Тина дзокаева осетины в плену у аланов (Долгая жизнь идеологемы) Формула



бет1/10
Дата24.04.2016
өлшемі0.64 Mb.
#78719
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   10




ТИНА ДЗОКАЕВА

ОСЕТИНЫ В ПЛЕНУ У АЛАНОВ

(Долгая жизнь идеологемы)

Формула
Сложившаяся и принятая официально осетиноведами Формула осетинского этногенеза выражена в следующей цепи племенных образований: Скифы-Сарматы-Аланы. За цепью водяным знаком располагаются арийцы. Они предшествуют скифам и отождествляются с аланами, которые и считаются непосредственными предками осетин.

Неискушенному читателю Формула кажется то ли слишком длинной, то ли немного даже разнородной. И в то же время как будто чего-то в ней недостает. Соли, что ли? Или каких кавказских пряностей?

Разобраться во всем этом трудно и читатель вынужден сам отправляться в поиски. Читатель не против. Ну, когда еще забредешь в такие дебри, в самую Предысторию!

История - это не то, что было, а то, что мы знаем о ней



Предисловие

 

Две истории осетин

У осетин - будто две истории. Одна - ближняя и реальная, начинающаяся примерно с XІІІ века, когда многочисленные нашествия тюркских народов вынудили родственные племена и родовые семьи наглухо закрыться в горах Кавказа. С того времени в горных ущельях вдоль рек Терека, Гизельдона, Ардона, Уруха началась своя внутренняя активная жизнь. История ясная и понятная. Собственно, она у нас у всех в сознании и в крови. Всякий осетин считает свой народ детищем гор. А эта могучая стихия равнодушным никого не оставляет. Даже тот, у кого лишь предки жили в горах, считает себя горцем. Горы - это особое восприятие жизни.

Конечно, горы горам тоже рознь. Одни горы располагают к пасторального толка воспоминаниям, другие рождают трагическое мироощущение. "Гоняю оленя, пасу ли козу, В горах мое сердце, а сам я внизу" - напоет свирелью горец Роберта Бернса. "Додой фǽкǽнат мǽ райгурǽн хǽхтǽ" - застонет горец Коста.

В горах прошла драматическая часть осетинской истории. Горы создали и внешний, физический облик осетин, и влили в него свою энергию, свое понимание человеческого бытия, взаимного сочувствия и помощи. Горы стали жесткой колыбелью для осетин. В них не было мягких пуховиков, а музыкой служили звуки постоянно раздающегося набата и стона. "О, хусауты хусау!" "Приди на помощь!" То сосед сорвался с горы. То хищный зверь у порога караулит. Где-то снежные обвалы перекрыли тропинки - главные горские магистрали. А то затопило урожай, выращенный на искусственной, собственными руками созданной террасной земле.

Горы хороши чтобы их воспевать. "Лучше гор могут быть только горы, на которых еще не бывал". Воспевать могут и менестрели. А жить в них доступно лишь сильным людям, сильным как лев, оборотистым (изворотливым?) как барс, кстати, являющийся осетинским символом. Горы - это религия. Здесь они - главный Креститель.  

Первая часть осетинской истории документально оформлена, доказана и подтверждена археологическими раскопками и описаниями. В нее верят все осетины. Она - вне пределов критики, разночтений и научных споров. Многие и сейчас могут показать в горах свои родовые камни, ступить на участочек земли, которую предки собирали буквально руками. К той части жизни наших предков вопросов нет. Там с этнонимами, названиями родов, родственных племен, - все нормально. Уый та чи у чи? - могли спросить про незнакомца. А то, что скиф там на пороге появился, или массагет какой - это из области фантазий.

И вдруг вроде ничего особенного не случилось, горы не свалились, ледники пока еще не обрушились. А всего-навсего пришли миссионеры, удивленные новым типом туземных народов, и объявили тех самых осетин - скифо-аланами, индо-иранцами! (Наши предки и знать такие имена не знали, судя по Нартским сказаниям). И пошла другая история.

