Шримад-Бхагаватам Структурный обзор Песнь Вторая: Космическое проявление Структура Второй Песни Пракарана Главы 1-3 Превосходство бхакти Глава Первый шаг в познании Бога



бет1/4
Дата21.06.2016
өлшемі0.86 Mb.
#151697
  1   2   3   4
Шримад-Бхагаватам

Структурный обзор
Песнь Вторая: Космическое проявление
Структура Второй Песни
Пракарана 1. Главы 1-3 Превосходство бхакти
Глава 1. Первый шаг в познании Бога. Описание вселенской формы

Шукадева кратко отвечает Парикшиту объясняя какая жизнь приводит к неправильному слушанию и т.д. и потом говорит что нужно слушать, воспевать и помнить только о Господе до самой смерти

Он говорит что хочет пересказать ему Бхагаватам.

Начиная рассказ Шукадева, чтобы удовлетворить всех собравшихся йогов, рассказывает о практике мистической йоги.

Затем, отвечая на попутный вопрос Парикшита, о том как и на что нужно медитировать чтобы очистить ум, Шукадева описывает путь медитации на вират-рупу, позволяющий начинающему преданному увидеть Господа повсюду в материальном творении и так приобщиться к идее о Верховной Личности Бога.

Глава 2. Господь в сердце. Медитация на Параматму

Далее Шукадева говорит что далее, осознав, что нет смысла желать материального преходящего счастья, нужно приступить к медитации на Параматме. И поэтому он описывает её облик и практику йоги помогающую увидеть его.



Глава 3. Чистое преданное служение: перемена в сердце. Поклонение деватам

Шукадева Госвами подводит итог, описывая различные цели и соответствующие им методы поклонения и провозглашает преданное служение высшим путем.

Шаунака Риши и мудрецы жаждут услышать продолжение этого диалога. Ибо кто не слушает о Господе и не служит Ему – зря проживает жизнь.
Пракарана 2. Главы 4-7
Молитвы Шукадеы

Глава 4. Процесс творения. Шукадева прославляет Господа

Парикшит задает вопросы о творении и Шукадева вознеся молитвы начинает отвечать.


Беседа между Нарадой и Брахмой (5-7)

Глава 5. Причина всех причин. Основное творение: Сарга

Шукадева описывает диалог Нарады с Брахмой, где Брахма говорит о процессе творения.



Глава 6. Подтверждение Пуруша-сукты. Второе описание вселенской формы.
Глава 7. Регулярно приходящие воплощения Господа и их особые миссии. Диалог Брахмы и Нарады

Пракарана 3. Главы 8-10
Вопросы Парикшита

Глава 8. Вопросы царя Парикшита

Парикшит задает много важных вопросов, чем доставляет Шукадеве много удовольствия.


Господь наставляет Брахму

Глава 9. Ответы Шукадевы Госвами со ссылкой на слова Господа. Проявление Бхагаватам
Десять лакшан Бхагаватам и вывод всей песни

Глава 10. «Бхагаватам» отвечает на все вопросы. Десять тем Пураны и третье описание вселенской формы.

Глава 1. Первый шаг в познании Бога
I. 1-6. Краткий ответ Шукадевы Госвами

Выражается почтение Верховному Господу Кришне, сыну Васудевы, что приносит благие результаты любой практики. Вторая песнь о вторичном этапе творения, тут описана вселенская форма. В десяти её главах идет речь о цели «Шримад-Бхагаватам» [(1-3) – превосходство бхакти. (4) – молитвы Шукадевы. (5-7) – беседа между Нарадой и Брахмой. (8) – вопросы Парикшита. (9) – Господь наставляет Брахму. (10) – десять лакшан Пураны и вывод всей песни. В первой главе описана медитация на вират-рупу практикуемая в аштанга йоге.]

1.(1) Шукадева Госвами прославляет вопрос Парикшита. Это самый лучший вопрос, потому что только ответ на этот вопрос может помочь невежественным, погрязшим в майе людям. (Сам этот вопрос является совершенной темой для слушания и повторения. Задавая вопросы о Кришне и слушая ответы можно достичь высшего совершенства. Подобно Ганге кРшШа-катхА очищает и того через кого она течет и тех кто в ней омывается.)

