Введение
Введение
Актуальность темы исследования
Культура, будучи специфически человеческим способом деятельности, одновременно является продуктом этой деятельности, нацеленной на преобразование условий, содержания и качества жизни человека. Значительная роль в этом преобразовании принадлежит художественному творчеству, создающему такие объекты, форма которых изначально призвана соответствовать высокому духовному содержанию.
Возможность воздействия гармоничной внешней среды на формирование человеческих отношений, на переустройство общества по законам социальной ^справедливости, на воспитание личности волновала многих мыслителей. Несмотря на утопичность поисков однозначного соответствия между средой и социальными отношениями, специалисты самых различных областей знаний - философы, психологи, социологи, искусствоведы и пр. - признают, что помещение человека в эстетически совершенную среду позитивным образом сказывается на культурном формировании его личности, воспитывает нравственность, развивает интеллектуальные и креативные способности, наконец, обеспечивает психическое здоровье (последнее приобретает все большую актуальность и значимость в условиях ускорения темпа сегодняшней жизни и информационно-коммуникативного перенасыщения, приводящих современного человека к стрессам и психическому дисбалансу). Тем самым, проблемы создания предметов искусства далеко выводятся за рамки интересов лишь искусствоведов и профессионалов, занятых в сфере художественно-проектной деятельности, и приобретают всеобщее культурологическое значение.
Рассуждая об эстетически совершенных предметах, необходимо, прежде всего, выявить те критерии, которые дают основание говорить об уровне их совершенства. Представления о прекрасном в истории человечества претерпевают
3
постоянное диалектическое изменение. Однако очевидно предположить существование неких общих законов, которые, невзирая на изменчивый характер эстетических вкусов общества, позволяют создавать гармоничные предметы, составляющие гармоничную среду обитания человека Определение критериев практической и эстетической ценности различных материальных объектов - основное содержание архитектоники.
Архитектоника является основополагающим принципом формообразования предметов пластических искусств, к которым относятся живопись, графика, скульптура, декоративное искусство, архитектура, дизайн. Но поскольку в контексте архитектоники материальные объекты рассматриваются с дуалистической позиции их ценности как художественно-эстетической, так и практической, то в более полном и точном содержании ее методы применимы к произведениям искусства, имеющим прикладное значение в быту человека. Именно поэтому данное исследование наибольшее внимание уделяет таким видам пластического искусства как архитектура и дизайн, в частности, дизайн костюма, непосредственно создающим вещественный мир человеческого обитания, который, в свою очередь, оказывает влияние на формирование духовной культуры общества. Таким образом, рассмотрение архитектоники в культурологическом аспекте весьма актуально в современной жизни и имеет, на наш взгляд, фундаментальное значение.
Степень научной разработанности проблемы
Учитывая актуальность и значимость архитектоники в культурно-преобразующей деятельности современного человека, остается только сожалеть, что она исследована недостаточно широко и полно. Однако, следует отметить, что, не употребляя термин «архитектоника», многие мыслители с древнейших времен формулировали в своих трудах ее основные принципы. По существу, архитектоника раскрывает диалектический характер взаимоотношения формы и содержания, а эта проблема является основополагающим философским вопросом. Каким образом взаимодействуют форма и содержание? Как содержание определяет характер формы? Каковы закономерности изменения формы и содержания? Ка-
4
кая форма отвечает своему содержанию и способствует его развитию, а значит, является совершенной? Эти вопросы интересуют не только художников, занимающихся предметным формотворчеством, но имеют всеобщее значение, и ответы на них можно найти в философских трудах Аристотеля, Г.-В.-Ф. Гегеля, И.Канта, И.В.Гете, Г.Земпера, Н.А.Бердяева, С.Лангер, К.М.Кантора, М.К.Мамардашвили, А.М.Минасяна и многих других мыслителей прошлого и современности.
Среди научных трудов, непосредственно посвященных вопросам формообразующих принципов в объектах живой и неживой природы, а также в предметах пластического искусства, безусловно, выделяются книги и статьи Ю.Г.Божко, Г.Б.Миневрина, Ю.СЛебедева, В.Ф.Раздорского, А.Иконникова. Теоретические и практические изыскания перечисленных выше авторов, которые являются профессиональными искусствоведами, архитекторами и дизайнерами, стали важным источником изучения данного предмета.
