Е.М. Кариев
г. Нур-Султан, Казахстан
eldos.82@mail.ru
АРХЕОЛОГИЧЕСКИЕ ПАМЯТНИКИ
І-ІІ ТЫСЯЧЕЛЕТИЙ Н.Э. В КОНТЕКСТЕ СРЕДНЕВЕКОВОЙ ИСТОРИИ КАЗАХСТАНА И ЕВРАЗИИ
(НЕКОТОРЫЕ ИТОГИ ИССЛЕДОВАНИЙ В РАМКАХ ПРОГРАММЫ «КУЛЬТУРНОЕ НАСЛЕДИЕ»)
Работа выполнена в рамках гранта КН МОН РК № BR10965240
В рамках национальной стратегической программы «Культурное наследие» исследования осуществлялись на практически всех категориях археологических памятников самого широкого хронологического диапазона – от древности до позднего средневековья (рис. 1).
Осуществленные научные изыскания на памятниках археологии I-II тысячелетий н.э. внесли достаточно значимый вклад в изучение истории средневекового Казахстана.
В число историко-культурных объектов I тысячелетия нашей эры, исследованных в рамках программы «Культурное наследи», входят археологические памятники гунно-сарматского времени, древнетюркской и других культур раннего средневековья, объекты исследования представлены в основном погребально-поминальными и поселенческими памятниками, также изучались объекты городской культуры.
Практически все исследованные памятники относимы к нескольким историческим этапам.
В период работы по национальной программе исследования проводились на погребальном комплексе Борижары, который датируется в I-VIII вв. н.э., на городищах I тыс. н.э. Жуантобе и Сидак в Южном Казахстане, на памятниках древнетюркского времени и начальных этапов средневековья Мерке, Жайсан и Акыртас в Жамбылской области, Сарыколь в Восточном Казахстане, Иссык в Алматинской области. Также разовые археологические изыскания проводились на некоторых памятниках, соотносимых с I тыс. н.э., и пласты указанных периодов зафиксированы при изысканиях на объектах иных исторических эпох (Отчеты, 2005-2011).
Погребальный комплекс Борижары в Туркестанской области в результате многолетних исследований, в том числе и в период реализации национальной программы, дал обширный материал по погребально-поминальным памятникам и по связанным с ними верованиям и мировоззренческим основам ряда регионов Евразии I тыс. нашей эры. Зафиксированы возможные влияния на культы и верования населения Южного Казахстана религиозных течений Ирана, Римской империи и других стран Средней Азии и Ближнего Востока (Смагулов, 2011, с. 139), однако авторы исследований памятников Борижары делают итоговый вывод, что религиозные каноны племен Южного Казахстана I тыс. нашей эры имеют местное происхождение и берут свое начало с предыдущих эпох. Вместе с тем, признается определенное влияние ведущих культов и религий того времени из других регионов Евразии (Смагулов, 2011, с. 140).
Памятники городской культуры I тыс. н.э. Сидак и Жуантобе по итогам археологических изысканий, в среде которых значимую роль играют исследования в годы работ по нацпрограмме, принесли науке ценные материалы, касающиеся роли и места ранних городов Казахстана в процессах урбанизации Евразии I тыс. н.э. На основе практического материала и теоретических обобщений зафиксировано, что эти памятники играли роль межрегиональных центров торгового и сакрального характера, имели обширные разносторонние связи с прогрессивными центрами Казахстана, Средней Азии, Ближнего Востока, Китая и Восточной Европы (Железняков, 2011, с. 90-100; Смагулов, 2008, с. 378-408).
Одним из важных памятников I тыс. н.э. является крепость Акыртас в Жамбылской области. Исследователи, проанализировав значительный пласт данных, полученных за многие годы научных изысканий, в том числе в период реализации нацпрограммы, установили, что Акыртас отождествляется со средневековым Касрибасом и строился по приказу арабского полководца Кутейбы (Шарденова, 2006, с. 217).
Ученые зафиксировали широкие параллели Акыртаса с архитектурными и строительными канонами стран Ближнего и Среднего Востока, аналогии прослеживаются в средневековой архитектуре Сирии, Иордании, Омана и других арабских государств. По всем данным, Актыртас является памятником, получившим свое начало в период арабских религиозно-миссионерских походов в Среднюю Азию, материалы Акыртаса отражают широкий спектр сложных взаимоотношений и взаимовлияний арабской и тюркской культур Евразии (Байпаков, Капекова, Воякин, 2011, с. 399-413).
