Аюрведа- путь к здоровой и счастливой жизни



Дата04.07.2016
өлшемі151 Kb.
#177136
Аюрведа- путь к здоровой и счастливой жизни
*************************************************

Выпуск 1 Ноябрь 2009г www.ayurvedar.com.ua

*******************************************************


О рассылке
Аюрведа- один из разделов ведического знания, целостного по своей сути.

Это лишь одна из ветвей могучего дерева ведической культуры, наряду с

астрологией Джьотиш, наукой об архитектуре Васту, ведической психологией, музыкой и йогой…

Ствол этого дерева-- это ведическая философия, дающая удивительно логичную, полную и целостную картину мира, описывающая роль и место человека в этом мире и пути достижения им совершенства.

Основное внимание в нашей рассылке будет уделено Аюрведе.

Также мы будем знакомить вас с разделами нашего сайта, на которые Вы, возможно, еще не заходили.

И в то же время мы будем делиться с Вами интересными материалами и из других разделов ведической культуры.




Здравствуйте, наши дорогие подписчики!

Это традиционное пожелание здоровья особо актуально сейчас.

В Украине и других странах люди испытывают беспокойство от шумихи вокруг гриппа.

Надеемся , в летние месяцы вы не упускали возможностей укрепить иммунитет и запастись витаминами и праной. Сейчас можно задействовать и арсенал аюрведических средств ( некоторых специй в том числе- об одной из них пойдет речь в этом выпуске).

Раскрою вам еще один секрет- грипп очень боится ваших улыбок! Улыбайтесь с «открытым забралом» , и любой грипп побоится приблизиться к вам- ни «свиной», ни «слоновый», ни какой-либо еще!

Здоровый дух формирует здоровое тело.

Надеемся, Вы найдете здесь интересующее Вас и успеете прочитать все до следующего выпуска.

(Подробнее- в разделе «Секреты здоровья»-Краткий обзор Аюрведы http://www.ayurvedar.com.ua/auyrobserv.htm



Ведические тексты и комментарии

Из Чарака Самхиты


Чарака следовал традиции Кайя-чикитсы, и, так же, как и Агнивеша, принадлежал к школе чарана, или чарака, школе странствующих целителей. Об авторе этого знаменитого аюрведического трактата известно очень мало. Даже время, когда был записан трактат, точно неизвестно, хотя большинство ученых склоняется к мысли, что его окончательный вариант относится к I веку н.э. Чарака, объединивший в своей работе множество самых значимых трудов по медицине и свой личный опыт, считал себя всего лишь редактором трактата Агнивеши, а свой труд - его пратисамкрита - переложением. Но текст и судьба “Чарака Самхиты” говорят об авторе как о незаурядной личности и яркой фигуре в мире науки.

В этом

выпуске

Ведические тексты и комментарии

Из Чарака Самхиты


О свойствах аюрведических препаратов

Чаванпраш



Истории, Притчи

Инструменты дьявола



Рецепты ведической кулинарии

Чатни (соусы)
Свойства специй

Бадьян

Дело в том, что Чарака жил в то время, когда труд Агнивеши был довольно широко распространен. Некоторое время они существовали параллельно, но трактат Агнивеши со временем был забыт, а строки “Чарака Самхиты” стали учебником, которым и по сей день пользуются тысячи учеников Аюрведы. “Чарака Самхита” - это подробное описание методов обследования, диагностики и лечения различных заболеваний, детальное описание пяти очищающих и питающих клетки тела процедур - панчакармы, основоположником которой считают Чараку, и рецептуры многочисленных лекарственных составов. Здесь содержатся подробные предписания о том, как применять, собирать, правильно сочетать и готовить лекарственные средства. В трактате перечислено более 500 наименований лекарственных средств растительной, минеральной и животной природы, подробно классифицированных на 50 категорий согласно теории пяти первоэлементов и их терапевтическому действию.

Какова, согласно Чараке, природа человека? “Человек состоит из шести сутей (дхату) - земли, воды, огня, воздуха, эфира и Божественной энергии. Земля - это облик человека, вода - его влага, огонь - его тепло, воздух - прана, эфир - его аура, а его внутренняя сущность - Любовь. Как проявляется Творец в этом мире, так проявляются в человеке ум, речь, ярость, щедрость, счастье, красота, увлеченность и все чувства... Тамас — ослепление человека, свет - его знание. И тот, кто видит в себе весь мир, а себя - во всем мире, владеет истинным разумом. Поистине, тот, кто видит в себе весь мир, знает, что он сам порождает свое счастье или несчастье” (Шарирастхана, 5. 1-7).

От действий человека зависит его благополучие, знание или неведение, здоровье или болезнь. Человек живет множество раз, и смертен он также многократно. Он многократно рождается в неведении и болезнях, но в его силах освободиться и от неведения, и от ряда перевоплощений и от телесных недугов. “Откуда происходят болезни? Что есть лекарство? В чем причина счастья и страданий? Как сделать, чтобы недуги ума и тела исчезли и не возвращались? Заблуждения ума, неправильное использование чувств и незнание должного времени - вот три причины всех страданий. А лекарство от всех болезней - в подобающем использовании разума и чувств, и уважение времени. Действия в добродетели приводят к счастью, а в невежестве и страсти – к страданиям. Отождествление себя с телом и умом становится источником боли, а когда такого отождествления нет, болезни исчезают и не возвращаются... Если человек правильно питается и ведет себя, не привязан к чувственным наслаждениям, щедр, видит единую духовную природу всех живых существ, правдив, способен прощать, предан духовным учителям и святым, он освободится от всех страданий. Наделенный добродетельным разумом, речью и благими поступками, смиренным умонастроением, чистым пониманием, духовным знанием, покаянием и духовной практикой человек никогда не падет жертвой болезней”. (Шарирастхана 2.39-47)