 

Так, с подачи тех миссионеров и живем, словно иностранцы, пришедшие когда-то из, даже может не существовавших земель, на Северный Кавказ. И разговариваем мы, оказывается, на языке необычном, не то, что наши соседи - кабардинцы  там или ингуши. На индоевропейском!



 Осетиноведение уже давно является научным направлением не только местного звучания. Напротив. Темой увлечены многие ученые в мире. Интерес понятен. Привлекает уникальность ситуации. Считается, что осетинский язык сохранил и пронес в себе корни древне-иранских (арийских) языков до современности. Этот факт возбуждает интерес не только лингвистов, но и археологов, историков, философов, фольклористов, этнографов. Из представителей всех этих специальностей сложились группы исследователей, разносторонне рассматривающих столь поразительный на их взгляд факт.

Но при этом те же специалисты все чаще и охотнее обнаруживают свойства "осетинского диапазона" на разных территориях и у многих народов древнего мира. Акцентируются параллели с мифологией древней Греции и Рима, ищутся сходства героев осетинского эпоса нартов с образами рыцарей и королей бриттов и кельтов. Одинаковые привычки, бытовые подробности, героические образы - улавливаются в самых разных отдалениях от Осетии. Поиск осетинских двойников становится повальным увлечением даже специалистов.

Всемирное братство хорошо, конечно. Однако  от  слишком большого увлечения в этом направлении может истончиться реальная почва, на которой Осетия стоит. Ее разносят пока виртуально, теоретически. Вот и к семитам  уже приписали.

Может быть, это потому, что "так ложатся карты"? Так их сдал покер?

И, может быть, вся сложившаяся мифология не более чем стекляшки, которые Миклухо-Маклай дарил своему туземному братству? Но тогда интересно - кто "Миклухо-Маклай", и кто "покер"? 

Конечно, идеи, самые разнообразные и даже сумасбродные, увлекают. Это романтично. Они подстегивают людей к поискам корней своего народа. А сегодня тем более, когда активизируется такой неотвратимый, но пугающий фактор современности как Глобализация - враг и разрушитель всяких этносов. Люди хотят знать о своих корнях все, пока это еще актуально, пока они не перемолоты окончательно в какой-нибудь европейской или другой ступе. И они не желают расставаться со своей этнической своеобразностью. Входя в содержание проблемы, они начинают отчаянно спорить. Сложившиеся представления рассыпаются. Авторы идей продолжают настаивать. Некоторые прибегают к научно-административным (вернее, ненаучно-административным) методам, объявляют, что истина уже добыта, и что она уже в их руках и что остальным можно уже не беспокоиться. О, какое самообольщение! За авторитетами, даже научными, все труднее укрываться. Стоит посмотреть многочисленные интернет-сайты по данным вопросам, чтобы убедиться - истина, в частности, о так называемых "аланизмах", потихонечку девальвируется и за нее все труднее приходится держаться. Буквально - цепляться! Истина пока пребывает в образе синей птицы. Она летает, и ее все еще трудно поймать.  



Свидетельства древности

Чтобы коснуться хотя бы хвоста той самой  «синей птицы» нет иного средства как погрузиться в чтение свидетельств древности. Они достаточно разносторонни.  Осетиноведы находят их в исторических хрониках, записках путешественников, книгах историков и географов, в древних картах. Ими могут быть случайно когда-то зафиксированные и оброненные фразы, хотя бы окольно касающиеся темы. Есть специальные главы о скифах у «отца истории» Геродота. А также у «отца медицины» Гиппократа.

