Таджикская журналистика в период культурной революции (1929-1940 гг.) 10. 01. 10 журналистика



бет1/3
Дата11.06.2016
өлшемі0.73 Mb.
түріАвтореферат
  1   2   3


На правах рукописи
АЗИМОВ АЪЗАМДЖОН ХОЛМАТОВИЧ


ТАДЖИКСКАЯ ЖУРНАЛИСТИКА В ПЕРИОД

КУЛЬТУРНОЙ РЕВОЛЮЦИИ (1929-1940 гг.)

10.01.10 – журналистика

АВТОРЕФЕРАТ

диссертации на соискание ученой степени

доктора филологических наук


Душанбе – 2009
Работа выполнена на кафедре телевидения и радиовещания Таджикского национального университета
Научный консультант: доктор исторических наук, профессор

Усмонов Ибрагим Кенджаевич
Официальные оппоненты: доктор филологических наук, профессор Садуллоев Асадулло

доктор филологических наук, профессор



Сайфуллоев Атахон Сайфуллоевич

доктор исторических наук, профессор



Хотамов Намоз Басарович
Ведущая организация: Худжандский государственный университет имени академика Б.Г.Гафурова

Защита диссертации состоится «_25_» __июня__2009г. в _13.30_ на заседании диссертационного совета Д 737.004.03 по защите докторских и кандидатских диссертаций при Таджикском национальном университете (734025, г.Душанбе, пр.Рудаки 17).


С диссертацией можно ознакомиться в научной библиотеке Таджикского национального университета.
Автореферат разослан «_16_»__марта__2009 г.


Ученый секретарь

диссертационного совета

доктор филологических наук,

профессор М.Б.Нагзибекова

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ
Актуальность темы: Журналистика - одно из основных средств воплощения главных замыслов, играющих неоспоримую роль в решении самых насущных проблем общества. Это связано с тем, что СМИ является проводником любых преобразований, политических и социальных изменений. В 30-х годах ХХ столетия после образования Тадж. ССР первостепенной задачей республики стал вопрос культурного строительства, (согласно терминологии того времени - культурной революции). Как ни странно, для социалистического Таджикистана вопрос культурной революции стал первостепенным даже в сравнении с аграрными вопросами. Поэтому таджикская журналистика, которая и сама находилась в условиях формирования, являясь частицей этой же культурной революции, сыграла важнейшую роль в освещении культурных преобразований в Таджикистане. В диссертационном исследовании прослеживаются пути организации и реорганизации СМИ 30-х годов, создания новой системы СМИ, которая включала в себя газеты, журналы, издательства и радио, рассматриваются особенности становления журналистики как рода творчества. Организаторская деятельность журналистов выразилась в их активном участии в становлении и развитии новой культуры, включая ликвидацию безграмотности, достижение свободы и равноправия женщин, создание творческих союзов писателей и журналистов, организацию творческих диспутов, юбилеев и встреч, проведение всемирно значимых юбилеев и торжеств, организацию выпуска специальных полос, целью которых являлось развитие искусства и литературы и т.д.

Одним из значимых начинаний СМИ в области культуры является организация научных споров и полемики в области литературы, таджикского языка, а также установление новых норм таджикского литературного языка, принятие латинской графики и кириллицы.

Актуальность темы исследования заключается именно в определении заслуг журналистики в становлении новой таджикской культуры. Изучение и анализ деятельности газет, издательств, радио рассматриваемого периода в данном направлении даёт возможность выявить общие закономерности данного процесса и его специфические особенности, определить взаимосвязь таджикской культуры и искусства и журналистики.

Степень изученности проблемы. Изучение и анализ становления новой таджикской культуры и СМИ как ее частицы, роли СМИ в обществе и, в первую очередь, в становлении таджикской культуры имеют большую теоретическую и практическую значимость.

Средства информации смогли запечатлеть историю становления нового общества в Средней Азии, а это стало возможно потому, что они сами являлись активной и очень важной частью этого процесса.

В Таджикистане написано немало книг и статей, защищены десятки научных работ, в которых с точки зрения истории, литературоведения или языкознания дана оценка культуры 30-х годов ХХ столетия. Наряду с этим в связи с тем, что большинство из этих работ написано в годы советской власти, в основе их методологии лежит марксистско-ленинская идеология, которая не давала возможность свободно и всесторонне проследить происходившие явления. С другой стороны, исследования носили либо исторический, либо литературоведческий характер, поэтому для них материалы СМИ служили как источником, так и материальной базой. Наше исследование имеет журналистское направление, то есть событиям тех лет даётся социально – историческая оценка. Поэтому, несмотря на многочисленность научных материалов, они непосредственно не касаются нашей проблемы. Для большей объективности и доказательности суждений нами рассмотрены все существующие материалы как научного, так и историко-документального характера. С этой целью мы разделили их на пять групп.