Чарака предупреждает об опасности техногенного развития цивилизации и последствий, которые может породить неправедность человека. “Коренная причина всех нарушений - неправедность или адхарма. Ее порождают дурные деяния предыдущих жизней, но источником того и другого является заблуждение разума. Когда главы страны, города, гильдии или общины, сойдя с пути добродетели, несправедливо поступают со своим народом и подчиненными, простые люди города и общины несут неправедность дальше. От неправедности исчезает праведность. Когда исчезает праведность, неправедность становится полновластной, и боги покидают это место, времена года смещаются, и дожди идут не вовремя или совсем не идут, ветер дует неправильно, земля портится, водоемы пересыхают, травы теряют природные свойства и становятся ядовитыми”. “Не стоит жить в таком месте, где сильно нарушены вкус, запах, цвет и то, что мы осязаем… где плачут птицы и собаки, болеют животные, где люди презрели добродетели - честность, скромность и праведность”. Там “приходят в ненормальное состояние воздух и огонь; и нарушается течение времен года. Когда все это происходит в течение длительного времени, земля перестает питать травы расой, вирьей, випаком и прабхавой, а отсутствие этих необходимых качеств приводит к распространению болезней” (Виманастхана, 3.- 6,20,4).

Аюрведа, согласно Чараке, это знание, предназначенное для всех, хотя цель ее изучения может быть разной в зависимости от нрава и рода занятий людей: Аюрведу следует изучать: брахманам — чтобы нести благо всем живым существам, правителям — чтобы защитить себя и свой народ, торговым людям — чтобы достичь процветания. Все могут изучать ее ради обретения добродетели, пользы и удовольствия” (Шарирастхана 1.82-85.).



О свойствах аюрведических препаратов

Сегодня мы поговорим о



ЧАВАНПРАШЕ – наиболее, пожалуй, известном препарате Аюрведы. И лучше доктора Ветрова И.И. о нем не расскажет никто.

И.И. Ветров

Аюрведический эликсир "ЧАВАНПРАШ"


Чаванпраш - этo один из наиболее известных древних препаратов, благотворное действие которого подтверждено многотысячелетней историей Он упоминается в таких ведических медицинских канонах, как "Дханвантари-самхита", "Чарака-самхита", "Аштанга-хридая самхита" и др.

Легенда о происхождении Чаванпраша гласит: мудрец Чаван, живший двенадцать тысячелетии назад, почувствовав приближение старости и болезней, обратился за помощью к Ашвини Кумарам - братьям-близнецам, практикующим Аюрведу на высших материальных планетах. Зная о его праведности и добродетели, Ашпини Кумары даровали ему рецепт "Эликсира молодости". Мудрец направился в предгорье Гималаев и собрал сорок девять указанных в рецепте трав и минералов. Затем, в течение трех дней, он приготовил чудодейственный эликсир, который и принимал каждый год по 108 дней. Говорят, что Чаван прожил после этого еще тысячу лет и покинул этот мир без признаков старости и болезней. С тех пop это средство носит имя мудреца Чавана.

Современные исследования выявляют такие качества "Эликсира молодости", которые поражают ученых и врачей и подтверждают его удивительные возможности в области профилактики и лечения самых распространённых заболеваний нашего века.

Чаванпраш, благодаря уникальному многокомпонентному составу лекарственных трав и минералов, оказывает поливалентное действие на организм человека. Сущность его воздействия составляют четыре главных эффекта:

1.Paca - первичный вкус активных субстанций, возникающий в ротовой полости. Существует шесть вкусов: сладкий, кислый, острый, соленый, горький и терпкий. Любое растение, минерал или продукт питания имеет определённое сочетание одного, двух, трёх или более вкусов. Каждый вкус обладает резонансным действием на центральную нервную систему и информационные каналы эфирного тела. Это действие может быть тонизирующим или седативным для каналов акупунктуры, которые связаны через структуру нервной системы со всеми органами и тканями. Каждый меридиан имеет свои частотные характеристики. Чаванпраш обладает пятью первичными вкусами (кроме солёного). Более того, их соотношение настолько тонко подобрано, что они оказывают гармонизирующее воздействие на все эфирное тело, настраивая каждый информационный и энергетический канал на свой изначальный резонанс, т. е. Чаванпраш действует подобно камертону. Однако для достижения данного эффекта необходимо некоторое время держать препарат во рту. На это указывает термин "авалеха"-на упаковке эликсира. Авалеха означает особую категорию аюрведических лекарств и пищевых добавок, которые следует лизать или сосать перед проглатыванием, т. е. подержать во рту около 2-3 минут.

2. Вирья - действие биологически активных субстанций Чаванпраша на апудные клетки тонкого кишечника. Эти клетки вырабатывают нейропептиды, являющиеся индукторами (стимулирующее действие) или ингибиторами (тормозящее действие) различных гормонов. Таким образом, активизация апудоцитов может устранять функциональные нарушения в работе эндокринных желез. Обычно кишечник современного человека содержит огромное количество продуктов неполного метаболизма (ама), которые, покрывая слизистую оболочку, не только нарушают пристеночное пищеварение, но и полностью блокируют апудные клетки. Однако Чаванпраш, подобно ледоколу, прокладывает себе дорогу через толстые пласты амы, открывая доступ к щеточной каёмке тонкого кишечника. Такой эффект достигается благодаря природным энтеросорбентам и послабляющим субстанциям Чаванпраша.