Поскольку архитектоника является объективным свойством и основополагающим принципом построения любого художественного объекта, имеющего одновременно эстетическое и утилитарно-функциональное значение, сущность ее, хоть и в косвенной форме, но довольно широко и полно рассматривалась в трудах архитекторов и художников-дизайнеров на протяжении всей истории развития материально-художественной культуры - от античности до наших времен. Первостепенное значение в этом смысле имеют фундаментальные теоретические исследования Витрувия, первым определившего архитектонику как единство «пользы, прочности и красоты», работы Л.Б.Альберти, Г.Земпера, В.Гропиуса, Х.Ван де Вельде, Д.Нельсона, Ле Корбюзье, наших современников и соотечественников -В.Глазычева, В.Аронова, С.Михайлова, К.МКантора и др. В своих научных трудах они приходят к главному выводу, на котором базируются принципы архитектоники - только гармоническим единством художественно-эстетического и утилитарно-практического обеспечивается совершенство формы, созданной человеком.
Все большую роль в формировании внешней среды обитания человеческого общества приобретает дизайн - особый род культурной практики, возникший на
5
рубеже XIX и XX столетий и включающий в себя довольно широкую сферу художественно-проектной деятельности. Как и другие виды пластического искусства, дизайн использует принципы создания гармоничной формы, определяемые архитектоникой. Одним из важнейших направлений дизайна является создание костюма Нужно отметить, что специфические проблемы архитектоники костюма исследованы еще меньше и, безусловно, требуют дальнейших теоретических и практи- ческих разработок. Важнейшими источниками изучения архитектоники костюма признаны научные труды Т.В.Козловой, Г.И.Петушковой, Ф.МПармона, Г.С.Гориной.
В рассуждениях о законах формообразования костюма, его генезисе и эволюции, невозможно избежать темы влияния на него моды. Этот сложный и противоречивый социокультурный феномен вызвал интерес у многих исследователей и стал предметом изучения и анализа специалистов в различных областях знаний: искусствоведов, философов, культурологов, историков, социологов, психологов, экономистов и т.д. Теме истории моды посвящено множество трудов, среди авторов которых хочется особо отметить Н.М.Мерцалову, А.Дзеконьску-Козловску, ЛВ.Орлову, В.Зайцева, В.Бруне, Н.Которн, Т.К.Стриженову, В.Мендес, Дж. Лей-вера. Социологический и экономический аспекты моды представлены в трудах Г.Зиммеля, Г.Блюммера, Л.В.Петрова, М.Н.Топалова и др. Психологические фак- торы моды изучены психоаналитиками З.Фрейдом, Э.Фроммом и пр. Несмотря на разницу подходов к объяснению феномена моды все исследователи этого вопроса сходятся в одном: мода - это объективная реальность, активно влияющая на культуру общества, с одной стороны, и правдиво отражающая ее состояние, с другой. Мода и архитектоника в истории костюма выступают в противоречивом, но неразрывном единстве.
Степень информативности художественно-проектной формы является важнейшим критерием ее архитектоничности. Знаково-символическая функция формы в данном исследовании рассматривается как одна из важнейших. В связи с этим значительный интерес представляют собой труды, посвященные семиотическому
6
статусу формы. Исследуя проблемы языка архитектоники, присущие ему способы кодирования, хранения и трансляции информации, мы обращались к таким авторам как Ф. де Соссюр, Ю.МЛотман, К. Леви-Стросс, С.Лангер, У.Эко, А.Молъ, Е.В.Дмитриев, В.В Мантанов, К.Д.Скрипник, С.Н.Яременко и др.
Итак, существует большое число исследований, в прямом или косвенном виде отражающих проблемы архитектоники как основного формообразующего принципа в пластических искусствах. Однако следует отметить практически полное отсутствие исследований, рассматривающих значение архитектоники в культурном процессе. Кроме того, представляются малоизученными специфические особенности архитектоники в различных видах пластических искусств, особенно это касается дизайна костюма. Не достаточно разработанной также является тема взаимосвязи архитектоники и моды, которая, на наш взгляд, может самым активным образом способствовать более глубокому пониманию культурологических аспектов процесса формообразования в историческом и современном костюме. Именно этими обстоятельствами объясняется выбор темы и цели данного исследования.
