См. Бойкот выборов



Дата11.06.2016
өлшемі117 Kb.
#128130
А

АБСЕНТЕИЗМ (франц. Absentéisme - отсутствие, неявка, от лат. absens, absentis - отсутствующий) - в демократических обществах один из типов отношения избирателей к возможностям участвовать в выборах, референдумах и других формах волеизъявления посредством голосования. Суть абсентеизма - активное (сознательное) или пассивное неучастие в голосовании. Понятие “аб-сентеизм” применяют в случаях, когда такое неучастие осуществляется на основе индивидуальных решений и в индивидуальном порядке. Если неучастие в выборах приобретает характер организованных групповых и массовых общественных действий, то оно считается и называется бойкотом выборов (См. Бойкот выборов).

Абсентеизм характерен для демократических обществ, поскольку в таких обществах граждане имеют реальную возможность выбрать, участвовать им в выборах или не участвовать. В диктатурных государствах (а особенно в тоталитарных) абсентеизм практически невозможен, так как режим давления властей и слежки (в том числе взаимной слежки) лишает гражданина свободы выбора относительно участия в голосовании, превращает неучастие в выборах в акт протеста, требует гражданского мужества, жертвенности и связан с риском наказания и дискриминации (мести властей). Любое давление властей на избирателей (так называемое использование административного ресурса) ущемляет свободу поведения избирателя и тем самым является фактором понижения уровня абсентеизма.

Уровень абсентеизма в стране есть один из показателей отчуждённости населения от власти. Однако такой показатель нельзя интерпретировать прямолинейно, на манер демагогии тоталитарного толка. В гитлеровской Германии (1930-1945) и в сталинском и послесталинском СССР (от середины 1920-х до середины 1980-х годов) в голосованиях участвовали почти 100% избирателей и притом почти все голосовали “за”. Официальной пропагандой это изображалось как свидетельство “морально-по-литического единства”, “монолитного единства партии и народа” и т.п. Падение тоталитарных режимов показывает как раз обратное - глубокое взаимное отчуждение народных масс и командно-карательных властей.

Формы абсентеизма разнообразны: 1) прямой отказ гражданина, имеющего избирательное право, зарегистрироваться в качестве избирателя или фактическое игнорирование возможности такой регистрации; 2) неявка к месту (местам) проведения голосования; 3) отказ получить бюллетень для голосования; 4) неиспользование возможности голосования по почте, электронной почте, интернету, с оказией и другим узаконенным способом подачи голосов; 5) получение бюллетеня для голосования, но оставление его при себе без подачи голоса для подсчёта избирательной комиссией.

Иногда считают абсентеизмом и подачу для подсчёта недействительных бюллетеней (волеизъявление избирателя не учитывается при этом в общих результатах голосования). Однако многие избирательные системы засчитывают подавших недействительные бюллетени в число принявших участие в голосовании (важный показатель для определения того, состоялись или не состоялись выборы в целом, а значит - легитимны или нелегитимны результаты выборов). При подаче недействительных бюллетеней отсутствует - это важно отметить! - главная характеристика абсентеизма - неучастие в выборах, уклонение от самого участия в выборах.

Глубинные общественные причины абсентеизма имеют комплексный характер и связаны как с общественно-государственным устройством (оно проявляется в избирательной системе (см. Избирательная система)), так и с социокультурой и социальной психологией данного общества.

Отчуждённость людей от общества распространяется и на его государственное устройство, включая избирательную систему. Отчуждённость может принимать активные формы, включая форму активного абсентеизма. Такой абсентеизм правомерно трактовать как протестный. Чаще отчуждённость имеет пассивный вид, проявляется в апатичности значительной части населения. Абсентеизм в этом случае - одна из конкретных форм социальной (и политической) апатии (см. Апатия социальная).

Различают постоянный (устойчивый, принципиальный, систематический) и разовый (эпизодический, по стечению обстоятельств) абсентеизм. Активный абсентеизм почти всегда является осознанным и постоянным. Таков, например, абсентеизм членов некоторых религиозных сект, а также оппозиционеров-одиночек. Напротив, пассивные абсентеисты эпизодически принимают участие в голосованиях.

Социокультурные и социально-психологические факторы существенно влияют на формирование и динамику абсентеизма. Так, традиции и обычаи, сословное и кастовое сознание, “прикрепляющие” индивидуальное поведение к поведению большинства, могут предотвращать абсентеизм или побуждать к нему (принцип “делай, как все!”). Сдерживает рост абсентеизма инертность сознания поколений, сформировавшихся в тоталитарном обществе (так было в России в 1990-2000-е годы: абсентеизм молодёжи был выше, чем у старших поколений, хотя как раз старшие поколения в большей мере не принимали “шоковых рыночных реформ” и ельцинских реформаторов).

