А. А. Абдрахманова жания аубакирова



Дата25.02.2016
өлшемі0.82 Mb.
#19276
Министерство образования и науки Республики Казахстан

Карагандинский государственный технический университет
НИИ патриотического воспитания

А.А. АБДРАХМАНОВА

ЖАНИЯ АУБАКИРОВА

народная артистка Республики Казахстан, всемирно известная пианистка

Караганда 2014

прямоугольник 3прямоугольник 4прямоугольник 5прямоугольник 2





ПРЕДИСЛОВИЕ
Современные культурные процессы в Казахстане многолики и разнообразны. Под ними понимается широкий спектр изменений, инноваций, коренных преобразований, охватывающих различные отрасли и сферы образования, науки и культуры, включая все развивающиеся в настоящее время виды и жанры искусства. По причине комплекса исторических обстоятельств Казахстан является государством с полиэтническим обществом, поэтому культурный процесс здесь вбирает в себя явления, связанные с взаимодействием и взаимовлиянием национальных культур. Культурные процессы в казахстанском обществе не ограничиваются национальными культурами географических масштабов страны. В Казахстане, благодаря происходившему на его территории многообразным политическим, историческим, общественно-экономическим изменениям, выработалась благодатная почва, которая способна впитывать все наилучшее из духовного наследия человечества, этим актуальна выбранная тема.

В данной работе рассматриваются этапы становления жизненного и творческого пути выдающейся казахской пианистки, профессора, Ж.Я.Аубакировой, которая представляет культуру и искусство Казахстана на мировой арене. Показаны некоторые стороны из творческой биографии Ж.Аубакировой в Казахстане и далеко за ее пределами. Особо выделяется ее общественная, научно-педагогическая и руководящая деятельность в Казахской национальной консерватории имени Курмангазы.

В настоящее время в Казахстане сформировалась разветвленная структура музыкальной культуры. Здесь каждый может найти то, что ему по душе. Наряду с испольнительским и композиторским творчеством в европейских жанрах в республике продолжают развиваться традиционные формы музицирования, функционирует мировая массовая музыка рок, эстрада, джаз и религиозная музыка мировых конфессий, фольклор и устные профессиональные традиции народов, населяющих Казахстан.

Имя нашей современницы Жании Аубакировой уже неотделимо от понятия «консерватория» и от богатых традиций культурного наследия независимого Казахстана.



«прямоугольник 1Не тот мудрец, кто выше чином,

Тот выше чином - кто мудрец...».

Ж.Я. Аубакирова
Традиционная музыка казахского народа – богатейшая сокровищница духовного наследия. Выдержавшая испытания веками, воплотившая в себе всю творческую одаренность и мудрость народа, в третьем тысячелетии она приобрела особую историческую значимость, особую ценность - и художественную, и культурную.

Казахская степь веками жила одухотворенной поэзией, метким красноречием, зажигательными кюями и проникновенными песнями. Музыкой была пронизана вся жизнь казаха – она звучит на праздниках, в обрядах и ритуалах, в повседневном труде и т.д. Казахский народ отличается необыкновенной музыкальной одаренностью, практически в любой семье найдется человек, который прекрасно поет или талантливо играет на народных музыкальных инструментах. В народе говорят: «Бог вложил в душу каждого казаха частицу кюя с момента его рождения».

На протяжении столетий главным хранителем и популяризатором произведений музыкальной культуры был сам народ. Бережно сохраняя и динамично развивая музыкальное искусство, он передавал его из поколения в поколение.

Не случайно многие ученые-фольклористы, будучи представителями другой культуры, наблюдавшие за жизнью и бытом казахов в 18-19 веках, не переставали удивляться и восторгаться необычным поэтическим, прозаическим и музыкальным талантом народа, способностью народа к творчеству, стремительной музыкально-поэтической импровизации, широкой вовлеченности в музыкальное творчество всего населения.

О талантливости казахского народа метко сказал великий русский ученый, названный Ш. Валихановым «Геродотом казахской степи» [1, с. 304], А.И. Левшин: «Казахи представляют новое доказательство того, что человек родится поэтом или музыкантом» [3, с. 10]. А. Эйхгорн во введении к своей работе о музыке казахов написал: «То беспечно-детские и веселые, как бы жеребята на зеленых пастбищах, то сильные и жизнерадостные, властные и свободные, как орел, поднимающийся к голубому небу в степи, казахские песни, исполняемые всеми от мальчика до старца, как девушками, так и женщинами, - являются… его неприкосновенным достоянием, как бы точным слепком с самого народа!» [2, с. 258]. Известный русский ученый Г. Потанин, который, восторгаясь богатейшими песенными традициями казахского народа, писал: «Мне чудится, что вся степь казахская поет» [3, с. 10].

