали о проблеме «отцов» и «детей». Проблема эта многоплановая.

1. Возможно, тема будет сформулирована так, чтобы заставить вас рассуждать о семейных ценностях. Тогда необходимо вспомнить произведения, в которых отцы и дети – это кровные родственники. Рассматривать в этом случае придётся психологические и нравственные основы семейных взаимоотношений, роль семейных традиций, разногласия и преемственность между поколениями внутри семьи.

2. Возможный вариант формулировки – это темы, предполагающие рассмотреть конфликт между нравами представителей разных поколений вообще, независимо от родственных связей. В этом случае значительное внимание следует уделить взглядам людей, обусловленным принадлежностью к разным эпохам, формированием в разных социальных условиях.

3. Говоря о споре поколений, можно иметь в виду идеологический конфликт, т.е. столкновение идеологий людей, имеющих разные политические взгляды. Антагонисты данного конфликта могут быть ровесниками, но их идейные принципы могут отражать идеологию определённых социальных слоёв.


Список литературы

  1. Д.И. Фонвизин. «Недоросль»

  2. А.С. Грибоедов. «Горе от ума»

  3. А.С. Пушкин. «Капитанская дочка», «Евгений Онегин», «Станционный смотритель», «Барышня-крестьянка»

  4. М.Ю. Лермонтов. «Бородино»

  5. Н.В. Гоголь. «Тарас Бульба», «Мёртвые души» (на образе Чичикова)

  6. А.Н. Островский. «Гроза»

  7. И.А. Гончаров. «Обломов»

  8. И.С. Тургенев. «Отцы и дети»

  9. М.Е. Салтыков-Щедрин. «Премудрый пескарь»

  10. Л.Н. Толстой. «Детство», «Отрочество», «Война и мир»

  11. А.П. Чехов. «Вишневый сад»

  12. В.Г. Короленко. «В дурном обществе»

  13. А.М. Горький. «Детство»

  14. М.А. Шолохов. «Тихий Дон», «Родинка»

  15. В.Г. Распутин. «Уроки французского», «Последний срок»

  16. В. Тендряков. «Расплата»

  17. Б. Васильев. «Завтра была война»

  18. Ю. Бондарев. «Выбор»

  19. Г. Щербакова. «Вам и не снилось»

  20. Л. Разумовская. «Дорогая Елена Сергеевна!»

  21. У. Шекспир. «Ромео и Джульетта»


Роман Л.Н.Толстого «Война и мир»

Проблемы, поднятые в романе Л.Н. Толстого «Война и мир»

1. В романе «Война и мир» Толстой изобразил множество проблем, которые были присущи жизни российского общества той эпохи. Произведение «Война и мир» можно считать глубоким исследованием истории и жизни России, ее сравнением с жизнью Европы. Глубочайшему исследованию Лев Николаевич Толстой подверг и характер русского народа в разнообразных его проявлениях, а также само устройство жизни, которое было в России.


2. В «Войне и мире» писатель затронул множество проблем, которые касаются нравственных, исторических и социальных моментов. Он раскрыл такие понятия, как патриотизм и лжепатриотизм. Показал влияние отдельно взятой личности и всего народа на ход истории. В своем произведении Лев Толстой раскрыл особенности жизни различных слоев населения России: дворянства, крестьян, военных, купечества. Ведь не зря в произведении читатель видит более двухсот персонажей. Писатель высказал свое мнение и о реально существовавших исторических личностях, подверг жесткой оценке их действия. Например, о Наполеоне Толстой сказал следующее: «Нет величия там, где нет простоты, добра и правды». Таким образом, Толстой соглашается с великой ролью Наполеона в истории человечества, но при этом писатель показывает, что не может быть великим тот человек, который хочет творить историю, при этом подчиняя ее ход только собственной воле. Ярко изображены в романе и процессы становления характеров героев, как и под воздействием каких причин герои произведения меняют свое мировоззрение. Наиболее характерными персонажами романа, которые постоянно находятся в поиске смысла жизни и способны на понимание окружающей обстановки, являются Андрей Болконский и Пьер Безухов.



