1. Биография Джордано Бруно 4 Учение Джордано Бруно 9



Дата15.07.2016
өлшемі125.33 Kb.
#200812
түріРеферат

Реферат



Содержание

Введение 3

1.Биография Джордано Бруно 4

2.Учение Джордано Бруно 9

3.Работы Джордано Бруно 11

Заключение 12

Литература 13



Введение

Джордано Бруно принес новое мировоззрение, которое сразу же пришло в полное противоречие с господствовавшим умственным и нравственным порядком. В конце концов, философия Бруно привела его на костер. Главным обвинением тамошних инквизиторов было утверждение о бесконечности миров.

Уже с юных лет Джордано задумывался над учением церкви, и многое в этом учении казалось ему неправильным и нелепым. Молодой Бруно видел, что монахи и священники больше всего на свете любят власть над людьми и золото, что они держат народ в невежестве, пытают и убивают людей за одно свободное слово. В душу Джордано закрались сомнения. Монастырский библиотекарь, любитель и знаток астрономии, выписал из Германии большую книгу в кожаном переплете, носившую латинское заглавие: “Николая Коперника из Торна об обращении небесных кругов”.

Джордано изучал книгу тайно, в тиши уединенной библиотеки или запираясь в своей келье, и был поражен ясностью и простотой новой системы. Не удержавшись, он высказал свое восхищение одному из монахов. “Благочестивый” доносчик тотчас сообщил о дерзких речах Бруно начальству доминиканского ордена. Молодому монаху грозила суровая кара. И тогда он бежал из родной страны, отказавшись от сана священника. Монашескую одежду он сохранил только потому, что она служила наилучшей защитой в стране, где были десятки тысяч монахов и где монахов уважали и боялись



1.Биография Джордано Бруно

Филиппо Бруно родился в 1548 году в поселке близ г. Нола в бедной военной семье. Ему было 12 лет, когда его отправили в Неаполь в учебный пансион учиться диалектике, логике и другим школьным наукам. Здесь его учил монах - августинец, который приобщил к серьезному чтению, пробудил и развил интерес к философии.

Он рано начал писать стихи, сонеты; наравне с учеными трактатами запоем читал Лукреция, Вергилия и других поэтов, изучал античную драматургию и мифологию, зачитывался Макиавелли, присутствовал на ученых диспутах, интересовался сложнейшими теологическими и философскими вопросами. 15 июня 1565 года семнадцатилетний Бруно стал послушником крупнейшего в Неаполе доминиканского монастыря. Отныне его имя стало Джордано из Нолы. Дни не отличались разнообразием. Необходимо было учить устав, молитвы, псалмы, жития святых, отстаивать все службы, часто посещать исповедь. Серьезный инцидент возник тогда, когда он выбросил из своей кельи образы святых, оставив только образ Христа. Это вызвало целую бурю в монастыре. Были допросы, но учитывая прилежание юноши, редкое усердие и добрый нрав, его простили "за отроческое недомыслие". 1

Однако мало кто из философов оказал на Бруно столь значительное влияние, как Николай Кузанский. Сын рыбака, кардинал, превосходный математик и диалектик, изощренный теолог, "божественный кузанец" за сто лет до Коперника высказывал мысли, что Земля не находится в центре вселенной, что такого центра вообще не существует, ибо вселенная бесконечна. Земля вращается вокруг оси и, возможно, совершает путь вокруг Солнца. Любая часть неба находится в движении, небесные тела взаимно влияют друг не друга. Земля - одна из множества звезд, на которой есть обитатели. И, наконец, самый большой переворот в душе Бруно переворот книга Коперника. Бруно больше не сомневался. Он находил идею о движении Земли единственно правильной и воздавал Копернику дань восхищения.

Еще он изучал мышление человека, механизмы памяти, осознавания - словом, работу человеческой мысли. Наука о памяти - мнемоника - на всю жизнь становится одной из самых любимых наук Бруно. Он совершенствовал мнемонические приемы, основанные на создании прочной цепи ассоциаций, и неустанно упражнялся в своем искусстве. В Риме ему велели в присутствии папы продемонстрировать свои способности - и юноша слово в слово повторил единожды прочитанный ему вслух незнакомый древнееврейский псалом.

16 июня 1566 он был посвящен в монахи, а через шесть с половиной лет получает сан священника. Но в конце мая 1572 года ему передали предписание провинциала немедленно выехать в Неаполь, где он был принят в студенты высшей богословской школы, в которую набиралось всего 10 человек. Бруно благополучно учился в богословской школе, исправно сдавая экзамены, удивляя наставников своими познаниями. Но постоянно вызывал нарекания начальства. Так, однажды он написал комедию "Il Candelajo", в которой высмеял педантизм, глупость, ханжество и лицемерие, в том числе и в религиозной среде. "Невежество, - говорил он, - лучшая в мире наука, она дается без труда и не печалит душу". Потом его пригласили преподавать теологию. Его обвиняли в проповедовании ереси. Он был слишком странным для окружающих, и слишком много успел нажить врагов.

