Архиреева, инд-р: 223-071-474 ПРИЛОЖЕНИЕ 2 Примерное выступление группы «литературоведов».
Классицизм в русской литературе
В России классицизм складывается к 30-м годам XVIII века, его крупнейшими представителями в литературе были А. Д. Кантемир, В. К. Тредиаковский, М. В. Ломоносов, А. П. Сумароков, Г. Р. Державин, Д. И. Фонвизин, М. М. Херасков, Я. Б. Княжнин и др.
Назвав ряд писателей-классицистов, просим учащихся вспомнить содержание понятия о литературном направлении, и просим ответить на вопрос, что же объединяло этих авторов в одном направлении, какие общие творческие задачи они ставили перед собой. Задание.
Вспомните изученные и записанные вами на занятиях по французскому классицизму XVII века (вводный интегрированный урок, уроки по драматургии Корнеля и Мольера) основные признаки классицизма, приведите примеры из известных вам художественных произведений.
Углубляя материал, следует остановиться более подробно на философской мысли, которая лежала в основе классицизма. Это, в основном, была философия рационализма, основоположником которой был Рене Декарт (1596-1650).
«Несомненна связь литературы классицизма с взглядами и идеями сторонника атомистических античных теорий Гассенди, утверждавшего чувственный опыт основным источником познания. Неоднократно отмечалась близость философского содержания многих комедий Мольера воззрениям Гассенди. А его «учение» о двух душах у человека, «чувственной, общей с животными, и нематериальной, бессмертной, созданной богом», и связанные с ними неразумные и разумные влечения человека находили свою иллюстрацию в борьбе страсти и долга в произведениях классицистов» (Федоров В.И. Литературные направления в русской литературе XVIII века. — М., 1979.). То, что русский классицизм развивался в XVIII веке, обогатило его философскую базу по сравнению с французским классицизмом и в большей степени связало его с идеологией просветительства, нежели абсолютизма. «Воздействие на русский классицизм рационализма Декарта, сенсуализма Локка и материалистических воззрений Гассенди, Гольбаха и Гельвеция и, в особенности, Ломоносова увеличило гносеологические возможности русской литературы» (Там же.).
Однако на русских писателей повлияли не только философские идеи западноевропейских мыслителей. В XVIII веке начинает складываться и отечественная философия, в формировании которой принимают самое активное участие российские писатели и мыслители, в частности, М. В. Ломоносов, А. Н. Радищев, Н. И. Новиков, Н. М. Карамзин и др.
И это в определенной степени обусловило специфические особенности идеологии и эстетики русского классицизма. «В общем, можно отметить следующие основные течения в философском движении в России в XVIII веке: 1) То, что можно назвать «русским вольтерьянством» и в чем надо различать скептицизм и «вольнодумство» от более серьезного «вольтерьянства». Термин этот, утвердившийся в русской литературе (и жизни), очень недостаточно и односторонне выражает сущность этого течения, из которого впоследствии оформились как идейный радикализм, так и существенно отличный от него «нигилизм»; 2) Второе течение определялось потребностями создать новую идеологию национализма, ввиду крушения прежней церковной идеологии. Одни искали новое обоснование национализма в «естественном праве», другие — в линиях «просветительства» (русский гуманизм XVIII века). 3) Третье течение, тоже идущее по линии секуляризации, ищет удовлетворение религиозно-философских запросов вне церкви — сюда относится русское масонство» (Зеньковский В. В. История русской философии. — М.-Л., 1991.). (Цитируется для размышления учителю).
В России с учетом ее исторического развития, культурных и философских исканий развивается и теория классицизма. Так А. П. Сумароков, ориентируясь на античное искусство и глубоко изучив западноевропейский опыт, создает «Эпистолу о стихотворстве», мысли которой во многом совпадают с требованиями Н. Буало.
Поскольку школьники уже знакомились с фрагментами из манифестов французских классицистов (см. интегрированный урок), есть смысл в качестве индивидуального задания поручить одному из учеников самостоятельно прочитать эпистолу Сумарокова, найти в ней требования к литературным произведениям, сформулировать их и привести цитаты, сопоставив с позициями Буало.
Учащиеся, готовящие сообщение, должны выделить призыв Сумарокова следовать традициям античных писателей:
Взойдем на Геликон, взойдем, увидим тамо Творцов, которые достойны славы прямо. Там царствует Гомер, там Сафо, Феокрит, Ешил, Анакреон, Софокл и Еврипид. Менандр, Аристофан и Пиндар восхищенный, Овидий сладостный, Вергилий несравненный, Терентий, Персии, Плавт, Гораций, Ювенал, Лукреций и Лукан, Тибулл Последуем таким писателям великим.
Необходимо подчеркнуть требование строгой регламентации жанров, их деления на высокие и низкие, соответствия языка действующих лиц жанрам, что отвечает рационалистическому подходу к изображению действительности.
