1. Предмет эстетики как раздел философского знания



Дата10.12.2023
өлшемі14.9 Kb.
#486070
Философия 10


1. Предмет эстетики как раздел философского знания
Эстетика – раздел философии, мироощущение которого строится на чувственном освоении действительности. Как правило предметом эстетики может считаться любая вещь или явление.
В отличие от гносеологии в эстетике чувственное познание является основной целью, в то время как в первой чувственное познание является предварительной ступенью логического познания.
Основа эстетического удовольствия или неудовольствия является соответствие формам и природе предмета как общей картине так и сам в частности. Целесообразность является самым основным критерием проявления эстетического чувства; чем оно более актуально, тем ярче выражена эстетика предмета для человека.
2. Эстетическое видение в античной философии
Пифагор. Ввел понятие космоса и взаимосвязь человека с ним. Выделил, что космос есть ничто иное как единство многообразия вещей и их форм. Утверждал, что единообразие составляет гармонию вещей.
Сократ. Зарождение эстетических характеристик. Добродетель – разум. Соответственно эстетическая добродетель – красота разума и мысли. Впервые разделил прекрасное как идеальное от прекрасного как действительного.
Платон.  Красота в его понимании – это особого вида духовная сущность, идея. Абсолютная, надчувственная идея прекрасного находится вне времени, пространства, вне изменений. Так как прекрасное является идеей, то нельзя ее познать чувством, только лишь разумом. Человек восходит от телесной красоты к духовной, от духовной – к красоте нравов и законов, затем к красоте учения и наук.
Особенность прекрасного у Платона состоит и в том, что оно вынесено за пределы искусства. Искусство, с его точки зрения, есть подражание миру чувственных вещей, а не истинному миру идей.
Аристотель.  Предметы и мысли прекрасны не сами по себе, но только по отношению к человеческому восприятию, когда соразмерны человеческому глазу и слуху.
Плотин. Для Плотина прекрасное содержится в зрительных и слуховых восприятиях, в сочетании слов, мелодий и ритмов, в поступках, знаниях, добродетелях человека. Но одни предметы прекрасны сами по себе, а другие только благодаря своему участию в чем-то ином. Красота как явление не возникает сама по себе в предмета, при помощи идей разрозненные части приводит к единству.
3. Арабо-мусульманская эстетика
В человеке выделялась внешняя, физическая красота и внутренняя, интеллектуально-нравственная, которой неизменно отдавалось предпочтение. Следуя античной традиции, философы утверждали, что в основе художеств, творчества лежит подражание, которое вместе с сохранением и произвольным сочетанием воспринятых образов считалось функцией воображения.
Специфика эстетического воздействия музыки усматривалась в том, что она трогает душу непосредственно, влияет на настроения, нравы и физическое состояние людей. Ограничения, наложенные в исламе на изобразительное искусство, были одной из причин недостаточной теоретической разработанности проблем в данной области художественного творчества. Высшим критерием оценки произведений художника было его правдоподобие. К достоинствам технического исполнения относили чистоту и яркость красок, утончённость, гармоничность, лёгкость, изысканность, законченность и твёрдость рисунка.

4. Эстетика эпохи Возрождения
Эстетика индивидуалистическая. Образцом красоты становится человек, его тело. В человеке видят проявление титанического, божественного. Он обладает безграничными возможностями познания и занимает исключительное положение в мире.
Искусство рассматривается как творчество. Художник сам является творцом, который использует за основу идеи и формы природного, созданного. Искусство признавалось выражением разума поэта и художника. Понимания творчества и живописи было расширено посредством истолкования таких понятий как светотень, пропорциональность, симметрии, композиции. Некоторые из них были описаны в таких трактатах как: О живописи(1453), Об архитектуре(1452), О божественной пропорции.

Достарыңызбен бөлісу:




©dereksiz.org 2024
әкімшілігінің қараңыз

    Басты бет