Пояснительная записка Характеристика учебного предмета, его место и роль в образовательном процессе Срок реализации учебного предмета



жүктеу 363.9 Kb.
Дата14.07.2016
өлшемі363.9 Kb.
СОДЕРЖАНИЕ

  1. Пояснительная записка

    1. Характеристика учебного предмета, его место и роль в образовательном процессе

    2. Срок реализации учебного предмета

    3. Объём учебного времени, предусмотренный учебным планом образовательного учреждения на реализацию учебного предмета

    4. Форма проведения учебных аудиторных занятий

    5. Цели и задачи учебного предмета

    6. Обоснование структуры программы учебного предмета

    7. Методы обучения

    8. Описание материально-технических условий реализации учебного предмета

  2. Содержание учебного предмета

1. Сведения о затратах учебного времени

2. Годовые требования по классам

III. Требования к уровню подготовки обучающихся

IV. Формы и методы контроля, система оценок



  1. Аттестация: цели, виды, форма, содержание

  2. Критерии оценки

V. Методическое обеспечение учебного процесса

1. Методические рекомендации

2. Рекомендации по организации самостоятельной работы обучающихся

VI. Списки рекомендуемой нотной и методической литературы



  1. Список рекомендуемой нотной литературы

  2. Список рекомендуемой методической литературы



  1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА


1. Характеристика учебного предмета, его место и роль в образовательном процессе.

Программа учебного предмета «Специальность» по виду инструмента «виолончель», далее – «Специальность (виолончель)» разработана на основе и с учетом федеральных государственных требований к дополнительной предпрофессиональной общеобразовательной программе в области музыкального искусства «Струнные инструменты».

Учебный предмет «Специальность (виолончель)» направлен на приобретение детьми знаний, умений и навыков игры на виолончели, получение ими художественного образования, а также на эстетическое воспитание и духовно-нравственное развитие ученика.

Виолончель является не только сольным инструментом, но ансамблевым и оркестровым. Поэтому, владея игрой на данном инструменте, учащийся имеет возможность соприкоснуться с лучшими образцами музыкальной культуры в различных жанрах. В классе ансамбля или оркестра учащийся оказывается вовлеченным в процесс коллективного музицирования, используя знания, умения и навыки, полученные в классе по специальности.

Учебный предмет «Специальность (виолончель)» направлен на приобретение обучающимися следующих знаний, умений и навыков:


  • знания музыкальной терминологии;

  • знания художественно эстетических и технических особенностей, характерных для сольного исполнительства;

  • умения грамотно исполнять музыкальные произведения на виолончели;

  • умения самостоятельно разучивать музыкальные произведения различных жанров и стилей на виолончели;

  • умения создавать художественный образ при исполнении музыкального произведения на виолончели;

  • навыков импровизации, чтения с листа несложных музыкальных произведений на виолончели;

  • навыков сольных публичных выступлений, а также в составе струнного ансамбля, камерного или симфонического оркестров.

Настоящая программа отражает организацию учебного процесса, все разнообразие репертуара, его академическую направленность, а также возможность реализации индивидуального подхода к каждому ученику.

2. Срок реализации учебного предмета «Специальность (виолончель)»

для детей, поступивших в образовательное учреждение в первый класс в возрасте с шести лет шести месяцев до девяти лет, составляет 8 лет.

Для детей, не закончивших освоение образовательной программы основного общего образования или среднего (полного) общего образования и планирующихпоступление в образовательные учреждения, реализующие основные профессиональные образовательные программы в области музыкального искусства, срок освоения может быть увеличен на один год.

3. Объем учебного времени, предусмотренный учебным планом

образовательного учреждения на реализацию учебного предмета «Специальность (виолончель)»:

Таблица 1




Срок обучения

8 лет

9 лет

Максимальная учебная нагрузка


1777 часов

2074

Количество часов на аудиторные

занятия


592

691

Количество часов на

самостоятельную работу



1185

1383


4. Форма проведения учебных аудиторных занятий: индивидуальная, продолжительность урока - 40 минут. Индивидуальная форма занятий позволяет преподавателю лучше узнать ученика, его музыкальные и физические возможности, эмоционально-психологические особенности.

5. Цель и задачи учебного предмета «Специальность (виолончель)»

Цель:


  • развитие музыкально-творческих способностей учащегося на основе

приобретенных им знаний, умений и навыков в области виолончельного

исполнительства, а также выявление наиболее одаренных детей и подготовки их к дальнейшему поступлению в образовательные учреждения, и реализующие образовательные программы среднего профессионального образования по профилю предмета.

Задачи:


  • освоение учащимися музыкальной грамоты, необходимой для владенияинструментом в пределах программы учебного предмета;

  • развитие интереса к классической музыке и музыкальному творчеству;

  • развитие музыкальных способностей: слуха, ритма, памяти, музыкальности иартистизма;

  • формирование у обучающихся комплекса исполнительских навыков,позволяющих воспринимать, осваивать и исполнять на виолончели произведения различных жанров и форм в соответствии с ФГТ;

  • приобретение учащимися опыта творческой деятельности и публичныхвыступлений;

  • приобретение учащимися умений и навыков, необходимых в сольном,

ансамблевом и оркестровом исполнительстве.

6. Обоснование структуры учебного предмета «Специальность (виолончель)»

Обоснованием структуры программы являются ФГТ, отражающие все аспектыработы преподавателя с учеником.

