Секция краеведения и туризма Сочинского отделения Русского географического общества Сочинский краевед Выпуск 9 Сочи, 2000



бет1/2
Дата23.07.2016
өлшемі475.13 Kb.
#216684
  1   2
Секция краеведения и туризма

Сочинского отделения Русского географического

общества


Сочинский

краевед
Выпуск 9

Сочи, 2000

В помощь краеведам, учителям, экскурсоводам, студентам, учащимся.


Выпуск подготовил

Костиников В.Н.
В сети ИНТЕРНЕТ размещена страница Сочинского Отделения Русского географического общества.

Секция краеведения представлена сетевыми версиями бюллетеня «Сочинский краевед».



Содержание

Г.Г. Кузьминская. Морские переселенцы…………………………………………………...

Н.В. Диденко. Александр Петрович Витман……………………….………………………..

В.Н. Костиников. 80 лет краеведческому музею Сочи………………………………………

Е.В. Медведева. Екатерина Дмитриевна Бурматова………………………………………….

М.И. Кудин. Обряды вызывания дождя у современных шапсугов Причерноморья………..

А.Ф. Брикалов. Был ли парашютный десант на Сочи?

Б.А. Тарчевский. Адлерская панорама………………………………………………………….

С.А. Артюхов. Некоторые вопросы жизни эстонцев в г. Сочи………………………………….

В.Л. Ксенофонтов. О княжеском роде Гечба……………………………………………………..

Т.В. Салова. Краеведческая библиография Сочи в экологическом просвещении и образовании..


© Секция краеведения и туризма Сочинского отделения Русского географического общества.
Идея издания Ксенофонтова В.Л.
МОРСКИЕ ПЕРЕСЕЛЕНЦЫ.

Люди ещё не почувствовали на себе потепления атмосферы, только метеорологи об этом говорят, а рыбы и без прогнозов «знают», где им будет неплохо жить (как знают – для нас загадка). Стали рыбы передвигаться к северу: сардина уже в Ла-Манше появилась, а сельдь – в Арктике.

Не в пример этим «самодеятельным туристам», издавна проводится плановое переселение живых организмов. Будучи в Новой Зеландии, я очень удивилась, увидев в продаже лосося, которого считала жителем Северного полушария. Спрашиваю: «Привозной лосось?» «Нет,- говорят, - местный». На биологической станции в Данидине мне разъяснили, что перевезли мальков лосося ещё в начале века с большими трудностями: и самолётов, летающих на такие расстояния, ещё не было, и холодильников, чтобы через воды тропиков на корабле везти этих мальков. Но эксперимент удался, с тех пор уже целое столетие переселяют рыб, куда найдут нужным, лишь бы условия подходили.

В 30-е годы в СССР из Чёрного моря в Каспий переселили кефаль и для её питания креветок и червей. Все организмы прижились.

В 60-е и 70-е годы начались массовые переселения. «Мы не можем ждать милостей от природы» – этот девиз повторялся снова и снова. Почему на Камчатке живут крабы, а на севере таких больших и ценных нет? Перевезли крабов на самолёте, на каждую ногу надели сапожок, чтоб они не повредили и себя и соседей.

Издавна обитали в Чёрном море три вида кефали: лобан, сингиль и остронос. На Дальнем Востоке жил ещё один вид – пиленгас, который превосходил черноморских своей приспособляемостью к условиям существования: и цикл размножения у него длинный, и в более холодной воде, чем черноморские виды, он может обитать, и в опресненной, ближе к берегу, где корма больше (креветки в водорослях). Переселили пиленгаса, пополнили оскудевшее Чёрное море. Скоро снова можно будет петь «Шаланды, полные кефали», ведь пиленгас – та же кефаль.

Не везёт в наших водах переселенцам из США. Разрекламировано было, что полосатый окунь может достичь веса 50 кг. Переселили, но что-то не слышно, чтоб окуней по полцентнера весом в Чёрном море ловили… а вот американский стальноголовый лосось приживается. Каждый год ихтиологи выпускают в реки Кавказа, впадающие в Чёрное море – Мзымту, Шахе, Псезуапсе – мальков стальноголового лосося, а он «своим ходом» постепенно продвигается к морю, как это делают лососи, появившиеся из икры естественным путём. Всё бы хорошо, но возражают экологи: у местного черноморского лосося появился пищевой конкурент.

Ещё более тревожные вести об американских переселенцах доходят из-за рубежа. Американская радужная форель, переселённая в реки Швейцарии, вдруг «озверела»: стала поедать своих сородичей. А французы, поселившие у себя американскую крупную устрицу, получили заодно и «бесплатное приложение» – улитку-туфельку, от которой не знают, как избавиться. В Гренобле, например, её поселения оцениваются в 800 тысяч тонн. Что делать с туфелькой – пока неясно.

Если не всегда хорошо обстоит дело с плановым переселением, то что уж говорить об организмах, появляющихся в море в виде непрошенных гостей. Эпопея шествия моллюска рапаны по Чёрному морю всем хорошо известна: откуда ни возьмись – появился в море в 40-е годы этот хищник, истребил устриц на многих черноморских банках. Совсем исчезли знаменитые устрицы, которых и в Петербург в начале века вывозили, считали их вкуснее, чем французские, и за рубеж поставляли. В 1945 году сейнеры с трудом набрали немного устриц для угощения участников Ялтинской конференции.

