§ 78. Культура в первой половине XX в. Новое в науке и технике



Дата17.07.2016
өлшемі44 Kb.
#204667
§ 78. Культура в первой половине XX в.
Новое в науке и технике.

В начале XX в. была изучена структура атома (электрон, протон, позитрон, нейтрон и т.д.), открыты кванты, что повлекло за собой разработку квантовой механики. Тогда же появилась теория относи­тельности Альберта Эйнштейна, предлагавшая ориги­нальную версию понимания пространства, времени и движе­ния. В 30-е гг. XX в. начались исследования возможности осуществления ядерной реакции.

Химики, искавшие способы создания новых искусствен­ных материалов, разработали способ получения синтетиче­ского каучука. В медицине огромное значение имело откры­тие англичанином Александером Флемингом в 1929 г. первого антибиотика - пенициллина.

В 20-30-е гг. XX в. началось массовое производство ма­шин и механизмов, приводимых в движение электричеством, работающих на двигателях внутреннего сгорания. В промыш­ленности все чаще использовали автоматические станки и конвейеры. В 20-е гг. XX в. началось регулярное пассажир­ское авиасообщение. В 20 - 30-е гг. широко распространилось радио, возникло телевидение. Появляются первые образцы новых видов домашней техники: холодильники, стиральные машины, электроутюги, тостеры и т.д.



Новые течения в художественной культуре.

Еще в конце XIX в. духовной жизни распространились ощущения кри­зиса, близких перемен, в том числе в сфере культуры. Отра­жением этих настроений стало зарождение модернизма (термин подчеркивал современность течения). Модернизм не имел общей идейно-художественной программы, но его сто­ронников объединяли неприятие в той или иной степени ре­ализма, поиск новых художественных форм и средств.

Известными направлениями модернизма были импрессио­низм, постимпрессионизм, символизм. Невероятно популяр­ны были произведения французских художников-импрессионистов Э. Мане, Э. Дега, О. Ренуара, К. Моне и др. Пред­ставителями постимпрессионизма считаются В. Ван Гог, П. Сезан, П. Гоген. Оба эти течения отличает особое отноше­ние к цвету, стремление передать все его оттенки, иногда не­видимые глазу.

Смелые поиски новых художественных форм вели пред­ставители течений, объединенных понятием авангардизм. Формами авангардизма были кубизм, фовизм, экспрессионизм, футуризм, сюрреализм и др. Первые шаги абстракцио­низма связаны с именами русских художников В. Кандинско­го, К. Малевича, М. Ларионова и др. Выдающимися предста­вителями авангардистских направлений стали художники П. Пикассо (кубизм), А. Матисс (фовизм), Э. Нольде (экспрес­сионизм), С. Дали (сюрреализм).

Во многих произведениях живописи нашли отражение социально-политические противоречия эпохи. Ярчайшим примером этого стала картина Пабло Пикассо «Герника», посвященная памяти жителей испанского городка, погибших при его бомбардировке немцами в 1937 г.

Новое качество приобретали и произведения, создававши­еся в рамках реалистических традиций. Так, всемирную из­вестность получила монументальная живопись мексиканских художников-коммунистов Д. Риверы, X. К. Ороско, Д. Сикей­роса. Их огромные фрески на стенах административных и общественных зданий рассказывали об истории народов Латинской Америки, борьбе за национальное и социальное осво­бождение.

В 20 - 30-е гг. XX в. распространились течения рацио­нальной, функциональной архитектуры. В СССР они получили название конструктивизм. Появлению этих те­чений способствовали распространение новых строительных материалов (железобетон, прочное стекло) и необходимость быстрого массового строительства. Главное значение в архи­тектуре имели простота, рациональность. Дома отличались правильной геометрической формой, плоской крышей. Ар­хитекторы проектировали типовые здания, жилые, административные, промышленные комплексы. Самым знаменитым мастером функционализма стал француз Шарль Лe Кор­бюзье.

Литература.

В литературе начала XX в. продолжал во мно­гом господствовать реализм. Писатели обращались к соци­альной тематике, критиковали пороки общества (французы Р. Ролан и А. Франс, американец Т. Драйзер и др.).

После Первой мировой войны приобретает популярность литература «потерянного поколения». Впервые это определение было дано при характеристике романа амери­канца Эрнеста Хемингуэя «И восходит солнце» (1926). Самые известные произведения «потерянного поколения» созданы немцем Эрихом Марией Ремарком («На Запад­ном фронте без перемен») и англичанином Ричардом Олдингтоном («Смерть героя»). В них отражался протест против войны, бессмысленной бойни, страшного своей обы­денностью истребления людей, содержалось сожаление об утраченных идеалах и ценностях, сквозила ностальгия о до­военной жизни.

Писателей привлекала активная борьба против неравен­ства и несправедливости, за свободу. Это характерно, напри­мер, для романа француза Анри Барбюса «Огонь».