Рост абсентеизма отчасти провоцируется недемократическими изменениями избирательного законодательства и противозаконными инструкциями и действиями избирательных комиссий. К примеру, 12 декабря 1993 часть избирателей не приняла участия в голосовании по выборам в Государственную Думу РФ и в голосовании по проекту Конституции РФ. Инструктивное письмо Центральной избирательной комиссии РФ предписывало всем участковым избирательным комиссиям выдавать избирателям бюллетени только по двум голосованиям одновременно и не позволяло получать бюллетени по одному голосованию и не получать по другому. Это было преднамеренным, явным и откровенным нарушением избирательных прав граждан. Немало избирателей, не желавших (после только что совершенного Б.Н.Ельциным государственного переворота) принимать участие в голосовании по скоропалительному проекту Конституции РФ, вынужденно не приняло участия в голосовании по выборам в Государственную Думу РФ. И наоборот. Другой пример - выборы в Московскую городскую думу в декабре 2005. Московский избирательный закон исключил из избирательного бюллетеня графу “против всех”, фактически принуждая голосовать за какой-то из партийных избирательных списков (в противном случае - бюллетень недействителен). Немало избирателей-москвичей стали по этой причине абсентеистами (не пришли на голосование или получили бюллетень, но унесли домой “на память”). То же самое произошло при выборах в Государственную Думу РФ в декабре 2007.

Способствовал росту абсентеизма введённый было в России запрет агитировать в пользу голосования “против всех”. Этот запрет был обжалован в Конституционном суде РФ. Конституционный суд РФ вынес вердикт о неконституционности такого запрета , а также о необходимости иметь в избирательном бюллетене графу “против всех”.

Абсентеизм в России всё более явно становится формой социального сопротивления. В ряде субъектов РФ массовый абсентеизм не раз приводил к признанию выборов несостявшимися. При муниципальных выборах такие случаи гораздо чаще. Власти в борьбе с абсентеизмом стараются понизить минимально необходимый уровень явки (он понижен зачастую до 25, до 20% от зарегистрированного числа избирателей, а кое-где, особенно при втором туре голосования, и вовсе отменён). Другой часто применяемый способ - совмещать выборы в муниципалитеты и в региональные органы власти с выборами Президента РФ и депутатов Государственной Думы РФ. Очередной мерой в борьбе с абсентеизмом стало введение двух общих для всей России дней голосования (в марте и в октябре). Облегчается выдача открепительных талонов, расширяется практика досрочного голосования, законодательством субъектов РФ допускается голосование по почте. Пока что не узаконено голосование по доверенности и “за других членов семьи”.

Российские власти до сих пор воздерживаются от введения обязательности для граждан участия в голосовании и санкций за абсентеизм (штраф, временный запрет занимать государственные должности и др.). Прецеденты на этот счёт в мире есть (Бельгия, Австралия, отчасти Австрия). Но настроение пойти по этому пути у властей есть и даже высказывается. Так, лидер партии “Единство” и министр МЧС РФ Шойгу С.К. в телепередаче “Мы и время” в октябре 1999 предлагал фактически принуждать граждан к участию в выборах: “Три раза не участвовал в выборах - лишать гражданства”.

Как и всякое другое общественное явление, абсентеизм недопустимо рассматривать излишне абстрактно (“вообще как таковой”), вне должной увязки с раскладом общественных сил и противоборством социально-групповых, общностных, классовых интересов в конкретном обществе и в конкретный период его развития.



Литература: Васильева Т.А. Абсентеизм. - Статья в “Большой Российской энциклопедии”. Том 1. М.: БРЗ. 2005; Статья “Чрезвычайная ситуация: федеральный министр политически малограмотен” - Газета “Рабочая политика”, 1999, 1 ноября 1999.
АБСТРАКЦИЯ (от латинского abstractio - отвлечение) - 1) процесс абстрагирования (см. Абстрагирование) и 2) абстрактное как результат абстрагирования (см. Абстрактное).
АВТОБИОГРАФИЯ — описание собственной жизни.

Наиболее распространены автобиографии двух типов: 1) краткое (деловое) описание собственной жизни с фиксацией основных событий, гражданских состояний и дат, оформленное как документ (см. Документ); 2) художественное (обычно прозаическое) описание собственной жизни, дающее повод для размышлений, обобщённых или поучительных суждений, выводов, добрых советов.

Оформление и представление автобиографии как документа при некоторых общественных системах организации труда и трудового пути (См. Трудовой путь) являются обязательным. При других системах автобиография как документ не является обязательной. Так, в СССР при приёме на работу требовалось оформлять и представлять автобиографию как документ. Она писалась по произвольной форме, но с датой и с подписью. В автобиографии советские кадровики пытались найти косвенные свидетельства о системе ценностей человека и о его лояльности (при произвольной форме написания автобиографии характер и ценностные ориентации человека, действительно, проявляются во многих случаях весьма наглядно). Современный Трудовой кодекс РФ не предусматривает представление автобиографии работодателю при заключении трудового договора. Более того, работодателю запрещается требовать её представления как не предусмотренную законом.

Службы управления персоналом добывают необходимые им сведения о работнике иными способами в том числе и с помощью документов, оформляемых самими работниками (анкеты, личные листки, резюме и т.п.).