3. Во взглядах этих персонажей просматривается желание к разумному общественному устройству, желание победы правды над ложью. И Андрей Болконский. И Пьер Безухов обладают богатым духовным миром, что позволяет Толстому заниматься проблемой исследования души, что всегда волновало писателя и было ему интересно. Лев Николаевич Толстой имеет свой собственный, отличный от других, взгляд на историю и на ее ход, а также на причины исторического развития. По мнению Толстого, отдельно взятая личность не может сыграть значительную роль в развитии исторического процесса. По мнению Толстого, на победу в войне влияет «дух войска». В своем романе писатель рассматривает также вопрос о свободе и необходимости. Свободный человек, по мнению писателя, не будет идти событиям наперекор. Человек должен как бы соответствовать ходу истории, а своим ростом и изменениями, человек оказывает влияние на ход этой самой истории.



4. Немало место в романе уделяет Толстой и роли женщины в обществе. По его мнению, семья и домашний очаг - это и есть удел женщины. Пример Наташи Ростовой показывает некоторый консерватизм во взглядах Льва Николаевича Толстого. Ведь такой одаренный и внутренне богатый человек как Наташа, могла ms принести пользу обществу, а не быть просто хорошей женой и заниматься домашним хозяйством.

Тезисы сочинений

  1. Вступление

В центре романа три семьи: Курагины, Ростовы, Болконские. Семья Болконских описана с несомненной симпатией. В ней показаны три поколения: старший князь Николай Андреевич, его дети Андрей и Марья, его внук Николенька. Из поколения в поколение передаются в этой семье все лучшие душевные качества и черты характера: патриотизм, близость к народу, чувство долга, благородство души.

  1. Старшее поколение семьи – старый князь Болконский

Болконские - люди чрезвычайно деятельные. Каждый из членов семьи постоянно чем-то занят, в них нет ни капли лености и праздности, которые характерны для семей высшего света. Старый князь Болконский, считающий, что на свете "есть только две добродетели - деятельность и ум", неутомимо старается следовать своему убеждению. Сам он, честный и образованный человек, хочет "развить в дочери обе добродетели", давая ей уроки алгебры и геометрии и распределяя ее жизнь в беспрерывных занятиях. Он никогда не бездействовал: то писал мемуары, то работал на станке или в саду, то занимался с дочерью.

  1. Второе поколение семьи – князь Андрей и Марья Болконские.

У князя Андрея мы тоже видим эту черту, доставшуюся ему от отца: он - ищущая и деятельная натура. Он занимается общественной работой со Сперанским, облегчает быт крестьян в своем имении и постоянно ищет свое место в жизни. Активная деятельность семьи всегда направлялась людям, Родине.

Любовь к Родине, патриотизм Болконских.

Болконские - истинные патриоты. У князя Андрея любовь к Родине и собственная жизнь слиты воедино, он не разделяет эти два чувства и хочет совершить подвиг во имя России. Старый князь, узнав о походе Наполеона на Москву, хочет хоть чем-нибудь помочь Родине, он становится главнокомандующим ополчения и отдается этому всей душой. Мысль о покровительстве генерала Рамо "приводила княжну Марью в ужас, заставляя ее содрогнуться, краснеть и чувствовать еще не испытанное чувство злобы и гордости". Она твердила себе: "Поскорее уехать! Ехать скорее!" Всеми поступками Болконского руководит чувство долга, которое в нем очень сильно. Князь Николай Андреевич мог не принимать должность главнокомандующего, он был стар, но "не счел себя вправе отказаться в такое время", и эта вновь открывающаяся ему деятельность возбудила и укрепила его.
"Князь Андрей уходит воевать, понимая, что он должен быть там, где он нужен Родине, тогда как мог остаться при особе государя".

Близость к народу – ещё одна отличительная черта семьи Болконских

У всех своих любимых героев Толстой подчеркивает близость к народу. Есть эта черта характера и у всех членов семьи Болконских. Старый князь очень хорошо вел хозяйство и не притеснял крестьян. Он никогда не отказал бы "в нужде мужикам". Княжна тоже всегда готова помочь крестьянам, "ей странно было думать..., что могли богатые не помочь бедным". А князь Андрей на войне заботится о солдатах и офицерах своего полка. Он был ласков с ними, в ответ на это "в полку его называли наш князь, им гордились и его любили".

  1. Третье поколение семьи – Николенька Болконский.

Третье поколение Болконских - Николенька, сын Андрея; маленьким мальчиком видим мы его в эпилоге романа, но уже тогда он внимательно слушает Пьера, в нем происходит какая-то особая, независимая, сложная и сильная работа чувства и мысли. Он очень любит отца и Пьера, и, убедившись, что отец одобрил бы революционные взгляды Пьера, сказал себе: "Отец! Да, я сделаю то, чем бы даже он был доволен..."

Заключение.

