Архитектура мечетей России и мира конца XVIII начало XXI вв



Дата07.07.2016
өлшемі151 Kb.
#183184
түріУрок
Тема урока: Архитектура мечетей России и мира конца XVIII – начало XXI вв.

Класс: 10 класс

Продолжительность занятия: двухчасовое занятие.

Тип урока: урок изучения нового материала.

Цели и задачи: сформировать знания об архитектуре и зодчестве татарского народа в конце XVIII - начало XXI веков, раскрыть значения архитектуры мечетей, выяснить разновидность мечетей, раскрыть значение шамаиля в истории развития татарской культуры.

Развивающая цель: развитие умений анализировать, сравнивать и обобщать исторические источники разных видов; формирование умения коллективного обсуждения (поддерживать диалог в микрогруппах, находить консенсусное решение, аргументировать свою точку зрения, слушать оппонента, выражать готовность принять позицию другого обучающегося).

Воспитательная цель: формирование личностного, эмоционально-ценнстного отношения к культуре татарского народа, воспитание межэтнической толерантности.

Межпредметные связи: связь с уроками МХК, истории и татарской литературы.

Методы работы: репродуктивные, частично-поисковые, исследовательские, творческие, интерактивные.

Формы организации познавательной деятельности: групповая, индивидуальная, фронтальная.

Основные понятия: Коран, мечеть, михраб, минарет, минбар, медресе, неоисторизм, ретростиль, хайтек, эклектизм, тугра, шамаиль, полихромия, умма (община), хадж, Мекка, Кааба, мулла (священнослужитель), шабестан

Использованные литература и материалы (в том числе видео и мультимедиа): Харисова Л.А. Культура народов Татарстана.- Казань: Издательство «Магариф», 2005.; Давлетшин Г.М. Духовная культура предков татарского народа. - Казань: Издательство «Магариф», 2007.; Набиев Р.А. Ислам на Европейском Востоке (энциклопедический словарь) Казань: Издательство «Магариф», 2004. Видеофильм «История Булгарского городища». http/www.imanugra.ru. URL: http//www.rchgi.spb.ru

Оборудование: проекционное оборудование мультимедийное оборудование, электронные пособия – отсканированные документы, таблички с понятиями и картины-иллюстрации, презентация к уроку.

План урока:



  1. Мечети традиционной архитектуры.

  2. Современная татарская мечеть. Традиция и стиль.

  3. Мечети стильной архитектуры. Мечети мира.

  4. Вязь святого слова. Татарский шамаиль: слово и образ.

  5. Практическая работа.

Ход урока

I этап. Организационный момент.

II этап. Подготовка к основному этапу занятия. Фронтальный опрос обучающихся.

Учитель МХК: сегодня мы с вами на уроке будем изучать духовную культуру татарского народа, а начнём с того, ответьте мне на вопрос что в вашем понимании означает понятие культура?

Ответы обучающихся: культура в наиболее широком смысле – все способы и результаты преобразования природы обществом. Культура – результата созидательной, творческой деятельности человеком, накопленный и переданный из поколения в поколение опыт, его оценка и осмысление, это то, что выделяет человека из природы, движет его пути развития.

Учитель МХК: а культура народа? Можно ли религию отнести к культуре народа?

Ответы обучающихся: культура народа – это его образ жизни, его одежда, жилище, кухня, фольклор, духовные представления, верования, язык. Религия – это мировоззрение, мироощущение и определяемое ими поведение людей на основе веры в существование сверхъестественного.

Показ слайдов: №1; №2, № 3, № 4.

Сегодня на уроке мы с вами будем рассматривать материальную культуру татарского народа: архитектуру мечетей конца XVIII – начало XXI веков и искусство каллиграфии, которое нашло воплощение в жанре народного творчества шамаиля.



Учитель: сегодня в любом районе Республики Татарстан можно любоваться великолепными ансамблями мечетей, красноречиво свидетельствующими о духовном возрождении народа. Храмы веры украшают города и села, зовут людей вернуться к духовным истокам. Действительно, мечети радуют глаз, украшают нашу окружающую действительность. Однако мечеть должна привлекать внимание не только своим обликом, внешними формами, но и своими высоко эрудированными имамами, своими медресе, несущими свет веры. Сегодня мечети особенно важны как центры, духовно сплачивающие свои мусульманские приходы, дающие молодежи высоконравственное воспитание. Строительство мусульманских культовых сооружений в Среднем Поволжье началось задолго до официального принятия ислама булгарами. Об этом в частности свидетельствуют арабо-персидские источники Х века. До наших дней дошли археологические остатки зданий мечетей в Билярском и Суварском городищах (Х-ХIII вв.). В период Золотой Орды монументальная архитектура булгарских городов переживает расцвет. Строятся монументальные деревянные и каменные мечети, в которых сочетались формы сельджукской архитектурной школы и местного зодчества: Булгарская соборная мечеть (1260-е годы), Малый минарет (I половина XIV в., ныне Болгарский государственный историко-архитектурный заповедник), мечеть "Чертова городища" (XII в., г. Елабуга). После упадка Волжско-Камской Булгарии развитие ислама и мусульманской культовой архитектуры в регионе продолжилось в рамках Казанского ханства.

Просмотр видеофильма «История Булгарского городища» (3 мин.)

Показ слайда № 5

Учитель МХК: памятники мусульманской культовой архитектуры периода Казанского ханства не сохранились. Известны лишь письменные свидетельства о казанских мечетях Нур-Али, Отучевой, Ханской и многоминаретной мечети Кул Шариф, разрушенных наряду с сотнями сельских мечетей русскими войсками при завоевании ханства в XVI в. Монументальная культовая архитектура предков татар прекратила свое развитие. В новых условиях, когда ислам из государственной религии превратился в подавляемую, жизнеспособным оказался тип небольшой мечети, сложившийся в местных условиях на основе традиционных конструктивных решений и материалов.
Потеря татарами государственности гибельно сказалась и на традиционных политических и религиозных институтах. Вплоть до конца XVIII столетия ислам подвергался жестоким гонениям. Имело место разрушение мечетей, особенно за полтора года, прошедших после издания сенатского указа в ноябре 1742 г. "О недопущении в Казанской губернии строить мечети." В Казанском уезде и в самой Казани было уничтожено 418 из 536 мечетей.
В 1744 г. Сенат пошел на символические уступки, разрешив казанским татарам строительство двух мечетей в Татарской слободе и установив положения, жестко ограничившие условия возведения мечетей, их количество и численность прихожан.