2.(2-4) Шукадева Госвами начинает отвечать и описывает превратности карма-йоги. Сначала он, отвечая на вторую часть вопроса, объясняет, что препятствует достижению совершенства. Невежественные люди, привязанные к дому обсуждают мирские темы и в результате стремятся лишь к деньгам, спят и совокупляются. Они очень привязаны к родственникам, поэтому они глухи к науке об Истине и не осознают свое плачевное положение, хотя и видят бренность и ненадежность объектов своей привязанности. (Грихамедхи – завистливые люди, они невежественны в духовных вопросах и видят лишь различия, поэтому всегда соперничают и воюют.) [В этих трех текстах описана карма-йога. Атма-таттва означает «Кто я? Что мне надо делать? Что меня ждет в будущем? Как мне спастись?» Медхр означает Насилие. Цель карма-йоги – поддерживать членов семьи и наслаждаться. Для карми не возбраняется половая жизнь.]

3.(5-6) Достичь совершенства можно, если в момент смерти помнить Господа, а возможно это только если постоянно слушать о Нем и прославлять Его при жизни.

|5| [Не совершай карму, совершай только бхакти. 3 вида бхакти: сарватма – с желанием освобождения, бхагаванрагануга-бхакти, ишварахвайдхи-бхакти (кто нуждается в контроле должен слушать о контролирующем). Соответственно Абхайам значит: свобода от страха; неизменная преданность; надежда на Господа, благодаря которой человек чувствует защиту. В результате слушания, повторение и памятование приходят одновременно.] (Слушать и прославлять Господа – значит общаться с Ним. Это под силу любому и кем бы ни был человек он может достичь успеха на своем поприще благодаря этим двум методам.)

|6| (Совершенство любой практики – нарайана-смрти, а это возможно только благодаря общению с преданными.) [Гьяни, карми и йоги, становясь преданными, благодаря садху-санге, никогда не возвращаются к прежним практикам. Любая практика достигает завершенности (анте) когда приводит к нарайана-смрти.]
II. 7-14. Шримад-Бхагаватам приводит к совершенству

1.(7-9) Шукадева Госвами рассказывает Парикшиту о Шримад-Бхагаватам. Он привлекает даже освобожденные души, такие как он сам, что доказывает абсолютную трансцендентность Бхагаватам.

|7| (Освобожденные души не интересуются ничем материальным, однако их привлекают деяния Господа, что доказывает их духовную природу. Следовательно высшее совершенство не безличное освобождение, а наслаждение шраванам и киртанам о Господе. Не совершенные трансценденталисты, не ищут наслаждения в этом процессе, а используют его лишь как средство для освобождения. [поэтому использовано слово прайена])

|8| (Шримад-Бхагаватам – Брахма-саммитам – воплощение Господа в звуке, его необходимо изучать у стоп осознавшей себя души, а не полагаясь на свой интеллект. Даже в случае освобожденной души, коим все мудрецы признали Шукадеву Госвами это правило осталось непреклонным. Этот текст служит иллюстрацией предыдущего.) [двапарадау – в начале последней части Двапара-юги]

|9| [«Всем известно, что с рождения ты был осознавшим Брахман, оставил дом и даже не стал обучаться у своего отца. Что же ты говоришь?» «Да, но услышав игры Господа я привлекся ими, это доказывает что они выше осознания Брахмана.» «Тогда я тоже хочу чтобы ты позволил мне сполна вкусить этого!»] (Логика и аргументы в сочетании с процессом бхакти помогают ощутить привлекательность деяний Господа даже имперсоналисту, которого уже не прельщает мирская деятельность. Это доказывет верховное положение бхагавана и чистую духовность Его деяний.)

2.(10-11) Шукадева Госвами желает в ответ на вопрос царя рассказать ему Шримад-Бхагаватам.

|10| [Видя рвение Парикшита, Шукадева сказал. «Ты обладаешь огромной верой, потому слушая Бхагаватам твой ум сразу утонет в нем.»] (авароха-пантхи – метод передачи ведического знания по парампаре. Чтобы получить это знание нужно удовлетворить духовного учителя. Тогда человек сможет реализовать аргументированные, соответствующие писаниям объяснения гуру, через смиренное вопрошание и служение. Преданный Господа Кришны это тот, кто искренне верит, что, став Его преданным, получит всё необходимое для духовной жизни. Чтобы изучить «Шримад-Бхагаватам» и достичь према-бхакти, необходимо обладать такой непоколебимой верой в Господа Кришну. Нужно серьезно отнестись к слушанию Бхагаватам и изучить его от начала до конца.)