В образах членов семьи Болконских, особенно в образе князя Андрея, Толстой показал мысли, искания лучших людей того времени. Дворянство от оппозиционных правительству взглядов, подобных взглядам старого князя, переходит к более прогрессивным взглядам о переустройстве общества, к которым пришел князь Андрей.

Перечень критической литературы

  1. Бочаров С.Г. Роман Л.Н. Толстого «Война и мир». – М., 1987

  2. Гулин А.В. Лев Толстой и пути русской истории. - М., 2004

  3. Долинина Н.Г. По страницам романа «Война и мир». – Л., 1989

  4. Ермилов в.В. Толстой-художник и роман «Война и мир». – М.1961

  5. Кандиев Б.И. роман Толстого «Война и мир»: Комментарий. – М., 1967

  6. Кормилов С.И. Роман Толстого «Война и мир». - М., 1983

  7. Опульская Л.Д. Роман-эпопея Л.Н. Толстого «Война и мир». – М., 1987

  8. Роман Л.Н. Толстого «Война и мир» в русской критике – М., 1989

  9. Фейн Г.Н. Роман Л.Н. Толстого «Война и мир». – М., 1966

Роман И.С.Тургенева «Отцы и дети»
Эпоха, в которую создавалось произведение.

Роман "Отцы и дети» создавался Тургеневым в горячее для России время. Рост крестьянских восстаний и кризис крепостнической системы вынудили правительство в 1861 году отменить крепостное право. В России необходимо было произвести крестьянскую реформу. Общество раскололось на два лагеря: в одном были революционеры-демократы, идеологи крестьянских масс, в другом — либеральное дворянство, стоявшее за реформаторский путь. Либеральное дворянство не мирилось с крепостничеством, но опасалось крестьянской революции.



Сюжет романа, идейный замысел.

Великий русский писатель показывает в своем романе борьбу мировоззрений этих двух политических направлений. Сюжет роман построен на противопоставлении взглядов Павла Петровича Кирсанова и Евгения Базарова, которые и являются яркими представителями этих направлений. Споры Кирсанова и Базарова раскрывают идейный замысел романа.



Основная проблема произведения.

Уже в названии отражена основная проблема — взаимоотношение двух поколений, отцов и детей. Разногласия по различным вопросам всегда существовали между молодежью и старшим поколением. Так и здесь, представитель младшего поколения Евгений Васильевич Базаров не может, да и не хочет понять «отцов», их жизненное кредо, принципы.



Вопросы, поднятые писателем.

1) Отношение к народу.

2) Отношение к государственному строю России.

3) Отношение к науке, искусству.

4) Отношение к природе.

5) Какие преобразования необходимы русской деревне.


Герои и события произведения
"Отцы и дети" - произведение, в котором мы встречаем таких ярких персонажей, как Базаров и Павел Кирсанов. Оба считают, что им известен ответ на вопрос, как осуществить преобразования в стране. Каждый из них уверен, что именно его идея принесет России процветание. Их идейные разногласия заканчиваются поединком. Самим фактом вызова на дуэль Кирсанов отошел от своих аристократических принципов. Ведь настоящему аристократу не следует снисходить до простолюдина. Сила духа присуща обоим героям. Автор отмечал это и ранее. Но именно дуэль помогла преодолеть внутреннюю ограниченность. После дуэли Базаров и Кирсанов словно меняются. Так, Павлу Петровичу становится более привлекателен чуждый ранее демократизм.
Тезисы сочинения
1. Идейные расхождения героев.
Базаров Евгений Васильевич убежден, что взгляды «отцов» на мир, на жизнь, на отношения между людьми безнадежно устарели. «Да стану я их баловать... Ведь это все самолюбие, львиные привычки, фатовство...». По его мнению, основная цель жизни состоит в том, чтобы работать, производить нечто материальное. Именно поэтому Базаров неуважительно относится к искусству, к наукам, не имеющим практической базы; к «бесполезной» природе. Он считает, что гораздо полезнее отрицать то, что, с его точки зрения, заслуживает отрицания, чем безучастно наблюдать со стороны, ничего не решаясь предпринять. «В теперешнее время полезнее всего отрицание — мы отрицаем», — говорит Базаров.

Со своей стороны, Павел Петрович Кирсанов уверен, что существуют вещи, в которых нельзя усомниться («Аристократизм... либерализм, прогресс, принципы... искусство...»). Он больше ценит привычки и традиции и не хочет замечать изменений, происходящих в обществе.