Программа содержит следующие разделы:


  • сведения о затратах учебного времени, предусмотренного на освоение

  • учебного предмета;

  • распределение учебного материала по годам обучения;

  • описание дидактических единиц учебного предмета;

  • требования к уровню подготовки обучающихся;

  • формы и методы контроля, система оценок;

  • методическое обеспечение учебного процесса.

В соответствии с данными направлениями строится основной раздел

программы "Содержание учебного предмета".



7. Методы обучения

В музыкальной педагогике применяется комплекс методов обучения.

Индивидуальное обучение неразрывно связано с воспитанием ученика, с учетом его возрастных и психологических особенностей.

Для достижения поставленной цели и реализации задач предмета используютсяследующие методы обучения:



  • словесный (объяснение, беседа, рассказ);

  • наглядно-слуховой (показ, наблюдение, демонстрация пианистическихприемов);

  • практический (работа на инструменте, упражнения);

  • аналитический (сравнения и обобщения, развитие логического мышления);

  • эмоциональный (подбор ассоциаций, образов, художественные впечатления).

Индивидуальный метод обучения позволяет найти более точный и

психологически верный подход к каждому ученику и выбрать наиболее подходящий метод обучения.

Предложенные методы работы в рамках предпрофессиональной программыявляются наиболее продуктивными при реализации поставленных целей и задач учебного предмета и основаны на проверенных методиках и сложившихся традициях исполнительства на струнных смычковых инструментах.

8.Описание материально-технических условий реализации учебного

предмета «Специальность (виолончель)»

Материально-техническая база образовательного учреждения должна

соответствовать санитарным и противопожарным нормам, нормам охраны труда.

Помещение должно иметь хорошую звукоизоляцию, освещение и хорошопроветриваться. Должна быть обеспечена ежедневная уборка учебной аудитории.

Учебные классы для занятий по специальности оснащаются роялем или

пианино, в классе необходимо иметь пюпитр. Рояль или пианино должны быть хорошо настроены.

Размеры виолончелей должны соответствовать антропометрическим параметрам: 1/8 для детей 5-6 лет, 1/4 для детей 7-8 лет, 1/2 для детей 9-11 лет, 3/4 для детей 12-14 лет, 4/4 для детей с 15 лет, а также наличие смычков размерами 1/4, 1/2, 3/4, 4 /4.

II. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА


1. Сведения о затратах учебного времени, предусмотренного на освоение

учебного предмета «Специальность (виолончель)», на максимальную, самостоятельную нагрузку обучающихся и аудиторные занятия:


Таблица 2

Класс

1

2

3

4

5

6

7

8

9

Продолжительность учебных занятий (в неделях)

32

33

33

33

33

33

33

33

33

Количество часов на

аудиторные занятия

(в неделю)


2

2

2

2

2

2

2,5

2,5

3

Общее количество часов на аудиторные занятия

691

Количество часов на

самостоятельную работу в неделю

3

3

4

4

5

5

6

6

6

Общее количество часов на самостоятельную работу по годам

96

99

132

132

165

165

198

198

198

Общее количество часов на внеаудиторную

(самостоятельную работу)



1383

Общее максимальное колличество часов по годам обучения

160

165

198

198

247,5

147,5

280,5

180,5

297

Общее максимальное

количество часов на весь

период обучения (аудиторные и

самостоятельные)



2074

Консультации проводятся с целью подготовки обучающихся к контрольным урокам, зачетам, экзаменам, творческим конкурсам и другим мероприятиям по усмотрению образовательного учреждения. Консультации могут проводиться рассредоточено или в счет резерва учебного времени. Резерв учебного времени можно использовать как перед промежуточной (экзаменационной аттестацией), так и после ее окончания с целью обеспечения самостоятельной работы обучающихся на период летних каникул.

Объем времени на самостоятельную работу обучающихся по каждому учебному предмету определяется с учетом сложившихся педагогических традиций, методической целесообразности и индивидуальных способностей ученика.

Виды внеаудиторной работы:

- выполнение домашнего задания;

- подготовка к концертным выступлениям;

- подготовка к контрольным урокам, зачетам и экзаменам;

- посещение учреждений культуры (филармоний, театров, концертных залов, музеев и др.);

- участие в творческих мероприятиях и культурно-просветительской деятельности образовательного учреждения.
2. Годовые требования по классам
Срок обучения – 9 лет
Общий репертуарный список, составленный по нарастающей сложности
Крупная форма

Концерты
Вивальди А. Домажор, ля минор

Нельк А. Концертино

Бреваль Ж Концертино

Бреваль Ж. Ре мажор

Кленгель Ю. Концертино До мажор

Иодран И. Концерт

Гольтерман Г. №5,4,3,2,1

Стамиц К. ЖДо мажор

Бах И. С. (Пятигорский А.) Соль мажор

Боккерини Л. Си бемоль мажор

Кабалевский Д. №1

Бах И.Х. До минор

Лео Л. Ре мажор

Гоенс Д. Ля минор

Давыдов К. №1,№4

Сен-Санс К. Ля минор
Сонаты
Бреваль Ж. До мажор

Ромберг Б. Си бемоль мажор, ми минор

Марчелло Б. 6 сонат

Вивальди А. 6 сонат

Бортнянский Д. Фа мажор

Дюпор Ж. Соль мажор

Перселл Д. Соль минор

Эрвелуа К. Сюита ре минор

Бетховен Л. Вариации на тему Генделя

Саммартини Дж. Соль мажор

Ромберг Б. До мажор

Эккльс Дж. Соль минор

Корелли А. Ре минор

Ариости А. МИ минор

Капорале А. Ре минор

Бреваль Ж. Соль мажор


Пьесы кантиленного характера
Евлахов О. Романс

Хачатурян А. Андантино

Гедике А. Миниатюра

Дворжак С. Мелодия

Маттезон И. Ария

Давыдов К. Романс без слов

Рубинштейн А. Мелодия

Гендель Г. Ляргетто

Мендельсон Ф. Песня без слов

Сен-Санс к. Лебедь

Глиэр Р. Листок из альбома

Клочков К. Вечерняя песня

Власов А. Мелодия

Чайковский П. Сладкая грёза, Сентиментальный вальс, Ноктюрн, Романс, Осенняя песнь