В те древние времена многие просто путешествовали по тем, не вовлеченным еще в цивилизацию ("околоцивилизационным"), мирам. Экзотика всегда привлекала любознательных людей любых специальностей. Многие активно интересовались "туманными" народами, изучали племенной образ жизни. Составлялись хроники, велись летописи. Во всех этих источниках кое-что перепадало народам, населявшим ареал Кавказских гор и вообще территорий, находившихся за пределами цивилизации, на границах государств и племенных образований. Всю эту литературу можно назвать окольной, неспециальной. Но она имеет большое значение в восстановлении картины жизни древних народов, в том числе осетин. С чувством определенного скепсиса по отношению к такого рода литературе, ее, тем не менее, обязательно следует учитывать. Все, что может пролить хоть тусклый свет на проблему, надо принимать во внимание.

В воссоздании картины прошлого неоценимое значение имеет письменность. Но в нашем конкретном случае в прямом смысле этого источника информации нет. У осетин не сформировалась собственная письменность. Потому и все эти гадания по поводу происхождения этноса. Однако в окружающих мирах такой важнейший элемент культуры уже присутствовал. О шумерах, давших миру образцы клинописи, не говорим. Это слишком далекие времена. Но было уже греческое письмо. Затем римское. И так далее. Наконец, была письменность у грузин, ближайших соседей осетин.

Есть и материальный, вещественный источник познания прошлого. Вряд ли кто будет оспаривать мнение о том, что лучшим средством изучения древности являются археологические раскопки. (Даже в народе говорят, - лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать.) Извлечение предметов, изготовленных людьми, пожалуй, неоспоримый по приоритетам источник исторического познания древнего мира. Такой вещественный фактор наиболее адекватно воспроизводит картинки прошлого. Вещи, предметы, извлеченные кости из могильников, даже способ погребения, - все имеет свой язык. Как хоронили людей? Скорченными? Значит - раб? Расправленными и пышно убранными - так это господа, привилегированные сословия. Бывало, что целые народы попадали в число скорченных. "Бедные", - говорят археологи. Кусочки металлов, керамики, камни - могут рассказать о том, каковы были хозяйственные занятия древних людей, во что люди одевались, как украшались, из чего изготовляли орудия труда, что сеяли и использовали для пищи... Такие источники по древней Осетии имеются, да не в малом количестве.  

И, конечно же, бесценным свидетельством прошлого является язык народа! ("Молчат гробницы, мумии и кости, - Лишь слову жизнь дана"). Крупнейшее историковедческое значение имеет язык, на котором древние разговаривали. Что может лучше характеризовать народ, чем свойства языка, который сложился и на котором он разговаривает, грамматические формы, словарный фонд. По языку о многом можно судить, вплоть до антропологической принадлежности людей, если иметь в виду физиологическое построение самого языкового аппарата.

В литературе по теме истории осетин языковеды играют, пожалуй, решающую роль. Собственно, их концепция происхождения осетин и принята. Одно неудобство. Когда отсутствует письменность для данного языка, то роль и ценность фактора снижаются.

Наконец, в данной конкретной теме информацию может подсказывать наш собственный внутренний строй, генетический код, заложенный в народе. Интуиция! Все, что формирует наши внутренние позывные. По каким характеристикам осетин тотчас же угадывает в другом, незнакомом ему человеке - осетина? Это фантастика! Каждый из нас несет в себе огромную информацию, включая представления о предках, обо всей цепи поколений, что сформировала осетинскую народность. Кем вы бы ни были и где бы ни жили, вы этим свойством владеете всегда!

Может быть, это нельзя назвать источником исторически точной информации, но психологической, - вполне допустимо. Она помогает ориентироваться в событиях, в их оценках. Осетин не может сказать, например, что ему так уж близки морские мотивы. Но он всегда скажет, что без гор ему дискомфортно, душно. Осетия и горы - это, в конце концов, - синонимы. Даже находясь на равнине, проживая там, осетины молитвенно поднимают взор к горам.

