Бразильская музыка… Первое, что приходит на ум при таком словосочетании, это боссанова. Горячая и пряная, но одновременно нежная и изящная, она – коктейль из множества ингредиентов. Происхождение названия «bossa nova» (буквально bossa — «шишка», «холмик», «горб»; nova — «новый») связывают с модным в конце 1950-х годов бразильским жаргонным словечком «bossa», которое означало примерно то же, что русское словечко «фишка»: особенность, яркая черта. Таким образом, название жанра следует понимать не буквально («новый горб» или «новая шишка»), а по существу: «новая «фишка», «новый стиль». Босса-нова появилась в Рио-де-Жанейро, в районе Ипанема — месте обитания обеспеченных людей. Первоначально босса-нова была смесью традиционных ритмов бразильской самбы и классического американского джаза, исполнявшейся на вечеринках и домашних концертах для образованной публики. Вскоре, однако, босса-нова перестала быть лишь «музыкой для избранных» и зазвучала в клубах, арт-кафе и просто на улицах бразильских городов. Босса-нову часто ошибочно считают афро-бразильским «изобретением», тогда как это относительно недавний жанр, созданный преимущественно белыми музыкантами и поэтами. Целая плеяда талантливых авторов, среди которых особенно выделялись Антонио Карлос Жобим (псевдоним — «Том Жобим»), Луис Бонфа, Жуан Жилберту и Баден Пауэлл, быстро добилась всеобщего признания
Имя человека, сделавшего этот стиль известным во всем мире – Антонио Карлос Жобим (Amtonio Carlos Jobim). Совмещая в своих песнях элементы самбы, прохладного джаза, чоро, байау и других стилей бразильской музыки, он ‘разнес’ боссанову далеко за пределы своей страны .Родившись и прожив жизнь в Рио-де-Жанейро, где его именем теперь назван аэропорт, Антонио Карлос заслужил признание как один из наиболее влиятельных композиторов XX века. Первой грамзаписью босса-новы считается песня «Довольно грустить» («Chega de Saudade») 1958, сочинённая Жобимом и исполненная Жуаном Жилберту. Первым настоящим хитом, благодаря которому босса-нова переступила национальные границы, была всемирно известная ныне «Девушка из Ипанемы» («Garota de Ipanema») Тома Жобима и Винисиуша ди Мораиша. Мировыми хитами стали также песни «Безрассудство» («Insensatez») и «Корковадо» («Corcovado»). Уже в 1962 году им рукоплескал нью-йоркский Карнеги-холл. в это же время первые грампластинки с записями босса-новы появились и в Европе. Нельзя переоценить также роль Фрэнка Синатры в деле популяризации боссановы в Америке. Приехав в Лос-Алжделес, Том Жобим начал выступать с Синатрой, поющим джазовые стандарты в манере боссанова. Поворотным моментом в мировом признании босса новы можно считать записанный в Голливуде концерт Francis Albert Sinatra & Antonio Carlos Jobim (1967).
http://www.youtube.com/watch?v=nC8in1DeWdQ&feature=related
К началу 1970-х годов босса-нова стала визитной карточкой бразильской поп-музыки, и даже в наши дни, когда художественные вкусы значительно изменились, не утратила своего значения международной эстрадной классики, о чём свидетельствует постоянный интерес к ней в различных странах мира, в том числе и в Украине. На данный момент босса-нова является одним из фундаментальных направлений современной школы джаза.
