МИНОБРНАУКИ РОССИИ
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования
«РОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ГУМАНИТАРНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»
(РГГУ)
ФАКУЛЬТЕТ ИСТОРИИ ИСКУССТВА
Кафедра кино и современного искусства
История зарубежного киноискусства.
Часть 2
Учебно-методический комплекс
для магистратуры по направлению 035400.68 История искусств
Магистерская программа «Искусство кино»
Форма обучения
Очно-заочная
Москва 2014
ИСТОРИЯ ЗАРУБЕЖНОГО КИНОИСКУССТВА. ЧАСТЬ 2
Учебно-методический комплекс
Автор-составитель:
доктор филологических наук,
профессор кафедры кино и современного искусства
ФИИ РГГУ В. А. Колотаев
Учебно-методический комплекс утвержден
на заседании кафедры кино и современного искусства ФИИ РГГУ
от 09.09.2013 г., протокол № 4.
© Российский государственный
гуманитарный университет, 2014
© Колотаев В.А., 2014
СОДЕРЖАНИЕ
Аннотация рабочей программы……………………………………………………..………4
Рабочая программа…………………………………………………………………..……….5
Пояснительная записка…………………………………………………….……………..….5
Структура дисциплины (тематический план)……………………………………..……….10
Содержание дисциплины………………………………………………………....……………14
Образовательные технологии…………..……………………………………………………… 27
Оценочные средства для текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины………………………………………………………..…………………28
Учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы студентов………….…………33
Материально-техническое обеспечение дисциплины…………………………………………40
Планы семинарских занятий…………………………………………………………………44
Методические рекомендации студенту по организации самостоятельной работы………..65
АННОТАЦИЯ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ
Дисциплина «История зарубежного киноискусства. Часть 2» относится к вариативной части профессионального цикла дисциплин подготовки студентов по направлению 035400.68 - История искусств. Дисциплина реализуется кафедрой кино и современного искусства ФИИ.
Содержание дисциплины охватывает круг вопросов, связанных с историей и теорией киноискусства.
Дисциплина направлена на формирование компетенций выпускника:
ОК-3 - способен к адаптации к новым ситуациям, к изменению научного и научно-производственного профиля своей профессиональной деятельности, социокультурных и социальных условий деятельности, переоценке накопленного опыта
ОК-4 - способен свободно пользоваться русским и иностранным языками как средством делового общения
ОК-5 - способен использовать на практике навыки и умения в организации научно-исследовательских и научно-производственных работ, в управлении коллективом, влиять на формирование целей команды, воздействовать на ее социально-психологический климат в нужном для достижения целей направлении, оценивать качество результатов деятельности
ОК-7 - способен использовать знания в области гуманитарных, социальных и экономических наук при осуществлении экспертных и аналитических работ
ОК-8 - способен использовать в познавательной и профессиональной деятельности базовые знания в области основ информатики и элементы естественнонаучного и математического знания
ОК-12 - способен к междисциплинарному взаимодействию и умению сотрудничать с представителями других областей знания в ходе решения научно-исследовательских и прикладных задач; обладает пониманием места истории искусства (искусствоведения), теории искусства в системе современного гуманитарного знания; взаимосвязи и взаимодействия истории искусства как науки с другими науками об обществе и человеке
ПК-1 - способен к подготовке и проведению научно-исследовательских работ в соответствии с профилем ООП магистратуры, с использованием знания фундаментальных и прикладных дисциплин ООП магистратуры
ПК-2 - способен к анализу и обобщению результатов научного исследования на основе современных междисциплинарных подходов
ПК-9 - способен формулировать и решать задачи, связанные с реализацией организационно-управленческих функций, умеет использовать для их осуществления методы изученных наук
ПК-10 - умеет организовывать работу исполнителей, принимать управленческие решения
ПК-11 - способен к подготовке аналитической информации (с учетом историко-культурного, искусствоведческого, художественного, цивилизационного контекста) для принятия решений органами государственного управления и местного самоуправления
ПК-13 - способен к осуществлению историко-культурных, краеведческих функций, функций по сохранению, изучению, пропаганде художественного наследия в деятельности организаций и учреждений культуры
ПК-14 - способен к разработке историко-культурных, искусствоведческих, художественных аспектов, аспектов, связанных с всеобщей историей искусства, историей отечественного искусства, сохранением и изучением, а также пропагандой художественного наследия в деятельности информационно-аналитических центров, общественных, государственных и муниципальных учреждений и организаций, СМИ, учреждениях историко-культурного туризма.