Объектом исследования является архитектоника как ведущий принцип формообразования в пластических искусствах.
Предметом исследования выступает архитектоника в дизайне костюма.
Цель исследования состоит во всестороннем рассмотрении архитектоники костюма как феномена конкретной культуры с ее динамикой и изменениями.
Задачи исследования, призванные обеспечить реализацию поставленной нами цели, можно сформулировать следующим образом:
• выявить сущность архитектоники как основного принципа пластических искусств, ее критерии и значение в развитии художественной культуры;
• исследовать «визуальный язык» архитектоники как универсальный художественный язык пластических искусств;
• проанализировать виды реализации принципов архитектоники в пластических искусствах;
7
• рассмотреть закономерности формообразования в дизайне костюма в контексте требований архитектоники;
• показать историческую динамику развития костюмной формы и ее связь с модой;
• выявить противоречия во взаимоотношениях архитектоники и моды и их прогрессивное влияние на развитие искусства костюма;
• проследить изменения архитектонических систем исторического костюма в контексте смены культурных доминант, проанализировать тенденции развития современного костюма и влияние на него постмодернизма. Методологические и теоретические основы исследования
Предмет диссертационного исследования, а именно, архитектоника как ведущий принцип формообразования в художественной культуре, с полным правом можно отнести к категории междисциплинарных. При проведении этого исследования использовались следующие методы, которые показались нам наиболее эффективными для достижения поставленной цели:
- сравнительно-аналитический метод, состоящий в сопоставлении реализации архитектоники в различных культурных процессах - естествознании, технике, искусстве, что позволило вывести довольно полное определение этого понятия и, одновременно, подчеркнуть разницу в подходах к его толкованию;
- исторический метод, позволивший рассмотреть эволюцию становления и накопления знаний об архитектонике и сформулировать ее фундаментальное значение для развития художественной культуры;
- структурно-функциональный метод, давший возможность рассмотреть архитектонику как определенную целостную систему, проникнуть вглубь изучаемого предмета, выявить его ценности и внутренние связи, а также определить специфику языка архитектоники, с присущими ему особенностями, смысловыми компонентами и элементами выразительности;
- метод синтеза, представляющий собой процесс логического перехода от единичных проявлений архитектоники в различных природных и культурных яв-
8
т лениях к общим закономерностям в формообразовании, что способствовало глубокому проникновению в сущность архитектоники и пониманию ее культурологического значения.
Теоретической основой исследования интересующего нас предмета послужила научная литература, касающаяся вопросов философии, эстетики и культурологии, теории искусства и искусствоведения, истории костюма и моды, а также * психологии и социологии.
Научная новизна исследования в значительной мере определяется, прежде всего, недостаточной степенью изученности самого предмета архитектоники. Ее можно определить следующими моментами:
- Дано определение архитектоники как общего свойства всех природных и созданных человеком предметных форм, рассматриваемого с точки зрения их утилитарно-функционального совершенства, с одной стороны, и эстетически-образной выразительности, с другой, выявлены критерии архитектоники, определяющие качественный уровень формообразования в произведениях пластических искусств, в частности в архитектуре и дизайне.
- Рассмотрена диалектика взаимоотношения формы и содержания в предметах пластических искусств и, в связи с этим, описаны случаи проявления архитектоники, атектоники и антитектоники в искусстве и природе.
'** - Подробно описаны элементы выразительности языка архитектоники, к ко-
торым относятся материальные носители самой формы - ее структура, конструкция, композиционное построение, пластика, материал, характер декора и т.д. Выявлены существенные особенности языка архитектоники.
- С точки зрения требований архитектоники исследованы принципы формообразования в дизайне костюма. Рассмотрена функциональная сущность костюма и динамика ее становления.
- Показана роль моды в эволюционном развитии методов моделирования костюма. Выведено понятие «антимода», рассмотрены исторические случаи ее
9
проявления и определена сущность антимоды как диалектической составляющей противоречивого явления - моды.