Первая группа - это постановления, законы, директивы и резолюции ЦК ВКП(б), советского правительства, Средазбюро, ЦК КП(б) Таджикистана и таджикского правительства, посвященные культурной революции1.

Мы выделяем, главным образом, те документы, в которых речь идёт о СМИ и их роли в пропаганде культурных ценностей, в процессе взаимовлияния прессы, литературы и искусства.



Вторая группа материалов посвящена вопросам краеведения. В них эти вопросы освещаются с точки зрения историографии1, литературоведения2 и лингвистики.3

Например, историк М.Р.Шукуров в своей работе «Культурная революция в Таджикистане», основываясь на материалах газеты «Коммунист Таджикистана», восстанавливает картину, связанную с культурной революцией в Таджикистане. Однако автор недостаточно внимания уделяет изданиям на местном языке, в частности «Точикистони сурх». Для М.Р.Шукурова пресса не является предметом исследования, а служит только источником. Такой же подход свойственен и другой его работе - «История культурной жизни Советского Таджикистана». Автор придаёт большое внимание материалам с точки зрения историографии.



Третья группа включает в себя литературу, которая посвящена отдельным деятелям литературы и культуры4.

Например, в работе литературоведа А.Маниязова «Публицистика и поэзия устода С.Айни» исследуется публицистическая деятельность С.Айни, в том числе его поэзия, носящая публицистический характер. Особое внимание исследователь обращает на произведения, написанные до и после революции, напечатанные в еженедельнике «Шуълаи инкилоб» («Пламя революции»).

Другая работа посвящена публицистике Мирзо Турсун-заде. Автор книги А.Садуллоев констатирует, что именно пресса 30-х годов подняла авторитет поэта до уровня публицистов мирового уровня. По мнению А.Садуллоева, Мирзо Турсун-заде являлся и активным журналистом 30-х годов, используя в своем творчестве жанры публицистики.

Литература четвертой группы носит юбилейный характер. С далеких 30-х годов по сей день изданы десятки книг, брошюр, буклетов, посвященных юбилеям газет, издательств, радио, журналистов и творческих организаций1. В этих материалах содержится много сведений и высказываний о печати 30-х годов.

В частности, 75-летию юбилея газеты «Коммунист Таджикистана» был посвящен специальный сборник. Авторы книги рассказывают о разных сторонах истории этой газеты, ее деятельности. Русская печать Советского Таджикистана являлась средством влияния не только на русскоязычных читателей, но и на все население республики. Об этом свидетельствует обращение А.М.Горького к сотрудникам газеты «Коммунист Таджикистана». Отвечая на письмо ее сотрудников, он, в частности, писал: «Товарищеский сердечный привет отважным работникам на первых постах культурной революции Таджикистана.

Большая радость и гордость, товарищи, получить умный, социалистический орган из далекого, неведомого края, где несколько лет тому назад русский был физическим завоевателем, чужим человеком. Теперь он в Таджикистане, в Якутии и Карелии и всюду, на всем пространстве Союза Советов, является возбудителем и проводником социалистической культуры. И за пределами Союза на всех материках, островах земли все сильнее, увереннее звучит его голос, создавая ответное эхо.

Я говорю «русский» - только по привычке грамматической, но уже давно чувствую и знаю, что говорю о советском человеке, кто бы он ни был – узбек, таджик, осетин, якут, кореец».2

С.Айни назвал газету «Точикистони совети» матерью таджикской печати. Этому официальному периодическому изданию посвящено много воспоминаний и исследований. Газета «Точикистони совети» недавно отметила 75-летие своего рождения. К этому юбилею вышел сборник «Ойинаи миллат»3.

Примечательно, что авторы этого сборника дают оценку с нынешней точки зрения тем материалам, которые печатались тогда и на протяжении длительной истории новой культуры.



