Античность во французской опере 1890-1900-х годов



бет1/4
Дата21.07.2016
өлшемі306.5 Kb.
#213953
түріДиссертация
  1   2   3   4

На правах рукописи



Азарова
Валентина Владимировна

Античность во французской опере 1890–1900-х годов

Специальность 17.00.02 – музыкальное искусство

Автореферат
диссертации на соискание ученой степени
доктора искусствоведения

Санкт-Петербург

2006

Диссертация выполнена на кафедре истории зарубежной музыки


Санкт-Петербургской государственной консерватории
имени Н.А. Римского-Корсакова.

Научный консультант:

доктор искусствоведения, профессор,


Заслуженный деятель искусств России

Валерий Васильевич Смирнов.
Официальные оппоненты:

Доктор искусствоведения, профессор

Заслуженный деятель искусств России

Лариса Георгиевна Данько


Доктор искусствоведения, профессор

Заслуженный деятель искусств России



Елена Борисовна Долинская
Доктор искусствоведения

Наталья Алексеевна Огаркова

Ведущая организация

Санкт-Петербурский


Государственный университет
культуры и искусств.
Защита состоится: «18 декабря» 2006 года в 15 часов 15 минут на заседании диссертационного совета Д.210.018.01 в Санкт-Петербургской консерватории
имени Н.А. Римского-Корсакова по адресу: 190000 Санкт-Петербург,
Театральная площадь, д. 3.
С диссертацией можно ознакомиться в читальном зале библиотеки Санкт-

Петербургской консерватории.


Автореферат диссертации разослан «24» октября 2006 года

Ученый секретарь Диссертационного совета,
доктор искусствоведения, профессор Т.А. Зайцева.



Общая характеристика работы

Актуальность темы и основные проблемы исследования

Античные идеи и образы на протяжении многих веков являлись эта­ло­ном единства инди­вида и космического универсума. Неотъемлемая основа античного мира – со­относительность общего и частного, личного и всечеловеческого, идея связи с це­лым – по­зволяла художникам разных национальных школ и на­правлений предста­вить широ­кий диапазон «прочтений» античной темы. Античность обнару­живала свое существование в различных сферах: общечеловеческой, общехудожественной, экзистенциальной и музыкаль­ной.

Содержание и структура понятия античность пре­терпевали эволю­цию и трансформацию в ходе культурно-историче­ского процесса: антич­ность была как предметом художественного изображения, так и темой философ­ского анализа. Она сформировалась как феномен культур­ного самосозна­ния интел­лигенции – «миф» европейского бытия. Оставаясь универсальной праосновой культурно-исторического це­лого, античность, вобрав в себя, обобщила особые рефракции эле­ментов мировой культуры.

Исследуя проблему античности во французской опере 1890–1900-х годов (до Первой мировой войны), мы подразумеваем под «античностью» понятие «греко-римская древ­ность» (Новый энциклопедический словарь. 2005, с.56), а также «отношение» к истории и культуре Древней Греции и Древнего Рима.1

Историко-культурная эволюция античности проходит несколько перио­дов: гомеровская Греция (XII-VI вв. до н.э.), Классика (V – середина IV вв. до н.э.), Эллинистический (конец IV – I вв. до н.э.) и Греко-Римский (I в. н.э. – 25 г. н.э.). Пограничной вехой исторической эволюции является со­бытие 467 г., связанное с низложением последнего римского императора Ромула Августула.

Существуют и расширительные понимания античности. Так, известный британский исто­рик Питер Браун – создатель концепции поздней антич­ности показал зарождение в недрах античности христианства на Западе в обширном историческом диапазоне от IV до VIII в. н.э. Французский ис­торик-медиевист Ж. ле Гоф выдвинул гипотезу о расширении границ периода античности до X в.