- Как вы думаете, почему в постройке домов, культовых сооружений использовали дерево?



Ответ обучающихя: во-первых, Казань возникла как деревянный город. Во-вторых, на протяжении практически всей своей истории Казань, как и все города России, строилась преимущественно из дерева, позволяли природно-климатические условия (лишь со второй половины XIX века кирпич, а затем и бетон стали преобладать над деревом). Жилье строилось преимущественно из дерева и отапливалось деревом. Храмы и крепостные укрепления сооружались из дерева. Средства передвижения (телеги, кареты, речные и морские суда) изготавливались из дерева, мебель и посуда также были деревянными, дороги и дорожки делались из дерева (торцевые мостовые и дощатые тротуары). Разнообразие деревянного декора архитектурно однотипных зданий придавало каждому из них неповторимость. Постоянный контакт русского, российского человека с деревом и изделиями из него был отличительной чертой российской культуры.

Учитель истории: пожары 1552, 1579, 1672, 1684, 1741, 1749, 1774, 1815, 1842, 1847, 1848, 1859 годов уничтожили большую часть города. Во время пожаров 1552, 1774, 1842 гг. выгорела почти вся Казань. Но застраивали город по-прежнему в основном деревянными домами. Даже реформы Петра I не изменили положение. Несмотря на то, что часть фабрик, мануфактур, общественных и жилых домов стали строить из кирпича, Казань оставалась деревянной даже в ее центральной части. Конечно, это было связано с завоевательными войнами, покорением и присоединением Российской империи Казанского ханства.

Учитель МХК: Строительство новых кирпичных мечетей в Казанском крае началось с конца 60-х годов XVIII в. Используя традиционный тип зальной мечети с минаретом на крыше, сложившийся и распространенный в деревянном зодчестве татар, русские профессиональные архитекторы строили мечети в общероссийских стилевых формах. Первые кирпичные мечети во второй половине XVIII века были построены после многократных обращений татарского купечества с личного разрешения императрицы ЕкатериныII.
Это были кирпичные одно - двухзальные мечети с хозяйственным подклетном или первым этажом и с минаретом на крыше. В оформлении первых мечетей: Марджани, Апанаевской в Казани, в селениях Маскара, Нижние Берески, Кшкар Казанского уезда использовано сочетание элементов архитектуры барокко и татарского декоративного искусства. В конце XVIII - первой трети XIX веков этот тип мечетей возводился в строгих формах классицизма. Это мечети "Иске Таш", Галеевская, мечеть N11, "Голубая" в Казани, мечети в с.Ташкичу и с. Богатые Сабы. В городах и селениях, в связи с внедрением в жизнь регулярной планировки и застройки по планам, по условиям ориентации михрабом на юг (на Мекку) мечети часто располагались под углом к уличной застройке.

Показ слайдов №6, №7, №8.

Сельская культовая архитектура продолжала существовать в формах деревянного народного зодчества. Традиционный местный тип мечети представлял срубную клеть, покрытую двух или четырехскатной крышей, которую прорезал минарет. Михрабом мечеть должна ориентироваться на Мекку, на юг (точнее, направление продольной оси мечети и михраба отклоняется к западу на 11 градусов). Выход из светового фонаря на круговой балкон располагается на южной стороне. Вход в мечеть в зависимости от ситуации располагается на северном, восточном или западном фасадах. По-восточному богато оформление интерьера. Купольные перекрытия опираются на арочные своды. В центре зала висит огромная люстра, на которой можно прочитать вычеканенные изречения из Корана. Сдвоенные колонны облицованы зеленым искусственным мрамором. В соответствии с требованиями ислама в декоративном убранстве храма не найти изображения живых существ, но зато стены мечети покрывает богатая орнаментальная роспись.



Показ слайдов: №6, №7

III этап. Усвоение новых знаний и способов действий, их закрепление

Учитель МХК: мечети это культовые здания мусульман, где совершают моления, читают Коран, проповеди и распространяют религиозные знания. Первая мечеть была построена в Медине (в городе пророка Мухаммада). Главная мечеть мусульман считается мекканская "Масджид аль Харам". Бывают мечети "соборные" - для коллективных молений в праздники и в пятницу, пятивременные, сельские, квартальные. Большинство мечетей имеет один или несколько минаретов - башен, с которых провозглашается призыв к молитве. Мечеть (араб. масджид — место поклонения) — молитвенный дом мусульман. Первая мечеть, по преданию, была построена около 625 г. в селении Куба близ города Медины — где захоронения пророка Мухаммада. Современный облик мечети оформился к началу IX в. В мечети мусульмане собираются для общей молитвы, слушания проповеди и обсуждения общественных дел. С развитием мусульманской архитектуры были выработаны эстетические понятия – символы: джамал – Божественная красота, узреваемая в куполе мечети; джалал – Божественное величие, узреваемое в минаретах, и сифат – Божественные атрибуты, читаемые в письменах на стенах мечети.

Классическая мечеть представляет собой крытое здание с куполом или сводами, опирающимися на колонны. По углам мечети с внешней стороны воздвигаются минареты, от одного до четырёх и более, с которых муэдзин — служитель мечети — призывает верующих к молитве. Внутри мечети — зал с колоннадой и балконом. В стене зала, обращённой к священному городу мусульман Мекке, находится михраб — ниша, показывающая направление к Мекке. В михрабе обычно хранятся Коран и другие религиозные мусульманские книги. Справа от ниши находится минбар — кафедра, с которой произносятся проповеди. Обычно в мечетях есть также куси – подставка, на которой располагается священная книга мусульман – Коран. Куси находится возле дикки, так что кади (человек, повторяющий слова имама) способен читать и цитировать Коран. Мечети обычно украшают резьбой по камню или дереву, узорной кирпичной или каменной кладкой, поливной керамикой, инкрустацией, мозаикой, орнаментной росписью. Дакка или дика – возвышенная платформа с ведущей к ней лестницей; дакка всегда располагается на одной линии с михрабом. С этой платформы муэдзин повторяет слова имама, чтобы их услышали все мусульмане, пришедшие на молитву. С этой платформы муэдзин повторяет слова имама, чтобы их услышали все мусульмане, пришедшие на молитву. Большинство мечетей имеют открытый или снабжённый навесом двор с колодцами, фонтаном или бассейнами для совершения ритуального омовения, сабиль – фонтан для ритуальных омовений. По традиции мусульманин перед молитвой сначала должен сделать ритуальное омовение. Сабиль является также и питьевым фонтаном. Полумесяц на куполе мечети — это знак отличающий мечеть от храмов других конфессий. Здесь можно снять обувь, переодеться и подготовиться к молитве. В этих залах представлена исламская литература, лежат священные книги мусульман. Прямо — проход в главное помещение для молящихся размером 15 х 10 м. Мраморный пол устлан коврами. Своды молитвенного помещения держатся на восьми столпах — колоннах, украшенных накладной резьбой. Шабестан является одним из основных компонентов мечети, в котором правоверные собираются и совершают намаз. Шабестан считают сердцем мечети, в котором проявляется единство и солидарность мусульман. Как правило, большая часть территории мечети отводится на шабестан, чтобы люди могли совершать в нем намаз. В этих помещениях используется меньше колонн с той целью, чтобы имам коллективной молитвы и стоящие за ним молящиеся могли без труда видеть друг друга и установить связь между собой. В мечетях мы зачастую видим, что женский шабестан разъединен от мужского и иногда располагается над мужским шабестаном в виде балкона. Иногда также шабестан разделяется на две части - женскую и мужскую при помощи занавеса или стены. Во многих мечетях ввиду большого количества молящихся имеется по несколько шабестанов. Обычно один из них является главным, и навес над ним обеспечивает купол мечети. На внутренних стенах мечети под куполом устроены два яруса галерей для женщин. Женщины молятся отдельно от мужчин, чтобы при совершении намаза не соблазнять мужчину.

