Атропатена - греческое название царства, возникшего в последней четверти IV века до н.э. на территории Южного Азербайджана, Иранского Курдистана и на какой-то части Северного Азербайджана и просуществовавшего здесь около трех с половиной веков.Атропатена, или Малая Мидия, расположенная в северо-западной части Иранского нагорья, в основном охватывала территорию Южного Азербайджана и Иранского Курдистана, а в какие-то периоды — часть южных районов Азербайджана, возможно, и некоторые другие закавказские об-
ласти.Южные пределы страны простирались почти до района горы Эльвенд.Здесь находится самое большое в Атропатене озеро Урмия, которое, будучи соленым и безжизненным, не имеет значения для сельского хозяйства. Мы знаем, однако, что еще в античное время
на этом озере, известном под названием Ма (н) тиана, или Капавта, были «устроены солеварни» Страна эта представляет собой горную область, изрезанную реками и небольшими речками, стекающими с гор. Атропатена имела богатую фауну.Атропатена была страной конеобильной. Полибий, характеризуя атропатенцев, пишет, что они «народ сильный, сражаются преимущественно на конях и имеют в достаточном количестве все прочее,что нужно для войны».Значительны были сырьевые ресурсы. Страна богата полезными ископаемыми, особенно металлическими рудами, что сыграло весьма важную роль в развитии ремесленного производства.Существенным богатством страны является нефть. В античное время состав, называвшийся «мидийским маслом» и применявшийся в военном деле,
включал в себя и нефть.Атропатена была богатым и могущественным государством. В стране были развиты земледелие и скотоводство, ремесла и торговля, города и городская жизнь. Атропатена жила полнокровной политической и культурной жизнью.Через страну проходили различные торговые пути местного и международного значения.Богатства края привлекали сюда многих завоевателей, начиная уже с глубокой древности...Ситуация в Южном Азербайджане, как и во всей империи, в V - IV вв. до н.э. была неспокойной.
За десятилетний период деятельности Александра была создана огромнейшая держава, простиравшаяся от северо-восточной Африки до северо-западных районов Индии, от Черного и Каспийского морей на севере до Персидского залива и Аравийского моря на юге.
Македонская армия разрушила изжившую себя агонизирующую Ахеменидскую державу, но при
этом истреблялось колоссальное количество покоренного населения - сотни тысяч людей, опустошались
огромные районы, целые цветущие области, уничтожались производительные силы и материальные
ценности - особенно на Востоке.Следствием завоевания греко-македонянами обширнейших областей Востока явилась, как из-
вестно, и новая эпоха - эллинизм, эпоха грандиозного взаимопроникновения греческих и восточных
элементов культуры.
Сразу же после смерти Александра встал вопрос: кто станет управлять гигантской по размерам
империей. С целью решения этого и ряда других вопросов ближайшие сподвижники Александра собра-
лись в Вавилоне в 323 году.Стало ясно, что мировая держава Александра не выдержала испытания временем, ибо для этого
не было ни экономических, ни политических предпосылок. Смерть великого завоевателя ускорила про-
цесс крушения его империи, хотя симптомы ее распада обнаружились еще при жизни самого Александ-
ра.Атропат не участвовал в совещании сатрапов и полководцев Александра, имевшем место в Ва-
вилоне в 323 году до н.э., после безвременной кончины царя, когда регентом державы стал зять Атропа-
та Пердикка. На этом совещании Мидийская сатрапия была отдана Питону. Речь могла идти, конечно,
только о Великой Мидии, но никак не о Малой, которой фактически и формально управлял тесть Пер-
дикки. Лишать Атропата власти не было никаких оснований и не только потому, что он был ближайшим
родичем первого человека империи, но и потому, что он вел себя как верный новому порядку сатрап. О
том, что Атропат не был лишен сатрапской власти, свидетельствуют и последующие события.
В 321 году до н.э. после гибели Пердикки состоялся второй раздел сатрапий. Сатрапия Атропата
в раздел не поступила. По-видимому, с этого времени Малую Мидию можно считать самостоятельным
государством.Атропатена сохранила свою самостоятельность на всем протяжении македонского господства на Востоке. Независимой оставалась она и в эпоху селевкидского владычества.
Вторая половина II и начало I века до н.э. в областях Переднеазиатского Востока были временем
неуклонно развивавшейся экспансии двух крупнейших держав тогдашнего мира - Парфии и Рима. За-
хватывая новые земли, расширяя и укрепляя сферы своего влияния, Рим и Парфия постепенно продви-
гались, так сказать, навстречу друг другу, пока не пришли в непосредственное соприкосновение, а вслед
за тем и не вступили в борьбу между собою.В начале I века до н.э. римляне действовали уже в Малой Азии.Римская экспансия была опасна и враждебна для народов Закавказья. Она была особенно враждебна для народов Иранского плато, - областей, где борьба с греко-
македонянами завершилась победой местных сил, созданием, а затем и укреплением своей государст-
венности, в частности для Атропатены.Где-то к середине I века до н.э., согласно
греческим и римским авторам, мир был разделен между Парфией и Римом.Первое решительное сражение между римлянами и парфянами произошло в 53 году до н.э. у города Карры в северной Месопотамии.Атропатенцы,конечно,не могли быть безучастными надлюдателями событий ,развернувшихс в связи с Каррами.Они почти ,несомненно,были в одном лагере с парфянами .Это показали и события ближайщего будущего. Римско-парфянские отношения в значительной степени осложнились со времени возвышения
Марка Антония, римского триумвира, с именем которого связаны важнейшие события, в частности в
истории Атропатены.В 38 году Антоний совершает поход на Атропатену.Путь армии Антония пролегал, очевидно, по линии Хой - Маранд, откуда триумвир надеялся быстрым маршем добраться до Фрааспы (Фрааты и т.д.) и захватить ее. Если исходить из Страбона, то Фрааспу, в отличие от Газаки, которую античный автор называет «летней столицей» и которую ныне локализируют у деревни Лейлан, следует признать зимней резиденцией атропатенских царей.Сам Антоний, принимая этот план, не имел
представления о трудностях местности и вовсе недооценил силы сопротивления противостоящих ему
атропатенцев и парфян.Затянувшаяся осада Фрааспы, уничтожение отрядов, высылавшихся на фуражировку, голод и
многое другое деморализовывали войска противника.Приближения зимы в равной степени опасались как римляне, так и защитники Атропатены -парфяне и мидяне. Антоний хорошо понимал, что стать на зимние квартиры в стране, население которой
глубоко враждебно относилось к римлянам, просто невозможно. У него не было надежного опорного
пункта, ближайшая округа была опустошена и потому подвоз припасов не мог быть обеспечен.Первым не выдержал Антоний - он отправил к Фраату IV послов с требованием возвращения
старых и во время его похода захваченных знамен и пленных.Считая перемирие фактически заключенным, Антоний после сборов, занявших несколько дней,побросал оставшиеся у него осадные машины (которые немедленно были сожжены осажденными) и,
невзирая на недовольство части воинов, снялся с лагеря и начал отступление - запоздалое или прежде-
временное, во всяком случае, несвоевременное. Союзное войско, невзирая на обещание Фраата IV, шло
по пятам римлян, с твердым намерением уничтожить противника.