В диссертации мы учитываем сохранение черт поздней античности в пе­реломную эпоху от античности к Средним векам, когда происходил пере­ход от язычества к христианству; сосу­ществование в пределах погранич­ных периодов противоположных тенденций составляет одну из существенных особенностей истолкования переходных периодов в целом (М. Бахтин), и в частности – понимания античности. Как отмечал С. Аверинцев, современники находят в ан­тично­сти то, чего не ви­дел Винкельман: два античных мира – Грецию «Золотого века» и Рим; об­на­руживают Грецию – в Риме и осмысляют особенности промежуточного мира эллинисти­ческой культуры – Александрийской эпохи; различают в Риме следы этрусских традиций, гре­ческих влияний, а также влияний Вос­тока (С. Аверинцев. «Образ античности». СПб «Азбука-классика», 2004). В диссертации мы учитываем как многозначность трактовки антич­ности, эволюционирующей в восприятии разных поколений современни­ков, так и тот факт, что французская культура усвоила древнегреческую мифологию и литературу сквозь древнеримскую ее «транскрипцию». По­этому герой Гомера Одиссей во французских литературных текстах назван Улиссом, а богиня неба и плодородия Афина – Минервой.

Античность – важная составляющая французского искусства и культуры. Присутствуя в са­мых не­драх французской культуры, она не существовала в виде «заимствований» или простых «влияний», но всегда находилась в жи­вом и подвижном соот­ношении с основными мотивами развития ду­ховной жизни Франции. В этом развитии античное наследие пережи­вало свою «энтелехию» (Аристотель), порождая ощущения соответствия или несоответствия ан­тичных образов тому или иному периоду времени.

В переломный период 1890–1900-х годов (до Первой мировой войны) содержа­ние, структура понятия античности претерпевают трансформацию. Эволюция античной темы приводит к вершинам оперного творчества Ж. Массне, П. Дюка, К. Дебюсси, Г. Форе (разумеется, наряду с ними к античности обращались и другие композиторы).

Автор диссертации стремится раскрыть содержание идей, связанных со сферами образов, категорий античности; показать углубление и расширение трактовки античной темы, которая вызвала жанровые преобразования в музыкальном театре; выявить те музыкально-драматургические приемы и особенности музыкального стиля, кото­рые привели к преодолению принципов позднеромантической эстетики.

В работе рассматривается внутренняя многосоставность, антиномичность античности; изучаются вопросы: каким образом античность, воплощенная в жанре оперы, всту­пает во взаимодействие с новыми веяниями эпохи: несет ли она новую содержательность; ка­кова роль античности в эволюции театральных форм французской музыки. Характерное для французской культуры предпочтение театральных жан­ров создавало благодатную почву для разработки античной ми­фологиче­ской тематики; в историческом диапазоне от Люлли до Де­бюсси и Форе написано огромное количество музыкальных произведений на античную тему в разных жанрах. Вос­приятие культурного наследия древней Гре­ции и Рима, усвоенного французским Класси­циз­мом XVII-XVIII веков во всей пол­ноте и яркости, на протяжении XIX и в начале ХХ века пре­терпе­вало существенные трансформации. Менялось пони­мание самого смысла антич­ного насле­дия: наступило время взаимодей­ствия античной куль­турной парадигмы и нового видения мира.

Актуальной оста­валась особен­ность освоения античного наследия французской культурой, отраженная в фи­лософско-эстетических трактатах эпохи Клас­си­цизма: речь идет о ясной, убедительной и внятной эстетической форме любого про­изведения материальной или духов­ной деятельности; с этих позиций определялась как его об­щественная, так и художе­ственная ценность. Художники предсимволистского периода (т.е. 1860–1870-х годов) видели миссию искусства в «… спасении человеческого рода (и личного душеспасения) при помощи красоты, трактуемой как Истина, и непременно с заглавной бу­квы».1 Такое истолкование несомненно повлияло на формирование новой структуры понима­ния античности, которая сложилась на пересечении временных осей – рубеже XIX-XX веков. Новое видение античности предполагало взгляд на ан­тич­ность как на культурно-ис­ториче­ское целое, и одновременно – как на экзи­стенциальное на­полнение жизни персонажей тех или иных произведений. Такое «вселенское» представление об античности сохраняло, вместе с тем, стремление следовать традиции национальных преломлений ан­тичности – “сквозь призму” француз­ского Классицизма. В период 1890–1900-х годов античное наследие осмыслялось французскими художниками как несущее в себе сумму уни­версальных категорий, которые наполняют сокровищницу мировой культуры.2