Настоящий скандал разразился тогда, когда в Сан - Доменико Маджоре приехал видный теолог, гордость ордена. На показательном диспуте Бруно уличил его в недобросовестности, в незнании первоисточников, проявив поразительную осведомленность и знание запрещенных книг. Юноша говорил с тонким знанием дела о "еретических измышлениях". Нападая на ученого невежду, он, получалось, защищал еретиков, а значит, и сам выступил в качестве еретика. В монастыре столь многие были настроены против Бруно, скандал решили не прятать. Юношу обвинили в ереси, провинциал ордена повелел начать следствие.

Назревала угроза передачи дела в Инквизицию. Внезапно пришло известие о том, что из Тибра вытащили труп доминиканца, приехавшего в Рим из Неаполя уличать в ереси Джордано. Теперь его могли обвинить еще и в убийстве. Бруно сбросил рясу, и приняв прежнее имя Филиппо, покинул Рим. Так началось его долгое и одинокое странствование по свету.

В конце 1576 года Джордано впервые покинул Италию и направился в Женеву. Женеву называли протестантским Римом. Здесь правил Кальвин и его последователи. Процветала знаменитая академия. Преподавать в академии Бруно не разрешили, а получить право учиться там можно было только приняв кальвинизм. В 1579 году его под именем Филиппо Бруно Ноланца внесли в списки академии.

Здесь Бруно прежде всего был поражен невежеством профессора философии, который считался гордостью университета и школы. Бруно написал небольшую книгу, где подверг уничтожающей критике ряд положений, выдвинутых этим профессором, который только в одной лекции допустил 20 грубейших философских ошибок. Книжка вышла, и Бруно арестовали. Его на две недели отлучили от церкви, выставили у позорного столба в железном ошейнике, босым, в рубище, на коленях, так чтобы любой мог над ним издеваться. После этого ему разрешили просить прощения и заставили изъявить благодарность.2

Бруно направился в Париж. На престоле король - миротворец Генрих III Валуа. Он был рабом настроения, но весьма интересовался науками и философией, любил искусство. В юности он мечтал стать монархом - философом, изучал Макиавелли. Сначала Бруно решил поработать в Сорбонне. Он объявил курс мнемоники. Эти лекции более чем прежние создали ему громкую славу. Мнемоника была в моде. В аудитории помимо студентов часто сидели и профессора. Бруно пользовался успехом. Способность Бруно делать одновременно множество дел, жить полнокровной жизнью вызывала удивление и зависть. Он читал в университете, давал уроки королю, бывал в ученых собраниях и много писал. Он работал над" Печатью печатей ", продолжал совершенствовать искусство изобретения и уделял много внимания гносеологии.

Бруно была чужда религиозная исступленность. Человек должен господствовать над своим воображением, чтобы не пополнить ряды тех," кто обманывает себя пустым почитанием призраков, умерщвляет плоть и обессиливает дух различными искусственными средствами - уединением, молчанием, темнотой, дурманящими мазями, бичеванием, холодом или жарой - и идет навстречу жалкому умственному расстройству ".

Потом он переехал в Англию, потом в Германию. Это блуждание по свету раскрывало ему новые горизонты, знакомило с самыми разнообразными общественными порядками, требованиями, людьми. Оно было одним из внешних элементов, определивших широту его взглядов, его общечеловеческие симпатии и то объективное спокойствие, с которым он относился ко всем явлениям жизни. Он стоял как бы над человечеством, сумел правильно оценить значение кальвинистов и лютеран, предвидел возможность будущего развития философии и научной деятельности.

Во Франкфурте он сблизился он с двумя продавцами книг из Венеции, один из них передал ему письмо от венецианца Джованни Мончениго, который приглашал Бруно приехать в Венецию в качестве педагога по мнемонике. Бруно давно не видел Италии, Венецианская республика была в основном либеральна в деле религии, и Бруно принял роковое приглашение.

В Венеции он поселился в доме Мончениго. Но его" ученик "Мончениго, лет 34 от роду, оказался недалекой, скрытной и подозрительной натурой. Его не интересовала философия, он жаждал приобщения к тайне, волшебству," чудесному искусству памяти ", не сделав ни одного усилия к этому, но при этом боялся всего нового и был склонен к предрассудкам. От новаторской философии Бруно у Мончениго волосы становились дыбом, он решил, что приютил у себя чародея и начал собирать на него" досье ". Бруно все это отлично видел и решил, что пора уезжать. Но Мончениго уже привел в действие страшную машину Инквизиции - Джордано был схвачен и препровожден в тюрьму. Это произошло утром 23 - го мая 1592 года.