Талантливые жырау, акыны, оленши, кюйши, әнши, создавая высокое искусство, приобщали людей к «божественному таинству» – музыке. В Великой степи они, гордые и свободные духом, высоко чтились народом в одном ряду со знаменитыми правителями, выдающимися государственными деятелями и крупными полководцами.

За период своей истории казахский народ создал бесценный пласт богатой музыкальной культуры. Далекие предки казахов – многочисленные племена уникальной цивилизации номадов – создали богатый инструментарий, инструментальную музыку, самобытные музыкально-поэтические традиции, которые нашли достойное продолжение в современную эпоху.

В республике работают исполнительские коллективы различного художественного профиля – Государственный симфонический оркестр, оркестр казахских народных инструментов им. Курмангазы, хоровая капелла, ансамбль народного танца, Государственный квартет, эстрадные ансамбли, духовой и джазовый оркестры. Казахстан – родина многих выдающихся исполнителей классической музыки мирового масштаба – Е. Серкебаева, Б. Тулегеновой, Г. Есимова, А. Днишева, Г. Кадырбековой, А. Мусохаджаевой, Ж. Аубакировой.

Особенность современного времени заключается в необходимости принятия решений исторического масштаба и ответственности за изменения, влекущие за собой кардинальные сдвиги во всех духовных и жизненных сферах не абстрактно, а конкретными людьми.

Какие возникают ассоциации, когда вы слышите имя Жании Аубакировой?

Конечно, с одной стороны, выдающаяся пианистка, Народная артистка Республики Казахстан, профессор, кавалер Ордена литературы и искусства Франции, Лауреат государственной и независимых премий «Платиновый Тарлан» и «Алтын Адам», а с другой – ректор, стратег, руководитель крупнейшего и старейшего в республике музыкального вуза, менеджер нового типа, администратор с творческой жилкой, и это все она – Жания Аубакирова!

Жания Яхияевна Аубакирова выдающаяся казахская пианистка, представ-ляющая культуру и искусство Казахстана на мировой арене.

После победы на международном конкурсе Маргарет Лонг и Жака Тибо во Франции (Гран-при, 1983 г.) и международном конкурсе камерных ансамблей (Гран-при, 1985 г.) она начала активную концертную деятельность, еще более расширившуюся с обретением независимости Казахстана [4, с. 2].

Сольные концерты и выступления Жании Аубакировой со знаменитыми оркестрами, пропагандирующие мировую музыкальную классику и произведения казахстанских композиторов, регулярно проходят в Казахстане, крупнейших концертных залах Франции, Англии, Германии, Японии, России, Польши, Италии, США, Израиля, Греции, Венгрии. Пианистка выступала в залах «Salle Pleyel», «Salle Gaveau», «Barbican Hall», «Wigmore Hall», «Vigoda Hall», Seoul’s Arts Center, «Concert House», «The Kennedy Centre», «Carnegie Hall». В Больших залах Московской консерватории имени Чайковского и Санкт-Петербургской филармонии, Московском доме музыки. Жания Аубакирова сотрудничает с такими известными музыкантами и коллективами, как Валерий Гергиев, Михаил Плетнев, Александр Сладковский, Александр Ведерников, Денис Шаповалов, Марат Бисенгалиев, Александр Тростянский, Кристоф Мангу, Жан-Гийен Кейрас, квартет «Danel», симфонический оркестр Мариинского театра, Российский национальный оркестр, симфонический оркестр Французского радио, Английский камерный оркестр и многие другие. Ежегодно проводит мастер-классы в Южной Корее, Германии, Франции, России. Является одним из лучших специалистов и организаторов в сфере высшего образования Казахстана. С 1997 года - ректор Казахской национальной консерватории имени Курмангазы. Под ее руководством консерватория стала ведущим музыкальным вузом страны и культурно-просветительским центром республики, в 2001 году ей был присвоен статус Национальной академии [4, с. 4].




С ее появлением, будь то концертный зал или просто класс, сразу становится теплее и волнительнее от присутствия этой обаятельной, всегда элегантной, стильной и вместе с тем не по годам мудрой женщины, неустающей повторять, что «жизнь прекрасна и есть один универсальный рецепт - ценить то время, которое тебе дано».