Мауша Аднет. Певица родилась в Рио-де-Жанейро и начала свою певческую карьеру в 15 лет, как одна из вокалисток группы Céu da Boca. С 1978 по 1984 коллектив издал два альбома, вышедших на лейбле Polygram. После этого целых десять лет, вплоть до кончины Antonio Carlos Jobim в 1994-м, госпожа Аднет выступала, гастролировала и записывалась с великим испонителем и композитором и его Banda Nova. Ее голос можно услышать на релизах «Passarim» (Polygram, Verve,1987), «Antonio Brasileiro» (Sony Music,1995) – призер Грэмми, «Tom Jobim Inédito» (BMG-Ariola,1995) и «Rio Revisited» Antonio Carlos Jobim and Gal Costa (Polygram,Verve,1987). Мауша ездила с Жобимом по Бразилии, США, Японии, Израилю и Европе и выступала на джазовых фестивалях и площадках, как например Carnegie Hall (NY), Avery Ficher Hall (NY), Hollywood Ball (LA), Bill Graham Wiltern Theatre (LA) и многих других. Кроме того, она работала с такими известными артистами, как Dorival Caymmi, Chico Buarque, Dori Caymmi, Caetano Veloso, Toninho Horta, Mario Adnet, Joyce, Nara Leão, Cesar Camargo Mariano, Charlie Byrd, Gil Goldstein, Emily Remler, Rob Mounsey, Othelo Molineaux, Trio da Paz, Herry Allen, Duduka Da Fonseca, Slide Hampton. Мауша также была приглашена как сесионный музыкант для получившего премию «Грэмми» альбома «Into the Sun» Randy Brecker'а. Постоянным местом жительства певицы уже много лет является Нью-Йорк, где она регулярно выступает не только со своим бэндом, но и с Claudio Roditi, Herbie Mann, Trio da Paz, Oscar Castro Neves, Eliane Elias, Mark Johnson, Slide Hampton, Randy Brecker, Carnegie Hall Jazz Band в Carnegie Hall, Avery Fisher Hall, Blue Note и Birdland. В мае 2002-го она была приглашенной вокалисткой на выступлении Wynton Marsalis’а в Lincoln Center Jazz Orchestra, и Cyro Baptista в Alice Tully Hall (NY). В память о своем друге и учителе Мауша выпустила диск «Songs I Learned From Jobim» (Venus Records, Japan). Теперь прелестная бразильянка посетит Украину чтобы спеть нам свои солнечные истории.
Хелио Альвес. Хелио родился в Сан-Пауло и начал брать уроки игры на фортепиано с 6 лет. Исполняя поначалу классическую и популярную музыку, он постепенно перешел к джазу. Альвес переехал в Бостон, учиться в Berklee College of Music, который он закончил в 1990-м. В Бостоне он познакомился с тромбонистом Claudio Roditi, который и посоветовал 24-х летнему пианисту отправиться в Нью-Йорк, что Хелио и сделал в 1993-м. С тех пор исполнитель и композитор получил признание как сайдмен, играя с такими музыкантами, как Joe Henderson, Yo-Yo Ma, Paquito D'Rivera, Gato Barbieri, Dave Samuels, Airto Moreira & Flora Purim и Oscar Castro-Neves. Альвес записал два альбома с Roditi: «Samba Manhattan Style» (1995) и «Double Standards» (1997). Он также появился на релизе Roditi's «Brazilliance X4» (Resonance, 2009). С 1995 по 1997 годы Хелио активно гастролирует с Joe Henderson's Double Rainbow Quartet, исполняя музыку Антонио Карлоса Жобима, и записывается на выигравшем “Грэмми» альбоме Joe Henderson's Big Band (Verve, 1996). Также он получил статуетку как пианист на альбомах Yo-Yo Ma (Obrigado Brazil, 2003) и Paquito Dе Rivera (Brazilian Dreams, 2002), и номинировался на Грэмми за «Samba Jazz Fantasia» (Malandro Records, 2002) Дудуки да Фонсеки. Его дискография включает работы с Rosa Passos (Amorosa, SONY/Classical, 2004), Joyce (Samba Jazz e Outras Bossas, Far Out Recordings, 2007), Louis Hayes ( The Time Keeper, 2009), Slide Hampton (Slide Plays Jobim, 2002), Gino Sitson (Bamisphere, 2005, and Way To Go, 2009) а также Brazilian Trio (Zoho, 2008). Крогме того Хелио Альвес был вовлечен в работу с The Caribbean Jazz Project, Phil Woods, Herbie Mann, Gal Costa, Sadao Watanabe, Randy Brecker, Don Braden, Santi Debriano, Hendrik Meurkens, Paul Winter, David Sanchez, Harry Allen, The New York Voices, Andy Narell, Mike Stern и многими другими. У Хелио есть три сольных альбома под названиями: «Trios» (Reservoir Music, 1998), для записи которого были приглашены John Patitucci, Al Foster, Nilson Matta и Duduka Da Fonseca, «Portrait in Black & White» (Reservoir Music, 2004), записанный при участии Matt Wilson и Santi Debriano и «It's Clear» (Reservoir Music, 2009), на котором можно услышать Romero Lubambo, Scott Colley и Ernesto Simpson.