Начался процесс. Первоначально производился опрос всех доступных свидетелей, но дальнейшее следствие основывалось почти исключительно на словесных и письменных показаниях Мончениго. Суд рассматривал отдельные высказывания и положения в отрыве от текста произведений, из которых они были надерганы. В таком голом виде они не только должны были поразить судей, но поразили и самого Бруно. Он пояснил, что никогда не порывал с христианством как с учением, даже не порывал с церковью; он несколько раз, еще в Венеции, размышлял над официальным возвращением в лоно католичества. Бруно ничего не отрицал, предоставляя право на жизнь всему чему угодно. Когда речь во время суда заходила о его философии, он разъяснял, развивал, что могло показаться неясным, стремился быть как можно определеннее, вразумительнее, как будто перед ним не отцы - инквизиторы, а студенты Оксфорда или Сорбонны. Он был так прост и спокоен, что иногда окружающих охватывал трепет.3

Ему были представлены "8 еретических положений ", извлеченных из материалов процесса и замечаний цензоров. В шесть дней Бруно должен был или признать вину и отречься или продолжать упорствовать. Но не он ли говорил, что героическая смерть в одном столетии дает бессмертие в веках? Было решено дело Бруно закончить, осудить его как еретика, нераскаянного и упорствующего и отправить его на костер. Книги его надлежало сжечь. При оглашении приговора Бруно сказал: "Вы с большим страхом объявляете мне приговор, чем я выслушиваю его!"

Утро 17 февраля 1600 года было днем его казни. В Риме праздновался юбилей: 50 кардиналов, толпы паломников со всей Европы съехались в город ко гробу апостолов искать отпущения грехов. На этом празднике христианской любви и всепрощения (а точнее церковного лицемерия) был сожжен на Площади Цветов человек, толковавший о вселенской любви, движущей всем созданием. Должны были пройти три столетия, чтобы вещие слова Джордано Бруно оправдались и чтобы бессмертная слава осенила, наконец и навсегда, его имя.


2.Учение Джордано Бруно

Философские воззрения Ноланца формировались под влиянием многих предшествующих учений: неоплатонизма, стоицизма, идей Демокрита и Эпикура, Гераклита, гуманистических теорий. Заметно воздействие концепций арабоязычных философов Аверроэса и Авиценны, а также еврейского философа Авицеброна (которого, впрочем, тогда считали арабом Ибн Гебиролем). Внимательно изучал Бруно и тексты Гермеса Трисмегиста, которого в собственных сочинениях Бруно называл Меркурием. Большое значение для Бруно имела теория Коперника о гелиоцентрическом строении Вселенной, послужившая отправной точкой для его собственных космологических представлений. Современные исследователи подчеркивают серьезное влияние философии Николая Кузанского, особенно учения о совпадении противоположностей. Наверное, только Аристотеля и основывавшихся на нем философов-схоластов Бруно не принимал вовсе и постоянно критиковал.4

Философским контрапунктом учения Джордано Бруно является учение о совпадении противоположностей, почерпнутое им, как уже говорилось, у Николая Кузанского. Размышляя о совпадении бесконечного и конечного, высшего и низшего, Бруно развивает учение о совпадении максимума и минимума. Используя в том числе и математические термины, он приходит к выводу, что, раз максимум и минимум совпадают, то минимум, как наименьшее, является субстанцией всех вещей, "неделимым началом". Но так как минимум — это "единственная и коренная субстанция всех вещей", то "невозможно, чтобы она имела точное определенное имя и такое название, которое обладало бы положительным, а не отрицательным значением". Поэтому сам философ подчеркивает, что следует различать три рода минимумов: в философии — это монада, в физике — атом, в геометрии — точка. Но разные наименования минимума не отменяют главного его качества: минимум, как субстанцией всех вещей, является основой всего, в том числе и максимума: "Так, субстанция вещей нисколько не изменяется, она является бессмертной, ее не рождает никакая возможность и никакая не уничтожает, не портит, не уменьшает и не увеличивает. Благодаря ей рождаются рожденные и в нее они разрешаются".

Учение о совпадении минимума и максимума переносится Бруно и в теологию. Его представления о Боге можно охарактеризовать как пантеизм: "Бог есть бесконечное в бесконечном, он находится во всем и повсюду, не вне и над, но в качестве наиприсутствующего", — писал Ноланец. Развивая свои пантеистические представления, Бруно утверждает: "Природа… есть не что иное, как Бог в вещах". Таким образом, в теологическом плане итальянский мыслитель сближает Бога и природу, а в философском — форму и материю. В результате саму материю Бруно называет не иначе как "божественное бытие в вещах", тем началом, которое "все производит из собственного лона".