- Проведен сравнительно-исторический анализ эволюции костюма с двух позиций: требований архитектоники, с одной стороны, и требований моды, с другой, рассмотрена диалектика взаимоотношения архитектоники и моды
- Выявлено значение архитектоники как основного носителя стилистической выраженности костюма, свидетельства принадлежности его к определенной культуре, в частности, на примере костюма постмодернистской культуры
На защиту выносятся следующие положения:
- В самом широком понимании архитектоника определяется как свойство всех природных, технических, архитектурных и художественных форм, связанное с их оптимальным функционированием, с одной стороны, и эстетической ценностью, с другой. Сущность архитектоники художественно-проектной формы состоит в гармоническом сочетании образно-эстетического и конструктивно-технологического начал. Архитектоника, таким образом, выступает как материальная и информативно-эстетическая взаимосвязь содержания, внутренней и внешней формы в различных объектах, прежде всего в произведениях архитектуры и дизайна, т.е. чувственно воспринимаемое, понятное и художественно выразительное воплощение во внешнем облике предмета его назначения, способа функционирования, пространственной организации, конструктивно-технологической основы.
- Диалектика взаимоотношения формы и содержания в произведениях пластических искусств порождает три качественно отличных друг от друга варианта: архитектоническое произведение как случай положительного проявления архитектоники, предполагающий полноценное качество объекта с точки зрения его целесообразности и художественной выразительности; атектоническое произведение - архитектоника в ее отрицательном качестве, когда присутствует дисгармония содержания и формы, проявляющаяся в возможных вариантах: предмет совершенный в утилитарно-функциональном отношении, но не эстетичный; предмет внеш-
10
не художественно-выразительный, но малонадежный и неудобный в эксплуатации; предмет полезный и надежный, имеет привлекательный вид, но последний не соответствует сути данного предмета, и, наконец, антитектоническое произведение, в котором архитектонические принципы нарушены художником сознательно и демонстративно с целью добиться эффекта неожиданности, интригующей неопределенности, оригинальности замысла, что особенно характерно для искусства постмодернизма.
- Всякое произведение пластических искусств несет от художника к зрителю определенную информацию, передача которой осуществляется посредством языка. Язык архитектоники представляет собой совокупность элементарных художественно-выразительных средств и соответствующих им общепринятых и объективно обусловленных смысловых и эмоциональных значений. Элементами выразительности языка архитектоники в произведениях пластических искусств выступают материальные носители формы - ее структура, конструкция, композиционные особенности, пластика, материал, из которого она изготовлена, характер декоративного оформления и т.д. Язык архитектоники имеет ряд существенных особенностей, а именно: а)являясь прежде всего языком художественным, он не обладает однозначностью и строгой определенностью, его образы всегда имеют приблизительное значение и нацелены в большей степени на эмоционально-эстетическое восприятие; б) его знаки одновременно вещественны, ассоциативны и объективно
t
обоснованы, т.е. имеют реальные прототипы, причем ассоциативная взаимосвязь между архитектоническими формами и творениями природы являются важнейшей предпосылкой узнавания предмета, правильного «прочтения» его смысла; в)язык архитектоники представляет собой постоянно развивающуюся систему, арсенал выразительных средств которой все время пополняется.
- Архитектоника в дизайне костюма, повторяя общие закономерности формообразования в пластических искусствах, имеет специфические особенности, которые проявляются прежде всего в том, что форма костюма не существует сама по себе, как самостоятельная объемно-пространственная структура, а составляет с телом
11
человека единую систему Фигура-Костюм, что объективно определяет тектонические характеристики последнего. Формообразование костюма рассматривается в контексте активного влияния на него модных тенденций, которые отражают состояние культуры (не только материальной, но и духовной) в конкретный исторический момент. Архитектоника костюма находится в диалектической взаимосвязи с модой, и противоречивый характер этой взаимосвязи является основным источником постоянного развития костюмных форм, что, в свою очередь, отражает непрерывное развитие содержательной составляющей костюма.