Следующая группа памятников, относимая ко второй половине I тыс. н.э., это – тюркские памятники раннего и развитого этапа. В их среде по объему выполненных в годы реализации программы работ значимое место занимают памятники Мерке и Жайсан в Жамбылской области, Сарыколь в Восточном Казахстане.
Исследователи уже в начальные периоды работ в рамках государственного проекта дали оценку вклада раннетюркских памятников Казахстана в исследование проблем тюркской культуры Евразии – территория страны играла роль трансграничного пространства, где проходили интенсивные процессы смешения и взаимовлияния различных этнических, религиозных и культурных групп (Төлегенов, Оралбай, Қариев, 2011, 365-372 б.; Досымбаева, 2006, с. 151-159), результаты которых значительно сказались на этногенезе современных тюркских народов Евразии.
По итогам работ на указанных памятниках, по госпрограмме, авторы исследований делают важные выводы об автохтонности тюркской культуры Казахстана, о значительном влиянии тюркской историко-культурной общности на территории нашего государства на формирование тюркского мира Евразии, зафиксированы обширные связи с тюркскими культурами Волго-Донского региона, Тывы, Алтая, Монголии, Средней Азии, Ближнего Востока, Восточной Европы и других ключевых регионов Евразийского континента (Досымбаева, 2006, с. 163-165).
В ходе работ в рамках представленной темы автором осуществлены сравнительные исследования тюркской культуры Евразии на предмет поиска и обоснования истоков, по результатам работ сделан вывод о подавляющей автохтонности основных тюркских народов Евразии и прямой преемственности с племенами и племенными союзами предшествующих эпох. Вместе с тем прослежено, что в предыдущие исторические этапы, не все этнокультурные объединения в пределах современного тюркского ареала были прототюркскими – высказано мнение о полиязычии и поликультурности племен и народов на территории тюркской ойкумены Евразии наших дней в древние периоды, рассмотрено наследие древнетюркской культуры в духовном и материальном достоянии современных тюркских народов Евразийского континента (Кариев, 2016). Многое из сказанного подтверждается исследованиями признанного специалиста по сакской археологии и традиционной культуре казахского народа А.Т. Толеубаева, ученый на основе своих многолетних разносторонних изысканий, в том числе и в рамках нацпроекта, приходит к обоснованному мнению, что сакская культура в своей основе больше протюркская, чем индоиранская. И, что в перспективе возможны два варианта решения этого вопроса – либо будет общепризнана тюркская основа сако-скифской культуры и языка, либо ученые придут к выводу, что сако-скифский культурный комплекс сформировался в результате симбиоза тюркского и индоиранского компонентов (Толеубаев, 2018, с. 349).
Суммируя все сказанное, можно сказать, что территория страны в гунно-сарматскую эпоху была одним из импульсных очагов начала Великого переселения народов и трансформации этнокультурной картины Евразии, и что именно на территории Казахстана проходили основные процессы этногенеза современных тюркских народов Евразии.
В период научно-исследовательских работ, в рамках национальной программы «Культурное наследие», одними из самых многочисленных из исследованных памятников археологии были средневековые города Казахстана. Научные изыскания проводились на таких широко известных памятниках, как Отырар, Сауран, Жуантобе, Караспантобе, Сидак, Шымкент, Сыганак, Созак, Туркестан и др. в Туркестанской области, Талхир, Койлык в Жетысу, Бозок в Акмолинской области, средневековые памятники Акыртас, Актобе (Баласагун), Туймекент и др. в Жамбылской области, городища Сарайшык, Жайык в Западном Казахстане, Хан Ордасы в Карагандинской области, Жанкент в Кызылординской области.
Некоторые памятники исследовались единожды при поддержке местных исполнительных властей и из других источников, но под эгидой нацпрограммы; также работы велись на археологических памятниках средневековья погребально-поминального и поселенческого характера по отдельным регионам Казахстана (Отчеты, 2005-2011).
По древним и средневековым городам и памятникам оседлой культуры Казахстана К.М. Байпаковым проведены масштабные обобщающие работы, в том числе и по итогам работ в рамках национальной программы «Культурное наследие». Согласно результатам аналитических исследований, ученым выделено несколько этапов оседло-городской культуры Казахстана в контексте урбанизации центральной Евразии.