В пятую группу материалов включены научные исследования, непосредственно касающиеся истории и теории таджикской журналистики, проблем СМИ.1

Авторы этих работ, в частности, освещают некоторые вопросы истории журналистики 30-х годов, дают характеристику публицистики тех времен, классифицируют ее проблематику. Естественно, полностью согласиться с их оценками нельзя, в их констатациях больше субъективного, чем объективного анализа происходящих событий, неоднозначно комментируются не только жанровая картина, но и паспортные данные прессы. Большинство исследователей не дифференцируют прессу 30-х годов, а в целом дают оценку общенациональным изданиям. В числе этих работ самой ранней, но, тем не менее, самой значимой по содержанию является статья Рахима Хошима «Ба газетчигии мо як назар» («Мимолетный взгляд на наших газетчиков»), опубликованная в сборнике, посвященном 8-летию газеты «Хакикати Узбекистон». Это первое исследование, в которой нашла правдивое отражение история таджикской журналистики. Рахим Хошим является первым исследователем истории таких периодических изданий, как «Бухорои шариф» и «Овози точик». Его статьи о газетах «Рахнамои мухбирон», «Саводи мехнат», «Ширинкор», «Дониш-биниш», «Рахбари дониш», «Мушфики», «Мулло Мушфики», а также о сатирико-юмористических изданиях «Муштум» и «Бигиз» раскрывают многоцветную картину таджикской прессы 30-х годов.

Один из основателей таджикской журналистики иранский политэмигрант К.Дайлами не только был первым редактором партийной газеты «Тољикистони сурх», но и многие годы работал в иновещании таджикского радио, написав множество статей о таджикской печати. Размышляя о событиях тех лет, К.Дайлами говорит об этапах становления и развития СМИ Таджикистана, определяет степень их влияния на культурную революцию 30-х годов. Это особенно ярко прослеживается в статье под названием «Оѓози кор», («Начало деятельности»), которая была опубликована в газете «Комсомоли Точикистон» 11 августа 1960 года. В ней очень много живых фактов, свидетельствующих о сложности становления таджикской журналистики.

Среди работ, посвященных 20-30-м годам, необходимо отметить труды С.Айни, в частности, его сборник «Ахгари инкилоб» («Пламя свободы»). В этот двухтомник включены статьи, обозрения, комментарии С.Айни, которые в основном посвящены вопросам культурных преобразований в республике, формирования новой таджикской культуры.

Важное место в них занимают вопросы национального самоопределения и самосознания таджиков. Именно С.Айни определил значение печати для таджиков как инструмента самозащиты и самозаявления.1

С.Айни безусловно является основоположником таджикской журналистики.2 Все, что он написал в 20-30-х годах и опубликовал в газетах, ныне стало доступно читателям. С.Айни не был историографом нашей культуры, наоборот, он находился в авангарде развития этой культуры - материалы вышеупомянутого сборника свидетельствуют об этом. Большое количество его статей впервые были опубликованы в газете «Овози точик», но не все включены в «Ахгари инкилоб». Позднее диссертант выявил и опубликовал их в отдельном сборнике.3

Когда речь идет о культурной революции, необходимо выделить такие работы, как «Матбуоти точик», («Таджикская печать») «Забони точики» («Таджикский язык») и некоторые другие статьи, рассматривающие основополагающие вопросы развития культуры, национального языка, в том числе таджикской журналистики.

И.Усмонов всю свою научную деятельность посвятил исследованию истории таджикской печати и публицистики в целом. В ранней работе автора «Ёрдамчии содики партия» («Верный помощник партии»), посвященной 50-летию газеты «Точикистони совети», всесторонне исследуется пресса 20-х и 30-х годов. Выделяется роль газеты «Точикистони совети» в осуществлении культурной революции. В двух его работах «Назарияи публицистика» («Теория публицистики») и «Таърихи матбуоти точик» («История таджикской печати») (в соавт. с Д. Давроновым) исследуются история и развитие печати, определяются особенности публицистики 20-х 30-х годов. Недавно вышла в свет новая книга этого автора «Журналистика» в двух томах. Она представляет собой сборник статей, охватывающий следующий круг проблем: история и теория журналистики, жанры и проблемы СМИ. В сборник включены материалы прессы 30-х годов, наглядно представляющие их проблематику.