 

Исторический контекст

Конечно, любой источник познаний о прошлом послужит хорошую службу только в случае, если его рассматривать в контексте времени. Это касается и самой науки истории. Она всегда развивается в условиях определенных традиций, накладываемых временем. Например, мы знаем двух великих греческих историков - Геродота и Фукидида. Геродот жил раньше, во времена других традиций, когда философы изучали Логос, выводили понятия о мироздании. Фукидид писал конкретно. Он - автор исследований Пелопонесской войны. И он недолюбливал Геродота, считал, что его «История» слишком мифологизирована. Но ведь и эпоха диктовала такой подход! Попробуйте о Логосе написать языком хроники какой-либо конкретной войны.  Другая традиция! Или же взять более близкую нам Историю Х1Х века.  Она тоже имела свой подход, который, кстати. Сыграл роль при освещении истории, касающейся конкретно темы нашего рассказа.

Все это пишу потому, что Формула нашего происхождения, составленная осетиноведами, заставляет обращаться к пространствам и племенам, очень далеким от наших реальных представлений не только об осетинах, но и об истории вообще. Но без «истории вообще» нам проблемы не понять. Поэтому рассматриваем исторический ход в его масштабном поступательном процессе, по волнообразным наплывам цивилизационных волн. В какую из волн попадет наш искомый народ? Вот вопрос, который может постоянно вести нас по теме.



Троюродные родственники 

Приведенная "Формула" предполагает, что у осетин очень разветвленная корневая система. Произведем садоводческую операцию. Выпрямим корни, отделим отростки друг от друга и рассмотрим под историческим микроскопом каждый из них.

 

Белый шлейф доисторических индо-иранцев
 

Арийцы - самая хрупкая часть конструкции. К арийцам не прикоснешься как к исторической материи. Как к скифам, например. Они прозрачны и нематериальны как духи. Как "водяные знаки" на денежных купюрах.

Однако "купюра" до сих пор в ходу. Она продолжает выполнять свою роль толкователя и носителя постсредиземноморской (то есть, европейской) цивилизации. Ну, а для осетиноведов "Aryan" -- любимое слово. Они вроде первые из известных наших -пра, -пра родственников.

 

Арийцы в истории - как "три кита" в древней натурфилософии 

Оба взгляда распространились в истории на уровне научной мифологии. Оба занимательны. Более того, мифы - часть нашей духовности. Без них жизнь была бы скучной, бесполетной. Но главное, мифы фантастическим образом отражают действительный ход давно имевших место событий и представлений. ...Однако! За физику не ручаюсь. Но в истории своя допустимая дистанция до мифов. Не дай Бог, перепутать миф с реальностью. Историю - с Предысторией. 

Если наши представления - о языке, этнических характеристиках и других идентификаторах отдельных народов - покоятся на свойствах мифов, то это равносильно представлению физиков (натурфилософов) древности о трех китах, которые держат Землю. Арийский миф в истории - это те же "три кита", поселившиеся в донаучной физике. Физика преодолела свой мифологический уровень. Но если это случится и в истории, арийская подоснова исчезнет, то будет невероятное - рухнет конструкция Индоевропейской группы языков и народов. (А именно там мы ищем и свойства своего, осетинского языка и народа, то есть начала своего этноса). Ведь данная огромнейшая группа этнической общности покоится на "арийских китах".

Миф сложился замечательно. Он увлекает. Создает фантастические видения. Интригует. Но на него надо смотреть, обязательно зацепившись за кромки Истории. Подобно альпинисту, который с очень большой высоты обозревает слившиеся подробности земной поверхности, крепко привязав себя к реальной опоре веревками. Исследователи в этом помогают нам нехотя. И на самом деле, многие и сегодня продолжают смотреть на арийцев как на носителей, хоть давно ушедшей, но - реальности. Нависли они и над нашей Формулой, и мы принимаем их как реально действовавшие силы, определившие истоки формирования нашего этноса. Правда, осетиноведы все больше применяют его в записи как Aryan, может быть потому, что "Aryan" звучит менее вызывающе, не так откровенно как "арийцы".

