Атрибуция музейного предмета
Атрибуция - это установление автора, времени и места создания художественного произведения, памятника истории и культуры или документа. При этом исследователь опирается на анализ стиля, техники, материала, сюжета, манеры и пр., а также привлекает дополнительные сведения. Чем шире круг прямых и косвенных данных, тем точнее атрибуция.
Атрибуцией также называется и приписывание (доказательное или спорное) произведения какому-либо художнику или же установление какого-то лица, изображенного на портрете.
Музейная атрибуция - описание предмета музейного значения по определенным, установленным правилами параметрам - признакам предмета.
Основные требования, предъявляемые к атрибуции, - это умение четко, ясно, отмечая характерные особенности и детали, без личностно-эмоционального отношения составителя так описать предмет, чтобы его можно было бы представить не видя.
При атрибуции музейного предмета необходимо обратить внимание и отразить в описании следующие параметры:
-
Название предмета.
-
Инвентарный номер, шифр.
-
Источник поступления (известен или нет).
-
Подлинность (подлинник или копия).
-
Наличие легенды (история создания, функционирования, находки, поступления и т.п.).
-
Надписи, клейма, геральдические знаки (копируются в описании один к одному с учетом орфографии и пунктуации подлинника).
-
Материалы.
-
Техника исполнения, способ изготовления.
-
Размеры (указываются в сантиметрах; длина, высота, ширина, глубина, диаметр и т.п.).
-
Форма и устройство (следует обратить внимание на сложные предметы, состоящие из нескольких деталей).
-
Краткая характеристика предмета {собственно его описание, в которое могут входить и пункты 10, 12 -14).
-
Стилистические особенности (особенно важно для произведений искусства).
-
Назначение предмета.
-
Время и место создания. (Иногда точно дата неизвестна, тогда и надо сделать собственно атрибуцию — установить дату создания по стилистическим особенностям и косвенным данным).
-
Авторская принадлежность.
-
Социальная принадлежность.
-
Этническая принадлежность.
-
Принадлежность конкретному лицу (важно для мемориального предмета).
-
Сохранность.
Рекомендации:
-
тексты не должны быть описательными и содержать эмоциональные характеристики, предположения;
-
описание предмета часто путают с его состоянием, сохранностью;
-
следует знать терминологию: сохранность полная, неполная, утраты, заломы, надрывы, пятна, утрата титульного листа и т.д.;
-
следует назвать возможный источник поступления - экспедиция, дар, закупка и т.д.;
-
наименование материала всегда начинается с существительного в именительном падеже: рукопись черновая, нож солдатский, кольцо для салфеток, подставка для столового прибора, перочистка, чернильница и т.д.;
-
материал и техника изготовления приводятся также в именительном падеже: бумага, картон, масло, черные чернила, печать, штамповка, дерево, металл, серебро, травление, камень, резьба по камню, кожа, ткань и т.д.;
-
размер дается в сантиметрах для листового материала (рисунок, рукопись, документ, афиша, фотография и т.д.) обязательно сначала по вертикали, затем по горизонтали.
Достарыңызбен бөлісу: |