А. П. БОРОДИН
БАЛЛАДА «МОРЕ»
Переложение для смешанного хора и ф/п В. С. Калинникова
Александр Порфирьевич Бородин (1833-1887) – русский композитор, ученый-химик, общественный деятель. В 1856 году окончил Петербургскую медико-хирургическую академию; с 1858 года – доктор медицины, с 1864 года – профессор, заведующий кафедрой химии. Бородин – один из организаторов «Женских врачебных курсов». Ученый состоял в дружбе с такими людьми, как Менделеев, Сеченов, Зинин.
В 1860-х гг. Бородин стал членом композиторского союза «Могучая кучка». В творчестве композитор отразил свою любовь к России, идею величия русского народа. Его сочинениям свойственны свободолюбивый характер, эпический размах старинных русских народных былин и преданий.
Творческое наследие Бородина невелико по объему. Композитор создал три симфонии, оперу-фарс «Богатыри», оперу «Князь Игорь», а также романсы на стихи величайших русских и зарубежных поэтов.
Виктор Сергеевич Калинников (1866-1901) – русский композитор, автор преиму-щественно хоровой музыки. Детство Калинникова прошло в музыкальной обстановке: отец его был хоровым организатором и дирижером, брат Василий Сергеевич Калинников – рус-ский композитор-симфонист. В 1896 году Виктор Сергеевич Калинников окончил музыкаль-ное училище, в 1897-1923 гг. преподавал в Московском синодальном училище, в 1922-1926 гг. – в Московской консерватории.
Среди произведений Калинникова – ряд хоровых обработок русских народных песен для четырехголосного и двухголосного хоров, детские песни в сопровождении фортепьяно, несколько духовных хоров, Концертная увертюра, а также переложения для хора романсов других композиторов, например, «Рыцарского романса» Глинки, «Моря», «Спящей княжны» и «Песни темного леса» Бородина, «Менестреля» Аренского, романса «Ты взойди, солнце красное» Мусоргского. Хоры Калинникова очень разнообразны. Большинство хоров – небольшие, рисующие картины природы. Мелодика близка к городской, речевой интонации. Гармонический язык разнообразен, изобилует альтерациями, несовершенными кадансами, секвенциями.
Творчество Калинникова глубоко реалистично. В хорах Калинникова соблюдается тесная связь музыки и слова. Калинников тщательно выбирает тексты, использует лучшие образцы классиков. Список авторов, произведения которых использовал Калинников, очень разнообразный: Пушкин, Бунин, Баратынский, Жуковский, Никитин, Скиталец, Кольцов, Соколов, Федоров, А. Толстой.
Баллада «Море» написана в сложной двухчастной форме; первая часть – это простая трехчастная форма. Это построение весьма характерно для вокальной музыки – а именно в жанре романса (для тенора) Бородин создал это произведение.
Тема «Моря» – борьба природы с человеком – одна из вечных тем в искусстве. Композитор не случайно обратился к жанру баллады: в произведении трагическая развязка. Поединок человека и моря заканчивается гибелью главного героя: «…Там, где недавно лодка плыла, лишь ветер гулял, да седая волна».
Роль фортепьянной партии хора не ограничивается аккомпанементом. Фортепьяно – равноправное выразительное средство; фактура инструмента имитирует движение морских волн, то надвигающихся, то уходящих, успокаивающихся. Волнообразны и динамика, варьи-рующаяся от p до ff, и темповая структура хора. Первая часть формы начинается в темпе Allegro, ускоряется в piú animato, потом – rallentando до meno mosso, accelerando и a tempo.
Кульминация хора приходится на конец заключительного раздела. Начавшись с p, последняя фраза хора усиливает динамику до ff, и только фортепьяно «откатывает» эту последнюю волну, растворяя и фактуру, и динамику.
Размер хора 3/8, но так как темп достаточно высокий, то удобнее дирижировать, объединяя такты в простые и сложные схемы и показывая на «раз».
Диапазоны голосов:
Тесситура у всех голосов удобная.
Тональный план хора:
A
|
B
|
a
|
b
|
a
|
gis – H – D – Des – Es
|
– Des –
|
gis – H – D – fis – As – B – Es –
|
gis – до конца
|
Дирижерский жест варьируется в зависимости от характера каждого из разделов. В первой части (A): a – marcato, b – legato. Во второй части (B) жест marcato, так как в ней заложено основное психологическе настроение – глубоко драматическое.
Достарыңызбен бөлісу: |