Показ слайда №9


Обучающиеся записывают в рабочую тетрадь новые понятия и термины.
Показ слайдов: № 10, №11
При каждой мечети имеется помещения для ритуальных омовений, книгохранилище и специальное отгороженное место в общем зале и на галереях для молитв женщин. Мечети в основном строились деревянные, размеры зависели от числа мужской части верующих села. Внутреннее убранство мечети отличалось простотой. Стены ничем не прикрывались, местами встречались изречения из Корана, полы застилались войлоком, половиками и коврами.

Показ слайдов: №13, №14
При каждой мечети действовали медресе. На добровольное пожертвование зажиточных мусульман на рубеже XIX-XX веков были построены десятки мечетей. В XX веке с конца 20-х годов, на протяжении 30-х осуществлялось массовое закрытие культовых зданий и уничтожение культовых приходов.

Обучающаяся делает сообщение:


Медресе - мусульманское учебное заведение. Первое медресе возникли в X веке для подготовки служителей исламских институтов. Традиционно учебная программа медресе включала мусульманское право, догматику, коранические дисциплины, хадисоведение, арабские языки, логику. Дополнительно могли изучаться арифметика, медицина, астрономия и риторика. Медресе обычно действовали при мечетях. Обучение, как правило, было бесплатным и доступным для желающих.

Показ слайда №15

Учитель истории: во время посещения Екатериной II в 1767г. города Казани жители Старо-татарской слободы обратились к императрице с просьбой дать дозволение на строительство двух каменных мечетей. Екатерина II собственноручно написала "большой наказ" о разрешении и даже согласно преданиям сама указала место для мечетей.
В настоящее время Казанская Соборная мечеть Марджани ("Аль Марджани") является памятником архитектуры и занесена в каталог мировых архитектурных ценностей. Название мечети связано с именем великого религиозного реформатора, энциклопедиста и ученого-историка Шигабетдина Марджани, служившего здесь имамом в 1867-1881 годах.

Благородная мечеть Марджани как и прежде является центром ислама в Поволжье, строящей свою деятельность направленной на мирное существование ислама и мира между религиозными конфессиями в Татарстане и соседних республиках. Мы с вами с этим наказом познакомимся.
Групповая работа. Класс делится на две подгруппы. Учителем раздаются исторические источники, обучающиеся задание выполняют письменно. (См. приложение№2) Согласны ли вы с этим заключением? Какую модель государственно-религиозных отношений выражает это положение «Наказа»: теократическую, светскую или атеистическую? Как это выражалось в общественной жизни Российской империи?

Обсуждение и выступление обучающихся. (Предполагаемый ответ – это положение «Наказа» выражает: 1) соблюдение свободы вероисповедания граждан; 2) государственная поддержка традиционных религий, о принадлежности к которым заявляет значительная часть общества, которые формировали культуру народов российской империи; 3) ограничение активности групп, которые под видом религиозной деятельности пропагандируют идеи разрушения семьи, государства, культуры.)

Задание для второй подгруппы. Ответить на вопрос: почему толерантность – это не уступка, снисхождение или потворство, а уважение и правильное понимание многообразия культур, форм самовыражения, способов проявления человеческой индивидуальности? Охарактеризуйте толерантность как качество личности.

(Предполагаемый ответ: образ мышления, мировосприятия, духовной настроенности у каждой нации своеобразный. Толерантность – это качество, которое должен в себе воспитывать каждый человек. Быть толерантным – означает уважение традиций, культуры других народов. Принятие и правильное понимание богатого многообразия культур нашего мира, наших форм самовыражения и способов проявлений человеческой индивидуальности. Ей способствуют знания, открытость, общение и свобода мысли, совести и убеждений).

Учитель МХК: предприняты попытки создать новый образ татарской мечети в формах, отражающих мотивы восточно-мусульманской, булгарской и татарской народной архитектуры.

Показ слайда № 16

Все мечети делятся на совершенно определенные композиционные типы, прослеживающиеся во все эпохи, начиная со времен средневековья:


1. с минаретом на крыше
2. с минаретом над входом
3. с осевой постановкой минарета
4. центричные
5. с угловой постановкой минарета
6. с двумя минаретами при входе

Показ слайдов: № 16, №17, №18

Все многообразие стильных мечетей конца XX -начала XXI вв. можно сгруппировать по мере отхода от традиционных форм на следующие категории:


1. Неоисторизм
2. Ретростиль
3. Хайтек
4. Авторские решения.

Показ слайдов: №19, №20, №21, №22, №23, №24, №25, №27, 28

Мечети постройки конца XVII в. («Марджани», Апанаевская) являют собой образец барочной архитектуры с элементами татарского декоративного искусства. Рубеж XVIII –XIX веков принес новый стиль в архитектуру, и в оформлении мечетей того времени сплелись традиции татарской народной архитектуры и элементы строгого классицизма.

Во второй половине XIX века строительство татарских мечетей осуществляется по новому образцовому проекту: Султановская, Казаковская, Азимовская мечети выполнены в виде купольного объема с наземным минаретом, примыкающим с торца.