3.Випак - раздражающее действие "балластных" веществ на рецепторы слизистой толстого кишечника, связанных через центры спинного мозга с важнейшими органами тела. Чаванпраш содержит вещества, которые не перевариваются в желудочно-кишечном тракте. Попадая в толстый кишечник, они оказывают регулирующий эффект на вата-дошу (интегральный принцип функции нервной системы).

4.Прабхава - специфическое действие лекарственных растений и минералов, входящих в состав Чаванпраша, на различные органы и ткани. Этот эффект обусловлен точным подбором ингредиентов эликсира. В процессе переваривания в тонком кишечнике экстракты растений распадаются на более простые химические компоненты и проникают через систему воротной вены в печень. Все чужеродные для организма вещества задерживаются слизистой тонкого кишечника или нейтрализуются в печени. Именно так и происходит с большинством фармакологических препаратов и растений. Поэтому для достижения необходимого лечебного действия современная медицина вынуждена увеличивать дозировку, что неизбежно приводит к многочисленным побочным эффектам. Для того чтобы избежать подобных последствий, аюрведические каноны рекомендуют вводить в фиторецептуры особые "растения-ключи", которые могут образовывать липосомы. Липосомы, похожие по своему составу на гормоны человека, захватывают другие вещества и, покрывая их тонкой плёнкой, легко всасываются в тонком кишечнике, проходят защитный барьер печени и проникают в ткани. Таким "растением-ключом" для Чаванпраша является корень солодки, богатый глицирризинами, Напоминающими по своей химической природе кортикостероиды. Чаванпраш, состоящий из 49 растительных и минеральных компонентов, оказывает системное действие на весь организм.

Амла (Emblika officinalis) является "растением-царём" эликсира, т. е. его прабхава в данной фиторецептуре наиболее важна. Это самый богатый природный источник витамина С, содержание которого здесь в 1,5 раза больше, чем в плодах шиповника. Мякоть свежих плодов этого тропического растения составляет и Чаванпраше наибольший процент по отношению к другим компонентам. Амла содержит различные формы аскорбиновой кислоты, соединённые с таниновым комплексом галлиевой кислотой. Это повышает устойчивость витамина С, который сохраняется в эликсире до двух лет. Благодаря аскорбинатам, каротиноидам и биофлавоноидам амла обладает антиоксидантными свойствами, т. е. нейтрализует агрессивное действие свободных радикалов, образующихся в результате окислительных процессов. Известны три типа радикалов: супероксид-радикал, перекись водорода и гидроксильный радикал. Если первые два нейтрализуются ферментами супероксиддисмутазой, каталазой и нероксидазой, то от гидроксильного радикала организм не выработал специфической защиты, поскольку его появление связывают с высокочастотными излучениями телевизоров, компьютеров, радиотелефонов и другой бытовой техники и электроники, появившейся относительно недавно. Свободные радикалы могут повреждать эндотелий артерий, ускорять старение суставных хрящей и межпозвоночных дисков, нарушать коллоидное равновесие желчи и ослаблять иммунную систему. Поэтому в наши дни регулярный приём антиоксидантов очень актуален. Кроме того, амла обладает иммуномодулирующим эффектом. Обычная активизация иммунитета не всегда благоприятна, так как существует группа болезней, связанных с аутоиммунной агрессией: бронхиальная астма, инсулинзависимый сахарный диабет, гломерулонефрит, псориаз и другие. Амла приводит иммунную систему в равновесие. И, наконец, это растение стимулирует синтез гемоглобина, что подтверждено современными научными исследованиями.

Харитаки (Myrobalan chebula) буквально переводится как "растение, крадущее болезни". В аюрведической и тибетской медицине его называют "царём всех лекарств". Где бы в организме ни возникал патологический очаг, это растение подавляет его и активизирует наши защитные силы. Харитаки, благодаря богатому содержанию хебулиевой кислоты, улучшает работу мозга, укрепляет память, повышает способность к обучению, а также способствует адаптации организма к неблагоприятным геофизическим, метеорологическим и техногенным воздействиям. В этом растении найдены наиболее сильные природные антиоксиданты, относящиеся к группе антоцианидинов. Сосудоукрепляющее и кровоостанавливающее действие харитаки связано с присутствием катехинов. В минимальных дозах (именно такой процент растения содержится в Чаванпраше) оказывает послабляющее действие на кишечник, очищает печень и кровь, препятствует образованию катаракты. В Чаванпраше харитаки считается "царицей" - растением, усиливающим действие амлы. Вместе они приводят в равновесие все первоэлементы тела и три доши.

Все остальные растения и минералы считаются "воинами царя".

Дашамул - это общее название 10 корней: Билвы, Агнимантхи, Шионаки, Касмарьи, Паталы, Шалипарни, Пришни-парни, Врихати, Кантакари и Гоктуры. Эти 10 корней, благодаря богатому содержанию ситостеринов и гликозидов, нормализуют состояние нейроэндокринной системы, регулируя функцию важнейших гормональных органов: щитовидной, поджелудочной, вилочковой желез, надпочечников, половой системы. Кроме того, каждое из вышеперечисленных растений обладает своей индивидуальной прабхавой.