В числе других работ, близких к теме нашей диссертации, можно выделить книгу Дж.Усмонова и У.Гаффорова «Матбуот ва мухбирони коргару дехкон» («Печать и рабселькоры»). В книге отражены такие вопросы, как история создания новых СМИ, рабоче-селькоровское движение, взаимосвязь СМИ и литературы. В другой работе Дж.Усмонова «Матбуоти советии тољик» («Таджикская советская печать») приводятся статистические данные по вопросам печати 30-х годов. Один из руководителей прессы 30-х годов Шахобиддин Садруллин в своей статье «Айни ва матбуоти тољик» («Айни и таджикская печать»), опубликованной в газете «Хакикати Узбекистон» 11 апреля 1964 года, особо выделяет роль С.Айни в пробуждении таджикской интеллигенции 30-х годов. Как редактор газеты «Овози точик», Ш.Садруллин четко определил роль С.Айни в создании литературных страниц.

Подчеркивается особая роль С.Айни в становлении таджикского литературного языка. В те годы Айни поддержали О.Исмати, Т.Зехни, Х.М.Шукуруллоев, С.Ализода, П.Сулаймони,Б.Азизи, Р.Хошим, А.Исмоилзода, Ф.Роджи, М.Аминзода и др.

Как видно из анализа опубликованных работ, посвященных печати 20-30-х годов, проблемы формирования СМИ в РТ и ее роли в становлении культуры рассмотрены поверхностно, возможно, по причине того, что задачи, которые ставили, перед собой их авторы, были иными.

Цель и задачи исследования. Основной целью данного исследования является определение роли журналистики в процессе реализации задач культурной революции 30 - х годов, а также объективная оценка итогов культурной революции, деятельности СМИ как неотъемлемой части данного социально - политического и культурного процесса. Эти и другие задачи рассматриваются в следующих аспектах:

- становление и развитие СМИ нового типа в Таджикистане;

- СМИ как частица культурной революции;

- деятельность партийных и правительственных органов по созданию и развитию СМИ и их привлечению к реализации планов культурной революции;

- организаторская деятельность СМИ в следующих направлениях:

а) ликвидация безграмотности;

б) развитие таджикского литературного языка;

в) становление новой таджикской письменности;

г) раскрепощение женщин;

д) развитие просветительских учреждений;

е) развитие культурных учреждений;

ж) создание и становление творческих Союзов;

з) пропаганда международного сотрудничества интеллигенции.

Методологическая основа диссертации. В своем исследовании автор опирается на принципы исторического объективизма, используя по мере необходимости методы логико-статистического и практического анализа фактов и событий в контексте конкретной исторической обстановки.

Хронологические рамки исследования ограничиваются 30-ми годами ХХ века, но в случае необходимости автор обращается также к материалам СМИ 1928-29 и начала 40-х годов. Это связано с тем, что осенью 1929 года была создана Тадж. ССР и в 1941 году началась ВОВ. Таджикские историографы определяют данные отрезки времени как отдельные периоды, в связи с чем диссертант опирается на уже принятую периодизацию истории Таджикистана.

Научная новизна исследования заключается в том, что впервые в истории таджикской журналистики было проведено с современных позиций комплексное исследование журналистики 30-х годов и ее проблем и в первую очередь роли прессы в становлении новой таджикской культуры.

Привлечение малоизвестного журналистского материала, а именно книг, очерков, политических стихотворений, прокламаций, корреспонденций и, наконец, исследований, позволило автору с новой точки зрения оценить культурную ситуацию 30-х годов, выявить закономерности происходящих явлений, определить и оценить роль СМИ в данном процессе. Диссертант тщательно исследует публицистическую деятельность корифеев таджикской литературы и журналистики, таких как С.Айни, А.Лахути, М.Турсун-заде, А.Дехоти, Х.Карим, С.Улуг-заде, М.Миршакар, которые своим творчеством повлияли на становление таджикской культуры в целом и развитие публицистики в частности.



Практическая значимость диссертации определяется тем, что результаты исследования можно использовать при чтении цикла лекций на факультетах филологии и журналистики , проведении спецкурсов, а также в дальнейших научных изысканиях по проблемам СМИ и массовых коммуникаций Республики Таджикистан.

Апробация работы. Основное содержание работы отражено в опубликованных автором статьях и книгах, список которых прилагается в конце автореферата. Результаты исследования были доложены на научных конференциях профессорско – преподавательского состава ТНУ (1988-2006), а также на международных и республиканских конференциях (1990-2008). Диссертация обсуждена на объединенном заседании кафедр телевидения и радиовещания, печати и международной журналистики ТНУ (протокол № 7 от 22.06.07г.) и рекомендована к защите.

Структура диссертации. Работа состоит из введения, трех глав, заключения и списка литературы.
ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ
Во введении обосновывается актуальность избранной темы, определяется степень ее научной разработанности, даётся оценка основных аспектов проведённых исследований, сформулированы цели и задачи работы, определены ее структура и практическая значимость.