Программой предусмотрены следующие виды контроля: текущий контроль успеваемости в форме подготовленных магистрантами устных сообщений и двух контрольных работ, промежуточный контроль в форме экзамена.
Общая трудоемкость освоения дисциплины составляет 4 зачетных единиц, 144 часа.
Программой дисциплины предусмотрены лекционные занятия – 16 часов, практические – 26 часов, самостоятельная работа – 102 часа.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Цель курса – изучить феномен кинематографа в качестве особого вида искусства, неразрывно связанного как с традиционными (живопись, театр), литературой, так и современными формами искусства, для применения в дальнейшей работе магистранта в качестве историка и теоретика кино- и смежных искусств, продюсера и специалиста в области кинопроизводства, кинокритика, эксперта по социально-экономическим проблемам киноискусства, преподавателя истории кино.
Из поставленной цели вытекают следующие задачи:
- изучить в достаточном объеме фильмы, указанные в соответствующих разделах программы;
- осуществить анализ исторического развития кинопроцесса в мире и в рамках кинематографий отдельных стран;
- изучить конкретный вклад соответствующего направления, школы, выдающихся представителей киноотрасли (режиссеры, актеры, сценаристы, операторы, художники-постановщики и др.) в развитие искусства кино;
- освоить терминологический аппарат и уметь квалифицировано применять его в соответствии с поставленными профессиональными задачами;
- рассмотреть особенности применения выразительных средств и драматургии в различные периоды развития искусства кино.
- на основе полученных сведений о творчестве выдающихся кинорежиссеров, сформировать у студентов умения видеть эстетические особенности конкретных художественных фильмов и направлений, различать авторский стиль и определять принадлежность картин к определенным течениям;
- развивать способность выделять в кинематографическом образе эстетический, социальный, философский и культурологический смыслы;
- сформировать умения анализировать художественные фильмы.
- раскрыть диалогическую природу кинематографа и показать, что в основе его развития лежит диалогическая модель развития культуры.
Место дисциплины в структуре основной образовательной программы (ООП). Профессиональный цикл М2, вариативная часть, обязательные дисциплины: М2.В.ОД.3, 3 семестр.
Предшествующие дисциплины: История видеоарта, Эстетика киноавангарда, Междисциплинарные подходы в современной истории и теории искусства, История документального кино, История отечественного киноискусства Часть 2.
Последующие дисциплины: Теория медиа, Современный кинопроцесс и система продюсирования, История кинопроизводства, Мастерство кинокритики, История кинодраматургии, История визуальной рекламы, История фотографии, Художественные средства выразительности киноискусства, Анализ фильма, Современное кино России, Кино США. Голливудская модель.
Дисциплина «История зарубежного киноискусства. Часть 2» основана на знаниях, приобретенных в ходе изучения магистрантами курсов: Эстетика киноавангарда, Междисциплинарные подходы в современной истории и теории искусства, История документального кино, История отечественного киноискусства Часть 2.
В свою очередь, данная дисциплина является основополагающей для курсов: Современный кинопроцесс и система продюсирования, История кинопроизводства, Мастерство кинокритики, История кинодраматургии, История визуальной рекламы, История фотографии, Художественные средства выразительности киноискусства, Анализ фильма, Современное кино России, Кино США. Голливудская модель.
