Теория и практика мультимедиа. Звук, интерактивность



жүктеу 67.7 Kb.
Дата21.07.2016
өлшемі67.7 Kb.
ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА МУЛЬТИМЕДИА. ЗВУК, ИНТЕРАКТИВНОСТЬ.
Андрей Смирнов
1-й триместр
1. – Введение. Фрэнсис Бэкон, «Новая Атлантида» дома звука, дома света, дома запаха. Рихард Вагнер и концепция «тотального произведения искусства будущего». Концепция мультимедиа. Русский футуризм, «Свободная Искусство», «Свободная Музыка», «художники свободной музыки» Николая Кульбина (1909). Джон Кейдж и концепция случайности. «Найденный объект» (found object), «найденный звук» (found sound), шум и музыкальный звук. Новые технологии, их последствия.

Примеры:

- «интонарумори», музыка Луиджи Руссоло

- Алвин Люсьер – “Music on a Long Thin Wire”

- Джеймс Тенни - “Rising”

- Жан Клод Риссе - “Suite for Little Boy” (2-я часть)
2. – Звук: волна, частота, амплитуда, фаза, скорость звука, особенности и границы восприятия. Психоакустика. Нелинейность слуха, частота колебаний и высота звука, интенсивность и громкость. Анализ сложного колебания, преобразование Фурье, спектр, обертоны, гармоники, их частоты и фазы, основной тон и период звуковой волны. Сонограмма. Относительность понятия "тембр". Визуализация спектра, сонограмма и новые возможности нотации. Примеры прото-инструментов XIX – начала ХХ веков: камертонные синтезаторы Гельмгольца, пневматические анализаторы и синтезаторы Рудольфа Кёнига. Синтезатор АНС, система UPIC Яниса Ксенакиса, программы Spear, Audio Sculpt, Metasynth. Практика: Знакомство с программами Audacity и Spear. Работа с этюдом №1

Примеры:

- Алэйн Савуре «Don Quixotte Corporation»

- «Поток» Альфреда Шнитке (1968)
3. – Пьер Шеффер и концепция «звукового объекта». Вальтер Руттман, «Кино для ушей» и композиция "Weekend" (1930). Дзига Вертов и фильм «Энтузиазм (Симфония Донбаса)» (1930-31). Конкретная музыка, редуцированное слушание, музыка для «пленки». Этюды Пьера Шеффера (1948). Центр GRM (Париж). Фоноген и Морфофон. «Конкретная поэзия» и концепция Ойвинда Фахльстрема. Текстово-звуковая композиция. Сериальная музыка. Формализация и параметризация музыкального материала. Электронная музыка. Герберт Аймерт и студия электронной музыки WDR (Кёльн, 1951). Электроакустическая музыка и «акусматика». Современные средства обработки и монтажа музыкальных фонограмм. Практика: Работа с этюдом №1

Примеры:

- Вальтер Руттман - "Weekend" (1930)

- Дзига Вертов – «Энтузиазм» (1931)

- Этюды Пьера Шеффера (1948)

- Карлхайнц Штокхаузен - электронные этюды начала 1950-х

- Лучано Берио «Sequenza» (Voce (1965)), «Thema – Omaggio a Joyce» (1958)

- Бернар Пармеджани - «De Natura Sonorum» (1975)

- Стен Хансон «Oips!»

- Тревор Вишарт «VOX Cycle», «Anticredos»
4. – Монтаж и форма. Сергей Эйзенштейн: монтаж аттракционов. Заявка. Типы монтажа. Концепция вертикального монтажа. Первые звуковые фильмы 1930-33. Концепция спектроморфологии Дениса Смоли. Техника спектральных мутаций. Спектральная музыка. Музыкальная форма в электроакустической музыке. Практика: Работа с этюдом №1

Примеры:

- Дзига Вертов – «Энтузиазм» (1931)

- Звуковые фильмы 1930-33

- Жерар Гризе «Le Noir de l’Étoile»

- Тревор Вишарт - «Vox-5» (1986)

- Денис Смолли - «Empty Vessels» и «Basic Metals»