Автобиография как литературный жанр имеет давнюю и славную историю и свои признанные шедевры. К слову сказать (хотя это, вроде бы, и так понятно) автобиографическое произведение и произведение, написанное от первого лица, — совсем не одно и то же. «Капитанская дочка» А.С.Пушкина не является его автобиографией. А повести А.М.Горького «Детство», «В людях», «Мои университеты» ─ автобиографическая трилогия. Автобиографичны «Былое и думы» А.И.Герцена, «Поэзия и правда из моей жизни» И.В.Гёте, «Исповедь» Ж.Ж.Руссо, «Житие» Аввакума (Петрова) и многие другие классические произведения.

От жанра писания дневников автобиография качественно отличается тем, что автор охватывает прожитую часть собственной жизни в целом, судит о ней по прошествии некоторого времени. И.С.Тургенев написал свою «Автобиографию» в 58 лет, Б.Франклин ─ в самом конце долгой жизни.

Жанр мемуаров имеет некоторое (по сути, внешнее) сходство с жанром автобиографии, но не совпадает с ним в главном: мемуары описывают не собственную жизнь автора, а его впечатления или его сведения о событиях, участником или свидетелем которых он был.

Литература: Попова И.Л. Автобиография. — Статья в «Большой Российской энциклопедии», т. 1. М.: БРЭ. 2003.

Б.В.Комиссаров
АДМИНИСТРАТИВНЫЕ ТРУДОВЫЕ НОРМЫ ПРАВА — часть правового пространства труда, совокупность норм трудового права, содержащихся в правовых актах органов исполнительной государственной власти, органов местного самоуправления и локальных правовых актах администраций учреждений и предприятий (См. Правовое пространство труда).

К административным трудовые нормам права относятся:

— нормы, содержащиеся в указах Президента страны и глав субъектов Федерации;

— нормы, установленные постановлениями Правительства страны и правительств субъектов Федерации;

— нормы, содержащиеся в правовых актах федеральных и региональных министерств и ведомств;

— нормы, содержащиеся в локальных правовых актах администрации учреждений и предприятий;



Б.В.Ракитский
АНГАЖИРОВАННОСТЬ (в политике и/или общественной деятельности) - понятие, произошедшее 1) от франц. engagement - ангажемент, приглашение, наём; обычно применялось для обозначения формы контракта при приглашении артиста или театрального коллектива на определённый срок для выступления в концертах или спектаклях; 2) от франц. engager - предлагать ангажемент; 3) от устаревшего русского “ангажировать” - приглашать даму на танец. Применительно к политической и общественной деятельности ангажированность обозначает несамостоятельность, вторичность политической или общественной позиции того или иного деятеля, печатного издания, публичной фигуры, субъекта политики.

Понятие “ангажированность” не оценивает форму и причину несамостоятельности, вторичности поведения, а лишь фиксирует несамостоятельность, вторичность как факт. В круг ангажированных поэтому попадают весьма разномастные деятели - от выполняющих договорённости или контрактные обязательства вопреки собственным убеждениям до цинично продажных деятелей и средств массовой информации. В современном русском новоязе понятию ангажированность соответствуют выражения “работать на (кого-то)” и “быть включённым в команду”, “быть чьим-то агентом влияния”. Здесь та же суть - несамостоятельность, вторичность общественного поведения. Напротив, человек, поступающий в соответствии со своими собственными взглядами или с чужими, но усвоенными как собственные, ставшими собственными, не является ангажированным.

Превращение политической жизни в сферу рыночных отношений сделало ангажированность массово распространённым явлением, особенно в среде парламентариев, публицистов, журналистов, тележурналистов и т.п., то есть в среде политических и общественных деятелей, которые по своему общественному статусу могут быть влиятельными. Выдвижение ангажированного деятеля на общественную арену даёт ангажирующему (заказчику) существенный выигрыш, так как ангажированный проводит не свою линию, а линию заказчика как якобы самостоятельный, действующий якобы по совести, по своим собственным убеждениям.

Примеров ангажированности много. Но называть их публично - значит рисковать быть привлечённым к ответственности за нанесение морального ущерба. Действительно, разоблачение ангажированности того или иного деятеля означает для него утрату его главного достоинства с точки зрения заказчика - выглядеть как самостоятельный и честный деятель при разыгрывании заказанной роли. Лишь в скандальных случаях, когда ангажированность обнаруживается со всей очевидностью, можно называть имя ангажированного деятеля без опасений быть привлечённым к судебной тяжбе. В российской общественно-политической жизни последних лет скандально ангажированными показали себя телепублицист С.Доренко во время выборов в Государственную Думу РФ в 1999 г. и И.П.Рыбкин во время президентских выборов в 2004 г.

Ангажированность - порок ряда профлидеров российских профобъединений из числа так называемых новых (или свободных) профсоюзов. Этот порок был насаждён в новую профсоюзную среду в немалой мере усилиями иностранных фондов, пропагандировавших в профсоюзах России в 1990-е годы ценности и идеи либерализма (либерального фундаментализма). К примеру, на “круглых столах” в Русско-американском фонде лидеры некоторых новых (свободных) профсоюзов России утверждали, что профсоюзы должны всеми силами помогать создаться крупному капиталу, чтобы появился, наконец, достойный противник по классовой борьбе. На заседаниях Российской трёхсторонней комиссии лидеры свободных профсоюзов в 1992-1993 отстаивали меры “шоковых реформ” активнее работодателей и правительственной стороны.
АНТАГОНИЗМ (антагонистический) (от греч. antagonisma - спор, борьба) - этим понятием в обществознании обозначается тип внутренних противоречий (дви-жущих сил) общественной системы, отличительная особенность которого - стратегическая непримиримость социально-классовых интересов и целей. (см. также Антагонисты (антагонист)).