Удивительно было то, что моллюски нового вида – рапана томассиана- в соседнем Средиземном море не живут, там живут другие рапаны, «наши» пришли из Японского моря. Как? Долгое время это было загадкой.

Единственно кто обрадовался вселению рапаны – это раки-отшельники. Они на Чёрном море ютились в мелких раковинах, не мечтая о таких просторных квартирах, как раковина рапаны. Найдёт отшельник пустую раковину – осмотрит её снаружи и внутри, вычистит, потом перенесёт туда своё нежное тело. Бывает, что одна раковина приглянётся двум ракам, начинается борьба, побеждает сильнейший, а побеждённый уныло отправляется снова на поиски.

Как всегда бывает при вселении нового вида организмов, если ему подходят условия среды, начинается всё со «взрыва» его роста. Количество экземпляров растёт, ареал обитания расширяется. Постепенно новый вид вписывается в местные условия, и жизнь продолжается. Что касается рапаны, она оказалась привлекательным видом пищи для рыбы-песчанки и губки-клионы, так что и у неё появились враги, хватит пиратствовать.

Двустворчатый моллюск мия пожаловал к нам из вод Северного моря, где она издавна обитает у берегов Великобритании. Там её используют на корм птицам. Если мии где-то мало – её разводят, сажают в песок, как огородные культуры через 10 см друг от друга.

Мия похожа на мидию, только белого цвета. Живёт, зарывшись в песок на глубину 30-40 см. наружу выставляет сифон, через который процеживает воду и вылавливает мелкий планктон. После заморов, например, летом на Азовском море, быстро восстанавливается.

В Чёрном море издавна обитает небольшой – до 1 см в поперечнике – двустворчатый моллюск арка. Недавно к нам пожаловал новый вид – арка вздутая, или скафарка. Родина её – юго-восточная Азия, скорее всего Филлипины. Размер её – до 8 см, у неё толстая – до 3 мм – раковина, она способна выдержать не только черноморский шторм, но даже океанский.

Арки вымётывают не икру, как другие моллюски, а прямо личинок, которые вначале плавают, выбирая место жительства, потом оседают на дно и отращивают раковину.

Арка – съедобный моллюск, не хуже мидий, которых жители черноморского побережья давно освоили.

Как же добирались до нашего моря все эти незваные гости из Америки, Англии, Японского моря, Филиппинских островов? Теперь известно: в балластных водах танкеров, которыми они загружаются, чтобы не потерять остойчивости, когда идут порожняком. Перед загрузкой танки опорожняются, и оттуда-то и появляются все эти диковинки. Известно, что население балластных вод – это «зоопарк и ботанический сад». Здесь рачки веслоногие и усоногие, моллюски двустворчатые и брюхоногие, черви плоские и круглые, водоросли… Даже в Организации Объединённых Наций стоит вопрос о контроле над составом балластных вод, но как его решить – пока неясно.

Появились на Чёрном море и живые редкости, которые пока сильно не распространились: маленький (3 см) бычок Берга, голубой краб (хитрый: поставит камень между створками моллюска, чтоб они не закрылись и не спеша поедает его). Осваивают Чёрное море морские ежи, им требуется более солёная вода, чем у нас, но, может быть, приспособятся.

Одно из последних «приобретений» Чёрного моря – гребневик мнемиопсис. Он похож на медузу, но круглый с висящими щупальцами, усеянными щетинками, за что и назван гребневиком. У нас живут спокойно свои гребневики, вписавшись в экологию моря, а этот – просто страшный хищник, поедает икру рыб и их корм. С его поселением в Новороссийской бухте количество планктона уменьшилось в 20 раз. В полузакрытой бухте это легче подсчитать, чем в открытом море. Впрочем, в открытом море он реже встречается, так как предпочитает опреснённые речным стоком воды.

Размеры гребневика-мнемиопсиса обычно не более 10 см в поперечнике, но есть сведения, что он может вырасти и до 25 см. Живёт на поверхности воды и вниз до глубины 30-40 м. Плавает ртом вперёд, вытянув щупальца вдоль тела. Плотность его поселений – до 3000 экземпляров на куб.м воды. В других морях его поедает треска, но у нас её нет. Нет пока и методов борьбы с этим незваным гостем.

Г.Г. Кузьминская.
АЛЕКСАНДР ПЕТРОВИЧ ВИТМАН.

(1895 –1935 гг.)



В 2000 году исполнилось 105 лет со дня рождения ботаника Александра Петровича Витмана. Если вы, уважаемый читатель, откроете на 300-й странице Красную книгу СССР, то найдёте здесь изображение белого пиона. Это – как явствует из подписи – пион Витмана. Во флоре Черноморского побережья Кавказа есть много растений, названных именами учёных. Это дань признания их заслуг перед большой наукой: подснежник Воронова, пион Витмана, кирказон Штейпа, василёк Барбея, очанка Альбова, колокольчик Отрана. Но не многие знают, что среди этих людей есть и наши современники, более того – земляки. Их судьбы высвечивает время…



Достарыңызбен бөлісу:
  1   2




©dereksiz.org 2024
әкімшілігінің қараңыз

    Басты бет