Имя народной артистки Республики Казахстан, профессора Жании Аубакировой ко времени ее назначения на должность ректора консерватории в 1997 году, было уже известно не только в Казахстане, но и за его пределами и, конечно, неотделимо от успехов советской пианистической школы. По интеллекту, яркости художественного таланта, характеру, темпераменту, остроте ума и оригинальности она уже тогда заметно выделялась в среде молодых музыкантов.

К тому времени ее высокий профессионализм был отмечен различными творческими победами на престижных международных конкурсах, организаторскими способностями как в руководстве фортепианной кафедрой, так и авторской школой-колледжем.


Совершая небольшой исторический экскурс, обращаешь внимание на тот факт, что за 65 лет существования Казахской национальной консерватории имени Курмангазы среди плеяды блестящих руководителей вуза ответственный пост был доверен только двум женщинам - Газизе Жубановой (1975-1987) и с 1997 года – Жание Аубакировой.

Жания Яхияевна вступила в должность ректора консерватории в непростой период становления и развития суверенного Казахстана, в эпоху непрерывных перемен в политической, социальной и культурной жизни республики, отсутствия стабильности в финансовой сфере страны.

Мнение о том, что с получением определенного поста руководитель автоматически приобретает авторитет, ошибочно. Авторитет - это личное влияние человека на коллектив, которое он приобретает своим трудом, профессиональными знаниями, организаторскими способностями, инновационным мышлением и умением работать с людьми.

Вместе с тем, жизнь диктует свои правила. В современных развивающихся рыночных отношениях двигателем прогресса в любой деятельности, безусловно, является конкуренция. И музыкальное образование не является исключением, свидетельством чему явилось открытие второго музыкального вуза в Астане, хотя «непрестижность» профессии музыканта и распад всей системы музыкальной образования в тот период становились все очевиднее. Если в 1980-е годы поступить в консерваторию для многих выпускников музыкальных колледжей было несбыточной мечтой, то в 90-е - ведущий музыкальный вуз страны испытывал нехватку и острую потребность в абитуриентах, желающих получить высшее музыкальное образование.

Общая экономическая ситуация в стране сказывалась и на самой консерватории. Это и ветхое здание старого корпуса, и требующий срочного ремонта Большой органный зал, и разбитые музыкальные инструменты, и низкая заработная плата педагогов. Иногда в разговоре, Жания Яхияевна с грустью сожалела о том, что «пока в стране идет сильный перекос в сторону материального, а я мечтаю поднять духовный уровень людей, и научить каждого слышать музыку в душе».

В этих непростых условиях необходимо было доказывать, что мы лучшие, без ссылки на прошлые заслуги. И началась кропотливая работа по созданию новой концепции высшего музыкального образования, разработке и обновлению государственных стандартов по подготовке музыкантов-профессионалов. В условиях происходящих изменений во всех жизненных сферах все более высокие требования стали предъявляться не только к профессиональным знаниям, умениям и навыкам преподавателя, но и к уровню его личностного саморазвития, психологического самочувствия. На Жанию Яхияевну была возложена нелегкая миссия преемника и продолжателя высоких традиций знаменитых предшественников. Ей суждено было стать частью звена в исторической эстафете, неся ответственность за множество трудных, напряженных, неоднозначных, но удивительно интересных и волнующих событий.

Понимая огромную ответственность за происходящее, Жания Аубакирова с первых дней руководства взяла стратегический курс на интеграцию в мировое образовательное пространство, создание инновационной системы преподавания, подготовку квалифицированных кадров качественно новой формации -универсально образованных, обладающих высокой культурой и богатых личностно-творческим потенциалом.

При каждой встрече с преподавателями вуза молодой ректор подчеркивала очевидность успехов музыкального образования в зависимости от учета общемировых тенденций, ориентации на современные культурные достижения, сотрудничество с другими странами.

В этих непростых условиях Ж.Я. Аубакирова предпринимает дерзкий и смелый шаг по реализации идеи создания музыкального агентства «Классика», призванного осуществлять отечественные и международные творческие проекты. Всеми своими действиями она напоминала предусмотрительного зодчего, заранее рассчитывающего все и затем возводящего здание по твердо определенному плану [5, с. 3].