Стиль модерн, получивший распространение в архитектуре в конце XIX – начале XX веков ярче всего нашел свое отражение в облике Закабанной («Юбилейной») мечети, воздвигнутой в 1924-1926 годах берегу озера Кабан в честь тысячелетия принятия ислама в Среднем Поволжье.

К числу современных мечетей относятся «Хузайфа Ибн аль-Ямани», «Рамазан», «Казан Нуры», «Ислам», «Медина», «Тынычлык» и др. В их организации наблюдаются новаторские тенденции, в том числе женский молельный зал. Мечети наших дней делаются весьма удобными для верующих, традиционный набор помещений дополняется комнатами для омовений, санузлами, вестибюль. Русское барокко, классицизм, романтизм, эклектизм – в течение веков архитектура Казани впитала в себя все значительные направления российской архитектуры. Мечети в исламском мире, и даже в не исламских странах, помимо архитектурного стиля, происходящего преимущественно от культурных и общественных факторов этих стран, обладают также общей атрибутикой. Показ слайдов: №29, №30, №31, №32

Мечеть Аль-Харам. Саудовская Аравия

Аль-Масджид аль-Харам (араб. Запретная мечеть) является главной Мечетью, во внутреннем дворе которой находится Кааба. Она расположена в Мекке в Саудовской Аравии и стала известна 1570 года. В настоящее время мечеть Харам - это огромное сооружение площадью 309 тысяч кв. метров. Она обладает 9 минаретами, высота которых достигает 95 м. Помимо 4 ворот существует еще 44 входа в мечеть. Всего в здании действует 7 эскалаторов. Воздух в помещениях освежается кондиционерами. Предусмотрены специальные помещения для молитв и совершения омовений, причем эти помещения делятся на мужские и женские. Аль-Масджид аль-Харам вмещает одновременно до 700 тысяч человек, правда при этом верующие размещаются на крыше.



Групповая работа. Класс делится на две подгруппы. Учителем раздаются исторические источники, обучающиеся задание выполняют письменно.

(См. приложение№2) Согласны ли вы с этим заключением? Какую модель государственно-религиозных отношений выражает это положение «Наказа»: теократическую, светскую или атеистическую? Как это выражалось в общественной жизни Российской империи?

Обсуждение и выступление обучающихся. (Предполагаемый ответ – это положение «Наказа» выражает: 1) соблюдение свободы вероисповедания граждан; 2) государственная поддержка традиционных религий, о принадлежности к которым заявляет значительная часть общества, которые формировали культуру народов российской империи; 3) ограничение активности групп, которые под видом религиозной деятельности пропагандируют идеи разрушения семьи, государства, культуры.)

Задание для второй подгруппы. Ответить на вопрос: почему толерантность – это не уступка, снисхождение или потворство, а уважение и правильное понимание многообразия культур, форм самовыражения, способов проявления человеческой индивидуальности? Охарактеризуйте толерантность как качество личности.



(Предполагаемый ответ: образ мышления, мировосприятия, духовной настроенности у каждой нации своеобразный. Толерантность – это качество, которое должен в себе воспитывать каждый человек. Быть толерантным – означает уважение традиций, культуры других народов. Принятие и правильное понимание богатого многообразия культур нашего мира, наших форм самовыражения и способов проявлений человеческой индивидуальности. Ей способствуют знания, открытость, общение и свобода мысли, совести и убеждений).

Показ слайда №34

Лучезарная Медина является вторым после высокочтимой Мекки священным исламским городом. Согласно исламским повествованиям этот город подобно Мекке представляет собой некий храм, священное место. В том смысле, что он обладает сводом законов и правил. К примеру, в этом месте запрещается рубить деревья, срывать цветы и ветки деревьев. Не домашние животные в этой местности обладают своего рода статусом неприкосновенности, - убивать их запрещено. Каждый мусульманин, вступающий в этот город, также пребывает в полной безопасности, и никто не имеет права покушаться на него. Войны и убийства в этом священном месте также не позволительны. А не мусульмане не имеют права преступать его границы. Наверняка, вы задаетесь вопросом, в чем заключается смысл такого почтительного отношения. Объясняется это наличием мечети Пророка - Масджид-ан-Наби в этом городе. Мечеть была построена в 622 году и вмещает 600 тысяч человек, на территории в 400 500 кв. метров. В период хаджа это число увеличивается до 1 миллиона человек. Комплекс включает в себя 10 минаретов, высотой в 105 метров. Мечеть многократно перестраивалась и достраивалась на протяжении более четырехсот лет. Отметим, что страна, в которой находится эта мечеть, является одной из самых строгих приверженцев своей религии. В Саудовской Аравии вообще нет людей, придерживающихся другой религии. Все граждане этой страны - мусульмане. Причины столь высокой важности мечети Пророка следует искать в роли, которую эта мечеть играла в начальный период формирования ислама. Здание мечети площадью 1050 кв. метров было весьма простым и скромным. Стены мечети были сооружены из кирпича, а крыша опиралась на несколько колонн из стволов финиковых пальм. Пол мечети был выложен циновкой. Знаменитые мечети - от главных в Мекке и Медине до модернистской мечети Хасана. Второго в Касабланке - самом высоком культовом здании планеты, от каирских и стамбульских мечетей до мечети в Риме. Исламские здания, особенно мечети, являются местом проявления самых изящных, красивых и наполненных смыслом исламских искусств. Общая форма мечети состоит из купола, высоких минаретов, простого шабестана, больших и красивых веранд. Также украшенные росписью арки и клинописные надписи на стенах, особенно на покрытых глазурью изразцах и геометрических формах - окружностях и восьмиугольниках демонстрируют великое искусство, творимое в каждом городе и селении руками правоверных мастеров и открываемое взорам прохожих олицетворение красоты и совершенства. Соборная мечеть ибн-Тулун, является одной из древнейших и красивейших мечетей в исламском мире. Эта мечеть была построена Ахмедом ибн-Тулуном в IX веке вблизи столицы Египта - Каира. Мечеть ибн-Тулуна является одним из самых красивых религиозных строений Египта, которое со времени его строительства до настоящего времени не утратило свою привлекательность. Мечеть ибн-Тулуна является единственной среди всех многочисленных каирских мечетей, которая не подвергалась реставрации и сохранила свой первоначальный облик. Изящные формы, пропорции и целостность проектов, поразившие множество поколений одно за другим, избавили эту мечеть от опасности реконструкции.