- Ханс Тучку - «Epexegasia»

- Пол Кунс - «Runabout» (2001)
5. – Вперед в прошлое. Футуристические звуковые машины, архаические техники синтеза звука. Итальянский футуризм. Футуристические манифесты. «Искусство Шума» и шумовые инструменты Луиджи Руссоло (1914). Соломон Никритин, Проекционизм, Проекционный театр и мультимедиа технологии 1920-х. Паровой «Орган труда» (1918). Арсений Авраамов: «Гудковая» симфония (1922-23), «топографическая акустика», музыка для городов и улиц. Раннее звуковое кино, различные электрооптические инструменты, Вариофон и т.п.

Практика: Примеры синтеза в программах IRCAM-Forum, Spear и MAX/MSP. работа с сонограммами в программах BW и ARSS. Этюд №2 - визуализация звука и преобразование графики в звук.

Photoshop, как инструмент трансформации звука.



Примеры:

- Дзига Вертов – «Энтузиазм. Симфония Донбаса» (1931)

- Николай Крюков – шумовая музыка к фильмам «Дела и люди», «Изящная Жизнь» (1932)

- Пол Демаринис – «Edison Effect»
6. – Техники синтеза звука. Аддитивный и субтрактивный синтез звука. Жан-Клод Риссе: развитие техники аддитивного синтеза, звуковые парадоксы. FM–синтез. Джон Чоунинг и центр CCRMA в Стэнфордском университете. Ксавье Серра и техника спектрального моделирования (программы Diphones (IRCAM) и Spear). Перри Кук и техника физического моделирования (программа Modalise (IRCAM)). Мультифоника. Использование расширенных техник игры на музыкальных инструментах и данных акустического анализа в композиции инструментальной музыки и инструментовке.

Практика: Работа с этюдом №2

Примеры:

- Каталог звуков Риссе, композиции “Mutations”, “Songs”.

- Петер Аблингер & co - Говорящее фортепиано (видео).

- Композиции Джона Чоунинга «Sabelithe», «Turenas», «Stria», «Phone».



- Оке Пармеруд – “Tren”

- Ханс Тучку – “…erinnerung…”, “Les invisibles””Sieben Stufen”

- Лучано Берио «Sequenza»

- Вольфганг Мотц «Sotto pressione» (1982)
7. – Лев Термен: «технические возможности сочетания музыки и цвета, музыки и жеста, музыки и осязания, музыки и обоняния». Терменвокс и терпситон. Управление с помощью движения и жеста. Интерактивность. MIT Media Labs, Тод Маковер, Джо Парадизо, концепция «гипер-инструмента». Видеосистемы «motion tracking». Обзор существующих инструментов и систем. Популярные языки и визуальные среды музыкального и мультимедийного программирования - C-Sound , Supercollider, MAX/MSP, PD, Chuck. MIDI интерфейс и MIDI контроллеры. Практика: Работа с этюдом №2

Примеры:

- Тод Маковер

- Перформансы театра Palindrome.
8. – Акустика помещений, отражение звука, эхо, реверберация. Резонанс. Бинауральный эффект. Локализация звука в пространстве. Движущиеся источники звука и эффект Доплера. Акустические обратные связи. Примеры звуковых композиций и инсталляций. Акустика музыкальных инструментов. Певческий голос, форманты, горловое пение. Речь: фонемы и дифтонги. Синтез речи, Voder (1939), формантный синтез, программа CHANT (IRCAM).

Практика: Этюд №3 (работа с FFT фильтром и манипуляции со спектром звука). Работа в программах Reaper, Audacity, HOG, Sound Hack.