Возложив на себя нелегкую миссию музыканта - просветителя, известная пианистка самозабвенно пропагандирует мировую музыкальную классику и произведения казахстанских композиторов. Ее исполнительскому мастерству, знаменитым «Казахским сезонам», классическим концертам с участием известнейших музыкантов рукоплещут лучшие концертные залы Франции, Великобритании, Германии, США, Японии, Южной Кореи, России, Польши, Венгрии, Болгарии, Италии, Финляндии, Израиля, Китая, Греции, Турции и других стран. Параллельно с этим записывается большое количество компакт - дисков, снимается не один десяток музыкальных фильмов об отечественных исполнителях классической музыки.

По инициативе ректора в 2000 году в Алматы проводится Первый международный конкурс пианистов стран Центральной Азии и Казахстана (в декабре 2008 году этот конкурс проводился уже в четвертый раз), внедряется международная образовательная программа «Восходящие звезды», цель которой –поиск юных дарований и поддержка лучших участников для их дальнейшего творческого роста. Данная форма обучения очень популярна в Европе и США.

Авторитет Жании Яхияевны исключительно высок и среди студенческой молодежи. Да и она тратит немало времени на поддержание творческого роста молодых музыкантов, постоянно подчеркивая, что «наша молодежь, живущая в эпоху бурного, стремительного развития - общественного и технического, очень талантливая! Ее ждут великие свершения и в ней мы видим свою надежду. Наше будущее зависит от сегодняшних студентов. Вот почему необходимо использовать все возможные средства для наиболее совершенного и гармонического развития подрастающего поколения! И я всячески буду этому содействовать».

Благодаря неустанным поискам ректора вуз с немыслимой скоростью начал расширять свое информационное пространство и международную деятельность. По приглашению Жании Аубакировой в Казахстан приезжают с концертами, мастер-классами и в качестве членов жюри различных конкурсов ведущие музыканты с мировыми именами (Йо-Йо Ма, Михаил Плетнев, Денис Шаповалов, Кристоф Мангу, Хэмиш Милне, Станислав Иголинский, Аркадий Севидов, Флоран Боффар, Рубин Абдуллин, Ами Фламер и многие другие) [6, с. 3].

Профессорско-преподавательский состав, студенческие оркестры стали выезжать в страны СНГ и дальнего зарубежья для обмена опытом, участия в различных конкурсах, фестивалях, проектах и конференциях. Для педагогов и студентов открылись потрясающие возможности общения со своими единомышленниками, создания «единого братства» музыкантов, свободного от различий в возрасте, мастерстве, опыте, регалиях, делящимися своими мыслями, идеями, переживаниями.

Однако, несмотря на активную концертную деятельность и многочисленные международные творческие проекты, Жания Яхияевна находит время заниматься и такими «земными» проблемами, как систематическое укрепление материально-технической базы, увеличение размеров государственного финансирования вуза, заработной платы профессорско-преподавательского состава и др.

Благодаря решимости, твердой воле, дальновидности и креативности Жании Яхияевны консерватория за годы ее руководства достигает грандиозных успехов в укреплении материально-технической базы. Перечислим лишь часть из них: два учебных корпуса, три концертных зала (Камерный, Малый и Большой), современный телерадиокомплекс, типография, отремонтированное и укомлектованное новой мебелью студенческое общежитие, десятки новых роялей, фортепиано, струнных, духовых инструментов, а также значительное увеличение библиотечного фонда вуза. В рамках государственного проекта «Стратегия развития музыкального образования РК на 2007-2012 гг.» с целью совершенствования и модернизации системы системы общеэстетического музыкального развития детей и молодежи при консерватории была создана Экспериментальная школа-студия искусств (ЭШСИ). Уникальность данного образовательного проекта заключается в прогрессивных формах и методах обучения по всем видам искусств (музыка, живопись, хореография, музыкальный театр и др.), а также в направленности на различные возрастные категории учащихся.

На сегодняшний день в стенах музыкального вуза действуют несколько крупных студенческих исполнительских коллективов, многочисленные ансамбли, регулярно выезжающие с концертами по республике и далеко за ее пределы. Выпускники консерватории успешно защищают кандидатские и магистерские диссертации, становятся лауреатами международных и республиканских конкурсов, достойно представляя музыкальную культуру Казахстана в странах ближнего и дальнего зарубежья.

