Бессменно руководящая страной партия Народное движение за освобождение Анголы /мпла/ теперь обладает подавляющим большинством депутатов, что позволяет ей, при необходимости, в одиночку изменить конституцию страны



Дата23.06.2016
өлшемі32.5 Kb.
#154957
@ЗАГОЛОВОК = Ангола: упрочение позиций правящей партии, 2 части

@АВТОР = /Андрей Поляков, корр. ИТАР-ТАСС в Лиссабоне/

Первые за 16 лет парламентские выборы в Анголе, прошедшие 5 сентября, упрочили позиции правящей партии и укрепили перспективы мирного и стабильного будущего этой богатейшей страны Африки и региона в целом.

Бессменно руководящая страной партия Народное движение за освобождение Анголы /МПЛА/ теперь обладает подавляющим большинством депутатов, что позволяет ей, при необходимости, в одиночку изменить конституцию страны.

Она серьезно усилила свои позиции как внутри страны, так и в глазах международного сообщества, чьи наблюдатели подтвердили законность ее победы.

Извечный соперник, бывшая повстанческая группировка УНИТА, признав поражение еще до объявления официальных итогов, похоже, окончательно порвала с партизанским прошлым и всерьез намерена ограничиться политическими способами ведения борьбы за власть. Такая позиция впервые в истории Анголы открывает перед ней реальные перспективы мирного и стабильного развития. До сих пор существовала, хотя и постоянно уменьшавшаяся, опасность того, что страна, одна из самых влиятельных на Черном континенте, все же может вновь скатиться в пучину военного конфликта, который раздирал ее больше трех десятилетий.

Полные результаты, позволившие оценить положение на ангольской политической сцене, появились лишь спустя почти две недели после выборов.

Изменения оказались более чем значительными. Главное из них состоит в том, что ныне, в отличие от 1992 года, МПЛА полностью господствует в умах и сердцах ангольцев, оставив на долю оппозиции роль небольших, в значительной степени региональных структур.

Официальный представитель Национальной избирательной комиссии Адау де Алмейда сообщил, что депутаты нового состава Национальной ассамблеи /парламента/ Анголы будут приведены к присяге 30 сентября. Это значит, что у оппозиции не осталось шансов добиться пересмотра итогов выборов, хотя такие попытки были. В частности, УНИТА попыталась оспорить результаты голосования в столице Луанде. Проиграв всухую, она подала протест в Национальную избирательную комиссию, доказывая, что задержка с открытием некоторых участков и другие организационные неурядицы, вынудившие продлить выборы еще на день, были умышленными акциями, с помощью которых правящая партия пыталась добиться нужных ей показателей.

Тактика успеха не принесла. Комиссия отказалась рассматривать протест из-за процедурной ошибки, допущенной УНИТА при его подаче. По закону, такого рода петиции должны подавать не партии, а конкретные кандидаты или избиратели, которые сочли, что их права были ущемлены. Но даже если бы протест был рассмотрен и удовлетворен, он мало что изменил бы в итоговом раскладе. Слишком уж уверенной была победа правящей партии.

Таким образом, уже в октябре Ангола может получить новый парламент, в котором бессменно правящая партия МПЛА будет иметь подавляющее большинство голосов. На предыдущих парламентских выборах, состоявшихся в 1992 году, победитель получил 129 из 220 кресел. Занявшая второе место УНИТА провела 70 депутатов. Теперь МПЛА, заручившись поддержкой 81,73 проц. избирателей, будет располагать в парламенте 191 местом, а кандидаты главного соперника, УНИТА, получившей 10,38 проц., смогут занять лишь 16 кресел.

Тяжелое поражение на первых с 1992 года парламентских выборах стало сильным ударом для оппозиционеров, которые хотя и не питали особых иллюзий относительно возможности победить МПЛА, все же, надеялись на более благоприятный исход. Кризис стал очевиден на состоявшемся 18-19 сентября расширенном заседании постоянного комитета Политкомиссии УНИТА. Оно проходило в городке Виана, расположенном в 20 км от Луанды.

Предполагалось, что члены Политкомиссии могут выразить недоверие президенту партии Исаяшу Самакуве. Но этого не случилось. В отставку он не ушел, а орган подтвердил доверие своему лидеру. Проигравшие, за неимением лучшего, решили сыграть в благородство и поблагодарили ангольский народ за активное участие в выборах, ставших "началом нормального функционирования институтов страны".

Заявление чрезвычайно важно тем, что ранее УНИТА никогда не признавала поражений и отвечала на них возобновлением гражданской войны. Вооруженную борьбу с МПЛА группировка начала вскоре после возникновения в 1966 году.

После провозглашения независимости Анголы от Португалии в ноябре 1975 года боевые действия значительно активизировались при поддержке США и режима белого меньшинства ЮАР, стремившихся свергнуть МПЛА, которая ориентировалась на СССР.

Предыдущие многопартийные выборы, прошедшие в 1992 году, проводились под наблюдением ООН. Но даже это обстоятельство не смогло остановить УНИТА. Партизаны обвинили МПЛА в подтасовках и вновь взялись за оружие.

Добиться мира правящая партия смогла только в 2002 году, когда вооруженные силы не только нанесли формированиям УНИТА ряд сокрушительных поражений, но и уничтожили основателя повстанческой группировки Жонаса Савимби.

"Африканский партизан номер один", получивший личное напутствие Рейгана во время визита в Белый дом и сотрудничавший с южноафриканским режимом апартеида, всегда был главным препятствием на пути к прекращению гражданской войны. Маниакально одержимый стремлением во что бы то ни стало стать президентом страны, он не считался ни с какими препятствиями. Ради достижения своей цели Савимби был готов скитаться по саванне еще не одно десятилетие, продолжая гражданскую войну. Как выяснилось, на выборы 1992 года этот сильный лидер, смертельно зараженный жаждой власти, пошел только потому, что был уверен в собственной победе.

Без непреклонного Савимби УНИТА быстро подписала мирное соглашение, позволила себя разоружить и преобразовалась в политическую партию. Памятуя об антисоветском прошлом группировки, ее всячески поддерживали западные СМИ и правозащитные организации, хотя в действительности бывшие партизаны годятся на роль демократов не больше, чем красные кхмеры. Савимби натравливал против своих потенциальных соперников охотников на ведьм /профессия, до сих пор существующая во многих африканских странах/.

Выявление этими экзорсистами людей, якобы одержимых нечистой силой и опасных для окружающих, оканчивалось обычно их уничтожением. Показательно и то, что на обширных территориях, которые УНИТА контролировала в течение многих лет, не существовало и намека на деятельность оппозиционных организаций.



Зарубежные пропагандистские усилия, направленные на то, чтобы обелить экс-повстанцев, оказались напрасными. Их не хватило даже для сохранения лица группировки - УНИТА проиграла во всех, без исключения, 18 провинциях, в том числе на родине Савимби, в Бие, где она получила только 18 процентов голосов. В соседней Уамбо, также считавшейся оплотом экс-партизан, результат был еще хуже - 13 процентов.

/следует/

Достарыңызбен бөлісу:




©dereksiz.org 2024
әкімшілігінің қараңыз

    Басты бет