 Но все равно, и при этом звучании в термин столько включено якобы реального (но непонятного), что неискушенному читателю приходится докапываться до сути, разбираться в содержании. Тем более что наш слух приучен к разным оттенкам и принципиально разному содержанию, которое люди вкладывают в данное понятие. У нас есть даже внутреннее представление самого слова: нечто суровое, воинственное, шагающее в марше, в металлическом обмундировании.

В создании образа немало постаралась наука. Историки и лингвисты связали с ним много тяжелых (в смысле - очень ответственных) для восприятия вещей. Историки "повесили" на него всю "белую расу", населявшую во времена неолита территорию последующей Европы - и Западной, и Центральной, и Восточной. И даже зацепили Азию. Заложили в него определенные антропологические характеристики. Арийцам отдали пальму первенства в создании европейской цивилизации. Лингвисты же представили арийский слой как основу огромнейшей индоевропейской группы языков и, следовательно, народов. Археологи закрепили за индоевропейской группой целые поколения и образцы материальной культуры. Таким образом, каждое научное направление - историки, лингвисты, археологи (и, конечно, антропологи) - внесло лепту в расширенное содержание понятия "арийцев".

В конце концов, понятие пришлось сузить и арийцами стали называть часть первоначального огромного целого. Окончательно в истории название закрепилось за индо-иранской группой. (Которых вряд ли можно назвать европейцами). В лингвистике "по умолчанию" арийцы остались основателями индоевропейской языковой группы, в одну из ветвей которой отнесли и осетинский язык. Как следствие, данная классификация отразилась на толковании этнических характеристик. Осетиноведами с удовольствием и часто повторяются ссылки на слово "Aryan", как на первоначало осетинского происхождения.

Если даже ученые имеют в виду обуженное содержание слова, как обозначающее только иранские корни, сознание воспринимает его целиком, в полном облачении выданных ранее характеристик и приоритетов. Мне, как читателю осетиноведческой литературы, приходится разбираться во всех нюансах происшедших сложных переплетений. Думаю, что в таком же положении могут оказаться и другие читатели. Поэтому кратко излагаю суть разнородных, реальных или фантастических, арийских напластований в истории.  

По представлениям историков после окончания периода оледенения, в эпоху неолита существовало племя "белой расы", наряду с негроидной, средиземноморской, монголоидной и др. Народы этой расы населяли огромные пространства - все, что было к северу от Средиземноморья и все, что по ту сторону гор - разных - Альп, Кавказских, Гималаев... Время - несколько тысяч лет до н.э. Их упоминания многократно сопровождаются суффиксом -пра, Несколько -пра! -Пра, -пра, -пра... последующих индоевропейцев. И, в последнюю очередь, с одним -пра - иранцев. Ученые как следует нафантазируют над множеством ступеней -пра, прежде чем остановятся на непосредственных предках иранцев (пра-иранцах). Таким образом, получается, что существовало какое-то сверх-племя, распространившееся по белу свету, будучи поначалу одной общностью.



Могло ли быть такое?

Если имеются в виду просто люди с белой кожей, то такое могло быть. Но если они (раса вся) представляются одним племенем и одним названием, то в такое поверить труднее. Заметим, что мы вторгаемся во временные параметры Предыстории, где, собственно, "параметров" и нет. Можно лишь пользоваться логическим методом оценки событий.

Как раз с этой точки зрения и трудно вообразить, что, например, в Ирландии и где-то в предгорьях Памира люди состояли в племенном родстве и разговаривали, понимая друг друга. Даже Земля создавалась при условиях гравитации. Должно что-то физическое поддерживать, "склеивать" множество отдельных звезд и планет, образуя из них некое физическое единство. Так же и с племенами, которые не преодолели еще пределы своего первичного состояния. В последующем развитии общества уже появится конструкция с "гравитационными свойствами" - государство, которое сможет формировать этническое и языковое единство. В истории, после смены первобытного уклада жизни другими общественными устройствами, так и происходило. Племена объединялись в рамках образовавшихся государств. Но вне государственного устройства такую огромнейшую единую общность людей представить вряд ли можно. Это, скорее всего, была бы разбросанная масса, с признаками "кто в лес, кто по дрова".

