Базгиевский сельсовет



Дата15.07.2016
өлшемі98 Kb.
#201930
Базгиевский сельсовет
Центр – с. Базгиево (Базгыя).

Организован в 1918 году. В соответствии с протоколом заседания Башкирского УИК от 9 мая 1937 года данный сельсовет разделен на два: Киртлявлинский и Базгиевский. В 1953 г. произошло их объединение.

Представителями исполкома сельского Совета работали:

Платон Иванов, Александр Степанов, Михаил Прокопьев, Александр Антипов, Кузьма Степанов, Иван Прокопьев, Степанова А.Т., Ибатуллин М., Валиуллин М., Н. Хамидуллин (1935-36.), Галиуллин (1939),Багаутдинов (1941), Аминев Х. (1946-50),Валеев Н.С.(1951-52), Игнатьев Ф. (1953-54), Рапиев А.М.(1955-65), Бадухшанов В.Х.(1965-75), Максимов А.В.(1972), Афанасьева Д.Г.(1975-79), Сафиуллина Г.А. (1979-81),., Сунагатуллин А.Х.91981-82), Игнатьев Б.Ф.(1986-89), (1993-97), Ханов Т.Г. (1989-92), Хусаинов Т.З.(1997-2006). С 2006 года у руля сельского поселения стоит Ф.Ф. Галиуллин.

Среди населения большим уважением пользовались Рапиев А.М. (работал в 1955-65 годах), Бадухшанов В.Х.(1965-75 гг.), Игнатьев Б.Ф. (1986-1997 гг.).

Долгие годы плодотворно трудились секретарем Совета Миннимухаметова Ф.А. и Курбангалиева З.Х. Председателями исполкома Кир-Тлявлинского сельского Совета работали: Х.Х.Хусаинов (участник перво мировой войны и борьбы с контрреволюцией), Саитгареев М., Хамидуллин Н.К., Файзуллин, Багаутдинов С., Габидуллин М., Валиуллин М., Мухаррямов К.М.


с. Базгиево.(Базгыя)
Чувашские поселения возникли гораздо позже марийских. Село Базгиево при одноименной речке было основано на основе договора кыр-еланцев, данного чувашским крестьянам. Обратим внимание на его текст: «1762 года месяца Мухарряма 3 дня, т.е. июля 18 дня, дали сие татарское письмо Уфимского уезду Казанской дороги на вотчинной Кир-Еланской волости поселившимся чувашам на устье р. Базгия мы Уфимского уезду Казанского дороги Кыр-Еланской волости башкирцы деревни Тюменяковой Бикташ Тюменяков (тамга ), деревни Япраковой Темкей Кузеев ( ) да Елуш Япрыков ( ), Каскин Кутлумбетов ( ), Сейдык Сагундуков (это Суюндук Сагындыков), Умтей Кугушев ( ), Байгази Елушев ( ), д. Юмады Аптыкай Актов ( ), Тляк Тлявкеев, все мы, соединясь, отдали упомянутой нашей Кыр-Еланской волости землю по р. Базгия на правий стороне едучи по оной речке вверх близ речки Базгия называемой Кушкаен, от той Кушкаен до Челуклы Кувак и до Опикеевой Осиир, от тий Челуклы Кувак по араме до той Ханской дороги, доехав до оной дороги, поворотя по арке…».