|11| [«Ясно что в Бхагаватам описана бхакти, но какая из анг бхакти является главной движущей силой всего процесса?» «Главные это шраванам, киртанам и смаранам.(2.1.5) Из них воспевание имени, качеств и деяний главное. И анукиртана, постоянное воспевание имени, побуждаемое чувством бхакти – лучшее. Нирнитам – это установлено предыдущими ачарьями.»] (Карми (иччхатам) – жаждут материальных наслаждений; гьяни (йогинам) – более-менее удовлетворены; бхакты (нирвидйамананам) – не стремятся к наслаждениям и освобождению. Они хотят удовлетворить только Господа. И всем им, как садхакам, так и сиддхам, предписан метод воспевания Святого Имени как самый лучший. [Однако каждый получит соответствующий результат.] Воспевая без оскорблений наму, человек познает рупу, гуну и лилу. Предание Господу избавляет от грехов, принятие прибежища в Святом Имени – от оскорблений Господа, но от оскорблений Святого Имени не спасёт ничто. Повторение Святого Имени избавляет человека от л.э., гордости и сознания насл-ся (ахам маметти).)

3.(12-14) Шукадева Госвами воодушевляет Парикшита. Объясняет, что он сможет за семь дней достичь совершенства, поскольку даже миг жизни посвященной Господу и прожитый с осознанием необходимости достижения высшей цели, ценнее многих жизней проведенных в невежестве. Святой Царь Кхатванга, всегда заботился о цели своей жизни и потому узнав, что ему осталось жить лишь одну мухурту, нашел прибежище у Господа. Но Махараджу Парикшиту повезло больше. Ему осталось жить семь дней, и он встретил Шукадеву Госвами, желающего поведать ему Бхагаватам.

|12| [Даже если человеку осталось жить совсем немного, у него нет причин для беспокойств. Что толку прожить много лет, так и не осознав, что жил напрасно? Но пожалеть, хотя бы об одном, зря прожитом миге жизни, гораздо лучше, поскольку тогда у человека появится шанс задуматься о своем духовном развитии.]

|14| (Шукадева намекнул Парикшиту, что в оставшиеся семь дней он должен найти прибежище у «Шримад-Бхагаватам». Слушая «Шримад-Бхагаватам», каждый получает возможность подготовиться к следующей жизни.)
III. 15-21. Описание практики аштанга-йоги

1.(15) Начало практики йоги. Когда смерть приближается нужно отсечь страх смерти, оружием отстранения от объектов чувств, жены и детей. [К вопросу о том что делать на пороге смерти, тут он начинает говорить об искусстве йоги, из-за взглядов некоторых присутствующих мудрецов. Собственное мнение Шукадева выскажет в конце второй главы.] (Каждый должен знать отличие души от тела и задумываться о следующей жизни. Самое лучшее – получить духовное тело, для этого нужно изменить свои желания и к этому нужно готовиться уже сейчас. Так как человек не может перестать желать вообще, то для этого ему нужно изменить объект желаний. Начать желать вернуться обратно к Богу и служить Ему. Так он естественно, постепенно разорвет привязанности к семье и пр.)

2.(16-19) Описание восьми ступеней йоги.

|16| [яма (ахимса, брахмачарья, астейа, сатйа, апариграха), нияма (шауча, сантоша, тапас, свадхйайа, ишвара-пранидхана), асана.] (Чтобы не получить низшую форму тела, необходимо оставить свои семейные привязанности. Варнашрама устроена так что человек практически не сможет прожить жизнь совершенно впустую. Но мало просто оставить дом и уйти в святое место, нужно еще контролировать чувства, следовать предписаниям и заниматься надлежащей практикой, такой как повторение харинамы. А иначе желания так и не поменяются.)

|17| [пранаяма] (Метод медитации на омкару (брахма-биджам) позволяет изменить образ мыслей, желаний, а следовательно и характер деятельности чувств. Таким образом очистить чувства можно только начав с вовлечения ума. Для этого человек может искренне обращаться к Господу повторяя Его имя, но тот кто не способен принять Личность Бога, может практиковать механическое повторение звука Ом, который является воплощением А.И.. Это подготовит ум к дальнейшему очищению.)