Бах И.С. Ария, Ариозо

Александров А. Ария

Массне Ж. Элегия

Рахманинов С. Прелюдия, Элегия, Вокализ

ВивальдиА. \ Марчелло Б. Адажио

Гранадос Э. Интермеццо

Шопен Ф. Этюд ми минор, Прелюдия си минор

Форе Г. Элегия

Глазунов А. Песнь менестреля

Шостакович Д. Адажио


Пьесы подвижного и виртуозного характера
Балакирев М. Полька

Чайковский П. Неаполитанская песенка, Камаринская

Шлемюллер Г. Непрерывное движение

Комаровский А. Вперегонки

Дженкинсон Э. Танец

Гольтерман Г. В непогоду

Яковенко П. Скерцо

Букиник М. Юмореска

Рубинштейн А. Прялка

Айвазян А. Грузинский танец

Шуберт Ф. Пчелка

Гольтерман Г. Этюд-каприс. Каприччио.

Сен-Санс К. Аллегро аппассионато

Гуэнс Д. Скерцо

Бородин А. Хор и пляска половецких девушек

Айвазян А. Концертный этюд

Кленгель Ю. Скерцо

Вебер К. Адажио и Рондо


1 класс

Аудиторные занятия 2 часа в неделю

Самостоятельная работа не менее 3-х часов в неделю

В течение года ученик должен освоить первоначальные навыки игры на

виолончели. Изучение нотной грамоты в басовом ключе. Освоение 1-й позиции в узком и широком расположении пальцев. Штрихи деташе и легато в простейшем ихсочетании. Учащийся должен знать и играть гаммы до двух знаков, а также уметьисполнять разнохарактерную музыку (песня-танец).

В этот период желательно проходить большой объем музыкального материала ввиду его достаточной лаконичности, формировать навыки чтения с листа, внимание к звукоизвлечению и чистому интонированию.

За учебный год учащийся должен исполнить: За учебный год учащийся должен исполнить:

I полугодие

II полугодие

Декабрь – зачет в форме академического концерта

Май – переводной зачет в форме академического концерта.

Примеры программ академического концерта:

Вариант 1

Р.Н.П. «Как под горкой…» обр. Комаровского А.

Р.Н.П. « На зеленом лугу…» обр. Захарьиной Т.

Вариант 2

Моцарт В. Аллегретто

Н. Бакланова Мазурка

2 класс

Аудиторные занятия 2 часа в неделю



Самостоятельная работа не менее 3-х часов в неделю

Продолжение работы над постановкой, свободой игровых движений. Усложнение и детализация игровых навыков. Изучение гамм мажора и минора. Начало изучений позиций и переходов в IV позицию. Работа над более разнообразным звучанием инструмента в зависимости от характера музыкального материала. Штрихи деташе, легато, мартле и их сочетание. Культура распределения смычка. Чтение с листа на уроке. Развитие навыка анализа музыкальных и технических задач.

За учебный год учащийся должен исполнить:

I полугодие

II полугодие

Октябрь – технический зачет

Декабрь – зачет в форме академического концерта (2 разнохарактерных пьесы или крупная форма)



Февраль – концертное выступление (пьеса кантиленного характера)

Май – переводной экзамен в форме академического концерта (крупная форма (концерт, вариации) или старинная соната).


Примеры программ академического концерта:

Вариант 1

Гамма ре минор однооктавная, мелодическая

Избранные этюды, вып.1 № 14

Бакланова Н. Колыбельная

Бакланова Н. Марш

Вариант 2

Гамма Соль мажор 2-октавная

Избранные этюды, вып.1 №17

Бетховен Л. Сурок

Бетховен Л. Прекрасный цветок

3 класс

Аудиторные занятия 2 часа в неделю



Самостоятельная работа не менее 4-х часов в неделю

Дальнейшая работа над развитием музыкальных, технических и исполнительских навыков.

Качество звука, смена позиций, интонация и более сложный ритм.

Знакомство с теноровым ключом.

Комбинированные штрихи, знакомство с новыми штрихами мартле и стаккато. Упражнение на трель, изучение простейших двойных нот.

Изучение II, V, VI позиции.

Знакомство с вибрацией, теноровым и скрипичным ключом.

Навыки самостоятельного разбора несложного материала, игра в ансамбле, настройка инструмента.

За учебный год учащийся должен исполнить:

I полугодие

II полугодие

Октябрь – технический зачет

Декабрь – академический концерт (2 разнохарактерных пьесы или крупная форма)



Февраль – концертное выступление (пьеса кантиленного характера)

Май – Переводной экзамен (Крупная форма (концерт, вариации) или старинная соната).