Первая глава- «Становление печати Таджикской ССР (1929-940гг.)». Здесь рассматривается процесс формирования прессы в 30-х годах, раскрывается ее значение, необходимость развития в сложившихся социально-политических условиях. Характер и направленность периодической печати того времени были обусловлены целями и задачами партии и государства.

В первом разделе «Партийно-советская печать в годы культурной революции» рассматривается вопрос использования печати в целях пропаганды идей компартии, государства и советского правительства.

В конце 20-х и начале 30-х годов, когда стала развиваться печать, появились её новые разновидности, в задачу которых входило освещение и пропаганда решений и постановлений партии и правительства. Как известно, в ноябре 1927 года съезд ВКП (б) принял специальное постановление для развития сельского хозяйства и обязал печать всесторонне поддержать его. Были приняты и соответствующие постановления для развития периодической печати. В качестве примера можно привести постановления «О новой организации сети газет в связи с ликвидацией округов» (1 августа 1930), «О проведении общественно -партийной работы на территориях МТС» (16 октября 1930), «О кадрах работников печати» (11 ноября 1930), «О работе газет сельских районов и низовой печати» (18 января 1931г.), «Об улучшении работы районных газет» (21 апреля 1931).

Однако печать вскоре стала развиваться по законам новых общественно -политических реалий: произошло преобразование автономной республики в союзную социалистическую республику. Наряду с газетами появились и журналы, которые несли знания в массы, содействовали их общественно – политическому воспитанию. «Специфика данного периода определяется тем, что в это время в Таджикистане газеты и журналы печатались как в самой стране, так и в других союзных республиках. Периодическая печать в основном развивалась за счет районных газет, газет политчастей, нижних звеньев периодики»1. С 25 августа 1924 года по 1930 год в городе Самарканде печаталась газета «Овози точик» («Голос таджика»), которая впоследствии стала называться «Хакикати Узбекистон» («Правда Узбекистана»). В настоящее время эта газета издается под старым названием («Голос таджика») в Ташкенте. Она сыграла огромную роль в воспитание новой интеллигенции – поэтов, писателей, литературоведов, лингвистов, таких как С.Айни, А.Лахути, П.Сулаймони, Т.Зехни, А.Курби, М.Сарвар, Н.Шерзода, О.Исмати, М.Амин-заде, А. Дехоти, Б.Азизи, Р.Хошим, С.Джавхари-заде, Мунзим, Н.Бектош, К.Бахлул-заде, С.Улуг-заде, Ш.Хусейн-заде и другие.

В честь образования Тадж. ССР 15 марта 1925 в г. Душанбе вышла газета «Иди точик» («Праздник таджика»)- орган Бюро ЦК КП (б) Узбекистана в Таджикистане на таджикском языке. Тираж первого номера составлял 1000 экземпляров. Однако по сей день не найден первый номер этой газеты , который подготовил ученый и государственный деятель Аббос Алиев. Как пишет И.Усмонов, «газета издавалась 16 полосами малого формата».2 Этого мнения придерживаются и другие исследователи. Как утверждают Дж. Усманов и У.Гаффаров, «впоследствии вышла из печати четырехполосная газета «Бедории точик», тираж которой составлял 2500 экземпляров».3

М.Р. Шукуров называет другую цифру, отмечая, что в 1925 г. газета «Бедории точик» только 8 раз вышла тиражом в 9500 тысяч экземпляров. На наш взгляд, ближе к истине И.Усмонов, который придерживается мнения, что в 1925 г. вышлы в свет только 24 номера газеты «Бедории точик». В газете «Бедории точик» ( с 1925 «Точикистони сурх ») сотрудничали выдающиеся представители таджикской интеллигенции, такие как Аббос Алиев, Али Исмаил-заде, Абулкосим Лахути, Саидбогир Косимов, Махди Тахмосов, Косим Дайлами, Кули Обидов, И Бахроми, Мухаммад Мусави и другие.

С 1 января 1955 года «Точикистони сурх» выходила под названием «Точикистони совети», а с 1990 года по настоящее время издается под заголовком «Джумхурият» («Республика»). Несмотря на партийную направлённость газеты, следует признать, что она очень много сделала для становления национального самосознания и независимости Таджикистана

Компартия уделяла много внимания показному равноправию всех наций и народностей. С этой целью вышли в свет «Кизил Таджикистан» (на узбекском языке) и «Советский Таджикистан» (на русском языке). Однако и до этого на страницах прессы печатались материалы на языках других народов, населяющих Таджикистан. Так, с 1 декабря 1926 г. в газете «Точикистони сурх» появились материалы (полоса в каждом номере) на узбекском языке.