Чуваши – первоперселенцы Алка Яшуткин, Емелка Федоров, Иван Илдияров с «товарыщи» поселились по р. Базгия с правом пользования землей «из платежа оброка ежегодно с двора по 10 коп.». Чувашских крестьян поселили на 20 лет. В 1770 году на такой же срок припустили новую группу чувашских крестьян из д. Сердык во главе с Алексеем Андреевым с условием уплаты башкирам по 10 коп. с двора в год. Перед истечением срока первого договора он был возобновлен 28 августа 1778 года. Его тест был опубликован. Вот его содержание: «… Уфимского уезду, Казанской дороги, Кыр-Иланской волости, команды старшины Аптикея Московова поверенные от мирских людей той волости башкирцы деревень Епраковой Сююндюк Сагиндыков, Тюменяковой Баязит Бикташев, будучи здесь в городе Уфе, дали от Уфимских крепостных дел сию запись по поверенному от товарищей наших общих вотчинников Бикташа Тюменякова с товарыщи, всего 5 дворов, письму живущим на земле нашей Уфимского ж уезду, деревни Базгиевой ис чюваш новокрещенам Алексею Андрееву, по чуваски Алие Яшуткину, Григорию Иванову, по чуваски Григорию ж Токтамышеву да Михайле Федерову с товарыщи, приписанным в ведомство здешней провынцы платежей подушных денег и прочих податей, в том, что отдали мы, поверенные, и товарыщи наши участвующие, всего в 5 дворах, башкирцы Бикташ Тюменяков, Сатыкай Тимикеев, Умютей Кулушев, Сагит Тимикее, Мухамет-Шарип Зиянов со общего согласия, всего 20 дворам, жалованную от предков ее императорского величества и доставшую нам во владение после дедов и отцов наших землю по назначенным в договорном за волостного печатью письме межам и урочищам, состоящую в Кыр-Иланскую волости по правую сторону речки Базгие, а именно: перевая межа с состоящих двух берез по той речке Базгие на мост, который им, новокрещенам, мостить, а от оного на Аргушскую дорогу, и тою дорогою итти на Чикеевский мост, которой также мостить им, новокрещенным, и от того моста правою стороною по течению воды итти вниз, и оттоль до березнику, называемого Шар-кайн, а от того березнику на большую дорогу на Старые ворота, не переходя большую дорогу, от оной дороги идти на состоящей на устье речки Базгие мост, а от того мосту по той Базгие речке правой стороной до выше писанных двух берез, с пахотною землею, с лесом, с сенными покосами, хмелевым щипанием впредь на 30 лет ис платежа им, новокрещеным, нам, владельцам, оброка с каждого двора по 10 коп. на год. И в тех межах им, чювашам, всем довольствоваться, только бортей не делать, зверей не побивать и сверх 20 дворов им самим никого без согласия нашего не пропускать…». Договор предусматривал возможность его продления в будущем.

Приводим таблицу о росте села.


годы

количество

чувашей

ясачных татар

домов

население

1795

93 муж.,100 жен.

9 муж., 6 жен.

4 ясачных татар, 38 чув.

208

1816

109 муж.

9 новокрещен.

30

-----

1834

116 муж.

-----

35

-----

1850

156 муж.

-----

-----

-----

1870

333 жит.

-----

61

333

1920

442 муж.,450жен

-----

146

892

1939




-----

-----

899

1959










833

1979










558

1989










456

2002










490

В настоящее время население села смешанное, 45 % - чуваши, 55 % - татары и башкиры. Местные чуваши говорят на татарском языке. После перепеси 1795 года случился пожар и вся деревня сгорела.

В 1885 г. здесь было открыто годичное начальное училище, в котором через 10-11 лет обучались 33 мальчика и 1 девочка. В 1893 г. открылась церковь. В 1920 году была изба-читальня, сельский клуб открыт в октябре 1924 года. В первой половине XX века в селе работали базар, сельпо, имелись мельницы. В 1926 году в деревне образовали ТСОЗ (товарищество по совместной обработки земли), а в 1929 году был организован колхоз «Заря». В 1936 году до деревни проведена телефонная линия. Нынче функционируют средняя школа, СДК, филиал центральной библиотечной системы, ФАП, районный дом престарелых, детский сад «Василек», отделение почтовой связи, магазин и другие торговые точки. Село является центром СПК им. Егорова, производственные объекты – МТМ и МТФ. Установлен обелиск в честь павших в ВОВ.

В 2007-2008 годах уроженец деревни, бывший учитель и директор местной среднй школы, редактор районной газеты, крупный историк Николай Александрович Фомин выпустил объемистый трехтомник по истории села. В первом томе под названием «Деревенька ты моя, деревенька…» содержится большой фактический материал ни только о истории одного села, но и района.


Д. Алмаш.
Деревня расположена на красивом месте. Основана в 1929 году. Первыми переселились 10 семей из д. Букаево нынешнего Туймазинского района. В 1930 г. организовали колхоз, все жители трудоспособного возраста активно вступили в колхоз. Была МТФ, конюшня. 22 человека участвовали в ВОВ, вернулись 11.