Примеры программы : Вариант 1

Гамма Фа мажор или ля минор (двухоктавные), T35, VI6, S46 в мажорном и

минорном ладу, м.маж.7 (по три, четыре legato)

А.Нельк Этюд №5 ми минор

Н.Бакланова «Тарантелла», Д.Шостакович «Заводная кукла», Ж.Металлиди

«Веселый дятел», И.Иордан «Вариации»

Вариант 2

Гамма Си-бемоль мажор или соль минор с закрытыми струнами

(двухоктавные), T35, VI6, S46 в мажорном и минорном ладу, м.маж.7 (по три,

четыре legato)

С.Ли Этюд ми минор

М.Глинка «Жаворонок», Р.Шуман «Дед Мороз», Ж.Бреваль Соната До мажор

(I часть)

А.Вивальди Концерт ля минор (II и III части)

4 класс


Аудиторные занятия 2 часа в неделю

Самостоятельная работа не менее 4-х часов в неделю

Более высокие требования к качеству звука и выразительности исполнения.

Работа над интонацией, вибрацией. Развитие пластики в смене позиций и смычка.

Изучение высоких позиций (V, VI, VII).

Развитие беглости и артикуляции левой руки. Знакомство с трёхоктавными гаммами и трезвучиями.

Освоение двойных нот, натуральных флажолетов. Игра legato до двенадцати нот на смычок.

За учебный год учащийся должен исполнить:



I полугодие

II полугодие

Октябрь – технический зачет

Декабрь – академический концерт (2 разнохарактерных пьесы или крупная форма)



Февраль – концертное выступление (пьеса кантиленного характера)

Май – Переводной экзамен (Крупная форма (концерт, вариации) или старинная соната).


Примеры программ:

Гаммы До мажор или ре минор (трехоктавные), T35, VI6, S46 в мажорном и минорном ладу, м.маж.7 (по три, четыре legato)

С.Ли Этюд №4 ля минор, С.Ли Этюд №2 Соль мажор

Дж.Перголези «Ария», Й.Гайдн «Серенада», Г.Шлемюллер «Непрерывное

движение»

Б.Марчелло Соната Соль мажор (I, II части), Ю.Кленгель Концертино До

мажор (I часть)

Вариант 1

Гаммы Ре мажор (трехоктавная с закрытыми струнами) или фа-диез минор

(двухоктавная), T35, VI6, S46 в мажорном и минорном ладу, м.маж.7, ум.7акк.

(по три, четыре legato)

Ф.Куммер Этюд Ре мажор,

Ю.Дотцауэр Ре мажор (на ставке)

А.Хачатурян «Андантино», Г.Гольтерман «На охоте»,

Э.Дженкинсон «Танец»

Б.Марчелло Соната Фа мажор или Соль мажор (I, II части),

Г.Гольтерман Концерт №4 (I или II, IIIчасти)

5 класс

Аудиторные занятия 2,5 часа в неделю



Самостоятельная работа не менее 5 часов в неделю

Развитие самостоятельности учащегося, повышение требовательности к выразительности исполнения, усложнение ритмических задач, работа над беглостью и артикуляцией пальцев.

Изучение хроматической гаммы. Представление о музыке разных стилей и эпох. Ансамблевое музицирование. Чтение с листа более сложных произведений.

За учебный год учащийся должен исполнить:



I полугодие

II полугодие

Октябрь – технический зачет

Декабрь – академический концерт (2 разнохарактерных пьесы или крупная форма)



Февраль – концертное выступление (пьеса кантиленного характера)

Май – Переводной экзамен (Крупная форма (концерт, вариации) или старинная соната).


Примеры программы :

Вариант 1

Гаммы Ре мажор с закрытыми струнами или до минор (трехоктавные), T35,

VI6, S46 в мажорном и минорном ладу, м.маж.7, ум.7 акк.(по шесть и восемь

legato)


Ф.Грюцмахер Этюд Домажор (с купюрами), Ю.Дотцауэр Этюд Соль мажор

К.Давыдов «Романс без слов», Г.Гольтерман «В непогоду»

Б.Ромберг Соната Домажор №5, А.Нельк Концертино Ре мажор

Вариант 2

Гаммы Ми мажор или фа минор (трехоктавные), T35, VI6, S46 в мажорном и

минорном ладу, м.маж.7 с обращениями (от основной ноты), ум.7акк. (по

шесть и восемь legato)

Л.Мардеровский Этюд ре минор, И.Малкин Этюд соль минор

К.Клочков «Вечерняя песня», У.Сквайер «Тарантелла»

П.Бони «Largo» и «Allegro».

6 класс

Аудиторные занятия 2,5 часа в неделю



Самостоятельная работа не менее 5 часов в неделю

Изучение гамм в более сложных тональностях до шестнадцати нот легато, арпеджио - до девяти нот, двойные ноты (терции, сексты, октавы).

Совершенствование штрихов деташе, легато, мартле, сотийе, стаккато.

Развитие техники левой руки на виртуозно-романтических пьесах.

Натуральные флажолеты. Закрепление позиции ставки.

Самостоятельная работа над посильным для ученика репертуаром.

Анализ крупной формы.

Возможное участие в школьном оркестре.

За учебный год учащийся должен исполнить:

I полугодие

II полугодие

Октябрь – технический зачет

Декабрь – академический концерт (2 разнохарактерных пьесы или крупная форма)



Февраль – концертное выступление (пьеса кантиленного характера)

Май – Переводной экзамен (Крупная форма (концерт, вариации) или старинная соната).


