Внутренний колониализм



Дата16.06.2016
өлшемі68 Kb.
#139417
Внутренний колониализм – (Internal Colonialism) в самом широком смысле – система внутренней колонизации, при которой происходит освоение ресурсов государства силами этого же государства. Являясь производным понятия колонизации, изначально термин подразумевает освоение прежде всего сельскохозяйственных земель, однако в данном значении он используется относительно редко, в связи с тем что за десятилетия научной разработки проблем колонизации, накопилось немало интерпретаций этого термина. На данный момент понятие внутреннего колониализма используется, как правило, в социологической, политологической и экономической практике, и под ним обычно подразумевают экономическую (но не только) эксплуатацию «центром» страны (под которым часто имеется в виду столичный или аналогичный по значимости регион, где сосредоточена политическая элита государства) своей «периферии» (за счёт использования дешёвой рабочей силы или богатых природных ресурсов), то есть иными словами выкачивание государством ресурсов из собственных регионов. Существующая теория внутреннего колониализма описывает политическую иерархию территорий в составе государства, которая объясняется экономическим неравенством. Для периферии характерна ориентация на производство сырья, а местная рабочая сила отличается низкой квалификацией. В то же время центр берет на себя переработку сырья и обучение специалистов. Считается, что теория внутреннего колониализма объясняет отношения между центром и периферией в неомарксистском ключе, и что униженное положение периферии стимулирует сепаратизм, если на этой территории проживают национальные меньшинства, что на практике наблюдается довольно часто. В этом случае параллельно наблюдается господство расово или культурно отличных правящих групп над коренным местным населением, стоящим на более низком уровне социально-экономического развития. Господство оправдывается расовым, этническим или культурным превосходством, и власть метрополии узаконивается не только военной силой, но также комплексом расовых или культурных стереотипов. Доминирующая этническая группа, проживающая в центре, практикует дискриминацию по отношению к культурно отличающимся от нее периферийным группам, что очень напоминает классическую заморскую колониальную ситуацию, воссоздает в прямой или замаскированной форме социально-экономическое неравенство, приводит к межэтнической обособленности, отчуждению, порождает дискриминацию по языку, религии, этнической принадлежности. Концепция внутреннего колониализма хорошо объясняет многие этнические процессы как в развивающихся, так и в развитых странах. При этом она лучше учитывает такие скрытые факторы, как исторические традиции, сложившийся потенциал, географическую среду, этнопсихологические установки, устойчивые стереотипы в отношениях между этническими общностями и т.д.

Применение данного термина также означает его взаимосвязь с такими понятиями как внутренняя колонизация и внутренняя колония. Под последней, как правило, подразумевают колонию со всеми присущими ей генетическими признаками, но расположенную в пределах собственных границ колонизирующего государства. В этом случае понятие внутренней колонии противопоставляется заморской колонии (или просто колонии), которая отделена от метрополии естественными, как правило, водными преградами, и требует дополнительных усилий для её физического достижения и колонизации.

Одним из первых в научный оборот термин «внутренний колониализм» был введён классиком марксизма-ленинизма В.И. Лениным, который таким образом пытался согласовать свою теорию империализма с действующими в тот момент взаимоотношениями «центр-периферия». Согласно Ленину, внутренний колониализм проявляется когда империалистическая держава осуществляет экспорт эксплуатации пролетариата в свои колонии или в другие неразвитые страны, торговля с которыми находится под ее контролем; и тем самым пролетариат центральной колонизующей державы субсидируется за счет пролетариата эксплуатируемых регионов. В своей работе «Развитие капитализма в России» Ленин представил Российскую империю как внутренний рынок для капиталов, сконцентрированных в Санкт-Петербурге и Москве и осуществляющих экспансию на периферию. Идея понятия внутреннего колониализма оказалась весьма популярной в марксистской философской и научной мысли, и продолжателем этих ленинских идей стал итальянский коммунист Антонио Грамши, распространивший данный термин на проблему Юга Италии.

Доминирование долгие годы в отечественной исторической науке марксистских концепций привело к формированию устойчивого образа России как империи внутреннего колониализма. В то же время, равным образом и вполне справедливо сложилось представление и о США как о стране, долгое время осуществлявшей внутреннюю колонизацию. Изначально это государство обладало всеми условиями для проведения, прежде всего внутренней колонизации. Так высоким темпам экономического развития США благоприятствовало отсутствие больших военных расходов, а окруженные более слабыми государствами, США в первые полтора века своего существования довольствовались разграблением своих западных земель, экспансией внутреннего колониализма. В этих благоприятных обстоятельствах вывоз капитала и борьба за внешние колониальные рынки были сведены к минимуму: к 1900 г. сумма заграничных инвестиций США составляла всего 500 млн. долл. Долгое время у капиталистов США отсутствовали стимулы для вывоза капитала. Емкость внутреннего рынка, возможность жестокой эксплуатации чернокожего и иммигрантского населения, использование потогонной системы труда, а также монопольно высокие цены делали внутренние инвестиции не менее выгодными, чем внешние, что стимулировало внутреннюю колонизацию. Однако по мере развития монополистического капитализма правящие круги США постепенно стали втягиваться в колониальную активность во внешнем мире. Условным началом этого процесса можно считать приобретение еще в 1867 г. за бесценок Аляски. Внутренний колониализм стал перерастать во внешний. Особенностью колониальной политики США было то, что она «запоздала» и проводилась в условиях уже поделенного мира и нарастания национально-освободительного движения. Поэтому наряду с открыто захватническими методами использовались финансовое закабаление, экономическое подчинение слабых государств, остающихся при этом формально независимыми.