Показ слайда № 41

 Соборную мечеть города Хоррамшахр, мечеть, которая в силу своей роли, которую она сыграла в период навязанной Ираком войны против Ирана, приобрела особое место в истории современного Ирана. Хоррамшахр - один из городов провинции Хузистан, расположенной на юге Ирана. Мечеть Хоррамшахра была построена в 1872 году. Хоррамшахр в те годы являлся центром торговли и сотрудничества между торговцами Ирана и стран зоны Персидского залива. Основатели соборной мечети Хоррамшахра также были торговцами. Эта мечеть изначально была построена из кирпича. Впоследствии она дважды подверглась реконструкции в 1964 и 1972 годах, в результате чего ее территория была расширена. И сегодня ее площадь превышает 1 000 кв. метрову Площадь шабестана мечети составляет 800 кв. метров и может вмещать около тысячи молящихся.



Показ слайда №34

 Большая мечеть Омейядов в Дамаске считается одной из красивейших мечетей мира. Она была построена по приказу шестого правителя династии Омейядов, Аль-Валида, в достаточно быстрые сроки - с 709 по 715 г. Рядом с внешними стенами мечети до сих пор стоят остатки южной стены Римского святилища Юпитера. Мечеть неоднократно страдала от пожаров, последняя реставрация проходила в 1893 г. Мечеть представляет собой огромный комплекс: собственно мечеть с просторным молитвенным залом и большой двор, окруженный колоннадой. Трехсводный молитвенный зал длиной около 160 метров покрыт деревянными плитками и поддерживается колоннами, взятыми от останков римских святилищ (подобная практика использовалась также при строительстве мечетей Кайруана в Тунисе). Фасадная часть внутреннего двора и окружающие колоннады облицованы цветным мрамором, декорированы мозаичной плиткой и покрыты позолотой. Искусностью работы и изяществом фасад превосходит все шедевры античности.



Показ слайда №33

Большая мечеть Grand Mosque в Дубае.

Большая мечеть была построена в 850 г. династией Аглабидов. Она перестраивалась в XVII веке и реставрировалась в XXвеке.. Мечеть очень нетрадиционна и скорее похожа на дополнительную крепость. Две круглые сторожевые башни прикрывают северный и юго-восточный углы ее внешней стены, а тяжелые подковообразные арки окружающей внутренний двор галереи еще больше усиливают впечатление военной суровости.

Главная архитектурная особенность Большой мечети - оригинальный приземистый минарет с наружной лестницей. С Северной Африке имеется только еще один подобный пример - мечеть Ибн-Тулун в Каире. Молельные залы, как и везде в Тунисе, могут посещать только мусульмане, но внутри мечети находится музей, доступный для всех. Он открыт с 8 до 13 каждый день, кроме пятницы.

Показ слайда №35

Мечеть шейха Зайеда в Абу-Даби.

Мечеть шейха Зайеда - третья по величине самая большая мечеть в мире. Названа в честь "отца-основателя" ОАЭ - шейха Зайеда бин Султана Аль Нахайяна. Роскошная конструкция поражает своей величественностью и роскошью даже неискушенного зрителя, ведь над дизайном и подборкой материалов трудились лучшие мастера своего дела из Италии, Германии, Марокко, Индии, Турции, Ирана, Китая, Греции и ОАЭ. На строительство было потрачено более 600 миллионов евро. И, как видите, деньги были потрачены не зря - мечеть получилась очень красивой. Снаружи она насчитывает 1096 колон и 96 колон в основном молельном зале, украшенном более 20 тысячами мраморных панелей ручной работы, инкрустированных полудрагоценными камнями, включая лазуриты, красные агаты, аметисты и жемчуг. Более того, прекрасные минареты, возвышающиеся на 107 метров, поставлены в четырех углах мечети. Дизайн интерьера, производящий глубокое впечатление, дополняет восхитительный внешний вид мечети. Итальянский белый мрамор и мозаичный цветочный дизайн украшает зал для моления, а интерьер стен мечети украшен золотой мозаикой достоинством 24 карата. Основной зал для молитв устилает самый большой в мире ковер!



Показ слайдов: №37 , № 38, №38, №39, №40,342, №43, №44, №45, №46, №47, №48.

Учитель татарской литературы: на Востоке говорят: «Человек красив и мудр, если красиво его письмо». Искусство каллиграфии нашло воплощение в жанре народного творчества шамаили. Шамаили, как неотъемлемая часть культуры, является одним из видов арабской каллиграфии.

А что за искусство каллиграфия?

Каллиграфия – искусство писать четким, красивым подчерком. Виды каллиграфии: тугра, шамаиль.

Тугра – родовой знак, изображаемый на печатях, знаменах, монетах. Появились на Востоке в XI веке. Она составляется из имен и титулов владельца и имен его предков. Используется как личная печать, фамильный герб.

Шамаиль (с араб. качество, достоинство, всестороннее изображение) – настенное панно с изображением святых мест и мечетей, а также текстов изречения из Корана, афоризмов, фрагментов поэтического произведения. Выполняются на бумаге и стекле.

Показ слада №50

Высокой степенью мотивации отличаются символические изображения мусульманских головных уборов, встречающиеся как в печатных изданиях, так и в шамаилях, выполненных на стекле. Появление шамаилей с изображениями тюрбанов свидетельствует не только об активном распространении в конце XIX века среди мусульман Среднего Поволжья суфийских школ различных направлений, но и об общей тенденции возрождения мусульманской культуры. Многие из шамаилей с изображениями головных мусульманских уборов напоминают эмблему того или иного суфийского тариката. Композиционным центром одного из таких печатных шамаилей служит изображение чалмы накшбандийского ордена. Принадлежность изображения чалмы к суфийскому братству накшбандийа, широко распространенного на территории Среднего Поволжья на рубеже Х1Х-ХХ вв., наглядно подтверждает вымпел с именем Баха ад-дина Мухаммада (1318-1389), основателя данного суфийского братства.

Изобразительный язык шамаиля предельно лаконичен и скуп. Необычность изображения — огромные размеры головного убора, заключенного в овальную рамку, по периметру которой располагается надпись на персидском языке. Собственно чалма составляет единственный объект изображения данного шамаиля. Все остальные детали,— восьмигранный табурет, занавесы, овальная рамка, круглые медальоны в углах шамаиля,— служат лишь дополнением. Особую смысловую нагрузку несут изображения завес, символически приоткрывающие нам часть сакрального знания.