Коллективом консерватории создана собственная модель высшего музыкального образования, уникальность которой заключается в органичном синтезе различных систем обучения: классического, европейского и традиционного. Сотрудниками новой вузовской кафедры «Инновационных музыкально-педагогических технологий» подробно изучены учебные планы европейских (Великобритания, Франция, Швейцария, Германия и др.), американских, российских музыкальных вузов, а также разработаны проекты образовательных стандартов нового поколения. В отличие от остальных творческих вузов страны, несмотря на многолетнее сопротивление огромной армии министерских чиновников, вхождение казахстанских вузов в Болонский процесс и переход на трехступенчатую модель подготовки музыканта, именно консерватория, за многие годы сумела отстоять свои позиции по вариативности систем обучения и сохранению принципов преемственности и непрерывности высшего специального образования.

Вуз активно участвует и в многочисленных международных программах и проектах, являясь ассоциированным членом Европейской Ассоциации консерваторий и высших музыкальных школ со штаб-квартирой в Париже. Мы возглавляем Международную Ассоциацию «Музыка тюркских народов», через своих представителей участвуем в работе Международной академии наук педагогического образования, Международного совета по традиционной музыке, Международной летней академии музыкального менеджмента, Международной Ассоциации симметрологов, постоянно участвуя в международных конкурсах, конференциях, мастер-классах и многих других проектах.

Несмотря на финансовый кризис, консерватория в 2009 г. издала материалы Первого международного симпозиума по тюркской музыке, который проходил еще в 1994 году [6, с. 3]. Необходимо подчеркнуть, что неоднократные попытки издания Турцией и Кыргызстаном данных рукописей, так и не увенчались успехом. Аубакировой Ж.Я. было принято однозначное решение, что данные материалы должны увидеть свет и необходимо продолжать традицию проведения подобных международных форумов ученых и музыкантов, начало которой положено еще в прошлом веке. Отчетливо понимая, что сложившаяся экономическая ситуация в стране, общее финансирование науки в вузах могут не дать реального выхода задуманным идеям, консерватория смело воплотила их в крупномасштабной Международной научной конференции «Традиционные музыкальные культуры стран Центральной Азии». Форум действительно получился международным по сути. К нам приехали гости из Японии, Финляндии, Австрии, Китая, России, а также – Узбекистана, Таджикистана, Туркменистана, Кыргызстана, Азербайджана, Татарстана и со всех регионов Казахстана. Их имена хорошо известны в научных кругах этномузыковедов. Впервые в таком гигантском собрании приняли участие представители тюркоязычных диаспор, проживающих в Казахстане, музыкальная культура которых до сих пор остается неисследованной областью в музыкальной науке. Материалы конференции «Музыка народов Центральной Азии» были изданы к открытию форума, что приятно удивило участников и гостей. Сборники разлетелись в считанные часы и переизданы вновь [4, с. 4].

Поистине талантливый человек талантлив во всем! Как в одной женщине органично уживаются активная творческая натура, общественный деятель, руководитель, обладающий виртуозностью подлинного вожака!


В 1994 году известная пианистка Жания Аубакирова создала авторский колледж, уникальное и единственное учебное заведение в Казахстане, в программе которого общее среднее образование по государственному стандарту с комплексом мировоззренческих, культурологических, художественных, спортивных дисциплин сочетается с обязательным музыкальным образованием для всех учащихся. Совместимы ли эти вещи? Традиционно принято считать, что нет. Более того, по программе семилетней музыкальной школы обучаются все ученики, принятые в колледж, хотя по правилам приема в семилетнюю музыкальную школу допускаются к обучению только дети с музыкальными способностями. Идея автора колледжа изначально предполагала трудность реализации ее в новых условиях, но с прежними кадрами советской системы образования.

Создание коллектива из заинтересованных и увлеченных идеей автора специалистов, их сплоченность в реализации идеи обеспечили нормальное функционирование колледжа как образовательного учреждения нового типа. Сложность обучения музыке учеников разного уровня музыкальных способностей заставила разработать индивидуализированную программу, обеспечивающую развитие творческой деятельности любого ребенка. Творческий подход и сотрудничество учителей общеобразовательного и общего музыкального циклов, а также занятия музыкой учащимися привели к положительным результатам в обучении. Шестилетняя деятельность колледжа по этой программе дала уверенность для продолжения работы в этом направлении. После объявления конкурса «Texaco Global Fund» на лучший проект по популяризации естественно-научных предметов появилась надежда - в случае выигрыша гранта реализовать многолетние достижения и накопленный опыт по программе «Музыка и математика».

24.10.2011 Жания Аубакирова встретилась со студентами Карагандинского государственного технического университета.