2. Сходство и различие в главных персонажах.
В этих героях много общего. И в Кирсанове, и в Базарове сильно развито самолюбие. Порой они не могут спокойно вести споры. Оба они не подвержены чужим влияниям, и лишь пережитое и прочувствованное ими самими заставляет героев изменить взгляды на некоторые вопросы. Как разночинец-демократ Базаров, так и аристократ Кирсанов имеют огромное влияние на окружающих, и в силе характера нельзя отказать ни тому, ни другому.

И все-таки, несмотря на такое сходство натур, эти люди очень разные, что обусловлено разницей в происхождении, воспитании и образе мышления. Расхождения проявляются уже в портретах героев. Лицо Павла Петровича Кирсанова "необыкновенно правильное и чистое, словно выведенное тонким и легким резцом". И вообще, весь облик дяди Аркадия «...был изящным и породистым, руки — красивые, с длинными розовыми ногтями". Внешность Базарова представляет полную противоположность Кирсанову. Он одет в длинный балахон с кистями, у него красные руки, лицо длинное и худое, с широким лбом и вовсе не аристократическим носом. Портрет Павла Петровича — это портрет "светского льва", чьи манеры под стать внешности. Портрет Базарова, несомненно, принадлежит "демократу до конца ногтей", что подтверждается и поведением героя, независимым и самоуверенным. Жизнь Евгения полна кипучей деятельности, он отдает каждую свою свободную минуту естественно-научным занятиям. Во второй половине XIX века естественные науки переживали подъем; появились ученые-материалисты, которые многочисленными опытами и экспериментами развивали эти науки, за которыми было будущее. И Базаров — прототип такого ученого. Павел Петрович, напротив, проводит все дни в безделии и беспочвенных, бесцельных раздумьях-воспоминаниях.


3. Отношение к природе, искусству «отцов» и «детей».
Противоположны взгляды спорящих на искусство и природу. Павел Петрович Кирсанов восхищается произведениями искусства. Он способен любоваться звездным небом, наслаждаться музыкой, поэзией, живописью. Базаров же отрицает искусство ("Рафаэль гроша медного не стоит"), к природе подходит с утилитарными мерками ("Природа не храм, а мастерская, и человек в ней работник"). Николай Петрович Кирсанов также не согласен с тем, что искусство, музыка, природа — чепуха. Выйдя на крыльцо, «...он посмотрел кругом, как бы желая понять, как можно не сочувствовать природе». И здесь мы можем почувствовать, как Тургенев через своего героя высказывает свои собственные мысли. Прекрасный вечерний пейзаж приводит Николая Петровича к «горестной и отрадной игре одиноких дум», навевает приятные воспоминания, открывает ему «волшебный мир грез». Автор показывает, что, отрицая любование природой, Базаров обедняет свою духовную жизнь.
4. Отношение к обществу и народу.

Но основное различие между разночинцем-демократом, оказавшемся в имении потомственного дворянина, и либералом заключается во взглядах на общество и народ. Кирсанов считает, что аристократы — движущая сила общественного развития. Их идеал — "английская свобода», то есть конституционная монархия. Путь же к идеалу лежит через реформы, гласность, прогресс. Базаров уверен, что аристократы не способны к действию и от них нет никакой пользы. Он отвергает либерализм, отрицает способность дворянства вести Россию к будущему. Павел Петрович прославляет крестьянскую общину, семью, религиозность, патриархальность русского мужика. Он утверждает, что «русский народ не может жить без веры». Базаров же говорит, что народ не понимает собственных интересов, темен и невежествен, что в стране нет честных людей, что «мужик рад самого себя обокрасть, чтобы только напиться дурману в кабаке». Однако он считает необходимым отличать народные интересы от народных предрассудков; он утверждает, что народ по духу революционен, поэтому нигилизм — это проявление именно народного духа. Тургенев показывает, что, несмотря на умиление, Павел Петрович не умеет разговаривать с простыми людьми, «морщится и нюхает одеколон». Словом, он настоящий барин. А Базаров с гордостью заявляет: «Мой дед землю пахал». И он может расположить к себе крестьян, хотя и подтрунивает над ними. Слуги чувствуют, «что он все-таки свой брат, не барин».

5. Отношение к нигилизму.

Разногласия возникают по поводу нигилизма и роли нигилистов в общественной жизни. Павел Петрович осуждает нигилистов за то, что те "никого не уважают", живут без "принсипов", считает их ненужными и бессильными: "Вас всего 4-5 человека". На это Базаров отвечает: "От копеечной свечи Москва сгорела". Говоря об отрицании всего, Базаров имеет в виду религию, самодержавно-крепостнический строй, общепринятую мораль. Чего же хотят нигилисты? Прежде всего, революционных действий. И критерием является польза для народа.