Следовательно, мир, в каждом элементе которого присутствует Бог, является одушевленным: "Мир одушевлен со всеми его членами". При этом душа — это "ближайшая формирующая причина, внутренняя сила, свойственная всякой вещи". Бруно близка неоплатоническая идея о Душе Мира, как формирующей силе, поэтому в его диалогах Душа Мира иногда подменяет собой Бога, ибо является неким мировым Разумом (интеллектом).

Учение о совпадении противоположностей, пантеистическая трактовка сущности Бога, и признание всемирной одушевленности материального бытия, приводят Джордано Бруно к утверждению идеи абсолютного единства мира: "Вселенная едина, бесконечна, неподвижна. Едина говорю я, абсолютная возможность, едина действительность, едина форма, или душа, едина материя, или тело, едина вещь, едино сущее, едино величайшее и наилучшее". Таким образом, вселенная "в своем бытии заключает все противоположности в единстве и согласии". Поэтому он приходит к выводу, что "все вещи находятся во вселенной и вселенная во всех вещах; мы в ней, она — в нас". Именно единство — это "единое вечное" в мире.5

Познание единства мира, по убеждению Джордано Бруно, является главной целью познания вообще. "Те философы, — пишет он, — которые нашли это единство, обрели себе в подруги мудрость". И продолжает: "Мудрость, истина, единство фактически являются одной и той же вещью".

3.Работы Джордано Бруно

В 1603 г. все произведения Бруно были зачислены в Индекс запрещенных книг, а его имя запретили даже упоминать. Лишь в конце XIX столетия вновь заговорили о бесстрашном философе. 9 июня 1889 г. в Риме на месте казни торжественно открылся памятник Джордано Бруно. Начались и публикации его сочинений на разных языках, в том числе и на русском языке.

Перу Джордано Бруно принадлежит большое число произведений, причем некоторые из них не опубликованы до сих пор и хранятся в рукописях. В философском отношении наиболее значимыми являются диалоги "О причинах, начале и едином" и "О бесконечности, вселенной и мирах".

Заключение

Идеи Джордано Бруно на целые столетия обогнали его время. Он писал "Небо... единое безмерное пространство, лоно которого содержит все, эфирная область, в которой все пробегает и движется. В нем - бесчисленные звезды, созвездия, шары, солнца и земли... разумом мы заключаем о бесконечном количестве других"; "Все они имеют свои собственные движения... одни кружатся вокруг других". Он утверждал, что ни только Земля, но и никакое другое тело не может быть центром мира, так как Вселенная бесконечна и "центров" в ней бесконечное число. Он утверждал, что изменчивость тел и поверхности нашей Земли, считая, что в течение огромных промежутков времени "моря превращаются в континенты, а континенты - в моря".

Учение Бруно опровергало священное писание, операющееся на примитивные представления о существовании плоской неподвижной Земли. Смелые идеи и выступления Бруно вызывали ненависть к ученому со стороны церкви. И когда в тоске по родине Бруно вернулся в Италию, он был выдан своим учеником инквизиции. Его объявили в богоотступничестве. После семилетнего заточения в тюрьме его сожгли на костре в Риме на площади Цветов. Теперь здесь стоит памятник с надписью "Джордано Бруно. От столетия, которое он предвидел, на том месте, где был зажжен костер".

Учение Джордано Бруно стало логическим завершением развития всей гуманистической мысли Западной Европы XIV—XVI вв. доведя до абсолюта философский потенциал, заложенный в гуманизме. В дальнейшем западноевропейская философия стала развиваться по пути углубленного познания естественных причин существования мира.


Литература


1. Большая советская энциклопедия

2. Сафонов И.В. «Жизнь замечательных людей – Джрдано Бруно»

3. Селезнев Е.А. «Искры и пепел от костра Джрдано Бруно»

4. Б.Г. Кузнецов «Джордано Бруно и генезис классической науки» Москва, 2003г.

5. Джордано Бруно «Диалоги» Москва,2002г.

6. А.Х. Горфункель «Философия эпохи Возрождения» Москва, 2004г.

7. «Краткий курс истории философии» под ред. Ойзермана Москва,2004 г.





1 Сафонов И.В. «Жизнь замечательных людей – Джрдано Бруно»

2 Б.Г. Кузнецов «Джордано Бруно и генезис классической науки» Москва, 2003г.

3 Сафонов И.В. «Жизнь замечательных людей – Джрдано Бруно»

4 Б.Г. Кузнецов «Джордано Бруно и генезис классической науки» Москва, 2003г.

5 Селезнев Е.А. «Искры и пепел от костра Джрдано Бруно»




Достарыңызбен бөлісу:




©dereksiz.org 2025
әкімшілігінің қараңыз

    Басты бет