Билва (Aegle marmelos), благодаря содержанию специфического гликозида мармелозина, обладает антиаритмическим и тонизирующим эффектом. Богатое количество в растении азуленов обуславливает противовоспалительное и жаропонижающее действие.

Агнимантхи (Premna integrefolia) стимулирует работу желудка и поджелудочной железы. Специфический алкалоид резин оказывает тонизирующее действие. Присутствие салицилатов в этом растении позволяет применять его при лечении ревматизма и полиартритов. Кроме того, в нём найдены вещества, приостанавливающие размножение гонококков.

Шионаки (Oroxilum indicum) богата гликозидом ороксилоном, оказывающим болеутоляющее, потогонное и противовоспалительное действие. Растение используется для лечения тетроэптероколитов, артрозов, ревматизма и простудных заболеваний.

Касмарья (Gmelina arborea) оказывает послабляющее, мочегонное, лактогонное действие. Используется для лечения гонореи и хронического цистита. Устраняет интоксикацию при укусах змей и скорпионов.

Патала (Stereospermum suaveoleus) устраняет несварение, уменьшает отёки и кашель.

Шалипарни (Desmodium gangeticum) обладает выраженным жаропонижающим и потогонным действием. Растение также богато алкалоидом резином, поэтому вызывает тонизирующий эффект.

Пришнипарна (Uraria picta), благодаря богатому содержанию терпеноидов и танинов, устраняет кровотечения и укрепляет эндотелий сосудов. Также отмечены отхаркивающий и жаропонижающий эффекты.

Bpuxamu (Solanum indicum) оказывает муколитическое, отхаркивающее, противоаллергическое действие. Особенно эффективно для лечения бронхиальной астмы. Устраняет явления метеоризма и кишечные колики. Выявлен также противоопухолевый эффект. Содержит алкалоид солапидин, мукополисахариды и пектины.

Кантакари (Solanum xanthocarpum) стимулирует синтез кортшостероидов, половых гормонов благодаря богатому содержанию карпестерола. Глюкоалкалоиды соланкарпин и солакарпидин устраняют застойный кашель, вазомоторный ринит, крапивницу. У этого растения выявлен также умеренный послабляющий и мочегонный эффект.

Гокшура (Tribulus terrestris) является самым известным растением из группы корней дашамула. Очень богата солями кремниевой кислоты, наличие которых препятствует образованию камней в почках. В гокшуре найдены вещества, оказывающие избирательное противовоспалительное и бактериостатическое действие на мочеполовую сферу. Нормализует синтез семени и его вязкость. Усиливает потенцию. Препятствует развитию хронического простатита и аденомы предстательной железы.

Ашвагандха (Withania somnifera) содержит гьитостеролы, являющиеся аналогом полового гормона - тестостерона, поэтому используется для коррекции различных сексуальных расстройств как у мужчин, так и у женщин (в женском организме тестостерон под воздействием фермента ароматазы переходит в эстрогены). Кроме этого, благодаря алкалоиду сомниферину, это растение является прекрасным тоником, адаптогеном и антистрессовым средством. С возрастом, в силу нарушения обмена веществ и старения эндокринной, сердечно-сосудистой и дыхательной систем, нарушается нормальный процесс окисления глюкозы. Поэтому из одной молекулы глюкозы образуются только 2 молекулы АТФ (основного энергетического субстрата клеток). Сомниферин переводит окисление глюкозы на аэробный путь даже в тканях, испытывающих гипоксию. В результате из одной молекулы глюкозы образуются 38 молекул АТФ. Кроме того, сомниферин устраняет избытки молочной и пировиноградной кислот, синтезируя из них гликоген в печени и мышцах, а также усиливает распад жиров, используя их в качестве дополнительного источника энергии. Таким образом, ашвагандха устраняет хроническую усталость и тканевой ацидоз. У сомниферина выявлен еще один важный эффект - способность сохранять депо серотонина и дофамина в гипоталамусе и других подкорковых центрах. Это препятствует чрезмерному возбуждению и истощению нервной системы. Ашвагандха предотвращает преждевременное наступление климакса и такой неприятной патологии, как паркинсонизм.

Шатавари (Asparagus racemosus) крайне богата стероидными сапонинами, оказывающими гормоноподобное действие. Омолаживает женскую половую систему. Усиливает выработку грудного молока, нормализует месячный цикл, повышает способность яйцеклеток к оплодотворению. Усиливает переход эстрадиола в эстрол, тем самым предотвращая возникновение фибромиом и мастопатий. Препятствует накоплению дегидротестостерона, который у пожилых мужчин вызывает разрастание предстательной железы. В шатавари найден алкалоид аспарагин, усиливающий сердечный выброс и уменьшающий частоту сердцебиения и артериальное давление. Кроме того, растение богато биофлавоноидами, которые предотвращают повреждение клеточных мембран.

Бхумиамла (Phyllanthus amarus), благодаря высокому содержанию филлантина и гипофиллантина, обладает выраженным желчегонным и гепатопротекторным эффектом. Усиливает захват клетками печени холестерина и глюкозы. Поэтому используется не только для лечения различной патологии печени, но и для предотвращения атеросклероза, сахарного диабета II типа (инсулиннезависимого). Также бхумиамла применяется в комплексном лечении системных кожных заболеваний: псориаза, нейродермита и экземы. Выявлены у этого растения и противопаразитарные свойства.