6. Испытание любовью.

Тургенев как бы проводит своих героев через разные испытания. И сильнейшее из них — испытание любовью. Ведь именно в любви душа человека раскрывается полно и искренне. И тут горячая и страстная натура Базарова смела все его теории. Он влюбился, как мальчишка, в женщину, которую высоко ценил. «В разговорах с Анной Сергеевной он еще больше прежнего высказывал свое равнодушное презрение ко всему романтическому, а оставшись наедине, он с негодованием сознавал романтика в самом себе». Герой переживает сильный душевный разлад. «...Что-то... в него вселилось, чего он никак не допускал, над чем всегда трунил, что возмущало всю его гордость». Анна Сергеевна Одинцова отвергла его. Но Базаров нашел в себе силы с честью принять поражение, не теряя своего достоинства.

А Павел Петрович, тоже сильно любивший, не смог уйти с достоинством, когда убедился в равнодушии женщины к нему: «.. года четыре провел он в чужих краях, то гоняясь за нею, то с намерением терял ее из виду... и уже не мог попасть в нужную колею». И вообще тот факт, что он серьезно влюбился в легкомысленную и пустую светскую даму, о многом говорит.
7. Испытание смертью.

Базаров — сильная натура, это новый человек в русском обществе. И писатель внимательно рассматривает этот тип характера. Последнее испытание, которое он предлагает своему герою — смерть. Жаль, конечно, что Тургенев «убивает» Базарова. Такому смелому, сильному человеку жить бы да жить. Но, возможно, писатель, показав, что такие люди существуют, не знал, что делать со своим героем дальше... То, как умирает Базаров, могло бы сделать честь любому. Он жалеет не себя, а родителей. Ему жаль так рано покидать жизнь. Умирает Базаров мужественно, не раскисая, прямо говорит, что «попал под колесо», «но еще топорщится». И с горечью признается Одинцовой: «А теперь вся задача гиганта — как бы умереть прилично, вилять хвостом не стану».


8. В чем трагедия героя?

Базаров — фигура трагическая. Нельзя сказать, что он побеждает Кирсанова в споре. Даже когда Павел Петрович готов признать свое поражение, Базаров вдруг теряет веру в свое учение и сомневается в своей личной необходимости обществу. "Нужен ли я России? Нет, видно, не нужен", — размышляет он. Только близость смерти возвращает Базарову уверенность в себе. Его трагедия заключается в том, что он одинок в этом мире. В романе у него нет единомышленников, а Аркадий является только попутчиком.

9. Автор и его герой.

На чьей же стороне автор романа? Однозначно нельзя ответить на этот вопрос. Будучи либералом по убеждениям, Тургенев чувствовал превосходство Базарова, более того, утверждал; "Вся моя повесть направлена против дворянства как передового класса". И далее: "Я хотел показать сливки общества, но если сливки плохи, то что же молоко?" Иван Сергеевич Тургенев любит своего нового героя и в эпилоге дает ему высокую оценку: «...страстное, грешное, бунтующее сердце». Он говорит, что не обыкновенный человек лежит в могиле, а действительно человек, нужный России, умный, сильный, обладающий нестереотипным мышлением. Известно, что И.С.Тургенев посвятил роман Белинскому и утверждал: "Если читатель не полюбит Базарова со всей его грубостью, бессердечностью, безжалостной сухостью и резкостью, я виноват, что не достиг своей цели. Базаров — мое любимое детище".


10. Заключение.

Проблема «отцов» «детей» - вечная проблема. Безусловно, в русской литературе классическим является роман Тургенева «Отцы и дети», где личная семейная проблема переплетается, разрастается в общественную.  


Список критической литературы по произведению.


  1. Соколова Г.П. На урок – с И.С. Тургеневым (Нравственное, интеллектуальное и речевое развитие учащихся V-X классов)//РЯШ. - 2000. - №4.

  2. Бялый Г.А. Роман Тургенева “Отцы и дети”. - М.-Л.: Гослитиздат, 1998.

  3. Голубков В.В. Художественное мастерство Тургенева: Пособие для учителя. - М.: Учпедгиз, 1990.

  4. Крундышев А. О Базарове и базаровщине. М. Просвещение - 1995

  5. Курлядский Г.Б. Тургенев и литературно-критические направления 50-х годов 19 в. - М., 1986.