Компетенции обучающегося, формируемые в результате ее освоения:
ОК-3 - способен к адаптации к новым ситуациям, к изменению научного и научно-производственного профиля своей профессиональной деятельности, социокультурных и социальных условий деятельности, переоценке накопленного опыта
ОК-4 - способен свободно пользоваться русским и иностранным языками как средством делового общения
ОК-5 - способен использовать на практике навыки и умения в организации научно-исследовательских и научно-производственных работ, в управлении коллективом, влиять на формирование целей команды, воздействовать на ее социально-психологический климат в нужном для достижения целей направлении, оценивать качество результатов деятельности
ОК-7 - способен использовать знания в области гуманитарных, социальных и экономических наук при осуществлении экспертных и аналитических работ
ОК-8 - способен использовать в познавательной и профессиональной деятельности базовые знания в области основ информатики и элементы естественнонаучного и математического знания
ОК-12 - способен к междисциплинарному взаимодействию и умению сотрудничать с представителями других областей знания в ходе решения научно-исследовательских и прикладных задач; обладает пониманием места истории искусства (искусствоведения), теории искусства в системе современного гуманитарного знания; взаимосвязи и взаимодействия истории искусства как науки с другими науками об обществе и человеке
ПК-1 - способен к подготовке и проведению научно-исследовательских работ в соответствии с профилем ООП магистратуры, с использованием знания фундаментальных и прикладных дисциплин ООП магистратуры
ПК-2 - способен к анализу и обобщению результатов научного исследования на основе современных междисциплинарных подходов
ПК-9 - способен формулировать и решать задачи, связанные с реализацией организационно-управленческих функций, умеет использовать для их осуществления методы изученных наук
ПК-10 - умеет организовывать работу исполнителей, принимать управленческие решения
ПК-11 - способен к подготовке аналитической информации (с учетом историко-культурного, искусствоведческого, художественного, цивилизационного контекста) для принятия решений органами государственного управления и местного самоуправления
ПК-13 - способен к осуществлению историко-культурных, краеведческих функций, функций по сохранению, изучению, пропаганде художественного наследия в деятельности организаций и учреждений культуры
ПК-14 - способен к разработке историко-культурных, искусствоведческих, художественных аспектов, аспектов, связанных с всеобщей историей искусства, историей отечественного искусства, сохранением и изучением, а также пропагандой художественного наследия в деятельности информационно-аналитических центров, общественных, государственных и муниципальных учреждений и организаций, СМИ, учреждениях историко-культурного туризма.
В результате освоения дисциплины обучающийся должен демонстрировать следующие результаты образования:
1. Знать:
место истории кино, как в рамках теории искусства, так и в системе современного гуманитарного знания (ОК-3, ОК-4, ОК-12);
знать методологию исследования истории кино, учитывая междисциплинарные подходы (ОК-5, ОК-8, ОК-12, ПК-2).
2. Уметь:
применять полученные знания о закономерностях развития искусства кино при осуществлении экспертных и аналитических работ (ПК-10, ПК-9, ОК-7)
3. Владеть:
подходами к исследованию кинематографа в границах деятельности информационно-аналитических центров, общественных, государственных и муниципальных учреждений и организаций, СМИ, учреждениях историко-культурного туризма (ПК-13, ПК-11, ПК-1);
методами пропаганды художественного наследия в деятельности организаций и учреждений культуры (ПК-14, ПК-11, ПК-1).
Новизна данного курса заключается в том, что учебно-методический комплекс представляет собой первую попытку восполнить отсутствие развёрнутых учебных программ по «истории кино» для магистрантов, обучающихся по специальности 035400.68 - История искусств. Предлагаемый УМК направлен как на лекционную, так и самостоятельную работу студентов разных форм обучения.
Курс представляет собой самостоятельное направление в учебной программе по всеобщей истории искусств. Он является необходимым дополнением курсов, в рамках которых студенты изучают историю живописи, театра, скульптуры, архитектуры, садово-паркового искусства, фотографии, видеоарта, искусства Новых медиа и т.д. Кроме того, предлагаемый в курсе «История зарубежного киноискусства. Часть 2», материал тесно связан с такими общеобразовательными дисциплинами, как философия, всеобщая история, психология и др. Взаимосвязь вышеупомянутых учебных дисциплин позволяет наиболее полно раскрыть природу искусства кино.
В качестве предмета курса «История зарубежного киноискусства. Часть 2» рассматриваются закономерности протекания мирового кинопроцесса, ведущие тенденции и специфические черты национальных кинематографий России, Европы, США и Японии.