Динамика народонаселения д. Алмаш такова: в 1959 г. – 111 жителей, в 1979 г. – 61, в 1989 г. – 40, в 2002 г. жили 27 человек. Население состоит из татар и башкир. Многие годы деревня не имела нормальную связь с остальными населенными пунктами, отсутствовали полотно дороги с гравийным покрытием, телефонная связь, школа, производственные и социальные объекты.


Д.д. Старые Тлявли и Кир-Тлявли.
К Канлинской волости относились три деревни: Старые Тлявли, Кир-Тлявли, Нуреево. Сегодняшняя деревня Старые Тлявли по р. Сюнь возникла по договору башкир Канлинской волости с татарами, заключенному в 1702 году и возобновленному в 1750 году. Название от антропонима. С 1783 года татары вышли из своего ясачного сословия и перешли в новое – тептярское. В начале XX века из коренной деревни образовался выселок, переросший в самостоятельное поселение под названием Кыр-Тлявли (нынче Кир-Тлявли) или Новые Тлявли.

О развитии коренной деревни приводим таблицу.




домовгоды

количество




1762тептярей

60 муж., яс. татар

-----

1783

93 муж., 84 жен.

-----

1795

103 муж., 90 жен.

31

1816

248 муж., 239 жен.

69

1859

301 муж., 298 жен.

121

1870

324 муж., 322 жен.

122

1920

681 муж., 707 жен.

284

1939

198 муж. +237 жен. = 435

-----

1959

122 муж. +149 жен. = 271

-----

1979

138 муж. +190 жен. = 328

-----

1989

140 муж. +168 жен. = 308

-----

2002

144 муж. +169 жен. = 313

-----

В восстании Е. Пугачева участвовали 60 тлявлинцев. В 1870 г. в деревне функционировали мечеть, три водяных мельниц. В 80-х годах XIX века открывается медресе, где обучали до 110 шакирдов. В 1913 году открывается платная школа.


Динамика народонаселения д. Кир-Тлявли.


годы

количество жителей

1939

323 муж. +343 жен. = 666

1959

187 муж. +240 жен. = 427

1979

185 муж. +237 жен. = 422

1989

134 муж. +153 жен. = 287

2002

119 муж. +118 жен. = 237

В 1918 году создается первая коммуна «Искра». Первыми ее членами были Рафгетдин Габдрахманов и Мухитдин Мутеев.

К 1922 году в коммуне насчитывалось восемь дворов. Тогад она называлась сельхозартель имени Шаймухаметова, позднее, в 1926 году, артель «Кызыл чулпан». Эта артель состояла уже из 32 дворов, имела свой устав. скоро члены этой артели выделились из Тлявли, организовав поселок Кызыл-Чулпан при Нуреевском сельсовете.

А позднее, в 1929 году 11 семей старотлявлинцев объединились в колхоз «Урняк», а 26 семей киртлявлинцев – в колхоз «Кызыл-байрак». Сегодня в деревне Старые Тлявли находятся правление СПК «Агидель» (им. Калинина), средняя школа, СДК, филиал Центральной библиотечной системы, детский сад «Солнышко», ФАП, магазины и другие торговые точки. Производственные объекты – МТФ и МТМ. В 2000 году открыть молокоприемный пункт ООО «Туймазымолоко». Установлен обелиск М.И. Калинина.


Д. Старый Тамьян.
Деревень под названием Тамьян было несколько. одна из них Старый Тамьян по р. Сюнь. Она упоминается в опубликованных документах за 1761 год, при которой тогда имелась мельница. В полуверстах от деревни была найдена медная руда для будущего Курганского завода («Материалы по истории БАССР», т.4, ч.2, стр. 207). Название деревень происходит от этнонима – названия башкирской Тамьянской волости. В одном «реестре» за 1730 г. перечисляется расположенные по рекам Ику и Сюни башкирские волости, в числе которых Тамьянская. Была известна не только волость, но и деревня такого же названия. После подавления восстания 1735-1740 г.г. волость исчезает, а деревня становится этнически смешанной: жили здесь и башкиры, уже лишенные вотчинного права, и припущенные кыр-еланцами татары. Они все назывались тептярями. В 1797 г. была припущена еще одна группа тептярей.