|18| [пратйахара, дхарана] (Поскольку механическая практика не способна полностью очистить ум, даже достигнув самадхи человек может пасть жертвой своей кармы, поэтому Шукадева Госвами советует, достигнув стадии дхараны, приступить к дхйане не механически, а с помощью метода преданного служения Господу, сосредоточившись на Нем. То же советуется в БГ 6.47)

|19| [дхйана, самадхи] (Поскольку форма Господа является высшим проявлением омкары, механическая медитация на которую советовалась сначала, то можно сразу приступить к медитации на части тела Божества в храме (дхйана), как к более совершенной практике, не прибегая к мистической йоге. Затем человек сможет сосредоточиться целиком на Самом Господе, что и называется самадхи.)

3.(20-21) Что если вновь раджас будет возбуждать ум, а тамас вводить в заблуждение?

|20| [Человек должен укрепить свою дхарану и больше сосредоточиться на преданном служении.] (Познать Высшую Истину можно лишь находясь в гуне благости. Страсть и невежество это жажда богатства и влечение к женщинам. Очиститься можно медитируя на Личность Бога. Чтобы имперсоналист смог подготовиться к этому, он может начать культивировать философию пантеизма. Ощутив Господа во всем человек начинает понимать Его личностную природу. Тогда он начинает одухотворять всё что его окружает, используя в служении Господу. Так теорию пантеизма можно довести до совершенства.)

|21| Так йог может быстро прийти к практике бхакти [бхакти-мишра-йога (с желанием освобождения, но не без некоторой примеси бхакти)] (Достичь успеха в йоге можно только с помощью бхакти. Пантеизм имеет цену лишь потому, что готовит ум к преданному служению. Чтобы добиться успеха в любой практике, в конце концов необходимо всё равно обратиться к бхакти.)


IV. 22-39. Медитация на вират-рупу, для начинающих йогов

1.(22) Вопрос. Как совершать дхарану? На что нужно медитировать? Как быстро очистить ум? [Царь спрашивает о бхакти-мишра-йоге из любопытства, а не из-за желания её практиковать. Очевидно, что ученик Шукадевы также имеет склонность лишь к чистому бхакти.] (Но понимая, что его учитель начал описывать метод самосознания с самого начала, в том числе и для тех, кто не способен постичь личностный аспект Господа, он задает эти вопросы для их блага.)

2.(23-25) Ответ. Медитация на вират-рупу.

|23| [Ответ на первый вопрос] (Если ум йога поглощен материей, ему трудно понять свое отличие от тела и сосредоточиться на Параматме сразу (как в тексте 21). Тогда он может занимаясь механическим способом асаны и пранайамы, силой разума сосредоточиться, на грубой форме Всевышнего, вират-рупе. Когда в результате этой практики ум постепенно очиститься, человек постигнет энергию Бога, осознав что у нее есть источник, затем он сможет сосредоточиться на трансцендентном.)

|24| [Вишеша означает самашти, вселенская форма. Асуры, желающие увидеть Бога своими глазами могут медитировать на вибхути этого мира, как на выдающиеся проявления Господа. Тогда их ум очиститься от ненависти, зависти и т.д., и дхарана на духовную форму Госп. Вишну станет доступной.]

|25| В этой практике объектом дхараны является вселенская форма Господа, находящаяся внутри пространства вселенной, протяженностью 500 миллионов йоджан, покрытой семислойной оболочкой из земли, воды, огня, воздуха, эфира, ложного эго и махат-таттвы. Эта форма называется вираджа, её тонкая форма ­– Хираньягарбха, Гарбходакашайи-вишну – её антарьйами. Как Его представителя её тоже можно назвать Бхагаваном.

3.(26-37) Описание вират-рупы. (Концепция вселенской формы дает возможность материалисту размышлять о Верховном Господе, но он должен знать, что взгляд на мир как на объект своего господства не имеет ничего общего с осознанием Бога. До тех пор пока человек не разовьет в себе стремление к служению, медитация на вират-рупу не принесет ему желаемого результата. Как и положено описание начинается со стоп.)

|26-28| Медитация на отдельный части вират-рупы. 14 планетных систем – члены тела вират рупы.

|29| Из чувств вират-пуруши происходят органы чувств, объекты чувств и управляющие ими полубоги. (Поклоняясь Господу одновременно удовлетворяются все, т.к. всё и все это части Его тела. Нет смысла покл. кому-то отдельно. Поэтому даже материалист, покл. вират, стоит на верном пути.)

|30-36| (Признаки вират-рупы, доказывающие, что Господь несомненно является личностью.)

|37| (Доказательство монотеизма. Все полубоги – части Господа. Все люди, сотрудничая между сословиями, должны исп. всё что производят для покл. Господу, во имя достижения совершенства.)