  6. Курляндская Г.Б. Типология героев в произведениях Тургенева. М. Просвещение. 1999.

  7. Маркович В.М. Кто такой Базаров? М. Просвещение. 2002г.

  8. Недзвецкий В.А. Противники и собратья по судьбе. Базаров и Павел Кирсанов. Москва. Просвещение. 1998.

  9. Тургенев И.С. В русской критике. Сборник статей. - М. Просвещение. 2001г

  10. Тургенев И.С. В школе: Пособие для учителей. - М.: Просвещение, 1998.


Комедия А.С.Грибоедова «Горе от ума»
1. Творческий путь писателя

А. С. Грибоедов, дипломат, талантливый поэт, композитор, вошел в историю русской литературы как автор единственной, блистательной комедии «Горе от ума». Человек с прекрасным образованием и гениальным складом ума, Грибоедов посвятил свою жизнь служению родине, полагая: «Чем человек просвещеннее, тем полезнее своему отечеству». Близкое знакомство с декабристами и разделение их идей и ненависти по отношению к самодержавно-крепостническому строю многое дали поэту. Однако в революционный способ изменения российской действительности и в счастливый исход декабристского заговора он не верил.

2. История создания комедии

Раннее малоизвестное творчество Грибоедова тесно было связано с драматургией. Писатель соавторствовал с П. А. Катениным («Студент»), А. А. Шаховским и Б. М. Хмельницким («Своя семья, или замужняя невеста»), Жандром («Притворная неверность», блистательный перевод комедии Г. Барта).

Первое самостоятельное произведением» писателя — комедия «Молодые супруги» — вольное переложение известного сюжета французского драматурга К. де Лессера. Уже первые драматургические опыты Грибоедова стали новаторскими: с его помощью возникло новое для российского театра направление — «светской» или «легкой» комедии. Во- первых, еще неуклюжих и несмелых опытах обнаружились идеи и приемы, которые приобретут новое звучание в его программном произведении «Горе от ума».

Точное возникновение замысла комедии неизвестно, однако исследователи творчества относят его сроки к 1816 году. Первые два акта были написаны на Кавказе, где писатель пребывал по служебным делам с 1821 по 1822 год. Основная работа проводилась в Петербурге (1824), но в следующем году художник вновь возвращается к своей комедии, изменяя некоторые сцены и внося недостающие элементы в комедию.

3. Основные проблемы комедии

Основная тема произведения — изображение действительности в таком виде, как она есть: развратность нравов и жизненных устоев загнивающего дворянства и печальное, во многом несправедливое положение передового человека, оказавшегося в подобном окружении. Проблемы, которые ставит в произведении автор, действительно серьезны. Они касаются положения русского народа, принципов воспитания и образования, изживших себя и устаревших, самодержавия и самобытности России. Многие их них были подняты и ранее в произведениях других авторов этого времени, но большинство из них так и не получили своего логического разрешения.

Действие комедии раскрывает положение русского дворянства накануне 1825 года. Судить об этом позволяют реалии, довольно точно описанные в тексте и относящиеся к конкретным историческим датам: 1817 году — образование комитета, «чтоб грамоте никто не знал и не учился», 1819 года — популярное в декабристской среде ланкастерское обучение, 1821 года — «расколы и безверье», в которых обвинялась российская передовая профессура, а также зарубежные события, происходившие в период с 1820 по 1823 года.

  Противоречие между героизмом народа, раскрывшимся в ходе Отечественной войны 1812 года, и режимом крепостничества, притесняющим и подавляющим его, красной линией проходит через всю ткань произведения. Оно выразилось в столкновении представителя передового образованного русского дворянства Чацкого и фамусовского общества, типичного для России. Положение, в котором оказался Чацкий, характерно для всей российской действительности того времени. Несмотря на существование близких по идеологии Чацкому людей, главный герой беспомощен и одинок во враждебной для него среде. Новаторство Грибоедова проявилось во многих моментах, в частности, в новизне основной идеи, вынесенной в заглавие комедии — все горе в обществе происходит «от ума», то есть «излишней» образованности, интеллигентности. Драматург показывает в комедии два полярных взгляда на жизнь. Это точка зрения Чацкого, для которого высшая ценность, — «ум, алчущий познания», и Фамусова, считающего, что «ученость — вот чума, ученье — вот причина, что нынче пуще, чем когда безумных развелось людей». На этом контрасте строится основная сюжетная линия комедии — ведущие диалоги, сцены, даже развитие любовной линии зависят от взглядов противопоставленных друг другу героев. Ум, глупость, безумие — пружина для развития всего действия.