В Таджикистане проживало много русскоязычного населения, в связи с тем назрело время организации печати на русском языке. Первый номер газеты «Советский Таджикистан» вышел 7 ноября 1925 года. Первым редактором ее был Абрам Борисович Ромов. Однако, как пишет нынешний редактор «Народной газеты» (продолжатель эстафеты «Советский Таджикистан» и «Коммунист Таджикистана») В Воробьев, «Ромову не удалось наладить постоянный выпуск газеты»1. И.Усманов, Д.Давронов так же констатируют, что «… в течение первых трех месяцев вышли всего пять номеров газеты... 3 октября 1927 года облбюро партии приняло постановление и приостановило издание газеты2. Последующее издание газеты «Советский Таджикистан» начинается с 7 ноября 1929 года, когда её возглавил бывший сотрудник «Правды Востока» Арон Маркович Глуховский. До приезда в Душанбе Глуховский работал редактором газеты «Комсомолец Востока», издававшейся в Ташкенте. Коллектив редакции «Советский Таджикистан» делал все возможное, чтобы донести важнейшие события эпохи до широких масс народа.

Тогда, как и сейчас, большинство населения Таджикистана проживало на селе. Бюро ЦК КП (б) республики приняло постановление об учреждении газеты «Дехкони камбагал» («Бедный крестьянин»). Она вышла 1 марта 1939г. на латинской и арабской графике таджикского языка. Редакция газеты работала по указанию центральной «Крестьянской газеты» и освещала все жизненно важные вопросы, связанные с сельским хозяйством, в первую очередь с коллективизацией сельского хозяйства. 30-е годы можно называть кульминацией в развитии сети печати, борющейся за расширение фронта культурной революции. Так, в эти годы были организованы журналы «Инкилоби мадани» («Культурная революция», 1930-1938), «Барои адабиёти сотсиалисти» («БАС»), («За социалистическую литературу», 1932-1937), «Коркуни партияви» («Партийный работник», 1934-1937), «В помощь партийному работнику» (1937-1941), «Калтак» («Дубинка» 1931-1938), «Бо рохи Ленини» («Ленинским путем», 1932-1941), «Хукукшиноси шурави» («Советский юрист», 1934-1935), «Блокнот агитатора» (1938-1939), «Мактаби Совети» («Советская школа», 1938-1941), «Октябр» (1934-1937), «Чахоннамо» («Путеводитель мира», 1934-1937). Все эти издания вели пропагандистскую деятельность по претворению в жизнь идеалов культурной революции.

Несмотря на вовлечение в идеологическую работу, партийно-советская печать широко отражала непростую жизнь таджикского народа.



Bо втором разделе «Развитие различных форм партийно-советской печати» речь идет об областных и районных газетах, выясняется их роль и задачи в пропаганде культурно-просветительных ценностей. Особое внимание уделяется материалам таких газет, как «Бо рохи Ленин» («Ленинским путем»), «Пионери Точикистон» («Пионер Таджикистана») «Чавонони Точикистон» («Молодежь Таджикистана»), и «Рохи колхозчи» («Путь колхозника»), «Барои савод» («За грамоту»), «Стахановчии Ёвон» («Яванский стахановец»), «Мубориза барои пахта» («Борьба за хлопок»), «Рохи Сталин» («Сталинский путь»). Помощь им оказывали центральные и республиканские газеты.

Этот раздел имеет три подраздела:



Каталог: common -> img -> uploaded -> files -> vak -> announcements -> filolog -> 2009
2009 -> Персидская газель в XX веке
2009 -> Художественное осмысление философской и нравственно-психологической концепции свободы и несвободы человеческой личности в русской и северокавказской литературах второй половины ХIХ-ХХ веков
2009 -> Акавова Рашида Забитовича на соискание ученой степени доктора филологических наук по специальности 10. 01. 02 литература
2009 -> Проблемы поэтических образов в творчестве Джалолуддина Руми 10. 01. 03 Литература народов стран зарубежья
2009 -> Итальянский петраркизм XV-XVI веков: традиция и канон


Достарыңызбен бөлісу:
  1   2   3


©dereksiz.org 2019
әкімшілігінің қараңыз

    Басты бет