Римляне, отступая из Атропатены, шли не тем путем, по которому они вторглись в страну. Полагают, что Антоний, предупрежденный какой-то личностью или даже личностями, повел своих воинов на восток от соврем. Мараги, затем по трудным горным дорогам вокруг восточных склонов Сахенда по направлению к Тебризской долине и Маранду, а оттуда уже, возможно, к Ахару и далее - к Араксу,
который в ту пору «отделял Мидию (т.е. Атропатену) от Армении».
Где-то около 20 года н.э. династии Атропатидов в Атропатене был положен конец.Власть перешла в руки младшей ветви парфянских Аршакидов.В истории Атропатены, таким образом, завершается эпоха римской ориентации, атропатенцы
вновь возвращаются в «парфянское лоно».
Атропатиды управляли страной около трех с половиной столетий - редчайший случай в истории,
в частности, и древней. Между тем самое последнее, что мы узнаем об Атропатидах, содержится в одной двуязычной латино-греческой надписи. В этой надписи упоминается имя последнего отпрыска атропатенской царской династии - Гая Юлия Арта-
база (по-видимому, внука или правнука знаменитого Артавазда - врага, а позднее - союзника римлян),
вписанного в одну из римских триб. Так потомок некогда могущественных царей стал римским граж-
данином - довольно печальный конец для него, среди предков которого были выдающиеся деятели, да и
самой династии, но поучительный случай мировой истории.
Говоря о местном населении Атропатены и некоторых смежных областей, никак нельзя сбрасывать со счетов особую воинственность и могучую силу некоторых из ее племен, особенно - кадусиев и каких-то групп скифского населения.Именно опора на эти племена Азербайджана, по всей вероятности, и позволила Атропату, сохранив власть, пережить других сатрапов. Без этих
воинственных племен Атропату едва ли удалось бы не только создать самостоятельное государство, но
и уберечь собственную голову в те неспокойные годы.Роль и значение Атропата в истории Атропатены были настолько велики, что позднее страна стала называться его именем - Атропатовская (Мидия), Атропатена.
Становление и развитие Атропатенского государства происходило в эллинистическую пору, в эпоху грандиозного взаимопроникновения эллинских и восточных культур. В Атропатену проникали греческие культы, различные институты и греческая речь, однако в меньшей мере, чем в сопредельные страны.
Атропатенские цари вели успешные и безуспешные войны с соседями,отражали вторжения иноземных захватчиков, устанавливали связи с ближними и дальними странами, роднились с греко-македонянами, парфянскими, сирийскими и армянскими царскими домами.
Правителей страны знали и уважали в Риме, Египте. Об Атропатене и атропатенцах писали греки и римляне. Значительно было влияние Атропатены и атропатенцев на соседей.
Велико было в стране влияние зороастризма, сыгравшего огромную роль в духовной жизни почти всех ираноязычных народов.Зороастризм, выросший, несомненно, из древнеиранских религиозных и мифологических представлений, подверг их, конечно, значительному, а в отдельных случаях коренному изменению.Зороастризм возник в период появления ранних государственных образований и является идео-
логией той эпохи.Атропатена на протяжении нескольких веков уже в сасанидскую эпоху превратилась в оплот зороастризма.
В Атропатене шел процесс слияния потомков кутиев, луллубеев, хурритов, маннеев, других племен и народов региона с мидянами, в результате чего где-то в последние века до н.э. здесь сложился новый этнос, было положено начало формированию собственно самого понятия *Atarpatakana, к которому закономерно восходит хороним Азербайджан.
Атропатенский период - это значительный этап в истории нашего Отечества, а ираноязычные атропатенцы уже в античное время в основном смешавшие в себе поколения прежних эпох, обитавших в северо-западных областях Иранского плато, начиная с глубокой древности, - одни из прямых предков современных азербайджанцев, в эпоху средневековья воспринявших принесенный на их земли тюркский язык и трансформировавшихся в новый тюрко-язычный этнос. Последнее обстоятельство, однако, вовсе
не мешает нам считаться потомками и атропатенцев и в определенной мере - наследниками их культуры, вернее культуры, аккумулированной ими.
Этим прежде всего и объясняется наш интерес к истории Атропатены.
Достарыңызбен бөлісу: |