Самостоятельная работа студента По дисциплине «История Казахстана»



бет1/2
Дата03.11.2023
өлшемі109.38 Kb.
#482315
түріСамостоятельная работа
  1   2
История


МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН
КАЗАХСКИЙ НАЦИОНАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ИМ. АЛЬ-ФАРАБИ




ФАКУЛЬТЕТ БИОЛОГИИ И БИОТЕХНОЛОГИИ
КАФЕДРА БИОТЕХНОЛОГИИ


Самостоятельная работа студента
По дисциплине «История Казахстана»
На тему: «Начальные этапы становления государственности, урбанизация и взаимодействия кочевой и оседлой культурных зон на территории Великой степи (III век до н. э. – II век н. э.)»

Выполнил(-а) студентка группы


БТ-23-02Р Денищек Снежанна
Проверил(-а) Менситова Г. И.

Алматы, 2023 г.


План работы


  1. Введение



  1. Уйсуны



  1. Сарматы



  1. Кангюи



  1. Гунны



  1. Заключение



  1. Список использованной литературы


Введение
Период от начала III века до н.э. и до II века н.э принято относить к эпохе позднего железа. В этот период времени территорию Великой степи заселяли такие племена как уйсуны, сарматы, кангюи и гунны. Считается, что с этого проявляются начальные этапы становления государственности и урбанизации, идет тесное взаимодействие кочевой и оседлой культур на территории Великой степи. Эти государства начали централизовать власть, собирать налоги и оказывать влияние на соседние регионы. Это были первые шаги в становлении государственности на этих землях.
С развитием государственности и торговли начали появляться урбанизированные центры вдоль важных торговых маршрутов. На территории Великой степи существовала постоянная динамика между кочевыми и оседлыми культурами. Кочевники играли важную роль в торговле и военных конфликтах, влияя на политическую картину региона. В то же время, оседлые культуры внесли значительный вклад в развитие земледелия и ремесел, что способствовало росту населения и урбанизации.
Начало формы

Уйсуны
Хронологически они относятся к периоду III в. до н.э. – IV в.н.э. Китайские обозначения «Усунго», «Синго» означают кочевое государство. По китайским источникам уйсуни достигли государственности в II веке до н.э. (160 году до н.э.). Государство делилось на три части: Западная , Центральная, Восточная. Их столица Чигучен, или Чигу (город Красная долина) находилась южнее озера Иссык-куль и реки Или. «Усуньский большой гуньмо живет в городе Чигу. Кибиток 120 000, душ 630 000, войска 188 800», – говорится в источниках.
Правителя уйсунов называли гуньмо. Ему подчинялись вожди племен, носившие титул бека, а также мелкие родоправители. В уйсунском обществе существовало неравенство. Богатые уйсуны имели по 4–5 тысяч лошадей. Были и рабы, число которых пополнялось плененными во время войн чужеземцами. Труд рабов использовался в домашнем хозяйстве.
В погребениях уйсунов найдены тамги (родовые знаки), сделанные из глины. Их использовали рядовые общинники. У знати, правителей и военачальников тамги были золотые и медные. То, что тамги изготавливались из различных материалов у разных групп населения, доказывает наличие частной собственности и неравенства в уйсунском обществе. У уйсунов частная собственность существовала не только на скот, но и на землю и воду.
Скотоводство играло в жизни уйсунов главную роль. Расстояния между летовками и зимовками составляли от 20 до 100 км. В древних китайских источниках указывается, что «усуньцы не занимаются ни земледелием, ни садоводством, а со скотом перекочевывают с места на место». Особенно благоприятной они считали жизнь на весенних и осенних пастбищах. Там уйсуны строили постоянные жилища, разводили огороды и сады.
Часть уйсунов занималась земледелием. Из зерновых выращивали ячмень, просо. Уйсуны занимались как поливным, так и богарным (неполивным) земледелием.
К примеру, во время раскопок зимнего поселения Актас были найдены остатки оросительных каналов, также были обнаружены остатки обработанных полей от 60 до 150 кв. м. Поливные земли, ирригационные системы, сады и огороды уйсунов окружали столицу уйсунского государства Чигучен. В ходе археологических работ в долине рек Шу и Кеген были найдены остатки нескольких древних городищ. Поселения уйсуней состояли из 5-6 домов и крытых загонов для скота. Жилища делали из саманного (глина + солома) кирпича.
Сарматы
В начальный период истории сарматов, с VIII века до н. э., их называли савроматами. Термин «сармат» встречается в трудах древних авторов, начиная с III века до н. э. Сарматские племена стали связующим звеном между культурами Центральной Азии и Причерноморья.
По археологическим данным можно судить о социальном неравенстве в среде сарматов. Об этом говорит наличие богатых захоронений. В условиях первобытнообщинного строя все сарматы обладали равными правами. Все проблемы общины решались старейшинами и вождями совместно с членами рода, племени. Позже во время расцвета военной демократии важнейшие вопросы внутренней и внешней политики стали решаться в узком кругу вождей и старейшин, которые не считались с мнением простых общинников. Отметим, что в сарматском обществе женщины тоже входили в военное сообщество племени. Доказательством тому могут служить многочисленные находки вооружения в женских погребениях.
Сарматы занимались кочевым скотоводством и земледелием.
Представления о богатой культуре сарматов дают их археологические памятники. При раскопках памятника позднесарматского периода Аралтобе в Атырауской области были обнаружены три кургана. Среди находок в погребениях были вооружение вождя, его одежда, богато украшенная золотом, украшения, а также части ритуального посоха жреца. Сарматский вождь считается вторым «Золотым человеком», найденным на территории Казахстана. В погребении Аралтобе были найдены стеклянные бусы, копье, стрелы, обломки кинжала. Покойный лежал на спине, головой на юг. Рядом с ним были положены более сотни стрел в колчане, а также керамическая посуда, железная сабля и нож. В могиле вместе с мужчиной была захоронена и его жена. С ними были погребены два коня. Одежда вождя была богато украшена золотыми пластинами и драгоценными камнями
Интересные находки в сарматских курганах свидетельствуют о высокоразвитой культуре сарматов и об активных торговых связях с соседними государствами на Великом Шелковом пути.