Согласно мнению мусульманских мистиков, первым суфием считается пророк Мухаммад. Не случайно изображение чалмы, в частности суфийского братства маулавийа, могло соседствовать со словесным описанием пророка Мухаммада  в форме хилйа. В одном из печатных шамаилей изображение чалмы образовано зеркально-отраженным начертанием имени пророка Мухаммада. Каллиграфическая надпись имени праведного халифа Али дополнена изображением топориков, имеющих определенный символический смысл в суфийском толковании.  

Нередко изображение чалмы соседствовало с именем четвертого праведного халифа Али, особо почитаемого в шиитских кругах. На рисунке присутствует и стилизованное изображение занавеси — символа эзотерических знаний.

 Центрально-симметричная композиция шамаиля трехчастная по вертикали. Верхнее завершение напоминает по форме михраб. Архитектоника шамаиля подчеркивается стилизованными колоннами. По периметру купольного завершения михраба в десять круглых медальонов вписаны имена пророков от Адама до Мухаммада. Справа и слева от купола, на звездном фоне, расположена традиционная басмала. Внутри купола — стилизованный мотив полумесяца со звездой. Если в стилизованную круглую звезду вписаны имена Аллаха и пророка Мухаммада, то в полумесяц — имена четырех праведных халифов.

Изображение чалмы с расходящимися лучами играет важную смысловую роль в раскрытии суфийского содержания шамаиля, текста мунаджата, состоящего из восьми стихотворных предложений, утверждающих значимость основного постулата ислама — «нет другого божества, кроме Единого Господа — Аллаха».

 Надпись на арабском языке, выполненная под свитком, гласит: «Воистину, не входи в гнев и скажи: слава Аллаху, нет мощи, кроме Аллаха!». Слова, расположенные на дуге справа и слева от центрального элемента, выполненные на арабском языке, призывают к молчанию: «здоровье человека — в хранении языка», что может быть идентично русскому варианту «молчание — золото».

 

Шамаиль, выполненный на стекле, отличается и более разнообразным цветовым решением: общий фон — черный, составляющий контраст с серебряным блеском фольги; центр композиции выделен насыщенным бордововишневым цветом, что подчеркивает сакральность текстового содержания; контрастно к нему исполнен сине-фиолетовый фон справа и слева от чалмы в верхней части шамаиля, символизирующий образ Небесного Царства. Цветовым фоном для надписи пословицы служит светло-охристый, более «приземленный» оттенок.



 В целом уравновешенное композиционное построение с включением геометрических фигур и цветочных мотивов, цветовое решение шамаиля и стилевые особенности каллиграфического письма свидетельствуют о высоком профессиональном мастерстве исполнителя.

 

Показ слайдов: № 51, №52.

Какую же функцию выполняют шамаили?

Ответы обучающихся: распространение и сохранение религиозных традиций, показать красоту строений и сохранить историю, сохранение духовных и моральных ценностей человека и общества, сохранение семейных традиций, истории рода, а также несет образовательную функцию.

Таким образом, можно сделать вывод, в шамаилях авторы выражают свои сокровенные мысли о духовности, обрамляя каллиграфические тексты изречения из Корана. Творчество современных художников направлено на возрождение традиций татарского народа, его духовного наследия. В шамаиля отражается духовная сущность, своеобразие и отличие этносов и то общее, что объединяет, формирует самосознание нации, его целостность.



Выполнение обучающимися в тетрадях письменного задания №1: выявив определенные виды шамаилей и их функции в определенные этапы времени, следует заполнить таблицу:

«Сравнение видов и функций старинного и современного шамаиля»

Приложение стр. 29



Функции шамаиля до конца XX в.

Виды шамаиля

Функции современного шамаиля с конца XX в.










IV этап. Обобщение и систематизация знаний.

Задание №1 и №2 выполняется устно, фронтальный опрос. На экране даны виды мечетей определить типы минаретов. Определить композиционные стили мечетей и типы минаретов.

Задание №3 Столпы ислама. На схеме найдите символы данных ниже понятий. Используйте текст. См. приложение стр. 30

Обсуждение и выступление обучающихся по выполненной работе.



Учитель татарской литературы: какие знаменитые памятники архитектуры города Казани вы знаете?

Ответы обучающихся: башня Сююмбике, Благовещенский собор, Спасская башня, Казанский Кремль, музей имени Г. Тукая, Татарский национальный музей.

Учитель МХК: самое знаменитое здание Казани – башня Сююмбике – по легенде, относится ко времени падения казанского ханства. Однако, судя по всему, она построена не раньше последней четверти ХVII века, правда, частично на фундаменте более ранней дозорно-сторожевой башни ханского периода. Башня Сююмбике - не только символ Казани. Это еще и одна из немногих в мире падающих башен. На два метра выше Пизанской башни, она сразу после окончания строительства стала крениться на восток, ибо западная сторона ее, построенная  на фундаменте старой дозорной башни, оказалась более устойчивой.

Показ слайдов: № 53 , №54

Учитель МХК: вам предлагаются слайды с изображением православных культовых сооружений, а вы найдите отличия и сходство с мусульманскими культовыми сооружениями.

Фронтальный опрос. (Предполагаемый ответ: отличие мусульманских культовых сооружений от православных культовых сооружений: где все цвета брались разбеленными, у мечетей фасады красились в чистые яркие цвета без полутонов; майоликовая отделка интерьера бирюзовые изразцы в отделке конхи над михрабом, фриз из стилизованных цветов на барабане купола, антаблементы колонн и пилоны центрального зала должны быть украшены разнообразными плетенками, волновым орнаментом, концентрическими кругами; изображение людей, маски львов и тому подобные элементы, столь часто употреблявшиеся в русской классической и эклектической архитектуре, не встречаются в татарской архитектуре, купол православного храма заканчиваются главою, на которую ставится восьмиконечный православный крест. У православных о начале церковной службы извещает колокольный звон, а у мусульман перед обязательной молитвой раздаётся пение муэдзина. Мечети сами по себе не имеют сакрального характера, никак не освящаются. У православных мужчины и женщины молятся вместе, а у мусульман раздельно. Сходства: пластика объема в архитектуре, использование строительного материала, декоративные детали несут на себе отпечаток «восточных элементов», здания завершаются куполом). См. приложение стр. 31



Выступление обучающихся:   в октябре 1992 г. Правительство Москвы и Министерство культуры РФ приняло решение о строительстве в Парке Победы на Поклонной горе мемориальной мечети. Мемориальная мечеть в Парке Победы в числе храмов других традиционных для России религиозных конфессий построена в память мусульман, погибших в годы Великой Отечественной войны. Большую роль в достижении победы сыграли красноармейцы-мусульмане, населяющие часть регионов СССР — Татарию, Башкирию, Крым, Кавказ, Урал, Сибирь, Среднюю Азию, Казахстан...