В КарГТУ часто встречают политиков, экономистов, ученых, руководителей госструктур, военных. Ректор Арстан Мауленович Газалиев пригласил в университет знаменитую исполнительницу классической музыки Жанию Аубакирову. Пианистка прошлась с экскурсией по вузу, рассказала учащимся о книге, посвященной отцу, и, конечно, ответила на вопросы студентов. Те в свою очередь щедро наградили артистку аплодисментами, слушая отрывки записей ее концертов, продемонстрированные на большом экране. Жания Яхиевна была открыта перед студентами, как на исповеди. Конечно, ей хотелось больше рассказать о своей книге “Страницы памяти” об ее отце академике Яхие Аубакирове. По ее словам, выпускница Московской консерватории отнюдь не возомнила себя писательницей, хотя является автором некоторых историй в книге, весь материал собирала сама и редактировала, встречалась с друзьями и учениками отца [7, с. 185].

«Все дети любят своих родителей, а родители обожают своих детей, - пишет в предисловии автор-составитель книги Жания Аубакирова. - Но, к сожалению, мы чаще всего держим эти чувства глубоко в своей душе и не всегда можем проявить их». Эта книга, по словам артистки, выражение любви к родителям, стремление сохранить память о них. Несколько экземпляров своего труда она подарила библиотеке КарГТУ.

За активную деятельность в сфере культуры и образования Жания Аубакирова удостоена многих наград: Народная артистка Республики Казахстан, лауреат Государственной премии Республики Казахстан, кавалер ордена «Парасат», кавалер ордена Искусств и литературы Франции, обладатель премии Европейской унии искусств, лауреат независимой премии «Платиновый Тарлан», кавалер ордена Екатерины Великой II степени «За укрепление дружбы между Казахстаном и Россией», орден за заслуги перед культурой Республики Польша, орден президента Республики Польша «Золотой крест Заслуги».

Очень часто те, кто ее знают, говорят, что она - «сверхчеловек», она способна «сдвинуть горы» ради великой цели! Ей под силу выдержать любые нечеловеческие нагрузки, сильное эмоциональное и физическое напряжение, например, вечером дать сольный концерт в Париже, а на следующий день улететь с мастер-классами в Южную Корею, но продумать свой летный маршрут таким образом, чтобы заехать в Астану и решить множество наболевших консерваторских проблем на правительственном уровне.

Как-то в одном из своих многочисленных интервью на вопрос о ее загруженности, Жания Яхияевна ответила, что «чем старше я становлюсь, тем больше анализирую и понимаю: все, что связано с музыкой, направлено на изучение внешнего мира, моего внутреннего «я» своих ощущений, физических открытий, озарений состояния вдохновения. С другой стороны, моя административная деятельность - это полное самоотречение. По большому счету она неблагодарна - человеческие возможности слишком ограничены, для того чтобы переделать все, что требуется обществом… совсем недавно я осознала, что если бы я занималась только творчеством, мне было бы скучно и неинтересно. Я люблю общаться с людьми не только с помощью звуков. Общественная работа дает колоссальное знание людей, характеров, ситуаций, и именно этот опыт общения переносится на интерпретацию музыки, делая ее более глубокой и значительной… Два исключающих друг друга рода деятельности, как оказалось, неразрывно связаны между собой».

В планах Жании Аубакировой много больших проектов, но главной ее целью на сегодня является пропаганда и развитие в республике классической музыки - высокоинтеллектуального материала, которому уделяли не так много внимания, как она того заслуживала.

Завершая свой исторический экскурс, хочется еще раз подчеркнуть, что имя нашей современницы Жании Аубакировой уже неотделимо от понятия «консерватория» и от богатых традиций культурного наследия независимого Казахстана.
Список использованных источников
1. Валиханов Ч.Ч. Собр. соч. в 5 т., т.1. - А.: Каз. сов. энциклопедия, 1984. - 431 с.

2. Эйхгорн. Музыка казахов. Ташкент, 1964. 58 с.

3. Вишневецкая В. А. И. Левшин — исследователь Казахстана // Братство народов, братство культур. Алма-Ата, 1985. С. 10.

4. Официальный сайт Ж.Аубакировой

5. Готовность к переменам // Казахстанская правда, 2012, 27 декабря.

6. Ничто настоящее не пропадает // Казахстанская правда, 2000, 1 апреля.

7. Аубакирова Ж. Страницы памяти. Алматы, 2010. 185 с.











Достарыңызбен бөлісу:




©dereksiz.org 2024
әкімшілігінің қараңыз

    Басты бет