Примеры программ:

Вариант 1

Гаммы Ми мажор или фа минор (трехоктавные), T35, VI6, S46 в мажорном и

минорном ладу, м.маж.7 с обращениями (от основной ноты), ум. 7акк. (по

шесть и восемь legato)

Л.Мардеровский Этюд ре минор, Ф.Куммер Этюд соль минор

Г.Гендель «Ларгетто», Ф.Шуберт «Пчёлка»

Б.Марчелло Соната ми минор (I, II части), Б.Ромберг Концертино (I, III части)

Вариант 2

Гаммы Ля-бемоль мажор (трехоктавная) или до-диез минор

(четырехоктавная), T35, VI6, S46 в мажорном и минорном ладу, м.маж.7 с

обращениями (от основной ноты), ум.7акк. (по шесть и восемь legato)

С. Ли Этюд ля минор (секстольный), Ж.Дюпор Этюд До мажор

(хроматический)

М.Глинка «Ноктюрн», Г.Гольтерман «Этюд-Каприс»

Д.Эрвелуа Сюита ре минор (I, II части), Й.Гайдн-Д.Поппер Концерт (II, III

части)


7 класс

Аудиторные занятия 2,5 часа в неделю

Самостоятельная работа не менее 6часов в неделю

Гаммы в различных штриховых вариантах, развитие пальцевой беглости и штриховой техники, двойные ноты трех видов по две и четыре легато, одиннадцать видов арпеджио в подвижном темпе.

Активное освоение виолончельного репертуара разностильной направленности.

Крупная форма более сложной фактуры и содержания.

Активное участие в концертах отдела и школы, как в сольном исполнительстве, так и в составе ансамблей и школьного оркестра.

За учебный год учащийся должен исполнить:



I полугодие

II полугодие

Октябрь – технический зачет

Декабрь – академический концерт (2 разнохарактерных пьесы или крупная форма)



Февраль – концертное выступление (пьеса кантиленного характера)

Май – Переводной экзамен (Крупная форма (концерт, вариации) или старинная соната).


Примеры программы:

Вариант 1

Гаммы Ля-бемоль мажор или до-диез минор

А.Нельк Этюд №10 соч.32, Ю.Дотцауэр Этюд №69 ля минор

Г.Форе «Элегия», Д.Гоэнс «Скерцо»

Дж.Эккльс Соната соль минор, Й.Гайдн-Д.Поппер Концерт До мажор (I

часть)


Вариант 2

Ре-бемоль мажор или соль-диез минор

О.Франком Этюд соч.7 №9, В.Фитценгаген Этюд соч.28 №6

Фр.Верачини «Largo», А.Бородин «Хор и пляска половецких девушек»

А.Ариости Соната Ми-бемоль мажор, Д.Кабалевский Концерт №1

8 класс


Аудиторные занятия 2,5 часа в неделю

Самостоятельная работа не менее 6 часов в неделю

Учащиеся 8 класса могут играть на зачетах свободную программу; количество зачетов и сроки специально не определены (свободный режим)

Главная задача этого класса - представить выпускную программу в максимально качественном виде.

Закрепление ранее пройденных гамм с пятью и шестью знаками.

Подготовка к выпускному экзамену.

В выпускном классе учащийся может пройти одну или две программы. В некоторых случаях может повторить произведение, исполнявшееся ранее.

В течение года ученик должен иметь возможность обыгрывать программу на классных вечерах и школьных концертах.

Программа должна быть построена с учетом индивидуальных возможностей ученика и показать его с лучшей стороны.

Требования к выпускной программе:

Старинная соната: 1-я и 2-я части или 3-я и 4-я части

Пьеса виртуозного характера

Примеры программы экзамена

Вариант 1

М.Букиник Этюд ми минор №6, Ж.Дюпор Этюд Ре мажор №8

А.Капорале Соната ре минор: I, II части или III, IV части

Б.Ромберг Концерт №2,I часть

Д.Поппер «Тарантелла»

Вариант 2

Ф.Грюцмахер Этюд Ми мажор. Ор.38 №9, И.Буассо Этюд Соль мажор №30

Л.Боккерини Соната До мажор

Г.Гольтерман Концерт №1, I часть

Дж.Фрескобальди Токката

Учащиеся, продолжающие обучение в 9 классе, сдают выпускной экзамен в 9

классе.

9 класс


Аудиторные занятия 3 часа в неделю

Самостоятельная работа не менее 6 часов в неделю

В этом классе обучаются учащиеся, которые целенаправленно готовятся к поступлению в среднее профессиональное образовательное учреждение.

Программу необходимо построить так, чтобы она дала возможность развить у учащегося все его технические и музыкальные потенциальные возможности, привести исполнительские и инструментальные навыки к предпрофессиональному уровню, необходимому для дальнейшего обучения в музыкальном колледже.

Примерная программа экзамена

Вариант 1

Д.Поппер этюд До мажор. Ор.73 №8, Д.Поппер Этюд Фа мажор. Ор.73 №34

К.Давыдов концерт №1, I часть

Д.Поппер «Венгерская рапсодия»

Вариант 2

Д.Поппер Этюд Фа мажор. Ор.73 №23, Д.Поппер Этюд Ми-бемоль мажор.