В родо-племенном строе люди не кичились своим "космополитизмом", не говорили, что я, мол, гражданин вселенной. Напротив. Люди жались друг к другу. Боялись пришельцев, чужаков, их считали врагами. Сами они пребывали словно в капсуле и общались между собой - кто жестами, кто набором звуков, людям даже из соседних родов непонятными. Единственно, куда из рода можно было более или менее свободно передвинуться - к племени, высшей форме родовой организации. Племена могли объединяться. Но союзы даже на одной территории были непрочными, быстро распадались. В племенной общности практически идет постоянная внутренняя борьба, племена перемешиваются, одолевают друг друга, перегруппировываются и т. д. Это только в фантастическом романе можно представить такое сверх-племя как историки представляют арийцев. По всей вероятности, ни о каком сверх-племени и ни о каком сплаве племен в очень отдаленно-первобытном обществе не может быть речи. Никакой идиллии бесконфликтного существования людей одной «белой расы» нельзя вообразить.

Историки это должны были понимать, и тогда появилась версия уже не о едином центре, а о нескольких центрах, откуда могло происходить расселение арийского сверх-племени. Это - Центральная Европа, Восточная Европа, Скандинавия. Кстати, скандинавы очень подходят под образ "высоких, белолицых, светловолосых" арийцев. (Не их ли славяне из царских учебников призвали как близких по духу "править и володеть нами", ибо "сами-то мы не способны"?) Сдается мне, что это результат увлечения российских историков царских времен арийской идеей.

Скорее всего, явление арийства надо рассматривать как миф, сочиненный историками на тему происхождения индоевропейской цивилизации. Точнее, историков и лингвистов, которые хорошо потрудились над созданием мифа и ввели в классификацию языков народов мира индоевропейскую группу. Под такую конструкцию легко подводится огромное разбредшееся по земле одно арийское племя. (Этот миф очень напоминает библейский сюжет о Ное, от которого произошли все народы. В фольклоре, в Библии такие гипер-абстракции допустимы). Небольшим кластером в индоевропейскую группу включен и осетинский язык. Видимо, через это включение и легла такая большая нагрузка в осетиноведении на термин "Aryan".

Об арийцах, как основателях индоевропейской языковой группы, мы поговорим специально. А сейчас продолжим исторический экскурс в области арийских блужданий по Индоевропе. Будем придерживаться принципа - если даже арийство - миф, то все равно за ним определенно стоят какие-то реальные исторические процессы. Аналогично, например, Троянской войне. Троянская война - миф. Но за ним вполне хорошо выстраивается целостная историческая эпоха.

Что же выстраивается за арийским мифом?

 

Смена цивилизационных волн. Арийская волна настигает семитическую

Арийский интерес может увести нас очень далеко в пространстве времени, по крайней мере, на несколько тысяч лет до н.э. Но мы передвинемся сюда поближе - примерно к ІІ - І тысяч. до н.э. Посмотрим, что представлял тогдашний мир.

Тогдашний мир был разделен на две части, неодинаковые по степени развития и даже физического присутствия людей. Географическую карту мира тех тысячелетий можно представить довольно просто. Белая незаштрихованная карта Севера и оживленное историческое присутствие на Юге, где всеми важными процессами заправляли Египет и Передняя Азия (Месопотамия). На этих территориях сложился развитый в экономическом отношении центр. (Египет непосредственно выходил на Месопотамию через восточное побережье Средиземного моря - Финикию,. Палестину, Сирию). Волны цивилизации распространялись из Египта и Месопотамии на другие территории. Волны двигались все больше по горизонтали - на восток. Север пока закрыт. В том числе север самой Месопотамии. Ведь на севере горы, в частности, Кавказские. Они разделяют два мира, южный, ведомый сильными государствами Египта и Месопотамии (Вавилона, Ассирии), и северный, за горами. Тому миру пока название не дали. Там племена неконкретизированные, они проходили под большими общими "шапками" названий.