4.(38-39) Итог. |38| Кто хочет освобождения медитирует на вират-рупу, ибо кроме нее в материальном мире ничего нет. [Увидев Господа повсюду, человек избавится от дурных качеств, таких как гордость, злость и зависть, он научится вести себя не оскорбляя тело Господа.]

|39| Нужно медитировать на неё как на проявление Господа, иначе человек не сможет очиститься и будет деградировать. Материальное творение подобно сну Господа, в котором дживы отождествляют себя со всем происходящим. (Тут говорится о преданном служении. [Что толку снова идти на поводу старых самскар. Они подобны сну. Нужно служить Господу, источнику вечного и вездесущего блаженства. Тогда человек больше не привлечется материальным счастьем, поскольку оно ограничено во времени и пространстве.] Если не сосредоточить или отвлечь ум от Господа, то его несомненно поглотит майа, расставляющая коварные ловушки, на пути йога.)

Глава 2. Господь в сердце
I. 1-7. Простая жизнь и возвышенное мышление

1.(1-5) Ввиду тщетности попыток обрести материальное счастье, нужно свести эти потребности к возможному минимуму. |1| Чтобы начать исполнять свое трансцендентное служение, Брахма медитируя на вират-рупу, устранил материальную скверну в виде забвения, порожденного ложным эго и майей (вйавасайа-буддхих). [Прежде Брахма, с твердым разумом и чистым восприятием, удовлетворив Господа восстановил память о творении и создал эту вселенную какой она до разрушения.] [Тут описан промежуточный результат йоги.] ||2|| (Нужно избавиться от желания наслаждаться временным счастьем и стремиться только обратно к Богу.) [Кто-то скажет что ведический путь это совершение кармы вместе с жертвоприношениями, ради достижения Сварги. Этот текст объясняет что это иллюзорная цель, она подобна попытке наслаждаться снящимися объектами. Невозможно насладиться бренными вещами.] ||3|| Поэтому разумный человек ограничивается лишь необходимым не тратя силы и время на пустяки. (Отличие пр.сл. от кармической деят. Нужно извлекать максимум пользы из невыгодной сделки. Мирское общение для трансценденталиста равносильно самоубийству.) [Строго осудив путь кармы, он говорит о необходимости достичь совершенства в йоге.] ||4-5|| Нужно ограничиться необходимым минимумом материальных благ и избыточную энергию направить на самосознание.

2.(6-7) Осознав это нужно сосредоточиться на высшей цели, Сверхдуше, что позволит искоренить причину самсары. (Служение неотъемлемо, поэтому зачем служить майе? Счастье существует, но искать его нужно не в миражах пустыни.) Только материалисты откажутся размышлять о трансцендентном. (Дается совет подняться на более высокую ступень по сравнению с размышлениями о безличном Брахмане в процессе медитации на вират-рупу.)
II. 8-14. Медитация на Сверхдушу в сердце

1.(8-13) ||8-11|| Описание облика Параматмы. (Размер Параматмы около 20см. Порядок атрибутов указывает, что это форма Джанарданы.) [Показав бхакти, её присутствие и отсутствие, теперь Шукадева опять говорит о йогическом процессе дхараны на форму Параматмы, что превосходнее вират-рупы. Кечит указывает на более продвинутых йогов, медитирующих на Параматму. Есть четыре вида йогов практикующих дхарану: 1 – медитируют на прану и ум не используя форму Господа (Бхагаватам это не принимает); 2 – медитируют на вират-рупу, а затем на четырехрукую Параматму, Гарбходакашайи-вишну (3.8.23); 3 после вселенской формы медитируют на вйасти-вират, четырехрукого Господа в сердце; 4 – уже чисты сердцем. Выглядит Он как 15 летний юноша (3.28.17).]