Ор.73 №9


Э.Лало Концерт ре минор I часть

К.ВеберAdagio и Rondo




  1. ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ

Содержание программы направлено на обеспечение художественно-эстетического развития личности и приобретения ею художественно-исполнительских знаний, умений и навыков, таких, как:



  • знания основного виолончельного репертуара;

  • знания различных исполнительских интерпретаций музыкальных
    произведений;

  • умения исполнять музыкальные произведения соло и в ансамбле на
    достаточном художественном уровне в соответствии со стилевыми
    особенностями.

Реализация программы обеспечивает:

  • формирование у обучающегося интереса к музыкальному искусству,
    самостоятельному музыкальному исполнительству;

  • развитие музыкальной памяти, мелодического, ладогармонического,
    тембрового слуха;

  • формирование комплекса исполнительских знаний, умений и навыков,
    позволяющих использовать многообразные возможности виолончели для
    достижения наиболее убедительной интерпретации авторского текста,
    самостоятельно накапливать репертуар из музыкальных произведений
    различных эпох, стилей, направлений, жанров и форм;

  • знание в соответствии с программными требованиями виолончельного
    репертуара, включающего произведения разных стилей и жанров (сюиты,
    сонаты, концерты, пьесы, этюды, инструментальные миниатюры);

  • знание художественно-исполнительских возможностей виолончели;

  • знание профессиональной терминологии;

  • наличие умения чтения нот с листа несложного текста;

  • навыки по воспитанию слухового контроля, умению управлять
    процессом исполнения музыкального произведения;

  • навыки по использованию музыкально-исполнительских средств
    выразительности, выполнению анализа исполняемых произведений,
    владению различными видами техники исполнительства, использованию
    художественно оправданных технических приемов;

  • наличие творческой инициативы, сформированных представлений о
    способах разучивания музыкальных произведений и приемах работы над
    исполнительскими трудностями;

  • наличие элементарных навыков репетиционно-концертной работы в
    качестве солиста.


  1. ФОРМЫ И МЕТОДЫ КОНТРОЛЯ, СИСТЕМА ОЦЕНОК




    1. Аттестация: цели, виды, форма, содержание

Оценка качества реализации программы включает в себя текущий контроль успеваемости, промежуточную и итоговую аттестацию обучающихся. Каждый из видов контроля успеваемости учащихся имеет свои цели, задачи и формы и регламентирован локальным актом.

2. Критерии оценки

Таблица 4



5 («отлично»)

технически совершенное и художественно осмысленное исполнение, отвечающее всем требованиям на данном этапе обучения

4 («хорошо»)

оценка отражает грамотное исполнение, с небольшими недочетами (как в техническом плане, так и в художественном смысле)

3 («удовлетворительно»)

исполнение с большим количеством недочетов, а именно: недоученный текст, слабая техническая подготовка, малохудожественная игра, отсутствие свободы игрового аппарата и т.д.

2 («неудовлетворительно»)

комплекс недостатков, являющийся следствием отсутствия домашних занятий, а также плохой посещаемости аудиторных занятий

«зачет» (без отметки)

отражает достаточный уровень подготовки и исполнения на данном этапе обучения.

Фонды оценочных средств призваны обеспечивать оценку качества приобретенных выпускниками знаний, умений и навыков, а также степень готовности учащихся выпускного класса к возможному продолжению профессионального образования в области музыкального искусства.

При выведении итоговой (переводной) оценки учитывается следующее:



  • оценка годовой работы ученика;

  • оценка на академическом концерте или экзамене;

  • другие выступления ученика в течение учебного года.

Оценки выставляются по окончании каждой четверти и полугодий учебного года.


  1. МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА


1. Методические рекомендации педагогическим работникам

Основная форма учебной и воспитательной работы - урок в классе по специальности, обычно включающий в себя проверку выполненного задания, совместную работу педагога и ученика над музыкальным произведением, рекомендации педагога относительно способов самостоятельной работы обучающегося. Урок может иметь различную форму, которая определяется не только конкретными задачами, стоящими перед учеником, но также во многом обусловлена его индивидуальностью и характером, а также сложившимися в процессе занятий отношениями ученика и педагога. Работа в классе, как правило, сочетает словесное объяснение с показом на инструменте музыкального текста.

Важнейшей предпосылкой для успешного развития ученика является воспитание у него свободной и естественной постановки, развития целесообразных игровых движений.

Постоянное внимание следует уделять точной интонации и качеству звукоизвлечения.

Необходимо также овладевать позициями и их соединениями, основами штриховой техники и разнообразной вибрацией. Педагог должен научить учащегося навыкам использования грамотной, осмысленной аппликатуры, наиболее полно раскрывающей художественное содержание произведения.

Большое значение для музыкального развития учащихся имеет работа с концертмейстером. Совместное исполнение обогащает музыкальное представление учащихся, помогает лучше понять и усвоить содержание произведения, укрепляет и совершенствует интонацию и ритмическую организацию учащихся, заставляет добиваться согласованного ансамблевого звучания.

С первых уроков полезно ученику рассказывать об истории инструмента, о композиторах и выдающихся исполнителях, ярко и выразительно исполнять на инструменте для ученика музыкальные произведения.

В работе с учащимися преподаватель должен следовать принципам последовательности, постепенности, доступности, наглядности в освоении материала. Весь процесс обучения должен быть построен от простого к сложному, а также учитывать индивидуальные особенности ученика: интеллектуальные, физические, музыкальные и эмоциональные данные, уровень его подготовки.

Развитию техники в узком смысле слова (беглости, четкости, ровности и т.д.) способствует систематическая работа над упражнениями, гаммами и этюдами.