Спор двух поколений: «век нынешний» и «век минувший» в комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума»

Тезисы сочинений

1. Вступление.

Комедия Александра Сергеевича Грибоедова стала новаторской в русской литературе первой четверти XIX века.  Для классической комедии было характерно деление героев на положительных и отрицательных. Победа всегда была за положительными героями, в то время как отрицательные - высмеивались и терпели поражение. В комедии же Грибоедова персонажи распределены совершенно иным образом. Основной конфликт пьесы связан с разделением героев на представителей "века нынешнего" и "века минувшего", причем к первым относится практически один Александр Андреевич Чацкий, к тому же, он нередко оказывается в смешном положении, хотя и является героем положительным. В то же время, главный его "оппонент" Фамусов отнюдь не какой-нибудь отъявленный мерзавец, напротив, это заботливый отец и добродушный человек.

2. «Век минувший» в комедии.

- жизнь фамусовской Москвы:

Детство Чацкого прошло в доме Павла Афанасьевича Фамусова. Московская барская жизнь была размеренной и спокойной. Каждый день был похож на другой. Балы, обеды, ужины, крестины... 

Женщин, в основном, занимают наряды. Они любят все иностранное, французское. У дам фамусовского общества одна цель — выйти замуж или выдать дочерей за человека влиятельного и богатого. При всем при этом, по выражению самого Фамусова, женщины -"судьи всему, везде, над ними нет судей". За покровительством все ездят к некой Татьяне Юрьевне, потому что "чиновные и должностные все ей друзья и все родные".

Мужчины же заняты тем, чтоб продвинуться как можно выше по социальной лестнице. Вот бездумный солдафон Скалозуб, который все меряет военными мерками, шутит по-военному, являя собой образец тупости и ограниченности. Но это-то как раз и означает хорошую перспективу роста. У него одна цель — "добраться в генералы". Вот мелкий чиновник Молчалин. Он не без удовольствия говорит о том, что "три награжденья получил, числится по Архивам", и ему, конечно, хочется "дойти до степеней известных". 

- идеалы фамусовской Москвы:

Фамусов рассказывает молодым людям о вельможе Максиме Петровиче, который служил еще при Екатерине и, добиваясь места при дворе, не проявлял ни деловых качеств, ни талантов, а прославился лишь тем, что у него часто "гнулась шея" в поклонах. Зато "имел сто человек к услугам", "весь в орденах". Вот это и есть идеал фамусовского общества. 
Московские дворяне спесивы и надменны. К людям беднее себя они относятся с презрением. Но особая надменность слышится в репликах, обращенных к крепостным. Они — "петрушки", "фомки", "чурбаны", "ленивые тетери". С ними один разговор: "В работу вас! На поселенье вас!"

Сомкнутым строем фамусовцы выступают против всего нового, передового. Они могут полиберальничать, но коренных изменений боятся, как огня.


История Чацкого.

Таким образом, Чацкому хорошо знаком дух "века минувшего", отмеченный низкопоклонством, ненавистью к просвещению, пустотой жизни. Все это рано возбудило в нашем герое скуку и отвращение. Несмотря на дружбу с милой Софьей, Чацкий покидает дом своих родственников и начинает самостоятельную жизнь. 


"Охота странствовать напала на него..." Душа его жаждала новизны современных идей, общения с передовыми людьми времени. Он покидает Москву и едет в Петербург. "Высокие думы" для него превыше всего. Именно в Петербурге сложились взгляды и стремления Чацкого. Он, по-видимому, заинтересовался литературой. Даже до Фамусова дошли слухи, что Чацкий "славно пишет, переводит". Вместе с тем Чацкого увлекает общественная деятельность. У него возникает "с министрами связь". Однако ненадолго. Высокие понятия о чести не позволяют ему прислуживаться, он хотел служить делу, а не лицам. 

После этого Чацкий, вероятно, побывал в деревне, где он, по словам Фамусова, "наблажил", оплошно управляя имением. Затем наш герой отправляется за границу. На "путешествия" в то время смотрели косо, как на проявление либерального духа. Но как раз знакомство представителей русской дворянской молодежи с жизнью, философией, историей Западной Европы имело большое значение для их развития. 

«Век нынешний».