Знай в стихотворстве ты различие родов И, что начнешь, ищи к тому приличных слов. Не раздражая муз худым своим успехом: Слезами Талию, а Мельпомену смехом.
Учащиеся, уже знакомые с некоторыми произведениями античной литературы, узнают имена древних писателей, персонажей мифологии и еще раз убеждаются в следовании писателей русского классицизма античным традициям, как и традициям западноевропейского классицизма. Продолжая разговор об «Эпистоле о стихотворстве», обратите внимание на то, кого же автор рекомендует изображать в комедиях. Это требование очень близко тому, что высказывал и Буало (см. интегрированный урок по французскому классицизму):
Представь бездушного подьячего в приказе,
Судью, что не поймет, что писано в указе.
Представь мне щеголя, кто тем вздымает нос,
Что целый мыслит век о красоте волос,
Который родился, как мнит он, для амуру,
Чтоб где-нибудь к себе склонить такую ж дуру.
В задачи же высокого жанра входит нравственное воспитание зрителей, оказание глубокого эмоционального воздействия.
... творец находит путь
Смотрителей своих чрез действо ум тронуть.
Высокие цели преследует и комедия. Русская комедия, как и пьесы Мольера, была «высокой» по своему назначению и содержанию. Вспомните, как Буало осуждал Аристофана за насмешки над, с его точки зрения, высокими понятиями и достойными людьми («Облака»). Близок к Буало и Сумароков.
Смешить без разума — дар подлыя души. Не представляй того, что мне на миг приятно. Но чтоб то действие мне было долго внятно. Свойство комедии — издевкой править нрав, Смешить и пользовать — прямой ее устав.
В трактате Сумарокова находим рассуждения о трех единствах в драматических произведениях. О единстве действия:
Не представляй двух действ к смешению мне дум,
Смотритель к одному свой устремляет ум,
Ругается, смотря, единого он страстью
И беспокойствует единого напастью.
О единстве места:
Не сделай трудности и местом мне своим,
Чтоб мне, театр твой зря, имеючи за Рим,
Не полететь в Москву, а из Москвы к Пекину:
Всмотряся в Рим, я Рим так скоро не покину.
О единстве времени:
Не тщись глаза и слух различием прельстить
И бытие трех лет мне в три часа вместить:
Старайся мне в игре часы часами мерить,
Чтоб я, забывшися, возмог тебе поверить,
Что будто не игра то действие твое,
Но самое тогда случившись бытие.
Таковы общие правила, которых придерживались и западноевропейские и русские классицисты.
Выдающимися представителями русского классицизма в литературе, его основателями являются А. Д. Кантемир и А. П. Сумароков. С этими замечательными русскими писателями, стоявшими у истоков светской литературы русского государства, стоит обзорно познакомить учащихся на этом же уроке. Материал о Кантемире и Сумарокове — первый шаг в процессе конкретизации понятия о русском классицизме как литературном направлении, который будет способствовать закреплению полученных на уроках теоретических сведений.
Антиох Дмитриевич Кантемир (1708-1744). По своему мировоззрению первый русский профессиональный писатель был убежденным сторонником и защитником просвещенного абсолютизма и теории «естественного права». Вместе с Феофаном Прокоповичем и В.Н. Татищевым в составе «ученой дружины» он выступал за прогрессивные преобразования Петра I.
Антиох Кантемир — сын молдавского господаря, перешедшего на сторону Петра I, всесторонне образованный человек, принимал участие в составлении челобитной от дворянства к Анне Иоанновне, на основании которой императрица «издрала» кондиции, предложенные ей Верховным тайным советом. В возрасте двадцати трех лет Кантемир с полным основанием претендовал на пост президента Академии наук, но был удален от двора в результате интриг своих противников и получил назначение чрезвычайным и полномочным посланником в Лондон, а затем — в Париж. На этом поприще проявил блестящие дипломатические способности.
Как поэт Кантемир творил в самых различных жанрах, но главным из них была сатира. Сатира, разъясняет учитель, это стихотворение обличительного характера. Сатиры довольно велики по объему и разнородны по тематике. Они направлены против невежества как общественного зла и его носителей, защитников допетровской старины, которые яростно выступали против преобразования страны и особенно развернули свою деятельность после смерти императора. Они стремились вернуть Россию к старым порядкам и препятствовали тем самым развитию общества. Их резко бичует Кантемир в первой сатире, названной «На хулящих учение (К уму своему)». В ней выставлена целая галерея образов невежд. Здесь и ханжа Критон, и ворчливый помещик Силван, пьяница и гуляка Лука, щеголь Медор, и даже представитель высшего духовенства — епископ. Всех их объединяет ненависть к науке и просвещению; у каждого свои «основания» хулить учение. Критон, например, считает, что:
Расколы и ереси науки суть дети.