Антагонизм присущ всем эксплуататорским обществам, основанным на господстве эксплуататорских классов (каст) и подчинении эксплуатируемых классов (каст). Противоположность классовых интересов в таких обществах столь глубока и столь существенна, что окончательно разрешить её может только социальная революция (или контрреволюция) и переустройство общества на иных основаниях, упраздняющих одну из борющихся сторон или надёжно блокирующих достижение ею своих исторических целей.

Собственные идеологии классов-антагонистов содержат обычно стратегии (представления о желаемом или идеальном будущем состоянии общества), выражающие непримиримость (антагонизм) классовых интересов (см. Стратегии классовые).
АНТАГОНИСТЫ (АНТАГОНИСТ) (в обществоведении) - субъекты (стороны) антагонистических отношений (См. Антагонизм (антагонистический)). Примеры антагонистов: рабы и рабовладельцы; феодалы и зависимые от них крестьяне или рабочие; капиталисты и эксплуатируемые ими трудящиеся; правящая каста тоталитарного общества и эксплуатируемый ею трудовой народ; метрополия и колония, и т.п.

Взаимоотношения антагонистов объективны в том смысле, что коренятся в конкретно-историческом устройстве общественной системы. Можно различать состояния этих взаимоотношений как потенциальные и как актуальные (активные, реальные). Антагонисты принадлежат к единой общественной системе, являются её составными частями. Но они кардинально расходятся в оценках справедливости этой системы и её перспектив. Социальные группы, являющиеся подчинёнными, эксплуатируемыми, представляю себе будущее состояние общества либо вообще без эксплуатации, либо без класса сегодняшних эксплуататоров. Напротив, классы-эксплуататоры представляют себе сложившуюся систему эксплуатации вечной, а то даже и естественной, безальтернативной.

Каждый из классов-антагонистов развивает своё мировоззрение, свою собственную идеологию, включая представления о желаемом будущем и о стратегии его достижения. Борьба собственных идеологий классов-антагонистов закономерно происходит как антагонистическая борьба.
АНТИПОДЫ (АНТИПОД) (от греч. antipodes - буквально: расположенные ногами к ногам) - 1) жители мест, расположенных на концах диаметра Земли; 2) в переносном, но широко распространённом значении - процессы, явления, взгляды, прямо противоположные друг другу (говорят также “диаметрально противоположные”). Примеры антиподов в обществе: диктатура и демократия; мораль и аморализм; метафизика и диалектика и т.п.

Для точного употребления понятия “антиподы” применительно к общественным явлениям следует помнить, что антиподы взаимно исключают друг друга, относятся к разным качественным состояниям общественной системы. Если же необходимо обозначить предельную противоположность общественных явлений, принадлежащих к качественно одной системе (точнее - к одной целостности), то уместно пользоваться понятием “анта-гонисты” (См. Антагонизм; Антагонисты (антагонист)). Антагонисты, в отличие от антиподов, вынуждены либо стремиться принадлежать к разным системам, освободившись от своего антагониста, либо стремиться сохранить систему, подчинив себе антагониста. Например, класс капиталистических предпринимателей-эксплуа-таторов и класс наёмных эксплуатируемых трудящихся - антагонисты, но не антиподы, ибо являются органическими составными частями капиталистического общества. А вот их собственные классовые идеологии - антиподы, поскольку они исключают друг друга в качестве собственной идеологии каждого из классов.


АНТИТОВАРНИКИ - приверженцы антитоварности как идейного течения и методологии (см. Антитоварность). В СССР антитоварники составляли костяк “бор-цов за чистоту марксизма” (идеологическая опричнина) и апологетов сталинистского режима. В 1960-1980-е годы большинство антитоварников группировалось на кафедре политической экономии экономического факультета МГУ им. М.В.Ломоносова (зав. кафедрой Н.А.Цаголов) и на кафедре политической экономии Академии общественных наук при ЦК КПСС (зав. кафедрой И.И.Кузьминов).
АНТИТОВАРНОСТЬ - идейное течение (идейные течения) в марксизме и некоторых иных социалистических идеологиях, в основе которого (которых) лежит представление о товарном, денежном, рыночном характере хозяйственных связей как о коренной, решающей общественной причине существования и воспроизведения капиталистической эксплуатации. (см. Эксплуатация; Товарное производство; Деньги; Рынок). В содержательном плане антитоварные представления отождествляют капитализм с товарным производством, а всякое товарное производство и всякий товарно-денежный (рыночный) обмен - с капитализмом. Отсюда логично следует, что программа революционного перехода от капитализма к социализму (коммунизму) сводится по преимуществу (а в области хозяйственного строительства - целиком) к уничтожению товарного характера общественного производства и ликвидации товарно-денежных отношений и рынка.