Юг кажется вечным процветающим гегемоном. Будто ему конца края нет. И не будет никогда! Юг культурный, разговаривающий на разных языках, умеющий уже писать. А Север пока безъязыкий. И цвета у него пока на карте нет, кроме безликого, серо-голубого. Как контурная карта, которую предстоит еще заполнить названиями, провести границы и т.д. А так, пока вроде жизни нет. Мертвый Север обрамляет живой Юг.

Однако, такая видимость обманчива с обеих сторон, как Севера, так и Юга. Юг обнаруживает следы распада. Север - признаки прибывающей новой исторической энергии. И прольются друг в друге в конечном итоге Юг и Север.

В те времена, когда со стороны "белого поля" должны были появиться новые племена, устроители нового мира, История решала очень важную задачу. Производила смену цивилизационных волн. Месопотамская семитическая цивилизация накапливала в себе продукты распада. В преуспевающем мире Египта и Месопотамии стали обнаруживаться трещины. Назревали новые процессы. Системы общественного устройства, просуществовавшие тысячелетия, стали проявлять признаки устаревания и вот-вот могут произойти какие-то катаклизмы. А в это время на Севере, за горами, там, где Европа Западная и Восточная, вплоть до Урала и Алтая в родо-племенных устройствах вызревала уже другая жизнь.

 "Безъязыкие" племена готовились к действиям. Кое-кто даже железом обзавелся, кузницы создал. С таким металлом вполне можно состязаться за часть мира под солнцем. И состязание состоялось. Месопотамию трясло с севера. И есть версии, что трясли племена арийского происхождения.

В общем же представлении миф об арийцах означает, что после семитической Месопотамии цивилизация перекинулась на север, а также на восток, и ее создателями стали арийцы. Арийский миф представляет дело так, что только такое сверх-племя могло сдвинуть Месопотамию, необъятно раздвинуть пространства цивилизации и перекинуть ее за горы, на Север. Для историков арийцы - будто Геракл, совершивший невиданный подвиг, сдвинувший Месопотамию как центр мировой орбиты. На самом деле, месопотамская семитическая цивилизация сменялась новой цивилизацией, с новым этническим содержанием. Но вопрос- кто совершил этот переход, или поворот кроме Геракла, - остается без ответа.

Мне кажется, что арийский миф появился потому, что историки не учли законов смены цивилизаций. По крайней мере, тех конкретных цивилизаций, которые уже существовали в той древности, когда появились, по мнению историков, арийские племена.

Авторы арийской исторической традиции исходили из того, что Вавилонская цивилизация должна была разложиться обязательно под нашествием племен, от пришельцев, иначе говоря. Историки иногда недоучитывают того, что делается внутри государств и формаций. Для них внешние толчки важнее действия внутренних пятен распада.

А на самом деле, логика исторического развития пальму первенства отдает внутренним условиям. Внешние, конечно, тоже! Крупные войны, нашествия, стихийные бедствия... Но социально-общественный организм и сам стареет, разлаживается, не может воспринимать постоянно возникающие новые источники развития. В таком случае внешние условия могут подтолкнуть или ускорить ход разрушения. По-моему, это всеобщее правило, в том числе и для времен, когда в соответствии с мнением историков, арийцы стали создавать европейскую цивилизацию. В отношении же арийцев историкам, наверное, казалось, что вот они пришли, такое сильное сверх-племя, и перевернули мир.

 



Достарыңызбен бөлісу:
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   10




©dereksiz.org 2024
әкімшілігінің қараңыз

    Басты бет