Бамбук (Bambusa arundinaceae) используется, в основном, внутренняя, молочная часть коры бамбука, называемая табаширом ("бамбуковая манна"), поскольку она является одним из самых богатых природных источников кремниевой кислоты. Благодаря этому табашир предотвращает образование камней в желчном пузыре и почках. Кроме того, бамбук содержит большое количество мукополисахаридов и протеолитических ферментов. Поэтому в Аюрведе он используется также как бронхолитическое отхаркивающее средство. Табашир устраняет воспалительные процессы в дыхательной системе, укрепляет и омолаживает лёгочную систему.

Пиппали (Piper longum) является хорошим стимулятором пищеварительных желез, устраняет несварение, метеоризм, запоры, плохой аппетит; удаляет избытки слизи из организма. Благодаря сочетанию алкалоида пиперина вместе с лекарственными смолами и полисахаридами, пиппали в минимальных дозах нормализует функцию желудка (даже при повышенной кислотности, несмотря на его острый вкус), устраняет застои в печени и дыхательной системе.

Бала (Sida Cordifolia) содержит в минимальном количестве алкалоид ротундифолин, очень близкий по своему химическому строению с эфедрином. Он повышает тонус центральной нервной системы, возбуждает сосудистый и дыхательный центры продолговатого мозга, усиливает сердечный выброс, снимает бронхоспазм. В состав балы входят также фитостеролы, усиливающие процессы анаболизма, особенно мышечной и костной ткани. Кроме того, из растения выделены природные антибиотики, подавляющие размножение гонококков, дизентерийных палочек (шигелл).

Шафран (Crocus sativus) крайне богат крокетинами, являющимися высокоактивными гликозидами. Они стимулируют регенерацию клеток печени, усиливают гемопоэз (синтез клеток крови), нормализуют метаболизм эстрогенов (ускоряют переход эстрадиола в эстрол), предотвращая развитие эндометриоза, фибромиом, эрозий шейки матки.

Гудучи (Tinospora cordifolia) обладает способностью очищать кровь от амы (продуктов неполного метаболизма), иммунных комплексов, токсинов, выделяемых патогенной микрофлорой. Такое действие связывают с присутствием в растении берберина и тиносиорина. Отмечен также мочегонный и потогонный эффект.

Каркаташринги (Pistacia integerrima), благодаря высокому содержанию эфирных масел и лечебных смол оказывает отхаркивающее, бронхолитическое и антиинфекционное действия.

Мудгапарни (Phaseolus trilobus) даёт умеренный желчегонный, седативный и жаропонижающий эффект.

Машапарни (Teramnus labialis) - кумарины, содержащиеся в этом бобовом растении, оказывают антитромбо-цитарное, жаропонижающее и противовоспалительное действие. В Аюрведе оно используется для профилактики инсультов, лечения ревматизма и патологии периферических нервов.

Дживанти (Leptadenia retitulata) входит в Чаванпраш, так как содержит большое количество пектинов и других полисахаридов, обладающих энетросорбционным эффектом.

Куштха (Saussurea lappa) крайне богата эфирными маслами и алкалоидом сауссурином, которые вызывают расслабление гладкой мускулатуры бронхов, мочевого и желчного пузырей, матки и кишечника; оказывают подавляющее действие на стафилокки и стрептококки. Отмечен также тонизирующий эффект, связанный с присутствием резина.

Катчхур (Fagonia cretica) обладает тонизирующим и жаропонижающим эффектом. Кроме того, в растении найдены вещества, предотвращающие возникновение оспы.

Муста (Cyperus rotundus) оказывает токсическое действие на многих паразитов, тонизирует нервную систему, стимулирует органы пищеварения, укрепляет желудок и обладает мочегонным эффектом.

Пунарнава (Baurchevia diffusa) благодаря большому содержанию солей кальция и алкалоида пунарнавина обладает выраженным мочегонным эффектом, усиливает синтез гемоглобина и устраняет застой в печени. Катехины укрепляют эндотелий сосудов.

Нил (Inigofera tinctoria) обладает кровоостанавливающим, седативным и умеренным мочегонным действиями. В растении найден активный гликозид - индикан. Предотвращает обострение язвенной болезни, усиливает регенерацию тканей.

Симхапарни, или Васака (Adhatoda vasica) подавляет размножение и рост стафилококка, стрептококка, дифтерийной и туберкулёзной палочки, протозойной и коли инфекций. Такие антибактериальные свойства растения связаны с алкалоидом васцином и албатодоновой кислотой. Отмечено также противовоспалительное и обезболивающее действия.

Какатунди (Asclepias curassavica), содержащиеся в этом растении винцетоксин и гликозид асклепиадин подавляют рост шигелл и гонококков, стимулируют работу вегетативных органов.

Солодка (Glycyrrhiza glabra) занимает в "золотом ряду" растений одно из первых мест, поскольку оказывает воздействие на все органы системы. Благодаря гликозиду карбеноксолону, она обладает противоязвенным эффектом; благодаря высокому содержанию сапонинов - смягчающим отхаркивающим эффектом. Наличие гликозида ликвирицина обуславливает слабительное, желчегонное и спазмолитическое действие. Бета-ситостерины предотвращают развитие аденомы предстательной железы, усиливают мочеотделение. Высокое содержание глицирама вызывает иммуномодулирующий, противовоспалительный, адаптогенный эффекты. Как уже было сказано выше, Аюрведа применяет корень солодки как "растение-ключ" во многих фиторецептурах.