Гносеологические (познавательные) корни антитоварности - методология экономического материализма (экономического детерминизма), удачно названная Г.С.Ба-тищевым вульгарной тенью марксизма (см. Материализм экономический; Детерминизм экономический).

Ощутимый толчок экономико-материалистической вульгаризации исторического материализма дал К.Маркс в своём “Предисловии к “Критике политической экономии” (1859). От первоначального марксизма идёт, к сожалению, и антитоварность как своеобразная разновидность товарного фетишизма (см. Товарный фетишизм). В теоретических выкладках классиков марксизма, а затем и у В.И.Ленина наблюдается непреодолённость товарного фетишизма. Причиной эксплуатации у них каким-то образом (как теперь сказали бы, “по умолчанию”) оказывается не узурпация власти в хозяйстве (то есть не частная капиталистическая собственность), а рынок, товарность хозяйства, отношения “прославленной стоимости” (выражение Ф.Энгельса). Выявление причин эксплуатации зажато в прокрустово ложе одной только экономики (экономи-ческого базиса), что и предопределяет антитоварность как методологический сбой.

Сталинисты построили систему жесточайшей эксплуатации, включавшей даже полукрепостнический корпоративистский уклад и рабский уклад-рецидив (система ГУЛАГа), общество без малейших признаков демократии, однако считали это своё общество обществом без эксплуатации, потому что ... в нём не было рынка и реальных товарно-денежных отношений. Прямой продуктообмен - вот их критерий законченности перехода к коммунизму. Даже в окультуренном сталинистском учебнике - “Курсе политической экономии” (под ред. Н.А.Цаголова, М.: 1974) - о товарно-денежных отношениях говорилось в разделе под идейно чётким названием: “Экономические отношения, сохранившиеся от досоциалистических форм производства” В преамбуле раздела (стр.263) отчеканена антитоварность как идеология и методология. Характер и сущность капиталистических производственных отношений “не может быть раскрыт при отвлечении от товарных отношений”. В отличие от этого, “социалистические производственные отношения по своей сущности не являются товарными”. Невульгаризированный марксистский подход трактует тот же вопрос совершенно иначе: сущность капитализма - эксплуатация наёмных рабочих как класса классом частных капиталистических собственников, а сущность социализма - уничтожение эксплуатации, общество без эксплуатации. У антитоварников же сущность, водораздел сущностей - не эксплуатация сама по себе, а товарность отношений как якобы глубинная причина эксплуатации.

Из антитоварности проистекает и крайне искажённое видение угроз отступления от социалистической идеологии и буржуазного перерождения социалистической хозяйственной практики. Эти угрозы усматриваются антитоварниками уже в теоретических постановках об эквивалентности обменов, о гибкости цен (вплоть до договорных), о горизонтальных (а не только и не исключительно вертикальных) хозяйственных связях при социализме, а тем более - в предложениях реформировать хозяйственный механизм на основах теории социалистического товарного производства. Искажённые антитоварные представления об угрозах социализму породили миф о “рыночном социализме” как ревизионистской идеологии (см. “Рыночный социализм”).
АРЕНДТ Ханна (Arendt Hanna) — всемирно известный обществовед, социальный мыслитель и общественный деятель. Для демократического рабочего движения существенное значение имели и имеют прежде всего труды Х.Арендт по изучению истоков и природы тоталитаризма (См. Тоталитаризм; Фашизм).

Х.Арендт родилась 14 октября 1906 в Линдене близ Ганновера (Германия) в семье дипломированного инженера. Росла в Кёнигсберге, где окончила в 1924 среднюю школу. Училась в университетах Марбурга и Фрайбурга. Изучала философию, классическую филологию и теологию. В университете Гейдельберга в 1928 защитила докторскую диссертацию на тему «Концепция любви у святого Августина» (под руководством К.Ясперса). Философские воззрения Х.Арендт сложились под влиянием экзистенциализма и идей франкфуртской школы (См. Экзистенциализм; Франкфуртская школа).

В 1929-1933 собирает материалы по истории антисемитской пропаганды и работает над книгой. После прихода к власти нацистов, в 1933, эмигрирует во Францию. Сотрудничает с сионистскими организациями. В 1935 сопровождала группу молодых переселенцев в Палестину, испытала энтузиазм по поводу киббуцев и раздражение по поводу слепого неприятия переселенцами реалий арабского мира. В 1940 отправлена французскими властями в концлагерь. Бежала и с 1941 жила и работала в США.

Активно сотрудничала с еврейскими организациями и руководила некоторыми из них, например, Комиссией по возрождению еврейской культуры в Европе (с 1944), Фондом еврейского культурного возрождения (1949-1952). Преподавала в ряде ведущих университетов США. Почётный доктор многих университетов, лауреат премий в области социальных наук Германии, США, Дании.

Х.Арендт опубликовала много работ по социально-политической, философской, социально-психологической и иной обществоведческой проблематике. Её фундаментальное исследование о тоталитаризме положило начало целому направлению в обществознании (См. «Истоки тоталитаризма» Х.Арендт).

Х.Арендт умерла 4 декабря 1975 в Нью-Йорке.