[Человек также должен медитировать на Его преданных – великих йогов, поскольку Он стоит на лотосах находящихся в их сердцах. Знак Лакшми это золотая линия на левой груди. Камень каустубха висит на золотом шнуре.] ||12|| (Медитация имперсоналиста по сути – страдание, а преданного – наслаждение, т.к. он медитирует на реальность. Тут описана медитация в бхакти-йоге на стадии освобождения, которая достигается также с момощью бхакти. Значит высшей цели гьяны можно легко достичь с помощью процесса анартха-нивритти в бхакти. Самая главная анартха – вожделение, из нее вырастает вся материальная жизнь всей цивилизации. Бхакти постепенно полностью избавляет от сексуального желания. Оно проявляется в: стремлении к выгоде, желании быть объектом обожания и желании почестей. Каждый может сам судить, насколько он свободен от этих желаний, как и человек принимающих пищу может судить об уменьшении голода. Тут Шукадева объясняет как с помощью бхакти возможно подняться на ту ступень ваирагьи, которую он описал в начале главы. По мере очищения, человек избавляется от сексуального желания, и в той степени в которой он очистился от него, он может приступать к следующей ступени в медитации. Так пленникам вожделения нельзя медитировать выше стоп Господа и читать публично дальше второй песни Бхагаватам.) |13| Правильный порядок медитации начиная со стоп. Чем глубже сосредоточение, тем чище становится разум. Цель медитации (арчаны) – очищение => кто погряз в чувственных удовольствиях запрещено заниматься этим. Они пока должны медитировать на вират-рупу.

2.(14) Пока не очиститься сознание и не возникнет медитация с элементами бхакти, человек должен после совершения карма-йоги, требуемой для очищения, медитировать на вират-рупу. (во всех мирах Господь – повелитель. Причина нежелания возвращаться в духовный мир – неправильная жизнь в которой грех перемешан с добродетелью.)


III. 15-32. Достижение совершенства бхакти-мишра-йоги

1. (15-21) Прямое освобождение (сакшад-мукти). Покидание тела с помощью бхакти-мишра-йоги



а) ||15|| Йог, обуздавший ум с помощью бхакти [бхакти-мишра-йоги], уже не зависит от внешних условностей места и времени, таких как уттарайана и святые места. в отличие от карма и гьяна-мишра бхакт в какое бы время он не покинул тело это будет благоприятно.

б) ||16|| Когда человек постоянно служит Господу следуя по стопам садху, его разум очищается и перестает зависеть от прихотей кармических желаний => тогда ум становится духовным, не отличным от души => тогда человек уже не видит своих желаний, но видит лишь желания Господа, которые ему раскрывает Он Сам => это дарует высшее блаженство лабдхопашанти [разрушение всех элементов], которое искореняет любые материальные желания. [ум => соединяет в разум, его => в ждиву, созерцающую разум и прочее => эту дживу в чистую дживу => её в Брахман.] ||17|| Это состояние лабдхопашанти абсолютно трансцендентно ко всему материальному, оно вне влияния полубогов, временя, гун, ложного эго, причинного океана, прадханы. (Это состояние возможно только в духовном теле на Вайкунтхе. Туда можно попасть только с помощью бхакти-йоги. Ни карма-йога, ни гьяна-йога не позволяют этого, они могут лишь поднять человека до сияния брахмаджйоти.) ||18|| Познав высший вкус, трансценденталист избегает всего, что не связано с Господом. Он находится в полной гармонии с Господом ничего не усложняя. [Йоги, желающие оставить мир не являющийся Брахманом, в совершенстве знают этот безличный аспект Вишну, определяемый как «не это», избегая порочных суждений относительно природы Господа и избегая всего не связанного с Господом, каждое мгновение обнимают почитаемые ими лотосыные стопы Господа, заполняющие всё его сердце.] [Почему он свободен от гун? Он выше пракрити (парам). Преданные оставляют ложные спекуляции гьяни, т.к. не имеют интереса к тому что не связано с Вишну. Однако они не отказываются от видимого мира, поскольку он полезен в служении Господу. Дауратмйам – глупцы, считающие тело Господа материальным.]