Варахиканд (Dioscorea bulbifera) богат природными антисептиками. Применяется как естественный консервант, предотвращает размножение различных кишечных инфекций.

Врашаваллы (Ipomoea digitata) усиливает выработку грудного молока, нормализует месячный цикл, предотвращает сперматорею, обладает желчегонным и мочегонным эффектом. Один из аюрведических адаптогенов. Свойства растения связаны с фитостеролами и алкалоидом резином.

Акаракарава (Anacylus pyrethrum), благодаря алкалоиду неллиторину, стимулирует капиллярное кровообращение, причём действует на тот участок ткани, который испытывает кислородное голодание; усиливает действие норадреналина, повышая тонус организма. Выявлен также противовоспалительный эффект.

Нагкешар (Mesua ferrea) стимулирует работу сердечно-сосудистой системы, очищает кровь, обладает противовоспалительным и мочегонным эффектом. Активными началами являются эфирные масла и биофлавоноиды. Благоприятно влияет на желудок.

Далчини (Cinnamonum cassia), или корица; ее лечебные свойства обусловлены монр- и сексви-терпенами - фелландреном, пиненом, линалолом и кариофилленом, а также алкалоидом резином и циннамиловой кислотой. Это растение обладает потогонным, ветрогонным, отхаркивающим действиями. Корица улучшает циркуляцию крови, уменьшает мышечное напряжение и укрепляет почки.

Теджпатра (Cinnamomum iners) - другой вид корицы, схож по свойствам с далчини. Однако у неё более выражены мочегонный и лактогонный эффекты.

Лаванга (Syzygium aromaticum), благодаря эфирным маслам, повышает усвояемость пищи.

Кардамон (Elettaria cardamonum) активизирует поджелудочную железу, удаляет избытки слизи из желудка, нормализует перистальтику кишечника, уменьшает тошноту. Активными началами являются цинеол, терпинол, лимонин и са-бинин.

Чанданшрах (Santalum album), или сандал, очищает кровь, уменьшает лихорадку, успокаивает нервную систему и сосудистый центр продолговатого мозга. Большое количество эфирных масел и альдегида санталола позволяет применять сандал для лечения воспалительных заболеваний мочеполовой системы, острых респираторных инфекций и конъюнктивитов.

Муктасукти пишти (порошок жемчуга) является богатым источником солей кальция, магния и кремния. Традиционно используется для лечения заболеваний суставов, позвоночника, печени, селезёнки и сосудов.

Серебро (Argentum) является естественным антисептиком и консервантом. Кроме того, обладает противовоспалительным, седативным и укрепляющим действиями.

Абхрак бхашма (порошок морской раковины) является природным источником солей кальция и магния, которые в сочетании с активными компонентами Чаванпраша усваиваются на 90%.

Гхи (очищенное буйволовое масло), Тыла таила (кунжутное масло) и Шаркара (тростниковый сахар) являются "конями" эликсира - основой, с помощью которой фиторецептура доставляется в организм. Кроме того, они укрепляют тело, питают ткани, устраняют побочные эффекты ингредиентовЧаванпраша.

Все растения, содержащие алкалоиды, добавлены в Чаванпраш в минимальных количествах.

Чаванпраш издавна применялся Аюрведой в комплексном лечении и профилактике широкого спектра хронических заболеваний, особенно имеющих системный характер. В зависимости от патологии "Эликсир молодости" может применяться по-разному. Для предотвращения старения, удаления продуктов неполного метаболизма и приведения в равновесие нейроэнодкринной системы и эфирного тела Чаванпраш принимают по 1 /З чайной ложки 3 раза в день за 10-15 минут до еды. Прежде чем проглотить эликсир, рекомендуется подержать его во рту 20-30 секунд, затем запить минеральной водой или зеленым чаем с небольшим количеством молока. Людям, имеющим патологию сердечно-сосудистой и нервной системы, рекомендуется начинать прием Чаванпраша только с утренней дозы (принимать 10 дней по 1/3 чайной ложки), затем добавить дневную дозу (10 дней) и только после этого перейти к трехкратному приему. При запущенных хронических заболеваниях и тяжелых инфекциях следует увеличить дозу Чаванпраша в 3 раза, при обязательном сочетании со специальной терапией. При язвенной болезни в стадии ремиссии, хроническом гастрите с повышенной кислотностью, патологии сердца и легких следует принимать Чаванпраш через 30-40 минут после еды. Во время беременности и в период кормления ребенка грудью не следует превышать суточную дозу (более 1 чайной ложки). В случае возникновения острой респираторной инфекции и обострении бронхиальной астмы, необходимо принимать эликсир по 1 чайной ложке 3 раза в день. Принимать Чаванпраш следует маленькими порциями, удерживая некоторое время во рту. Людям, страдающим ожирением, необходимо сочетать прием препарата с 15-20 минутной динамической гимнастикой утром и вечером. Детям можно принимать Чаванпраш с четырех лет по 1/3 чайной ложки в утреннее или дневное время. Курс приема должен продолжаться 1-2 месяца непрерывно, либо 6-24 месяца при дискретном курсе (оптимально в периоды от новолуния до полнолуния). Людям пожилого возраста рекомендуется принимать Чаванпраш по 1 курсу в год (2-3 банки). Онкологическим больным рекомендуется принимать эликсир 8-10 месяцев непрерывно, а затем неделю через неделю постоянно.