Развитие деревни



годы

количество

38муж., 16жен.18муж., 13 жен.14

тептяри

башкиры

татары

домов

18161795

80 муж.

39 муж.







1834

211муж., 180жен.










1859

припущенники 165муж., 182 жен




1870

-----

197муж., 142 жен.




65

1920

372 муж., 369жен.







150

1939

-----




316м.+361ж.=677




1959

-----




213м.+266ж.=479




1979

-----




201м.+237ж.=438




1989

-----




132м.+145ж.=277




2002

число жителей 218 человек

Одним словом, среди тептярей деревни были и башкиры, и татары. В деревне еще в 1870 году были построены мечеть и три водяных мельниц. В 1930 году создали объединенный с д. Тархан колхоз, а с 1954 г. – самостоятельный колхоз «Ударник».

В настоящее время имеется сельский клуб, установлен обелиск в честь павших в ВОВ. Деревня входит в состав СПК им. Калинина.
Д. Новый Тамьян.
Она была самой ранней из чувашских деревень. Основана на бывшей территории башкирской Тамьянской или Старотамьянской волости, ставшей неотъемлемой частью Канлинской волости. Чувашские крестьяне заключили с башкирами Канлинской волости договорную запись, оформленную 10 июля 1739 г. с обязательством уплаты вотчинникам по 10 копеек со двора в год. Среди ее первых жителей были и ясачные татары, между прочим, в 1762 году её жителями были указаны лишь татары, которые находились среди повстанцев-пугачевцев. Затем среди поселенцев можно было увидеть и чувашей, и татар. С IV ревизии 1788 г. все жители назывались тептярями. Следует подчеркнуть, что д. Чуваш-Тамьян – это единственное чувашское поселение района, где жители его стали тептярями.

Развитие деревни показываем в таблице:




годы

количество

чуваши

ясач.татары

тептяри

домов

жителей

1762

-----

50 муж.

-----

-----




1783

61 м., 73 ж.

-----

-----

-----




1795

91 м., 89 ж.

-----

-----

-----




1816

161 м., 168 ж.

-----

-----

52




1834

-----

-----

191 муж.

-----




1870

-----

-----

192 м., 203 ж.

68




1920

397 м., 410 ж.

-----

-----

143




1939













676

1959













403

1979













318

1989













245

2002













228

В 1870 г. действовали мечеть и при ней религиозное учебное заведение («училище»). Деревня владела 3 мельницами. В официальных статистических сведениях о селениях, входящих в район, за 1870 год имеются такие слова и цифры: «д. Чуваш-Тамьянова, дворов 62, число жителей 395, мечеть, училище, мельниц водяных 2.» Деревня до 1996 года носила официальное название – Чуваш-Тамьян. 29 октября 1996 года ей присвоено название Новый Тамьян. В период коллективизации создали колхоз «Комбайн», затем деревня вошла в состав колхоза им. Чапаева. В настоящее время в деревне имеется сельский клуб, рядом – МТФ. Деревня входит в состав СПК им. Егорова. Из территории данного сельсовета в связи с выездом населения за пределы территории в 1968 году исключены татарская деревня Чияликуль, в 1976 г. русская деревня Ново-Михайловка (Таш-Купыр). По переписи 1920 года в них проживали соответственно по д. Чияликуль – нет данных, а в Ново-Михайловке – 254 человека, в 1939 г. – 90 и 265, в 1959 г. – 28 и 91.



История деревни Михайловка такова:

По купчей крепости от 5 октября 1899 года крестьяне Самарского уезда Самарской губернии, составив общество в Багадинской волости Белебеевского уезда приобрели землю от землевладельца Леонида Васильевича Жнатского 1189 десятки земели и приговором от 23 декабря 1899 года возбудили ходотайство об образовании самостоятельного сельского общества «Ново-Михйловский» («Таш Купер»). Первым жителем селения были 38 домохозяев.

Достарыңызбен бөлісу:




©dereksiz.org 2024
әкімшілігінің қараңыз

    Басты бет