Родившаяся на закате античного мира, идея христианского гума­низма на­чинала сущест­во­вание внутри античной культуры. Тема христиан­ского гума­низма утверждалась во француз­ском искусстве в процессе его эволюции, про­являя наибольшую идейную остроту в пе­риоды перелома, смены эпох и мировоззрений.3 В отличие от “схоластического” христи­ан­ского аске­тизма, мистицизма – христиан­ский гуманизм – доминирующий идейно-эстети­ческий аспект поэтики Средних веков, своеоб­разная forma mentis француз­ских музыкально-театральных жанров литур­гической драмы и мис­терии, в облике которых проступали очерта­ния древнегреческой трагедии. Опирающийся на античность, христиан­ский гума­низм обеспечивал гармонию (лат. pro-portio) и порядок (лат. ordo) суще­ство­вания французского ис­кусства в различные эпохи. В 1890–1900-е годы вопрос христианской веры, хри­стианского гу­манизма обсуждался не только в среде деятелей ка­толической церкви, но и в художествен­ных кругах. В переходный, переломный период столкновения и сосуществования мировоззрений, когда сциентистская и феноменолистиче­ская философия профессоров Сорбонны не удовле­творяла стремлений со­вре­менников к метафизической истине, античность эллинистического периода помогала находить ответы на проблемы бытия, способствующие выходу из духов­ного кризиса.

В культурном пространстве Франции периода fin du siиcle важнейшее значение имело распространение идей Э. Ренана (1823 – 1892) – историка, лингвиста и религиозного мыслителя, который привлек внимание к эпохе раннего христианства. Ученый видел свою задачу в создании Критической истории происхождения христианства. Ренан представил Иисуса Христа живым проповедником христианства; он создал убедительный поэтический образ Иисуса-человека. Современники пытались найти художественное осмысление идей и образов, которые выдвинул Ренан; его последователями считали себя Г. Флобер, И. Тэн, А. Франс, С. Франк, Ж. Массне.1 В истолковании античности французскими мыслителями, художниками и композиторами несомненно непосредственное воздействие идей Ренана («История происхождения христианства» 1863-1883, «Марк Аврелий и конец античного мира», «Жизнь Иисуса», «Апостолы»).

В начале 1900-х годов античная система учения Платона рассматри­ва­лась как параллель­ная религиозно-метафизической символике гно­сти­цизма. А. Бергсон – представитель фило­софского интуитивизма, автор новых разработок проблем существования времени, памяти, сознания – был первым, кто удовлетворил стремление к метафизи­че­ской истине и возродил «античное» чувство абсолютного, космически-универсального. Диапазон метафи­зических и научно-философских ги­потез 1890–1900-х годов включал, таким образом, кореня­щиеся в далеком интел­лектуальном наследии человечества принципы антич­ных (Платон, Аристо­тель), а также средневековой (Фома Аквинский) философских систем. Со­временные идеи мирового символического универсума заявили о себе в культурном пространстве Фран­ции на ру­беже XIX-XX веков. Пограничный период 1890–1900-х годов вновь обнаружил при­меты, харак­терные для вре­мен перехода от античности к европейской культуре нового вре­мени – символические трансформации при сохранении исходного гуманистического содержания.

Появлению темы христианского гуманизма во французской опере 1890–1900-х гг. предше­ствовали непосредственно связанные с этой темой крупные вокально-симфонические произведения С. Франка – оратория «Искупление» (1873) и «Заповеди Блаженств» (1879). В музыкально-театральном претворении она получила развитие в «священной драме», орато­рии-опере «Мария Магдалина»; «Таис» и «Жонглер Богоматери» Ж. Массне; опере «Кармелитка» Р. Ана (1902); в мистерии «Легенда о Святом Христофоре» В. Д’Энди (1902–1920).1

Актуальность избранной в диссертации темы и предложенные ра­курсы ее раскрытия обу­словлены еще и следующими причинами: античность по­дарила культуре и искусству феномен мифа, «полагавшего массивную не­расчлененность символической формы и ее смысла».2 В изучаемый нами период новой трактовке подверглась специфика символа и мифа – феноменов, вмещающих такое смысловое содержание, которое не может быть под­вергнуто однозначному истолкованию. Символ осмыслялся как не­исчерпаемая данность. Особый интерес представ­ляет про­блема взаимодействия ан­тичности и символизма в опере 1900-х годов.