Кангюи
В китайском историческом источнике «Цянь Ханьшу» имеются сведения о времени возникновения государства кангюев, о его границах и важных моментах истории.
В государстве кангюев существовала письменность. Свидетельством тому могут служить утверждения китайских послов, что во дворце правителя кангюев имелись письменные своды законов. По китайским данным, союз племен кангюев насчитывал 120 тысяч кибиток или примерно 600 тысяч человек. Они могли выставить до 120 тысяч воинов.
По мнению современных ученых, столица кангюев Битянь располагалась на реке Талас, недалеко от современного города Тараза. По другим данным, столица находилась возле современного Туркестана. Согласно письменным сведениям, государство Кангюй возглавлялось великим ханом. В управлении страной ему помогали три его заместителя – визири. Государство Кангюй делилось на пять владений, каждое из которых управлялось малым ханом. Родами и племенами руководили вожди. Их власть передавалась по наследству от отца к сыну.
Пленные, захваченные во время войн и набегов, превращались в рабов. Однако у кангюев рабство не получило широкого развития, так как в условиях кочевого скотоводства большого количества рабов не требовалось.
Одним из крупных памятников является городище Кок-Мардан, которое было центром городской культуры кангюев. Во время раскопок было исследовано поселение Коктобе рядом с городищем Пушык-Мардан. Здесь было обнаружено городское поселение первой половины I тысячелетия н. э. По мнению ученых, поселения, возникшие в эпоху кангюев, можно считать предвестниками городских поселений раннего Cредневековья.
Важнейшим хозяйственным занятием кангюев было скотоводство. Но на юге Казахстана древние жители вели оседлый образ жизни. В долине реки Сырдарьи выращивали зерновые, огородно-бахчевые культуры. Земля обрабатывалась каменными и металлическими кетменями (мотыгами). Для орошения полей по правому берегу реки Чирчик в первые века н. э. древние жители выкопали канал Зах протяженностью более 20 км., от левого же берега был проложен канал Ханарык. Зерно хранилось в специальных керамических сосудах огромного размера. Они вкапывались в глубокие и прохладные ямы.
Центром производства металлов стали города и поселения региона Шаш-Илак. Мастерские, найденные на месте древнего города Кулат, доказывают, что здесь находился крупнейший центр древней металлургии и металлообработки, занимавший площадь более 50 гектаров.
Государство Кангюй занимало выгодное географическое положение. Через его территорию проходила трасса Великого Шелкового пути. Кангюи контролировали участок Великого Шелкового пути, который шел на Кавказ и в Причерноморье. Кангюи торговали с Причерноморьем, Сирией, Индией, Прибалтикой, Египтом, Китаем, Ираном.
О развитии торговли говорят найденные монеты, общее число которых составляет 1300. Ученые вычислили время изготовления монет – III–IV вв. н. э. На монетах изображен правитель и тамга. О развитости торговых отношений с Китаем могут свидетельствовать монеты. Также были найдены коралловые бусы, изготовленные в Индии, резные камни, сделанные в Иране, янтарь с побережья Балтийского моря, бусы из голубого сирийского фаянса.

Гунны
Эпоха гуннов охватывает IV в. до н. э.–III в. н. э. В I тысячелетии до н. э.
По сведениям китайских хроник, в IV–III вв. до н. э. гуннские племена создали свое объединение. В III в. до н. э. жившие здесь кочевые племена объединил Моде. Китайцы называли правителя гуннов «шаньюй». 
Государство гуннов строилось по военному принципу: оно было разделено на левое, центральное и правое крылья. Вторыми лицами в государстве, после шаньюя, были туменбасы – темники. Ими обычно являлись сыновья правителя или его близкие родственники. Они возглавляли 24 рода, все 24 темника подчинялись лично шаньюю. У каждого темника имелось 10 000 вооруженных всадников. Правящий слой империи состоял из родоплеменной знати. Три раза в год все вожди, военачальники собирались у шаньюя для «принесения жертв». Все собравшиеся были родственниками шаньюя.
Наибольшего усиления гунны достигли во времена объединения в государство при правлении шаньюя Модэ. Проведенные им реформы превратили государство гуннов в сильнейшее государство Евразии. Гунны даже победили основателя династии Хань Лю-Бана и подчинили китайцев своей власти. Таким образом, была создана могущественная держава гуннов от озера Байкал до Тибета, от Восточного Туркестана до реки Хуанхэ. Второй расцвет государственности гуннов был при Аттиле - он освободил Европу от господства Римской империи. Во время правления Аттилы у гуннов сложился военно-демократический строй.
Государство гуннов – первая империя на основе централизованной власти и принципах военно-административного устройства. Походы гуннов на Рим привели к падению рабовладельческого строя и началу формирования феодализма. Гунны открыли эпоху раннего Средневековья. 


Достарыңызбен бөлісу:
  1   2




©dereksiz.org 2024
әкімшілігінің қараңыз

    Басты бет