Показ слайда №55

Мемориальная мечеть стоит в Парке Победы на Поклонной горе у пересечения Минской улицы с железнодорожным полотном Киевского направления. 11 марта 1995 г. на этом месте при огромном стечении народа и представителей мусульман Москвы был поставлен закладной камень с надписью: «В память погибших во время Великой Отечественной войны воинов-мусульман — сыновей и дочерей нашей многонациональной Родины по инициативе Правительства Москвы и Духовного управления мусульман Центрально-Европейского региона России воздвигнута Мемориальная мечеть». «В годы Великой Отечественной войны раскрылись лучшие человеческие качества мусульман, сформированные многовековым исламским воспитанием. Любовь к Родине, стойкость, нравственные принципы, которым учит ислам, готовность выполнить свой религиозный долг подвигли миллионы мусульман к героическому участию на полях сражений, к труду в тылу», - сказал муфтий Равиль Гайнутдин.



Учитель МХК: сейчас и вы испытаете себя в роли архитекторов,

Творческое задание № 4: раздаются пазлы, нужно собрать картинку с мечетью. Сделать презентацию собранной мечети, используя те знания, которые были приобретены на уроке. См. приложение.

Выступление ребят с выполненным творческим заданием.

Учитель МХК: Символика изображений узоров на ковре

Богатый узорчатый декор ручных восточных ковров, безусловно, способен привлечь и очаровать любого, кто их лицезреет. Многие символы, представленные в изображении, являются не просто орнаментальным декором - они несут глубокий смысл, являются культурным наследием ушедших эпох, содержат интереснейшие сведения, относящиеся к истории, религии и культуре восточных народов. Современные создатели ручных ковров часто воспроизводят эти символические свидетельства, даже не догадываясь об их глубинном значении.



Животный мир

Многие из иконографических символов, представленных на коврах, являются наследием древней эпохи языческих культов и имеют зооморфный или растительный характер. С ними, как правило, связаны некоторые магические верования - в то, что изображение того или иного животного или растения имеет охранительные функции: может дать защиту, отвести дурные влияния, быть покровителем человека. Значение символического изображения павлина с приходом ислама только усилилось, поскольку по верованиям мусульман пророк Мухаммед еще до создания этого мира был светлой сущностью, чье изумительное сияние расходилось веерообразными лучами, напоминающими павлиний хвост. Его изображение часто использовалось как эмблема солнечного божества, кроме того, считалось, что павлин может предвидеть и предохранять от надвигающейся беды.

Не было недостатка и в изображениях мифических птиц, например, волшебной птицы Симург, которая неоднократно встречается и в литературных сюжетах. Симург, который, как и феникс, способен восставать из пепла, являлся символом бессмертия. Поскольку этой мифической птице приписывались особенно мощные возможности в деле предохранения от любой напасти, то ее изображения часто украшают внешнюю кайму молитвенных ковров. Орнамент каймы с изображением птицы Симург шел непрерывной линией, как оберег от любого вреда и посягательства.

В декоре с символическими животными постоянно встречаются изображения барана или козла, что напоминает о древних кочевнических корнях многих азиатских племен. Эти животные, являвшиеся символами, приносящими удачу, ассоциировались с наступлением долгожданного дождя.



Растительный мир, изображенный на коврах

В иконографическом наследии восточного ковра большое место занимают сюжеты, связанные с прославлением сил природы, буйства растительности, плодородия. Основной иконографической темой являются разные интерпретации символического изображения Нетрудно догадаться, насколько большое значение имел этот символ для кочевников. В течение долгих веков многие азиатские племена вели кочевой образ жизни, перемещаясь с места на место по бесплодной и суровой пустыне. Растительность, что имелась в редких оазисах, свидетельствовала о наличии источника драгоценной воды - необходимейшего элемента для выживания в сухом жарком климате. Именно поэтому растущее дерево воспринималось как символ плодородного, орошаемого водой оазиса, символ жизни в целом. В тематических изображениях древа жизни дерево представлено как символ, способный объединить три основные части универсума - подземный мир, куда дерево уходит своими корнями и где владычествуют волшебные неподвластные людям силы; поверхность земли - царство людей, где ствол дерева растет и развивается; и, наконец, мир божественный, представленный небом, куда устремляются растущие ветви дерева.

Идеализация плодородия, преклонение перед царством цветущей природы сохранились у кочевых народностей и с переходом к мусульманской вере. Не случайно исламский рай изображается как пышный сад - роскошный цветущий Эдем. Идея рая как цветущего сада оказала сильное влияние на иконографию персидских ковров. Существует множество изображений сада, для которых характерно изобилие деревьев, растений, цветов, а также птиц, которые, по представлениям мусульман, приносят успех и удачу.

Изображение на коврах – Гранат

Гранатовое дерево - один из самых распространенных мотивов восточного ковра, а также единственный символ, который имеет широкое распространение по всей Азии. Изображения гранатового дерева можно найти как в мусульманской иконографической традиции, так и в Китае. Происхождение символа граната уходит в глубь тысячелетий, точнее, к III тысячелетию до н. э., как это показывают археологические находки в Сузах и Луристане. Мотив встречается в древней Месопотамии и на юге Персии, а затем достигает Китай, возможно, через Великий шелковый путь.



Геометрический узор

Среди геометрических узоров часто встречается символ свастики, известной и как зазубренный крест. Свастика восходит к их религиозным воззрениям, поскольку представляет собой центр неба, откуда исходят спиралеобразно закрученные лучи. В этом символе, скорее всего, представлено солнце, окруженное созвездиями, или же, согласно некоторым недавним гипотезам, мы имеем дело с условным изображением вихря взлетающих птиц. В персидском регионе на основе свастики был создан также символ восьмиугольной звезды, которая на многих коврах помещается в центр композиции.



Показ слайда №57

Числа

Широко распространены числовые символические изображения, связанные с магическим значением чисел. Подобные иконографические символы встречаются и в мотивах восточных ковров. Наиболее часто попадается изображение числа «4», которое по древним представлениям являло собой число первичных элементов (воздух, вода, земля и огонь), сезонов года, а также недель в лунном месяце.