Предлагаемая информация по каждой теме, компактно сгруппированная по разделам, поэтапно знакомит студентов с историей кино Франции, Германии, Италии, России, США, Великобритании, Швеции, Японии, с характерными для данных кинематографий стадиями развития, с творческими исканиями наиболее известных режиссеров, с эстетическими и идейно-художественными принципами направлений кино. После общей характеристики кинопроцесса той или иной страны студентам предлагается обзор творчества ведущих режиссеров, описание их стиля, а также сравнение рассматриваемых картин с фильмами других авторов. Изучение конкретных произведений ведётся через призму новейших теоретических разработок с анализом достижений и проблем современного киноведения. Программа данного курса была составлена в 2002 году. За прошедшее время, она неоднократно обновлялась и корректировалась, исходя из опыта преподавания и необходимости включения в лекционный курс информации о новых фильмах и новых открытий в области истории кино.
Оригинальность данного УМК заключается в создании многоуровневой структуры курса, позволяющей эффективно сочетать историко-типологический и сравнительный подходы в изучении художественных особенностей национальных кинематографий разных стран.
С точки зрения методологии в изложении материала курса применяется как историческая перспектива (основные этапы развития искусства кино), так и синхронный подход, предполагающий выявление общих тенденций в развитии кинематографий отдельных стран на соответствующем этапе развития.
Освещение дисциплины включает следующие аспекты:
- Сочетание лекционного курса с различными формами контроля за тем, как выполняется самостоятельная работа. Усвоение материала курса, рассматриваемого на лекциях, проверяется различными формами текущего и итогового контроля знаний, образцы которых приведены в данном УМК;
- Комбинирование занятий в лекционной форме с просмотром отдельных фрагментов фильмов. Материал, пройденный на лекциях, повторяется и разбирается при проведении контрольных работ и тестов.
- изложение теоретического материала в синхронно-диахронной перспективе;
- просмотр фильмов с последующим компетентностно ориентированным обсуждением;
- выполнение письменного задания;
Курс логически связан с такими дисциплинами, как: История зарубежного киноискусства. Часть 1, Мастерство кинокритики, История кинодраматургии, Современное кино России, Кино США. Голливудская модель, Проблемы истории, социологии и психологии искусства, История документального кино, Эстетика киноаванграда, Теории кино, История отечественного киноискусства Часть 1,2, История зарубежного киноискусства Часть 2, Современный кинопроцесс и система продюссирования, История кинопроизводства и др.
Хронологические границы курса: 1940-е гг. ХХ века. — 2 пол. ХХ века.
Структура дисциплины (тематический план)
Общая трудоемкость освоения дисциплины составляет 4 зачетных единиц, 144 часов.
№
п/п
|
Раздел
Дисциплины
|
Семестр
|
Неделя семестра
|
Виды учебной работы, включая самостоятельную работу студентов и трудоемкость
(в часах)
|
Формы текущего контроля успеваемости (по неделям семестра)
Форма промежуточной аттестации (по семестрам)
|
лекции
|
прак-
тичес-кие
заня-тия
|
семи-
нары
|
само-стоятель-ная
работа
|
|
Раздел Ш. Кино Западной Европы, России и США после Второй мировой войны
|
3
|
|
|
|
|
|
|
|
Подраздел 1. Кино стран Западной Европы
(Темы № 28–45)
|
3
|
|
8
|
|
12
|
50
|
Сообщение, дискуссия, письменная работа
|
|
Подраздел 2. Кино США, Швеции, Японии
(Темы № 46–48)
|
3
|
|
8
|
|
14
|
52
|
Сообщение, дискуссия, письменная работа
|
|
Итого
|
|
|
16
|
|
26
|
102
|
Экзамен
|
|
Всего
|
|
|
144
|
СОДЕРЖАНИЕ КУРСА
Раздел Ш. Кино Западной Европы, России и США после Второй мировой
войны.