Сочинения: Истоки тоталитаризма (1951); Состояние человека (1959); Эйхман в Иерусалиме. Отчёт о банальности зла (1961) О революции (1963); Жизнь сознания (1971); Кризис республики (1972). На русском опубликованы: Истоки тоталитаризма. – М.: 1996; Vita activa, или О деятельной жизни. – СПб.: 2000.

Литература: Статьи «Арендт Ханна»: в книге «Знаменитые евреи» (сост. Э.М.Бройтман), М.: Внешсигма, 1997; в «Новой философской энциклопедии», т. 1 (автор А.А.Кара-Мурза), М.: «Мысль», 2010; в «Большой российской энциклопедии» т. 2 (автор Д.М.Носов), М.: НИ «БРЭ», 2005; в международном междисциплинарном энциклопедическом словаре «Глобалистика» (автор В.Буш), М.-СПб.- Н.-Й. 2006. Хейфец М.Х. Арендт судит ХХ век. – М.: 2003.

Б.В.Ракитский
АРХИПЕЛАГ ГУЛАГ” А.И.СОЛЖЕНИЦЫНА - книга об обществе в СССР, особенно о скрываемой и изолируемой от общественного внимания и мнения части этого общества - рабском общественно-хозяйственном укладе. Особенность книги - что она написана не историком, а летописцем этого уклада, пробывшим в рабстве под конвоем с февраля 1945 по март 1953, а затем без конвоя в ссылке ещё три года, а затем не позволившим себе забыть страдания советских рабов и простить советских рабовладельцев и их жестокий преступный режим. “Архипелаг ГУЛАГ” - опыт интеллектуального восстания против фашистского режима, начатого в одиночку, поддержанного очень немногими и разрозненными людьми, но по крупному историческому счёту - восстания выигранного, победившего фашистский режим СССР ещё до его падения в начале 1990-х.

Полное авторское наименование книги: “Архипелаг ГУЛАГ. 1918 - 1956. Опыт художественного исследования”.

Структура исследования и изложения.

Посвящение: “Посвящаю всем, кому не хватило жизни об этом рассказать. И да простят они мне, что я не всё увидел, не всё вспомнил, не обо всём догадался.”

Авторская гарантия достоверности: “В этой книге нет ни вымышленных лиц, ни вымышленных событий. Люди и места названы их собственными именами. Если названы инициалами, то по соображениям личным. Если не названы вовсе, то лишь потому, что память людская не сохранила имён, - а всё было именно так.”

О создателях книги: “Эту книгу непосильно было бы создать одному человеку. Кроме всего, что я вынес с Архипелага - шкурой своей, памятью, ухом и глазом, материал для этой книги дали мне в рассказах, воспоминаниях и письмах - {перечень 227 имён} (перечень в издании 1991 не приводится - Б.К.). Я не выражаю им здесь личной признательности: это наш общий дружный памятник всем замученным и убитым”.

Часть 1. Тюремная промышленность. (Объём текста - 322 страницы). Здесь исследована система массовых репрессий, начиная с арестов, включая беззаконное и жестокое “следствие” (фабрикацию необоснованных обвинений и пыток) и механизм бессудных приговоров. Прослеживается история возникновения необоснованных массовых репрессий.

Часть 2. Вечное движение. (78 стр.) Изучена и показана вторая часть системы массовых репрессий - её инфраструктура и география, организация этапирования невольничьей рабсилы (рабской силы).

Часть 3. Истребительно-трудовые. (364 стр.) Изучена и показана система невольничьих лагерей в СССР. Раскрыт преступно-геноцидный характер содержания невольников, обращения с ними, намеренно хищнической эксплуатации и истребления голодом, холодом, жарой и непосильным трудом. Проведена качественная грань между уголовниками (блатными) и осуждёнными по статье 58, между истребляемыми на общих работах и “придурками”. Выделен ряд типов осуждённых по ст.58 в зависимости от состояния их сознания, характера поведения и готовности сотрудничать с карателями.

Часть 4. Душа и колючая проволока. (45 стр.) Эта часть продолжает предшествующую. Она завершает изучение системы невольничьих лагерей в СССР постановкой кардинальных вопросов:

- содействует ли тюрьма (и неволя) “взращению души”, духовному возрождению человека?

- или неволя растлевает?

- воля (пространство жизни вольных людей) от соседства с невольничьим сектором замордована, деформирована. Исследователь фиксирует признаки деформаций (уродств) вольной жизни в СССР, проистекающих от соседства с рабским социально-хозяйственным укладом: постоянный страх; прикреплённость (ограничение социальной мобильности); скрытность, недоверчивость; всеобщее незнание; стукачество; предательство как форма существования; растление (души); ложь как форма существования; жестокость; рабская психология.



Часть 5. Каторга. (298 стр.) Дана история каторги в Российской империи и в СССР. Описаны способы сопротивления, особенно побеги, забастовки-голодовки, забастовки и Кенгирское восстание, а также жестокость карательных акций и кризис карательной системы в 1950-е годы.

Часть 6. Ссылка. (122 стр.) Показаны основные фазы развития ссылки как части системы массовых репрессий. Здесь главы: “Ссылка первых лет свободы”, “Мужичья Чума”, “Ссылка густеет”, “Ссылка народов”. Три главы посвящены положению ссыльных и душевному состоянию бывших зэков (глава “Зэки на воле” особенно тяжела эмоционально).

