Александр Кузьмин член правления Латвийского комитета по правам человека



Дата11.06.2016
өлшемі43.15 Kb.
#127336
Александр Кузьмин

член правления Латвийского комитета по правам человека

О потакании неонацистам и развитии антидемократической политики в Латвии

с 2005 по 2014 год
Речь на региональной конференции российских соотечественников

Эстонии, Латвии и Литвы 13 сентября 2014 года в Риге

Латвия сегодня разделяет с Украиной сомнительную честь – во всей Европе только у нас в правительстве участвуют крайне правые партии (спорным случаем является еще Норвегия). Не случайно наши страны вышли в топ рейтинга ксенофобии в Европе за 2013 год от организации «Мир без нацизма». В своем выступлении я дам обзор развития крайне правых сил в трех измерениях – электоральном, законодательном и правоприменительном.
Главный игрок на крайне правом поле в Латвии известен – Национальное объединение, хотя сейчас от него откололась Новая консервативная партия. Посмотрим, какие результаты на выборах получали НО и создавшие его партии – «Все для Латвии!» и «ТБ»/ДННЛ, - после аберрации 2004 года, когда «ТБ»/ДННЛ получило на евровыборах почти 30 % голосов.
До 2010 года результаты национал-радикалов по Латвии не превышали 11,3 процентов, по Риге – 8,8 %. С 2011 года они стабильно выше; особенно заметен подъем в Риге. Экономический кризис уже был острым и к выборам 2010 года – видимо, скачок популярности национал-радикалов больше связан с успешной мобилизацией их электората на сборе подписей против русских школ весной 2011 года и начавшимся в ответ сбором подписей за русский язык как второй государственный.


Год, вид выборов

Результат по Латвии

Результат по Риге

2005, муниципальные

-

«ТБ» - 8,6 %

2006, парламентские

«ТБ» - 6,9 %, «ВЛ» - 1,5 %

«ТБ» - 7,6 %, «ВЛ» - 1,2 %

2009, европейские

«ТБ» - 7,5 %, «ВЛ» - 2,8 %

«ТБ» - 5,5 %, «ВЛ» - 2,3 %

2009, муниципальные

-

«ТБ» - 3,3 %, «ВЛ» - 1,9 %

2010, парламентские

НО – 7,7 %

НО – 7,4 %

2011, парламентские

НО – 13,9 %

НО – 13,5 %

2013, муниципальные

-

НО – 17,9 %

2014, европейские

НО – 14,3 %

НО – 14,4 %

В отношении законодательства экономический кризис сыграл, видимо, бОльшую роль. Так, список профессий, к которым государством предъявляются требования по владению латышским языком, стал раздуваться с лета 2008 года. А в июне 2011 года Сейм единогласно утвердил увеличение штрафов за «языковые нарушения».


В том же 2011 году, осенью, были приняты Основные установки политики национальной идентичности, гражданского общества и интеграции. Они объявили неграждан «иммигрантами», хотя около 40 % из них родились в Латвии. После референдума о русском как втором государственном языке и успешного сбора подписей за предоставление гражданства негражданам в 2012 году были ужесточены правила подачи народных законодательных инициатив.
В 2013 году были внесены поправки в Закон о гражданстве. Они сделали более реальной возможность двойного гражданства со странами ЕС и НАТО – но не со странами СНГ, этническими родинами основной массы нелатышского населения страны. Тогда же была ограничена возможность основных школ выбирать наименее ассимиляционные модели билингвизма.
Наконец, в январе 2014 года правительство Страуюмы объявило одной из своих задач подготовку латышизации русских школ к 2018 году. Именно эту угрозу я считаю сейчас важнейшей. Преамбула к конституции, принятая в июне и выделяющая только латышскую и ливскую культуры, тоже, конечно, не сахар, но главная проблема с ней не в самом тексте. Угроза в том, что ее будут использовать против всяких инициатив в защиту неграждан и для дальнейшего наступления на русский язык.

Продвижение крайне правых идей связано не только с буквой закона, но и с его применением. Так, в начале рассматриваемого периода суды Латвии выделились оправданием самых заметных антисемитов страны – Айвара Гарды в 2008 году и Андриса Йорданса в 2010 году.




Несколько раз суды отменяли и запреты шествий в честь эсэсовцев 16 марта. В результате с 2013 года Рижская дума сложила руки и перестала возражать против этих шабашей. Знаменательно, что теперь в них регулярно участвует председатель парламентского комитета по правам человека Инара Мурниеце. Так называемым «борцам с советской оккупацией» в 2012 году воздвигли и памятник – в городе Бауска.
В 2012 году ЦИК и в 2014 году – Верховный суд, - отказали 13 тысячам граждан, подписавшимся за предоставление гражданства желающим негражданам, в продвижении их законопроекта.
Вообще последние два года выделились правовым произволом и урезанием демократических свобод. Так, ухудшилось соблюдение свободы ассоциаций. Партии ЗаРЯ было отказано в изменении программных документов из-за выступления за русский как второй государственный язык. Другой неправительственной организации, Латвийскому движению в поддержку коммунизма, вообще отказали в регистрации – привязав ее идеи к преступлениям сталинизма. Третьей, «Авроре», регистрацию затянули так, чтобы она не могла собирать подписи за народную законодательную инициативу. Из-за использования русского языка и «неправильного» освещения событий штрафуются телеканалы. Такая в стране свобода слова.
Не лучше обстоит дело и со свободой собраний. Рижская дума в этом году по наущению Полиции безопасности запретила концерт Конгресса неграждан и традиционное шествие общества «Родина» 9 мая.
Неудивительно, что теперь уже второй раз за месяц отказывают о въезде в Латвию российским специалистам по правам человека. А кто у нас перед этими отказами возглавил министерство юстиции? Гайдис Берзиньш, деятель Национального объединения, который в 2012 году ушел с того же поста. Причиной был его протест против идеи полноценного возвращения утраченной в ходе Холокоста собственности еврейской общине. Солидный пост парламентского секретаря министерства при Берзиньше занимает мой однокурсник Янис Иесалниекс. Прославился он в 2011 году – обвинив мульткультурализм в массовом убийстве, совершенных Андерсом Брейвиком в Норвегии.

Достарыңызбен бөлісу:




©dereksiz.org 2024
әкімшілігінің қараңыз

    Басты бет