в) ||19-20|| Погасив все материальные желания, осознанием Господа, йог может покинуть свое тело, поднимая жизненный воздух от свадхиштхана-чакры до брахма-рандхры. (Свобода от желаний – критерий духовной квалификации, свободы от ложного эго. Такой механический способ добиться духовного успеха своими усилиями отвечала наклонностям и образу жизни людей в прошлые эпохи.) [Иттхам – находясь в Брахмане; ту – нужно иметь огромное стремление. Тонкие желания нужно разрушить силой реализованного понимания.] ||21|| Подняв его до агья-чакры он блокирует остальные выходы из тела, убеждаясь, что совершенно свободен от прочих желаний и полностью сконцентрирован на парам-гатах (через 22,5 минуты), он может пробить брахма-рандхру и оставив грубое и тонкое тело, отправиться к Всевышнему. (Не познав до конца природу духовной жизни, невозможно освободиться от привязанности к материи.)

2. (22-31) Постепенное освобождение (крама-мукти). ||22|| Если йог оставляя тело не смог избавиться абсолютно от всех тонких желаний, тогда покидая тело он забирает с собой тонкое тело. ||23|| Поскольку он свободен от грубых материальных желаний (карма-канда) и нацелен на духовный прогресс (видйапоклонение Господу, тапо – соблюдение заветов Господа, йога – практика аштанга йоги, cамадхигьяна), он обладает тонким телом и может беспрепятственно путешествовать повсюду. ||24|| Дальше он постепенно прогрессирует, проходит по сушумна-нади Млечный Путь (ведущий на Брахмалоку), Вайшванару [уровень Сварги](там Агни очищает йога от всех грехов), круг Шишумары (полярная звезда и её орбита, в этом круге находится Шветадвипа). [Шишумара связана с Господом (вишва-набхам – вселенская пуповина) и имеет форму дельфина. Этот круг начинается планетой Адитйа (Пунарвасу) и кончается звездой Дхрува] ||25|| Далее Махарлоку, на которую могут попасть только йоги, выйдя за круг Шишумары. ||26|| [Из любопытства он остается там до конца дня Брахмы, до пралайи]После он идет на Брахмалоку. (Авторитетность ШБ) ||27|| Единственное беспокойство там – сострадание к тем кто не ведает о преданном служении. (Обратиться к Ведам вместо материалистичных ученых – торжество разума. Но необходим авторитетный метод постижения Вед. Нужно стать брахманом, пройдя обучение у истинного гуру. Так можно достичь истинного счастья. Такие люди сострадают и проповедуют невеждам.) ||28-29|| Проходит через оболочки вселенной, до эфирной. (постепенное избавление от ложного эго. Ложное эго – часть махат-таттвы, часть эго – звуковая вибрация, часть звука – воздух, часть воздуха – формы...) [Йог может дождаться конца жизни Брахмы и освободиться вместе с ним. Но может сделать это и раньше, пройдя сквозь оболочки до Брахмана. Проходя каждую оболочку он принимает соответствующую её форму чтобы наслаждаться объектами каждого слоя. (земля – объекты запаха, вода – вкуса, оболочка эфира – звук Вед)] Далее он соответственно избавляется от тонких объектов чувств проходя тонкие оболочки. ||30|| Войдя в сферу эго он нейтрализует тама и раджо гуны [объекты чувств, чувства, ум, полубоги чувств соединяются в три гуны], обретает эго в благости и погружает его в махат-таттву – это чистое самоосознание. [махат-таттву воссоединяет с прадханой, где гуны перестают работать][Объекты чувств и элементы сливаются с л.э. в тамасе, чувства – в раджасе, ум и полубоги чувств – в саттве. Затем вместе с оставшимя л.э. он идет в махат-таттву (вигьяна-таттвам), и сливает с ней л.э., махат-таттву соединяет с прадханой, где гуны перестают действовать. (вместе с прадханой получается 8 слоев)] (Данный постепенный метод не применим в нашу эпоху. Поэтому нужно осознать важность бхакти-йоги, что позволит получить милость гуру и Господа и получить бхакти-лата-биджу и поливая её безоскорбительным воспеванием святого имени и прославлением Господа, получить освобождение и далее достигнуть еще при жизни царства Господа. Вырастая эта лиана сама пройдет сквозь все оболочки вселенной, достигнет брахмаджйоти и затем Вайкунтхи или Кришналоки, обретя покой у стоп Господа и принеся плод – према-бхакти. Нужно постоянно поливать бхакти-лату, не совершать оскорбления и вовремя вырывать с корнем все сорняки – посторонние желания.) ||31|| Только очистившись от всего материального и полностью утратив интерес к материи душа может вступить в общение с Господом. (гатим бхагаватим – высшая цель личное общение с Господом, а не брахмаджйоти. Имперсоналисты – разочаровынные люди, стремящиеся к избавлению от страданий, вскоре они влекомые чувствами снова возвращаются назад, как рыбы ушедшие в океан снова возвращаются в реки метать икру. Шантам и анандам – пр.сл. дарует покой и удовлетворение, но для этого необходимо практиковать его чисто, отказавшись от всех прочих желаний, кроме желания удовлетворить Господа.) ||32|| [Господь рассказал Брахме эти два вечных пути достижения Брахмана, описанные в Ведах, о которых спросил царь.] (Все ответы Шукадевы согласуются с учением Вед, поведанным Господом и полученным по парампаре.) [Ответ на вопрос что должен делать умирающий человек. Прямой путь описан в Катха Упанишад 2.3.14. (Когда сердце очищается от всех желаний, человек обретает бессмертие, достигая Брахмана.). Постепенный в Брихад-аранйака Упанишад (Они достигают планеты Солнце).]
IV. 33-37. Преданное служение – высшее совершенство