Дудука да Фонсека. Уроженец Рио-де-Жанейро, Дудка да Фонсека начал играть на барабанах в 13. В 15 появился на телевиденьи и стал записываться с известными бразильскими музыкантами - Cesarius Alvim, Tenório Jr, Haroldo Mauro Jr, Alfredo Cardim, Edson Lóbo, João Donato, Edison Maciel, Nivaldo Ornelas, Mário Adnet, Ion Muniz, Paulo Jobim, Jacques Morelenbaum и Grupo Mandengo (Mauro Senise, Barrozinho, Raul Mascarenhas, Tony Botelho). В 1975 Дудука переехал в Нью-Йорк, учавствуя во множестве бразильских джазовых коллективов. Один из них - Brazilian Express, появился на канале National PBS. New York Samba Band выступала в Blue Note, Fat Tuesday's и Village Gate,а также во многих других американских клубах. В проекте The Brazilian Jazz All Stars принимали участие артисты Bob Mintzer, Eliane Elias и Randy Brecker. Дудука один из лидеров Trio da Paz, которая номинировалась, как лучшая новая латино-джазовая группа 1993-го и получила премию Jazz Journalists Association awards за лучший альбом в стиле бразильского джаза в 2002-м («Partido Out», Malandro Records). Дудука выступал и записывался с такими исполнителями, как Antonio Carlos Jobim, Astrud Gilberto, Herbie Mann, Claudio Roditi, Joanne Brackeen, Eddie Gomez, John Scofield, Joe Henderson, Gerry Mulligan, Jorge Dalto, Dom Salvador, Toshiko Akiyoshi, Lee Konitz, Phil Woods, Emily Remler, Nana Vasconcelos, Nancy Wilson, Slide Hampton, Kenny Barron, Tom Harrell, Wayne Shorter и многими другими. С 1984 года Да Фонсека является преподавателем курса Drummer's Collective в Нью-Йорке, давая мастер-классы и приватные уроки. Он также проводил мастер-классы в Европе, Японии и Бразилии. Его авторству принадлежит учебный курс «Brazilian Rhythms for Drumset» (состоящий мз книги и диска) выпущенный Manhattan Music/Warner Bros. Publications. Для записи своего первого сольного альбома «Samba Jazz Fantasia» (Malandro Records) в 2003-м Дудука да Фонсека пригласил множество звезд современной джазовой сцены. Пластинка номинировалась на «Грэмми» как лучший альбом латинского джаза 2003-го года.
Арк Овруцкий. Бэнд-лидер, контрабасист и композитор, лауреат джазовых фестивалей, участник и создатель многих международных джазовых проектов, он по праву считается одним из лучших джазовых басистов постсоветского пространства. В период обучения в РАМ им. Гнесиных Аркадий работал в таких коллективах, как оркестр "Современник" п/у Анатолия Кролла, джазовый квартет "Зеленая Волна" п/у Александра Осейчука. В середине 90-х находился в Польше, играя с известными польскими джазменами, такими как Збигнев Намысловский, Казимеж Йонкинш, Йоахим Менцель, Петр Барон, Петр Войтасик, в 2003-м стажировался в летней джазовой школе Беркли, в 2005-м - в Нью-Йоркской школе Джона Патитуччи, а с 2007 года учится в аспирантуре Ратгерс-университета по классу контрабаса у профессора Майка Ричмонда (Mike Richmond) и по классу композиции и аранжировки у Стэнли Коуэлла (Stanley Cowell). За последние четыре года Аркадий Овруцкий спродюсировал более тридцати международных проектов, в которых участвовали Curtis Fuller, Carmen Lundy, Mark Soskin, Steve Williams, Lary Willis, Javon Jackson, JD Walter, Duduka da Fonseca, Gregory Porter, Patience Higgins, Gerald Hayes, Michael Borstal, Cynthia Scott, Ryan Cohen Quartet. Среди музыкантов, игравших в ARK SuperFunk Collective, до последнего времени являюшегося основным проектом контрабасиста, - Джим Ротонди, Джо Форд, Фрэнк Лейси, Уилл Боулвар, Ронни Баррадж, Нил Смит, Куинси Дэвис, Джереми Клемонс, Дональд Эдвардс,Оррин Еванс,Ралф Боуен.
Достарыңызбен бөлісу: |