Правительство Российской Федерации
Федеральное государственное автономное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
Национальный исследовательский университет
«Высшая школа экономики»
Факультет медиакоммуникаций Магистерская программа «Менеджмент в СМИ» Департамент «Медиапроизводство и креативные индустрии»
МАГИСТЕРСКАЯ ДИССЕРТАЦИЯ
Типология форматов российских телеканалов
Студент группы № 743Ж
Тютюнина А. В.
Научный руководитель:
к. п. н., профессор,
Шариков А. В.
Москва, 2013
Содержание
Введение 4
Скандальное поведение Павла Майкова на шоу "Говорим и показываем" // Аргументы и факты. 09.-4.2013. URL: http://argumentiru.com/showbiz/2013/04/245426. (Дата обращения 30.05.2013). 4
О канале // сайт телеканала Санкт-Петербург. URL: http://topspb.tv/about. (Дата обращения: 12.03.2013). 4
Глава 1. Категория «формат» в медиаиндустрии: 11
к проблеме определения понятия 11
1.1. История происхождения понятия «формат» 11
1.2. Тенденции употребления понятия «формат», соотношение понятий «формат» и «жанр» 18
1.3. Типология форматов радиостанций: мировой опыт 23
1.4. «Формат телепрограммы»: определение, типы и основные характеристики 34
Глава 2. Формат телеканала на российском телевидении 43
2.1. «Формат телеканала»: определение понятия, основные свойства и элементы 43
2.2. Типологизация как метод научного познания 52
2.3. Форматы российских телеканалов: основные типы и характеристики 60
2.4. Тенденции и перспективы развития форматов телеканалов на российском медиарынке 73
Заключение 81
Библиография 86
Приложение 1 95
Приложение 2 96
Приложение 3 100
Приложение 4 105
Приложение 5 109
Приложение 6 113
Приложение 7 117
Введение
Слово «формат» является одним из наиболее распространенных понятий в современной медиасфере. Отечественные средства массовой информации и исследователи медиа стали активно употреблять его с конца 1990-х годов. Понятие «формат» используют, говоря о печатной продукции, о радиостанциях, об отдельной радио- или телепрограмме, о телеканале в целом. Однако если в полиграфии это понятие имеет более или менее устоявшееся значение, то «формат» по отношению к электронным СМИ как термин до сих пор не определен. Существуют разработки в отношении формата радиостанций, формата отдельно взятой телепрограммы, а вот центральное понятие данной работы – «формат телеканала», пока не подвергалось серьезному анализу.
Между тем, употребляют его достаточно часто. О популярности данного понятия мы можем судить, в том числе, на основании его активного использования в материалах СМИ: «Муз ТВ и MTV меняют формат»1, «Полностью соответствуя формату НТВ, это шоу делает ставку на скандал»2. «Телеканал "Юрган" выйдет в новом формате уже в апреле»3, «Телеканал "Санкт-Петербург" – первый телеканал сити-формата в Северной столице»4. Почему же это слово употребляют так охотно? Что это – требование времени, отражение новых реалий или просто мода? Что такое «формат телеканала», и какие форматы каналов существуют на российском телевидении?
Появление слова «формат» и его закрепление в русском языке явилось естественной реакцией на размывание основных понятий, организующих СМИ: жанр и стиль. Тяга к употреблению иностранного понятия отразила стремление медиасферы к упорядоченности и определенности. Однако как раз определенности «формат» не добавил. Как отмечает один из опрошенных в ходе исследования экспертов И. А. Полуэхтова, «каждый человек понимает "формат" по-своему, при этом все приблизительно представляют, о чем идет речь»5. Возникновение нового понятия породило ряд дискуссий среди исследователей СМИ о его соотношении с привычными жанром и стилем. Однако до сих пор по данному вопросу не выработано единого мнения.
Применительно к телевидению понятие «формат» изначально затрагивало только технические параметры: хронометраж передачи, способ передачи сигнала (HDTV, DVB-T, HD DVD), но постепенно формат обретает и качественные характеристики. Сейчас это слово часто используют применительно к конкретной телевизионной программе, впрочем, словосочетание «формат телеканала» употребляется не реже, хотя и не имеет до сих пор четкого определения.
Что касается причин популярности данного понятия, многие практики СМИ считают, что появление формата обусловлено требованиями современного медиарынка, формат – продукт новых реалий. В условиях потокового телевидения легче и выгоднее работать по определенному шаблону. Однако, с другой стороны, несмотря на стандартизированность и нивелирование индивидуальных черт, внутри формата идет постоянный творческий поиск: он, в отличие от жанра, не может долгое время находиться в статичном состоянии.
Актуальность данного исследования обусловлена необходимостью выработать четкую дефиницию категории «формат телеканала», соответствующую современному состоянию медиасферы; выявить, какие характеристики определяют формат телеканала, чтобы и практики, и теоретики медиа могли говорить на одном языке, вкладывая в понятие «формат телеканала» одно и то же значение.
Кроме того, понимание механизмов функционирования форматного телевидения позволяет осуществлять эффективное управление каналом, выстраивать конкурентоспособные стратегии, что особенно важно в связи с увеличением количества нишевых каналов на медиарынке и с планируемым переходом от аналогового к цифровому телевидению. Конкуренция на телевизионном рынке растет, в том числе, из-за нарастающей конкуренции со стороны новых медиа. Поэтому умение просчитать потребителя, продать идею – один из ключевых навыков современного телевизионного профессионала6. Понимание природы форматного телевидения позволяет выстраивать эффективную работу не только на уровне менеджмента, но и на уровне людей, непосредственно участвующих в подготовке контента к эфиру (журналистов, операторов, режиссеров и т. д.). Очень важно, чтобы сотрудники изначально приняли заданный формат, хорошо поняли его особенности и важнейшие характеристики, и тогда они уже по наитию будут мыслить «форматно». Впрочем, безусловно, важно оставить им и пространство для творческих идей, ведь, как мы уже отмечали, формат – понятие динамичное, если действовать только в рамках шаблона, никакого развития происходить не будет. Сейчас же форматное самоопределение телеканалов находится в хаотичном состоянии: зачастую каналы или не дают определение своему формату, или дают, но недостаточно емкое, ограничиваясь общими характеристиками.