Следующая фаза разработки понятия внутреннего колониализма пришлась уже на период активной деколонизации и глобальных изменений в мире в 1960-1970-х гг. При этом учёные стали акцентировать внимание на социально-экономические, нежели политические аспекты этого явления, в том числе в связи с чётко обозначившейся в это время проблемой взаимодействия бедного Юга и богатого Севере, в дополнение к устойчивому политическому противостоянию Восток – Запад. Различные теории внутреннего колониализма использовались многочисленными учеными и экспертами для объяснения ситуации и тенденций развития почти всех стран мира – прежде всего развивающихся, но также развитых капиталистических и даже социалистических государств. Термин также использовался для сравнительного анализа колониального опыта и структур, а также постколониальных теорий развития. К 1980-х гг. в связи с новыми научными веяниями и прокатившейся по миру неоконсервативной и неолиберальной волной концепция внутреннего колониализма стала выходить из моды, но до сих пор сохраняет привлекательность в интеллектуальных кругах и научных работах. Несмотря на наличие огромного числа авторов, работавших с данной концепцией, заметный след в общественных и гуманитарных науках оставили лишь немногие учёные, чьи разработки достойны упоминания и перечислены ниже.

В 1972 г. Роберт Блаунер, видный представитель так называемой радикальной социологии США, разработал свою теорию расового угнетения, названную им внутренним колониализмом. Эта теория была основана на аналогии с обычным международным колониализмом, при котором местное население насильственно подчиняют экономическому, политическому, военному и культурному господству колонизаторов. В рамках этой теории Блаунер доказывал существование в США внутренних колоний, эксплуатируемым населением которых являлось преимущественно негритянское население. В своей концепции Блаунер перечислил следующие компоненты колониальных отношений: принудительное навязывание туземцам господствующей культуры (например, их ввоз в метрополию в качестве рабов); попытки господствующей культуры изменить и контролировать туземную культуру; политическое господство; экономическая эксплуатация; идеология, оправдывающая власть господствующей группы. Согласно Блаунеру, в отличие от других этнических групп (белых) негры, индейцы и американцы мексиканского происхождения в США ограничены в правах управлять основными политическими и экономическими институтами. Основная собственность и ресурсы, сосредоточенные на территории, где они компактно проживают, находятся во владении и под контролем групп большинства. Меньшинства могут иметь своих представителей в правительственных органах (например, в городских советах), но часто их избирают и манипулируют ими господствующие группы. Кроме того, предпринимаются попытки разрушить культуру этих групп (которая объявляется примитивной) и заменить ее господствующей. Таким образом, утверждает Блаунер, была почти полностью уничтожена культура африканцев, после того как их вывезли в Америку в качестве рабов. Большой заслугой Блаунера является то, что он вывел расизм из чисто антропологических и психологических рамок, делая акцент на социально-экономических взаимоотношениях в мультирасовых и мультинациональных обществах. Поэтому борьба с расизмом должна напоминать борьбу с последствиями колониализма, что и происходило в тот период. Время появления концепции Блаунера совпало с завершающим этапом борьбы негритянского населения США за гражданские права и позволяло объяснить многие процессы и явления. Показательно, что в 1967 г. Мартин Лютер Кинг провозгласил негритянские гетто Америки её внутренними колониями.

Одну из наиболее влиятельных в академических кругах формулировок понятия в 1975 г. создал Майкл Гектер, употребив ее для изучения национального развития Великобритании, чем расширил дебаты. Он применил аспекты анализа мировой системы для доказательства того, что внутренний колониализм предполагает подчинение периферийных культурных групп группами центра отчасти в результате неравномерной индустриализации территорий. То есть находящиеся в наиболее передовых регионах достигают господства над проживающими в менее развитых, что позже может привести к возникновению национальных движений, как имело место в некоторых европейских странах и Канаде в конце 1960-х гг. Рассматривая проблему детерминации этнополитического конфликта, Гектер выдвинул концепцию внутреннего колониализма, в которой обосновал тройную модель возникновения этнополитической напряженности: 1) конфликтогенную по своей природе объективную обделенность этнических периферийных групп многонационального государства в процессе его неравномерной модернизации; 2) осознание этой обделенности членами этнической группы как образа коллективных взаимоотношений угнетения в системе центр-периферия; 3) формирование этнонационализма как реакции угнетаемой общности на внутренний колониализм центра. Кроме того было выяснено, что отдельный пласт причин, порождающих этнополитические конфликты, коренится в истории этносов и их взаимодействии, сформировавшемся национальном складе ума, национальном сознании, психологии, традициях, идеологических мифах и стереотипах, транслирующихся из поколения в поколение и др.