Представления Винкельмана, Гете и Шиллера об идеале классической ан­тичности, окру­женном ясным и немерцающим све­том Олимпа, уже были поколеблены в эпоху романтизма, обратившего внимание на существование «хтониче­ской тьмы" наряду с Олимпийским светом. Согласно образной формулировке И.М. Тронского, «из-под тонкого, блистательного по­крова олимпийской рели­гии шевелился хаос неоформленных древних рели­гиозных воззрений, и мрамор статуй бо­гов не мог прикрыть ма­тери сырой земли».3

Символистская концепция мира, ставшая одним из важнейших явлений культуры 1890–1900-х годов, нашла воплощение в опе­рах К. Де­бюсси и П. Дюка. «Анализ функций символи­ческого аппарата показывает, что мир символов служит тем местом, где возможно аналити­ческое изучение самых различных идеологических элементов данной куль­туры».4 Избранный ракурс темы «Античность во француз­ской опере 1890–1900-х го­дов» обладает ак­ту­альностью еще и потому, что наиболее интенсивное изучение функ­циони­рования антично­сти в пограничный, переходный период позволяет проследить то, как миро­воззренческие и философско-эстетические взгляды от­разились на духовном содержании наиболее выдаю­щихся музы­кально-те­атральных сочинений.

В творчестве Дебюсси античность не была «взглядом назад», к прошлому. Она вела компо­зитора вперед, помогая сформировать новый стиль музыкального импрес­сионизма. Античная тема традиционно объявлялась в качестве основной темы для конкурсных работ выпускников Парижской Консерва­тории на Большую Римскую премию.1 Принимая участие в названных кон­курсах, молодой композитор в кантатах «Весна» и «Дева-избранница» обратился к антич­ности, преломленной сквозь призму лирической поэзии основателя «Прерафаэлитского брат­ства» Д.Г. Россетти (1828–1882) и современного символизма.2 Античность, таким об­разом, не воспринималась композиторами, поэтами и жи­вописцами как нечто отдаленное от совре­менности; напротив, она казалась им жизненно ак­ту­альной темой искусства.

Противоречивая духовная атмосфера начала 1910 годов содержала импульсы, оказавшиеся решающими для появления одного из самых уникальных опытов мистерии в истории музы­кально-театрального искус­ства ХХ века – «Мученичества Святого Себастьяна» К. Дебюсси. Примеча­тельно, что в то же время создает свою мистерию «Предварительное действо» (1913–1914) А.Н. Скрябин, испытавший воздействие филосо­фии и культуры символи­стской эпохи – эпохи рубежной, подошедшей к завершению. На закате символизма, отразившего черты трансформации некото­рых принципов романтической эстетики, античность по-новому ос­мысля­лась во французской опере – подобно «Золотому веку», ут­рачен­ному че­ловечеством и оживающему в искусстве.

В 1890–1900-е годы в европейской культуре обозначился водораздел в отношении к антич­ности: получил распространение ницшеанский посту­лат, со­гласно которому «возвращаться» следует не к классике «Золотого века», а к ар­хаике, к дионисийскому мифу. Ф. Ницше подни­мал на щит ан­тичность дикую, полихромную, трагическую, раздираемую противоре­чиями. Подобное, идущее от Ницше понимание античности характерно для австро-немецкой куль­туры. В интересующий нас период оно получило воплощение в опере Р. Штрауса «Электра» (1908).

Стремление «экстатически обрести опыт жи­вого мифа» (С. Аве­ринцев), почувствовать его «внеморальность», обнару­жили писатели и ху­дожники, поэты и музы­канты разных европей­ских стран. На итальянской почве приверженцем постницшеанства, жаждавшим архаики и вдох­нов­лявшимся темами экс­татических обрядов, ритуалов, бескровных и кровавых жертво­приношений, был поэт и дра­матург Габ­риэле Д’Аннунцио.