Примеры:

- Элвин Люсьер - "I am sitting in a room"

- тувинский фольклор

- Мишель Мак Наб «Hidden City» (1987)

- Жан-Баптист Барье «Chreode1» (1983)

- Дэвид Эван Джонс «Scritto» (1986)

- Элвин Люсьер - "Heterodyning"

- Инсталляция «Film Machine» Кейчиро Шибуйя и Такаши Икегами (2007)

- Давид Тюдор - «Rain Forest»,

- Роберт Нормандё – “Bede”, “Spleen”
9. – Способы обработки звука. Амплитудная и частотная модуляция. Кольцевая модуляция. Фильтры, линии задержки, ревербераторы. Спектральные трансформации и кросс-синтез. Автоматизация параметров обработки звука. Практика: Работа с этюдом №2

- этюды Рея Желетта (1993-94)

- Рей Желетт – «Hommage à Pollock no 2 (1991)»
10. – Экспериментальная музыка 1950-1970-х, ее следствия и влияния. Случайность. Звуковые ландшафты (Soundscapes). Концепции и музыкальные примеры. «Язык новых медиа» и «дигитальное искусство» 1990-х. «Пост-дигитальное» мышление 2000-х и «эстетика ошибок». Николас Коллинз концепции DIY («Сделай сам») и Circuit Bending. Хакерство как художественный метод. Объекты и способы хакерства. Примеры и Практика: Работа с этюдом №3

Примеры:

- Джон Кейдж - «Cartridge Music»

- Полин Оливейрос

- Элвин Люсьер- «Музыка для Альфа Волн»

- Джеймс Тенни

- Карлхайнц Эссл -

Программы (легальные, бесплатные):


PC (Windows):


  1. Audacity - http://audacity.sourceforge.net/

  2. Wavosaur - http://www.wavosaur.com

  3. Reaper - http://www.reaper.fm/

  4. BW - Bitmap/waves - http://www.elisanet.fi/victorx/BitmapPlayer.htm

  5. ARSS (analysis & resynthesis sound spectrograph)

  6. Hog - http://bpcmusic.com/hog/

  7. Paulstretch (растягивание времени) - http://hypermammut.sourceforge.net/paulstretch/

  8. Spear (Sinusoidal Partial Editing Analysis and Resynthesis) -http://www.klingbeil.com/spear/

  9. PD - http://puredata.info/

  10. + Plugins

Macintosh (OSX):




  1. Audacity - http://audacity.sourceforge.net/

  2. Reaper - http://www.reaper.fm/

  3. ARSS (analysis & resynthesis sound spectrograph)

  4. Soundhack

  5. Paulstretch (растягивание времени) http://hypermammut.sourceforge.net/paulstretch/

  6. Spear (Sinusoidal Partial Editing Analysis and Resynthesis)
    http://www.klingbeil.com/spear/

  7. PD (win & mac) http://puredata.info/

Литература:




  1. Curtis Roads. Computer Music Tutorial. MIT Press, 1996

  2. Цтирад Когоутек. Техника композиции в музыке ХХ века. Издательство "Музыка", Москва, 1976

  3. А. Нисбет. Звуковая студия. Москва, Связь 1979

  4. Nicolas Collins. Handmade Electronic Music. The Art of Hardware Hacking. Routledge, Taylor & Francis Group, New York, 2006.

  5. Д.В. Севашко. Звукорежиссура и запись фонограмм. Профессиональное руководство. М.: Альтекс-А, 2004

  6. Учебник PD - http://pd-tutorial.com/english/index.html

  7. Music and Mathematics. From Pythagoras to Fractals. Edited by John Fauvel, Raymond Flood And Robin Wilson, Oxford Press, 2003

  8. Смирнов А.И. Музыкальная акустика. http://asmir.info/studies/musical_acoustics.doc

  9. Trevor Wishart. On Sonic Art. Imagineering Press, 1985

Интернет ресурсы:


Интернет-библиотека - http://asmir.info/lib/

Книги - http://asmir.info/lib/stuff/books

Статьи - http://asmir.info/lib/stuff/articles

Фонотека - http://asmir.info/lib/stuff/music

Программное обеспечение - http://asmir.info/lib/stuff/software

Программа AUDACITY - http://audacity.sourceforge.net/

Среда визуального программирования PD - http://puredata.info/

Учебник PD - http://pd-tutorial.com/english/index.html


Для входа в библиотеку: имя guest, пароль guest

Вопросы:


asmir@theremin.ru


©dereksiz.org 2016
әкімшілігінің қараңыз

    Басты бет