Часть 7. Сталина нет. (73 стр.) Содержание этой части хорошо выражает библейский эпиграф к ней: “И не раскаялись они в убийствах своих...”. Правители сменились, Архипелаг остался. Закона нет. “Вторые полвека высится огромное государство, стянутое стальными обручами, и обручи - есть, а закона - нет”.

Послесловия 1967, 1968 и 1979 годов.
Хроника написания. Весна 1958 - книга задумана как обобщающая работа об Архипелаге ГУЛАГе (лагерной стране). Принят принцип последовательных глав о тюремной системе, следствии, судах, этапах, лагерях ИТЛ (истребительно-трудовых лагерях), каторжных, ссылке и душевных изменениях за арестантские годы. Написаны некоторые главы. Осознана недостаточность одного лишь личного опыта автора и его друзей для исполнения замысла в достаточной полноте и глубине.

В 1962 напечатана повесть “Один день Ивана Денисовича” (журнал “Новый мир”, № 11, 1962). Публикация выдвигает А.И.Солженицына в число людей, известных миллионам граждан СССР и - что очень существенно - за рубежом. А.И.Солженицын фактически становится общественным деятелем. В течение 1963 и 1964 годов получает много писем от бывших заключённых, встречается с ними и с должностными лицами в высших органах государственной власти и карательных органах СССР. Почерпывает обильный материал от 227 свидетелей.

Осень 1964 - составлен окончательный план: в семи частях.

Зима 1964-1965 - в Солотче (под Рязанью) написаны часть первая “Тюремная промышленность” и часть пятая “Каторга”.

Лето 1965 - работа продолжается в Рязани и в Рождестве-на-Истье.

Сентябрь 1965 - работа прервана. На обыске у знакомых писателя забрана часть авторского архива. Друзья увозят в Эстонию материалы книги.

Зимы 1965-1966 и 1966-1967 Солженицын проводит в Эстонии и при содействии бывших зэков заканчивает книгу. К марту 1967 в основном закончены шесть первых частей книги. В послесловии автор ставит даты работы над книгой - “27.4.58 - 22.2.67 (Рязань - Укрывище)”.

Зима 1967-1968 - в Солотче, в основном на основании книжных материалов, продолжается доработка.

Май 1968 - в Рождестве-на-Истье при содействии друзей отпечатана окончательная редакция всех трёх томов. С тех пор и до печатания книги в 1973-1974 изменения вносились самые незначительные.

Август 1973 - неосновной, неокончательный вариант книги попал в руки КГБ. Это подтолкнуло к немедленной публикации книги на Западе.

Декабрь 1973 - “Архипелаг ГУЛАГ” впервые напечатан в Париже, издательством ИМКА-пресс.

Февраль 1974 - А.И.Солженицын выслан из СССР.

За границей книга местами дополняется и дорабатывается на основе дополнительных свидетельств и печатных материалов, бывших недоступными в СССР. Но как признаётся А.И.Солженицын, “книга отказывается принять в себя ещё и всё это. Созданная во тьме СССР толчками и огнём зэческих памятей, она должна остаться на том, на чём выросла”.

1980 - в Париже, в издательстве ИМКА-пресс, в 5-7 томах Собрания сочинений А.И.Солженицына публикуется окончательная редакция книги.

Весна 1991 - первое отечественное издание книги в издательстве ИНКОМ-НВ, тома 5-7. В текст книги внесены последние поправки.
Место книги в истории страны. Книга отозвалась на главную историческую проблему нашего народа - она определила исторические координаты и направленность развития общественной системы СССР. Обоснованно, доказательно и с научной строгостью эта система определена как фашистская. Книга “Архипелаг ГУЛАГ” выполнила функцию обвинительного заключения на несостоявшемся Нюрнбергском процессе над идеологией и практикой сталинизма. И хотя в книге комплексно исследовано лишь социальное положение заключённых как особенной социальной группы (касты) в тоталитарном СССР, тем не менее показана целостная картина “мерзости, в которой мы жили (недалёкой, впрочем и от сегодняшней)”. Общественная система в СССР доказательно раскрыта как преступная против человечности и впрямую обвинена в преступной бесчеловечности.

Тлетворное воздействие фашистской сталинистской идеологии и практики на судьбу народов до сих пор не вскрыто, не пережито и не отторгнуто общественным сознанием нашего народа. Социальный, политический, духовный, культурный иммунитет против имперства, фашизма, великодержавного шовинизма у нашего народа до сих пор отсутствует. “Архипелаг ГУЛАГ” по-прежнему остаётся в роли обвинительного заключения. Но ни государство, ни народ не склонны к Нюрнбергскому трибуналу над сталинизмом, к сознательному разрыву со сталинизмом (фашизмом).

Книга “Архипелаг ГУЛАГ” - особая для России и для каждого из нас в России. Она - Книга Долга. Кто поленился её прочесть или бросил, не дочитав, - гражданский недоросль. Кто прочёл, но не сделал полновесных выводов, не сдвинул смысл своей собственной жизни в сторону Высокого долга, - не патриот.