В соответствии с Ведами лучшее это преданное служение: развить привязанность к Кришне занимаясь шраванам, киртанам, смаранам. Развивая вкус к этим процессам человек избавляется от всех материальных желаний и возвращается обратно к Богу. ||33|| Лучший метод освобождения – бхакти-йога, прямой путь преданного служения, [поскольку он приводит к преме]. [Два выше описанных пути приводят к освобождению, а путь бхакти-йоги, описанный тут, имеет самую возвышенную цель – прему.] ||34|| Брахма, трижды изучив Веды заключил что совершенство религии это влечение (ратих) к Кришне. [рати – первая стадия премы] ||35|| По способности видеть и пользоваться разумом можно судить о существовании Сверхдуши. (Господа можно ощутить через откровение приходящее благодаря искреннему служению Господу. Сначала нужно осознать отличие своего «Я» от тела. => Наблюдатель и объект наблюдения отличны. (неудовлетворенность мат.бытием.) => Живое существо, наблюдающее мир неспособно действовать независимо. => Ж.сущ. зависит от разума проводника Сверхдуши. => Тут всегда есть свобода выбора: либо продолжать отождествлять себя с телом и независимым деятелем, либо принять духовную концепцию. [Шанта бхакта видит во всех Ж. Верховного Господа, по милости Параматмы. Господь и джива осязаются благодаря признакам их проявленного интеллекта.] [Эта рати принимает пять форм: шанти, прити, сакхйа, ватсалйа, прийата. (ШБ 3.25.38) Сначала описано единственное прибежище и объект шанта-рати. Он видит в себе и остальных Сверхдушу. Поскольку мы наблюдаем материальный интеллект, есть сознающий наблюдатель, джива. Также есть Сверхдуша, поскольку результаты одной и той же деятелдьности для разных джив различны. Стало быть есть высший контролирующий, который обладает высшим разумом и всё контролирует.] ||36|| Нужно всегда и везде практиковать шраванам, киртанам, смаранам, и остальные методы бхакти. (Киртанам – важнейший метод. С недостаточным или неправильным киртанам невозможно прогрессировать, даже практикуя все остальные методы.) [Тут объясняется садхана упомянутая в т.33 и 34. Тасмад может относиться либо к т.33, либо к т.35. сарватра сарвада – всегда и везде, сарватмана – с полной концентрацией, совсем не отвлекаясь на карму и гьяну. Поскольку это неоднократно повторяется (1.2.14; 2.1.5) нужно понимать что это главные анги бхакти.] ||37|| Кто упивается этим шраванам, освобождается от всех желаний и достигает премы. (Путь к счастью не в удовлетворении искусственных потребностей, а в простой жизни и возвышенном мышлении. Возвысить мышление возможно слушая Бхагаватам (катхамритам).) [Опыт премы в четырех других видах рати. Бхагаван – все формы во всех возрастах, а также Его преданные. Пибанти указывает на рати. Кто не развил должен следовать садхане описанной в предыдущем стихе. Это ответ на вопрос о высшем совершенстве в 1.19.37.]



Достарыңызбен бөлісу:
  1   2   3   4




©dereksiz.org 2024
әкімшілігінің қараңыз

    Басты бет