И во французской культуре на фоне иррационалистической интерпрета­ции антич­ности стали возникать такие явления, как утонченно эротическая, стилизованная «Афродита» П. Луиса (1896). Доктрина Ницше была известна в кругах Сорбонны; привлекали внимание фрагменты, в которых он воспел дифирамб античности: «Греки боготворили природу и завещали миру свою религию, т.е. философию и искусство».1 Античность присутствовала в текстах Ницше на протяжении 20 лет (1868–1889).2 Тем не менее, в культурном пространстве Франции 1890–1900-х годов несравненно большее значение имели исследования Э. Ренана. Идеи Ренана владели умами современников, тогда как влияние Ницше было опосредованным.

Сложный процесс развития европейской культуры, в частности, музыкального искусства на переломе XIX и XX веков привлекал и продолжает привлекать внимание многих исследователей – и в России, и за рубежом. В эту эпоху происходит активная переоценка эстетических ценностей, столкновение «старого» и «нового» в области творческих тем, стилей и жанров.

Если сосредоточиться на античной теме во французской опере, то возникают новые тенденции – соединение христианства и язычества («противоречие Олимпа и Голгофы»), символическое прочтение античности, и наконец, уже на ином этапе – этапе поисков «высокой простоты» – обращение к гомеровской Греции.

Указаные тенденции повлекли за собой обновление принципов музыкальной драматургии. Это прослеживается в данной диссертации на примерах наиболее яркого воплощения античной темы ведущими композиторами той эпохи: Массне, Дебюсси, Дюка, Форе. Французские композиторы – властители дум и законода­тели вку­сов в опере 1890–1900-х годов со­храняли далекое от буйного дионисийства, свое воплощение античной темы. Не­смотря на менявшееся отноше­ние к ан­тичности и гуманизму в канун Первой мировой войны, Греция оставалась путеводной звездой для художников и композиторов. «Мученичество Святого Себастьяна» К. Дебюсси (1911) и «Пенелопа» Г. Форе (1913) оказа­лись произведе­ниями, наметившими дальнейшие пути развития француз­ского оперного те­атра.

Перспектива возможных рассмотрений темы диссертации намечена в ис­торических иссле­дованиях французских музыковедов – Р. Роллана, Ж. Ком­барье, Р. Дюме­ниля, Ж. Тьерсо, Л. Лалуа (она также обозначена в отдель­ных разделах трудов отечественных ученых, посвященных рассмотрению французской музыки – А.В. Оссовского, М.С. Друскина, Ю.А. Крем­лева, Г.Т. Филенко, В.В. Смирнова, Л.Г. Данько), проблема античности во французской опере 1890–1900-х годов до настоящего времени не освещена в отечественном и зарубежном му­зыкознании. Несмотря на ряд открытий и уточнений, сделанных французскими и отечественными ис­следователями в изучении от­дель­ных аспектов воплощения ан­тичности во французской опере 1890–1900-х годов, все же оста­ется целый ряд нерешенных и не­разработанных к настоящему времени вопросов, которые обусловили об­ращение к проблемам, постав­лен­ным в дис­сертации.



Научная новизна:

  • Впервые исследуется тема соединения античности с ранним христианством в культурном пространстве Франции (Ренан, Франс) и во французской опере 1890–1900-х годов.
    Отражение христианского гуманизма Ренана в романе Франса «Таис» («Противоречие Олимпа и Голгофы»), а также в одноименной опере Массне («Примирение Эроса и Христа»).

  • Сквозь призму символизма и импрессионизма впервые рассматривается особая интерпретация античности – в опере Дюка «Ариана и Синяя Борода» (1907) и в мистерии «Мученичество Святого Себастьяна» Дебюсси (1911).

  • На новом этапе – в канун Первой мировой войны – исследовано возвращение к гомеровской античности («Одиссея»), к «Золотому веку» во французском искусстве на примере оперы Форе «Пенелопа». 1

По-новому освещается в работе изменение трактовки античной темы, мифа, которое проявилось как на уровне идейно-эс­тетиче­ского содержания, так и на уровне музы­кально-драматургических концепций опер 1890–1900-х гг.