Литература: Солженицын А.И. “Архипелаг ГУЛАГ. 1918 - 1956. Опыт художественного исследования” - М.: ИНКОМ-НВ. 1991. Тома 5-7 “Малого собрания сочинений”
АТЕИЗМ (фран. - athéisme от греч. atheon - отрицание бога, безбожие) - обобщённое понятие, отражающее общее свойство разных мировоззрений, отрицающих религию (любую) как мировоззрение, адекватно отражающее устройство и закономерности развития окружающего мира (природы), общества, духовности и души (см. Мировоззрение, Религия, Душа, Духовность).

Атеистические представления, строго рассуждая, суть всего лишь противостояние (противопоставленность) теистическим представлениям (объясняющим мир действиями Бога, абсолютно свободно творящего мир и оперирующего миром). В этом точном своём смысле атеизм охватывает обширный круг явлений: от сомнений в истинности отдельных религиозных догматов (утверждённые церковью истины, критика которых запрещена) и вольнодумства в религиозной сфере до последовательно научного материалистического мировоззрения (см. Материализм, Исторический материализм).

Инакомыслие атеистического характера всегда пре-следовалось церквями и руководящими религиозными деятелями, а также и государственными властями (когда церковь и религия были влиятельными в обществе и в государстве). Непримиримость к атеизму, стремление опорочить и искоренить атеизм – составная часть идеологии и практики воинствующего клерикализма (См. Клерикализм, Клерикализм воинствующий).

История атеизма как идейного течения - это, во-первых, история формирования атеистических представлений и научных мировоззренческих основ атеизма. Это, во-вторых, история распространения атеистических представлений в обществе и отношения общества к атеистам и их представлениям.

В течение тысячелетий атеистические представления формировались и существовали как по преимуществу примесь к обыденному здравому смыслу, как отражение в сознании “простых людей” существенного расхождения религиозных и церковных истин и рекомендаций с реальной жизнью и практическими людскими интересами. В этой сфере атеизм соприкасался с равнодушием к религии, с вольнодумством, с сомнениями, со стремлениями разделять церковь как организацию и веру как убеждения и т.п. Лишь одиночки (а позже небольшой процент людей) сознательно противопоставлялись в своих представлениях о мире и обществе теизму. Формирование развитых атеистических представлений и научного атеизма связано с развитием материалистических взглядов и мировоззрений, особенно историко-материалистического и диалектико-материалистического.

Атеистические взгляды и атеисты тысячелетиями подвергались гонениям и преследованиям за безбожие, за богохульство, за разные иные осуждаемые церквями, религиями или властями формы атеистического инакомыслия. Современные религии и церкви не прекращают этой деятельности и поныне. Однако в демократических гражданских обществах, где церковь обычно отделена от государства, к антиатеистической деятельности трудно привлекать государственные и местные власти. Трудно, но такие попытки со стороны церквей не прекращаются до сих пор.

Атеисты, в свою очередь, если им удаётся получить перевес в общественном мнении, если атеизм становится государственной установкой (а то и частью государственной идеологии, как, например, в тоталитарном СССР), опускаются до преследований за религиозные взгляды, притесняют верующих и церковь как общественный институт, шельмуют (огульно позорят, бесчестят) религии и церковь, верующих и пастырей. Это зеркальное отражение клерикализма получило название воинствующего атеизма (См. Атеизм воинствующий).

Воинствующий атеизм как вульгаризированная и агрессивная борьба с религиями и церквами пробавляется обычно примитивной проблематикой: есть Бог или нет Бога. Это отражает тысячелетнее содержание атеизма как течения общественной мысли. Даже научные труды нередко трактуют и определяют атеизм только как отрицание существования бога. Последовательный атеизм, будучи частью научного историко-материалистического мировоззрения, не ограничивается проблематикой бытия или небытия Бога (тем более - в антропоморфном виде, то есть как человекоподобной божественной личности), а охватывает отрицание религии (любой) как мировоззрения, адекватно отражающего устройство и закономерности развития окружающего мира (природы), общества, духовности и души. Не религии и церкви, не веру в Бога отрицает последовательный атеизм (и то, и другое, и третье - реальные, практические общественные явления), а адекватность (точное соответствие) религиозных мировоззрений реальному миру (природному, духовному, общественному).



Отождествление атеизма с последовательно материалистическим (или с любым материалистическим) мировоззрением в научном отношении крайне неточно и характерно для воинствующих материалистов и практики государственного атеизма. Никакое мировоззрение не сводится к атеизму или теизму, хотя всякое мировоззрение включает в себя отношение к ним. Атеизм - свойство (одна из сторон) ряда мировоззрений, не только материалистических. А кроме того атеизм - более широкое идейное течение, нежели отдельные мировоззрения (идеологии).

Литература: М.Шахнович. Атеизм. - Статья в “Философской энциклопедии” Том 1. М.: Изд. “Сов. Энциклопедия”. 1960; А.Т.Казарян. Атеизм. - Статья в “Большой российской энциклопедии” Том 2. М.: НИ БРЭ. 2005.






Достарыңызбен бөлісу:




©dereksiz.org 2024
әкімшілігінің қараңыз

    Басты бет