Важнейшими средствами музыкальной выразительности являются: качество звука, интонация, ритмический рисунок, динамика, фразировка. Работа над данными элементами музыкального языка лежит в основе учебного процесса.

Систематическое развитие навыков чтения с листа входит в обязанность преподавателя. Ученик должен глубоко и тщательно изучать авторский текст, стремясь раскрыть содержание и характер произведения.

Правильная организация учебного процесса, успешное и всестороннее развитие музыкально-исполнительских данных ученика зависят непосредственно от того, насколько тщательно спланирована работа в целом, продуман выбор репертуара.

В начале каждого полугодия преподаватель составляет для учащегося индивидуальный план, который утверждается заведующим отделом. В конце учебного года преподаватель представляет отчет о его выполнении с приложением краткой характеристики работы обучающегося. При составлении индивидуального плана следует учитывать индивидуально-личностные особенности и степень подготовки обучающегося. В репертуар необходимо включать произведения, доступные по степени технической и образной сложности, высокохудожественные по содержанию, разнообразные по стилю, жанру, форме и фактуре. Индивидуальные планы вновь поступивших обучающихся должны быть составлены к концу сентября после детального ознакомления с особенностями, возможностями и уровнем подготовки ученика.

2.Методические рекомендации по организации самостоятельной работы

Самостоятельные занятия должны быть регулярными и систематическими. Периодичность занятий - каждый день. Примерный объем времени, отводимого на самостоятельную работу от 2 до 6 часов.

Объем самостоятельной работы определяется с учетом минимальных затрат на подготовку домашнего задания, параллельного освоения детьми программы основного общего образования; важными являются сложившиеся педагогические традиции в учебном заведении и методическая целесообразность.

Ученик должен быть физически здоров. Занятия при повышенной температуре опасны для здоровья и нецелесообразны, так как результат занятий всегда будет отрицательным.

Индивидуальная домашняя работа может проходить в несколько приемов и должна строиться в соответствии с рекомендациями преподавателя по специальности.

Ученик должен уйти с урока с ясным представлением над чем ему работать дома. Задачи должны быть кратко и ясно сформулированы в дневнике. В первую очередь следует прорабатывать самые сложные музыкальные эпизоды, используя различные технические приемы. Хорошо зная умственные и физические возможности ученика, педагог может предположить, сколько времени займет работа над тем или иным произведением.

Время, которое затратит ученик на проработку гамм, упражнений и этюдов, также определяется индивидуально.

Домашние занятия должны быть эффективными: занимать минимальное количество времени и давать максимальный результат.




  1. СПИСКИ РЕКОМЕНДУЕМОЙ НОТНОЙ И МЕТОДИЧЕСКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1. Список рекомендуемой нотной литературы

Упражнения и этюды



  1. Бакланова Н. Мелодические упражнения в соединении позиций. - М.: Музыка, 1955

  2. Гендлин Е. Виолончельная техника. - М.: RUTENS, 1994

  3. Грюцмахер Ф. 24 этюда соч. 38. Тетрадь 1. - М.:Музыка, 1941

  4. Грюцмахер Ф. Избранные этюды для виолончели. / ред. Ласько. - М.: Музыка, 1967

  5. Давыдов К. Школа игры на виолончели. - М.: Государственное музыкальное издательство, 1958

  6. Давыдов К. Виолончельные этюды для начинающих. / ред. Гинзбург. - Л.: Тритон 1935

  7. Доцауэр Ю. Избранные этюды. Тетр.1. - М.: Музыка, 1947

  8. Доцауэр Ю. Избранные этюды. Тетр.2. - Краков,1 962

  9. Избранные этюды для виолончели. / ред. Челкаускас Ю. - М.: Россия, 1993

  10. Кальянов С. Виолончельная техника. - М.: Музыка, 1968

  11. Кальянов С. Избранные этюды. - М.: Музыка, 1951

  12. Козалупов С., Ширинский С., КозалуповаГ., Гинзбург Л. Избранные этюды для виолончели. - М.: Музыка, 1968

  13. Куммер Ф.10 мелодических этюдов соч. 57. – М.: RUTENS

  14. Ли С. 40 легких этюдов соч. 70. - Краков, 1965

  15. Ли С. Школа игры на виолончели. - М.: Музыка, 1940

  16. Ли С.12мелодических этюдов соч. 113. - М.: Музыка, 1940

  17. Мардеровский Л. 32 избранных этюда для виолончели. М.: Музыка, 1954

  18. Мардеровский Л. Избранные этюды для старших классов. - М.: Музыка, 1966

  19. Мардеровский Л. Уроки игры на виолончели. - М.: Музыка, 1962,1986

  20. Мерк И. Упражнения для виолончели. Соч 11. - М.: Музыка, 1927

  21. Нотная папка виолончелиста. / сост. Шаховская Н. - М.: Дека-ВС, 2004

  22. Педагогический репертуар. Избранные этюды для виолончели. Тетр. 1. / сост.Никитин А., Ролдугин С. - Л.: Композитор, 1984

  23. Пиатти А. 12 каприсов. Ор. 25. - М.: Государственное музыкальное издательство, 1937

  24. Сапожников Р. Гаммы, арпеджио, интервалы для виолончели (система упражнений). - М.: Москва, 1963

  25. Сапожников Р. Избранные этюды. Старшие классы. Вып. 2. - М.: Музыка, 1955

  26. Сапожников Р. Школа игры на виолончели. - М.: Музыка, 1965

  27. Сапожников. Р. Избранные этюды для виолончели. I-IVклассы ДМШ. - М.: Музыка, 1957