Больше врет, кому далось больше разумети,
Приходит в безбожие, кто над книгой тает —
Критон с четками ворчит и вздыхает
И просит, свята душа, с горькими слезами
Смотреть, сколь семя наук вредно между нами.
Святоше вторит помещик, также не видящий от науки никакой практической пользы:
Землю с четверти делить без Евклида смыслим,
Сколько копеек в рубле — без алгебры счислим.
От науки, соглашаются с ним другие персонажи, никакого проку. Автор едко высмеивает защитников допетровской старины, показывает враждебность их русскому обществу. Вместе с тем он горестно замечает о положении ученого в послепетровские времена:
Кто над столом гнется, пяля на книгу глаза,
Больших не добьется палат, не расцвеченна мраморами саду,
Овцу не прибавит к отцовскому стаду.
В других сатирах, к примеру, «На зависть и гордость дворян злонравных», Кантемир, выступая в защиту петровской «Табели о рангах», бичует дворянских бездельников, безотчетно подражающих всему иностранному, пустых щеголей. Они кичатся своей родословной, печалятся, что им мало оказывается почестей за заслуги предков. Устами одного из своих героев автор обвиняет дворянского щеголя в том, что он не приносит никакой пользы отечеству и растрачивает на свои забавы целые деревни. Утверждая, что ценность человека определяется его собственными заслугами, поэт заявляет:
«Адам дворян не родил». «Благородным явит одна добродетель».
Изображенные Кантемиром человеческие характеры односторонни, как этого и требовали правила классицизма: в них преобладает какое-либо одно качество — невежество, алчность, тщеславие и т. п. Вместе с тем они нарисованы метко и правдиво. Сатиры принесли писателю заслуженную европейскую известность.
Александр Петрович Сумароков (1717-1777). А. П. Сумароков — теоретик и выдающийся деятель русского классицизма. Он происходил из старинного дворянского рода, образование получил в сухопутном шляхетском корпусе, после окончания которого служил при дворе. Литературную деятельность начал с двух од, посвященных императрице Анне Иоанновне.
С ранних лет литература стала главным делом Сумарокова. Работал он с исключительной активностью и создал образцы всех жанров классицизма, кроме героической поэмы: трагедии, комедии, оды торжественные и духовные, песни, элегии, сатиры, басни, эпистолы (т. е. послания), эпиграммы. Он много печатался в разных журналах.
В 1747-1748 гг. Сумароков создал две трагедии — «Хорев» и «Гамлет» и две эпистолы — «О стихотворстве» и «О русском языке», в которых были сформулированы правила русского классицизма (мы их уже цитировали). По ним рекомендовалось писать произведения всех жанров. Как талантливый и плодовитый драматург, Сумароков стоял у истоков русского театра. В 1756 году он стал директором и художественным руководителем театра в Петербурге, в состав которого вошла и группа актеров-любителей из Ярославля во главе с Федором Волковым. Этот театр и ставил трагедии Сумарокова.
Согласно правилам классицизма героями его трагедий являлись монархи или дворяне, то есть те, от чьей воли зависела судьба других людей. В них всегда изображался конфликт между страстью и честью, чувством и долгом, показывалось, как подавление человеческих страстей приводило к торжеству долга, разума и чести. Вместе с тем его трагедии отличались антидеспотической направленностью.
После прихода к власти Екатерины II Сумароков со своими политическими единомышленниками безуспешно пытался направить правительство на путь реформ, ограничивающих власть самодержицы. Вскоре он оказался в опале.
В 1771 году он пишет свою самую острую трагедию «Дмитрий Самозванец», в которой резко осуждает тиранию и проводит мысль о праве подданных (разумеется, он имел в виду дворян) на восстание против деспотического монарха. С подмостков театра прозвучало пожелание свергнуть с престола царя-тирана, «Москвы, России врага и подданных мучителя». Дмитрий был низложен не потому, что он самозванец, а потому что — тиран. Содержание трагедии было взято из отечественной истории (смутное время начала XVII века), но современники ясно понимали намек на их время и непосредственно на власть предержащих.
В соответствии с законами классицизма Сумароков создал прямолинейный, нарисованный исключительно черными красками образ изверга на троне.
Сей муж отечества смертельная был рана. Зрим в образе его убийцу и тирана. За варварство злодей утратил наконец Безвременно и жизнь, и скипетр и венец.
Не менее прямые характеристики дает себе и сам Дмитрии.
Я к ужасу привык, злодейством разъярен, Наполнен варварством и кровью обагрен.
Драматург выступает за просвещенную монархию. В речах положительных героев трагедии (Ксения, Шуйский, Георгий, Пармен) создается образ добродетельного царя, заботящегося о своих подданных, защитника народа, строго соблюдающего законность. «Дмитрий Самозванец» положил начало российской политической трагедии.
Достарыңызбен бөлісу: |