Рассмотрение функ­ционирования античной темы в пространстве француз­ской культуры 1890–1900-х годов по­зволяет проследить, каким образом эле­менты эволю­ции мировоззренческих и фило­софско-эс­тети­ческих взглядов сказались на духовном со­держании наиболее выдающихся музы­кально-театральных сочинений.

В диссертации выявлены различные подходы к античности во французской опере 1890–1900-х годов. Новые примеры воплощения античности, созвучные современ­ности, имели важное идейно-эстетическое значение в силу интегра­ции актуальных духовных феноменов переходной, переломной эпохи. Процесс выстраивания новых музыкально-театральных форм в произведениях, избранных в качестве наиболее показательных для своего времени образцов претворения античности, обусловил и де­тер­минировал достижения французского музыкального театра ХХ века.

Среди античных опер Массне (“Таис”, 1894; “Ариадна”, 1906; “Вакх”, 1909; “Рим”, 1912) особой художественной значимостью обладает “Таис”, в ко­торой суть музыкально-драматур­гической концепции состав­ляет идея хри­стианского гуманизма.

Определенные мотивы и символы античного мифа, обретающие акту­альный смысл в одно­именной символистской пьесе М. Метерлинка и в опере П. Дюка, яв­ляются определяю­щими ориентирами музыкально-драматургической концепции оперы.

Вечно новый, притягательный для многих композиторов, начиная с первых опер, образ античности – Орфей был в центре неосуществленного оперного замысла Де­бюсси: «Орфей-царь» (В. Сегален).1

Научная новизна присутствует, на наш взгляд, в том, как показан процесс формирования «антиномически единого» (С. Аверинцев) пространства поздней античности и христианства, в котором разворачивается действие мистерии “Мученичество Святого Себа­стьяна” Д’Аннунцио – Дебюсси. Не только существенное разли­чие философско-эстетических и ху­дожественных пози­ций авторов, но и сама атмосфера “смутного времени” (Э.Р. Доддс) со­дер­жала импульсы, оказав­шиеся решающими для появления одного из самых уникальных опытов мис­терии в истории музыкально-театрального искус­ства ХХ века.

На закате символизма, отразившего черты трансформации некото­рых принципов ро­ман­тической эстетики, античность по-новому осмысля­лась во французской опере – подобно “Золотому веку”, ут­раченному человечеством и оживающему в искусстве.

Именно в таком аспекте рассматривается опера Форе «Пенелопа».

Научная новизна диссертации обусловлена, таким образом, новым ракурсом исследования и самим художе­ственным материалом опер, которые не получали подробного освещения в музыкознании.



Цель и задачи исследования:

Целью диссертации является изучение особенностей пре­творения античной темы во фран­цузской опере 1890–1900-х годов (до Первой мировой войны).

В основные задачи исследования входят:


  • Рассмотрение феномена античности в культурном пространстве Франции 1890–1900-х годов.

  • Изучение различных подходов к античности на примерах музы­кально-театральных произведений, интегрирующих актуальные ду­ховные постулаты переходной, пере­ломной эпохи 1890–1900-х годов.

  • Обнаружение доминирующих смысловых акцентов в соединении ан­тичности и хри­стианского гуманизма, как они проявляются в кон­цепции и музыкальной композиции оперы Ж. Массне «Таис».

  • Прослеживание символических мотивов в театре М. Метерлинка и их воздействия на символистское прочтение опер Де­бюсси и Дюка.

  • Исследование «антиномичного единства» (С. Аверинцев) античного язычества и хри­сти­анства в мистерии К. Дебюсси «Мученичество Святого Себастьяна», явившегося основой процесса выстраивания новых музыкально-те­атральных форм ХХ века.

  • Установление особенностей трактовки феномена античности в опере Г. Форе «Пенелопа» и ее музыкально-драматургической компози­ции.



Достарыңызбен бөлісу:
  1   2   3   4




©dereksiz.org 2024
әкімшілігінің қараңыз

    Басты бет