Протоурбанизацонный этап связан с бронзовым веком – укрепленные поселения и памятники протогородского типа эпохи палеометалла Казахстана были первоосновой городов последующих периодов, особенности их архитектурных и строительных канонов находят широкие аналогии в синхронных памятниках Евразийского континента (Байпаков, 2012а, с. 372-373). Более того, не исключено, что источники этих общих тенденций происходят как раз с территории Казахстана – в предыдущих разделах нами было показано место и роль памятников эпохи палеометалла в древней культуре народов Евразии.
Первый этап урбанизации Казахстана связан с эпохой раннего железного века и первой половиной I тыс. н.э., когда повсеместно распространяются укрепленные и открытые поселения саков, усуней и сарматов, появляются первые памятники городского типа. Архитектурные и строительные методы и приемы памятников погребально-поминального и поселенческо-городского характера указанных периодов указывают на начало становления городской цивилизации (Байпаков, 2012а, с. 374-376).
На рубеже эр и в начале I тыс. н.э. значительную роль в развитии городской культуры Евразии начинает играть Великий Шелковый путь, связавший передовые культуры Европы, Ближнего и Среднего Востока, Индии, Кавказа, Китая, Средней и Центральной Азии – практически всех ключевых регионов Евразийского континента. Беспрецедентная торговая дорога древности и средневековья исполняла своего рода роль артерии жизни – благодаря ей появлялись новые и расцветали старые города, вчерашние заурядные поселения, по историческим меркам в одночасье, превращались в крупные межрегиональные и даже межгосударственные политические и экономические центры, семимильными шагами шел бурный процесс обмена материальными и культурными достижениями самых отдаленных регионов Евразии (Байпаков, 2007, с. 470-485). Именно с развитием Великого Шелкового пути можно связать второй и третий этапы урбанизации Казахстана.
В этот период, согласно данным археологических исследований, в среде которых немаловажное место занимают научные изыскания в годы работ по нацпрограмме, интенсивность роста городов Казахстана и их социально-экономический прогресс значительно активизируются, расширяются трансконтинентальные связи, территория Казахстана все больше начинает играть роль своего рода центра межрегиональных торговых, культурных и религиозных взаимодействий на просторах Евразии. Расширяются процессы синтеза и взаимовлияния тюркской, ирано-согдийской, арабской и монголо-сибирских культур – активно протекает симбиоз различных этнических, религиозных и даже расовых общностей срединной Евразии и других регионов, несмотря на имевшие места периоды угасания и деградации, связанные в первую очередь с монгольским нашествием и последовавшим за этим разгромом и опустошением, за которыми следовал этап нового возрождения, города с оседлой культурой Казахстана продолжали свое развитие. Войдя в состав монгольской империи, земли Казахстана начинают играть еще большую роль в политических и социально-экономических процессах Евразии – археологические материалы золотоордынских городов и других памятников средневекового Казахстана показывают имевшие место торговые, дипломатические и иные связи с различными, порой с самыми отдаленными уголками Евразийского континента (Байпаков, 2012а, с. 212-387; Байпаков, 2012б, с. 54-79).
Тысячелетние процессы политогенеза, культурогенеза и этногенеза самых разных культур и цивилизаций Евразии, протекавшие на территории Казахстана, в итоге привели к образованию Казахского ханства в XV веке, и многовековой синтез племен, племенных союзов и народов Евразии, на основе ядра формировавшегося в местной среде, как минимум, от эпохи палеометалла, закончился образованием казахской нации. Города Золотой Орды, после ее ухода с политической карты средневековья, со временем стали ставками казахских ханов и продолжили существования до позднего средневековья, а некоторые и до нового времени (Байпаков, 2012б, с. 54-79).
Очевидно, что города и оседлая культура средневекового Казахстана имеет в своей основе заложенную еще в эпоху первых поселений базу архитектурных и строительных канонов. Даже более того, можно небезосновательно предполагать о значительном влиянии протогородов Казахстана на становление и развитие урбанизации обширной территории Евразии (259, с. 93-117), однако, очевидно, что в силу своего географического положения как трансграничной и транскультурной территории городская цивилизация Казахстана не могла развиваться локально, и необходимо признать наличие согдийского, арабского и др. евразийских компонентов в культуре городов средневекового времени в истории страны.
Достарыңызбен бөлісу: |