Чаванпраш противопоказан при остром гастроэнтероколите, остром панкреатите, остром холецистите, остром пиелонефрите и цистите, при обострении язвенной болезни и гломерулонефрите, при аллергической непереносимости его составляющих.


Чаванпраш имеет 12 разновидностей, в зависимости от соотношения различных компонентов и их количества

На нашем сайте представлены 4-6 видов Чаванпраша.

http://www.ayurvedar.com.ua/chavanprash.htm

Истории, Притчи

Инструменты дьявола

Много лет назад Дьявол решил продать все инструменты своего ремесла.

Он аккуратно выставил их в стеклянной витрине на всеобщее обозрение. Что это была за коллекция! Здесь был блестящий кинжал Зависти, а рядом с ним красовался молот Гнева. На другой полке лежали лук Жадности и Желания, а рядом с ним живописно разместились отравленные стрелы Вожделения и Ревности. Еще там были орудия Страха, Гордыни и Ненависти. И все они были прекрасно представлены и снабжены ярлыками с названием и ценой.
А на самой красивой полке, отдельно ото всех остальных инструментов, лежал маленький, неказистый и довольно потрепанный на вид деревянный клинышек, на котором висел ярлык "Уныние". На удивление, цена этого инструмента была выше, чем всех остальных вместе взятых.
Один прохожий спросил Дьявола, почему он так дорого ценит этот странный клинышек, и он ответил:
- Я действительно ценю его выше всех, потому что это единственный инструмент в моем арсенале, на который я могу положиться, если все остальные окажутся бессильными.
И он с нежностью погладил деревянный клинышек.
- Если мне удается вбить этот клинышек в голову человека, - продолжал Дьявол, - он открывает двери и для всех остальных инструментов.
Он улыбнулся и добавил:
- Нет ничего смертоноснее уныния.

Рецепты ведической кулинарии

Чатни


Чатни представляют собой пикантные, возбуждающие аппетит приправы, которые подчеркивают вкус основных блюд. Чатни бывают двух видов: одни готовятся без тепловой обработки, так называемые «сырые» чатни (приправы), другие, наоборот, на огне — «вареные» чатни (соусы). В Индии практически ни одна трапеза, будь то незатейливый обед из риса, овощей и йогурта или роскошный пир из 108 блюд, не обходится без небольшого количества чатни или пикулей, обладающих ярко выраженным вкусом. Иногда чатни подают не в качестве дополнения, а как непременный аккомпанемент определенному блюду, так как именно чатни придает ему вкус. Так, в Южной Индии досы и идли никогда не едят без кокосового чатни, а популярные на севере Индии дохи-бары подают только с ложкой кисло-сладкого тамариндового чатни, и не иначе.

Вкус чатни варьируется в очень широких пределах — от жгучего и острого до приятно-пикантного. Консистенция также бывает самой разной: одни чатни напоминают жидкий соус, другие — густой джем. Чатни, которые готовятся без тепловой обработки (тертые свежие приправы), в большинстве индийских домов употребляются практически ежедневно, и хозяйки вручную перетирают ингредиенты в каменных ступках. Такие приправы немного отличаются от известных на Западе густых пикантных соусов или пюре из зелени. Они сохраняют свой изысканный вкус на протяжении нескольких дней, однако, учитывая, что при хранении эти чатни загустевают и темнеют, хозяйки обычно готовят их максимум за несколько часов до приема пищи. Замечу, что с помощью современных электрических смесителей такие приправы можно приготовить за считанные минуты и без особых усилий. Тертые свежие приправы не только помогают ярче выявить вкус основных блюд, но и стимулируют пищеварительный процесс, поскольку в их состав входит имбирь, острый зеленый перец, лимонный сок, кокос, разные орехи, кислые фрукты и пряности.


Чатни, приготовленные на огне (соусы), обязательно должны быть острыми и пряными. В некоторые чатни, например из зеленых помидоров, сахара вообще не кладут, тогда как ананасное чатни с изюмом по вкусу напоминает острый пряный джем. Чатни-соусы хорошо сохраняются; их можно держать плотно закрытыми в холодильнике в течение недели.

Чатни-приправы подаются к столу ежедневно, в то время как чатни-соусы подаются, в первую очередь, на праздничный, свадебный или банкетный стол. Густые, как варенье, фруктовые чатни часто берут с собой в дорогу или на пикник. Их подают с лепешками и разного рода выпечкой. Как правило, чатни употребляют в маленьких количествах: 1-4 чайн. ложки на порцию. Если вы приготовили обжигающее чатни из кинзы, от одного запаха которого щиплет в носу, то тем, кто еще не привык к острому, вполне хватит двух чайных ложек, тогда как нежное чатни из кешью можно смело раздавать по четверти стакана. В чатни обоих видов часто добавляют различные сорта острого зеленого перца. Какого сорта перец и сколько вы будете класть в чатни, зависит от вашего вкуса. Идеальное чатни должно быть таким острым, чтобы его почти невозможно было держать во рту, и таким сладким, чтобы от него невозможно было оторваться..


Если ваша кожа чувствительна к раздражителям, разделывайте острый перец в резиновых перчатках; если же кожа нормальная, можно просто смазать руки растительным маслом. Попробуйте варьировать сорта острого перца. Помните: чем меньше по размеру стручки перца, тем он острее.

Рецепт №1: Томатное чатни

Томатное чатни по виду напоминает кетчуп, но оно намного вкуснее.