И вот мы встречаемся уже со зрелым Чацким, человеком со сложившимися идеями. Рабской морали фамусовского общества Чацкий противопоставляет высокое понимание чести и долга. Он страстно обличает ненавистный ему крепостнический строй. Он не может спокойно говорить о "Несторе негодяев знатных", меняющем слуг на собак, или о том, кто "на крепостной балет согнал... от матерей, отцов отторженных детей" и, разорившись, распродал всех поодиночке.

Чацкому ненавистны "прошедшего житья подлейшие черты", люди, которые "суждения черпают из забытых газет времен Очаковских и покоренья Крыма". Резкий протест вызывает у него дворянское низкопоклонство перед всем иностранным, французское воспитание, обычное в барской среде. В своем знаменитом монологе о "французике из Бордо" он говорит о горячей привязанности простого народа к своей родине, национальным обычаям и языку. 
Как истинный просветитель, Чацкий страстно отстаивает права разума и глубоко верит в его силу. В разуме, в воспитании, в общественном мнении, в силе идейного и морального воздействия он видит главное и могучее средство переделки общества, изменения жизни. Он защищает право служить просвещению и науке.

К таким молодым людям в пьесе, кроме Чацкого, можно отнести, пожалуй, также двоюродного брата Скалозуба, племянника княгини Тугоуховской — "химика и ботаника". Но о них в пьесе говорится вскользь. Среди гостей Фамусова наш герой — одиночка. 

Конечно же, Чацкий наживает себе врагов. Ну разве простит его Скалозуб, если услышит о себе: "Хрипун, удавленник, фагот, созвездие маневров и мазурки!" Или Наталья Дмитриевна, которой он посоветовал жить в деревне? Или Хлестова, над которой Чацкий открыто смеется? Но больше всех достается, конечно, Молчалину. Чацкий считает его "жалчайшим созданием", похожим на всех глупцов. Софья из мести за такие слова объявляет Чацкого сумасшедшим. Все с радостью подхватывают эту новость, они искренне верят в сплетню, потому что, действительно, в этом обществе он кажется безумным. 

А. С. Пушкин, прочитав "Горе от ума", заметил, что Чацкий мечет бисер перед свиньями, что никогда и ни в чем не переубедит он тех, к кому обращается со своими гневными, страстными монологами. И с этим нельзя не согласиться. Но Чацкий молод. Да он и не имеет цели затевать споры со старшим поколением. Прежде всего, он хотел повидать Софью, к которой с детства питал сердечную привязанность. Другое дело, что за время, которое прошло с их последней встречи, Софья изменилась. Чацкий обескуражен ее холодным приемом, он силится понять, как могло статься, что он ей больше не нужен. Может быть, именно эта душевная травма и запустила механизм конфликта. 

В итоге происходит полный разрыв Чацкого с тем миром, в котором он провел свое детство и с которым связан кровными узами. Но конфликт, приведший к этому разрыву, не личностный, не случайный. Конфликт этот — социальный. Столкнулись не просто разные люди, но разные мировоззрения, различные общественные позиции. Внешней завязкой конфликта явился приезд Чацкого в дом Фамусова, развитие он получил в спорах и монологах главных героев ("А судьи кто?", "Вот то-то, все вы гордецы!.."). Нарастающее непонимание и отчужденность приводят к кульминации: на балу Чацкого признают безумным. И тут он понимает сам, что все его слова и душевные движения были напрасны.

Заключение.



Развязка конфликта — отъезд Чацкого из Москвы. Отношения фамусовского общества и главного героя выяснены до конца: они глубоко презирают друг друга и не хотят иметь ничего общего. Невозможно сказать, кто одерживает верх. Ведь конфликт между старым и новым вечен, как мир. А тема страданий умного, образованного человека в России злободневна и сегодня. И по сей день от ума страдают больше, чем от его отсутствия. В этом смысле Грибоедов создал комедию на все времена.

Перечень критической литературы по комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума»

  1. Валагин А.П. А.С. Грибоедов. «Горе от ума». Почитаем вместе. – М., 1981

  2. Гончаров А.И. «Мильон терзаний». Любое издание

  3. Голлер Б. «Горе от ума» в современном мире // Вопросы литературы. 2009. № 4. С. 220—291

  4. Лебедев А.А. Куда влечет тебя свободный ум. – М, 1982

  5. Цимбаева Е. Художественный образ в историческом контексте. (Анализ биографий персонажей «Горя от ума») // Вопросы литературы. — 2003. — № 4: Июль—август. — С. 98—139.


©dereksiz.org 2016
әкімшілігінің қараңыз

    Басты бет