  28. Франком О. 12 этюдов для виолончели соч. 35. - М.: Музыка, 1938

  29. Хрестоматия педагогического репертуара для виолончели. Этюды для Vкласса ДМШ. Вып. 3. Часть 2. / сост. Сапожников Р. - М.: Музыка, 1961

  30. Этюды для виолончели. Старшие классы ДМШ. / сост. Г.Бострем. - М.: Музыка, 2004

  31. Этюды на разные виды техники. V класс. - Киев, 1982

  32. Ямпольский М. Виолончельная техника. – М.: Музыка, 1939

Сборники концертов, сонат и пьес

  1. Бах И.С. Сюиты для виолончели соло. Ред. Гендлина Е. - М.: Рутенштейн, 1993

  2. Гольтерман Г. Пьесы для виолончели и фортепиано. V-VI классы ДМШ. – Спб.: Композитор, 2005

  3. Маленькому виртуозу. Пьесы. Вып. 2. Старшие классы. – СПб.: Композитор, 2007

  4. Марчелло А. Сонаты для виолончели и фортепиано. / сост. и ред. Р. Сапожников. - М..: Музыка, 1983

  5. Моцарт В. Пьесы. - М..: Музыка, 1982

  6. Нотная папка виолончелиста. / сост. Шаховская Н. - М.: Дека-ВС, 2004

  7. Пастораль-альбом популярных пьес. - М.: Музыка, 2007

  8. Пьесы для виолончели. – СПб.: Композитор, 2003

  9. Пьесы русских композиторов. / сост. Р. Сапожников. - М.: Музгиз, 1961

  10. Пьесы зарубежных композиторов. VI-VIIклассы. - М.: Музыка, 1969

  11. Пьесы зарубежных композиторов XIX века. Сборники 1 и 2. / сост. Р.Сапожников. - М.: Музгиз, 1961, 1968

  12. Раков Н. 9 пьес. - М.: Музыка, 1961

  13. Русская виолончельная музыка. Вып. 4, 6, 8. / сост. В.Тонха. - М.: Музыка, 1980, 1982, 1985

  14. Сборник пьес русских и советских композиторов для виолончели ифортепиано. - М.: Государственное музыкальное издательство, 1950

  15. Хрестоматия для виолончели. Вып. 2. Часть 1. Пьесы для III-IV классовДМШ. / сост. Р.Сапожников. - М.: Музыка, 1967, 1974

  16. Хрестоматия для виолончели. III-V класс. Концерты. / сост. И.Волчков. - М.: Музыка, 1988

  17. Хрестоматия педагогического репертуара для виолончели. Пьесы для Vкласса ДМШ. Вып. 3. Часть 1. / сост. Р. Сапожников. - М.: Москва, 1967

  18. Хрестоматия для виолончели. VI-VII классы. Концерты. / сост. И.Волчков. - М.: Музыка, 1989

  19. Хрестоматия для виолончели. Старинные и классические сонаты. Вып.1. / сост. И.Волчков. - М.: Музыка, 1991

  20. Чайковский П. Пьесы. / сост. Челкаускас Ю. - М.: Москва, 2000




  1. Список рекомендуемой методической литературы

  1. Беркман Т.Л., Грищенко К.С. - М.: Музыкальное образование учителя,
    1956

  2. Бирина В.М. Особенности начального обучения игре на виолончели
    (дошкольная группа). - М.: Москва, 1988

  1. Вопросы музыкальной педагогики. Выпуск второй. / ред. Руденко В. - М.: Музыка, 1980

  2. Вопросы музыкальной педагогики. Выпуск седьмой. Сборник статей. /
    сост. и ред. Руденко В. - М.: Музыка, 1986

  3. Вопросы музыкальной педагогики. Смычковые инструменты. Сборник
    статей. / сост. и ред. Берлянчик М., Юрьев А. Н.: Новосибирск, 1973

  4. Кабалевский Д. Как рассказывать детям о музыке? - М.:
    Просвещение, 1989

  5. Методические записки по вопросам музыкального образования,
    Сборник статей. Вып. третий. / сост. и ред. Лагутин А. М.: Музыка, 1991

  6. Надолинская Т.В. На уроках музыки. - М.: Владос, 2005

  7. Нестьев И.В. Учитесь слушать музыку. - М.: Музыка, 1987

  8. Сапожников Р. Обучение начинающего виолончелиста. – М.: Музыка, 1978

  9. Сапожников Р. Основы методики обучения игре на виолончели. – м.: Музыка, 1967

  10. Сапожников Р. Первоначальное обучение виолончелиста. – М.: Музыка, 1962

  11. Степанов. Основные принципы применения смычковых штрихов. – М.: Музыка, 1971

  12. Струве Б. Вибрация как исполнительский навык игры на смычковых
    инструментах. - М.: Музыка, 1933

  13. Струве Б. Пути начального развития юных скрипачей и
    виолончелистов: этюд из области музыкальной педагогики. М.: Музыка, 1952

  14. Шульпяков О. О психофизическом единстве исполнительского
    искусства. // Вопросы теории и эстетики музыки. Вып. 12. - Л: Музыка, 1973

17. Шульпяков О. Техническое развитие музыкантов-исполнителей.
- М.: Музыка, 1973



©dereksiz.org 2016
әкімшілігінің қараңыз

    Басты бет