Подраздел 1. Кино стран Западной Европы
-
Зарождение итальянского неореализма. Идеология нацизма и итальянская культура в конце 30-х гг. ХХ в. Реалистическая тематика в кинематографе. Предвестники итальянского неореализма: «Плач христовых невест» Д. Поцци-Беллини, «Четыре шага в облаках» А. Блазетти, «Одержимость» Л. Висконти, «Дети смотрят на нас» В. Де Сика. Состояние кинематографа в период второй мировой войны. Антифашистские настроения и идеи Сопротивления как фактор консолидации деятелей культуры. Роберто Росселлини (1906-1977) и его фильм «Рим – открытый город» как манифест реалистического киноискусства. Идейное и художественное своеобразие первых неореалистических фильмов («Пайза» Р. Росселлини, «Солнце ещё всходит» А. Вергано).
Социальный аспект фильмов Дж. Де Сантиса («Трагическая охота», «Горький рис», «Нет мира под оливами», «Рим, 11 часов»), В. Де Сики («Похитители велосипедов», «Шуша», «Умберто Д»), Л. Висконти («Земля дрожит»). Социальная проблематика в неореалистических комедиях: «Полицейские и воры» Стено и М. Моничелли, «Два гроша надежды» Р. Кастеллани, «Чудо в Милане» Де Сики. Идейно-эстетические принципы неореалистического киноискусства: принцип достоверности, натуральные съемки, реальные факты и происшествия как основа сюжетов, игра непрофессиональных актеров, документальный стиль киноповествования, социальная критика, правдивое воссоздание современной действительности, антибуржуазная направленность, интерес к народной жизни и судьбе простого человека. Документальный стиль фильмов Ч. Дзаваттини.
Трансформация идей неореализма в творчестве Джузеппе Де Сантиса. Эстетика неореализма и исполнительское мастерство актеров. Естественность и эмоциональность игры Анны Маньяни (1908-1973), Э. Де Филиппо, М. Джиротти, Р. Валлоне, Дж. Мазины, С. Мангано, А. Фабрици, Тото (комик). Начало 50-х гг. – время политического и экономического кризиса. Борьба с неореализмом. Организация массового производства фильмов-подделок «под неореализм». Давление католической реакции.
-
Психологизм итальянского кино. Тема отчуждения в западноевропейском кинематографе конца 50-х – середины 60-х гг. Проблема одиночества, разобщенности и невозможности диалога в картинах М. Антониони «Хроника одной любви», «Приключение», «Подруги», «Крик». Неореалистическая тематика в фильмах Ф. Феллини «Огни рампы», «Белый шейх», «Дорога», «Маменькины сынки». Новые тенденции в мировой культуре, начало постмодерна и фильм «Сладкая жизнь» Феллини. Тема реальности в творчестве Антониони: «Ночь», «Фотоувеличение», «Профессия: репортер». Проблемы самосознания и идентичности в культуре постмодерна: «Затмение», «Красная пустыня», «Забрийский пойнт», «Идентификация женщины» (М. Антониони). Эстетический анализ психологических основ творчества в фильме «Восемь с половиной» Ф. Феллини.
Конец 50-х – 60-е годы – период преодоления экономического кризиса. «Экономическое чудо» и расцвет итальянской кинематографии. Тема прошлого опыта в фильмах «Генерал Делла Ровере» Р. Росселлини, «Долгая ночь 1943 года» Ф. Ванчини, «Четыре дня Неаполя» Н. Лоя. Традиции неореализма в фильмах Висконти «Рокко и его братья». Философско-эстетическое своеобразие картин П.П. Пазолини «Нищий» (1961), «Мама Рома» (1962), «Евангелие от Матфея» (1964). Итальянский кинематограф и сатирическое разоблачение пороков буржуазного общества периода бума. Жанровые особенности «комедий по-итальянски». Сатирические комедии нравов «Бум», «Брак по-итальянски» Де Сики, «Обгон» Д. Ризи, «Развод по-итальянски» «Соблазнённая и покинутая», «Дамы и господа» П. Джерми. Актёрское мастерство А. Сорди, У. Тоньяцци, В. Гасман, Н. Манфреди, дуэт С. Лорен и М. Мастроянни.
-
Достарыңызбен бөлісу: |