Символика ислама

Распространение ислама привело к созданию новых иконографических символов, которые широко представлены на ручных восточных коврах. К ним относится, например, рука Фатимы - число пальцев означает пять главных заповедей ислама и пять почитаемых мусульманами личностей: Мухаммад, Али двоюродный брат и зять Мухаммада, ставший одним из первых халифов; его последователей и потомков потом назвали шиитами - Фатима, Хасан и Хусейн. Наконец, стоит упомянуть характерное изображение двустороннего топора. Два направленных в противоположные стороны острия символизируют дуализм всякой власти, которая может быть направлена как на благоденствие, так и на разрушение.



Показ слайда №58

V этап. Подведение итогов занятия.

Учитель МХК: Казань на пороге нового тысячелетия и своего дня рождения меняется на глазах. Каждый, кто хоть однажды посетил Казань, по-своему открывает для себя сокровенную суть и очарование волжской красавицы, города, который является сплавом великого исторического прошлого, славного настоящего и прекрасного будущего. Мы вправе гордиться своими мечетями, в которых отражены седая история нашего народа, его радости и горести, запечатлены важнейшие страницы его духовной жизни. Если они начнут полнокровно выполнять свои основные обязанности, духовное состояние общества, несомненно, изменилось бы в лучшую сторону, стало бы значительно меньше отрицательных явлений, а духовное наследие наших предков стало бы обретать вторую жизнь.



Показ слайдов: № 59, №60
Мечеть является символом духовного единения общины мусульман. Мечеть сказочно великолепна. Слабый свет падает внутрь здания через цветные витражи узких полукруглых окон. Цветные стёкла — жёлтые, голубые, розовые — создают в интерьере мечети удивительный эффект мягких тонов, напоминающий о перламутре.
Стены мечети облицованы мрамором, своды, арки как будто покрыты старинной парчовой тканью, расшитой золотом и перламутром по зелёному фону. Это — великолепные мозаики, выполненные под влиянием византийского искусства из миллионов кусочков мрамора, перламутра и золота всевозможных оттенков. Содержание мозаик — растительный и геометрический орнаменты, многочисленные надписи, выполненные арабской вязью. Чаще всего встречается изображение зелёных листьев винограда на золотом фоне. Это сочетание зелени и золота кое-где расцвечивается большими алыми цветами.
Несмотря на всю строгость внешней отделки мечети и практически полное отсутствие дорогостоящих материалов — золота, серебра, драгоценных камней, — расходы на строительство мечети были огромными. Архитектура – такой вид искусства, целью которого является создание материального мира человека, отвечающего утилитарным, эстетическим, душевным и духовным потребностям людей. Словом, это средство и способ существования человека, среда реализации человеческих взаимоотношений. Многовековая история архитектурной практики показывает, что архитектор выражает эстетические идеи языком души, т.е. архитектура не предстает в форме некоей предельно абстрактной сущности, к которой часто стремятся другие виды искусства. Архитектура являет избрание народом в конкретное время и в конкретном месте того или иного типа бытия. На этом основывается этнографический аспект архитектуры.

Показ слайдов: № 61, №62, № 63, № 64, № 65, № 66, № 67, № 69, № 70

VI этап. Информация о домашнем задании. Написать эссе «Проблемы духовной культуры», формулируя ответы на вопросы. См. приложение задание №5. Закончить презентацию мечетей. См. приложение №4

Приложение

Выполнение обучающимися в тетрадях письменного задания №1: выявив определенные виды шамаилей и их функции в определенные этапы времени, следует заполнить таблицу:

Сравнение видов и функций старинного и современного шамаиля

Задания №1

Функции шамаиля до конца XX в.

Виды шамаиля

Функции современного шамаиля с конца XX в.

Сохранение семейных традиций, история рода.

Шамаиль в виде тугры.

Виды и функции сохранились.

Распростронение и сохранение религиозных традиций.

Шамаили с изречениями из Корана, именами мусульманских Святых, изображениями святых мест.

Виды и функции сохранились.

Образовательная, как помощник-путеводитель.

Шамаили применяемые как наглядное пособие по географии

_________________

Образовательная функция;

Функция агитации



Шамаили в виде картины с видами архитектурных сооружений, архитектурных панорам.

Вид сохранился. Утратил функцию агитации, но приобрел новую функцию: сохранение истории.

Показать красоту строений и сохранить историю.

Шамаили с цитатами из хрестоматийных текстов.

Виды и функции сохранились.

_________________

Шамаили, где затронуты темы времени, космоса, мироздания.

Передать обывателю свои мысли о происхождении мира, о чем-то возвышенном, философском.

Класс разделяется на две подгруппы и письменно в тетрадях выполняют задание №2

Задание для 1-ой подгруппе работа с историческим источником: «Императрица Екатерина II в своем «Наказе» велела записать такое положение: «В столь великом государстве, распространяющем свое владение над столь многими разными народами, весьма бы вредный для спокойствия и безопасности граждан был порок – запрещение или недозволение их различных вер… Гонение человеческие умы раздражает, а дозволение верить по своему закону умягчает, и самые зачерствелые сердца и отводит их от заматерелого упорства, утушая споры их, противные тишине государства и соединению граждан».

Согласны ли вы с этим заключением? Какую модель государственно-религиозных отношений выражает это положение «Наказа»: теократическую, светскую или атеистическую? Как это выражалось в общественной жизни Российской империи?

Задание для 2-ой подгруппы: высказывание С.К. Бондыревой, Д.В. Колесова «Толерантность – это способность индивида без возражений и противодействия воспринимать отличающиеся от его собственных мнения, образа жизни, характер поведения и какие-либо иные особенности других индивидов, это – доминанта отказа от агрессии… Толерантность как отношение порождает отношения доверия, готовность к компромиссу и сотрудничеству, а также радость, общительность, дружелюбие. Соответственно интолерантность как отношение порождает негативизм, недоброжелательность, тенденцию «возникать по поводу и без повода, а также негативные эмоции – гнев, досаду, злобу, злость».



Ответить на вопрос: почему толерантность – это не уступка, снисхождение или потворство, а уважение и правильное понимание многообразия культур, форм самовыражения, способов проявления человеческой индивидуальности? Охарактеризуйте толерантность как качество личности.

Достарыңызбен бөлісу:




©dereksiz.org 2024
әкімшілігінің қараңыз

    Басты бет