Достойна упоминания и своеобразная интерпретация внутреннего колониализма, данная главным теоретиком «национал-революционеров», представителем крайне правой немецкой общественной мысли ФРГ, Хеннингом Айхбергом. Первой книгой, давшей читающей публике представление о системной взаимосвязи движущих «национальную волну» новых позициях, был выпущенный в 1978 г. сборник статей автора «Национальная идентичность. Отчуждение и национальный вопрос в индустриальном обществе». Исходя из старого правоконсервативного образа мыслей и используя присущие экологическому движению настроения тревоги, обусловленные бегством из городов, Айхберг рисует последствия, идущие от разрушений «идентичности». Так, он утверждал, что в любом сегодняшнем индустриальном обществе колониализму чуждых идей держав-победительниц соответствует «внутренний колониализм», а именно «индустриальный централизм» города, «метрополий», лишающий деревню, сельский «регион» их идентичности. В качестве избавления от двойной угрозы, Айхберг в конечном счете рекомендует следующую программу нынешних «национал-революционеров»: подъем осознавших собственную ценность и обретших волю к самоутверждению национальностей Европы на борьбу против засилья «иностранных» держав; восстание «регионализма» против «интернационализма», «революционного национализма» – против «империализма»; европейский «освободительный национализм», который должен «революционным путем», «снизу», разрушить созданную в результате договоренности держав-победительниц на Востоке и Западе на базе статус-кво «новую меттернихскую систему спокойствий и порядка – новый «Священный союз».



В настоящий момент достаточно активно понятийный аппарат внутреннего колониализма используется в отечественном интернет-сообществе преимущественно левой социально-политической ориентации. Использование терминологии связано с обсуждением проблем, порождённых взаимоотношениями «золотого миллиарда» и остальных жителей планеты. Считается, что целенаправленная политика внутреннего колониализма характерна для богатых ресурсами стран третьего мира, таких, как Нигерия, Кения, Ангола и др. Часто этот термин применяется и для описания российских реалий. Суть в том, что Запад эксплуатирует эти страны в целом. Элита же, сосредоточенная в столице, эксплуатирует свою страну, но делится с населением столицы или крупных экономических центров. Эти столицы или крупные города и составляют внутреннюю метрополию, а их население является опорой существующего политического режима. Огромная концентрация финансов (когда метрополии достаётся все, регионам – ничего) позволяет создать в нищих странах островки процветания, где стандарт жизни приближается к западному. При этом подчеркивается, что внутренний колониализм имеет принципиальные отличия от внешнего. Если в традиционном колониализме изначально взаимодействуют две разных системы (сильная и слабая; два народа; различные типы цивилизаций), то в данном случае происходит раскол одной страны, одного народа на два разных мира, когда первый мир мыслит себя частью «золотого миллиарда», а второй скатывается все дальше в деградацию и нищету. Но они уже не мыслятся как часть единого народа, хотя их и большинство; их судьба не волнует «избранных» жителей метрополии. Те, кто между ними, ориентируются на метрополию, стремятся туда перебраться. Таким образом, продолжающееся неравенство развития регионов во многих странах будет порождать предпосылки для активного использования понятийного аппарата внутреннего колониализма и сопутствующей терминологии.

Литература:

Blauner B. Racial Oppression in America. Harper & Row, 1972; Calvert P. Internal Colonisation, Development and Environment // Third World Quarterly. Vol. 22. № 1 (Feb., 2001). PP. 51-63; Colonialism and Development in the Contemporary World / Ed. by Chris Dixon and Michael Heffernan. Rutherford, 1991; Eichberg H. Nationale Identität. Entfremdung und nationale Frage in der Industriegesellschaft. München, 1978; Ethnic and Racial Studies. 1979. Vol. 2, Issue 3. PP. 253-399; Hechter M. Internal Colonialism: The Celtic Fringe in British National Development, 1536-1966. London, 1975; Internal Colonialism: Essays Around a Theme. Edinburgh, 1983; Internal Colonialism and Structural Change in Colombia / Ed. by A. Eugene Havens and William L. Flinn. New York, 1970; Netzloff M. England's Internal Colonies: Class, Capital and the Literature of Early Modern English Colonialism. Basingstoke, 2003; Pablo G.C. Internal colonialism and national development // Studies in Comparative International Development. Vol. 1 (1965). PP. 27-37; Sachchidanand S. The Internal Colony: A Study in Regional Exploitation. New Delhi, 1973; Sorvarajah M. Internal Colonialism and Humanitarian Intervention // Georgia Journal of International and Comparative Law. Vol. 11. Winter, 1981. PP. 45-77; Ленин В.И. Развитие капитализма в России. // Ленин В.И. Полное собрание сочинений. 5-е изд. Т. 3. М., 1973. С. 1-609; Хечтер М. Внутренний колониализм // Этнос и политика. М., 2000.
Л.В. Сидоренко

Достарыңызбен бөлісу:




©dereksiz.org 2024
әкімшілігінің қараңыз

    Басты бет