Добавим, что ясность относительно собственного формата важна и с юридической точки зрения. В международной судебной практике зафиксированы случаи, когда форматы явно заимствовали (если не сказать воровали), но автор не мог получить никакой компенсации как раз из-за нечеткого определения собственного формата.
Объектом данного исследования выступают российские телеканалы.
Предметом исследования – форматы российских телеканалов.
Цель данной работы – построить типологию форматов российских телеканалов.
В соответствии с целью формулируем основные задачи исследования:
-
Проследить историю происхождения понятия «формат».
-
Определить тенденции употребления понятия «формат».
-
Изучить опыт форматирования на примере радиостанций.
-
Рассмотреть понятие «формат телепрограммы».
-
Определить основные свойства и характеристики формата телеканала, сформулировать дефиницию понятия.
-
Выявить основные существующие на современном российском телевидении типы форматов каналов.
-
Выявить тенденции и перспективы развития форматов телеканалов.
В качестве теоретических методов исследования в данной работе мы будем использовать анализ научной литературы, этимологический анализ, историко-генетический анализ, метод типологизации, сравнительный анализ. В качестве методов эмпирических – экспертный опрос (в ходе исследования планируется опросить минимум семь экспертов), анализ сеток вещания сорока четырех российских телеканалов.
Теоретико-методологической базой исследования стали теория типологизации (Г. Беккер7, М. Вебер8, Г. Г Татарова9 и др.), теория жанров СМИ (Р. А. Борецкий10, С. Н. Ильченко11, А. Г. Качкаева12, Г. В. Кузнецов13,
Г. В. Лазутина14, Г. Я. Солганик15, А. А. Тертычный16 и др.); теория телевизионной журналистики (А. Моран, Дж. Мэльбон17, Г. В. Кузнецов18,
В. С. Саппак19 и др.); теория радиожурналистики (А. Альбарран20, В. В. Смирнов21, В. А. Сухарева22, А. А. Шерель23).
Эмпирической базой исследования являются сетки вещания сорока четырех российских телеканалов (в период с 19 по 25 марта 2013 года), телевизионные программы российских телеканалов, базы данных TNS, результаты экспертных опросов.
Гипотеза исследования: в настоящее время на российском телевидении наблюдается тенденция к «форматному дроблению», понимаемому как появление внутри уже существующих форматов телеканалов более узких, дробных категорий, именуемых «подформаты».
Научная новизна исследования обусловлена тем, что в науке до сих пор не выработано точного, единого определения категории «формат телеканала».
-
В данной работе мы впервые подробно рассмотрим и проанализируем понятие «формат телеканала».
-
Также в рамках исследования мы впервые проведем экспертный опрос практиков и теоретиков телевидения, посвященный категории «формат телеканала».
-
Кроме того, планируется сформулировать дефиницию понятия «формат телеканала», определить его основные свойства и характеристики, построить типологию форматов российских телеканалов.
Практическая значимость исследования.
В условиях усиливающейся специализации телевизионного вещания, в преддверии перехода к цифровому телевидению для эффективного управления телевизионным процессом особенно важно понимать, что формирует лицо канала, как найти свой «формат», как определить свое место в эфирном пространстве. Чтобы предотвратить утечку зрителей, необходимо понимать, как в условиях заявленного формата оставаться конкурентоспособным. Ведь когда несколько телеканалов имеют сходный формат, аудитория «кочует» с одного канала на другой.
Более того, «кочевать» могут не только зрители, но и рекламодатели. Сейчас реклама на нишевом телевидении растет опережающими по сравнению с крупными вещателями темпами24. По данным Ассоциации Коммуникационных Агентств России, в 2012 году прирост рекламы на эфирном телевидении составил всего 9 процентов, в то время как на кабельно-спутниковом эта цифра равна 27 процентам25. Аналитики объясняют: аудитория фрагментируется, каналы уже не могут предложить «что-нибудь для каждого», специализированные каналы постепенно набирают в доле, и рекламные бюджеты уходят именно туда. Как считает один из самых успешных медиаменеджеров России, основатель Рен ТВ и совладелец журнала «The New Times» Дмитрий Лесневский, «не надо гнаться за универсальностью, лучше рассчитывать на узкую аудиторию — но рассчитывать точно»26.
Структура работы. Данная работа состоит из введения, двух глав, заключения, библиографического списка и приложений. Первая глава посвящена категории «формат» в медиаиндустрии. В ней мы обратимся к проблеме определения «формата», рассмотрим историю происхождения данного понятия, его многозначность и тенденции употребления, проанализируем соотношение понятий «формат» и «жанр». Здесь же планируется изучить опыт радиовещания в сфере определения формата радиостанций и определить, что такое формат телепрограммы. Вторая глава посвящена категории «формат телеканала». В ней мы планируем дать определение данному понятию, сформулировать основные свойства и характеристики формата телеканала. Также планируется изучить типологизацию как метод научного познания; проанализировать сетки вещания российских телеканалов; определить основные свойства и характеристики форматов российских телеканалов; выявить основные типы форматов российских телеканалов; рассмотреть тенденции и перспективы развития форматов каналов на российском телевидении.
Достарыңызбен бөлісу: |