Наряду с реализмом в литературе были широко представ­лены и авангардистские течения. Поэты эксперименти­ровали с формами и размерами стиха, с версткой стихотвор­ных форм. Классикой авангарда считаются романы амери­канца Джеймса Джойса «Улисс», француза Марселя Пруста «В поисках утраченного времени», австрийца Франца Кафки «Америка», «Замок» и др. В них стерта грань между реальностью и фантазиями героев, порожден­ными одиночеством и беззащитностью перед жестоким ми­ром.

Популярность получает жанр антиутопии. Писатели Е. Замятин, О. Хаксли, позже Д.Оруэлл создают произведе­ния, рисующие антигуманный мир возможного будущего, в котором человек полностью подчинен государству.



Театр.

Разнообразные течения в театральной сфере своди­лись в основном к двум большим школам: реалистической и экспрессионистской. Торжество реализма проявилось во всеобщем признании системы К.С. Станиславского, которая легла в основу подавляющей части театральных, а позже и кинематографических постановок. Идеи великого режиссера получили известность благодаря гастролям Московского Ху­дожественного театра и публикации книги «Моя жизнь в ис­кусстве». Развитие экспрессионистского (условного) направления во многом обязано влиянию режиссерской шко­лы В. Э. Мейерхольда, основавшего в Москве свой театр. Вы­дающееся значение имела деятельность немецкого режиссера Макса Рейнгардта, мастера яркой театральной вырази­тельности. Среди драматургов самыми прославленными были англичанин Бернард Шоу и немец Бертольд Брехт.



Кинематограф.

Бурными темпами развивалось киноискус­ство. Целым событием в этом жанре стало творчество вели­кого американского актера и режиссера Чарли Чаплина. В его фильмах эпохи «великого немого» «Малыш», «Золотая лихорадка», «Огни большого города», «Новые времена» глав­ным героем был трогательный человечек с тросточкой в ко­телке и больших ботинках, одновременно и смешной и не­счастный.

Новую эру в кинематографе открыло звуковое кино. В конце 30-х гг. в кино пришел цвет. Сначала на экран пере­носились театральные постановки. Позже появилась особая кинорежиссура. Как особые жанры развивается документаль­ное кино, мультипликация.

В 20 - 30-е гг. XX в. крупнейшим центром кинопроизвод­ства стал пригород Лос-Анджелеса Голливуд. Голливудское кино этого периода характеризуется многочисленными по­становками мелодрам, мюзиклов, детективов, гангстерских фильмов, комедий, фильмов ужасов.



Нацизм и культура.

С приходом к власти Гитлера ряд не­мецких деятелей культуры оказался в эмиграции, другие ста­ли сотрудничать с режимом.

Поощрялась проза, вошедшая в историю немецкой лите­ратуры под названием «Кровь и почва» (романы и повести на исторические сюжеты, описывающие жизнь современной немецкой деревни, утверждающие идеалы «почвенности» и «народности»).

Самой знаменитой представительницей нацистской кине­матографии стала актриса и режиссер Лени Рифеншталь. Ее документальные фильмы «Победа веры», «Имперский партийный съезд», «Триумф воли» воспевали Гитлера, идеи на­цизма. В фильмах «Наш вермахт» и «Олимпия» (об Олим­пийских играх в Берлине) Рифеншталь стремилась отразить рождение «нового общества» и порожденного им «сверхчело­века».

В художественном киноискусстве преобладали развлека­тельные фильмы. К ним относятся работы Георга Якоби, режиссера-постановщика комедий «Где Матильда?» (1938),

«Женщины - все же лучшие дипломаты» (1941), «Девушка моей мечты» (1944).

Третий рейх (так гитлеровцы называли свое государство) выдвинул новых архитекторов, ставших основателями осо­бого «имперского стиля». Примером такой архитектуры яв­ляется комплекс сооружений в Нюрнберге, ставший одной из главных строек страны.

В Италии Муссолини провозгласил лозунг возрождения величия Римской империи. В стремлении подражать антич­ной архитектуре создавались обширные проспекты и парад­ные площади для проведения шествий и манифестаций.


ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ

  1. Охарактеризуйте главные направления развития науки и тех­ники в первой половине XX в.

  2. Какие новые течения появились в искусстве в первой половине XX в.?

  3. Чем характеризовалось развитие литературы и театра между двумя мировыми войнами?

  4. Как недемократические режимы повлияли на развитие куль­туры?

  5. Составьте таблицу, указав в ней художественные направления, деятелей культуры и их основные произведения.

Документ

Из «Производственного кодекса» Голливуда. 1930 г.

Каждый американский фильм должен утверждать, что образ жизни Соединенных Штатов - единственный и лучший для любого человека. Так или иначе каждый фильм должен быть оптимистичным и показывать ма­ленькому человеку, что где-нибудь и когда-нибудь он схватит за хвост свое счастье. Фильм не должен выворачивать наизнанку темные стороны на­шей жизни, не должен разжигать решительных и динамичных страстей.
ЗАДАНИЕ К ДОКУМЕНТУ

Приведите примеры из известных вам американских фильмов, демонстрирующих выполнение их создателями указаний, со­держащихся в данном документе.






Достарыңызбен бөлісу:




©dereksiz.org 2024
әкімшілігінің қараңыз

    Басты бет