Время приготовления: 40-50 мин

Ингридиенты:
• 8 спелых помидоров
• 4 ст. л. воды
• 2 ст. л. топленого масла
• 2 ч. л. семян горчицы
• 2-3 стручка свежего острого перца, мелко наре
• 1 палочка корицы дл. 5 см
• 1 ч. л. семян кумина
• 2 ч. л. молотого кориандра
• 1 ст. л. натертого свежего имбиря
• 5 гвоздик
• 2 лавровых листа
• 1 щепотка асафетиды
• 1 ч. л. соли
• 4 ст. л. сахара
Бланшируйте помидоры, очистите их от кожицы и разомните, добавив 4 ст. л. воды. В кастрюле среднего размера нагрейте топленое масло на умеренном огне и бросьте туда семена горчицы. Прикройте крышкой. Когда семена горчицы перестанут трещать, добавьте к ним остальные специи, кроме асафетиды. и жарьте, помешивая, в течение одной минуты. Положите туда же помидоры, асафетиду и соль. Варите без крышки на медленном огне 20-30 мин, периодически помешивая. Вначале помешивайте время от времени, по мере загустения приправы делайте это чаще, пока в приправе почти не останется жидкости.
Продолжая мешать, добавьте сахар и увеличьте огонь. Мешайте более энергично еще 5 мин, пока чатни не загустеет и не станет по консистенции таким же, как густой томатный соус Выньте гвоздику, лавровый лист и палочку корицы. Переложите чатни в чашу и дайте остыть. Томатное чатни подходит практически к любому блюду или закуске.

Рецепт №2: Яблочное чатни

Хорошее яблочное чатни можно приготовить из яблок любого сорта. Выбирайте только твердые и спелые яблоки. Очень крупные и рыхлые яблоки не подходят для этого блюда.

По этому рецепту можно приготовить также чатни из других фруктов: персиков, слив, абрикосов, манго, гуавы, крыжовника и черной смородины. Если хотите, можете исключить асафетиду и уменьшить количество перца.
Время приготовления: 30 мин
Ингридиенты:

• 6 яблок среднего размера
• 4 ст. л. топленого масла
• 2 ч. л. натертого свежего имбиря
• 2 палочки корицы длиной 5 см
• 1 ч. л. семян аниса
• 50 г нзюма (но желанию)
• 2-3 стручка сушеного острого перца, раскрошенных
• 5 гвоздик
• 1 ч. л. куркумы
• 1 щепотка асафетиды (но желанию)
• 4 ст. л. воды
• 4 ст. л. сахара
Вымойте яблоки, очистите их и удалите сердцевину. Нарежьте яблоки на мелкие кусочки. Нагрейте в кастрюле топленое масло. Когда оно задымится, бросьте туда имбирь, палочки корицы, семена аниса, перец и гвоздику. Поджаривайте, помешивая, пока семена аниса не потемнеют (около 30 сек). Добавьте куркуму и асафетиду и затем нарезанные яблоки. Помешивайте 5-6 мин, пока яблоки не зарумянятся. Добавьте воду.
Накройте крышкой и варите около 15 мин, часто помешивая, пока яблоки не станут совсем мягкими. Разомните их в кастрюле. Добавьте сахар, увеличьте огонь и постоянно мешайте, пока приправа не загустеет. Удалите палочки корицы и гвоздику. Подавайте с горячими пури, с рисом или со сладостями в конце еды.
Рецепты взяты из книги «Ведическое кулинарное искусство» Адираджи даса.

Бадьян


Соплодие бадьяна представляет собой розетку в виде 8, а иногда 7, 9, 10 или 12 лучевой звезды. Каждый луч представляет собой деревянистую, твёрдую на ощупь лодочку с семенем внутри.

Вкус бадьяна сладковато-горький. Запах напоминает анис. В отличие от которого лишён приторности и изменяется в процессе тепловой обработки по причине присутствия эфирного масла — сафлор.В редких случаях Бадьян может быть заменён анисом.По вкусу он острый, горький и вяжущий, увеличивает Вата дошу, балансирует Питту и Кафу .Бадьян лечит кашель, помогает вернуть охрипший или пропавший голос.Оказывает противовоспалительное, ветрогонное действие,противоспазматическое действие и улучшает деятельность желудка. Разжижает мокроту,уменьшая Кафу в легких, способствует отхаркиванию.Особенно рекомендуется бадьяновый чай детям: при потере аппетита, и поносах у маленьких детей, у которых режутся зубы, а также как успокаивающее средство.

Бадьян является сильным антигриппозным природным компонентом, используемым в медицине. Эта пряность является важнейшим компонентом лекарственного средства Тамифлю, признанного ВОЗ наиболее эффективным лекарством от нового гриппа («свиного гриппа»)

( Из книги Евгения Нартова «Пряности для кулинарии и здоровья» (265с.,Цена 25грн)

Подробнее о свойствах бадьяна и других специй- в разделе сайта «Специи»http://www.ayurvedar.com.ua/specii.htm

Приглашаем Вас полистать электронную подшивку альманаха

«Золотой Век»


http://www.ayurvedar.com.ua/zolotoivek.htm
**************************************************************

Пожелания и замечания по рассылке Вы можете направлять

на адрес: E-mail: ayurvedar@gmail.com

С пожеланиями Вам добра и удачи ,



Команда «Ayurvedar»

*******************************************************************

Достарыңызбен бөлісу:




©dereksiz.org 2024
әкімшілігінің қараңыз

    Басты бет