- Смена культурных доминант порождает разнообразие архитектонических систем и стилевых направлений в пластических искусствах и, в частности, в костюме. Под доминантой в культуре понимается такой феномен или процесс, который наиболее адекватно выражает сущность данной культуры и обладает свойством притяжения к себе, «прилаживания» под себя других явлений культурного ряда. Доминантой может выступить господствующая идея, событие значительного масштаба, волевой акт и т.п. В пластическом искусстве художественный стиль является свидетельством принадлежности к определенной культуре, к тому или иному ее социально-историческому пласту. Являясь основным носителем специфики художественного стиля, его образно-выразительных особенностей, архитектоника выявляет характер материального и духовного функционирования произведения искусства внутри определенной культуры.
- Нарушение принципов архитектоники в произведениях искусства постмодернизма (особенно искусства архитектонического, т.е. имеющего утилитарно-прикладное значение) носит лишь видимый характер и позволено лишь до определенного предела, дальше которого бессмысленно само существование этих произведений, как в эстетическом, так и в практическом отношениях. Отрицая значение архитектоники, постмодернистское искусство еще более наглядно и доказательно утверждает ее определяющую роль в художественном творчестве. Это противоречие, внешне парадоксальное, обнаруживает в себе диалектический и объективный характер эволюции эстетических представлений.
12 Научная и практическая значимость исследования
Научно-теоретическая значимость результатов диссертации состоит в том, что ее материалы могут быть использованы для дальнейшего исследования малоизученного предмета - архитектоники, в контексте ее культурологического значения.
Идеи и выводы данной работы могут стать теоретическим источником при разработке учебных программ и в подготовке спецкурсов по культурологии, теории и истории искусства, композиции, художественному проектированию и моделированию архитектурных и дизайнерских форм.
Практическая значимость диссертации связана с возможностью использования ее результатов в художественно-проектной деятельности архитекторов, дизайнеров и художников, занятых в сфере декоративно-прикладного искусства
Апробация результатов исследования
Вопросы, касающиеся различных аспектов диссертационного исследования неоднократно становились темой выступлений на различных научных конференциях и семинарах, среди которых можно отметить следующие: ХП научно-практическая конференция РААИ. Архитектурно-художественное образование на рубеже веков, 2000г.; XIV научно-практическая конференция РААИ. Архитектура, градостроительство, дизайн, 2002г.; Ш Российский философский конгресс. Рационализм и культура на пороге третьего тысячелетия, 2002г.; Региональный научно-практический семинар. Мода и дизайн, 2003г.
Кроме того, материалы данного исследования прошли апробацию в процессе многолетней педагогической практики и были использованы при разработке авторских программ, чтении лекций и проведении практических занятий по курсу «Архитектоника и объемные структуры в пространстве» для специальности «Художественное проектирование костюма» Ростовской государственной академии архитектуры и искусства.
13 Структура диссертации
Диссертация состоит из введения, трех глав, семи параграфов и списка использованной литературы на русском и английском языках, включающего 110 наименований. Общий объем работы - 147 страниц
14
Глава 1. Архитектоника как принцип культурной деятельности 1.1 Сущность и критерии архитектоники
Преобразование окружающего мира, приспособление его к своим жизненным потребностям составляет одну из черт, принципиально отличающих людей от животных. При помощи культурного землепользования, вырубки лесов, строительства каналов и дорог человек создает нечто вроде собственной географии. Художественная же деятельность человека формирует эстетическую среду его обитания, которая, по мнению французского искусствоведа и мыслителя ХГХ-ХХ в.в. Анри Фосийона, определяет условия исторической, социальной и нравственной жизни1
Предметный результат этой деятельности - здания, интерьеры, машины, одежда и др. - воплощается в формах, реализующих и более или менее гармонично сочетающих три принципа - пользы, прочности и красоты. Важнейшая задача архитектора, дизайнера и художника, работающего в сфере прикладного искусства, состоит в поиске наиболее целесообразного и художественного воплощения во внешнем облике проектируемых предметов их назначения, функциональной сути, устройства, единства конструкторской и технологической основ. Этот фундаментальный фактор художественно-технического формообразования и составляет существо архитектоники.
Проблема архитектоники возникла в эпоху античности, когда художники и мыслители рассматривали понятия эстетического и целесообразного в неразрывном единстве друг с другом. Сократ утверждал, что прекрасной является лишь та вещь, которая пригодна для чего-либо; в этом смысле прекрасны и золотой щит Ахиллеса, и мастерски сделанная корзина для винограда. А греческий философ Ксенофон, рассуждая об эстетической ценности полезных вещей, говорил, что
1 см: Фосийон А. Жизнь форм /Похвальное слово руке/. - М: Московская коллекция, 1995
15
приятно видеть хорошо подогнанную обувь и одежду, удовлетворяющую потребностям владельцев2.
Первоначально во времена античности термин «архитектоника» относился только к строительству и архитектуре. Собственно, само слово «архитектоника» в переводе с греческого означает «строительное искусство». В архитектуре под архитектоникой понимают художественное выражение структурных закономерностей, присущих конструкции здания и выявляющихся во взаимосвязи и взаиморасположении несущих и несомых частей, а также в ритмическом строе форм, делающем наглядными статические усилия строительной конструкции, пропорциях и т.п. В архитектуроведческой литературе слово «архитектоника» употребляется в двух основных значениях: 1) архитектоника - это чувственно-наглядный образ механической устойчивости (стабильности) и 2) архитектоника - это чувственно-наглядный показ работы статической конструкции3
Однако семантическое поле архитектоники достаточно широко, а область ее проявления включает в себя не только архитектурные сооружения, но и предметы дизайна, декоративно-прикладного и изобразительного искусства, технические конструкции, а также все функционирующие объекты живой и неживой природы.
Широкое применение термина «архитектоника» породило, в свою очередь, некоторую относительность его толкования. Так, в изобразительном искусстве архитектоника означает композиционное построение, обуславливающее соотношение главных и второстепенных частей произведения, его общий эстетический план; в дизайне и декоративно-прикладном искусстве - художественно выраженную структуру предмета, учитывающую взаимодействие всех частей формы, а также формы и материала, нацеленную на удобство пользования этим предметом в бытовых условиях, его надежность и эстетическую ценность.
В технике термин «архитектоника» неразрывно связывает две важнейшие характеристики - конструктивную основу объекта, под которой понимается работа
2 см: Михайлов B.IL Витрувий и Эллада. - М, 1967
3 см: Азизян И. А., Добрицына И. А., Лебедева Г.С. - Теория композиции как поэтика архитектуры. - М: Прогресс-Традиция, 2002
16
несущей части конструкции, характер распределения главных усилий, соотношение масс, организация конструктивных материалов и т.д., и форму во всех ее сложных проявлениях - пропорциях, масштабности, ритмического построения и т.п. Инженеры, имеющие дело с техническими конструкциями, архитектоникой называют «зримое отражение в форме изделия его конструкции и организации материала»4
В биологии архитектоника трактуется как структура живого организма, оптимальным образом обеспечивающая его активную жизнедеятельность. Например, такой структурой у животных и человека являются скелетно-мышечная система. Архитектоника в геологии - это общая картина геологического строения Земли, особенностей залегания или нахождения горных пород той или иной местности.
В последнее время слово «архитектоника» можно встретить в самых различных контекстах. Так, например, в некоторых трудах используются следующие словосочетания: архитектоника поступка (М.М.Бахтин), архитектоника праведного слова (М.С. Уваров) и т.д. В подобных случаях можно говорить о расширении содержания этого термина и, одновременно, о некотором упрощении его многогранного значения - сведении его только к одной смысловой составляющей -структуре.
Первая же теоретическая формула архитектоники как проявления органической взаимосвязи совершенного содержания и совершенной формы была определена римским архитектором и инженером 2-й половины 1 века до н.э. Марком Поллионом Витрувием. Витрувий известен как автор «Десяти книг об архитектуре» - единственного полностью дошедшего до нас античного архитектурного трактата, в котором разбираются градостроительные и художественные вопросы, обобщенный теоретический и практический опыт, накопленный зодчими эллинистической Греции и Рима. Античный зодчий излагает представления о необходимом единстве технических, функциональных и эстетических аспектов архитекту-
4 Сомов Ю.С. Композиция в технике. - М.: Машиностроение, 1987. С.19
Список литературы
Достарыңызбен бөлісу: |